Форум » Дискуссии » АФАР,ПФАР and Cassegrain (продолжение) » Ответить

АФАР,ПФАР and Cassegrain (продолжение)

milstar: W zawisimosti ot zadach kazdaja iz antenn imeet swoi + i - ######################################## Руководитель НИИП отметил, что в перспективе АФАР они собираются выпускать не только для локаторов перспективных истребителей, но и для других видов вооружений. Технология производства антенных фазированных решеток должна и может быть унифицирована Я не мог, конечно, не спросить о том, кто принимал участие в создании новой АФАР и какое отношение к этой системе имеет та молодежь, которая, как мне рассказывал генеральный директор НИИП (см. «НВО» от 25 апреля 2008 года), пришла на работу в институт. – Эти ребята, – ответил Белый, – имеют самое непосредственное отношение к созданию АФАР. Я бы сказал, определяющее. Молодые радиоинженеры и конструкторы, которых мы набрали 4–5 лет тому назад из МАИ, Бауманки, Рязанского радиотехнического, Таганрогского университета, технологи из Тольятти, из Ивановского технологического (у нас широкая кооперация, стараемся набирать лучших, естественно), поработали, набрались опыта на пассивных фазированных решетках и занялись активными. В целом в нашем институте примерно 400 человек, которым еще нет 30 лет. А непосредственно проблемой АФАР занимались человек тридцать-сорок этого возраста. И когда надо было собрать антенну к определенному сроку, они даже ночевали у стенда, как в военное время, работали круглосуточно. Не вылезая. Самое главное, поскольку это новые технологии, новая техника, – это их среда, и молодежь очень здорово все это осваивает http://nvo.ng.ru/armament/2009-08-14/7_5generation.html foto rls s AFAR ,diametr apperturi primerno 980 mm , 2000 -2500 GaAS MMIC (po 10 watt ?)

Ответов - 193, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

milstar: В конструкции Х-22 широко применялась сварка. Высокая полетная скорость предполагала высокие требования к качеству и точности изготовления планера. Большие трудности возникли при освоении производства стеклотекстолитовых радиопрозрачных обтекателей ГСН. К этим крупным агрегатам предъявлялись очень жесткие требования, ведь они должны были иметь стабильные характеристики при нагреве до температур 350-400°С. Первые серии обтекателей делались на заводе 301 в Химках, но так как они не соответствовали техническим требованиям, их производство было перенесено в Дубну и значительно усовершенствовано. В конструкции обтекателей были применены термостойкие клеи ВС-350, ПУ-2, ВКТ-2 и ВКТ32-2, радиопрозрачный материал АСТТ2, кварцевые и другие ткани из минерального волокна. http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/x22/x22.shtml ЖРД типа Р201-300, разработанный в ОКБ-300 (с 30 апреля 1966 года -Тушинское Машиностроительное КБ «Союз») имел двухкамерную конструкцию. С учетом основных полетных режимов АКР каждая из камер сгорания была оптимизирована для их обеспечения: стартовая камера с форсажной тягой 8460 кгс служила для разгона и выхода на максимальную скорость, после чего полет продолжался с помощью маршевой камеры с меньшей тягой 1400 кгс, достаточной для поддержания скорости и высоты при экономичном расходе топлива. Питание двигателя осуществлялось общим турбонасосным агрегатом. Двухкамерная конструкция ЖРД обеспечивала требуемый диапазон характеристик по дросселированию двигателя и упрощала устройство и управление, позволяя отказаться от сложных систем регулировки. При заправке Х-22 снаряжалась 3049 кг окислителя и 1015 кг горючего.

milstar: USS Abraham Lincoln receives AN/SPS-48 primary air search radar antenna 0 15 May 2015 Newport News Shipbuilding, along with the US Navy, has successfully reinstalled the AN/SPS-48 primary air search radar antenna on the aircraft carrier, USS Abraham Lincoln (CVN 72). This new development is part of the ongoing refuelling and complex overhaul (RCOH). Combat Systems Department division officer lieutenant Loudon Westgard said: "Installing the radar on time is one of the most important measures taken in the refuelling and complex overhaul process. "This was a major accomplishment, and the shipyard workers and sailors aboard Lincoln should be very proud of the progress they are making." The long-range, three-dimensional air search radar AN/SPS-48 a for 360° coverage. It is also capable of dectecting the height of a target above the surface of the water. http://www.naval-technology.com/news/newsuss-abraham-lincoln-receives-ansps-48-primary-air-search-radar-antenna-4578470

milstar: AN/FPS-117 http://www.lockheedmartin.com/content/dam/lockheed/data/ms2/documents/FPS-117-fact-sheet.pdf RF Power 24.6 kw Average RF Power 4.5 kw Antenna Aperture Size 52.6 m2 (566.2 ft2) Number of Active Rows 44 Scan Rate 5 or 6 RPMs Frequency Control 4 Agility Modes 100 Center Frequencies Sectorized Control ABT Detection 330 km (180 nmi) (80% PD, 1m2 RCS) ABT Accuracy Range < 50 m (164 ft) Azimuth 0.18° at 250 km (135 nmi) Height 762 m at 250 km (2500 ft at 135 nmi)


milstar: http://hi-tech.media/052017.html

milstar: Владимир Михеев © Концерн "Радиоэлектронные технологии" Концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) продолжает работы по созданию бортового радиоэлектронного оборудования и электромагнитного оружия для истребителя шестого поколения, который придет на смену Т-50 (ПАК ФА). О начале работ над этим самолетом в прошлом году объявил курирующий "оборонку" вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. КРЭТ, в частности, работает над созданием радиофотонного радара, СВЧ-пушек и лазерной защиты для будущих истребителей. Что будет представлять собой радар и на что способна система лазерной защиты самолета шестого поколения, какие экспериментальные образцы уже созданы в рамках этой программы, рассказал в интервью ТАСС советник первого заместителя гендиректора КРЭТ Владимир Михеев. — Владимир Геннадьевич, в прошлом году мы уже говорили о концепции истребителя шестого поколения и разработках КРЭТ по этой теме. На какой стадии сейчас находятся работы по созданию бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО)? — Продвижение в работах по созданию БРЭО для летательного аппарата шестого поколения есть. В том числе они касаются отдельных работ, выполняемых нами по заказу Фонда перспективных исследований. Например, мы работаем над бортовой радиолокационной станцией с радиооптической фотонной антенной решеткой. — В чем принципиальное отличие такого локатора от обычного? — В обычной радиолокационной станции (РЛС) сверхвысокочастотное (СВЧ) излучение генерируется электровакуумными или полупроводниковыми приборами. Коэффициент их полезного действия относительно низкий — 30–40%. Оставшиеся 60–70% энергии превращаются в тепло, которое нужно отводить системой охлаждения — если посмотреть даже на самую современную РЛС с активной фазированной антенной решеткой, то под 3D антенным полотном стоит толстенная охлаждающая плита. Большая часть энергии лазера будет преобразовываться в радиолокационную В новом радаре радиолокационный сигнал получается за счет преобразования фотонным кристаллом энергии когерентного лазера в СВЧ-излучение. У такого передатчика коэффициент полезного действия будет составлять не менее 60–70%. То есть большая часть энергии лазера будет преобразовываться в радиолокационную, в результате чего мы можем создать радар большой мощности. На фотонном передатчике также можно будет получить сверхширокополосное излучение, которое на обычной РЛС невозможно в силу физических принципов генераторных ламп и полупроводников. — И как далеко вы продвинулись в создании фотонного локатора? Есть ли экспериментальные образцы? — Радар прошел этап технического проектирования, получены результаты на макете. Сейчас в рамках научно-исследовательской работы (НИР) создается полноценный макет этой радиооптической фотонной антенной решетки, который позволит отработать характеристики серийного образца. Мы поймем, каким он должен быть, в каких геометрических размерах, на каких диапазонах и на какой мощности должен работать. Галерея 12 фото Видимые невидимки: самые известные самолеты-"стелс" В НИР на основе экспериментального образца построен и излучатель, и приемник. Все это работает, ведет локацию — излучаем СВЧ-сигнал, он отражается назад, мы его принимаем и обрабатываем, получаем радиолокационную картинку объекта. Смотрим, что нужно сделать, чтобы она была оптимальной. Отрабатываем технологию конкретных элементов — излучателя, фотонного кристалла, приемного тракта, резонаторов, построенных на модах "шепчущей галереи", и так далее. Серийный образец локатора сделаем, когда перейдем на этап опытно-конструкторской работы (ОКР), например, по заказу военного ведомства. — Какие преимущества даст новый радар истребителю шестого поколения? — Радиофотонный радар сможет видеть, по нашим оценкам, значительно дальше существующих РЛС. А так как мы будем облучать противника в беспрецедентно широком спектре частот, то с высочайшей точностью узнаем его положение в пространстве, а после обработки получим почти фотографическое его изображение — радиовидение. Это очень важно для определения типа: сразу и автоматически компьютер самолета сможет установить, что это летит, к примеру, F-18 с конкретными типами ракетного оружия. Мы будем облучать противника в беспрецедентно широком спектре частот За счет своей сверхширокополосности и огромного динамического диапазона приемника радиофотонный радар будет иметь большие возможности по защите от помех. Также, благодаря тому, что все системы истребителя шестого поколения будут интегрированными с точки зрения функций, фотонный радар дополнительно будет выполнять задачи радиоэлектронной борьбы (РЭБ), передавать данные и служить средством связи. — Как он будет примерно выглядеть? — Радиофотонный локатор не будет стоять отдельным модулем в носу самолета, это будет распределенная система. Нечто похожее можно наблюдать сегодня на истребителе пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), радиолокационная станция которого работает в разных диапазонах и в разных направлениях. По факту это один локатор, но он разнесен по самолету. Получается порядка 3–4 разных РЛС, которые комфортно размещены по всему фюзеляжу и позволяют одновременно обозревать все пространство вокруг самолета. — Концепция создания истребителя шестого поколения в двух вариантах — беспилотном и пилотном — сохраняется? — Сохраняется, боевой самолет шестого поколения должен иметь две опции — быть и в пилотируемом варианте, и в беспилотном. Эти варианты будут отличаться и по внешнему виду, но, главное, по начинке. Беспилотный вариант будет иметь характеристики, которых нельзя достичь на пилотируемом самолете Если с любого существующего самолета мы уберем оборудование, которое нужно для обеспечения жизнедеятельности летчика, связи его с пилотажно-навигационным комплексом для индикации ему информации, передачи управляющих действий от человека к самолету, то высвободится огромное количество места и массы. Кроме этого, присутствие летчика сильно ограничивает летные возможности самолета: современному истребителю нельзя выходить за определенные ограничения по перегрузке, чтобы человек остался в живых, необходима защита от СВЧ-излучения приборов и оборудования, жесткого космического рентгеновского излучения на больших высотах и при суборбитальном полете. Поэтому беспилотный вариант будет иметь характеристики, которых нельзя достичь на пилотируемом самолете — большую маневренность, гиперзвуковую скорость, возможность выходить в ближний космос. — По-прежнему планируется, что они будут действовать в "стае"? Применение СВЧ-оружия для самолета с летчиком крайне проблематично из-за необходимости сохранять его жизнь — Да, мы говорим, что должен быть принцип "стаи": на один-два пилотируемых аппарата, будет приходиться группа беспилотников. И именно беспилотник сможет нести электромагнитное или, по-другому, СВЧ-оружие. Применение СВЧ-оружия для самолета с летчиком крайне проблематично из-за необходимости сохранять его жизнь. Если же мы будем создавать дополнительную систему защиты от собственного СВЧ-оружия, то еще больше потеряем места и запаса по массе. Кроме этого, даже самая сложная и эффективная защита может быть недостаточно эффективна. — Размеры "стаи" истребителей шестого поколения вы рассчитывали? — Смотрели разные варианты. Оптимальным мы считаем 20–30 беспилотных самолетов на один пилотируемый. В основном это связано с конечными возможностями человека по управлению. Как бы ему компьютер не помогал, человек способен выполнять не более 2–3 задач одновременно, на каждую он выделяет 3–4 беспилотника плюс горячий резерв. Вот и получаем 20, максимум 30 беспилотников. Хотя, конечно, когда мы эту "стаю" будем отрабатывать с реальными изделиями и реальными людьми, а не на моделях, наверняка численность стаи будет скорректирована. — Если вернуться к электромагнитному оружию, то какой-то прогресс за год был достигнут в этой области? Какие-то образцы испытывались? Мы разрабатываем систему защиты, чтобы система РЭБ или наша ракета не вышла из строя от применения СВЧ-оружия противника — СВЧ-оружие есть, испытания в лабораторных условиях идут постоянно. Например, можем сжечь какой-нибудь прибор, чтобы посмотреть какое количество электромагнитной энергии и как нужно приложить. Учитывая, что наши "вероятные друзья" ведут такие же исследования, мы разрабатываем еще и систему защиты, чтобы приемник, система РЭБ или наша ракета не вышла из строя от применения СВЧ-оружия противника. — Какие это системы защиты? — Можно поставить на входе принимающего устройства фильтры, задерживающие энергию, так, чтобы на датчик прошло только информативное излучение и другие полезные сигналы. Эти системы защиты должны быть перестраиваемые, причем программно, чтобы противник не имел возможности вычислить "окна" в фильтре. Эти исследования также нами ведутся. — Какое еще оружие, наряду с электромагнитным, будет на истребителях шестого поколения? — Любое. Один беспилотник в "стае" будет нести СВЧ-оружие, включая управляемые электронные боеприпасы, другой — средства радиоэлектронного подавления и поражения, третий — набор обычных средств поражения. Каждая конкретная задача решается разным вооружением. — Недавно Пентагон заявил об успешном применении лазерной пушки в Персидском заливе — они сбили беспилотник. У нас такое вооружение есть? Смотрите также "Луч смерти": преимущества, недостатки и перспективы лазерного оружия США и России — Мы проводили исследования в этом направлении, и я знаю, что у нас подобные системы есть, однако это не по линии КРЭТ. Мы занимаемся оптикой в интересах защиты. У нас уже есть лазерные системы защиты на самолетах и вертолетах, а сейчас мы говорим о работах в области силовых лазеров, которые будут физически разрушать головки самонаведения атакующих ракет. Грубо говоря, мы будем выжигать "глаза" ракетам, которые на нас "смотрят". Такие системы, естественно, будут ставится и на самолеты шестого поколения. — Когда такая интегрированная система — радар, СВЧ-оружие, лазерная защита и другое — может быть создана? Летчики всегда воспринимают беспилотную авиацию очень настороженно — Практическая работа наших НИИ и КБ с научно-исследовательскими институтами Минобороны России ведется уже сегодня. В остальном все зависит от того, будет ли востребована эта тематика нашим главным заказчиком. КРЭТ может это изобрести, показать, что в состоянии произвести, но потом у нас это не купят — не будет денег или другие приоритеты будут стоять. Еще нюанс: летчики всегда воспринимают беспилотную авиацию очень настороженно, потому что это покушение на их профессию, работу и мечту. — В инициативном порядке вы будете продолжать эти работы? — Мы понимаем, что все принципиально новое сначала воспринимается как бред, через какое-то время уже как "давайте посмотрим", а еще через 2–3 года — "почему до сих пор не сделано". Смотрите также Комплекс радиоэлектронной борьбы "Рычаг-АВ" Чем армия России может "ослепить" противника Поэтому мы продолжаем эти работы и проводим испытания, так как все равно рано или поздно это будет востребовано. Здесь самое главное — не отстать от наших "партнеров". — Обычные строевые самолеты типа Су-35 или МиГ-35 можно будет переделать в беспилотные? — Маловероятно, так как принцип построения самого беспилотника сильно отличается от принципов пилотируемого самолета. Создавать изначально два типа (пилотный и беспилотный) на одной базе — это оправдано, а переделать — нет. Хотя у нас есть большой опыт использования переделанных в беспилотники самолетов в качестве мишеней на испытаниях в рамках различных НИР и ОКР. Но там мы ставим над самолетом различные эксперименты, и от него требуется выполнение каких-то конкретных задач. — Какие еще системы разрабатываете в рамках шестого поколения? На новом истребителе будет также стоять мощная многоспектральная оптическая система, работающая в различных диапазонах — На новом истребителе будет также стоять мощная многоспектральная оптическая система, работающая в различных диапазонах — лазерном, инфракрасном, ультрафиолетовом, собственно оптическом, однако значительно превышающем видимый человеком спектр. С помощью нее мы также получим большое количество дополнительной информации об окружающем пространстве. — Какие наработки по искусственному интеллекту есть на сегодняшний день для беспилотного варианта истребителя шестого поколения? — Мы работаем над написанием программ, чтобы в будущем можно было создать полностью автономный беспилотник с искусственным интеллектом (ИИ), который сможет сам взлететь, добраться до места выполнения задачи и принять решение о ее выполнении. Мы на МАКС-2017 представили программный продукт, который позволяет нам исследовать отдельные особенности ИИ. Мы вводим в программу определенные условия, ставим для них задачи, запускаем виртуальные вертолеты и самолеты и смотрим, как они справляются. Пока не всегда удачно: летательные аппараты могут зависнуть над каким то районом, имеют трудности с идентификацией объектов, не хотят выполнять боевую задачу, неправильно докладывают. Но это уже отработка отдельных составляющих искусственного интеллекта. На этих ошибках виртуального мира мы набираемся опыта и обучаем дроны будущего. Беседовал Дмитрий Решетников Подробнее на ТАСС: http://tass.ru/opinions/interviews/4441543

milstar: http://rtv-pvo-gsvg.narod.ru/doc/Razvitie_sovetskoj_radiolokacii.pdf http://rtv-pvo-gsvg.narod.ru/doc/Razvitie_sovetskoj_radiolokacii.pdf Опыты ЦРЛ в январе 1934 г. явились фактическим началом советской радиолокационной техники, ее рождением и исходной вехой

milstar: Российские истребители пятого поколения Су-57 получили «умную обшивку». Антенны радиолокационной станции Н036 «Белка» теперь размещаются не только в носу машины (что позволяет видеть объекты в передней полусфере), но и распределены по поверхности самолета. По оценке экспертов, это обеспечит российскому истребителю расширенные возможности. Машина получит круговой обзор на сотни километров, и пилот будет своевременно предупрежден об опасности. Испытание боем Зачем в Сирию направили истребители Су-57 Традиционно антенны радара устанавливаются в носовой части истребителя в специальных обтекателях из радиопрозрачного материала. При этом станция плотно вписана в конструкцию самолета и не снижает его скорость и маневренность. Теоретически такое размещение РЛС обеспечивает обзор примерно на 180 градусов. Радар не видит противника, который атакует сзади или со стороны крыльев. В Научно-исследовательском институте приборостроения им. В.В. Тихомирова (НИИП, входит в концерн ВКО «Алмаз-Антей») «Известиям» заявили, что в ходе летных испытаний радиолокационная станция Н036 подтвердила заявленные параметры. Эта РЛС обеспечит превосходство российского самолета над любым противником, в том числе американскими истребителями пятого поколения: F-22 и F-35. — Характеристики радара подтверждены в основных режимах — при сканировании воздушного пространства и земной поверхности, — рассказал «Известиям» гендиректор НИИП Юрий Белый. — Мы сумели оценить недостатки предшествующих разработок и использовать последние научные достижения. Например, в части так называемой умной обшивки — когда активные фазированные антенные решетки разных диапазонов распределены по телу истребителя. «Белка» выполнена по технологии АФАР. Традиционную антенну заменяет так называемая антенная решетка — конструкция из сотен небольших элементов, которые самостоятельно излучают и принимают сигнал. Одна такая система размещена в носовой части Су-57, еще две — в предкрылках (отклоняемые поверхности на передних кромках крыла). Всего в конструкции Су-57 предусмотрено шесть радиолокационных систем, но их точная конфигурация не разглашается. При этом антенны комплекса работают в разных диапазонах. Школа для истребителя Что означает принятие Су-57 в опытно-боевую эксплуатацию По сравнению с традиционными локаторами, РЛС с АФАР имеют увеличенную дальность обнаружения целей, получают более точную картинку как воздушных, так и наземных объектов. Они также лучше защищены от радиоэлектронных помех. Поэтому «Белка» способна решать широкий спектр задач: поиск и обнаружение воздушных и наземных целей, применение оружия, навигация и картографирование. Как рассказал «Известиям» военный эксперт Алексей Леонков, распределение по поверхности Су-57 элементов РЛС обеспечит фактически полный обзор воздушной обстановки. — Летчик увидит всё, что вокруг него происходит, по всем направлениям, — отметил Алексей Леонков. — В современном воздушном бою, когда по самолету бьют и ПВО, и авиация противника, круговой обзор дает большое преимущество. На Су-57 компоненты РЛС, скорее всего, размещены в передней кромке крыла, сверху фюзеляжа и под ним, а также в хвостовом оперении. Использование антенн, работающих в разных диапазонах, практически сводит на нет все стелс-новации F-22 и F-35. Самолет Т-50 (прототип Су-57) совершил первый полет 29 января 2010 года. Летные испытания с бортовой РЛС с АФАР продолжаются с 2012 года. Ожидается, что серийные поставки Су-57 (эти машины в перспективе придут на смену Су-27) российским ВКС начнутся в 2019 году. На днях агентство «Интерфакс» со ссылкой на информированные источники сообщило о перебазировании двух Су-57 в Сирию и о возможности боевых испытаний истребителей в этой стране.

milstar: https://tass.ru/armiya-i-opk/7239631 МОСКВА, 2 декабря. /ТАСС/. Сплошное радиолокационное поле будет создано вокруг границ России, чтобы заранее отследить пуски крылатых ракет, подъем в воздух боевой авиации и другие аэродинамические цели. Об этом сообщили журналистам в Минобороны РФ. На эту тему Способная засечь массовый пуск крылатых ракет РЛС "Контейнер" заступает на дежурство Новейшая РЛС "Резонанс-Н" на Новой Земле готова к началу боевого дежурства В Арктике продолжается развертывание радиолокационных комплексов "Резонанс-Н" "В перспективе будет создано сплошное радиолокационное поле по аэродинамическим целям, аналогично полю системы предупреждения о ракетном нападении", - сказали в ведомстве. В новую систему войдут загоризонтные станции типа "Контейнер", первая из которых заступила на боевое дежурство 1 декабря в Мордовии. Новая РЛС способна отследить массовый взлет авиации, пуск крылатых ракет или старт гиперзвуковых аппаратов на дальностях в 2 тыс. км от западных и южных границ России. Таким образом обеспечивается время на отражение возможного удара по объектам на территории страны. Следующая станция подобного типа должна прикрыть арктическое направление. "Дальнейшее развитие возможно в сторону контроля Арктики, чем мы занимаемся, задача такая активно рассматривается", - уточнил главный конструктор "Контейнера" Михаил Петров. Работа станций "Контейнер" основана на приеме радиосигнала, отраженного от ионосферы. В настоящее время в РФ создано сплошное радиолокационное поле системы предупреждения о ракетном нападении. В систему входят РЛС типа "Воронеж", их главная задача - отследить пуски баллистических ракет по российской территории.

milstar: Отрасль микроэлектроники России серьезно отстает от других стран, заявил вице-премьер российского правительства Юрий Борисов. Процессор цифровой обработки сигналов 1879ВМ5Я, разработанный в НТЦ «Модуль» «Сегодня глупо просто говорить, что в России существует серьёзное серийное микроэлектронное производство… Мы даже не существуем в статистике мировой, не присутствуем. Это очень обидно, нужно сделать выводы, что так бросать отрасль и относиться к ней так нельзя. Конечно, нужно предложить серьёзные шаги, более динамичные шаги, чтобы коренным образом изменить эту ситуацию. Не изменить мы не можем», — сказал Борисов во вторник на конференции «Электроника в России: будущее отрасли». Он пояснил, что данная отрасль определяет динамику развития промышленности. Вице-премьер отметил, что недоволен бюрократией, которая замедляет принятие каких-либо решений. «У нас нет необходимой инфраструктуры, необходимого количества дизайн-центров», — констатировал Борисов. По его мнению, государству необходимо привлекать больше средств в микроэлектронику, нужно создавать условия для инвесторов. «Вы можете привести мне пример, кто из нашей тридцатки Forbes вкладывает в это направление? Никто, может быть только Евтушенков (председатель совета директоров АФК «Система Владимир Евтушенков — КЗ), больше я не знаю никого», — сказал Борисов.

milstar: http://microelectronica.pro/wp-content/uploads/docs-2019/Thesis_2019.pdf

milstar: 43Пленарные докладыАО «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В. В. Тихомирова»140180, Московская обл., г. Жуковский, ул. Гагарина, 3niki@nio11.niip.ru Ключевые слова: ФАР, АФАР, электронное управление лучом, приемопередаю-щий модуль, диаграмма направленности. Перспективы развития и требования к компонентной базе радиолокационных системСинани А. И., к. т. н.заместитель генерального директора по научной работе https://www.niip.ru/company/staff/sinani-anatoliy-isakovich/ Новые поколения радаров и СУВ для авиации и наземных мобильных комплек-сов, обозначаемые в современной литературе как поколения 4+ и 5, основываются на электронном управлении лучом, реализации большого числа режимов, требую-щих выполнения новых видов зондирующих сигналов и их обработки, расширения пространственного сектора обзора и сопровождения многих целей.До последнего времени разработки нашего института шли в ногу со временем. Радары для истребителей СУ-30СМ, СУ-35 и СУ-57 соответствуют мировому уров-ню и востребованы на рынке вооружений. На рис. 1 и 2 представлены внешний вид радиолокационной системы управления «Ирбис» истребителя СУ-35 и активная фазированная антенна переднего обзора истребителя СУ-57. 44Тезисы докладов научной конференции форумаК настоящему времени общее число изготовленных истребителей трех типов с учетом экспортных поставок приближается к тысяче. Если учесть, что в каждой антенной системе от 1500 до 2500 каналов излучения и приема, то общее число изготовленной элементной базы в СВЧ-каналах и элементах цифровой системы управления и вторичного питания приближается к миллиону. Эти числовые значе-ния приведены для того, чтобы разработчики электронной базы ориентировались на взаимодействие с разработчиками радаров, которые в состоянии обеспечить их загрузку в промышленных масштабах.Если к количеству элементов, использованных в антенных системах истреби-телей, добавить данные по радарам для наземных и корабельных комплексов, мас-штабы производства увеличатся кратно. 44Тезисы докладов научной конференции форумаК настоящему времени общее число изготовленных истребителей трех типов с учетом экспортных поставок приближается к тысяче. Если учесть, что в каждой антенной системе от 1500 до 2500 каналов излучения и приема, то общее число изготовленной элементной базы в СВЧ-каналах и элементах цифровой системы управления и вторичного питания приближается к миллиону. Эти числовые значе-ния приведены для того, чтобы разработчики электронной базы ориентировались на взаимодействие с разработчиками радаров, которые в состоянии обеспечить их загрузку в промышленных масштабах.Если к количеству элементов, использованных в антенных системах истреби-телей, добавить данные по радарам для наземных и корабельных комплексов, мас-штабы производства увеличатся кратно.Рис. 3. Этапы развития технологии радаров на основе активных ФАРДинамика развития требования к радарам и, соответственно, к системным тре-бованиям элементной базы в последние годы достаточно стремительна. В 2010 году мы сформулировали этапы развития применительно к радарам на основе актив-ных ФАР. Результаты представлены на рис. 3. Как следует из рис. 3, уже в насто-ящее время помимо применения технологии СВЧ в приемопередающих модулях для АФАР электронная промышленность должна уметь поставлять компоненты для цифрового диаграммообразования и 3D-исполнения таких сложных изделий, как сегменты АФАР, приемный и задающий модули, модули цифровой обработки сигналов. Особо хочется отметить востребованность в настоящее время МИС СВЧ на основе структур GaN. Несмотря на то что в госзаказе уже более десяти лет назад заявлялись и выполнялись многочисленные НИОКР по данной тематике, отече-ственная промышленность все еще не способна обеспечить реализацию модулей АФАР на основе современных МИС СВЧ на GaN. А как следует из данных, при-веденных на рис. 3, на период с 2016 по 2020 гг. нами запланирована реализация АФАР на этой основе. 45Пленарные докладыМного проблем возникает и с готовностью отечественных технологий для цифрового диаграммообразования и 3D-технологий в АФАР.Как подсказывает нам опыт по разработке первых отечественных активных ФАР в L- и Х-диапазонах волн, преодоление всех известных проблем возмож-но только при тесном взаимодействии разработчиков радиолокационных систем и создателей компонентной базы. Разделенные ведомственными барьерами, мы должны устранить их совместными усилиями, чтобы своевременно обеспечить Российскую армию необходимой техникой. Приведенные выше количественные показатели производства компонентов радиолокационных систем наглядно де-монстрируют, что решение этих задач не противоречит коммерческим успехам http://microelectronica.pro/wp-content/uploads/docs-2019/Thesis_2019.pdf

milstar: http://appliedradar.com/?page_id=49

milstar: Так началось долгое и плодотворное сотрудничество Владимира Михайловича с нашим заводом, которое позволило Крехтунову доказать, что он не зря прожил жизнь. Вместе с заводскими специалистами за полгода с нуля был разработан и запущен в серию компактный и технологичный фазовращатель диаметром 4,8 мм. Сотрудничество с нашим заводом стало для Крехтунова поистине звездным билетом: уже в декабре 2004 года под его руководством был собран первый образец ФАР, содержащий 1.000 изготовленных на «Магнетоне» фазовращателей. Все, кто тогда работал с Владимиром Михайловичем, в один голос заявляют, что он буквально вытянул из кризиса КБП, которое за предыдущие 10 лет так и не смогло решить эту задачу с помощью ведущих НИИ страны. Совместная работа В.М. Крехтунова с «Магнетоном» не закончилась на фазовращателе для «Панциря» – он много лет участвовал в его усовершенствовании, выступал консультантом при разработке фазовращателей ФАР-ЛК с линейной поляризацией, предложил много оригинальных решений при разработке ферритовых приборов. В минувшем году завод начал освоение моноимпульсного облучателя для проходной ФАР его конструкции. https://nvo.ng.ru/realty/2020-06-18/2_1096_congratulation.html

milstar: Стоимость бортового комплекса оборудования может достигать 75% стоимости летательного аппарата, а важную роль в обеспечении надежности его функционирования играет бортовая кабельная сеть (БКС). По данным начальника бригады "Бортовые кабельные сети" самарского филиала КБ ПАО "Туполев" Алексея Мясникова, 15-20% отказов авионики приходится на электронные блоки, а 80-85% - на бортовую электрическую сеть https://военное.рф/2020/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%90%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%8F117/

milstar: Examples of Boeing satellite communications phased arrays employing analog beamforming are the 24-beam dual- polarized Ka-band transmit phased array developed for Spaceway [9], the 8-beam X-band transmit and receive phased arrays developed for the Wideband Global Satcom (WGS) program [10], and the multibeam S-band transmit and receive phased arrays developed for NASA’s Telemetry and Data Relay Satellites (TDRS) [11]. Additional examples are the 2-beam Ka-band transmit and receive phased arrays operating on the WINDS satellite [12], and the 16-beam L-band transmit/receive phased array antennas used on the Iridium satellites [13]. https://ieeexplore.ieee.org/document/7389972 DBF is also reportedly used in the 64-element X-band active receive antenna system (ARAS) on Skynet 5 [16], [17], which is an operational satellite providing military satellite communications (Milsatcom) for the United Kingdom. Extension of DBF to arrays operating at higher frequencies, or having broader instantaneous bandwidth and/or more radiating elements has not been possible until recently due to limitations of sample rate and power consumption.

milstar: The 64N6E Big Bird is the key to much of the improved engagement capability, and ballistic missile intercept capability in the later S-300P variants. This system operates in the 2 GHz band and is a phased array with a 30% larger aperture than the US Navy SPY-1 Aegis radar, even accounting for its slightly larger wavelength it amounts to a mobile land based Aegis class package. It has no direct equivalent in the West. Like other components of the S-300PM system, the 64N6E has a number of unique and lateral design features. The radar antenna is mounted on a cabin, in turn mounted on a turntable permitting 360 degree rotation. Unlike Western phased arrays in this class, the 64N6 uses a reflective phased array with a front face horn feed, the horn placed at the end of the long boom which protects the waveguides to the transmitters and receivers in the cabin. The beam steering electronics are embedded inside the antenna array, which has around 2700 phase elements on either face. the Big Bird provides an excellent acquisition capability against aerial and ballistic missile targets The beam steering electronics are embedded inside the antenna array, which has around 2700 phase elements on either face. This Janus faced arrangement permits the Big Bird to concurrently search two 90 degree sectors, in opposite directions, using mechanical rotation to position the antenna and electronic beam steering in azimuth and elevation. This design technique permits incremental growth in output power as the only components of the system which have to handle high microwave power levels are the waveguide and feed horn. http://www.ausairpower.net/APA-Acquisition-GCI.html Точность определения координат - по дальности, м - по азимуту, мин - по углу места, мин 200 30 35

milstar: 91N6E Big Bird Acquisition and Battle Management Radar The design changes to the 91N6E were not detailed by Lemanskiy et al, other than to disclose its intended ABM acquisition role. The radar is tasked with acquiring and tracking aerial and ballistic targets, identifying targets, and performing angle measurements on standoff jamming aircraft. The 91N6E is a Janus-faced symmetrical transmissive space fed passive phased array, with a range of conventional circular scan modes, and a number of fixed sector scan modes, using electronic beam steering in elevation and azimuth. In the latter modes, the antenna boresight can be mechanically tilted upward to extend achievable electronic beamsteering elevation coverage. The radar is a pulse-to-pulse agile frequency hopper, to maximise countermeasures resistance. Unique high duty cycle transmit waveforms are available for fixed sector electronically beamsteered search modes. http://www.ausairpower.net/APA-S-400-Triumf.html#mozTocId191849 91N6 91N6 (NATO-designator “Big Bird”) is operating in S-Band surveillance and tracking radar developed for the SA-21 “Growler” surface-to-air missile system (Russian designator: S-400 “Triumf”). Basically, the 91N6E is an upgraded variant of the 64N6E radar (NATO-designator “Tombstone”) with the same antenna design but higher transmitter power. Its digital signal processing can detect up to 300 targets. The radar is placed in two containers, one fixed with the radar electronic and the indicators, the second with the transmitters, receivers and the antennas. The main antenna is a reflection type of space feeded phased-array antenna using 2 700 phase shifters. Two main antennas are mounted back-to-back with beam scanning in two planes. The radar offers different operating modes for maximum adaptation to combat conditions, e.g. continuous antenna rotation, sector view, stopped antenna drive and additional antenna tilt. The 64N6E incorporates additional auxiliary antenna/receiver channels for suppression of sidelobe jammers. An IFF-System is incorporated. Known modifications: 91N6 - intended for maintenance with SA-10A “Grumble” (Russian designator: S-300) and SA-21 “Growler” (Russian designator: S-400 “Triumf”) SAM-systems, developed in 1978; 91N6A - modernized for use in S-400M “Triumf” SAM-systems, developed in the mid-80s; 91Н6М - modernized for future use in S-500 “Prometheus” SAM-systems (maximum range: 640 km); 91N6E - variant for export, without the Russian IFF and possibly reduced combat characteristics. https://www.radartutorial.eu/19.kartei/06.missile/karte013.en.html

milstar: The AESA design provides cited mainlobe steering angles of up to ±60° in azimuth and elevation. VNIIRT claim a robust detection range of up to 600 nautical miles against high elevation angle ballistic missile targets. Like Western phased array radars the Gamma DE is capable of adaptively interleaving search and track beams, and nulling particular angular sectors which are subject to jamming. Modes include high update rate search waveforms in narrow solid angles, providing for high quality tracking of high speed closing targets. A single Gamma DE system comprises a towed antenna head trailer with the 1280 element 8 x 5.2 metre AESA on a turntable, ############################################################################# a semi-trailer radar cabin with electronics and operator stations, and a dual redundant 16 kiloWatt diesel generator. An option cited for the Gamma DE is deployment of the radar head on the 24 metre 40V6M or 40 metre 40V6MD semi-mobile mast systems. The latter are carried by semi-trailer and typically towed by a MAZ-537 or other tractor. Cited time to deploy the basic demonstrator configuration is 1.5 hrs. More recent (2007) VNIIRT data states 20 minutes to deploy the towed configuration, and 5 minutes to deploy a self-propelled configuration carried on a truck. This qualifies the towed Gamma DE as mobile, and the self-propelled configuration as "shoot and scoot". To date no details of the self propelled variant have been disclosed. Given the size and weight of the Gamma DE antenna system, the configuration is likely to be similar to that of the 91N6E Big Bird rather than 96L6 , most likely using the MZKT-7930 tow tractor, and a gas turbine generator equipped semi-trailer for the antenna head and equipment cabin. In the towed variant, radiofrequency datalinks permit the cabin to be located up to 1 km from the AESA, and additional datalinks permit up to 15 km separation between the cabin and an IADS command post. For semi-hardened revetted deployment optical fibre cables are available. Almaz-Antey literature on the S-400 / SA-21 system states that compatible interfaces are available between the S-400 battery and the Gamma DE system. The azimuthal tracking accuracy of 0.17-0.2°, elevation accuracy of 0.2-0.3° and range accuracy of 60-100 metres make this radar eminently capable of providing midcourse guidance updates for a range of SAM systems. For comparison, the 64N6E Big Bird series used in the SA-20/21 has around twice the angular and range tracking error magnitude compared to the Gamma DE. ########################### http://www.ausairpower.net/APA-Rus-Low-Band-Radars.html#mozTocId555292

milstar: РАДИОЛОКАЦИОННАЯ ТРЕХКООРДИНАТНАЯ СТАНЦИЯ «ФРЕГАТ-М2ЭМ» RADAR THREE-COORDINATE STATION “FREGAT-M2EM” Источник: http://bastion-karpenko.ru/fregat-m2em-rls/ ВТС «БАСТИОН» A.V.Karpenko E- band 2-3 ghz ХАРАКТЕРИСТИКИ Частотный диапазон Е Количество радиолокационных каналов, шт. 2 Количество измеряемых координат 3 Зона обзора: • дальность, км 300 • азимут, град. 360 • высота, км 30 • угол места, град. 55 Дальность обнаружения, км: • истребитель 230 • ракета 50 • корабль дальность прямой видимости Минимальная дальность действия, км 2 Точность измерения: • дальность, м 120 • азимут, мин. 24 • угол места, мин. 30 Скорость вращения антенны, об./мин. 12; 6 Количество приборов, шт. 21 Занимаемая площадь, м2 48 Масса, т: • приборы 9,6 • антенный пост 2,5 Потребляемая мощность, кВт 90 Время приведения в боевую готовность, мин. 5 Источник: http://bastion-karpenko.ru/fregat-m2em-rls/ ВТС «БАСТИОН» A.V.Karpenko

milstar: 1. Географические климатические условия Гибель Испанской армады потеря флота Хубилая при попытке высадки в Японию «Божественный ветер» будет бушевать двое суток, сметая всё на своём пути Жесткие требования мореходности ( 9000 т для консервативного проекта, нe с малой площади ватерлинии жесткие требования выбора диапазонов РЛС L 750-1250 mhz и X 7600-8400 mhz 2. РЛС диапазона L лучше в условиях плохой погоды для обнаружения малозаметных низколетящих крылатых ракет требует меньше компонентов для апертуры с полным заполнением, легче удовлетворить требования пo отводу тепла и компоненты более дешевы недостаток большая площадь апертуры,однако этот диапазон используется на фрегатах водоизмещением 4100 тонн AN/SPS-49 7.3 m × 4.3 m https://en.wikipedia.org/wiki/AN/SPS-49 в самолете СУ-57 ( площадь апертуры еще меньше ) 3. для сдвоенной апертуры (как в ФРЕГАТ-М2 ) Источник: http://bastion-karpenko.ru/fregat-m2em-rls/ ВТС «БАСТИОН» A.V.Karpenko с размерами 7.3 m × 4.3 m для АФАР с полным заполнением 1000 mhz h/2 =150 mm потребуется 2*49*30 э=2940 элементов 4. концепция повсеместного(ubiquitous ) радара Naval Research Laboratory https://apps.dtic.mil/dtic/tr/fulltext/u2/a403877.pdf имеет ряд преимуществ пo сравнению с классической АФАР 5. в случае использования супергетеродина с 2 преобразованиями частоты 490 mhz ,70 mhz как в Радаре Cobra Dane https://fas.org/spp/military/program/track/cobra_dane.htm может быть реализована на "отечественных" аналого-цифровых преобразователях https://mri-progress.ru/products/bis-i-sbis/spetsialnye-sbis/sbis-16-razryadnogo-atsp/ СБИС 16-разрядного АЦП конвейерного типа с частотой дискретизации 200 МГц изготовлена по КМОП 90-нм технологии и предназначена для аналого-цифрового преобразования диффе- ренциальных аналоговых сигналов. В микросхеме реализован алгоритм встроенной калибров- ки передаточной характеристики. Функциональный аналог ADS5485 фирмы Texas Instruments. https://mri-progress.ru/products/all-lists/K5111HB015.pdf ############################################################### 6. в случае использования AD9625 12 bit 2-2.6 GSPS SFDR 80dbc возможен отказ от супергетеродина и смесителей RF Sampling NLEQ добавит 10 db to 80 dbc https://www.analog.com/media/en/technical-documentation/tech-articles/Review-of-Wideband-RF-Receiver-Architecture-Options.pdf https://archive.ll.mit.edu/HPEC/agendas/proc09/Day2/S4_1405_Song_presentation.pdf https://dspace.mit.edu/bitstream/handle/1721.1/119717/1078637048-MIT.pdf?sequence=1&isAllowed=y ad9625 2-2.6 GSPS SFDR 80 dbc at 1000 mhz NLEQ добавит 10 db это уже приличный результат для радара с полностью цифровым формированием луча ############################################# 7. AD9625 price 642$ per 1 https://www.analog.com/en/products/ad9625.html#product-overview https://www.analog.com/media/en/technical-documentation/data-sheets/AD9625.pdf The AD9625 architecture includes two DDCs, each designed to extract a portion of the full digital spectrum captured by the ADC. Each tuner consists of an independent frequency synthesizer and quadrature mixer; a chain of low-pass filters for rate conversion follows these components. Assuming a sampling frequency of 2.500 GSPS, the frequency synthesizer (10-bit NCO) allows for 1024 discrete tuning frequencies, ranging from −1.2499 GHz to +1.2500 GHz, in steps of 2500/1024 = 2.44 MHz. The low-pass filters allow for two modes of decimation. A high bandwidth mode, 240 MHz wide (from −120 MHz to +120 MHz), sampled at 2.5 GHz/8 = 312.5 MHz for the I and Q branches separately. The 16-bit samples from the I and Q branches are transmitted through a dedicated JESD204B interface. A low bandwidth mode, 120 MHz wide (from −60 MHz to +60 MHz), sampled at 2.5 GHz/16 = 156.25 MHz for the I and Q branches separately. The 16-bit samples from the I and Q branches are transmitted through a dedicated JESD204B interface. 8. примеры различных РЛС диапазона L Su-57,Cobra Dane ,FPS-117, Gamma DE,AN/SPS-49,Protivnik ,smart-l mm http://ausairpower.net/APA-Rus-Low-Band-Radars.html#mozTocId829681 https://lockheedmartin.com/content/dam/lockheed-martin/rms/documents/ground-based-air-surveillance-radars/FPS-117-fact-sheet.pdf https://www.radartutorial.eu/19.kartei/01.oth/karte003.en.html https://www.thalesgroup.com/en/smart-l-mm



полная версия страницы