Форум » Дискуссии » Шаолинь Кунг Фу,Каратэ (Чань /Дзэн Буддизм) » Ответить

Шаолинь Кунг Фу,Каратэ (Чань /Дзэн Буддизм)

milstar: кандидат технических наук, доктор педагогических наук, старший научный сотрудник по специальности «оперативное искусство в целом и по видам Вооруженных сил, родам войск и специальным войскам» Василий Юрьевич Микрюков. Окончив в 1980 году Пермское высшее военное командное училище, Василий Юрьевич более 22 лет прослужил в Ракетных войсках стратегического назначения, пройдя путь от начальника расчета войсковой части 29489 до начальника отделения – старшего научного сотрудника военно-научной группы Военной академии имени Ф.Э. Дзержинского. В.Ю. Микрюков был выдающимся ученым в области военной науки. Им была разработана и научно обоснована теория взаимодействия войск, установлены законы военной науки. Его фундаментальный труд «Теория взаимодействия войск» переведен на иностранные языки и используется за рубежом, а его энциклопедический труд «Война: наука и искусство» нашел широкую поддержку научной общественности во многих странах мира. Василий Юрьевич был и разносторонним спортсменом. Имел квалификацию: «международный мастер боевых искусств» (третий дан, черный пояс), «тренер-преподаватель карате высшей категории». До последнего времени являлся председателем спортивного клуба карате. Его ученики – неоднократные победители и призеры чемпионатов России, Европы и мира. ################################################################## Shaolin Kung Fu: Xiao Luohan Quan (read description) https://www.youtube.com/watch?v=yzq3andXuMo Shaolin Kung Fu 249K subscribers Shaolin Buddha style (罗汉拳: luohan quan) by monk Deyang ------------- применение ,анатомия ,болевые точки https://www.youtube.com/watch?v=y5q4dtP6BpU ########################### японский вариант происходит из Kитая (Школа белого журавля) 1.в исполнении чемпиона мира https://www.youtube.com/watch?v=Kb5MIpI55zU https://www.youtube.com/watch?v=TmkRNRfY6a4 -------- 2. в исполнении чемпионки мира https://www.youtube.com/watch?v=iiiznDpoapQ

Ответов - 23, стр: 1 2 All

milstar: Дзэн считает, что различные буддийские термины (нирвана, скандхи, дхармы) не имеют отношения к истине, и поэтому не рассматривает их Дзэн не требует непременного отказа от всех желаний и отрицательно относится к самоистязанию. Не опираться на слова и тексты; Профессор философии Д. Т. Судзуки отмечает: «(…) все буддийские учения, содержащиеся в сутрах и шастрах, с точки зрения дзэн не больше, чем макулатура, польза которой состоит лишь в том, что с её помощью можно только смахнуть пыль с интеллекта, но не больше Принцип «прямого указания» (чжи-чжи) означает в дзэн выражение учения при помощи несимволических слов или действий, которые могут казаться странными или бессмысленными человеку, не знакомому с дзэн. Данная прямота, указывающая на истину без применения каких-либо символов, по мнению А. Уотса, является духом дзэн, выражающим его оригинальность Дзэн-буддисты стремятся постоянно сохранять непосредственность и точность поступков, мыслей и чувств, избегая умозрительности и расплывчатого мнения Последователи могут ходить на обычную работу, но при этом не иметь привязанности к каким-либо вещам Дзэнские монахи используют физическую работу в качестве практики в отличие от монахов большинства других буддийских школ отличие дзэнских монахов состоит в том, что они не отказываются от алкоголя и работы в поле, хотя и поддерживают высокий уровень общей дисциплины; более усердны в практике медитации; в гораздо меньшей степени зависят от мирян, проявляя свою самодостаточность; практикуют любое действие в своей жизни как медитацию Э. Я. Баталов (MGIMO)отмечал, что одной из основ дзэн является утверждение «Не полагайся на других, не полагайся и на чтение сутр и шастр. Будь своим собственным светильником» Кандидат философских наук Ю. Б. Козловский также указывает на отрицание в чань сверхъестественного и считает ранний и средний чань антимахаянистским, антибуддийским и антирелигиозным направлением, не теоретически, а практически отрицающим «пассивную веру» и «преклонение перед чем бы то ни было Японист А. М. Кабанов считал наиболее отличительным качеством дзэн его постоянную изменяемость и очень высокую приспособляемость учения к различным обществам, идеологиям и культурам. «Меняясь, подобно хамелеону», дзэн берёт многое от местной традиции и одновременно становится её частью. Также Кабанов указывал, что дзэн не согласен с точкой зрения о том, что вся жизнь есть страдание, не согласен с пессимизмом, меланхолией и аскетизмом. Дзэн провозглашает позитивное отношение к жизни и стремится не подавлять желания, а использовать их для практики. Последователю школы необходимо «увидеть прекрасное во всём» и понять, что «добро и зло, ложь и истина, любовь и ненависть» в сущности ничем не отличаются друг от друга Д. Т. Судзуки утверждал, что дзэн является единственным учением, где есть место смеху Последователь учения может проявлять свой смех в виде поношения дзэнских патриархов и насмешек над буддами, тем самым отрицая всякие авторитеты Известный дзэнский учитель Хуанбо Сиюнь утверждал, что есть три ступени этического поведения. К низшей ступени Хуан-бо относил поведение тех людей, кто «выполняет предписания, надеясь на награду». На второй ступени находятся те люди, которые действуют без малейшей мысли о награде. На высшей же ступени человек живёт «без всякой мысли о моральном и неморальном В дзэн известны многочисленные изображения монаха Хотея, ставшего прообразом японского божества счастья, с куртизанками. Также известным учителем дзэн, взявшим себе в ученики куртизанку, был Иккю Содзюн. По мнению Е. С. Штейнера, куртизанки имели меньше привязанностей и могли по сравнению с другими людьми быстрее осознать непостоянство отношений и быть свободными от страстей при помощи своей работы. Многие последователи дзэн медитировали при ходьбе и работе Дзэнские монахи, занимаясь физическим трудом, верили в его святость. Труд в виде работы на земельном участке, подметания и уборки считался важным элементом в жизни каждого монаха, помогающего ему сохранить здоровье и ясность ума Боевые искусства Китая и Японии являются прежде всего искусствами и способом развития «духовных способностей» самурая на пути воина, который включает в себя путь меча и путь стрелы. Бусидо или знаменитый «Путь самурая» является сводом правил и норм для «идеального» воина.Он разрабатывался в Японии веками и вобрал в себя большинство положений дзэн-буддизма, особенно идеи строгого самоконтроля и безразличия к смерти . Самоконтроль и самообладание были возведены в ранг добродетели и считались ценными качествами характера самурая. В непосредственной связи с бусидо стояла также медитация дзадзэн, вырабатывавшая у самурая уверенность и хладнокровие перед лицом смерти

milstar: Shaolin Temple Kung Fu Academy (or Shaolin Temple Wushu School) was founded in 1978, is the earliest and the largest kung fu academy in China. is the earliest an authentic martial arts professional schools, but also a set of chinese cultural, martial arts, film and television performances, training in an integrated martial arts academies. Shaolin Temple Kung Fu Academy is located in Mount Song, Shaolin Temple, Dengfeng city, Henan province, China. The total investment of one hundred million , with a total construction area of 730,000 square meters, Facilities , well-equipped , full-featured, Academy management experience plentiful, professional management staff 258, Teaching force strong, level 1 coach 160, outstanding teachers 170, Coaches held by national, provincial champion; teachers served by the college education of teachers. Currently there are 35,000 students. http://www.shaolinacademy.net/LM_Academy

milstar: Мятеж Ань Лушаня, или восстание Ань Лушаня гражданская война в танском Китае, свирепствовавшая в царствование трёх императоров, с 16 декабря 755 по 17 февраля 763 года, самый масштабный внутрикитайский военный конфликт средневековой эпохи, происходивший в условиях формального сохранения единства страны. Восстание оказало определяющее влияние на развитие кризисных явлений в империи Тан (считающейся в современной историографии величайшим государством в китайской истории) и тем самым — на историю всего восточноазиатского региона Согласно официальным подсчётам налогоплательщиков, за время восстания население Китая сократилось на 36 миллионов , что составляло две трети от общего числа налогоплательщиков и шестую часть населения всего мира, едва превышавшего тогда 200 млн человек ################### Период между 713-м (год смерти Хуэйнэна) и 845-м (начало гонений на буддизм) годами обозначают как золотой век китайского чань


milstar: Ши Юнсинь - не только духовный наставник, но и прекрасный менеджер, активный общественный и даже политический деятель: его четырежды избирали депутатом Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). https://rg.ru/2015/03/27/shaolin.html В 1996 году под руководством Ши Юнсиня был открыт официальный сайт храма Шаолинь. Настоятель обязал монахов изучать английский, постигать основы компьютерной грамотности. Наиболее одаренных и любознательных монахов направляют для дальнейшего совершенствования в известные буддийские центры в стране и за рубежом. Комментируя нынешнюю деятельность храма, Ши Юнсинь сказал: "В прошлом храм Шаолинь был отрезан от мира, а сейчас монастырь активно принимает участие в общественной жизни. В 2006 году президент России Владимир Путин посетил храм Шаолинь. В ходе визита 6-летний монах Ши Гуан, которого российский лидер взял на руки, сразу же стал своеобразной знаменитостью в Китае. В 2007 году во время открытия Года туризма в Китае Ши Гуана пригласили выступить в России. Юный монах также побывал в Кремлевском дворце в качестве личного гостя российского президента.

milstar: Так уж вышло, что моя граната взорвалась в самой глубине маленькой комнаты, убив самого Амина, прятавшегося за своими женщинами и детьми, и ранив его домочадцев ---------------------- Занятий спортом не прерывал, а с 1975 года усиленно занимался карате. Мастер спорта СССР и многократным чемпионом КГБ СССР по самбо. http://www.specnaz.ru/articles/219/22/2155.htm ######################################################## В конце 1974 года меня зачислили в «девятку», где я три года работал в охране правительства. Хорошо помню, как по четвергам собиралось Политбюро ЦК. Я стоял у дверей зала заседаний. В один из таких четвергов, в мое дежурство, сняли Председателя Президиума Верховного Совета СССР Николая Подгорного. Все прошло на удивление быстро. Через десять минут после начала заседания Подгорный вышел из зала, хлопнул стакан, выматерился и… больше в Кремле его не видели». Дополнить портрет Александра Николаевича мне хотелось бы словами одного из старейшин клуба «Самбо-70», мастера спорта международного класса по самбо и дзюдо Хабиба Зарипова, автора очерка «Дело Плюснина»: «В один из дней 1972 года Чемпион мира и шестикратный Чемпион СССР по самбо Давид Рудман познакомил меня с Александром: передо мной стоял «несгораемый шкаф». При росте 172 см и весе 82 кг Его стремление работать в «конторе» было продиктовано лишь желанием служить Родине. В конце 1974 года Сашу зачислили в штат 9-го управления КГБ по охране правительства. Там он увлекся карате, быстро овладел премудростями кун-фу и техникой вин-чун. ########### «Девятка» меня не отпускала месяца четыре, но Романову удалось организовать письмо лично от Андропова, в котором Юрий Владимирович прямым распоряжением откомандировал меня в Группу «А». Уровень секретности в подразделении был высочайшим. Официально нас не существовало. Каждый офицер имел документы прикрытия. Я числился старшим сменным мастером НИИ «Луч». Мне даже выдали картонный пропуск в институт, где был напечатан телефон отдела кадров». К слову, тогда и автор этих строк пытался попасть в подразделение. На медкомиссию пошел вместе с Сашей Плюсниным, которого знал по спортивным единоборствам в рамках КГБ. Но он попал в Группу «А», а меня не отпустило руководство 15-го Главного управления. Когда же я узнал, что мой друг отличился в Кабуле, то мое большое желание попасть в Группу «А» еще больше возросло. Хотелось сражаться рядом плечом к плечу. В подразделении Плюснин оказался на своем месте. Он быстро вписался в коллектив и, будучи опытным бойцом рукопашного боя, преподавателем, старался обучить сотрудников, кто изъявил желание, искусству рукопашного боя. http://www.specnaz.ru/articles/219/22/2155.htm

milstar: Shaolin kung fu is not actually a set of distinct styles, a style in Shaolin kung fu means one or a pair of forms that teach you a new set of moves and tactics. though there are many such forms, only a handful of them are considered as the core style, the other forms could be set aside. so, it's actually that Shaolin kung fu is a set forms, like luohan's 18 hands, small and big hong quan, pao quan, etc, which together form the system of Shaolin kung fu.

milstar: Shaolin Kung Fu: big Pao Quan (read description) https://www.youtube.com/watch?v=a6Y5N47B314

milstar: http://www.shaolinacademy.net/LM_Shaolin%20Boxing http://www.shaolinacademy.net/LM_Knife http://www.shaolinacademy.net/LM_Combat

milstar: Чань-буддизм привносит в сознание дополнительное измерение, как в рациональном, так и в интуитивном аспектах. Он делает это, углубляя и оттачивая мысль, и пестуя особый тип постижения или знания, более возвышенный, чем сама мысль. Поскольку является аксиомой то, что подобный вид духовного развития в конечном счете не может быть дарован и не может быть взят, чаньское обучение требует собственного неповторимого подхода. Сущность такого подхода, сформулированная китайским наставником Юань-у, обманчиво проста: «Отбрось все лозунги, которые выучил, и все взгляды, приставшие к твоему телу». Чань — это новейшая сущность сознания, всегда исчезающая к тому времени, как она становится идеей. Отсюда и тот глубинный смысл, который чань вкладывает в литературу, — дать толчок, импульс, а не идеологию.

milstar: С. П. Нестёркин ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЧАНЬ-БУДДИЗМА http://lukashevichus.info/knigi/psihol_aspekty_budd/nestiorkin_chang.htm

milstar: некоторые авторитетные исследователи считают, что чань-буддизм возник как резко негативная реакция китайско-буддийской интеллигенции против основополагающих принципов индийского буддизма, неприемлемых для китайского интеллекта, и что с буддизмом его связывает лишь название и тонкая нить терминологии. При этом чань-буддизм расценивается чуть ли не как двойник даосизма, который сменил одежду и обрел таким образом новую жизнь. Так, например, тайваньский ученый У Цзин-сюн утверждает, что ""дзэн" можно рассматривать как наиболее полное развитие даосизма путем его соединения с близкими по духу буддийскими проникновениями и могущественным апостольским рвением. Если буддизм – отец, то даосизм – мать этого удивительного ребенка. Но нельзя отрицать, что этот ребенок больше походит на мать, нежели на отца" [215, с. 44]. Чань-буддисты же полагали, что все вербальные предписания, все тексты, в которых они зафиксированы, неистинны, ложны, именно в силу своей вербализованности неспособны открыть сокровенные тайны бытия и передать истинную суть вещей и явлений и поэтому вводят в заблуждение неискушенного ученика. Отсюда принципиальная методологическая установка на "эзотеризм", на передачу невербальной информации в процессе непосредственного общения учителя с учеником, а также на использование в практике психической тренировки энигматического языка парадоксов и иносказаний, настраивающего ученика на прием и передачу того, что "скрыто за словами" (ср. у Ф. И. Тютчева: "Мысль изреченная есть ложь"). Эта установка, предопределившая многие наиболее характерные особенности чаньской практики психотренинга и психической саморегуляции, была сформулирована в двух первых из четырех очень кратких изречений, которые приписываются легендарному основателю школы чань, индийскому миссионеру Бодхидхарме (кит. Пути-Дамо; яп. Бодай-Дарума) и в которых, по существу, в предельно лаконичной форме были изложены самые основные принципы теории и практики чань-буддизма. Они гласят: "Особая передача вне учения" и "Не опираться на слова и писания"[208, с. 212]. Аналогичный подход мы обнаруживаем в даосизме, где молчание выступает как знак высшей мудрости, ибо "знающий не говорит, а говорящий не знает"[98, §56, с. 34; 115, гл. 22, с. 137], где само Дао выступает как нечто неподдающееся вербализации и описанию в терминах дифференцирующих признаков, нечто "таинственное", "чудесное", "непознаваемое", "бесформенное", "безграничное" и т.д. И поскольку оно не может быть охарактеризовано в позитивных терминах, то в случае необходимости характеризуется чаще всего негативно, по апофатическому принципу "не то и не это": "Смотрю на него и не вижу, поэтому называю его невидимым. Слушаю его и не слышу, поэтому называю его неслышимым. Пытаюсь схватить его и не достигаю, поэтому называю его мельчайшим. Эти три [признака Дао] необъяснимы, потому что они восходят к Единому. Его верх не освящен, его низ не затемнен. Оно бесконечно и не может быть названо... И вот называю его формой без форм, образом без существа. Поэтому называю его неясным и туманным. Встречаюсь с ним и не вижу лица его, следую за ним и не вижу спины его" [98, §14, с. 7-8]. Многие выдающиеся чань-буддисты были хорошо знакомы с классическими даосскими текстами и зачастую использовали их в своей практике психотренинга, наставляя учеников с помощью даосских парадоксов и притч. Так, в знаменитой "Алтарной Сутре" чаньского патриарха Хуэй-нэна (637-713), основателя Южной школы чань, приводится следующий эпизод: "Однажды, обращаясь к своим ученикам, Хуэй-нэн сказал: "У меня есть нечто, не имеющее ни головы, ни имени, ни названия, ни переда, ни зада. Знает ли кто-нибудь из вас, что это такое?". Шэнь-хуэй (один из его учеников), выступив вперед, сказал: "Это источник всех будд и природа будды Шэнь-хуэя!" Хуэй-нэн возразил ему: "Я уже говорил вам, что оно не имеет ни имени, ни названия, но ты все-таки называешь это "источником будд" и "природой будды". Даже если ты уединишься в соломенном шалаше и будешь совершенствоваться дальше, то все равно останешься второразрядным чаньским наставником"" [204, с. 112]. http://psylib.org.ua/books/abaev01/txt03.htm

milstar: https://www.youtube.com/watch?v=MfHRsGJqfg8 from china top instructor ---------- https://www.youtube.com/watch?v=9f8zb_QKZEo

milstar: Tang dynasty (618-907): after a war in 621 AD, Shaolin monks performed a pao chui (power style) in an exhibition in presence of the first emperor of the dynasty. https://www.youtube.com/watch?v=a6Y5N47B314 https://www.youtube.com/watch?v=sxWBWKFyJlU Song dynasty (960-1279): pao quan was first officially compiled in the first years of the Song dynasty (960s AD) under the supervision of chief monk Fuju (福居). Yuan dynasty (1279-1368): in the late years of the dynasty, monk Jinnaluo (紧那罗) improved this pao quan form. this was the 'small pao quan'.

milstar: https://www.youtube.com/watch?v=FZhZjv0knAk

milstar: достать подбородком пальцев выпрямленной ноги https://www.youtube.com/watch?v=yVOr7M5ZaIo https://www.youtube.com/watch?v=yVOr7M5ZaIo&list=PL8FO5Y2R5MnsVe3vT00ELiZzf1DA9uwOO Shaolin Kung Fu: advanced stretching

milstar: https://www.youtube.com/watch?v=tJYoAS76gag Agatha Wong bagged another GOLD MEDAL for the Philippines | 2019 SEA Games https://www.youtube.com/watch?v=05_qYUUZaU4

milstar: КАРАТЭ ДЛЯ КГБ Вернувшись домой, генерал Пирожков рассказал об увиденном Юрию Владимировичу Андропову. В это время в составе Седьмого управления КГБ СССР происходило становление знаменитого впоследствии антитеррористического подразделения — Группы «А». Да и Девятое управление (правительственная охрана) не отказалось бы от новинок модного за рубежом вида единоборств. По просьбе Андропова руководители МВД Кубы прислали в Советский Союз своих инструкторов. Об истории становления каратэ в системе подготовки Комитета госбезопасности СССР рассказывает вице-президент Московской федерации самбо Николай Петрович Ерёмин, которому была поручена эта работа. ПОД ГРИФОМ «СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО» В начале 1970 х годов в нашей стране стало активно развиваться каратэ. Первые инициативные группы появились в Москве. Это были секции Алексея Штурмина, МГУ, Университета дружбы народов, клубов «Бауманец» и «Фрунзенец» и другие. Сюда даже по рекомендации надежных людей попасть было непросто, из желающих выстраивалась очередь. В 1973 году Спорткомитет СССР попытался своим приказом запретить каратэ «как метод физической подготовки, не имеющий ничего общего с советской системой физвоспитания», но секции множились день ото дня. К середине 1970 х годов каратэ становится поистине всенародным видом спорта. Овладеть его приемами мечтали представители творческой и научной интеллигенции и криминала, дети высокопоставленных родителей и хулиганистые подростки из неблагополучных семей, мужчины и женщины, зеленые пэтэушники и солидные чиновники. Отдельные сотрудники КГБ прошли обучение у студента МГУ им. М. В. Ломоносова и одновременно атташе японской торговой фирмы в СССР японца Тецуо Сато — чемпиона Токио 1967 года по боевому дзюдо. Чтобы понять потенциал того уникального человека, перечислю некоторые его последующие титулы и должности: почетный президент Федерации Ситорю России, президент Ассоциации японо-российской торговли, вице-президент Общества японо-российской дружбы, профессор института Оогаки Дзёси Танки. С 1970 го по 1975 год Сато сан обучал Шотокан каратэ в Москве. Хотя его школа не была массовой, но именно она заложила основы классического японского стиля в СССР и воспитала будущих руководителей крупных и наиболее известных клубов. С 1976 го Тецуо Сато начал преподавать стиль Шиторю, по которому в последствии получил 7 й дан. Фактически именно он явился создателем этой школы в Союзе. Увлеченные каратэ, мы понимали, что этот вид единоборства можно и нужно использовать при физической подготовке в Конторе. Одним из этих энтузиастов был сотрудник Первого главного управления КГБ СССР Алексей Дмитриевич Александров. На ведомственных собраниях и совещаниях он доказывал, что сотрудники госбезопасности должны владеть приемами каратэ, тем более что западные спецслужбы в этом нас давно опередили. В КГБ в рамках военно-физической подготовки обучали боевому разделу самбо. В конце 1974 года, то ли из опасения, что сотрудники не смогут дать достойный отпор владеющим восточными единоборствами преступным элементам, то ли в попытке угнаться за западными спецслужбами, к самбо решили добавить еще и каратэ. Но не как вид спорта, а как методику обучения ударам ногами и руками. Сотрудники 5 го отдела Управления кадров КГБ СССР, возглавляемые Михаилом Владимировичем Силиным, составили план мероприятий по внедрению каратэ в систему подготовки сотрудников госбезопасности. Он включал в себя приобретение за границей, по каналам КГБ, специальной литературы, фильмов и инвентаря, составление методик, подготовку инструкторов, приглашение иностранных специалистов и т. д. Этот документ с грифом «Совершенно секретно» подписал сам тогдашний Председатель КГБ Юрий Андропов. (Реализацией плана поручили заняться молодому энергичному организатору, инструктору по физподготовке Николаю Ерёмину — Ред.). После Института физической культуры я работал в Академии им. Н. Е. Жуковского, в 1973 году пришел в КГБ. Был мастером спорта по самбо, обучался каратэ у Тецуо Сато. Первый специальный зал для занятий каратэ мы оборудовали на центральном стадионе «Динамо», в здании бывшего кинотеатра. Занятия по боевому, а точнее, прикладному каратэ вели три штатных инструктора: Виктор Бутырский, Владимир Арбеков и Борис Примаков. Бутырский пришел к нам из МВД, он был мастером спорта международного класса по самбо и дзюдоист, Арбеков — чистый каратист, а Примаков — боксер. Одним из основателей динамовского каратэ был Алексей Дмитриевич Александров. Обучались у нас люди из разных управлений КГБ. В процессе подготовки совершенствовалась методика, закупались тренажеры. Затем мы начали проводить сборы в Подмосковье, в доме отдыха пограничников в Мещерино. Туда съезжались сотрудники из всех союзных республик. Насмотревшись японских фильмов, люди занимались охотно. После месячной подготовки они могли уже обучать необходимым приемам коллег в своих подразделениях. В 1976 году удалось провести масштабные сборы и устроить показательные выступления для высшего руководства КГБ и общества «Динамо». Кстати, в «Динамо» с подачи Александрова каратэ занимались не только сотрудники КГБ, но и члены их семей. На тот период внедрение каратэ было делом прогрессивным. Но следует отметить и другое. Поначалу те из наших сотрудников, кто не занимался самбо, были свято уверены, что каратэ — это панацея, а любой удар каратиста может быть смертельным. Из-за этой уверенности они порой попадали в неприятные истории. В кафе наш штатный инструктор заступился за девушку, к которой приставала пьяная компания. Парень думал, что как каратист, да еще инструктор, он с ними справится одной левой. Но только он сделал одно каратистское движение рукой, как тут же получил удар в лоб и отключился. На следующий день сотрудник пришел в «Динамо» с огромным фингалом. Этот случай наглядно доказал, что каратэ в условиях зала — одно, а в жизни — совсем другое, что сотрудник КГБ должен владеть не только приемами каратэ, но и боевого самбо, бокса и дзюдо. Симбиоз этих приемов позже назовут рукопашным боем. ПРЯМАЯ РЕЧЬ В настоящем каратэ искони самым важным является правильное, точное освоение ката (традиционные комплексы) и последовательное изучение их бункай (анализ комплекса в паре) до того уровня, когда они войдут в плоть и кровь. Все технические приемы каратэ — и блоки, и удары и другие приемы — относительны. Не может быть какой то единственной, абсолютно правильной техники. Вполне естественно, что техника каждого каратиста обладает своей уникальной индивидуальностью и определяется различиями в росте, весе, в строении тела (уровень развития мышц, длина ног), природных способностях. Для повышения мастерства в каратэ требуется не только развитие мышц, но и развитие сознания. Благодаря воспитанию сознания, обладающего хладнокровием, решимостью, способностью концентрироваться, в экстремальной ситуации каратист может верно оценить положение, защитить себя и обретает способность действия. Сато Тэцуо, сихан Всеяпонской федерации каратэдо ситокай КАРАТЭ ОТ КУБИНЦЕВ Поскольку запретить столь популярный вид восточного единоборства так и не удалось, в ноябре 1978 года Спорткомитет СССР издал приказ «О развитии борьбы каратэ в СССР». При комитете создали Всесоюзную комиссию по каратэ, которую возглавил легендарный Алексей Штурмин. В ноябре 1979 года по инициативе КГБ комиссию преобразовали в Федерацию каратэ СССР, которую возглавил заместитель председателя Центрального Совета «Динамо» полковник госбезопасности Виктор Куприянов, а Штурмин стал его первым заместителем. В КГБ долго не могли решить, каких иностранных инструкторов следует приглашать. Как уже отмечалось, в 1978 году заместитель Председателя КГБ СССР генерал Владимир Пирожков во время командировки на Кубу познакомился с так называемым оперативным каратэ (защита в условиях реального боя), которое произвело на него неизгладимое впечатление. Им он поделился с Юрием Андроповым, тот пообещал договориться с Фиделем Кастро о командировании его специалистов в Советский Союз. При приглашении учитывалось и то, что офицеры кубинского МВД то и дело выполняли задания в разных «горячих точках» и имели большой опыт по применению каратэ. К приезду кубинцев приурочили всесоюзные сборы сотрудников КГБ. Поскольку зал на стадионе «Динамо» вмещал не более пятнадцати человек, пришлось срочно искать новое помещение. Спешно переоборудовали динамовский баскетбольный зал на Петровке, 26. Закупили татами, макивары, боксерские мешки. В ноябре 1978 года офицеры Рауль Рисо и Рамиро Чирино прибыли в Москву. И до февраля 1979 го они обучали представителей высших школ КГБ, специалистов по физподготовке, инструкторов оперативному каратэ и окинавскому стилю каратэ дзёсинмон. С 9 утра до 6 вечера работали с участниками всесоюзных сборов (чуть более 30 человек), вечером занимались со всеми желающими сотрудниками КГБ (таких набиралось до ста человек). Нагрузка была столь велика, что ее не выдерживали даже опытные инструкторы. До финиша добрались не все. В феврале 1979 года только 50 человек были аттестованы как инструкторы оперативного каратэ. В 2004 году в интервью журналу «Додзё» Рауль Рисо так оценит своих учеников: «Когда речь идет о применении оперативного каратэ в реальных ситуациях, русским в этом нет равных». В итоге инструкторами стиля каратэ дзёсинмон стало всего лишь пятнадцать офицеров: девять получили коричневые пояса, шесть — зеленые. В 1979 году сотрудник Первого Главного управления КГБ СССР Юрий Маряшин (коричневый пояс) и сотрудник Девятого управления КГБ СССР Валерий Самойлов (зеленый пояс) создали секции каратэ дзёсинмон (Центральная секция МГС «Динамо» и «Арсенал»). Забегая вперед, скажу, что в 1982 году еще одна группа сотрудников госбезопасности прошла стажировку по оперативному каратэ на Кубе. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Каратэ является средством самозащиты от нападения врага и не ставит своей целью нападение. В соответствии с принципом «в каратэ не нападают первым» все приемы каратэ представляют собой действия, начинающиеся с защиты. Требуется ясно осознавать это. Каратэ, рассчитанное только на победу на соревнованиях, лишено духа изначального каратэ, предназначавшегося для самозащиты. Исконное каратэ разительно отличается от современного оспортивленного каратэ. Так мы часто сталкиваемся, с тем что «бывшие чемпионы», окончив спортивную карьеру, утрачивают цель в занятиях и начинают лениться в тренировках, перестают следить за питанием и толстеют. В том же случае, когда каратэ является для человека средством самозащиты, он должен углублять свои знания в течение всей жизни. Каратэ способно принести много пользы. Например, женщина, благодаря занятиям каратэ, приобретет хорошую фигуру, научится правильному этикету, уважению к старшим. Мужчина, благодаря занятиям каратэ, приобретет хорошую форму, уверенность в себе, лидерские качества и т. д. Велика и общественная польза каратэ. Это связано с тем, что каратисты в процессе тренировки сознания, техники и тела ставят перед собой цель защиты морали, справедливости, честности общества равноправия. Сато Тэцуо, сихан Всеяпонской федерации каратэдо ситокай ДИНАМОВСКИЕ ГЛАДИАТОРЫ — На занятия, которые проводили кубинцы, со стороны никто не был допущен, что вызвало недоумение и разочарование у Штурмина и его товарищей, которые просились на сборы, — вспоминал бывший сотрудник Пятого управления КГБ СССР Владимир Чугунов, получивший из рук кубинцев коричневый пояс. — С этого момента началось деление на каратэ в «Динамо» и за его пределами. Соперничество это, длившееся до 1991 года, было нездоровое и ни к чему хорошему не привело. К примеру, сотрудникам госбезопасности запрещали участвовать в открытых соревнованиях даже на первенство Москвы. Я просился на чемпионат СССР, пришел к Силину, мол, я в такой форме, всех порву, только пустите… А в мне в ответ: «Ты — оперативный сотрудник, вот и занимайся оперативной работой». Мне позволялось участвовать только в соревнованиях внутри «Динамо», да еще как одному из ведущих судей разрешали судить чемпионат Москвы по каратэ. Первый чемпионат «Динамо», проведенный в декабре 1980 года во Дворце спорта на улице Лавочкина, вызвал большой интерес и ажиотаж. Говорили, что в те дни сборы были больше, чем на матчах футболистов «Динамо». — Незадолго до динамовского чемпионата руководство Спорткомитета СССР вернулось из Испании с чемпионата (европейского или мирового, не припомню) по каратэ и приказало на примере «Динамо» ввести правила ограниченного контакта, — рассказывал Владимир Чугунов. — При этом никто не знал, что такое ограниченный контакт, как надо контролировать удар и прочее. А удары без контакта наши судьи не оценивали. Я провожу свой первый поединок, ухожу с татами, и вдруг слышу за спиной: «бум» — упало тело тяжеловеса, выступавшего на соседней площадке — нокаут, причем без возможности двигаться. Так вот, на этом чемпионате «по правилам ограниченного контакта» — я запомнил эту статистику на всю жизнь — на 119 участников пришлось 132 обращения к врачу, 52 нокдауна и 11 глубоких нокаутов. Я уж не вспоминаю о поломанных ребрах, которые хрустели на весь зал. У вышедших на помост финалистов от полученных ударов лица были кривые и косые, с синяками и кровоподтеками. Тогда Александр Никитин из Центрального совета «Динамо» назвал нас гладиаторами. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Каратэ, предназначенное исключительно для того, чтобы побеждать, когда занимающиеся совершенствуют только свое тело и боевые приемы, не изучая при этом моральных заповедей этого боевого искусства, становится источником насилия на улицах и оружием телохранителей главарей бандитских шаек. Если постоянно прилагать старания для совершенствования сознания, техники и тела, как того требует подлинное каратэ, то в людях непременно родится такая сила, о которой они не могли и помыслить. А дети будут воспитываться в соответствии с идеалом БУМБУ РЁДО — «двойной путь гражданского и воинского», т. е. приобретут надлежащее образование и силу. В каратэ не существует национальных, религиозных, конфессиональных различий. Оно позволяет приобретать друзей по всему миру. Я твердо убежден в том, что каратэ является эффективным средством углубления взаимопонимания, развития тесных дружеских взаимоотношений. Сато Тэцуо, сихан Всеяпонской федерации каратэдо ситокай ЗАПРЕТНЫЙ СПОРТ Федерация каратэ СССР устанавливала правила соревнований и аттестации, проводила семинары, турниры, дружеские встречи и всесоюзные соревнования, но навести порядок в каратэ так и не смогла. По Положению о Федерации для преподавания каратэ необходимо было проходить аттестацию и каждые полтора года подтверждать ее. Но одни доморощенные инструкторы, не обладая опытом и знаниями, не смогли аттестоваться — в 1978 году из 130 человек были аттестованы не более 40. Другие, не желая присягать на верность официальному стилю, считали, что Штурмин все советское каратэ подминает под себя, правила соревнований надуманы, а их результаты подтасовываются. В 1981 году в Административном и Уголовном кодексах Российской Федерации и союзных республик появляются новые статьи: за «нарушение правил обучения спортивному каратэ» и «незаконное обучение каратэ» можно было получить пять лет лишения свободы. Но неаттестованных «сэнсеев» это не остановило. Мало того, отдельные мастера стали преподавать запрещенное контактное каратэ. В 1983 году все чаще публикуются статьи о том, что каратисты кого то убили, кого то изувечили. На страницах центральных газет обсуждается вопрос о закрытии секций. А в мае 1984 года Спорткомитет СССР издает приказ «О запрещении обучения каратэ в спортивных обществах». Но мало кто знает, что судьба каратэ решалась не в Спорткомитете, а в стенах КГБ. Одновременно с созданием Федерации каратэ в Пятом управлении КГБ СССР появилось специальное отделение, которое отслеживало все, что происходило с этим видом спорта: количество секций, численность тренеров и учеников, идеология, сборы. Вся эта информация анализировалась и передавалась руководству. В этих справках фигурировали и большое количество неконтролируемых групп, и незаконные заработки, и антисоветская идеология. — В каратэ должна быть гармония между духом и телом, физическое и духовное развитие должны идти вместе, — рассказывает Владимир Чугунов. — Продвинутые инструкторы, такие как Гульев, Орлов и другие, преподавали философию и очень этим увлекались, другой вопрос, приемлема ли она была для нашего менталитета. А недобросовестные малограмотные «мастера» насаждали в своих секциях культ силы и жестокости, воспитывали молодежь под девизом: «Кто владеет каратэ — тот супермен!». К слову сказать, в перестройку эти «сверхчеловеки» рванули в рэкетиры. …Что тут можно сказать? Не секрет, что в отдельных группах насаждались фашистские настроения, там не скрывали, что готовят элиту общества, которая будет определять будущее страны. Думаю, и это насторожило Комитет. Добавьте к этому громадные прибыли от бесконтрольного каратэ. С человека в месяц брали от 10 до 25 рублей, а то и 50 рублей. В зале занимались от 15 до 30 человек. Во Дворце спорта «Труд» на Цветном бульваре тренировались одновременно до 50 человек. Там для дзюдо, а это был уже олимпийский вид спорта, выделялось времени меньше, чем для каратэ. — Я, как и другие сотрудники госбезопасности, понимал, что запрещать каратэ, закрывать секции — дело бессмысленное, — продолжает рассказ Владимир Чугунов. — Александров в защиту каратэ подал докладную записку в Центральный совет «Динамо». Я тоже написал справку для своего руководства. Конечно, в ней был представлен и негатив в отношении отдельных групп, но я предлагал не запрещать каратэ, а упорядочить контроль. Каратэ необходимо было оставить только в «Динамо» и «ЦСКА», то есть в обществах, где этот раздел необходим как прикладной вид спорта. В «Динамо» его контролировало бы Пятое управление КГБ СССР, а в ЦСКА — особые отделы. Тогда все будет четко, ясно и понятно. Этот вопрос можно было решить, но приняли превентивную меру: каратэ полностью запретили. После этого запрета команда Штурмина (сам он к этому времени был осужден) активно пошла на сближение с динамовцами. До этого они считали себя выше всех: у них были деньги, слава, под ними была система подготовки каратистов, присвоение званий; в начале 1980 х годов они установили контакты с японцами — а тут такой крах. Одни из этих инструкторов перешли работать к нам, другие стали готовить армейцев, третьи подались в каскадеры. Большая же часть каратистов ушла в подполье, которое росло, как на дрожжах. Клубы и секции продолжили свою работу под видом других единоборств или видов спорта, вот только расценки, видимо, за конспирацию, увеличились. Любопытно, что в последующие пять лет некоторые подпольные секции возглавляли и сотрудники госбезопасности. А Чугунова за его справку один из генералов обозвал «идеологическим диверсантом № 1». Впоследствии руководство отдела дважды представляло его на повышение в звании, и дважды этот генерал отклонял кандидатуру Чугунова. Повысили в звании его только в 1989 году, когда Спорткомитет СССР снял запрет на каратэ. В 1994 году после увольнения из органов госбезопасности Чугунов поехал на чемпионат мира в США, где стал таки призером по контактной версии каратэ. По мнению одного из сотрудников Девятого управления КГБ СССР, занимавшегося охраной первых лиц государства, каратэ в его работе не пригодилось: «Вот самбо — да, его приемы мы и использовали». Его коллега Валерий Самойлов придерживается иной точки зрения: — После подготовки в «Динамо» (инструкторами у нас были Владимир Арбеков и Георгий Синицкий) наши сотрудники занимались каратэ на своей базе в Кремле, где было три спортивных зала. В процессе дальнейших тренировок какие то из приемов мы убирали, добавляли то, что могло пригодиться нам в работе. Позже, когда Горбачёв стал то и дело выезжать за рубеж, начали присматриваться к действиям западных охранных структур. В итоге охрана генсека стала считаться одной из лучших в мире. На своей базе каратэ занимались и сотрудники знаменитой «Альфы» (группу тренировали Михаил Сидоров, Вячеслав Ярцев, Алексей Сергеев). Кстати, на динамовских соревнованиях по каратэ они были нашими самыми яростными соперниками. — В «Динамо» мне доводилось учить и сотрудников МВД, — вспоминал Владимир Чугунов. — По особому разрешению у нас проходили подготовку и отдельные офицеры Минобороны. В частности, у меня занимался слушатель Академии имени М. В. Фрунзе Герой Советского Союза Руслан Аушев. Он был самым добросовестным учеником, образцом подхода к тренировочному процессу. В 1986 году Руслана ранило во время второй командировки в Афганистан. Во время нашего звонка в Кабул Руслан спросил: «А можно, я скажу корреспонденту «Комсомольской правды», что мне помогло выжить после ранения то, что я у тебя занимался каратэ?» — «Да ты с ума сошел, — опешил я, — каратэ запрещено, а я — майор КГБ, хочешь, чтобы с меня погоны сняли?» Но Руслан — человек упертый. Правда, пожалев мои погоны, в интервью он заявил, что ему помогли выжить после ранения его занятия спортом в секции «Динамо». В 1990 е годы после ухода в запас многие динамовские каратисты (В. Самойлов, Ю. Маряшин, В. Чугунов, В. Харитонов, С. Астахов, Н. Ерёмин, С. Жуков и другие) готовили сотрудников личной охраны, работали в охранных структурах, а ныне возглавляют спортивные федерации по различным видам боевых искусств. ИЗ ДОСЬЕ «СПЕЦНАЗА РОССИИ» ЕРЁМИН Николай Петрович, полковник запаса. Родился 26 ноября 1947 г. в Москве. Кандидат в мастера спорта по самбо. Образование — высшее, в 1970 году закончил Государственный Центральный институт физической культуры, в 1985 1988 гг. — Высшую школу КГБ СССР. В органах госбезопасности с 1973 года. 1975 1979 гг. — инспектор отдела военно-физической подготовки Управления кадров КГБ СССР; 1979 1997 гг. — Служба внешней разведки РФ, старший преподаватель боевой и специальной подготовки. Выполнял специальные задания в Мозамбике, Уганде, Северном Йемене, Ливии. В настоящее время работает в Общероссийском фонде ветеранов и сотрудников подразделений специального назначения и спецслужб «Вымпел-Гарант». http://www.specnaz.ru/article/?1657

milstar: – Преподобный Ши Деян, здравствуйте. Ши Деян: Да спасёт вас будда Амитава. – Вы первый раз в России? Ши Деян: Да, это мой первый визит в Россию. – Что вас привело в Москву? Ши Деян: У меня давно была мечта приехать в Москву. И я сюда приехал, чтобы осуществить эту мечту. – В этом году в Москве очень много снега и очень трудно передвигаться на машине. Вы уже успели посмотреть город? Ши Деян: Я не успел ещё посмотреть Москву. Самая моя главная задача – посмотреть на людей и понять, насколько я могу способствовать распространению здесь шаолиньского ушу и шаолиньской культуры. И насколько это поможет жителям России. – Слышал, что в Москве будет открыт Центр ушу? Ши Деян: Да, это правда. Мы собираемся с российской Федерацией шаолиньских боевых искусств открыть в вашей столице Центр шаолиньских боевых искусств, для того чтобы он сам успешно развивался и давал возможность заниматься другим людям. – Про вас пишут, что вы родились в 1967 году, что вы один из самых опытных и прославленных носителей техники шаолиньского ушу, что долгое время возглавляете команду монахов-бойцов "шаолиньсы", которые в отличие от шоу труппы Шаолиньского монастыря, никогда не дают показательных выступлений. Ши Деян: Да, это правда. Я долгое время возглавлял команду монахов-бойцов Шаолиньского монастыря, но, прежде всего, я сам практикующий боец ушу. И, помимо всего прочего, я любитель и поклонник ушу. Это моя главная задача. – Ещё про вас пишут, что вы много путешествуете по миру, проводите открытые семинары в США, Италии и Венгрии и что крайне редко принимаете в свои прямые ученики, а также что с детства живёте в Шаолиньском монастыре. Ши Деян: Ух, как вы много обо мне знаете. – Сколько вам было лет, когда вы пришли в монастырь? Ши Деян: 16 лет. – Это был ваш выбор? Ши Деян: Да, это был мой выбор. – Что вас подвигло к этому выбору? Ши Деян: Прежде всего, шаолиньский дух, который присутствовал всегда, дух совершенствования себя и тела. Именно он привёл меня в Шаолиньский монастырь. – Что такое монах-боец? Ши Деян: Честно говоря, вокруг монахов-бойцов Шаолиня ходит слишком много слухов. Ведь что такое монах-боец? Это человек, которые изучает, прежде всего, не только ушу, но и саму шаолиньскую культуру, которая превосходит любые боевые искусства. Когда молодые монахи приходят в монастырь, конечно, их сначала обучают боевым искусствам. Именно это чаще всего и видно публике. Поэтому внешний мир о нас создал слишком много легенд, потому что он говорит о том, что видит, а не о том, что есть на самом деле. – То, что эти легенды существуют, хорошо или плохо? Ши Деян: Признаться, в самих по себе легендах нет ни хорошего, ни плохого. Вопрос в другом. Когда человек приходит в Шаолиньский монастырь, он в любом случае приобщается к определенной традиции, культуре и духу. И когда один человек занимается шаолиньским ушу с другим, находясь в Шаолиньском монастыре, он сам, хочет того он или не хочет, входит внутрь легенды, традиции, какого-то мифа. И это хорошо. Но что плохо, нельзя никогда изначально мифологизировать шаолиньское ушу, нельзя распространять о нём слухи, нельзя, опираясь только на эти слухи, любить шаолиньское ушу. Но, к сожалению, многие обыватели именно так и делают. Им нравится больше миф, чем реальность. – Большинство жителей России знают о Шаолиньском монастыре, в основном, по видеофильмам и по тем самым легендам. Много ли в России настоящих последователей шаолиньского ушу? Ши Деян: Сейчас настоящих последователей шаолиньского ушу в России немного. Хотя их становится всё больше. Однако, если взять последователей в США и в Европе, где их становится больше и больше, можно сказать, что ушу достаточно быстро распространяется. А если взять Японию, то там есть одна из школ, которая идентифицирует себя с Шаолиньским монастырем, у которой уже более 7 млн последователей по всему миру. Это огромная школа. Поэтому, конечно же, шаолиньская легенда играет определённую роль, и количество последователей постоянно растёт. Я бы, честно говоря, очень бы хотел, чтобы и в результате моего визита количество людей, которые бы глубже понимали шаолиньское ушу, увеличилось заметным образом. Здесь самое главное – понимать особую культуру, которая есть в Шаолиньском монастыре. Есть ещё один момент, который хотелось бы подчеркнуть. Изучение шаолиньского ушу – это ещё, помимо всего прочего, связи между народами, связи между обычными людьми. Не исключено, что эта дорога с двусторонним движением. Китайские люди могли бы приезжать в Россию изучать какие-то части народной русской культуры. И это был бы настоящий обмен культурами. – Китайский народ – это древний и мудрый народ, и не всё он выставляет напоказ. Что никогда не поймут европейцы, американцы или русские о Китае и его традициях? Что им не дано понять? Ши Деян: Абсолютно верно вы подчеркнули, что Китай имеет очень глубокую и древнюю историю, там есть очень много напластований самых разных культур. И, конечно же, сегодня о Китае известно значительно больше, чем раньше. У людей есть и здоровое любопытство, и научный интерес, поэтому многие аспекты открываются им всё больше. Однако многие смотрят на какие-то внешние проявления и почти не заглядывают внутрь, потому что это долго, всегда связано с какими-то ментальными усилиями и требует очень длительного времени для изучения. Но надо признаться, что и многие современные китайцы не столь искушены в своей собственной культуре. Поэтому есть целый ряд аспектов, которые не открываются. Не думаю, что в этом есть что-то плохое, потому что в любом случае культура передается только через тех, кто хочет её воспринимать. – Вы говорили, что существует шаолиньский дух, что это не только внешние проявления, не только боевые искусства, но и что-то неосязаемое. Но я слышал, что процессы глобализации добрались и до Шаолиньского монастыря, что в кельях у монахов уже появились кондиционеры, и вообще жизнь монахов уже не та, что была несколько десятков лет назад. Насколько сильны сегодня традиции в монастыре? Насколько этот дух ещё удерживается? Ши Деян: Скажу, как простой обыватель, который живёт в Китае и всю жизнь свою прожил в Шаолиньском монастыре. Глобализация для тех, кто живёт в Шаолиньском монастыре, можно сказать, наступила неожиданно. Что такое сегодня Шаолиньский монастырь? В него приезжают тысячи людей каждый день из самых разных стран мира. И каждый из них как бы на своём теле привносит эти процессы глобализации, которые, естественно, влияют на монастырь. Для нас это была неожиданностью. И монастырь реагирует ровно так, как реагируют на что-то неожиданное. Где-то пытается подстроиться, где-то пытается удержаться. Конечно, если мы посмотрим на то современное оборудование, которое есть внутри Шаолиньского монастыря… Думаю, что это хорошо, потому что это облегчает жизнь. В любом случае мы должны брать от глобализации то, что нам выгодно и полезно, сохраняя при этом тот традиционный дух, который всегда был в Шаолиньском монастыре. Хотел бы подчеркнуть, что есть и другой аспект глобализации. Ведь не только к нам приезжают, но и мы ездим за рубеж. Сегодня нас, монахов-носителей шаолиньской традиции, в Китае около 500 человек. Много это или мало? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, что в мире есть масса людей, которые хотели бы заниматься Шаолинем, но не могут приехать в Китай. Можно взять совсем маленьких детей, которые ходят в детский сад и которым полезно заниматься разными упражнениями, но они просто не могут приехать в Китай, чтобы там жить. Поэтому мы должны к ним приезжать. Есть и просто люди, которые каждый день должны ходить на работу. Они не могут по году или по полгода жить в Шаолиньском монастыре, потому что им, в конце концов, нужно зарабатывать деньги. Поэтому мы должны и к ним приезжать. Есть старики, которые, может быть, чувствуют себя не очень хорошо, не могут выдержать перелёта или условий жизни в Китае, поэтому мы к ним тоже приезжаем. По сути, мы сами не можем избежать того, чтобы не выезжать за рубеж с целями преподавания, потому что есть общественный, социальный запрос. И вопрос не в том, чтобы преподавателю открываться, а в том, чтобы качественно, честно и достоверно это делать. Так что процесс глобализации, во-первых, двусторонний, во-вторых, требует от нас определённой честности. https://centrshaolin.ru/audio-dejan.html

milstar: В Москву впервые приехал один из самых знаменитых старших монахов Шаолиньского монастыря Ши Дэян. В течение долгого времени он был старшим тренером монастыря Шаолинь по ушу, а в настоящий момент возглавляет подготовительную команду шаолиньских монахов-бойцов. Это не те, кто выступает в шоу по всему миру. Настоящим бойцам монастыря это запрещено. Визит его делегации приурочен к открытию в Москве официального центра «Школа Шаолинь», где будут проводиться занятия по единой международной программе Международной Федерации шаолиньского ушу. Его ученики проведут семинары по всей России. Корреспонденту «МК» удалось встретиться с мастером в первые дни его пребывания в Москве и задать несколько вопросов. Справка «МК» Ши Дэян – шаолиньский монах 31-го поколения,мирское имя Ши Фанфэн. Родился в 1967 году в провинции Хэнань, начал обучение у преподобного Ши Дэяня и под его влиянием в 1983 году ушел в монастырь и получил монашеский постриг в Шаолиньсы, стал учеником одного из самых знаменитых монахов за всю историю Шаолиньсы, настоятеля Ши Суси. Под его руководством изучал монашеские практики, медитацию, практику и теорию ушу, а затем стал ближайшим учеником «принявшим патру и рясу» Ши Суси, то есть официальным руководителем традиционной шаолиньской школы. Ши Дэян - лидер традиционного течения, что предусматривает соблюдение целого ряда принципов: не превращать шаолиньские искусства в коммерцию или спорт, «не преподавать недостойным», «не передавать знания внешним людям». - Вы хэнанец, то есть провели детство в этом регионе, но Ваши предки родом из провинции Аньхой, и в Китае Вас считают аньхойцем. Людей из этой провинции называют мягкими и приятными. Как это сочетается с жестким стилем шаолиньского ушу? - Об аньхойцах говорят правильно. Они действительно располагают к себе, а шаолиньское ушу базируется в основном на ударах по людям. И именно это сочетание мягкого и жесткого дает нам правильный подход к ушу: не надо бить тех, кого любишь. Шаолиньское ушу это по сути котел, в котором сосредотачивается и переваривается все наше сознание. Да и, честно говоря, все, кто занимается нашим стилем ушу, должны быть мягкими. В последователе нашего учения должны соседствовать традиция и последовательность. Профессор Алексей Маслов, который сейчас переводит наш разговор именно такой человек. И я не шучу. Он действительно очень знаменит в провинции Хэнань и очень надеюсь, что и в России тоже. В мире всего несколько представителей шаолиньского ушу за пределами Китая. И не более, чем по одному человеку в стране. В России – это Маслов. Если уж у кого-то спрашивать правильным ли шаолиньским ушу занимается человек, то только у него. - Вы приняли решение стать монахом Шаолиня еще в 1983 году, за это время Вы стали не только признанным мастером, но и объездили весь мир, увидев самые разные его стороны. По прошествии стольких лет у Вас нет сожалений, что Вы стали монахом? - Ничего не изменилось. Я не жалею о своем решении. - Кто был Вашим наставником, когда Вы начали изучать ушу в Шаолине. Расскажите немного о нем. - Это был знаменитый и последний великий настоятель монастыря Ши Суси. К сожалению, он умер почти четыре года назад. Я благодарен ему за то, что пришел в монастырь изучать шаолиньскую культуру. Он заложил во мне основу и передал систему тренировок, которую я использую и по сей день. - У Вас есть собственная школа ушу для мирян при монастыре, которая называется «Ву Сэн Хау Пэй Туй» (школа ушу команды вусэнов – боевых монахов). В ней обучается около 300 учеников, в основном детей. Вы довольны своими учениками? Есть ли среди них те, кто достиг высот мастерства? - Если в мире найдется хоть один учитель, который полностью доволен своими учениками, то можно считать, что для него все потеряно. За те 7-10 лет, что я тренирую своих учеников, я постоянно ими не доволен. И самое главное, среди них так и нет равных мне в мастерстве, что было бы очень нужно для Шаолиня. - За последние годы в Шаолиньсы произошли большие перемены. В довольны происходящим? - Нельзя сказать однозначно – вздыхает Ши Дэян. – Мне нравится то, как перестраивается и восстанавливается монастырь. Это важный процесс, это также естественно, как происходящее обновление Великой китайской стены, Гугуна – Запретного дворца императора. Да и Кремля. Но зачастую за новостройками мы не видим и теряем суть, а расширения архитектурных объектов не всегда способны спасти его духовное содержание. - Как-то Вы сказали, что принадлежите к традиции Южного двора Шаолиньсы. В чем особенности и достоинства этого стиля? - Дело в том, что Шаолиньский монастырь как бы делится на четыре части: Северные, Западные, Восточные и Южные ворота. Я принадлежу к школе Южных ворот. Большой разницы между этими четырьмя школами нет. Просто у каждой школы свои учителя, но общие духовные традиции, хотя в нашей школе есть одна особенность, которую мы определяем двумя иероглифами – «горькая тренировка». Это жесткий подход к себе. - Ранее Вы утверждали, что несмотря на большую популярность шалиньского ушу в мире, его настоящая традиция практически не известна. Изменилась ли ситуация за последние годы. - Я и сегодня готов построить те же слова. Но при этом надо понимать, что сейчас изменились темпы развития мира. Когда я летел на самолете в Москву, я задумался о том, что в 1949 году Мао Цзедун добирался по этому маршруту семь дней. А я всего за семь часов. То же самое происходит сегодня и с ушу. Меняются способы и темпы познания. Но надо заглянуть в смысл учения. Возможностей для постижения множества, а понимания сущности как не было, так и нет. - Каков на Ваш взгляд уровень шаолиньского ушу за границей? Есть ли действительно хорошие мастера за пределами Китая. - Я отвечу вам так: когда человек садится в самолет, он не может знать из каких сложных деталей он собран. И когда, американцы продают свои самолеты в другие страны, они продают конечный продукт, а не технологии. Они дают возможность пользоваться самим самолетом. Примерно тоже самое происходит и с ушу. Как правило, иностранец учится ушу год-три, а потом решает, что ему уже все открылось и он сам все знает и понял. Я не преподаю внутренний смысл учения. Зная методику, рано или поздно ты найдешь откровение. Нужно только терпение время. Но если я ничего не буду рассказывать своим ученикам, то они подумают, что я плохой учитель. Это двухстороннее движение. И мы должны сближаться в понимании друг друга. Сегодня в Японии США Италии и России несомненно есть люди с высоким пониманием смысла шаолиньского ушу - Говорят, что шаолиньская традиция все больше утрачивается, а мастера, умирая, уносят с собой тайные знания. Действительно ли много утеряно? - Я думаю, что это абсолютно ошибочное утверждение. Изначально не было ни одной линии, которая могла бы безвозвратно оборваться. Учитель, как правило, имеет несколько учеников и каждому передает что-то свое. Таким образом остаются разные линии традиций, которые в любом случае сохраняются. Есть и другой аспект. Не надо бояться, что традиция пропадет в Шаолине. Это историческое здание. Интересное, важное, но не более, чем архитектурный памятник. Но традиция живет и вне монастыря и никогда не умрет. И секреты Шаолиня, о которых мы говорим, это не нечто один раз созданное, что можно моментально потерять. Это как еда. За последние десятилетия она очень изменилась, и мы готовим по другим рецептам. Но основа-то осталась прежней! Она просто усовершенствовалась. Мы делаем все более оптимальным и, возможно, открываем новые секреты, которые в будущем будут бояться утратить наши потомки и ученики. - Вы первый раз в России. Что Вы ждете от этой поездки? Что Вам понравилось, каков уровень наших бойцов? -Я, честно говоря, приехал в Россию работать. Мне не нравится каждый день отдыхать в гостинице, и нравится встречаться с людьми и рассказывать о Шаолине. Для этого я и приехал. Я хочу объяснить, как надо правильно преподавать наше искусство ушу, чтобы через духовные и телесные практики достичь двойной одухотворенности. А это в итоге и есть здоровье общества. - Что Вы хотите увезти из России? - Дружелюбие народа и признание. - Вы были в монастыре во время визита Владимира Путина. Как Вы думаете, зачем он и другие политические лидеры приезжают в Шаолинь?

milstar: - Вы были в монастыре во время визита Владимира Путина. Как Вы думаете, зачем он и другие политические лидеры приезжают в Шаолинь? - Интерес Путина и других известных людей объясним. Президенты тоже люди, и у каждого есть право на любопытство. Очень многие приезжают открыто, некоторые инкогнито. Для нас это повод рассказать о себе, о нашей философии и нашем ушу. И мы только приветствуем таких гостей. - Расскажите, что Вас удивляет в европейских странах? Меня многое смущает в этом мире. Я не понимаю многих вопросов. Почему люди интересуются тем, о чем мы у себя просто не задумываемся? Часто спрашивают о каждодневном расписании и еде, о том, что я думаю. А я даже не знаю, что отвечать. Ведь гораздо интереснее им должно быть то, как совершенствовать себя, а не то, во что я одет и как ем. - Расскажите немного о ваших спутниках. - Ши Синцзюнь (Чэнь Цзюнькай) уже 20 лет один из крупнейших последователей шаолиньского ушу. И в одном качестве он даже обогнал меня, приехав в Россию уже в четвертый раз. Мастер шаолиньского внутреннего искусства цигун, большой алебарды, полулунной алебарды и других видов оружия. Носитель традиции комплексов «большого красного кулака», «кулака архатов». Получил знания в области чаньской медитации и других духовных практик. В 1999 г., когда на месте Южного Шаолиня в уезде Путянь была воссоздана команда монахов-бойцов, стал ее старшим тренером. Го Цзинькэ всего 23 года. Она - шаолиньская последовательница 32-го поколения, мастер искусства «шаолиньского кнута» и рукопашного боя. В настоящий момент является тренером подготовительной команды монахов-бойцов Шаолинсы. Нашим стилем ушу занимается 10 лет. Неоднократно выступала в разных странах, но в России тоже первый раз. - Тогда вопрос к Го Цзинькэ. Как люди реагируют, когда видят, что шаолиньских монахов представляет женщина? Первая реакция — это удивление. Но людям нравится то, что я им показываю. А следом за этим им начинают нравится и китайские девушки (смеется). В разговор вступает Ши Дэян. - Не важно, нравится вам или нет восточная культура. Но когда вы видите такую презентацию Шаолиньсы, это невольно вызывает интерес и к культуре. - Го, что Вас привлекает в шаолиньском ушу? - Прежде всего укрепление тела. Я пришла в ушу, потому что с детства родители не знали, что со мной делать и куда меня еще пристроить. Я была очень непоседливой и нигде долго не задерживалась. А здесь как-то сразу успокоилась и нашла себя. - У Вас длинные и красивые ногти на руках. Они не мешают во время занятий? (Смущается и даже краснеет) - Очень часто ломаются во время занятий. А вообще я их отрастила к этой поездке. Обычно же приходится стричь коротко. Тем более, что когда я работаю с мечом, могу и себя поранить, и других поцарапать. - Вы красивы. Вас еще не приглашали сниматься в кино? Что Вы вообще планируете для себя в дальнейшем? Пока планов на будущее у меня нет. Ушу бы выучить как следует. https://www.mk.ru/social/article/2010/02/03/423418-shaolin-porusski-szaolin-foto.html

milstar: https://shaolin-wushu.ru/images/sutri/chertovskih.pdf Е. Чертовских, Е. Глебов. «Шаолиньское ушу»4Е.В. Чертовских, Е.И. ГлебовШАОЛИНЬСКОЕ УШУНесмотря на то, что шаолиньское искусство чрезвычайно популярно в мире, во многомблагодаря художественным фильмам и показательным выступлениям, учебных пособий пошаолиньскому ушу на иностранных языках издается пока не много. Поэтому я очень радпоявлению этого учебника об основах нашего искусства на русском языке. Ведь целью тре-нировки в шаолиньском ушу является физическое и духовное развитие, что способствуетвсестороннему развитию личности.Многие аспекты духовной и нравственной подготовки, использующиеся в шаолинь-ском ушу, завоевывают сердца молодежи, начинающей практиковать это искусство. Шао-линьское ушу ведет последователей по пути философского и психологического развития,способствует формированию доброжелательности, мудрости, храбрости, силы и здоровья,помогает усовершенствовать свою личность и принести пользу миру. Ши Дэцянь, вице-президент Международной федерации шаолиньского ушу, ректор Международной Китайской академии ушу Шаолиньского монастыря https://shaolin-wushu.ru/images/sutri/chertovskih.pdf

milstar: Shanghai Wushu Team in St Petersburg 2011 https://www.youtube.com/watch?v=LsIolt_thq4

milstar: Президент России Владимир Путин в пятницу, 9 июня, посетил Академию единоборств в «Сириусе», где оценил новый универсальный спортивно-тренировочный центр. «Это не академия, это дворец!» — сказал президент об Академии. https://iz.ru/1526285/2023-06-09/putin-posetil-akademiiu-edinoborstv-v-siriuse?main_click



полная версия страницы