Форум » Дискуссии » подлодки -связь,гидроакустика » Ответить

подлодки -связь,гидроакустика

milstar: В морскую воду поле может проникать до глубины 60-70 м на частоте 50-100 Гц. 1. Расположенная на Кольском полуострове антенна "Зевс" единственный действующий объект этого типа. Антенна представляет собой две параллельные линии электропередачи длиной 60 км каждая Начальник Связи Военно-Морского Флота http://www.rit.informost.ru/rit/3-2002/4.pdf ------------------------------------------------------------ 2. Три года немецкий трофей хранился на складах связи под Ленинградом, а в 1949 году было решено восстановить чудо вражеской научной мысли. Местом дислокации «Голиафа» была выбрана пойма реки Кудьмы в Кстовском районе нынешней Нижегородской области. За три года на новом месте полностью восстановили всю систему радиостанции, и 27 декабря 1952 года она впервые вышла в эфир в Советском Союзе. Антенно-мачтовое устройство - сооружение поистине исполинское. Оно состоит из трех зонтичных антенн, включенных параллельно. Каждая антенна под названием «Зенит» представляет собой в плане шестигранник со стороной 600 метров. Антенные полотна, выполненные из сталеалюминиевых проводов, подвешены на 18 мачтах решетчатой конструкции. Мачты эти - поистине чудеса инженерной мысли! 12 периферийных и 3 угловые - высотой 260, а 3 центральные «иглы» - 312 метров. «Сердцем» 338-го узла связи ВМФ, бесспорно, является 1000-киловаттная сверхдлинноволновая радиостанция с диапазоном волн 5.000 - 25.000 метров, предназначенная для обеспечения дальней связи и управления подводными лодками и кораблями, а также для передачи сигналов точного времени и эталонных частот для нужд Министерства обороны РФ. Сама станция носит гордое имя «Прометей»: по традиции, идущей от «Голиафа», всех его младших собратьев называют именами греческих богов. (кригсмарине слышали команды станции во всей Северной и Центральной Атлантике на глубинах до 28 метров, а в Индийском океане в районе острова Мадагаскар - на глубине 18 метров.) http://old.redstar.ru/2008/06/11_06/3_04.html ------------------------- 3. Прежде чем выйти на местность, слушаем рассказ о радиостанции и смотрим на ее макет. Даже в уменьшенном виде «Антей» впечатляет: 15 периферийных и 3 центральные мачты держат в сотнях метрах над землей 900-тонное антенное полотно. Стальные тросы кажутся легкой паутинкой, которая раскинулась на площади в 400 га. И ведь все это сложное устройство надо поддерживать в исправном состоянии. В любую погоду специалисты поднимаются на эти высоченные мачты для осмотра полотна. Высота периферийных мачт - 270 метров, центральные - на 35 метров выше. Техздание номер один - важнейший объект станции: ведь именно здесь находится передатчик мощностью 1.000 кВт. http://old.redstar.ru/2008/05/14_05/2_02.html ############ В 1977-1984 годах проект был реализован в менее абсурдной форме в виде системы Seafarer («Мореплаватель»), чьи антенны располагались в местечке Клэм Лэйк (шт. Висконсин) и на базе ВВС США «Сойер» (шт. Мичиган). Рабочая частота американской КНЧ-установки – 76 Гц (длина волны 3947,4 км). Мощность передатчика Seafarer – 3 МВт. Система была снята с боевого дежурства в 2004 году. https://topwar.ru/31764-kak-svyazatsya-s-podvodnoy-lodkoy.html Созданный в конце 1970-х годов на базе противолодочного самолета Ту-142 (который, в свою очередь, является модификацией стратегического бомбардировщика Т-95), «Орел» отличается от прародителя отсутствием поисковой аппаратуры – взамен на месте первого грузового отсека находится бобина с буксируемой 8600-метровой антенной ОНЧ-радиопередатчика «Фрегат». Помимо сверхдлинноволновой станции, на борту Ту-142МР имеется комплекс аппаратуры связи для работы в обычных диапазонах радиоволн (при этом самолет способен исполнять функции мощного КВ-ретранслятора даже без подъема в воздух). Известно, что по состоянию на начало 2000-х годов несколько машин данного типа все еще числились в составе 3-ей эскадрильи 568-го гв. смешанного авиаполка авиации Тихоокеанского флота. Вид «Голиафа» потрясает воображение: передающая ОНЧ-антенна состоит из трех зонтичных частей, смонтированных вокруг трех центральных опор высотой 210 метров, углы антенны закреплены на пятнадцати решетчатых мачтах высотой 170 метров. Каждое антенное полотно, в свою очередь, состоит из шести правильных треугольников со стороной 400 м и представляет из себя систему стальных тросов в подвижной алюминиевой оболочке. Натяжение антенного полотна производится 7-тонными противовесами. Максимальная мощность передатчика – 1,8 Мегаватт. Рабочий диапазон 15 – 60 кГц, длина волн 5000 - 20 000 м. Скорость передачи данных – до 300 бит/с.

Ответов - 23, стр: 1 2 All

milstar: Средства гидроакустической связи Военно-морские силы / 22 декабря 2015, 19:32 http://zvo.su/VMS/sredstva-gidroakusticheskoy-svyazi.html Станции AN/UQC всех разновидностей имеют единую несущую частоту 8,0875 кГц, принятую в качестве стандартной в ВМС стран НАТО и других капиталистических государств. В целях максимального уменьшения ширины полосы пропускания используется однополосная телефония с амплитудной модуляцией сигналов (нижняя боковая полоса с подавленной несущей частотой). В результате в воду излучаются сигналы в полосе частот 8,5—11,7 кГц мощностью 100—120 Вт. Некоторые образцы станций связи AN/UQC могут работать и в режиме телеграфии. В этом случае осуществляется частотная модуляция (манипуляция) сигналов (сдвиг частот 800 Гц), что, по мнению зарубежных специалистов, способствует повышению помехоустойчивости связи. Поскольку конструкция имеющихся образцов станций не одинакова, то существенно различаются их габариты и вес. Так, в станциях, выпускаемых н последнем десятилетии, вес радиоэлектронных элементов был 9 — 17 кг, а занимаемый объём 7—29 дм3. Акустические антенны также небольших размеров. Во Франции аппаратура гидроакустической связи изготавливается фирмой «Томсон —CSF». Корабельная станция TSM-5120, выпускаемая этой фирмой, имеет стандартные параметры и размещается в едином блоке (размеры 49X24X39 см, вес 45 кг). Излучаемая мощность 1 кВт обеспечивает дальность связи до 30 км. Станция TSM-5110 (33x23x19 см, вес 6 кг) питается от аккумуляторных батарей и излучает мощность 100 Вт. Она может устанавливаться на кораблях и подводных лодках как стационарная, а также использоваться в переносном варианте.

milstar: И все же современные приемники света — фотоэлектронные умножители — позволяют фиксировать наличие солнечного света и на таких глубинах. Ведь самые чувствительные из этих приемников способны улавливать даже отдельные фотоны! Расчет показывает, что если в ясный солнечный день опустить такой приемник на глубину 1000 м, то в прозрачных водах (со значением показателя вертикального ослабления α=0,02 м-1) он будет регистрировать попадание примерно одного фотона в секунду. Солнечный свет проникает и на большие глубины. Глубины 1200 м достигнет лишь один фотон из каждых 10^24, падающих на поверхность моря; здесь наш приемник фиксировал бы попадание фотона примерно один раз в сутки. На глубине 1500 м — один раз в 300 лет! http://coollib.com/b/279274/read Вероятность проникнуть на дно Марианской впадины — самого глубокого места в океане — у фотона солнечного света настолько мала, что вряд ли такое событие произойдет хотя бы один раз за всю историю человечества.

milstar: Реальная дальность видимости в различных морях в условиях искусственного освещения определяется прежде всего отражательной способностью поверхности наблюдаемого предмета и прозрачностью воды и вряд ли может превышать 50–60 м. Интересные данные о видимости под водой при естественном свете недавно были опубликованы американским исследователем Р. Ф. Базби. Так, в районе Майами на глубине 305 м наблюдатели в батискафе могли видеть дно с расстояния 5–6 м. У берегов Калифорнии к западу от Сан-Диего на глубине около 185 м горизонтальная видимость колебалась от 9 до 15 м. Неожиданно хорошая видимость была отмечена у берегов Флориды, где с глубины 190 м можно было различить дно, находившееся на 55 м глубже. При наблюдениях под водой в условиях естественного освещения дальность видимости во многом зависит от угла, под которым рассматривается предмет. Вызвано это тем, что в верхних слоях моря, где свет еще не полностью рассеян, яркость фона в различных направлениях различна, что сказывается на величине контраста. Кроме того, это обусловливает и различие в яркости вуалирующей дымки в зависимости от направления. Исследования, проведенные О. А. Соколовым на подводной лодке «Северянка», показали, что в поверхностных слоях моря дальность видимости снизу в прозрачных водах может достигать величины 100 м и более.


milstar: Области применения. Гидроакустика получила широкое практическое применение, поскольку ещё не создано эффективной системы передачи электромагнитных волн под водой на сколько-нибудь значительном расстоянии, и звук поэтому является единственным возможным средством связи под водой. Для этих целей пользуются звуковыми частотами от 300 до 10000 гц и ультразвуками от 10000 гц и выше. В качестве излучателей и приёмников в звуковой области используются электродинамические и пьезоэлектрические излучатели и гидрофоны, а в ультразвуковой — пьезоэлектрические и магнитострикционные. Наиболее существенные применения гидроакустики: Для решения военных задач; 100 Гц 15 м 1000 км и более

milstar: http://www.niiatoll.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=80&Itemid=481

milstar: Были отмечены случаи распространения звука взрыва небольшой бомбы по подводному звуковому каналу от берега Австралии до Бермудских островов, то есть на расстоянии, равном половине окружности Земли. Существуют карты глубин залегания устойчивого звукового канала в океанах. Как правило, эти глубины в северных районах меньше, чем в южных. Так, на широте 10° в районе Маршалловых островов глубина залегания канала близка к 1 километру, а в районе Алеутских островов она не превышает 100 метров. Но во многих местах изолинии глубины залегания канала по земной поверхности имеют причудливые извилистые очертания.

milstar: http://resource.npl.co.uk/acoustics/techguides/seaabsorption/

milstar: Artic Transmission Loss ###################### 20 herz ,1000 km -110-120 db https://www.usna.edu/Users/physics/ejtuchol/documents/SP411/Chapter10.pdf

milstar: Underwater Laser Acoustic Source technology yielded an order of magnitude improvement in acoustic source level (to 235 dB), an https://www.nrl.navy.mil/content_images/2012Review/Acoustics_2012.pdf

milstar: Гидроакустический комплекс «Полином» Ядром противолодочного комплекса БПК является ГАС «Полином» - подкильная поисковая ГАС кругового обзора и целеуказания. Огромные размеры обеспечили высокие данные - в частности, дальность обнаружения цели типа ПЛ составляет 40-50 км, в то время как станции предыдущего поколения имели дальность примерно в 5-10 раз меньше http://toparmy.ru/rossijskaya-armiya/voyenno-morskoy-flot/bolshoj-protivolodochnyj-korabl-bpk-proekta-1155-tip-udaloj.html Корабли проекта 1155 имеют стальной корпус с удлиненным полубаком и большим развалом шпангоутов в носовой части для компенсации негативного влияния обтекателя ГАС «Полином». Надстройки изготовлены с широким применением легких (алюминиевых и магниевых) сплавов масса комплекса «Полином» почти 800 тонн, размер подводного обтекателя (более пяти метров диаметра и 30 м в длинны) потребовали особых обводов корпуса в носовой части.

milstar: http://www.oceanpribor.ru/text/27.htm http://www.oceanpribor.ru/docs/vinjetka-em-01.pdf

milstar: http://www.dtic.mil/dtic/tr/fulltext/u2/a538018.pdf

milstar: Состояние и перспективы развития систем гидроакустического наблюдения ВМС США ч1 (ч2) Капитан 1 ранга С. Пичугин Стратегической программой научных исследований и разработок передовых технологий в интересах ВМС США, рассчитанной на период с 2000 по 2035 год, предусматривается в качестве одной из основных достижение цели своевременного и надежного обеспечения сил флота всеобъемлющей информацией об обстановке на море в ходе ведения боевых операций. Эта задача решается с помощью современных систем и технических средств непрерывного и дискретного наблюдения во всех географических сферах, включая воздушную, надводную и подводную. В качестве ключевых и наиболее эффективных средств решения задач освещения подводной обстановки рассматриваются гидроакустические системы. Одновременно с совершенствованием существующих гидроакустических комплексов (ГАК) и станций (ГАС) проводятся НИОКР по созданию новых корабельных и стационарных систем гидроакустического наблюдения, нацеленных на надежное освещение подводной обстановки как в глубоководных океанских акваториях, так и в мелководных прибрежных зонах. Среди задач, решаемых с помощью стационарных и мобильных гидроакустических систем, наибольшее значение традиционно придается обеспечению противолодочной обороны (ПЛО) кораблей и оперативных формирований флота в море. Предполагается, что в настоящее время эта задача должна решаться не только в открытом океане против многоцелевых (ПЛА) и ракетных (ПЛАРБ) атомных подводных лодок, но и в более сложных гидрологических условиях прибрежных вод континентального шельфа. В пределах таких зон могут действовать современные дизель-электрические лодки (ДЭПЛ) среднего и малого водоизмещения, имеющие более низкие уровни первичного и вторичного акустических полей и потому менее заметные. В настоящее время для решения этих задач в США в рамках реализации программ развития противолодочных сил и средств значительное внимание уделяется формированию интегрированной системы освещения подводной обстановки IUSS (Integrated Undersea Surveillance System), объединяющей стационарные и мобильные комплексы дальнего гидроакустического наблюдения, боевого управления и связи в зонах действий передовых группировок ВМС. Система IUSS предполагает совместное использование обобщенной информации о подводной обстановке различными, в том числе удаленными или находящимися в подводном положении, абонентами, входящими в состав единой сети обмена данными. Вследствие сетевого объединения дискретных элементов систем дальнего гидроакустического наблюдения SOSUS (SOund Surveillance System), FDS (Fixed Distribution System), ADS (Advanced Deployable System) и буксируемых- корабельных SURTASS (SURveillance Towed Array Sonar System) система IUSS способна обеспечить не только первичное обнаружение целей, но также обработку и передачу данных с их параметрами для последующего наведения самолетов базовой патрульной авиации (БПА), подводных лодок, противолодочных кораблей или вертолетов. На маневренные противолодочные силы возлагается решение задач вторичного поиска (собственными гидроакустическими средствами с использованием данных стационарных систем) и обнаружения целей, слежения за ними, а при необходимости, в ходе военных действий - их уничтожения. Стационарная система дальнего гидроакустического наблюдения SOSUS была развернута на Атлантическом и Тихом океанах еще в начале 70-х годов прошлого столетия, в самый разгар «холодной» войны. Основное ее предназначение- обнаружение, определение местоположения и элементов движения атомных ракетных подводных лодок вероятного противника с помощью кабельной сети подводных гидрофонов, проложенной по дну океанов. Кроме решения этой основной задачи система обеспечивает вскрытие подводной обстановки в океанских районах и на противолодочных рубежах, обнаружение многоцелевых атомных и дизельных подводных лодок, слежение за ними на маршрутах развертывания и в районах боевого патрулирования, выработку исходных данных для целеуказания и наведения на них маневренных противолодочных сил и средств флота. Данные от подводных гидрофонов непрерывно поступают для обработки на береговые противолодочные центры, расположенные на Западном и Восточном побережьях США, анализируются для доклада командованию и затем распределяются через информационно-разведывательные центры оперативных флотов в передовых зонах. В настоящее время выделяются значительные средства на проведение работ по модернизации системы SOSUS. Основными направлениями ее совершенствования являются повышение возможностей береговых центров по обработке и анализу гидроакустических сигналов, а также замена устаревших технических элементов подводных гидролокаторов. В Атлантическом океане система SOSUS контролирует площадь до 15 млн км2 и включает около 10 береговых постов с антенными системами. На Тихом океане располагается восемь береговых постов с антеннами. Большинство из них функционируют в дежурном режиме без постоянного мониторинга подводной обстановки с готовностью к применению и возможностью получения данных в любое время. Позиционно-маневренная система дальнего гидроакустического наблюдения SURTASS предназначена для освещения подводной и надводной обстановки на океанских и морских театрах военных действий. Основой этой системы являются корабли гидроакустической разведки, оборудованные активно-пассивными гидроакустическими комплексами с гибкими протяженными буксируемыми антеннами. Эта система обладает достаточно высокой надежностью и эффективностью и дополняет систему SOSUS. По заявлению американских специалистов, экспериментальные дальности обнаружения ПЛА ВМФ РФ гидроакустическими станциями AN/UQQ-2, установленными на судах гидроакустической разведки, достигают 150 миль (278 км). Развитие позиционно-маневренной системы SURTASS в настоящее время идет по четырем основным направлениям: - совершенствование судов гидроакустической разведки; - улучшение технических характеристик буксируемых пассивных антенных решеток; - модернизация системы обработки сигналов и связи; - внедрение активных низкочастотных акустических средств. Устанавливаемое на океанографических судах (кораблях гидроакустической разведки) типа «Викториес» оборудование разработано с использованием коммерческих технологий и программного обеспечения, позволяющего улучшить возможности по обнаружению, уверенному распознаванию и определению координат надводных и подводных целей, в том числе в мелководных прибрежных зонах со сложными гидрологическими условиями. На современном этапе основные усилия сосредоточены на внедрении двухлинейной (ТВ-29В), а также низкочастотной активно-пассивной (LFA) буксируемых антенных систем. Активным элементом низкочастотной антенны LFA (диапазон рабочих частот 100-500 Гц) является буксируемый носитель с 18 излучателями ненаправленного действия с начальным уровнем звукового давления до 200 дБ. Благодаря реализуемым принципам излучения и технологиям формирования характеристик направленности акустическое поле всей решетки не превышает по величине звукового давления поля любого из отдельных ее элементов. Лепесток направленности антенны в горизонтальной плоскости составляет 360°, а в вертикальной - до 7° в зависимости от частоты. Дистанция обнаружения подводных целей в активном режиме достигает 70 км в зависимости от глубины места и гидрологических условий. Длительность одного активного излучения составляет 6-100 с, а период между излучениями -6-15 мин. В качестве приемного элемента используется штатная двухлинейная буксируемая акустооптическая решетка ТВ-29В, а также в перспективе будут применяться ТВ-33 и ТВ-34, поступление которых на замену антенных решеток ТВ-16 и -29А ожидается в 2011-2012 годах. Как отмечают разработчики, существенным преимуществом новой активно-пассивной системы является возможность работы в мультистатическом режиме совместно с вертолетными ОГАС HELRAS-1/2 и новыми буксируемыми антенными решетками гидроакустических комплексов (ГАК) подводных лодок и надводных кораблей ВМС НАТО и Австралии. Согласно результатам опытной эксплуатации полномасштабных образцов антенны LFA системы SURTASS на судах гидроакустической разведки (СГАР) «Кори Чест» и «Импекбл» (T-AGOS-23) и разработанным на их основе рекомендациям оптимальное функционирование такой системы может осуществляться при буксировке со скоростью 3-15 уз. Максимальная эффективность применения системы достигается при глубинах моря от 200 м до 2 км. При этом по соображениям безопасности допустимая глубина моря под центральным участком буксируемой системы (длина несущего кабеля-троса 335 м) не менее 122 м. Позиционная система прибрежного гидроакустического наблюдения FDS разработана для обнаружения подводных целей (малошумных ДЭПЛ, подводных аппаратов) в мелководных районах моря. Она состоит из подводного элемента UWS (Underwater Segment) и берегового центра обработки и анализа информации SSIPS (Shore Signal Information Processing Segment). Основу подводного элемента составляют закрепленные на дне протяженные линии гидрофонов. Разработка системы велась с использованием современных достижений в области гидроакустики, микропроцессорной и электронно-вычислительной техники, а также перспективных наработок в волоконно- и акустооптической областях. В настоящее время в рамках программы «Акустическое наблюдение» развернуты антенные поля системы FDS (большой протяженности) в Западной части Атлантического океана в районе п-ова Флорида. Разработан также вариант этой системы FDS-D (Deployable), предназначенный для быстрого развертывания в передовых прибрежных районах в целях обнаружения малошумных ДЭПЛ. На исследования, разработку и производство экспериментальных образцов системы FDS с начала 1988 года затрачено более 1,1 млрд долларов. Значительные усилия американских разработчиков сосредоточены на создании быстро развертываемой объединенной системы освещения подводной обстановки в прибрежной морской зоне. Предполагается интегрировать информационно-управляющие системы, активные и пассивные средства противолодочного наблюдения в единую иерархическую структуру с использованием оптоволоконных и спутниковых линий связи, а также поэтапно наращивать вычислительные и гидроакустические ресурсы. В связи с этим приоритетной задачей является создание выставляемой системы гидроакустического наблюдения ADS и обеспечение возможности ее развертывания с многофункционального корабля прибрежной зоны проекта LCS (Littoral Combat Ship). Продолжается внедрение перспективной оперативно развертываемой системы освещения подводной обстановки ADS, которая разрабатывается для многократного использования с НК и ПЛА. Она предназначена для обнаружения в прибрежных акваториях малошумных, в том числе сверхмалых подводных лодок и аппаратов противника, а также для вскрытия скрытных минных постановок. ADS будет иметь меньшие по сравнению с существующими образцами массогаба-ритные характеристики, а ее модульная архитектура позволит изменять конфигурацию в зависимости от поставленных задач и условий применения. В состав этой системы предусматривается включить три основных элемента: комплект средств подводного наблюдения, аппаратуру обработки поступающих данных, а также сменные специализированные автономные подводные модули разного типа и назначения. Комплект средств подводного наблюдения представляет собой антенную решетку общей длиной до 20 км, состоящую из отдельных секций. В каждую секцию входят гидрофоны (диапазон частот 20-1 000 Гц), приемники регистрации волнения моря и градиента давления воды, а также оптические датчики регистрации уровня освещенности в толще воды, соединенные между собой оптоволоконными линиями связи и имеющие автономное электропитание от аккумуляторных батарей. http://pentagonus.ru/publ/materialy_posvjashheny/2000_nastojashhij_moment/sostojanie_i_perspektivy_razvitija_sistem_gidroakusticheskogo_nabljudenija_vms_ssha/122-1-0-1585

milstar: В ходе флотских учений и испытаний на гидроакустическом полигоне в районе Ки-Уэст (Атлантическое побережье, штат Флорида) неоднократно подтверждена эффективность применения обширных полей выставляемых акустических средств разного типа, в том числе опытного образца системы ADS, контролируемых БЛА, а также подводными аппаратами гидроакустической и минной разведки. Кроме того, в рамках работ по развитию противолодочных средств прибрежной морской зоны в 2008 году в заливе Монтерей (Санта-Круз, штат Калифорния) успешно проведена серия демонстрационных испытаний, в ходе которых подтверждена высокая эффективность выставляемых самолетами БПА и с надводных кораблей полей автономных дрейфующих магнитоакустических векторных буев DADS длительного действия. В рамках этого направления исследований планируется отработать технологии создания беспроводных сетей контроля и управления полями автономных дрейфующих вертикальных антенных решеток ADLA (Autonomous Drifting Line Array), создаваемых на основе щелевых излучателей диаметром около 10 см и работающих на средней частоте около 1 кГц. На современном этапе развития системы IUSS выделяются следующие основные направления: - расширение зоны подводного наблюдения за счет включения в состав добывающих источников буксируемых гидроакустических систем - корабельной TACTAS (TACtical Towed Array Sonar) и подводных лодок STASS (Submarine Towed Array Sensor System); - совершенствование систем сбора, обработки и корреляции гидроакустической информации с данными других видов разведки; -модернизация существующих и создание новых систем наблюдения. Работы по совершенствованию системы проводятся фирмой OMI и направлены на: - объединение всех существующих позиционных и маневренных акустических систем в единый комплекс подводного наблюдения; -стандартизацию акустических антенных решеток; - интеграцию систем обработки акустических данных. Для выполнения работ по первому направлению на фирме OMI были созданы рабочие группы USW OCWG (UnderSea Warfare OMI Commonality Working Group) и TAIPT (Towed Array Integrated Processing Team), в которые вошли специалисты в различных областях, связанных с разработкой акустических систем подводного наблюдения. В ходе предварительного анализа было определено, что в настоящее время модернизации подлежат около 150 типов акустических систем, состоящих на вооружении ВМС США. По итогам работы групп к концу 2011 года ожидается разработка документации по стандартизации систем обработки акустических данных ВМС США. В настоящее время ими выбран единый способ передачи данных, основанный на мировом стандарте ATM/Sonet,a также выработаны рекомендации по максимальному уменьшению затрат на создание и эксплуатацию акустических антенных систем за счет снижения стоимости самих изделий и удешевления процессов боевой подготовки, технического обслуживания и ремонта. В вопросе объединения систем обработки акустических данных принята концепция специалистов центра космических и военно-морских систем (SPAWAR), которые предложили в качестве основного стандарта системы IUSS использовать технологию ТХ (Track Transmit), реализованную во втором поколении оборудования системы SURTASS. Кроме того, была предложена программа быстрого внедрения этой технологии в систему подводных лодок STASS с использованием оборудования коммерческого производства-ARCI (Acoustic Rapid COTS Insertion). Параллельно с этим реализуется программа разработки перспективной системы обработки информации - АРВ (Advanced Processing Bilding), призванная объединить новые технологии с программой ARCI. В настоящее время выполнение задач по объединению компонентов IUSS является приоритетной задачей программ развития средств подводного наблюдения. Аппаратные средства цифровой обработки гидроакустических сигналов наряду с антенными системами во многом определяют возможности корабельных гидроакустических систем. По оценкам специалистов научно-исследовательского управления ВМС США (ONR - Office of Naval Research), ввиду в основном исчерпанных возможностей совершенствования гидроакустических антенн главный потенциал развития ГАК и ГАС заключается именно в совершенствовании способов и аппаратуры обработки гидроакустической информации. Активное развитие вычислительных средств создало необходимые предпосылки совершенствования аппаратуры обработки сигналов и внедрения нового, более эффективного программного обеспечения. Следует отметить, что на основании обзора института военных исследований (Institute for Defence Analysis) министерством обороны США сделан вывод о необходимости принятия ряда экстренных мер в целях экономии финансовых средств, а именно: - прекратить практику разработки ЭВМ для военного ведомства «с нуля»; - принять концепцию COTS (Commercial Off-The-Shelf), допускающую применение в системах военного назначения готовых комплектующих и программного обеспечения коммерческого назначения; - внедрить в разработку вычислительных систем военного назначения принцип «открытой архитектуры», позволяющий вводить в существующие системы новые структурные элементы, в том числе изготовленные по коммерческим стандартам. Модификацией концепции COTS применительно к корабельным гидроакустическим системам ВМС США стала программа ARCI (Acoustic Rapid COTS Insertion), имеющая целью быстрое внедрение готовых коммерческих элементов в гидроакустические системы военного назначения. По оценкам зарубежных специалистов, реализация данной программы позволила значительно повысить эффективность средств ПЛО при одновременном снижении их стоимости в 10 раз. Зарубежное военное обозрение №6 2010 С.61-70

milstar: Корабельные автоматизированные системы боевого управления (АСБУ) и входящие в их состав современные ГАК представляют собой мощные аппаратно- программные вычислительные системы реального времени с развитым программным обеспечением. Это создает предпосылки для внедрения в них принципов искусственного интеллекта (ИИ) как одного из перспективных направлений развития компьютерных технологий. В системе с ИИ обычно используется статистически нелинейная процедура определения порога, существенно улучшающая характеристики ассоциативного процесса. ВМС и управление перспективных исследований МО США (DARPA) в последнее время уделяют большое внимание исследованиям в области нейронных сетей. http://pentagonus.ru/publ/materialy_posvjashheny/2000_nastojashhij_moment/sostojanie_i_perspektivy_razvitija_sistem_gidroakusticheskogo_nabljudenija_vms_ssha_ch_2/122-1-0-1586 Для проведения исследований в этой области были разработаны две крупные программы. Одна из них (Electronic Neural Systems Program) была направлена на создание электронных нейронных систем, которые предполагалось реализовать на аналоговых СБИС, другая (Biological Neural Network Program) охватывала вопросы создания нейронных сетей, использующих принципы бионики. Специалистами университетов США, Канады и лаборатории военно-морских исследований (NLR - Navy Research Laboratory) были разработаны образцы нейрокомпьютеров, предназначенных для распознавания образов при решении задач гидроакустической классификации целей. Одной из областей практического применения принципов ИИ в гидроакустике является создание экспертных систем, которые могут использоваться, например, при выборе параметров излучаемых сигналов (частота, длительность импульса, уровень сигнала), адаптированных к конкретной гидрологической обстановке, или участвовать в распознавании государственной принадлежности обнаруженных целей. Совершенствование корабельных средств освещения подводной обстановки осуществляется в ВМС США путем поэтапной модернизации ГАК AN/SQQ-89 до уровня A(V)15, а также интеграции на принципах сетевых (с открытой распределенной архитектурой) решений систем формирования характеристик направленности и обработки данных ГАС разного типа. В единую иерархическую структуру объединяются системы управления оружием, акустическими и неакустическими средствами наблюдения с использованием оптоволоконных линий связи. Поэтапно наращиваются информационно-вычислительные ресурсы с широким применением COTS-продукции. Основной особенностью ГАК AN/SQQ-89A(V)15 является полностью цифровая корреляционная обработка сигналов с компиляцией данных от всех акустических средств, в том числе от новой многофункциональной буксируемой оптоволоконной антенны MFTA и системы гидроакустической разведки и поиска мин AN/VLD-1(V)1. В целях дальнейшего совершенствования ГАК AN/SQQ-89A(V) 15 наращиваются возможности по реализации сложных алгоритмов определения координат и элементов движения целей, аналогичных применяемым в АСБУ ПЛА AN/BYG-1, в состав системы планируется дополнительно ввести многопроцессорные серверы с емкостью памяти до 1,5 Тбайт для хранения результатов контроля подводной обстановки, а также обеспечивается удаленный доступ к ним с других кораблей поисковых сил через штатные узкополосные УКВ-радиостанции. Потребитель по запросу сможет принимать с сервера меню-каталог хранящихся в нем изображений, привязанных к географическим координатам. Это могут быть кадры оптоэлектронной, инфракрасной и радиолокационной съемки, данные гидроакустической, гидрологической и сейсмической, радио- и радиотехнической разведки. Из кадра автоматически выбирается изображение требуемого района поиска. По УКВ-радиостанции может быть осуществлена передача от двух до четырех снимков (в зависимости от объема) в минуту с отображением их на мониторе АРМ оператора. Командование ВМС США считает приоритетной задачу интеграции этих средств в объединенную систему противолодочной и противоминной обороны корабельного соединения, реализуя концепцию автономных групповых действий аппаратов, которая предусматривает организацию их взаимного ориентирования, навигации и распределения задач, обмен данными между собой и передачу информации на носители. В составе этой системы планируется использовать малогабаритные управляемые по оптоволоконному кабелю аппараты - ликвидаторы мин разового действия. В полном объеме данную концепцию предполагается реализовать с поступлением в состав флота многофункциональных кораблей прибрежной морской зоны (LCS), предназначенных для ведения разведки, борьбы с малошумными ДЭПЛ, маневренными скоростными надводными целями и минной опасностью, а также для обеспечения действий сил специальных операций. Применение гидроакустического оборудования в минно-поисковых операциях также находится в центре внимания ВМС ведущих морских держав. Так, управление научных исследований ВМС США (ONR - Office of Naval Research) намерено возобновить в ближайшее время работы над проектом системы поиска и классификации донных мин (пролежавших длительное время в морском иле). Разработанная ранее магнитоакустическая система такого назначения - MADOM (Magnetic and Acoustic Detection) так и не была установлена на корабли в связи с отказом в финансировании. В настоящее время планируется возобновить работы над этой программой с применением таких новых технологий, как гидролокация с антенной синтезированной апертурой и широкополосная гидролокация. Рассматривается возможность использования для обнаружения погруженных в грунт (или ил) мин параметрических излучающих антенн с малой антенной апертурой и узкой направленностью низкочастотного излучения. В настоящее время минно-поисковая система включает: минно-тральный корабль с традиционной ГАС со среднечастотным (до 100 кГц) трактом обнаружения подводных объектов и высокочастотным (несколько сотен кГц) трактом классификации мин; буксируемый тральщиком автономный подводный аппарат (АПА) с гидролокатором бокового обзора и самоходный дистанционно управляемый аппарат (ДУПА) с гидролокатором секторного обзора для обследования и классификации обнаруженных объектов (мин). В создании АПА и ДУПА в настоящее время принимают участие крупнейшие зарубежные компании. В США фирма «Нортроп-Грумман» привлечена к выполнению ближнесрочной программы разработки системы минной разведки NMRS (Near-Term Mine Recognaissance System). NMRS отнесена к категории закупок «специальной категории», поскольку данная система считается крайне важной для ПЛА при выполнении скрытной минной разведки в прибрежных водах. Программа предусматривает многоразовое использование АПА, который выпускается через торпедные аппараты ПЛА и оборудован многолучевыми гидролокаторами фронтального и бокового обзора для классификации обнаруженных объектов. Аппарат обеспечивает предварительное обследование района, классификацию и определение точных координат обнаруженных на дне объектов (мин), для чего на нем устанавливаются интегральная навигационная система и доплеровский лаг. Для надводных кораблей ВМС США и других стран фирмы «Рокуэлл» (головная), «Вестингхаус» и «Ризон» совместно с исследовательскими организациями ВМС разрабатывают дистанционную систему противоминной обороны RMS (Remote Minehunting System). В состав опытного образца аппарата включены ГАС бокового обзора типа AN/AQS-14, ГАС уклонения от мин «Си Бэт» и секторного обзора для обнаружения мин в толще воды. Наряду с поиском мин, не менее проблемной остается задача противоторпедной защиты (ПТЗ) НК и ПЛ. Американские надводные корабли в массовом порядке (поставлено около 200 комплектов) оснащаются модернизированной системой ПТЗ AN/SLQ-25 А «Никси», разработанной фирмой «Аргон СТ». Она предназначена для классификации и определения параметров движения атакующих торпед, обнаруженных корабельными гидроакустическими комплексами и станциями, а также для выработки рекомендаций по применению буксируемых, выставляемых активных и пассивных средств гидроакустического противодействия (ГПД). Основным предназначением данной системы является выполнение в автоматическом режиме следующих процессов: обнаружение, классификация, определение в каждый текущий момент времени места, траектории и элементов движения торпед; выработка сигнала тревоги (предупреждения) о торпедной атаке, тактических решений и команд на применение средств гидроакустического противодействия и выполнение кораблем маневра уклонения. Необходимость создания такой системы обусловлена главным образом недостаточной эффективностью существующих средств гидроакустического противодействия при борьбе в первую очередь с торпедами, самонаводящимися по кильватерному следу. В целях обеспечения возможности применения системы в районах с малыми глубинами в 2007 году с фирмой-разработчиком был заключен контракт на сумму 5,3 млн долларов, предусматривавший создание нового программного обеспечения и усовершенствование устройства постановки-выборки. Благодаря использованию отработанных технологий двойного назначения обновленная система AN/SLQ-25C отличается от базового образца более низ- кой стоимостью производства комплекта оборудования. Несмотря на активные исследования в области создания и применения средств гидроакустического противодействия (ГПД) и ПТЗ, до настоящего времени среди специалистов не существует единого подхода к созданию действительно высокоэффективной системы ПТЗ. Кроме того, постоянное расширение возможностей систем наведения торпед снижает эффективность применения средств ГПД, что обуславливает необходимость их совершенствования. Вместе с тем, согласно оценкам иностранных специалистов, из-за технических и физических особенностей применение средств ГПД эффективно только против торпед с акустическими системами самонаведения. При использовании торпед с другими системами наведения (например, самонаводящихся по кильватерному следу) или относительно простых тактических приемов, основывающихся на случайном и программном выборе моделей поиска и атаки, эффективность их применения значительно снижается. Считается также, что наиболее эффективным способом защиты от атакующих торпед является сочетание маневра уклонения и комплексного применения средств ГПД и противоторпед. На вооружении американских многоцелевых ПЛА типа «Лос-Анджелес» в настоящее время состоит система противоторпедной защиты CSA Мк 2. В ее состав входят забортные ПУ калибра 152 мм и одна перезаряжаемая ПУ, которые предназначены для применения приборов ГПД различных модификаций разработки фирмы «Ультра электронике оушен системз». Для ПЛА типа «Сивулф» создана система ПТЗ CSA Мк 3, отличающаяся от базовой модификации количеством забортных ПУ- 16 единиц. Принцип действия приборов ГПД Мк 2 и 3 заключается в генерировании мощного акустического сигнала в полосе рабочих частот акустической системы самонаведения атакующих торпед и создании в зависимости от установленного режима работы прицельных по частоте или заградительных широкополосных помех. Прибор Мк 4 обеспечивает обработку импульсов от гидролокационной станции противника и выработку ответного сигнала, имитирующего ПЛ. Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами типа «Огайо» оснащены системой противоторпедной защиты CSA Мк 2, интегрированной с системой управления торпедной стрельбой Мк 118. Система ПТЗ обеспечивает применение приборов ГПД калибров 76,2 и 152 мм из восьми забортных ПУ (размещены в надстройке легкого корпуса в районе ограждения выдвижных устройств и кормовой части), а также самоходных имитаторов подводной лодки MOSS (Mobile Submarine Simulator). Имитаторы (диаметр 254 мм, длина 3,2 м, масса 450 кг) оборудованы энергосиловой установкой с аккумуляторной батареей, аппаратурой и органами управления, позволяющими выполнять маневр по заданной программе. Для стрельбы из 533-мм торпедных аппаратов используется транс-портно-пусковой контейнер Мк 136, рассчитанный на два прибора. До конца 1990-х годов основной вариант типовой загрузки ПЛАРБ, выходящей на боевое патрулирование, предусматривал размещение на борту шести самоходных имитаторов и двух контейнеров. Строящиеся ПЛА типа «Виргиния» оснащаются новой системой ПТЗ SDWS. По оценкам американских специалистов, она обеспечивает заблаговременное обнаружение атакующих торпед путем обработки данных о подводной обстановке, поступающих от сферической, бортовых, линейной и буксируемой антенн гидроакустического комплекса, а также применение активных и пассивных средств ГПД. Для их выстреливания задействуются одна перезаряжаемая 76,2-мм установка и 14 неперезаряжаемых 152-мм ПУ, расположенных в межкорпусном пространстве в районе кормовых цистерн главного балласта. В отличие от состоящих на вооружении систем с пусковыми установками, использующими газогенераторы, которые обладают повышенной шумностью при срабатывании, в новой системе применяются ПУ с электромагнитными пусковыми устройствами. Более десяти лет назад управление перспективных исследований МО США инициировало работы по программе «Интеллектуальные материалы и структуры». В ходе ее реализации прорабатывалась технология применения пьезокомпози-ционных материалов в качестве антенных систем в гидроакустике. В результате проведенных исследований в рамках программы «Пьезокомпозиты для активных многофункциональных покрытий» по контракту с ВМС США фирма MSI разработала новое поколение пьезокомпозиционной резины для формирования гидроакустических планарных или конформных антенных решеток. Интерес американских кораблестроителей к этим материалам обусловлен тем, что массогабаритные характеристики антенны с широкой апертурой и гидрофонами из титанита свинца (установленной на ПЛА «Сивулф») в значительной мере ограничивают использование этой ГАС в комплексе с другими на ПЛА типа «Виргиния», так как запасы плавучести новой лодки недостаточны для размещения дополнительной аппаратуры. Поэтому научно-исследовательские центры ВМС осуществляют активный поиск материалов для изготовления бортовых антенн. Одной из наиболее подходящих в этом плане считается пьезокомпозиционная резина, которую получают в результате добавления титанита свинца в неопрено-вую резину. К преимуществам этого материала следует отнести достаточно высокую прочность, эластичность, технологичность и хорошие акустические свойства, что делает его, по оценкам специалистов фирмы «Вестингхауз», перспективным для изготовления бортовых антенн. Кроме того, по мнению экспертов этой компании, пьезорезина может быть с успехом применена для крепления датчиков системы активного подавления корабельных шумов, ибо резиновая основа позволит демпфировать вибрацию корпусных конструкций в местах установки. Весьма важным при использовании пьезорезины является возможность создания многослойного покрытия с вмонтированными в него предварительными усилителями гидроакустических сигналов, что позволяет снизить остроту проблемы структурных шумов. Программа исследований пъезокомпозиционной резины нового класса включает два основных направления НИОКР: -создание полномасштабного образца конформной панели гидроакустической антенны на базе пьезокомпозита; -разработку активного многофункционального покрытия с расширенными функционально-логическими возможностями. В рамках первого направления было освоено промышленное литье под давлением и создана производственная база для серийного производства матриц с 15- и 25-процентным наполнением из керамики PZT-4. В ходе исследований по второму направлению основное внимание разработчиков было сосредоточено на проектировании и проведении предварительных оценок отдельных компонентов однослойных панелей и их архитектуры, в частности были созданы и испытаны несколько вариантов антенных решеток. Кроме того, проведены испытания двухслойной пьезокомпозицонной панели с расширенными функционально-логическими возможностями. Вариант гибкой панели приемной антенной решетки, разработанный научно-исследовательской лабораторией ВМС США и изготовленный фирмой MSI, получил наименование CAVES (Conformal Array Velocity Sensors). В настоящее время ведутся активные работы по доведению опытных образцов и прикладного программного обеспечения управления характеристикой направленности конформной решетки CAVES до уровня полной функциональной готовности. В целях повышения эффективности имеющихся на вооружении ВМС США гидроакустических средств и систем в настоящее время основные усилия специалистов сосредоточены в следующих областях: - создание новых систем формирования гидроакустических сигналов, применение которых обеспечит возможность осуществлять поиск одновременно с узко- и широкополосной обработкой сигнала в целях своевременного обнаружения малоподвижных (в том числе лежащих на грунте) и высокоскоростных целей; - совершенствование и внедрение алгоритмов многопроцессорной корреляционной обработки сигналов с компиляцией полученных данных в целях достижения высокой надежности обнаружения целей в сложных динамических условиях тактической обстановки; -дальнейшее развитие перспективных методов и способов классификации объектов, основывающихся на широком применении передовых наработок в области технологий СБИС и монокристальных систем с высокой степенью интеграции вентильных матриц и реструктурируемыми программными блоками, а также программно-аппаратных средств с расширенными функционально-логическими возможностями решения неопределенностей; - нейтрализация влияния на шумопе-ленгаторные системы помех, обусловленных шумами моря и винтов проходящих судов; - создание адаптивных антенных решеток как инструмента для борьбы с мешающими целями при обработке сигналов в пространственной области; - совершенствование способов и аппаратуры гидроакустической классификации обнаруженных целей; - использование при производстве электроакустических преобразователей новых маг-нитострикционных и пьезоэлектрических материалов (терфенол, пьезорезина и др.); - внедрение оптоволоконных технологии; - оснащение ГАК и ГАС антеннами с синтезированной апертурой; - внедрение технологии искусственного интеллекта на этапах обработки информации, анализа гидроакустических условий и принятия решений оператором ГАК в сложных многоальтернативных ситуациях. Предполагается, что реализация основных направлений развития гидроакустического оборудования позволит существенно увеличить поисковые возможности оперативных соединений ВМС США и повысить их боевую устойчивость. Зарубежное военное обозрение №6 2010 С.61-70

milstar: Минобороны России начало развертывание уникальной подводной системы гидроакустического слежения, способной сделать «прозрачными» целые районы мирового океана, обнаружив все находящиеся там корабли, подводные лодки и даже низколетящие самолеты и вертолеты. В основе уникального изделия, получившего индекс «Гармония», лежат специальные подводные роботизированные комплексы, которые выходят из подводной лодки и разворачивают на дне мощные гидроакустические станции. Полученную информацию роботы передают на командный пункт управления через спутники. По мнению экспертов, отдельные элементы системы уже начали функционировать, а полностью «Гармония» заработает не позднее 2020 года. В настоящее время Федеральное агентство специального строительства («Спецстрой») начало подготовку к строительству цеха подготовки роботизированных изделий мониторинга Мирового океана, который будет расположен в бухте Окольная города Североморска. Работа получила индекс «Гармония-С». Одновременно в населенном пункте Белушья Губа на Новой Земле началось строительство пункта управления новой системой (индекс «Гармония-НЗ»). Правда, пока точный срок окончания работ «Спецстроем» не указан. Головным разработчиком «Гармонии» выступает Корпорация космических систем специального назначения «Комета» (входит в состав концерна воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей»). Также в работах принимают участие Центральное-конструкторское бюро «Малахит» и Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический аккумуляторный институт «Источник». В 2014 году «Малахит» получил более 5,5 млрд рублей для выполнения составной части опытно-конструкторской работы «Гармония-Гараж» и 1,5 млрд на ОКР «Гармония-Галька». «Источник» в рамках работы «Гармония» создал литий-полимерные аккумуляторы и аккумуляторные батареи для электропитания подводных технических средств освоения континентального шельфа. Что такое «Гармония» Подробное описание ее работы можно найти в открытых источниках. Ключевой элемент «Гармонии» — это роботизированные автономные донные станции (АДС), скрытно устанавливающиеся на морском дне специальными подводными лодками. На глубине АДС разворачивает неподвижные многоэлементные, а также многометровые донные шланговые гидроакустические антенны. Станции могут вести пассивную гидроакустическую разведку, просто прослушивая, что происходит вокруг, пытаясь обнаружить характерные шумы узлов и механизмов кораблей и самолетов. Также АДС может излучать специальный активный звуковой сигнал, который обнаруживает и классифицирует надводные и подводные цели. Несколько АДС объединяются в единую сеть, способную вскрыть подводную и надводную обстановку на площади в сотни километров. Аппаратура управления донной станции обрабатывает полученную сонарами информацию и пересылает ее на командный пункт. Для этого в составе изделия есть специальный всплывающий буй, передающий данные через спутники связи. Источник питания АДС — уникальные литий-полимерные батареи, с системой управления и контроля, максимально адаптирующие потребление электроэнергии к режимам работы донных станций. При длине чуть более 30 см номинальная емкость одной батареи 28 А/ч, а номинальное напряжение — от 58 до 80 вольт. Работает источник питания при температурах от -10 до +45 градусов. По команде пункта управления АДС самостоятельно сворачивает все антенны, опускает буй связи и возвращается на подводную лодку. «Саров». Далее «Белгород» и «Хабаровск» — Носителем автономных донных станций-роботов может служить подводная лодка специального назначения «Саров», — говорит главный редактор интернет-проекта Militaryrussia Дмитрий Корнев. — Уже неоднократно поступала информация, что на «Сарове» идут испытания неких подводных роботов. Судя по фотографиям это подводной лодки, на нее загружают многометровые конструкции цилиндрической формы, которые после испытаний с помощью специальных глубоководных захватов поднимает со дна судно «Звездочка». Скорее всего, в дальнейшем дизельный «Саров» заменят атомные «Белгород» и «Хабаровск», строительство которых недавно началось. Эти лодки вместе с «Саровым» также несколько раз упоминались в качестве носителей подводных роботов. Подводная лодка проекта 09851 «Хабаровск» была заложена в июле 2014 года на заводе «Севмаш» в городе Северодвинске. Лодка должна войти в состав российского Военно-морского флота не позднее 2020 года. Перестроенная из подводного ракетоносца проекта 949 (однотипного погибшему в августе 2000 года «Курску») подводная лодка специального назначения проекта 09852 «Белгород»​​​​​​​ будет передана в состав ВМФ до конца нынешнего либо в начале следующего года. — Информации по «Хабаровску» достаточно мало, — говорит Корнев. — Даже пока официально не опубликован его внешний вид. По «Белгороду» информации больше. Эта лодка будет носителем спасательных глубоководных обитаемых и автономных необитаемых подводных аппаратов. Официально она предназначена для проведения научных исследований в удаленных районах океана, участия в поисково-спасательных операциях. Наземная инфраструктура — АДС — это достаточно дорогие изделия. Поэтому они будут сделаны многоразовыми, — считает военный историк Дмитрий Болтенков. — Для их обслуживания необходимы особые цеха, где можно не только заменить аккумуляторные батареи, но проверить работы сложнейших электронных систем, а также механических узлов и механизмов станции. Малейшая неисправность и дорогостоящая АДС будет потеряна. Можно предположить, что выполнять техническое обслуживание и готовить роботы-станции специалисты ВМФ России будут на базе Цеха подготовки роботизированных изделий системы мониторинга мирового океана, расположенного на территории войсковой части 77360-Н в североморской бухте Окольной. Цех это здание размером 80x80 м. Помимо площадки для хранения крупногабаритных изделий, на территории объекта предусматривается своя котельная, электростанция, система канализационной очистки, цистерны для хранения мазута. Для охраны цеха предусмотрен контрольно-пропускной пункт, наблюдательная вышка, эстакада для проверки машин и караульное помещение. А вот пункт управления «Гармонией», строительство которого идет на территории войсковой части 77510 (Новая Земля), это более скромная постройка размером 48x18 м. Помимо основного здания, на территории объекта предусмотрены хранилище имущества на пять машиномест и контрольно-пропускной пункт. — Вероятно, уже есть готовые АДС, прошедшие испытания на «Сарове», — говорит Дмитрий Болтенков. — Также уже есть временный пункт управления и цех по обслуживанию станций. Первый полноценный носитель АДС — «Белгород» — будет сдан либо в этом, либо в следующем году. Поэтому хотя и не в полном объеме, начнет функционировать в следующем году. Учитывая сроки строительства объектов в Североморске и на Новой Земле, а также сдачу ВМФ «Хабаровска», можно предположить, что в полном объеме система заработает в 2020 году. https://iz.ru/news/647107#ixzz4QxkkRvIA

milstar: Обозначение НАТО: T-AGOS-19 Водоизмещение: 3100 тонн Длина х ширина х осадка: 72 х 29 х 7,6 м Энергетическая установка: дизельная Конструкция корпуса: катамаранного типа. Скорость (крейсерская): 9,6 узлов. Статус: - на службе. - головной корабль серии по состоянию 07.07.2017 17:45 (UTC+09:00) осуществляет патрулирование в районе Южно-Китайского моря (29,16° Ш / 129,97° Д). Назначение: - поиск и слежение за подводными лодками ВМФ РФ. Описание: Корабли гидроакустической разведки были введены в строй в 70-х гг. прошлого века в качестве маневренных сил дальнего противолодочного наблюдения как эффективное дополнение уже развернутой на тот момент стационарной системы SOSUS. Они не имеют собственного вооружения, но могут нести на борту противолодочные вертолёты. Их главное средство - гибкая протяженная буксируемая антенна типа "SURTASS" и активный низкочастотный гидролокатор. SURTASS & LFA Гидролокационная система, служащая для дальнего обнаружения подводных лодок. Состоит из двух компонент - активной антенны LFA и пассивной SURTASS - набора из гидрофонных ячеек. Основной компонент системы - это SURTASS. Длинный (2000 м) кабель, представляющий собой массив из гидрофонов - устройств, преобразующих механическую энергию звука в электрические сигналы, которые записываются и анализируются бортовой аппаратурой AN/UYS-2. Во время работы антенна погружается в воду на глубину от 150 до 450 метров (решение о глубине погружения антенны применяется на основании гидрологических условий). Для поддержания заданной глубины судно сбрасывает свою скорость до 3-4 узлов. Дальности обнаружения подводных целей: до 350 километров. https://pikabu.ru/story/okhota_za_podvodnyimi_lodkami_korabli_gidroakusticheskoy_razvedki_5174022

milstar: Станция предназначена для установки на модульные патрульные корабли проекта 22160, а также на корабли вспомогательного флота и мобилизованные гражданские суда в угрожаемый период. Малошумные субмарины усилят Северный флот Самые высокотехнологичные дизель-электрические подлодки будут полезны в Арктике и Средиземноморье Речь идет о «контейнерной» версии российской ГАС «Минотавр-М», которая установлена на малые сторожевые корабли (корветы) проекта 20380 «Стерегущий». Благодаря компактности этой станции все ее элементы удалось разместить в модуле с габаритами обычного морского грузового контейнера. Принцип работы ГАС с буксируемой антенной прост. С движущегося корабля-носителя в море опускается трал-антенна с гидрофонами. С ее помощью система собирает информацию о подводной обстановке. Компьютеры поста управления обрабатывают полученные данные и выдают операторам картину подводной обстановки. Параметры «Минотавра» засекречены, но ГАС предыдущего поколения могли обнаружить субмарину на расстоянии до 15 км от корабля-носителя. Новые ГАС будут устанавливаться прежде всего на модульные корветы проекта 22160. Это небольшие корабли водоизмещением около 2 тыс. т, предназначенные для патрулирования прибрежной зоны. В зависимости от решаемых задач на них может монтироваться либо ударное вооружение вплоть до ракет «Калибр», либо противолодочные и противоминные комплексы. В российском ВМФ сейчас активно внедряется концепция модульности, которая позволяет расширить функционал боевых кораблей и при этом снизить издержки, пояснил «Известиям» директор проекта ПИР-Центра по новым технологиям и международной безопасности Вадим Козюлин. По словам эксперта, на Зеленодольском заводе уже строится целая серия модульных кораблей, которые должны вступить в строй в начале 2020-х годов, параллельно для них разрабатывают «контейнерные» системы вооружения. — Наличие компактных ГАС позволит в угрожаемый период (непосредственно перед началом военных действий. — «Известия») быстро нарастить противолодочные возможности ВМФ за счет «перенастройки» модульных боевых кораблей, а также переоборудования гражданских судов, — отметил эксперт. — У «контейнерной» системы может быть и еще одно интересное применение. Речь идет о скрытном сборе информации о подводной обстановке в различных районах Мирового океана. Ведь новую ГАС можно при желании спрятать на обычном контейнеровозе. В условиях широкомасштабного конфликта именно многоцелевые субмарины являются главным противником для прибрежных сил флота. Наличие большого количества противолодочных кораблей дает возможность вытеснить врага из ближней морской зоны и обеспечить защиту побережья. На Северном Ледовитом и Тихом океанах противолодочные силы также необходимы ВМФ для того, чтобы прикрыть развертывание отечественных носителей ядерного оружия. https://iz.ru/719118/nikolai-surkov-aleksei-ramm-evgenii-dmitriev/sistemu-obnaruzheniia-submarin-spriatali-v-obychnyi-konteiner

milstar: Если старый проект 1124 имел буксируемую ГАС, а для СКР проекта 11660 вместо нее предусматривалась ГАС подкильная, то на «Стерегущий» взгромоздили аж 3 (!) ГАС — подкильную («Заря 2»), буксируемую («Минотавр-М»), да еще и опускаемую ГАС «Анапа-М» https://army-news.ru/2016/08/programma-korablestroeniya-vmf-rf-ili-ochen-ploxoe-predchuvstvie-chast-4/

milstar: Новая ГАС AN/UQQ-2 (SURTASS) предназначалась для судов дальнего гидроакустического наблюдения типа «Сталворт» Они используют протяженную буксируемую антенну длиной 1220 м, которая может выпускаться за корму на 1830-м кабеле для покрытия диапазона глубины 150-450 м, В настоящее время в составе командования морских перевозок США насчитывается десять судов типа «Сталворт» (полное водоизмещение 2262 т, длина 68,3 м, ширина 13,1 м, осадка 4,5 м, максимальная скорость 11 уз, дальность плавания 4000 миль, экипаж 30-33 человека, из них девять офицеров). Три из них используются для борьбы с контрабандой наркотиков, один участвует в выполнении научных исследований в области гидроакустики, один находится в ремонте, пять заняты патрулированием в зонах низкой эффективности системы SOSUS в целях повышения вероятности обнаружения ПЛ или уточнения их координат триангуляционным методом (четыре на Атлантике, ВМБ Литл-Крик, и один на Тихом океане, ВМБ Пёрл-Харбор). Патрулирование обычно выполняется в течение 30-60 суток на скорости 3 уз, при этом судно может пройти 6450 миль. Кроме того, еще шесть судов данного типа заняты в программах различных ведомств, В случае необходимости все 16 судов могут быть направлены на патрулирование. http://ntcsis.ru/p1719/



полная версия страницы