Форум » Дискуссии » АФАР,ПФАР and Cassegrain (продолжение) » Ответить

АФАР,ПФАР and Cassegrain (продолжение)

milstar: W zawisimosti ot zadach kazdaja iz antenn imeet swoi + i - ######################################## Руководитель НИИП отметил, что в перспективе АФАР они собираются выпускать не только для локаторов перспективных истребителей, но и для других видов вооружений. Технология производства антенных фазированных решеток должна и может быть унифицирована Я не мог, конечно, не спросить о том, кто принимал участие в создании новой АФАР и какое отношение к этой системе имеет та молодежь, которая, как мне рассказывал генеральный директор НИИП (см. «НВО» от 25 апреля 2008 года), пришла на работу в институт. – Эти ребята, – ответил Белый, – имеют самое непосредственное отношение к созданию АФАР. Я бы сказал, определяющее. Молодые радиоинженеры и конструкторы, которых мы набрали 4–5 лет тому назад из МАИ, Бауманки, Рязанского радиотехнического, Таганрогского университета, технологи из Тольятти, из Ивановского технологического (у нас широкая кооперация, стараемся набирать лучших, естественно), поработали, набрались опыта на пассивных фазированных решетках и занялись активными. В целом в нашем институте примерно 400 человек, которым еще нет 30 лет. А непосредственно проблемой АФАР занимались человек тридцать-сорок этого возраста. И когда надо было собрать антенну к определенному сроку, они даже ночевали у стенда, как в военное время, работали круглосуточно. Не вылезая. Самое главное, поскольку это новые технологии, новая техника, – это их среда, и молодежь очень здорово все это осваивает http://nvo.ng.ru/armament/2009-08-14/7_5generation.html foto rls s AFAR ,diametr apperturi primerno 980 mm , 2000 -2500 GaAS MMIC (po 10 watt ?)

Ответов - 193, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

milstar: http://highfrequencyelectronics.com/Archives/May08/HFE0508_Cannata.pdf RADAR open system architecture razrabotana Lincoln Laboratory (ROSA) ############################################### MITEQ X band receiver ,viskoij dinamicheskij diapazon ,blok sxema -mozet ispolzowatsja ###################################################### dlja drugix diapazonow C,Ku i t.d. 3 slot VME Bus 1.Dual conversion superheterodyne 10 ghz signal s polosoj 1000 mgz k promerzutochnoj chastote(IF) s centrom 70 mgz i polosoj 20 mgz dlja strech processing radar returns 2. Priemnik takze imeet schirkodiapazonnij PCH(IF) 1000 mgz wixod dlja ispolzowaniaj peredowoj ADC texniki kak a. optical ADC processing b. time seqenced ADC arrays c. time streched ADC arrays IN Conclusion ---------------------- A high perfomance radar receiver was developed for use in flexible Lincoln ROSA VME system MITEQ sales@miteq.com http://www.miteq.com/

milstar: Ocenka/srawnenie digital array radar for USA NAVY http://www.ofcm.gov/mpar-symposium/2009/presentations/Session02/S23_Robert%20Sexton_MPAR%20Symposium%20Navy%20PAR%20S&T.pdf 1. PFAR Aegis SPY-1 2. AFAR VSR 3. Buduschij Radar Digital Array

milstar: Lincoln Laboratory ROSA dlja radarow s neuschej 10,35,94 ghz s polosoj signala do 2000 mgz ,VME bus i VXI KMR -ALCOR,MMW,ALTAIR ,TRADEX radar Kwajaleijn Attol http://www.esicomputing.com/documents/IEEE.pdf


milstar: http://www.ep.liu.se/ecp/008/posters/019/ecp00819p.pdf Filter dlja X-band radar receiver dlja IF 1 ghz i 360 mgz

milstar: http://www.dodsbir.com/Sitis/archives_display_topic.asp?Bookmark=36498 Missile Defense Agency SITIS Archives - Topic Details Program: STTR Topic Num: MDA09-T003 (MDA) Title: Software Defined Multi-Channel Radar Receivers for X-band Radars Research & Technical Areas: Sensors, Electronics -------------------------------------------------------------------------------- Acquisition Program: The technology within this topic is restricted under the International Traffic in Arms Regulation (ITAR), which controls the export and import of defense-related material and services. Offerors must disclose any proposed use of foreign nationals, their country of origin, and what tasks each would accomplish in the statement of work in accordance with section 3.5.b.(7) of the solicitation. Objective: Investigate and develop Software-Defined Multi-channel Receivers to enhance X-Band radar systems performance. Description: Future X-Band radar systems will employ low-cost antenna array technology and digital beamforming architecture that requires multiple receiver channels. Demonstrating the utility of software defined, scalable multi-channel receiver technology that reduces cost, weight, and size while enhancing radar system flexibility and performance is the optimal goal of this research. With recent development of the state-of-the-art receiver technology coupled with high-speed computing devices, multi-channel receiver (consisting of up to 100s of channels) controlled by software may possible. The advantage of software defined multi-channel receiver is that the reconfiguration of hardware components can be done relatively quickly. The benefit of employing software defined receiver is that the implementation would rely heavily on the digital signal processing algorithm and requiring fewer hardware components. Subsequent benefits such as improvement in dynamic range, quadrature coherency, reliability, and low cost. The primary objective of this research is to investigate the feasibility of software-defined technology that offers the potential of a low-cost robust multi-channel receiver solution. The multi-channel receive takes X-Band RF signals and outputs digitized In-phase and Quadrature (I&Q) data. The receiver should cover a 25-40% operating bandwidth centered at X-Band. The receiver should cover a tunable instantaneous bandwidth of 1GHz (goal), 400MHz (threshold), with an instantaneous dynamic range of 52+ dB. The control interfaces should utilize Open System Architecture to the maximum extend possible for ease of integration within the radar systems. PHASE I: Investigate the feasibility, technical issues, and risks of developing software-defined multi-channel receiver at X-Band. Conduct computer modeling and demonstrate proof of concept implementation. The research will result in a detail report on how the software defined multi-channel receiver would be built to meet the performance while attaining the low cost and small size objective. PHASE II: Demonstrate the operation of the developed prototype software defined multi-channel receiver using low-cost components. Validate performance, cost and reliability benefits to be achieved through a prototype device. Quatify the benefits of digital signal processing implemention and approach and identify commercial radar application opportunity. PHASE III: Design and validate the software defined multi-channel receiver prototype developed in Phase II for X-Band radar systems for military and commercial applications. Work closely with missile defense agency (MDA) to target potential technology insertion and integration into MDA ballistic missile defense systems. COMMERCIALIZATION: The proposed technology has a number of related commercial applications in radio frequency (RF) sensors. Commercial radar systems, commercial RF communicaitons systems that require softeware defined multi-channel receiver. References: 1. J. H. Reed, “Software Radio A Modern Approach to Radio Engineering”, Prentice Hall Communications Engineering and Emerging Technologies Series, 2002. 2. R. Seal, J. Urbina, M. Sulzer, S. Gonzalez, N. Aponte, “Design of an FPGA-based radar controller”, National Radio Science Meeting, Boulder, CO, Jan 2008. 3. J. Mitola, "Cognitive radio: an integrated agent architecture for software defined radio", Ph.D. dissertation, KTH Royal Institute of Technology, Stockholm, Sweden, 2000. 4. T. Quach et al, “X-Band Receiver Front-End Chip in Silicon Germanium Technology”, IEEE 8th Topical Meeting on Silicon for RF Systems, Jan 2008. 5. R. Dragenmeister et al, “Multi-Chip-Module Based X-Band Receiver Utilizing Silicon Germanium MMICs”, GOMACTECH 2008, Mar. 2008. Keywords: Antenna Array, Multi-channel Receiver, Analog to digital converter, Radar receiver, Digital Beamforming, phased array radar.

milstar: http://www.nap.edu/openbook.php?record_id=9864&page=357 Network-Centric Naval Forces: A Transition Strategy for Enhancing Operational Capabilities (2000) Commission on Physical Sciences, Mathematics, and Applications (CPSMA) Airborne surveillance radars, such as the APS-145 early warning radar on the Hawkeye E-2C, reach out even farther, to as much as 600 nautical miles, although the JSTAR’s SAR is capable of imaging areas at a range of up to 250 km (~140 nautical miles) transverse to the flight path. B.1.1.4 Geopositioning Accuracy A single traditional radar, whether phased array or not, has poor geolocation capabilities because, although its range measurement uncertainty can be very small if its signal bandwidth is large, e.g., centimeters to a few meters, its angular resolution is always poor in practice because of the limited aperture sizes available; e.g., 0.1° to 1° or 2° beam widths are typical. A 0.1° beam width at 10 km range gives a transverse target location uncertainty of ±8.5 m, which grows to ±85 m at 100 km range. Combining two or more such radars, in a network-centric warfare (NCW) or CEC-like cooperative mode, immediately reduces the combined position location uncertainty to values on the order of the range resolution—degraded by the nonradar problems of determining the individual radar positions accurately via the Global Positioning System (GPS) or some other way. The ultimate limit on geolocational position accuracy is very likely to be dominated by the GPS accuracy of several meters, rather than the inherent capability of the individual radars. The geopositional accuracy of SAR sensors is also controlled by the fundamental resolution of the imagery, which can be flexibly varied between broad swaths with tens of meter resolution to small snapshots with submeter resolution, as well as the GPS difficulties of determining the absolute location of the SAR platform at any given time. On the other hand, SAR ground imagery is of such quality that cross-correlation with highly accurate National1 imagery may permit sensor resolution-limited performance to be achieved. B.1.1.5 Area Coverage Rates Search radars—whether mechanically scanned or phased array, ATC, or military—scan the full 360° upper hemisphere out to many hundreds of nautical miles in about 5 to 10 s. If a nominal 450 km range and a 6-s sweep interval, similar to that of the SPS-49, are chosen, the corresponding area coverage rate would be about 105 km2/s—a very high rate of coverage—but the resolution is also quite low. Very typically, a primary search radar is designed to encounter and be able to detect and locate up to several thousand candidate targets during a single full azimuth sweep. Surface-threat, self-defense radars, such as the MFR, try for a faster, approximately 1-s update rate and are horizon-limited to line-of-sight (LOS) ranges of a few tens of kilometers. Assuming a 20 km range and a 1-s sweep, the area coverage rate would be about 1.2 × 103 km2/s—two orders of magnitude less than that of the long-range search radar, but no doubt done with much higher spatial resolution—more pixels per square kilometer. Theater defense radars do not try to search large areas and so have minuscule area coverage rates. These radars are designed to detect, track with high accuracy, and classify incoming threats with their decoys and are cued to small IFOV baskets, within which the targets have been localized by other wide-area coverage sensors. Typically only a few tens of objects are expected to be found in the IFOV. SAR sensors can generate low-resolution images of kilometer-wide swaths at the velocity of the airplane or trade this for a number of high-resolution snapshots using the same number of pixels generated per unit time. JSTARS according to the press is capable of mapping (at unspecified but low resolution, no doubt) 1 million km2 in 8 hours, which translates to an area coverage rate of about 35 km2/s, which is not high when compared with ordinary search radar performance. It is also claimed that the Global Hawk’s SAR will be able to survey, in 1 day, with 1 m resolution, an area equivalent to the state of Illinois (40,000 1 The term “National” refers to those systems, resources, and assets controlled by the United States government, but not limited to the Department of Defense.

milstar: Non-SAR radars, as mentioned before, produce highly preprocessed images, with the information data rate heavily reduced through the simple expedient of reporting only “hits”—an elementary form of ATR. If sampling at a particular beam position (i.e., a dwell) finds no candidate target returns of significance, nothing is reported for that “pixel.” A typical report will necessarily consist of a number of digital words describing target location parameters, such as bearing and range, or Kalman filter coefficient updates of information—altogether as many as twenty 32-bit words may be necessary for a worst-case total of 640 bits per report. Thus a search radar, which may encounter as many as 2,000 targets on a single, 6-s, 360° scan, would require a maximum communication bit rate capability of about 200 kbps—although operating ATC radars often see no more than 500 targets at a time and often transfer the reports at 50 kbps over ordinary telephone lines. Horizon search radars, such as the MFR, with their horizon-limited range capabilities, expect to encounter only a few tens to a hundred or so candidate targets to deal with and so, with a 1-s update rate, can expect to need minimal capabilities, similar to the ATC example above—i.e., about 50 kbps. http://www.nap.edu/openbook.php?record_id=9864&page=358 But SAR, the true imaging radar sensor that generates data for every pixel, without exception, will require much higher communication bandwidth capability in order to participate in a network-centric sensor grid—but not nearly as much as is required by a capable modern electro-optical camera, as discussed in the section on electro-optical sensors (Section B.2). Practical SAR sensors produce pixel information at rates comparable to what is implied by the Global Hawk performance capability described above under “Area Coverage Rates” (Section B.1.1.5). Each second, an area of 1.6 km2 is to be sampled at 1 m × 1 m resolution, leading to a pixel rate of 1.6 × 106 pixels/s, which is fairly typical of such systems. Assuming that the location information is implicit in the raster format by which the images are read out, each pixel will need no more than one 16-bit word (or even less) on average for an output reporting data rate of about 25.6 Mbps—which does indeed resemble the requirements of high-quality optical cameras, albeit at the low end of the requirements. Here again, it would be

milstar: as possible—in the extreme, an ADC at every T/R element in the phased array. ##################################################

milstar: 1 cm ISAR imaging with new Haystack; http://www.radar2009.org/index.php?id=35 92-100 ghz eto 8000 mgz -raz r sposobnost 32 mm + bandwitch extrapolation - razr sposobnost -10 mm mozno chitat awtomobilnie nomera na geostazionarnoj orbite W sluchae dalnosti 2000 -6000 km mozno razlichit boegolowki ot loznix celej po kinematike dwizeniaj

milstar: http://www.ofcm.gov/mpar-symposium/2009/presentations/workshop/W2_Al-Rashid%20Architecture.pdf

milstar: Waveform Variations by Mode.Although the specific waveform is hard to pre- dict, typical waveform variations can be tabulated based on observed behavior of a number of existing A-S radar systems. Table 5.1 shows the range of parameters that can be observed as a function of radar mode. The parameter ranges listed are PRF, pulse width, duty cycle, pulse compression ratio, independent frequency looks, pulses per coherent processing interval (CPI), transmitted bandwidth, and total pulses in a Time-On-Target (TOT). Obviously, most radars do not contain all of this variation, but modes exist in many fighter aircraft, which represent a good fraction of the parameter range. Most fighter radars are frequency agile since they will be operated in close proximity to similar or identical systems. The frequency usually changes in a carefully controlled, completely coherent manner during a CPI.8 This can be a weakness for certain kinds of jamming since the phase and frequency of the next pulse is predictable. Sometimes to counter- act this weakness, the frequency sequence is pseudorandom from a predetermined set with known autocorrelation properties, for example, Frank, Costas, Viterbi, P codes.16 A major difficulty with complex wideband frequency coding is that the phase shift- ers in a phase scanned array must be changed on an intra- or inter-pulse basis greatly complicating beam steering control and absolute T/R channel phase delay. Another challenge is minimizing power supply phase pulling when PRFs and pulsewidths vary over more than 100:1 range. MFAR systems not only have a wide variation in PRF and pulsewidth but also usually exhibit large instant and total bandwidth. Coupled with the large bandwidth is the requirement for long coherent integration times. This requirement naturally leads to extreme stability master oscillators and ultra low-noise synthesizers.44 http://www.scribd.com/doc/17533868/Chapter-5-Multi-Functional-Radar-Systems-for-Fighter-Aircraft 5.12 MULTIFUNCTIONAL RADAR SYSTEMS FOR FIGHTER AIRCRAFT 1.Real beam map 0.5 -10 mgz 2.Doppler beam sharp 5-25 mgz 3. SAR 10 -500 mgz 4.A-S range 1-50 mgz 5.PVU 1-10 mgz 6.TF/TA 3-15 mgz 7.Sea surface search 0.2 -500 mgz 8.Inverse SAR 5-100 mgz 9. GMTI 0.5-15 mgz 10.Fixed target track 1-50 mgz 11.GMTT 0.5 -15 mgz 12.Sea Surface track 0.2-10 mgz 13.Hi power Jam 1-100 mgz 14.CAl/A.G.C 1-500 mgz 15A-S data link 0.5-250 mgz T.e dlja bolschinstwa funkzij dostatochen AD9467 16 bit ADC 250 msps s Fin do 300 mgz Realnij dinamicheskij diapazon -74 db, ENOB -12 bit 250 msps eto polosa 125 mgz Dlja RLS tipa MMW,Don-2N,Haystack s polosoj signala po 2000 mgz -8000 mgz mozno rassmatriwat 12 bit (ENOB -9.3 bita) National s 3.6 gigasample(sdwoennij) i Fin do 1.5 ghz ili 8 bit maxtek 20 gigasamples ( ENOB 6.6 bit do 5 ghz) T.e. dinamicheskij diapazon nize , polosa signala wische

milstar: http://ieeexplore.ieee.org/stamp/stamp.jsp?tp=&arnumber=700664 PHOTONIC REMOTING OF THE RECEIVER OF AN ULTRA-HIGH DYNAMIC RANGE RADAR J. E. RomBn, L. T. Nichols, K. J. Williams, and R. D. Esman Naval Research Laboratory, Code 5672, Optical Sciences Division Washington, DC 20375 G. C. Tavik and M. Livingston Naval Research Laboratory, Code 5327, Radar Division Washington, DC 20375 M. G. Parent Naval Research Laboratory, Code 53 17, Radar Division Washington, DC 20375

milstar: Abstract Fiber optic links have been designed and built to remote the antenna of a radar with ultra-high dynamic range, the AN/SPQ-9B ADM. The links tested successfully in receive configuration without significantly degrading the radar's 83 dB SNR. These results demonstrate that photonic technology can meet the phase noise requirements for remoting modern radars http://ieeexplore.ieee.org/xpls/abs_all.jsp?arnumber=700664&isnumber=15097 http://www.fas.org/man/dod-101/sys/ship/weaps/an-spq-9.htm

milstar: The AN/SPQ-9B represents a product improvement to the AN/SPQ-9A radar that will enhance its ability to detect and track high-speed, low-radar cross section sea-skimming targets in high-clutter coastal environments. The AN/SPQ-9B uses a high resolution, track-while-scan, pulse-Doppler radar to provide rapid acquisition and automatic tracking of multiple targets. Upgrades include a new transmitter, processor, antenna, and better diagnostics. The AN/SPQ-9B detects sea skimming missiles at the horizon even in heavy clutter while simultaneously providing detection and tracking of surface targets and beacon responses. The AN/SPQ-9B is able to operate as part of the Mk 86 as well as operate as a sensor to ships without gun mounts by providing cueing to other systems to defeat the threats. The AN/SPQ-9B is available as a stand-alone radar or as a replacement for the AN/SPQ-9 in the Mk 86 Gun Fire Control System, which will be integrated into the Mk 1 Ship Self Defense System (SSDS). The AN/SPQ-9B is to be interfaced with either the MK-86 Gun Fire Control System, the Ship Self Defense System, or the Aegis Combat Direction System. The Radar Set AN/SPQ-9B is a high resolution, X-band narrow beam radar that provides both air and surface tracking information to standard plan position indicator (PPI) consoles. The AN/SPQ-9B scans the air and surface space near the horizon over 360 degrees in azimuth at 30 Revolutions Per Minute (RPM). Real-time signal and data processing permit detection, acquisition and simultaneous tracking of multiple targets. The AN/SPQ-9B provides raw and clear plot (processed) surface video, processed radar air synthetic video, gate video, beacon video synchro signals indicating antenna relative azimuth, Azimuth Reference Pulses (ARP), and Azimuth Change Pulse (ACP). The radar will maintain its capabilities in the presence of clutter from the sea, rain, land, discrete objects, birds, chaff and jamming. In the Radiate state the AN/SPQ-9B has three modes of operation: the Air mode, Surface mode and Beacon mode. Both Air and Surface modes have a submode for Organic Combat System Operator/Team Training. The AN/SPQ-9B serves as a complement to high-altitude surveillance radars to detect missiles approaching just above the sea surface. The system emits a one-degree beam that, at a range of approximately 10 nautical miles, is capable of detecting missiles at altitudes up to 500 feet. Since the beamwidth expands over distance, the maximum altitude will increase at greater ranges. The Air Mode uses the Pulse-Doppler radar for detecting air targets. When the AN/SPQ-9B radar detects an air target and initiates a track, it will determine the position, speed, and heading of the detected target. The Air mode has a sector function called, the Anti-Ship Missile Defense (ASMD), and a look back waveform. In the Radiate state, the Air mode is enabled continuously. The Surface Mode generates a separate surface frequency and an independent pulse with a Pulse Repetition Interval (PRI) commensurate with a range of 40,000 yds, not including radar dead time. The AN/SPQ-9B radar has a 360-degree scan coverage for surface targets. The radar displays raw and clear plot video. The AN/SPQ-9B Radar Surface mode has a submode called Surface-Moving Target Indicator (MTI), and operates concurrently with the Air mode. While in the radiate state, the Surface Mode is enabled continuously. The Beacon Mode generates a separate beacon frequency and an independent pulse with a PRI commensurate with a range of 40,000 yds, not including radar dead time. The AN/SPQ-9B radar has a 360-degree scan coverage for beacon targets. The received beacon video is sent to the console for display and distribution. Beacon track data is sent to the computer for processing. The AN/SPQ-9B Radar Beacon mode operates concurrently with the Air mode and Surface mode. The ASMD Sector Function allows quick response detection of low-flying high-threat targets by the Air mode. The radar automatically detects, tracks, and reports any targets entering the ASMD sector that meet the conditions for targets with a time-to-go of less than 30 seconds. The ASMD azimuth sector width is operator selectable between 5 and 360 degrees. The ASMD range within that sector is operator selectable from the minimum range of the radar to a maximum of 20 nmi. The AN/SPQ-9B Radar ASMD sector function operates concurrently with the Air mode, Surface mode, and Beacon mode. The Surface-MTI Submode allows for the cancellation of non-moving targets by the Surface mode. The Surface-MTI azimuth sector width is operator selectable between 5 and 360 degrees. The AN/SPQ-9B automatically displays any targets with a radial speed exceeding 10 Kn. The AN/SPQ-9B Radar Surface-MTI submode will operate concurrently with the Air mode, Surface mode and Beacon mode. The Organic Combat System Operator/Team Training Submode provides for external scenario control by organic training systems for both static and dynamic targets in clutter in either the Radiate or Test state. The program includes a variety of upgrades for search radar equipment to meet the evolving threat, and will provide anti-ship missile defense capability for surface combatants. The upgraded SPQ-9B - which uses a high-resolution, track-while-scan, X-band, pulse-Doppler radar - will enable detection and establishing firm track ranges on subsonic and supersonic sea-skimming missiles. In 1991, the Naval Research Laboratory Radar Division, supported by the Program Executive Office, Theater Air Defense, developed the AN/SPQ-9B radar concept for the Navy's anti-ship missile defense mission. The system concept includes a new air mode that provides a new, low-cost, quality sea-skimmer detection capability and a surface mode with improved performance in support of the MK 86 Gun Fire Control System and backup navigation. The radar’s receiver and processor use high-performance Commercial-Off-The-Shelf (COTS) technology. The AN/SPQ-9B antenna provides for three beams. If an air target is detected in the main beam, two look-back beams provide confirmation and track promotion resulting in "single-scan" track disclosure to a ship’s weapon system. An ultra-low noise exciter provides for accurate tone and clock signals. The AN/SPQ-9B is at the end of its development phase. In October 1994, the Navy awarded an engineering and manufacturing development contract for two AN/SPQ-9B prototypes--one to be used as a contractor test set and one to support land-based testing at Port Hueneme, California. An Advanced Development Model (ADM) radar was developed by the Naval Research Laboratory and successfully demonstrated in land-based tests in 1993-94 against threat representative targets and again in at-sea tests in 1994-95. The design, fabrication, and testing of the Advanced Demonstration Model of the SPQ-9B by the Naval Research Laboratory have eliminated all serious technical risk. Initial performance testing of the ADM was completed at Wallops Island prior to a successful operational assessment conducted by the Self-Defense Test Ship during 1995. As a result of successful testing, the Navy awarded a contract to Northrop Grumman Norden Systems for two AN/SPQ-9B pre-production kits with an option for six low-rate initial production units to meet ship delivery schedules and to support developmental and operational testing aboard the U.S.S. Oldendorf (DD 972). A preliminary design review was accomplished FY 1996. Development for Mk 86 and SSDS interfaces is in progress. First Production Proof Kits (PPK) were delivered in late 1997, with a Milestone III decision and Initial Operational Capability (IOC) planned for FY 1999. The radars were delivered in the summer of 1998 at NSWC Port Hueneme Division where they underwent land-based testing. Land-based development testing on pre-production kit number was successfully completed in December 1998. Shipboard testing of the R&D units began in the first quarter of FY99, and was scheduled for completion in late 1999. Although early development tests were successful, a change in program policy called for the AN/SPQ-9B radar to be installed on ship classes that could not carry the weight of the development (heavyweight) antenna. As a result, the Navy developed a prototype lightweight antenna assembly. The prototype was maintained by the contractor for use as a test set. A modification to the contract enabled the Navy to procure two lightweight antenna radar sets, as well as three lightweight antenna backfit sets. During November 1999 shipboard developmental testing with a heavyweight antenna, the Navy encountered an unexpected interference problem with the AN/SLQ-32 electronic warfare system. According to Navy officials, the problem is of an electromagnetic nature and would have occurred even if a lightweight antenna had been used. As of mid-2000 the problem was being investigated and was expected to delay the system's operational evaluation. According to Navy officials, the delay of the operational evaluation would not impact the planned procurement contract for three SCN radar sets in fiscal year 2000. On October 02, 2002 Northrop Grumman Norden Systems Inc., Melville, N.Y., was awarded a $15,085,638 firm-fixed-price letter contract for improved lightweight AN/SPQ-9B radar systems. The AN/SPQ-9B upgrades the AN/SPQ-9 radar of the MK-86 Gun Fire Control System (GFCS) currently installed on CG-47 Class surface combatants. Work will be performed in Melville, N.Y. (79%); Baltimore, Md. (19%); and Norwalk, Conn. (2%), and is to be completed by August 2005. Contract funds will not expire at the end of the current fiscal year. The contract was not competitively procured. The Naval Sea Systems Command, Washington, D.C., is the contracting activity (N00024-02-C-4057). On March 31, 2003 Northrop Grumman Norden Systems, Inc., Melville, N.Y., is being awarded a $19,003,484 not-to-exceed modification to exercise an option under previously awarded contract (N00024-02-C-4057) for four lightweight AN/SPQ-9B radar systems. The AN/SPQ-9B is an upgrade to the AN/SPQ-9 radar of the MK-86 gun fire control system currently installed on CG-47 Class surface combatants. Work will be performed in Melville, N.Y. (79%); Baltimore, Md. (19%); and Norwalk, Conn. (2%), and is expected to be completed in October 2005. Contract funds will not expire at the end of the current fiscal year. The Naval Sea Systems Command, Washington, D.C., is the contracting activity. The AN/SPQ-9B program develops and tests performance and reliability upgrades for search radar equipment to meet the evolving threat. A lightweight antenna assembly has also been furnished as an engineering change with FY2004 Funding. Deployment The AN/SPQ-9B was installed on ships and aircraft carriers in the following classes: * CG-47 TICONDEROGA-class cruisers * LHD-1 amphibious ships * LPD-17 SAN ANTONIO-class amphibious ships * DD-963 SPRUANCE-class destroyers * DDG-51 destroyers * CVN-68 NIMITZ-class aircraft carriers The Navy installled the lightweight AN/SPQ-9B radar on LPD 17, CVN, and LHD ship classes and on selected CG ships through fiscal year 2007. http://www.globalsecurity.org/military/systems/ship/systems/an-spq-9.htm

milstar: Журнал «Радиотехника», №10, 2009 г. Радиолокация и связь. Журнал ОАО «Радиофизика» Проблемы и принципы построения систем Метод разрешения групповых сосредоточенных целей А.А. Чижов - к. т. н., доцент, докторант очной докторантуры Военной академии войсковой ПВО Вооруженных Сил РФ им. Маршала Советского Союза А.М. Василевского (г. Смоленск). E-mail: rtshouse@mail.ru 4-12 Оптимальное среднее количество передач при использовании механизма повторной передачи в системе Mobile WiMAX С.Н. Моисеев - д.ф.-м.н., в.н.с. ЗАО «Кодофон». E-mail: smoiseev@kodofon.vrn.ru С.А. Филин – к.т.н., вед. инженер-конструктор ОАО «Концерн «Созвездие». E-mail: filin@kodofon.vrn.ru М.С. Кондаков – инженер-конструктор ОАО «Концерн «Созвездие». E-mail: mkondakov@kodofon.vrn.ru 13-18 Синтез и анализ радиотехнических систем и устройств Экспериментальное исследование возможности обнаружения целей на фоне подстилающей поверхности в РЛС с поляризационной обработкой информации Е.В. Бурданова - аспирант кафедры телекоммуникаций БелГУ. E-mail: burdanova@bsu.edu.ru А.П. Денисов - директор представительства ФГУП НПО «Маяк» в Москве. E-mail: apd59@mail.ru А.А. Лучин - д.т.н., проф., начальник направления секции прикладных проблем при Президиуме РАН И.И. Олейник - к.т.н. зам. директора научно-учебного Центра информатизации БелГУ по научной работе. E-mail: oleinik_i@bsu.edu.ru А.И. Синани - к.т.н., с.н.с., зам. Генерального директора ОАО «НИИП им. В.В. Тихомирова» по научной работе. E-mail: niip@niip.ru 19-27 Антенны, распространение радиоволн и техника СВЧ Влияние неидентичностей амплитудно-частотных характеристик приемных каналов цифровой антенной решетки на возможность сверхразрешения источников излучения по пространству Д.С. Григорян - к.т.н., преподаватель Военной академии войсковой ПВО Вооруженных Сил РФ (г. Смоленск). E-mail: dan-grigoryan@yandex.ru 27-36 Влияние переотражений во входном тракте отражательного усилителя CВЧ-сигналов на его основные характеристики А.П. Венгер - к.ф.-м.н., с.н.с. САО РАН, г. Санкт-Петербург. E-mail: avenguer@rambler.ru Г.Н. Ильин - к.ф.-м.н., с.н.с. САО РАН, г. Санкт-Петербург. E-mail: igen@ipa.rssi.ru 36- Векторный синтез антенной решетки скрещенных над шаром диполей Мищенко С.Е. - к.т.н., с.н.с., нач. НИЛ Ростовского ВИ РВ. E-mail: mihome@yandex.ru Старченко А.В. - инженер НИЛ Ростовского ВИ РВ 42-47 Информационные технологии, радиотехнические цепи и элементная база Квазиоптимальный полосовой цифровой фильтр Н.М. Ашимов - д.т.н., проф. Военного института Общевойсковой академии ВС РФ. И.В. Грачев - к.т.н., преподаватель Военного института Общевойсковой академии ВС РФ. А.В. Кравцов - начальник лаборатории Военного института Общевойсковой академии ВС РФ. 47-51 Определение передаточных функций нелинейной системы по передаточным функциям составляющих блоков Н.Д. Пирогова - к.т.н., доцент кафедры «Связь на железнодорожном транспорте» Ростовского государственного университета путей сообщения 51-56 Радиотехническая аппаратура и ее применение Нелинейные искажения гармонических сигналов при квантовании Ю.А.Брюханов - д.т.н., проф., проректор по научной работе, заведующий кафедрой динамики электронных систем Ярославского государственного университета. E-mail: bruhanov@uniyar.ac.ru. Ю.А. Лукашевич - вед. электроник каф. динамики электронных систем Ярославского государственного университета. E-mail: dcslab@uniyar.ac.ru 57-61 Журнал в журнале «Радиосистемы» Системы радиолокации и связи Перспективы создания мощных радиолокационных станций миллиметрового диапазона длин волн Б.А. Левитан - к.т.н., ген. директор ОАО «Радиофизика». А.А. Толкачёв - д.т.н., г.н.с. ОАО «Радиофизика». 63- Обработка информации и управление Параметрическая оптимизация траекторных фильтров в антенной системе автосопровождения спутника-ретранслятора с борта поезда C.Ю. Яковлева - к.ф.-м.н., с.н.с. ОАО «Радиофизика» Ю.А. Пыхов - инженер-аспирант ОАО «Радиофизика» 69-77 Методика синтеза радиопеленгаторной антенной решетки на корпусе мобильного носителя А.В. Ашихмин - д.т.н., гл. инженер НПП ЗАО «ИРКОС» (Москва), директор ОСП ЗАО «ИРКОС» (Воронеж) С.В. Корочин - к.т.н., вед. инженер-программист НПП ЗАО «ИРКОС» (Москва) Ю.Г. Пастернак - д.т.н., проф., научный консультант НПП ЗАО «ИРКОС» (Москва), проф. каф. радиоэлектронных устройств и систем Воронежского ГТУ Ю.А. Рембовский - к.ф.-м.н., в.н.с. НПП ЗАО «ИРКОС» (Москва) 78-84 Структура вычислительных средств многофункциональных радиолокационных станций М.М.Золотарев – нач. сектора ОАО «Радиофизика» С.А. Топчиев – к.т.н., зам. ген. директора-гл. конструктор направления ОАО «Радиофизика» В.Е.Фарбер – д.т.н., проф., нач. отдела ОАО «Радиофизика», проф. кафедры радиолокации, управления и автоматики факультета радиотехники и кибернетики МФТИ М.В. Эйсымонт – к.т.н., нач. отдела ОАО «КБ системного программирования» (г.Гомель, Республика Беларусь) 84-96 Характеристики метода нелинейного спектрального анализа в приложении к задаче фильтрации помеховых эхосигналов Е.Б. Волочков - к.т.н., нач. сектора ОАО «Радиофизика» 96-103 Исследование квазиоптимальных байесовских фильтров с ненулевым периодом соответствия при наличии аномальных измерений В.Е. Фарбер – д.т.н., проф., нач. отдела ОАО «Радиофизика», проф. кафедры радиолокации, управления и автоматики факультета радиотехники и кибернетики МФТИ Р.М. Фатхуллин - аспирант ОАО «Радиофизика» 102-114 Аппаратура и испытания Анализ влияния трактов преобразования частоты на паразитный набег фазы при прямом синтезе опорного СВЧ-сигнала Д.С. Очков - к.т.н., с.н.с., нач. НИО ОАО «Радиофизика». Е.А. Силаев - нач. сектора ОАО «Радиофизика». И.С. Формальнов - к.т.н., нач. отдела ОАО «Радиофизика». 115-121 Оценка фазовых искажений в раскрыве рефлектора крупноапертурной параболической антенны Н.А. Сгадова - инженер ОАО «Радиофизика», аспирантка 122-127 Проходной фазовращатель на основе сегнетоэлектрических управляющих элементов для работы в составе фазированной антенной решетки М.Д. Парнес - к.т.н., гл. инженер ООО «Резонанс» (Санкт-Петербург) О.Г. Вендик - д.т.н., проф. кафедры СПбГЭТУ «ЛЭТИ» (Санкт-Петербург) А.Н. Васильев - аспирант кафедры СПбГЭТУ «ЛЭТИ» П.В. Логачев - нач. лаборатории НПО «ЛЭМЗ» (Москва) Р.Г. Шифман - зам. директора ОАО «Светлана–электронприбор» (Санкт-Петербург) 128-133 Краткие сообщения Разработка передатчика для сверхширокополосного радарного комплекса Хэйстек, формирующего радиоизображения спутников Б.И. Аршон - ОАО «Радиофизика» 134-136 http://www.radiotec.ru/catalog.php?cat=jr1&itm=2009-10

milstar: Так, например, в диапазоне метровых волн наземные GLQ – 3A, VLQ – 12 и переносные PLQ – 2 станции заградительных радиопомех обладают спек- тральной плотностью мощности помех свыше 100 Вт/МГц и могут создавать помеховый сигнал в полосе приемника СБРЛ, превышающий полезный на несколько порядков. Ана- логичная ситуация наблюдается в диапазоне дециметровых и сантиметровых радиоволн, где помимо проблемы помехоустойчивости зачастую возникает проблема с электромаг- нитной совместимостью СБРЛ с различными радиолокационными, навигационными сис- темами и системами связи и управления. Поэтому перспективным представляется переход в миллиметровый диапазон волн (ММДВ), основные достоинства которого связаны с наличием в нем спектральных "окон затухания" радиоволн и возможность использования в габаритах СБРЛ направленных ан- тенн. В отличие от метрового и дециметрового диапазонов, где затухание в чистой атмо- сфере не превышает 0,01 дБ/км, в ММДВ на длине волны λ=5 мм поглощение составляет 18 дБ/км, что существенно затрудняет постановку активных помех в этом частотном диа- пазоне на физическом уровне. http://jre.cplire.ru/iso/3conference/pdffiles/r013.pdf Нетрудно видеть, что организация активного противодействия в ММДВ даже на длине волны λ = 8 мм чрезвычайно затруднена. В самом деле, использование переносных станций типа PLQ с полупроводниковыми генераторами не дает заметного эффекта, так как потенциально возможный уровень излучаемой мощности (несколько десятков кило- ватт в импульсе) становится недостаточным уже при удалении станции на несколько со- тен метров от защищаемой позиции. Наземные передвижные станции типа GLQ или VLQ становятся неэффективными для СБРЛ ММДВ при удалении от защищаемой позиции на 500 и более метров. Следует подчеркнуть, что создание мощных генераторов с уровнем мощности в импульсе порядка 1 МВт в ММДВ вообще является проблематичным, а на длине волны λ = 5 мм требуемая мощность помехи в зоне постановки указанных станций приблизи- тельно на два порядка выше, чем в 8-ми миллиметровом диапазоне длин волн. Это наглядно показывают исключи- тельно высокую помехоустойчивость СБРЛ ММДВ в диапазоне λ=5 мм. Организация ак- тивного противодействия в ММДВ чрезвы- чайно затруднена. В диапазоне частот 30…60 ГГц станции заградительных радио- помех становятся неэффективными при уда- лении на 500 и более метров. Воздействие естественных метеообразований повышает скрытность и помехоустойчивость СБРЛ ММДВ до 12…16 дБ/км по сравнению с чис- той атмосферой. Другие методы повышения помехоустойчивости СБРЛ ММДВ аналогичны мето- дам, используемым в других частотных диапазонах [2]. В ММДВ также необходимо де- лать выбор из различных вариантов функционального построения СБРЛ, зондирующим сигналом и методом его обработки. Эти факторы, а также рациональный выбор диаграмм направленности (ДН) антенн, оказывают влияние на отношение сигнал/шум в приемнике и на точность в определении области принятия решений СБРЛ. 3. Технологические аспекты создания перспективной СБРЛ Учитывая очевидное отставание уровня отечественных разработок в технологиче- ской области создания миниатюрных узлов и компонентов СБРЛ вообще и в диапазоне миллиметровых волн (ММДВ) в частности, целесообразно проводить анализ состояния элементной базы диапазона 53…60 ГГц для создания перспективной СБРЛ на примере доступных зарубежных разработок. Резюмируя доступную информацию о современных и перспективных СБРЛ следу- ет отметить следующее:  современная СБРЛ должна быть многорежимной и как следствие – многофунк- циональной;  СБРЛ должна быть построена по многомодульному принципу, что позволяет решать вопросы его рационального конструктивного построения, компоновки и как следствие позволяет значительно повысить его эффективность при снижении стоимости;  широкое использование миниатюрных компонентов СВЧ-модулей, а также мо- дулей обработки сигналов и устройств принятия решения позволяет значительно снизить габариты СБРЛ при одновременном качественном повышении его функ- циональных возможностей;  необходимость комплексирования СБРЛ с системой управления и с другими бортовыми информационными системами;  использование цифровой обработки сигналов, реализованной на специализиро- ванных ПЛИС, позволяет производить модернизацию алгоритмов обработки СБРЛ. В нашей стране к числу многофункциональных СБРЛ при работе по низколетящим целям относятся автодинные СБРЛ, особенностями которых являются:.  использование сверхрегенеративного выходного каскада, работающего одновре- менно на приём и передачу;  рабочий диапазон частот 0,1 – 1,0 ГГц (метровый и дециметровый);  работа только на одну антенну, т.е. функционально и конструктивно невозможно обеспечить разнесённую схему приёма – передачи;  тип антенны несимметричный вибратор с широкой диаграммой направленности и низким коэффициентом направленного действия (КНД) и как следствие – слож- ность согласования области принятия решений с областью эффективного действия носителя СБРЛ;  невозможность поляризационной селекции целей;  единственный информативный параметр - амплитуда доплеровского спектра вход- ного сигнала СБРЛ;  отсутствие возможности прямого измерения дальности до цели и как следствие - значительные технические трудности реализации селекции целей по дальности, а для малозаметных целей - вообще не реализуема;  низкая помехоустойчивость и помехозащищённость как на "физическом" (за счёт условий распространения радиоволн), так и на функциональном (устройства обра- ботки сигналов) уровнях. С другой стороны его низкая стоимость, вследствие максимальной простоты кон- струкции и отработанной технологии проектирования и массового изготовления в сочета- нии с малыми габаритами, достижимыми для современного отечественного уровня разви- тия технологий делают эти СБРЛ широко распространенными при работе по низколетя- щим целям. Поэтому облик перспективной СБРЛ при работе по маловысотным маневрирую- щим аэродинамическим целям с низкой отражающей способностью и высокой живуче- стью должны определять следующие основные группы характеристик: 1. Многорежимность, что позволяет эффективно ее использовать по различным ти- пам целей и в составе различных систем. 2. Наличие помехоустойчивого и помехозащищённого радиолокационного канала, позволяющего осуществлять помимо традиционной частотной селекции поражае- мых целей пространственно-временную, а в перспективе и поляризационную се- лекцию малозаметных аэродинамических целей в условиях подстилающих по- верхностей и фонов. 3. Иметь малые габариты, низкую стоимость, высокую технологичность и надёж- ность. По результатам сравнения автодинных НДЦ и радиолокационных НДЦ предлага- ются следующие технические решения, направленные на повышение характеристик пер- спективной СБРЛ: 1. Вместо автодинного использовать гетеродинное функциональное построение СБРЛ, позволяющее более чем на два порядка повысить чувствительность его при- ёмного устройства и использовать любой тип модуляции зондирующего сигнала. 2. Вместо метрового, дециметрового и сантиметрового диапазонов радиоволн, тради- ционно используемых во всех типах СБРЛ, использовать миллиметровый диапазон радиоволн (ММДВ) в окне их интенсивного затухания 54-58 ГГц. 3. Использование направленных антенн, диаграммы направленности которых согла- сованы с областью эффективного действия носителя СБРЛ. 4. Использование когерентной обработки входных сигналов СБРЛ, позволяющей эф- фективное подавление некоррелированных помех при накоплении сигнала и как следствие повышать помехоустойчивость СБРЛ вплоть до потенциальной. 5. Возможность многоканального разнесённого способа функционального построе- ния входных трактов СБРЛ. К числу основных факторов сдерживающих создание такой СБРЛ следует отнести два: первый технологический в области создания и производства СВЧ узлов и компонен- тов и второй методический в части недостаточного развития средств проектирования, разработки и испытаний СБРЛ ММДВ. http://jre.cplire.ru/iso/3conference/pdffiles/r013.pdf III Всероссийская конференция «Радиолокация и радиосвязь» – ИРЭ РАН, 26-30 октября 2009 г. 292 ПУТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ БЛИЖНЕЙ РАДИОЛОКАЦИИ МИЛЛИМЕТРОВОГО ДИАПАЗОНА ВОЛН А.Б.Борзов, К.П.Лихоеденко, И.В.Муратов, Г.Л.Павлов, В.Б.Сучков МГТУ им. Н.Э.Баумана В статье рассматриваются тенденции развития бортовых систем ближней радиолока- ции (СБРЛ). Приведены результаты сравнительного анализа помехоустойчивости СБРЛ в раз- личных частотных диапазонах. Рассмотрены технологические аспекты создания перспективной СБРЛ, функционирующей в диапазоне 53..60 ГГц. Сделаны выводы о дальнейших путях совершен- ствования техники и технологии отечественных бортовых СБРЛ. http://jre.cplire.ru/iso/3conference/conf3rd.pdf

milstar: http://www.l-3com.com/eti/downloads/AOC_paper_placard.pdf Dual VICTS Antennas ψ1 = ψ2 ψ1 ≠ ψ2 (One Antenna Elevated to Show Dual TWTA) i lampi k nej High Spot Beam EIRP & Bandwidth – 1 – 2.5 GHz 36 to 51 dBW – 2.5 – 40 GHz 43 to 60 dBW • Efficient RF Power Generation (Space TWTA Heritage) – Prime Power per Spot Beam ( lifi / ) Notional Subsystem Attributes Multiple ~40% Bandwidth TWTs & Antennas Freq 1 2 5 GHz EIRP 36 51 dBw Prime Power 3 2 3 3 kW Efficiency Amplifier Antenna): ~ 36% • High Antenna Gain over ± 90° Scan with Dual Tilted Antennas – 8 – 12 GHz Example Antenna Gain at ±90° Scan: Max Gain 26 dBi (with dual tilted antennas) Min Gain 18 dBi (with dual tilted antennas) • Deployable EW Specific Subsystem Ready in <36 Months http://www.l-3com.com/eti/product_lines_military_twt.htm

milstar: primer SDR modifikazija wsr-88d- If /pch-57-62.5 mgz ,14 bit ADC /Lockheed -Martin 3 ghz radar s 9 metrow antennoj http://www.qsl.net/n9zia/pdf/wsr-88d.pdf http://www.roc.noaa.gov/WSR88D/About.aspx There are 159 operational NEXRAD radar ... Generic radar processor design using software defined radio ---------------------------------------------------------------- 8B. 3 A GENERIC RADAR ... within the FPGA, a wide range of radar intermediate ... down converter as well as any oversampling that takes place within the radar ... http://ams.confex.com/ams/pdfpapers/123642.pdf s IF 62.5 mgz ... T.e. eto ne prjamaja konversija signal s antenni w ADC ----------------------------------------------------------- PDF] Digital IF receiver - capabilities, tests and evaluation Adobe PDF - View as html ... analog circuits to down convert the signal from intermediate ... incorporation into the WSR-88D RRDA (Research Radar ... The oversampling mode plot of the dynamic range measurement ... http://ams.confex.com/ams/pdfpapers/64211.pdf kombinazija sampling i zifrowoj filtrazii -dinamicheskij diapazon 90 db s 14 bit ADC ,kotorij imeet SFDR tolko 71 db posle modifikazii na pdf linkax wische s 14 bit ADC http://www.qsl.net/n9zia/pdf/wsr-88d.pdf Chastota 2.7 ghz -3 ghz Nesuschaja pch -60 mgz polosa -0.8 mgz dinamicheskij diapazon -95 db Na sxemax 2008 goda nize s 16 -bit ADC 105 db ------------------------------------------------- http://highfrequencyelectronics.com/Archives/Sep08/HFE0908_S_Crean.pdf http://highfrequencyelectronics.com/Archives/Nov08/1108_Friedman.pdf

milstar: MENTOR [Advanced ORION] NRO/CIA/NSA, SIGINT Spacecraft By © Charles P. Vick 2007 All Rights Reserved 06-30/01-17, 2009 The United States NRO payload the "Advanced Mentor" NROL-26 spacecraft was successfully launched at 9:47 p. m. EST from the Cape Canaveral Air Force Station on a Delta-4 Heavy on the night of January 17, 2009. This much delayed SIGINT payload launch has been over due for several years. MENTOR- SIGINT Spacecraft Series – (NRO/CIA/NSA - Program AFP-???) Code name MENTOR 1-3 was the new unified one serves all SIGINT satellite design successor to the Magnum/Orion, Vortex series the next in a long series of earth orbit NRO/CIA/NSA, SIGINT (signals intelligence) spacecraft used by the CIA/USAF and intelligence Community for a variety of mission. *********************************************************************** They were launched by the Titan-4A Centaur booster with a total of three MENTOR 1-3 successful launches identified. The spacecraft were actually nothing more than CIA/NSA mission specific sophisticated earth orbit space based earth receiving stations operating over the entire emitted electro magnetic radio spectrum frequency range. The MENTOR 1-3 spacecraft introduced the very large unfurling dish structures “wrap-rib” large deployable bleached white gold colored mesh covered receiving dish antenna design of about 350 feet in diameter ************************************************************************************** with a total spacecraft estimated mass of an estimated 10,000 pounds for the Titan-4A Centaur and 12,700 pounds for the Titan-4B Centaur. MENTOR’s first launch was May 14, 1995 and the second subsequent launch was May 9, 1998 while its third and last launch was on September 9, 2003. The MENTOR 1-3 series were designed to monitor and pick up from the ground and in flight electronic signals intelligence (ELINT), radio, communications intelligence (COMINT) and radar emitters emissions intelligence (RADINT) in addition to the primary missile test telemetry intelligence (TELINT) acquisitions capabilities all coming under the general SIGINT heading. They were fully dedicated mission operations that were highly successful in acquiring SIGINT through the larger mission general SIGINT “wrap-rib” white gold colored mesh covered reflector dishes. Its primary mission was TELINT intercepts of Soviet missile flight test telemetry traffic across the former Soviet Union missile test ranges out into the Pacific Ocean as well as the equivalent PRC Chinese in country flight tests. The technology for these SIGINT spacecraft fulfilled the need for larger more sophisticated systems able to do multiple missions at the same time. ********************************* The technology for these SIGINT spacecraft were slow in coming on line development wise but later proved out highly successfully once the technology was perfected. Like any new technology program it had its issues that slowed its preparation for launch as the missions were revised. Each gravity gradient stabilized spacecraft was about 350 feet in diameter with the dish attached to gimbals for steering from the command, communication, control and intelligence, power bus. The MENTOR dish did not cover the entire visible surface of the earth but covered more than its MAGNIUM-ORION predecessor and thus the dishes were presumable set on gimbals to monitor specific points or objects of interest such as ballistic missile flight test telemetry. *************************************** This would thus require several spacecraft to accomplish this monitoring task over the full range of the ICBM’s flight test. *********** It is presumed that each spacecraft rear bus carried one or two solar arrays with at least one down link communications dish each. The large SIGINT spacecraft was carried into earth orbit by the TITAN-4A Centaur in its longer 85.86 foot long by 16.67 foot diameter payload Shroud. Part of the spacecraft which housed the forward bus mounted sophisticated receiving feed horns with log periodic antennas collecting the earth based signals reflected off the larger “Wrap-Ribbed” supported white gold mesh covered SIGINT dish. These log periodic antenna farms were also located just above spacecraft rear bus in the hub area. Note: For further details of the Titan-4 design payload encapsulation configuration see the accompanying illustration of the payload arrangement and the feed horn log periodic details. It is not believed that this spacecraft series carried any early warning or sophisticated infrared sensors tracking sensors like those carried on the USAF based TRUMPET, SIGINT satellites. -------------------------------------------------------------------------------------- This spacecraft utilized the 14.5 foot diameter by 29.3 foot long Centaur-G stage to place the spacecraft on a geosynchronous transfer orbit that then became a geosynchronous orbit once the Centaur-G stage fired a second time and later the spacecraft bus housed orbital maneuvering engine was fired to placed it in that kind of a GEO orbital position. They were operated at an inclination that was at approximately near 0 degrees with a geosynchronous earth orbit (GEO) with a spacecraft life of eight to twelve years. The CIA/NSA primarily utilized it for monitoring Soviet missile test flights operations telemetry traffic emissions. The Centaur-G rocket stage portion of the SIGINT packages carried the usual assortment of earth, horizon and solar sensors to orient the spacecraft but it did not remain attached to the spacecraft. The constellation of spacecraft was able to receive and send the data to several global ground stations via radio signal operated by NSA/CIA personnel. The data was then processed and analyzed at NSA headquarters for further analysis distribution to the CIA intelligence community. The spacecraft series cost rose from $1,750,000.00 each with a launch cost initially at $430,000,000.00 each. **************************************************************************************** NRO Relationship to Industry & the Community The NRO is the Governments National Security Spacecraft systems lead design configuration control office and the Aerospace Industry are the spacecraft systems details lead working relationship operates in a very similar manner to how the Soviet designer general OKB’s design bureau worked with the Soviet era dedicated factories and their internal OKB’s design bureau to develop the systems designs details based on the designer general OKB’s design bureau specifications. The CIA and USAF provide the requirements for the SIGINT satellite while NSA uses the information they help gather from the Satellites for CIA, USAF and NSA. NSA does have considerable input to their design through NRO as does CIA and the USAF for their end product. References: 1. McDowell, Jonathan , U. S. Reconnaissance Satellites Programs, Part 2: Beyond Imaging, Quest, Vol. 4, No. 4. 2. Guillemette, Roger G, Top –Secret Eavesdropping Satellite Launched by Titan IV/Centaur, Countdown, July/August, 1994, page 39-35 3. Guillemette, Roger G, USAF Launches Pair of Top-Secret Eavesdropping Satellites but Titan-IV Suffers Yet Another Setback, Countdown, September/October, 1995, pp. 28-25. In August 2002 it was reported that a 6-ton NRO eavesdropping satellite that was supposed to have been launched in April 2002 had been delayed. According to the Air Force and the NRO, "issues with the satellite" have forced its launch to be slipped until about May 2003, a full year's delay. The need for changes became apparent during the final checkout of the spacecraft, which had been under construction since the late 1990s. TRW and the Harris Corp. have been involved in past eavesdropping missions. The $430-million U.S. Air Force Titan IVB/Centaur booster that had been set to launch the spacecraft has been sitting on its Cape Canaveral launch pad for an unusually long time -- six months -- waiting for the NRO payload. The launcher is designated B-35. The B-35 vehicle--minus the satellite--was rolled to Launch Complex 40 last Feb. 11. Liftoff of the NRO spacecraft was first scheduled for Apr. 28. That date was slipped to June 3, then to Aug. 6; then, most recently, to December. But the changes needed on the payload forced a full year's delay to spring 2003. The Air Force decided to use the booster instead for the launch of a Milstar military communications spacecraft by January 2003. The NRO satellite, when it's ready to fly, will use the Titan IVB originally planned for the Milstar. Conceptual Advanced Mentor, Trumpet SIGINT Spacecraft Design Conceptual Advanced Mercury Mentor Trumpet SIGINT Spacecraft Design Rocket stages Advanced JUMPSEAT NRO/USAF/NSA, SIGINT Spacecraft By © Charles P. Vick 2007 All Rights Reserved 06-29/07-05,-07 TRUMPET - SIGINT Spacecraft Series – (NRO/USAF/NSA - Program AFP-???) Code name TRUMPET 1-3 was the successor to the JUMPSEAT spacecraft series the next in a long series of earth orbit NRO/USAF/NSA, SIGINT (signals intelligence) spacecraft used by the USAF and intelligence Community for a variety of mission. They were launched by the Titan-4A-Centaur and Titan-4B-Centaur boosters with a total of three TRUMPETS 1-3 successful launches identified. The spacecraft were actually nothing more than USAF/NSA mission specific sophisticated earth orbit space based earth receiving stations operating over the entire emitted electro magnetic radio spectrum frequency range. The TRUMPET 1-3 spacecraft introduced the third larger unfurling dish structures “wrap-rib” large deployable bleached white gold colored mesh covered receiving dish antenna design of about 350 feet in diameter with a total spacecraft mass of in excess of an estimated 10,000 pounds for the Titan-4A Centaur and 12,700 pounds for the Titan-4B Centaur. TRUMPET-1’s first launch was May 3 1994 and the subsequent second launch was July 19, 1995 with the last known launch of the TRUMPET-3 on November 8, 1997. The TRUMPET 1-3 series were designed to monitor and pick up from the ground and in flight electronic signals intelligence (ELINT), radio communications intelligence (COMINT) and radar emitters emissions intelligence (RADINT) in addition to the primary missile test telemetry intelligence (TELINT) acquisitions capabilities all coming under the general SIGINT heading. They were fully dedicated mission operations that were highly successful in acquiring SIGINT through the larger mission general SIGINT “wrap-rib” white gold colored mesh covered reflector dishes. Its primary mission was TELINT intercepts of Soviet missile flight test telemetry traffic across the former Soviet Union missile test ranges out into the Pacific Ocean. The technology for these SIGINT spacecraft fulfilled the need for larger more sophisticated systems able to do multiple missions at the same time. The technology for these SIGINT spacecraft were slow in coming on line development wise but later proved out highly successfully once the technology was perfected. Like any new technology program it had its issues that slowed its initial progress. Each gravity gradient stabilized spacecraft was about 350 feet in diameter with the dish attached to gimbals for steering from the command, communication, control and intelligence, power bus. The TRUMPET dish did not cover the entire visible surface of the earth but covered much more than it’s MAGNUM/ORION or JUMPSEAT predecessors and thus the dishes were presumable set on gimbals to monitor specific points or objects of interest such as ballistic missile flight test telemetry. This would thus require several spacecraft to accomplish this monitoring task over the full range of the ICBM’s flight test. It is presumed that each spacecraft rear bus carried one or two solar arrays with at least one down link communications dish. The large SIGINT spacecraft was carried into earth orbit by the TITAN-4A Centaur in its long 85.86 foot long by 16.67 foot diameter payload Shroud. Part of the spacecraft which housed the forward bus mounted sophisticated receiving feed horns with log periodic antennas collecting the earth based signals reflected off the very larger “Wrap-Ribbed” supported white gold mesh covered SIGINT dish. These log periodic antenna farms were also located just above spacecraft rear bus in the hub area. Note: For further details of the Titan-4 design payload encapsulation configuration see the accompanying illustration of the payload arrangement and the feed horn log periodic details. This spacecraft utilized the 14.5 foot diameter by 29.3 foot long Centaur-G stage to place the spacecraft on a highly elliptical Molniya class orbit. They were operated at an inclination that was at approximately 64.4 degrees with a perigee of about 1,323 kilometers and an apogee of about 39,034 kilometers with a spacecraft life of eight to twelve years. ************************************************************************************* This kind of orbit gives the satellites long linger time of the area’s of interest in order to acquire the data desired that might otherwise be lost The USAF/NSA primarily utilized it for monitoring Soviet missile test flights operations telemetry traffic emissions. Above the feed horn’s apparatus housing circumstantially there was a new adjunct ballistic missile early warning sensor payload RADIANT AGATE / COBRA BRSSS sensor system deployed on the TRUMPET, SIGINT satellite older variation of which were previously deployed on previous USAF, SIGINT satellite. This was used by the satellite not merely to back up early warning capabilities but to help track ballistic missile flights in progress. This practice of using sophisticated infrared sensors on the USAF payload to help track foreign ballistic missile payloads continues to this day with dramatic success. Examples of this are the Heritage/GEM system deployed on JUMPSEAT, SIGINT satellites which would seem to indicate the early heritage of such adjunct payloads but there is no confirming USAF Space and Missile System Division histories on an otherwise silent highly classified adjunct payload deployment program. These examples are all USAF/NRO programs deployments only. The Centaur-G rocket stage portion of the SIGINT packages carried the usual assortment of earth, horizon and solar sensors to orient the spacecraft but it did not remain attached to the spacecraft. The constellation of spacecraft was able to receive and send the data to several global ground stations via radio signal operated by NSA/USAF personnel. The data was then processed and analyzed at NSA headquarters for further analysis distribution to the USAF intelligence community. The spacecraft series cost rose from $1,750,000.00 each with a launch cost for the Titan-4B Centaur initially at $430,000,000.00 each. ------------------------------------------- References: 1. McDowell, Jonathan , U. S. Reconnaissance Satellites Programs, Part 2: Beyond Imaging, Quest, Vol. 4, No. 4. 2. Guillemette, Roger G, Top –Secret Eavesdropping Satellite Launched by Titan IV/Centaur, Countdown, July/August, 1994, page 39-35 3. Guillemette, Roger G, USAF Launches Pair of Top-Secret Eavesdropping Satellites but Titan-IV Suffers Yet Another Setback, Countdown, September/October, 1995, pp. 28-25. http://www.globalsecurity.org/space/systems/trumpet.htm

milstar: МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ АВАКС В.АФИНОВ Несмотря на появление в США в последние годы новых совершенных самолетов-разведчиков (U-2R, Е-8 "Джистарс", RC-12K "Гардрейл Коммон Сенсор"), на вооружении объединенных ВВС блока НАТО состоят самолеты ДРЛО и управления только одного типа - Е-3 "Сентри" системы АВАКС. Перспектива выдвижения границ Североатлантического союза на восток за счет включения в него государств Восточной Европы и Балтии дает возможность с помощью самолетов этого типа вести разведку воздушного и морского пространства всей европейской части Российской Федерации, включая наблюдение за выходом из баз кораблей и подъемом авиации с аэродромов. Самолет Е-3, созданный еще в середине 70-х годов на базе авиалайнера Боинг 707, предназначался для дальнего радиолокационного обнаружения и сопровождения воздушных целей (в том числе низколетящих на фоне земной поверхности) в интересах ПВО сначала Североамериканского континента (в системе НОРАД), а затем и Западной Европы ("Нейдж"). Он позволял обнаруживать и определять координаты вторгающихся бомбардировщиков на удалении 600 км, а низколетящих истребителей с эффективной площадью рассеяния (ЭПР), равной 7 м , - до 400 км, и управлять в воздушных боях тактической авиацией с наведением на воздушные цели противника нескольких десятков самолетов одновременно. В боевом составе ВВС США и объединенных ВВС НАТО находится соответственно 34 самолета Е-ЗВ (экипаж 22 человека) и 18 Е-ЗА (17). Основу их оборудования составляет бортовая многорежимная РЛС AN/APY-2 (10-см диапазона волн, массой около 3,5 т). Обзор пространства осуществляется с помощью антенны (размер 7,3 х 1,5 м, масса 1,5 т), вращающейся в горизонтальной плоскости с постоянной скоростью 6 об/мин. Она размещена в радиопрозрачном обтекателе (9,1 х 1,8 м) над фюзеляжем самолета. Зона поиска разбивается на 32 азимутальных сектора, в каждом из которых осуществляется собственный режим работы. Причем эти сектора и их режимы могут изменяться в ходе наблюдения с периодичностью вплоть до одного оборота антенны. Станция имеет восемь режимов работы: импульсно-доплеровский без сканирования луча в вертикальной плоскости; импульсно-доплеровский со сканированием луча по углу места для оценки высоты полета воздушных целей; надгоризонтный поиск импульсами (с отсечкой сигналов ниже линии горизонта) без доплеровской селекции; обзор движущихся и неподвижных надводных целей суперкороткими импульсами (для подавления отражений от морской поверхности); пассивное пеленгование источников помех 10-см диапазона волн; совмещение всех (или в любой комбинации) вышеуказанных режимов; резервный (для срочной подмены в радиолокационном наблюдении другого самолета Е-3); проверки и техническое обслуживание станции (рис. 1). С момента ввода самолетов Е-ЗА в 1977 году в состав авиации ПВО и тактического авиационного командования ВВС США они прошли две фазы модернизации, включая усиление конструкции и другие мероприятия по увеличению эксплуатационного ресурса планера и двигателей не менее чем на 20 - 25 лет. В процессе модернизаций, помимо обеспечения в соответствии с требованиями НАТО возможностей по обнаружению надводных целей, были изменены параметры сигнала РЛС таким образом, чтобы избежать взаимных помех системы АВАКС и наземных РЛС системы ПВО в Западной Европе. В рамках программы "Солти нет" (Salty Net) была также обеспечена оперативная совместимость самолета Е-3 с натовскими системами управления 412L (объединенные ВВС), "Нейдж" (ПВО) и другими системами на Европейском театре войны. Одним из важных этапов эволюции системы АВАКС было оснащение в 1979 году самолетов Е-3 и истребителей аппаратурой объединенной тактической системы распределения данных ДЖИТИДС, позволившей передавать не только речевую, но и визуально отображаемую символьную информацию об обстановке на борт одновременно нескольких десятков самолетов, находящихся в радиусе до 600 км, что значительно упростило управление авиацией. Ранее при перехвате маневрирующей цели обычно был необходим трехминутный радиообмен с использованием до 300 слов уставной терминологии, обозначающих номера целей, радиолокационные контакты с ними, данные сопровождения, целеуказания, собственного местоположения и курса истребителей. Теперь же с помощью системы ДЖИТИДС все это с большей точностью и в увеличенном объеме может передаваться и выводиться на дисплей летчика почти в реальном масштабе времени. Рис. 1. Гипотетическая зона действия самолета Е-3 в двух плоскостях с секторами разных режимов работы: 1 - импульсно-доплеровский режим с определением высоты воздушных целей; 2 - импульсно-доплеровский режим повышенной дальности обнаружения без определения высоты целей; 3 - режим надгоризонтного поиска; 4 - режим обнаружения надводных целей; 5 - пеленгование источников помех 10-см диапазона волн; 6 - совмещение импульсно-доплеровского режима с определением высоты целей и режима обнаружения надводных целей Роль самолетов Е-ЗА при выполнении задач ДРЛО и управления постоянно возрастала. Так, в ходе войны в зоне Персидского залива в 1991 году они выполняли следующие задачи: управление дозаправкой самолетов в воздухе, проводка на Ближневосточный ТВД американских стратегических бомбардировщиков В-52, вывод групп стратегических, тактических и палубных самолетов в районы нанесения ударов по наземным целям, управление непосредственной авиационной поддержкой сухопутных войск, обнаружение иракских вертолетов, охранное слежение за находящимися на патрулировании разведчиками Е-8А^ U-2R и RC-135. В подготовке и проведении трехдневной воздушной наступательной операции участвовало не менее 15 самолетов Е-3 ВВС США из состава 522-го авиакрыла ДРЛО и управления (с авиабазы Тинкер, штат Оклахома), ВВС Саудовской Аравии и объединенных ВВС НАТО, осуществлявших наблюдение с южных, западных и северных границ Ирака. Во время наступления (операция началась 16 января 1991 года) в наряде ДРЛО участвовали пять машин из состава ВВС США, базировавшихся в Эль-Рияд (Саудовская Аравия) и Инджирлик (Турция). Четыре из них патрулировали в воздушном пространстве Саудовской Аравии (три находились в первом, приграничном эшелоне барражирования и один - во втором). При этом сопровождалось одновременно до 250 самолетов над территорией площадью 190 тыс. км . Параллельно действовали и самолеты Е-ЗА НАТО и Саудовской Аравии. Первые контролировали воздушное и морское движение в акватории Средиземного моря, вторые применялись для ретрансляции в объединенный разведцентр и другие органы управления Ближневосточного ТВД данных о воздушной обстановке, которые были получены от американских самолетов ДРЛО. Всего в ходе войны самолеты Е-ЗВ совершили 448 самолето-вылетов с общим налетом 5546 ч, что по напряженности превосходило использование всех самолетов-разведчиков ВВС США и других участников многонациональных сил, воевавших против Ирака. Рис. 2. Модернизируемое оборудование самолета Е-3 (цифра в кружке обозначает оборудование по проекту RSIP, а в квадрате - Block 30/35): 1 - пульт управления системы ДЖИТИДС; 2 - ЗУ центральной ЭВМ самолета; 3 - антенна системы НАВСТАР; 4 - интерфейс станции РТР; 5 - пульт технического обслуживания РЛС; 6 - процессор РЛС; 7 - хвостовая антенна станции РТР; 8 - генераторы передатчика РЛС; 9 - аппаратура РТР; 10 -терминал ДЖИТИДС-2Н; 11 - приемник РЛС; 12 - блок ЗУ на магнитных барабанах (снимается); 13 - бортовая антенная решетка станции РТР; 14 - радиостанции "Хэв Квик"; 15 - панели приемника НАВСТАР; 16 - носовая антенна станции РТР; 17- приемная аппаратура системы НАВСТАР; 18 - аппаратура радиостанций "Хэв Квик" Характерно, что система АВАКС практически непрерывно находится в оперативном использовании, решая, как правило, наиболее ответственные задачи. Так, в настоящее время самолеты Е-3 объединенных ВВС (с международными экипажами) обеспечивают контроль за ситуацией в югославском конфликте на Балканах, являясь основным средством разведки, в частности по выполнению условий эмбарго на поставки в Боснию и Герцеговину военных грузов воюющим сторонам. Наблюдение за морскими путями таких поставок началось 16 июля 1992 года, а слежение за воздушной обстановкой - тремя месяцами позже (оно ведется с высокой интенсивностью одновременно парой самолетов). Согласно сообщениям прессы, к концу сентября 1993 года состоялось 500 самолето-вылетов Е-ЗА на патрулирование над Адриатическим морем и территорией Восточной Европы. Постоянное расширение задач ДРЛО самолета Е-ЗА стало возможным благодаря высокой помехозащищенности антенны его РЛС, обусловленной исключительно низким уровнем заднего и боковых лепестков диаграммы направленности. Этот факт, ранее не раз отмечавшийся военными специалистами, был подтвержден в реальных боевых условиях во время операции "Буря в пустыне", в начале которой иракская сторона предприняла попытки радиоэлектронного подавления системы АВАКС, оказавшиеся полностью бесплодными. Эффективность РЛС AN/APY-2 обусловливалась также широким применением в ней цифровой обработки сигналов - почти четверть массы аппаратуры станции (830 кг) приходится на ее процессорную часть. Все это гарантировало эволюционное совершенствование системы ДРЛО и управления АВАКС в течение 10-15 лет. Однако вместо эволюции происходит качественный скачок в развитии этой системы, связанный с кардинальным изменением концепции боевого применения самолета Е-3, ожидаемого в результате реализации запланированной Соединенными Штатами и НАТО на вторую половину 90-х годов третьей фазы его модернизации - усовершенствование РЛС и ее интеграция с бортовой станцией радиотехнической разведки (РТР). Эта фаза включает два проекта: RSIP и Block 30/35. Проект RSIP (Radar System Improvement Program) направлен на обеспечение дальнего, как и прежде, обнаружения современных воздушных целей, ЭПР которых по сравнению с 70-ми годами значительно уменьшилась (модернизируемые элементы РЛС показаны на рис. 2), Это требование относится прежде всего к крылатым ракетам, чтобы добиться, по крайней мере, двухкратного (относительно существующих характеристик) увеличения дальности действия по ним в интересах достижения достаточного временного интервала предупреждения об атаке и подготовки мер для ее отражения. Как заявил директор программы модернизации АВАКС полковник П. Крэйг, эта система будет способна осуществлять обнаружение целей, составляющих по размерам небольшую долю площади истребителя, на дальности 250 морских миль (425 км) без заметного увеличения мощности РЛС. По некоторым источникам, эта доля может составлять 1 м. Увеличения дальности обнаружения малоразмерных целей предполагается достичь главным образом путем повышения на порядок чувствительности приемной подсистемы РЛС за счет использования нового для АВАКС вида сигнала - со сжатием импульса при приеме с коэффициентом 4:1. Это потребует замены 19 и добавления 17 новых плат в пяти выдвижных модулях станции. Следует отметить, что необходимая для сжатия отраженного сигнала внутри-импульсная частотная модуляция в еще большей степени увеличит помехозащищенность РЛС. Улучшению характеристик обнаружения КР и других малоразмерных целей, а также, возможно, стартующих баллистических ракет в интересах ПРО на ТВД будет способствовать замена 16-разрядного радиолокационного процессора цифровой доплеровской обработки и корреляции отраженных сигналов, имевшего быстродействие 3 млн. опер/с, 32-разрядным модульным процессором фирмы "Контрол дейта" с быстродействием 44 млн. опер./с, приближающимся к производительности супер-ЭВМ. Процессор объединяет пять параллельно действующих модулей с RISC-структурой (предусматривает сокращенный набор команд), каждый из которых включает микропроцессор R3000, акселератор операций с плавающей запятой R3010 и по две пары запоминающих устройств (ЗУ): сверхоперативных емкостью по 64 кбайт и локальных - одно основное, с произвольной выборкой емкостью 8 Мбайт, второе перепрограммируемое (364 кбайт). Скорость связи R3000 и R3010 с сверхоперативными ЗУ составляет 200 Мбайт/с, с локальными ЗУ - 100 Мбайт/с, с периферийными входами модуля - 25 Мбайт/с. Новый сигнальный процессор при одновременном обеспечении существенного повышения скорости аналого-цифровых преобразований в приемнике приближает радиолокационные характеристики AN/APY-2 к уровню современных американских бортовых РЛС "Джистарс" и "Асарс-2" с цифровой обработкой данных в реальном масштабе времени, действующих по наземным целям. Важное преимущество нового процессора заключается в том, что он имеет среднее время наработки на отказ 1400 ч (в основном благодаря резервированию модулей), тогда как для старого этот показатель составлял 123 ч. При осуществлении проекта RSIP специалисты стремятся не только повысить эффективность самолета по дальнему радиолокационному обнаружению и помехозащищенности, но и улучшить надежность работы всего радиолокационного оборудования, поскольку Е-3, осуществляя непрерывное наблюдение, несет дежурство по 18 ч с дозаправкой в воздухе и использованием усиленного состава экипажа. Для удобства работы персонала все черно-белые индикаторы рабочих мест заменяются цветными. Еще одна цель проекта заключается в модернизации консоли управления и технического обслуживания РЛС с совмещением на ней двух электролюминесцентных (взамен плазменных) индикаторов: один - контроля технического состояния радиолокационной аппаратуры, другой - анализа спектра излучаемых сигналов методом быстрого преобразования Фурье, чтобы указанные функции выполнял один оператор, а не два, как было раньше. Если проект RSIP доводит до максимума радиолокационные возможности самолета Е-3, то Block 30/35 превращает его в систему комплексной воздушной разведки и управления, действующую как в активном (радиолокационном), так и в пассивном (РТР) режиме. В связи с этим уже теряет смысл применяющееся в нашей литературе определение "система ДРЛО" для термина АВАКС (AWACS - Airborne Warning End Control System - система воздушного предупреждения и управления). Проект Block 30/35 предполагает оснащение самолета Е-3 станцией радиотехнической разведки AB/AYR-1, приемной станцией космической радионавигационной системы НАВСТАР и терминалом системы ДЖИТИДС класса 2Н, а также расширение памяти центральной ЭВМ. Главной задачей станции РТР, как подчеркивается в зарубежной печати, является беззапросное распознавание обнаруженных воздушных целей по их бортовым источникам излучения, в число которых входят самолетные РЛС управления оружием и пилотирования с огибанием рельефа местности, бортовые приемопередатчики навигационной системы TAKAN и т.д. Перехват радиоизлучений таких источников и анализ в реальном масштабе времени их основных параметров, стандартных для цифровых обнаружительных приемников (несущая частота, длительность и период повторения импульсов), позволяют определить конкретный тип каждого и привязать к соответствующему носителю. Например, обнаружение сигналов самолетной РЛС AN/APG-66 будет свидетельствовать об обнаружении истребителя F-16A или В. Кроме того, определяется режим работы РЛС управления оружием самолета противника: находится ли она в состоянии поиска или уже выполнила захват и сопровождает цель, вырабатывая данные для стрельбы, что представляет собой информацию высшей приоритетности, когда самолет Е-3 управляет действиями своей авиации в воздушном бою. Емкость каталога опорных параметров станции, по данным западной прессы, рассчитана на 5000 радиолокационных режимов, что охватывает до 500 типов РЛС и их носителей. Следует иметь в виду, что эти цифры, как и большинство тактико-технических характеристик, приводимых ниже, относятся, судя по материалам зарубежной прессы, не к AN/AYR-1, а к ее базовой модели - AR-900, разработанной фирмой "ARGO системз". Станция перекрывает два диапазона частот: 2 - 6 и 6 - 18 ГГц (причем за 2 с). Она имеет дальность действия около 600 м с вероятностью перехвата радиосигналов импульсного и непрерывного излучения, близкой к 1, максимальная плотность потока перехватываемых импульсов 10 , время реакции не превышает 1 с, одновременно обрабатывается до 500 радиолокационных сигналов. Станция обеспечивает круговой всенаправленный и остронаправленный прием с почти мгновенным сканированием в секторе 360° и моноимпульсным пеленгованием источников излучения с ошибкой 3° (среднеквадратическое отклонение). Характеристики станции AN/AYR-1 приведены ниже. Точность измерения частоты, МГц 1 Разрешающая способность по частоте, МГц: в диапазоне 2-6 ГГц 3 в диапазоне 6-18 ГГц 6 Динамический диапазон по входным сигналам, дБ 60 Разрешающая способность по амплитуде сигнала, дБ 0,5 Пределы измерения длительности импульса, мкс 0,1 - 99,9 Пределы измерения периода повторения импульсов, мкс 2-10 000 Разрешающая способность измерения длительности и периода повторения 0,1 Станция осуществляет перехват сигналов с любой линейной и круговой поляризацией. В зарубежной печати подчеркивается одна важная и примечательная ее особенность: производительность составляет 100 распознаваний источников излучения за 10 с. Для радиоперехвата применяются четыре антенны: носовая, хвостовая и две боковые фазированные решетки (с правой и левой сторон), имеющие размер 3,9x0,84 м, которые выступают за обводы фюзеляжа на 46 см (визуальный признак самолета Е-3 системы АВАКС Block 30/35). Поскольку Е-3 патрулирует вдоль линии фронта, главную роль играют боковые антенные решетки, которые, судя по их внушительным размерам, обеспечивают точность пеленгования (или,' возможно, даже интерферометрических измерений) не 3°, что характерно для простой антенны AR-900, а, по крайней мере, 0,5 - 1°. Каждая антенна совмещена с супергетородинным приемником, на входе которого радиочастотный сигнал преобразуется в цифровой код его параметров. Основу станции составляет приемопроцессорный блок (размер 57 х 80 х 56 см, масса 32 кг), объединяющий два цифровых приемника мгновенного измерения частоты, моноимпульсный приемник амплитудного пеленгования и сигнальный процессор, осуществляющий параметрическое распознавание типа источника перехваченного излучения. Передача цифровых сигналов между элементами станции осуществляется по бортовой мультиплексной шине MIL-STD-1553B. В состав станции входит также одно автоматизированное рабочее место оператора (размер 22 х 48 х 51 см, масса 23 кг), на экране которого, помимо суммарных данных радиоэлектронной обстановки и предупреждения, могут отображаться следующие форматы: "частоты сигналов х азимуты", "частоты сигналов х периоды повторения импульсов", "частоты сигналов х амплитуды". Конструктивно станция состоит из 23 стандартных по размерам выдвижных модулей 13 типов общей массой 850 кг. По данным зарубежной печати, процесс распознавания сигналов станций в AN/AYR-1 происходит следующим образом. Синхронно и соосно (по лучам в горизонтальной плоскости) производится механический круговой радиолокационный поиск (AN/APY-2) и пассивный электронный пеленгационный (AN/AYR-1). При этом одновременно с получением отметки импульсов, отраженных от обнаруженного летательного аппарата, посредством радиоперехвата выявляется, какие на нем в момент радиолокационного обнаружения работают радиоэлектронные средства (РЭС). Если обнаруживается групповая цель, в составе которой РЛС AN/APY-2, как правило, не способна осуществлять дискриминацию индивидуальных целей, то РТР может выявить в ней количество и типы тех индивидуальных целей, РЭС которых в момент радиолокационного контакта излучают различные по частоте или по параметрам модуляции сигналы. Несмотря на некоторое превосходство станции РТР по пространственной дискриминации над РЛС AN/APY-2, она на больших, характерных для системы АВАКС дальностях, имеет недостаточную угловую разрешающую способность, ограничиваемую шириной луча диаграммы направленности ее боковой антенной решетки. Несмотря на важность описанного беззапросного распознавания, оно, вероятно, не исчерпывает всех задач РТР, решаемых на борту самолета Е-3 АВАКС Block 30/35. Для такого заключения имеется ряд оснований. Так, в прессе сообщалось о некоем секретном проекте "Снэппи" (Snappy), или "Снэфи" (Snafy), под которым подразумевается установка дополнительного оборудования РТР, расширяющего возможности системы АВАКС. Для подтверждения большого диапазона задач РТР можно привести, например, факт ввода в запоминающее устройство станции AN/AYR-1 (эта операция проводится заново при каждой предполетной подготовке самолета) параметров не только авиационных РЭС, но и РЛС наземного и надводного базирования. С одной стороны, иначе и быть не может (на дальностях более 80 - 100 км в поле зрения РТР находятся как авиационные РЭС, так и расположенные на поверхности Земли), а с другой - это означает, что самолет Е-3 объективно рассчитывается на разведку не только воздушных излучающих целей, но также наземных средств ПВО, и, вероятно, надводных кораблей (с распознаванием их типов) на морских ТВД и подводных лодок, ведущих радиолокационный обзор с перископной глубины. То есть он способен вести разведку наземных и морских РЛС с оценкой их дислокации, как это делал в конце 70-х - начале 80-х годов самолет RF-4C системы "Терек", предназначенный для предварительной радиотехнической разведки системы ПВО противника. Речь идет об определении местоположения источника радиоизлучения методом засечки по нескольким пеленгам, взятым на маршруте полета самолета-разведчика. Анализ публикаций зарубежной печати позволяет с высокой вероятностью сделать заключение о том, что с проектом Block 30/35 связан не только обычный (AN/AYR-1), но и новый (AN/AYR-1 и проект "Снэппи") вид радиотехнической разведки высокой точности (РТР ВТ), основанной на одновременном распределенном перехвате сигналов источников радиоизлучений с нескольких (не менее двух-трех) платформ и на выполнении измерений разностей (доплеровских частот и времени приема на них этих сигналов), исследованных и описанных в западной технической литературе 80-х годов (рис. 3). Для такого вывода имеются следующие аргументы. Так, AN/AYR-1 выполнена на базе системы "Эдванст Квик Лук" (Advanced Quick Look), о которой известно, что она в составе средств самолета-разведчика армейской авиации RC-12K ведет поиск наземных РЛС в режиме РТР ВТ. Рис. 3. Принципы измерения местоположения источника импульсного излучения тремя пунктами радиоперехвата с использованием разностно-временного метода РТР ВТ и двумя - разностно-временного или разностно-доплеровского (А - измерение по пересечению двух линий равных разностей времени приема сигнала; Б - измерение по пересечению линий равных разностей времени приема и доплеровского сигнала): 1, 2 и 3 - пункты радиоперехвата; 4 - первая измерительная база; 5 - вторая измерительная база; 6 - линия равной временной задержки первой измерительной базы; 7 - линия равной временной задержки второй измерительной базы; 8 - местоположение источника излучения; 9 - область неопределенности местоположения источника излучения; 10 - линия равной временной задержки сигнала; 11 - линия равной разности доплеровского сигнала; 12 - граница ошибки разностно-доплеровского измерения; 13 - граница ошибки разностно-временного измерения Прежде чем объяснить разницу между обычной РТР, основанной на засечке целей по пеленгам, и РТР ВТ применительно к разведке воздушных целей, обладающих в отличие от наземных пространственной мобильностью и высокой скоростью перемещения, обратим внимание на современное построение боевых порядков самолетов, наносящих воздушные удары, на примере тактической авиации ВВС США. В группах налета следуют, как правило, десятки самолетов: истребителей-бомбардировщиков, истребителей-перехватчиков прикрытия, самолетов огневого подавления наземной ПВО, самолетов РЭБ групповой защиты (создания активных и пассивных помех), дозаправки топливом в воздухе. Они находятся на расстоянии от сотен до десятков метров друг от друга. Так, в операции "Буря в пустыне" группа второго (дневного) налета на Ирак включала 60 самолетов, из которых только 24 истребителя F-16 были ударными, а остальные - это истребители F-15, самолеты РЭБ EF-111А и F-4G "Уайлд Уизл". Такие плотные и насыщенные группы практически не разрешимы для радиолуча, имеющего километровые линейные измерения, даже на минимальной оперативной глубине 80-100 км (плюс 50 - 100 км - удаление от линии фронта) ни в активном (радиолокационном), ни в пассивном (РТР) режиме. В отличие от обычной, РТР ВТ позволяет за короткий интервал времени (в пределах 1 мин) осуществлять трехмерные измерения координат множества (несколько сот) пространственно распределенных неподвижных и движущихся с любой скоростью источников излучения с точностью, эквивалентной дальне-мерным радиолокационным измерениям и мало зависящей от дальности разведки. Причем на точность РТР ВТ не влияет ширина диаграммы направленности радиоперехвата и фактически она реализуема с помощью всенаправленных антенн. http://commi.narod.ru/txt/1995/0603.htm



полная версия страницы