Форум » Дискуссии » Циркон » Ответить

Циркон

milstar: изделия, развивающие гиперзвуковую скорость, созданы уже давно. К примеру, это обычные головки межконтинентальных баллистических ракет. Входя в атмосферу Земли, они развивают гиперзвуковую скорость. Но они неуправляемые и летят по определенной траектории. И их перехваты средствами противоракетной обороны (ПРО) продемонстрированы не раз. https://iz.ru/news/656175 ----------- главная задача современных гиперзвуковых летательных аппаратов (ГЗЛА) не просто быстро прилететь куда-то, а выполнить боевую задачу с высокой эффективностью в условиях сильного противодействия противника. Например, у американцев одних эсминцев типа «Арли Берк» с противоракетами 65 штук в море. А еще есть 22 противоракетных крейсера типа «Тикондерога», 11 авианосцев — на каждом из которых базируется до сотни летательных аппаратов, способных создать практически непробиваемую систему противоракетной обороны. ------------------------------- для эффективного боевого применения ГЗЛА одной скоростью не обойдешься никак, если ты не обеспечил радиоэлектронную незаметность и непоражаемость для систем ПВО/ПРО на конечном участке полета. Здесь будет играть роль и скорость, и возможности радиотехнической защиты аппарата собственными станциями радиотехнических помех. Всё в комплексе. ----------------- Все гиперзвуковые аппараты летят в плазме. И боевые ядерные головки летят в плазме, и всё, что вышло за скорости 4 Маха, тем более 6. Вокруг образуется ионизированное облако, а не просто поток с завихрениями: молекулы разбиты еще на заряженные частицы. Ионизация влияет на связь, на прохождение радиоволн. Нужно, чтобы системы управления и навигации ГЗЛА на этих скоростях полета пробивали эту плазму. ############################# «Калибры» и прочие крылатые ракеты могут летать так: радиовысотомером сделал разведку рельефа местности — тут горка, тут река, тут долина. Но это возможно, когда летишь на высоте сотни метров. А когда поднимаешься на высоту 25 км, там никаких пригорков радиовысотомером не различишь. Поэтому мы находили на местности определенные участки, сравнивали с тем, что записано в видеоэталоне, и определяли смещение ракеты влево или вправо, вперед, назад и на сколько. ---------------- На гиперзвуке начинаются всякие турбулентные обтекания, завихрения и тряска аппарата. Меняются режимы теплонапряженности в зависимости от того, ламинарный (гладкий) поток на поверхности или со срывами. Трудностей очень много. Например, резко нарастает тепловая нагрузка. Если ты летишь со скоростью 3 Маха, у тебя нагрев обшивки ГЗЛА где-то 150 градусов в атмосфере в зависимости от высоты. Чем выше высота полета, тем меньше нагрев. Но при этом если ты летишь со скоростью в два раза выше, нагрев будет гораздо больший. Поэтому нужно применять новые материалы. — А что можно привести в качестве примера таких материалов? — Различные углеродные материалы. На ядерных боеголовках, которые стоят на межконтинентальных «сотках» (баллистические ракеты УР-100 разработки НПО машиностроения), применяются даже стеклопластики. При гиперзвуке температура — многие тысячи градусов. А сталь держит всего 1200 градусов Цельсия. Это же крохи. ------------------- оболочка ядерных боеголовок рассчитана так, что большая ее часть будет «съедена» гиперзвуком, а внутренняя начинка сохранится. Но у ГЗЛА не может быть «жертвенного слоя». Если ты летишь на управляемом изделии, то должен сохранить аэродинамическую форму. Нельзя «затуплять» изделие, чтобы у него обгорали носок и кромки крыльев, и т.д. Это, кстати, было сделано на американских «Шаттлах», и на нашем «Буране». Там в качестве теплозащиты использовались графитовые материалы. ------------------ — Какой двигатель лучше — твердотопливный или жидкостный для гиперзвукового аппарата? — Твердотопливный здесь вообще не годится, потому что он может разогнать, но лететь долго с ним невозможно. Такие двигатели у баллистических ракет типа «Булава», «Тополь». В случае с ГЗЛА это неприемлемо. На нашей ракете «Яхонт» (противокорабельная крылатая ракета, входит в состав комплекса «Бастион». — «Известия») твердотопливный только стартовый ускоритель. Дальше она летит на жидкостном прямоточном воздушно-реактивном двигателе. --------------- Для жидкого топлива можно сделать бак меньше, любой формы. Один из «Метеоритов» летал с баками в крыльях. Он был испытан, потому что мы должны были добиться дальности 4–4,5 тыс. км. И летел он на воздушно-реактивном двигателе, работавшем на жидком топливе. — А в чем отличие воздушно-реактивного двигателя от жидкостного реактивного двигателя? — Жидкостный реактивный двигатель содержит окислитель и горючее в разных баках, которые смешиваются в камере сгорания. Воздушно-реактивный двигатель питается одним горючим: керосином, децилином или бицилином. Окислитель — набегающий кислород воздуха. Бицилин (топливо, получаемое из вакуумного газойля с применением гидрогенизационных процессов. — «Известия») как раз и был разработан по нашему заказу для «Метеорита». Это жидкое горючее имеет очень большую плотность, позволяющую делать бак меньшего объема. ----------------------- Всё для того, чтобы поток воздуха, попадающий в двигатель, сделать приемлемым для сгорания и нормального горения топлива. Для этого мы создаем так называемые скачки уплотнения (резкое повышение давления, плотности, температуры газа и уменьшение его скорости при встрече сверхзвукового потока с каким-либо препятствием. — «Известия»). Скачки образуются как раз на «досках» и «клиньях» — тех элементах конструкции, которые гасят скорость воздуха. -------------------- По пути к двигателю может быть второй скачок уплотнения, третий. Весь нюанс в том, что в камеру сгорания воздух не должен заходить с той же скоростью, с которой летит ГЗЛА. Ее надо обязательно снизить. И очень даже сильно. Желательно до дозвуковых значений, для которых всё отработано, проверено и испытано. Но это именно та задача, которую создатели ГЗЛА пытаются решить и не решили за 65 лет. -------------- Как только ты заскакиваешь за 4,5 Маха, в таком скоростном движении в двигатели очень быстро проскакивают воздушные частицы. А ты должен «свести» друг с другом распыленное топливо и окислитель — атмосферный кислород. Это взаимодействие должно быть с высокой полнотой сгорания топлива. Взаимодействие не должно срываться какими-то колебаниями, лишним дуновением внутри. Как это сделать, не придумал еще никто. Герберт Ефремов

Ответов - 76, стр: 1 2 3 4 All

milstar: О том, что в России ведется разработка гиперзвукового оружия, замминистра обороны России Юрий Борисов сообщил еще в конце ноября прошлого года. Результаты этих усилий могут стать доступными военным в течение ближайших 10 лет, однако уже сегодня эксперты утверждают: два тяжелых атомных ракетных крейсера (ТАРКР) «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов», а также перспективные подводные атомоходы проекта 885М «Ясень-М» и подлодки пятого поколения «Хаски» будут оснащены помимо прочего гиперзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами (ПКР) «Циркон». По сведениям из открытых источников, ракетный комплекс с «Цирконом» – новейшая разработка АО «Военно-промышленная корпорация «НПО машиностроения» (входит в АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»). Работы по проекту носят закрытый характер. Известно лишь, что ракета, длина которой от 8 до 10 м, будет способна разогнаться до 5–10 Махов и поражать цели на дальностях 300–500 километров. Сегодня на вооружении ВМФ России стоят ПКР со скоростями максимум 2–2,5 Маха. А скорость 2,5 Маха – предельная для современных средств ПВО вероятного противника. Таким образом, «Циркон» способен беспрепятственно достигать цели, опережая средства ПВО. Бывший командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Валуев считает, что для нового ракетного оружия необходимо строить новые надводные и подводные корабли или переоборудовать уже имеющиеся. Гиперзвук выгоден и с экономической точки зрения – цена ракеты несопоставимо меньше цены авианосца: 1–2 млн долл. против 5–10 млрд долл. К тому же странам НАТО придется модернизировать противоракетную оборону под огромные скорости нашей ракеты. Впрочем, немало и скептиков, считающих, что появления массового гиперзвукового вооружения, особенно стратегического, ожидать не стоит. Вот оперативно-тактическое оружие такого рода может появиться в ближайшей перспективе, говорят они, но появятся и достойные средства противоракетной обороны. Герой Труда России и Герой Социалистического Труда СССР Герберт Ефремов (советник главы ВПК «НПО машиностроения» по науке) делает акцент на двигателе будущей гиперзвуковой ракеты. По его мнению, для длительного движения объекта в атмосфере на гиперзвуке необходимы прямоточные двигатели. В уже существующих не удается обеспечить устойчивую работу камер сгорания. И неизвестно, удастся ли эти проблемы решить в ближайшее время. Другие типы двигателей, в частности турбо-прямоточные, создаются уже более полувека, но безуспешно. Однако затеплилась надежда. Вице-премьер Дмитрий Рогозин недавно сообщил: в России успешно испытан так называемый детонационный ракетный двигатель (ДРД). Новинка разработана АО «НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко» в рамках программы Фонда перспективных исследований. Детонационный ракетный двигатель – один из путей создания гиперзвуковых летательных аппаратов, способных достигать скорости в 4–6 Махов. На базе таких двигателей возможно создание гиперзвукового оружия. Эффект заключается в том, что детонационный двигатель при значительно меньших габаритах и массе топлива может дать ту же тягу, что огромный современный жидкостной ракетный двигатель. Проблема в том, как добиться, чтобы горючее и окислитель ракетного двигателя не горели, как сейчас, а взрывались, не разрушая камеру сгорания – сделать взрыв контролируемым и управляемым. В качестве горючего специалисты «Энергомаша» предложили керосин, окислителя – газообразный кислород. Горение такого топлива в детонационном двигателе – сверхзвуковое, речь идет уже не о 5, а о 8 Махах. В этой тематике работают и за рубежом. Ведущие американские авиастроительные организации предлагают два проекта двигателя для гиперзвуковых летательных аппаратов: SR-72 конструкторов Lockheed Martin и еще без имени – от Boeing. Проект SR-72 уже дошел до летных испытаний макетного образца. У Boeing идет всего лишь проработка общего облика будущего самолета. Для борьбы с высокими температурными нагрузками будут использоваться теплостойкие материалы, применяющиеся при строительстве межконтинентальных баллистических ракет и космических кораблей «Спейс Шаттл». Lockheed Martin в сотрудничестве с другими организациями изучает тематику гиперзвуковых прямоточных реактивных двигателей, а также комбинированных двигателей с турбореактивной и прямоточной частью. Перспективный американский гиперзвуковой летательный аппарат сможет развивать скорость около 6 Махов (около 6400 км/ч) и подниматься на высоту до 24–25 км. Такие летные характеристики, как ожидается, сделают его неуязвимым для современных систем противовоздушной обороны. Конечно, даже при столь высокой скорости в полете машина будет обнаружена, но у противника не останется времени для применения зенитного оружия. Представители Lockheed Martin сообщают, что перспективный SR-72 может быть как разведывательным самолетом, так и платформой для ударных вооружений. Между тем, испытательный пуск российского крылатого «Циркона» в апреле прошлого года показал: скорость звука превышена в восемь раз – до 9800 км/ч. Эксперты утверждают: это не предел, ракета может достичь скорости и М=10. Ракета поражает любую цель в радиусе 500 км, она маневренна, значительно быстрее любой современной американской противоракеты, а для ее пуска используются универсальные корабельные установки вертикального пуска – те же, что и для «Калибров». «Циркон» может быть готов к установке на корабли уже в нынешнем году. Он заменит тяжелую ПКР П-700 «Гранит». Соединенные Штаты намереваются противопоставить российскому «Циркону» «маломощную» версию боеголовки для ракеты «Трайдент», разработав для нее новую крылатую ракету морского базирования. Мощность будущей боеголовки, как предполагается, будет в 1 или 2 кт (сейчас боеголовки «Трайдента» имеют мощность от 100 до 450 кт). Бомба, сброшенная на Хиросиму, имела заряд в 15 кт. Скептикам же, не верящим в достижение гиперзвуковых скоростей, ученые напоминают: первая космическая скорость при выведении объекта на околоземную орбиту – 7,8 км/с. Она в 27 раз превышает скорость звука у земли. В это тоже не верили. http://nvo.ng.ru/concepts/2018-02-02/5_982_max.html

milstar: В первую очередь ей должны вооружить малые ракетные корабли (МРК) проектов «Каракурт» и «Буян-М». Также ракета будет приспособлена для пусков из специального контейнера, сообщила газета «Известия». По данным издания, ранее «Циркон» должен был устанавливаться на атомные крейсера и атомные подводные лодки, а также фрегаты. Появление «легких» гиперзвуковых ракет скажется на тактике действий ВМФ. МРК и субмарины, действуя из засад, не позволят ударным группировкам противника приблизиться к российскому побережью. В Главкомате ВМФ «Известиям» рассказали, что тактико-технические требования для новой версии «Циркона» уже сформированы. «Миниатюрность» не сильно скажется на основных характеристиках ракеты. По убойной мощи она практически не будет уступать своей «старшей сестре». В первую очередь «Цирконы» должны вооружить МРК проекта 22800 «Каракурт» и МРК проекта 21631 «Буян-М». Оба типа МРК оснащаются крылатыми ракетами «Калибр» и сверхзвуковыми противокорабельными ракетами «Оникс». Появление «Цирконов» на борту малых ракетных кораблей позволят им бороться с любым противником. Гиперзвуковые противокорабельные (ПКР) «Циркон» — это принципиально новое оружие, которое хоть и относится к неядерным системам вооружений, но приближается к ним по своей мощи. Новые ракеты отличаются от ПКР предыдущих поколений возросшей вероятностью поражения целей типа авианосца — это достигается за счет их неуязвимости, а также мощной боевой части и большой скорости полета. Энергия взрыва способна отправить на дно даже большие боевые корабли. По настоящему неуязвимым «Циркон» делает его гиперзвуковая скорость. Все работы по проекту «Циркон» носят закрытый характер, но, по открытым источникам известно, что ракета способна разогнаться до 5–10 Махов и поражать цели на дальностях до 300–500 км. Скорость в 2,5 Махов является предельной для современных средств ПВО — противоракеты попросту не могут догнать гиперзвуковые «Цирконы». ПВО ближнего радиуса действия тоже неэффективно: поймать ПКР в прицел зенитной пушки невозможно. У ПКР есть еще один козырь. Благодаря «умному» применению — когда группа ракет при ударе действует как единый самокоординирующийся рой — удар «Цирконов» становится гарантированно неотразимым. Наконец, ПКР могут поражать наземные цели с заранее известными координатами. Такие возможности особенно востребованы в прибрежных районах, где МРК и субмаринам придется противодействовать не только кораблям противника, но и помогать своим сухопутным войскам.

milstar: ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ, 24 фев — РИА Новости. Телеканал "Россия 1" (входит в ВГТРК) в программе "Вести недели" назвал возможные цели для ракеты "Циркон" в США в случае угрозы для России. Среди таких целей на Восточном побережье Соединенных Штатов — здание Пентагона в Вашингтоне, в котором расположены высшие органы управления Вооруженными силами и Комитет начальников штабов, Кэмп-Дэвид — правительственный пункт управления, Форт-Ричи (штат Мэриленд) — пункт управления американского президента и командный центр Комитета начальников штабов. В числе целей на Западном побережье Мак-Клеллан (штат Калифорния) — управление стратегическими наступательными силами, а также Джим-Крик (штат Вашингтон) — пункт управления ядерными силами. "Если мы, ничего не нарушая и никого не беспокоя, размещаем просто в океанах наши подлодки с пусковыми установками ракет "Циркон" — по 40 штук на каждой субмарине, то в зоне досягаемости российского гиперзвукового оружия тут же оказываются те самые центры принятия решений, о которых говорил Путин. <...> Наши лодки — за пределами исключительной экономической зоны США шириной в 200 миль. Двести миль — это 370 километров. Ставим спокойно на расстоянии в 400 километров от берега. Все эти центры принятия решений от берега тоже не так далеко. Скажем, еще 400. Итого 800. "Циркон" летит со скоростью 11 тысяч километров в час. Если так, то на покрытие 800 километров "Циркон" затратит чуть меньше пяти минут. Задачка для школьника третьего класса. Вот оно, подлетное время", — сообщается в эфире "Вестей недели". Как заявил Владимир Путин в послании Федеральному собранию, российская гиперзвуковая морская ракета "Циркон" будет иметь скорость девять Махов и дальность полета более тысячи километров. Ею вооружат надводные и подводные корабли — как перспективные, так и строящиеся. Если возникнет угроза для России, "Цирконы" нанесут удар по американским центрам принятия решений, откуда управляют системами ПРО в Европе. Как известно, в их пусковых установках могут находиться ракеты малой и средней дальности, предназначенные для удара по России.


milstar: Бывший главком Воздушно-космических сил РФ, глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев заявил недавно, что ракета «Циркон» станет одним из основных средств сдерживания потенциальных противников России. Ее развертывание запланировано в рамках новой Государственной программы вооружений на 2018–2027 годы. «Эта гиперзвуковая ракета обладает высокой точностью, маневренностью, летает на неуловимых даже для высокочувствительных радаров высотах и скоростях. Даже современные средства ПВО, стоящие на вооружении прогрессивных стран, не способны распознать ее и поразить», – отметил сенатор. Бондарев еще в 2017 году рассказывал и о перспективной баллистической ракете донного базирования «Скиф». Про его словам, она уже тогда, как и гиперзвуковая ракета «Циркон», входила в арсенал Вооруженных сил страны. По данным открытых источников, опытно-конструкторская работа «Скиф» предполагает создание транспортно-пускового контейнера для баллистических ракет, который позволит запускать их с большой глубины. Головные боевые части ракет могут быть оснащены как перспективными гиперблоками (типа «Авангард»), так и простыми ядерными боеприпасами большой мощности. Такие ракеты обнаружить практически невозможно. Проблема в том, как долго они могут находиться на боевом дежурстве под водой. Чтобы это происходило в течение нескольких лет, энергетическое обеспечение системы управления «Скифом», по данным СМИ, будет осуществлять «ядерная батарейка». «В РФ остались со времен СССР подобные технологии, когда на основе так называемых радионуклидных термоэлектрических генераторов создавались источники энергии, которые использовались не только в военных, но и промышленных целях», – отмечает Владимир Попов. По его мнению, перед ОПК России сейчас «стоит задача как можно быстрее доработать «Цирконы», «Скифы» и другие перспективные виды ракет, способные гарантированно преодолевать ПРО США. И эта работа хотя и с проблемами, но планомерно продвигается». http://nvo.ng.ru/armament/2019-08-29/5_1059_pro.html

milstar: Эксперт: бросковые испытания ракеты "Оникс-М" с дальностью 800 км уже проведены По словам главного редактора журнала "Арсенал Отечества" Виктора Мураховского, дальность увеличена за счет нового состава топлива, а также более легкой и компактной бортовой радиоэлектроники ракеты МОСКВА, 25 сентября. /ТАСС/. Крылатая ракета морского базирования "Оникс-М" с увеличенной до 800 км дальностью стрельбы прошла бросковые испытания, перед принятием на вооружение необходимо провести летные испытания на заявленную дальность. Об этом ТАСС рассказал военный эксперт, главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский. "Насколько я знаю, бросковые испытания уже прошли, нужна серия реальных пусков, чтобы подтвердить характеристики, и после этого уже будет приниматься решение о постановке на вооружение", - сказал Мураховский, отвечая на вопрос о сроках появления новой ракеты на флоте. Собеседник ТАСС рассказал о возможностях флота с новой ракетой. "Если посмотреть нормативные документы и практику использования некоторыми странами авианосцев, корабельных ударных групп, амфибийно-десантных групп, то можно понять, что дальность свыше уже 600-700 км позволяет наносить удары, вообще не входя в зону даже некоторых средств разведки противника, не говоря уже о средствах поражения", - подчеркнул эксперт. По словам Мураховского, дальность увеличена за счет нового состава топлива, а также более легкой и компактной бортовой радиоэлектроники ракеты. Все штатные носители прежней версии "Оникса" смогут вести стрельбу и новой ракетой, так как ее габариты не изменились. Ранее в среду источник ТАСС в оборонно-промышленном комплексе сообщил, что НПО машиностроения разработало крылатую ракету морского базирования "Оникс-М" с увеличенной дальностью стрельбы и повышенной точностью поражения морских и наземных целей. "На базе стоящей на вооружении крылатой ракеты "Оникс" разработан новый вариант - "Оникс-М", получивший максимальную дальность поражения 800 км", - сообщил источник агентства. Другой источник в оборонной отрасли рассказал ТАСС, что летно-конструкторские испытания новейшей версии "Оникса" должны были начаться в первой декаде сентября в акватории Баренцева моря на морском полигоне Северного флота, однако пуски были отложены "из-за необходимости дополнительных проверок опытных образцов изделия". По его словам, летные испытания "Оникса-М" начнутся в ближайшие один-два месяца. Крылатый "Оникс" Ранее в НПО машиностроения сообщали о планах улучшить характеристики "Оникса", не уточняя, о каких конкретно параметрах идет речь. "Да, мы предложили улучшить летные характеристики ракет "Оникс" для повышения эффективности этого противокорабельного комплекса", - сказал 13 сентября ТАСС представитель компании. По данным производителя, предельная дальность стрельбы "Ониксом" в экспортном варианте (ракета "Яхонт") на сегодняшний день составляет 300 км. Максимальная скорость ракеты составляет 2,5 скоростей звука на большой высоте, масса обычной боевой части - 250 кг. Разработка противокорабельного комплекса П-800 с ракетой "Оникс" началась в 1982 году, на вооружение он был принят в 2002 году. Комплексом вооружаются надводные корабли и подлодки, например эти ракеты несет на борту головная многоцелевая субмарина проекта 885 "Северодвинск".

milstar: В своем послании Федеральному собранию в феврале 2019 года президент РФ Владимир Путин заявил, что ракета "Циркон" способна развивать скорость около 9 Махов и сможет поражать как надводные, так и наземные цели на расстоянии более 1 тыс. км. Впервые "Циркон" применили с корабля в начале января этого года - "Адмирал Горшков" провел стрельбу ракетой из Баренцева моря на дальность более 500 км по береговой мишени. Для запуска ракет "Циркон" используется универсальный корабельный стрельбовый комплекс (УКСК) 3С-14. Такими пусковыми установками, в частности, оснащены фрегаты проекта 22350, корветы проекта 20380, в варианте для подлодок - многоцелевые субмарины типа "Ясень". https://tass.ru/armiya-i-opk/7943397

milstar: К примеру, российская противокорабельная ракета 3М55 «Оникс», имеющая дальность поражения до 600 км, развивает скорость 2М при низком полете и до 2,6М на высоте. Гиперзвуковая противокорабельная ракета «Циркон» развивала на испытаниях скорость до 8М. Дальность поражения у этой ракеты примерно 500 км. Эксперты, кстати, указывают, что американская ПКР AGM-158C LRASM летит как минимум в полтора раза дальше российских «Оникса» и «Циркона», что позволит американцам в совокупности с их глобальной системой разведки и наблюдения обстреливать корабли ВМФ РФ на расстоянии, не позволяющем провести ответный ракетный удар. Кстати, береговые ракетные комплексы РФ также не перекрывают возможностей AGM-158C LRASM. http://nvo.ng.ru/realty/2020-05-15/10_1092_budget.html

milstar: Обновленный фрегат проекта 1155 «Маршал Шапошников» выйдет на испытания до конца года. Речь о бывшем противолодочном корабле, боевые возможности которого были радикально увеличены. Он будет первым на Тихоокеанском флоте носителем гиперзвуковых ракет «Циркон». Также в арсенал «Шапошникова» войдут дозвуковые «Калибры» и сверхзвуковые «Яхонты». Планируется, что фрегат станет головным в целой серии модернизированных больших противолодочных кораблей проекта 1155. Универсал с ракетами Ходовые испытания «Маршала Шапошникова» должны начаться осенью. Будет проверена надежность энергетических установок, навигационного и других систем судового оборудования, а также вооружения. По итогам проверки примут решение о передаче корабля флоту, рассказали «Известиям» источники в Минобороны. Кроме того, фрегат получит 100-миллиметровую артустановку А-190-01, выполненную по технологии «стелс». При этом корабль сохранит свои противолодочные возможности. Всего по проекту 1155 «Удалой» было построено 12 БПК (еще один — по улучшенному проекту 1155.1). Сейчас в составе ВМФ восемь кораблей проекта 1155. «Маршал Шапошников», «Адмирал Виноградов», «Адмирал Пантелеев» и «Адмирал Трибуц» входят в Тихоокеанский флот. «Вице-адмирал Кулаков», «Североморск» и «Адмирал Левченко» приписаны к Северному флоту. «Адмирал Харламов» находится в отстойнике. А «Адмирал Чабаненко» — улучшенного проекта 1155.1 — на судоремонтном заводе. https://iz.ru/1013981/aleksei-ramm-bogdan-stepovoi/novoe-giperzvuchanie-vmf-poluchit-fregat-osnashchennyi-tcirkonami

milstar: "Я должен сразу вам сказать, что себя призываю считать все-таки ракетчиком, а не разработчиком космического направления, обеспечивающего наше ракетное вооружение", — признался Герберт Александрович Ефремов https://tass.ru/armiya-i-opk/5577346 Окончив 10 классов в 1950 году, Ефремов поступил в Ленинградский военно-механический институт (Военмех), который окончил через шесть лет по специальности "инженер-механик". Первое знакомство с ракетами у Герберта Александровича состоялось во время учебы в Военмехе. "Там мы начали понимать, что такое ракеты. Это немецкие тщательно собранные образцы, включая противокорабельные, неуправляемые и управляемые зенитные. Вот все это богатство мы там ощупывали, изучали, проникались — это было очень интересно. Так что, как ни странно, в основном не интегралы и даже не сопроматовские задачки, а интересовало вот это живое, уже созданное", — рассказывает он наиболее сложной и интересной разработкой он считает противокорабельную ракету "Гранит". Она создавалась в 1968–1969 годах, в 1972-м ее показывали руководству страны И вот когда по "Граниту" мы готовили адмирала Константина Франца из 28-го морского института докладчиком (правая рука Сергея Георгиевича Горшкова), макеевцы потом нам говорят, крутя у виска пальцем: "Слушайте, вы что, действительно все это затеяли сделать? Это какая-то фантастика невероятная". Что это такое — сбор залпа, то есть не просто ракеты как-то летят, а они еще и собираются в залпе, а на лодке их размещено 24 штуки Ведь самое главное, считает ученый, это то, что "ты осуществляешь ответный удар с достаточным количеством ядерных зарядов".

milstar: «Стрельба признана успешной. Зафиксировано прямое попадание ракеты в цель. Дальность полёта ракеты составила 450 километров, максимальная высота — 28 километров. Время полёта — четыре с половиной минуты. Достигнута гиперзвуковая скорость свыше 8 Махов», — уточнил глава Генштаба. https://vpk-news.ru/news/58990

milstar: В качестве носителей новых гиперзвуковых ракет могут рассматриваться и пусковые установки комплекса «Бастион» — основы береговых войск ВМФ России. https://iz.ru/1071707/dmitrii-boltenkov-roman-kretcul/drednout-xxi-veka-chto-oznachaet-uspeshnyi-ispytatelnyi-pusk-tcirkona

milstar: Японское агентство по закупкам, технологиям и логистике (ATLA) запустило программу разработки гиперзвуковой управляемой ракеты, предназначенной для поражения кораблей и наземных целей. Как отмечает Naval News со ссылкой на пресс-службу Минобороны Японии, боеприпас планируют оснастить прямоточным воздушно-реактивным двигателем. По данным военного ведомства, проектирование новой ракеты началось в 2019 году. Предполагается, что реализация проекта завершится к 2030 году. ATLA заключила контракт с японской компанией Mitsubishi Heavy Industries на разработку двухрежимного прямоточного двигателя для боеприпаса. Этот двигатель должен позволить ракете развить скорость свыше 5 чисел Маха (6125 км/ч). Согласно планам ATLA, управляемая ракета должна выполнять полеты на больших высотах с гиперзвуковыми скоростями и маневрировать, чтобы затруднить перехват системами ПВО противника. Будущий боеприпас "изменит правила игры", считают в Минобороны Японии. Противокорабельную ракету собираются оснастить комбинированной системой наведения со спутниковой и инерциальной навигацией. Кроме того, для наведения будут использоваться радиолокационные и оптические датчики. Боеприпас должен действовать в любых погодных условиях. Для поражения крупных надводных целей предполагается применять боеголовки проникающего действия, а для уничтожения сухопутных объектов – боеголовку с высокой плотностью взрывчатого вещества. Новую гиперзвуковую управляемую ракету создают для запуска из сухопутных комплексов. Как отмечает Naval News, планы Японии по разработке нового вида оружия, вероятнее всего, связаны с наращиванием боевых возможностей ВМС Народно-освободительной армии Китая. Разработку гиперзвуковых ракетных вооружений ранее официально подтвердили Россия, США и Китай. https://flot.com/2020/%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F11/

milstar: 15 октября, стали известны технические характеристики будущей американской гиперзвуковой ракеты AGM-183A Air-Launched Rapid Response Weapon. Так, снаряд сможет развивать скорость в 6,5–8 Махов и будет способен за 10–12 мин. поразить цель на расстоянии в 1,6 тыс. км. https://iz.ru/1074463/2020-10-16/pentagon-nazval-sroki-postupleniia-giperzvukovogo-oruzhiia-v-armiiu-ssha

milstar: нформация о «Цирконе» остается фрагментарной, различные эксперты дают собственные оценки. Большинство сходится в том, что общая длина ракеты составляет порядка 9 м. Она определяется верхним ограничением (9580 мм) при размещении снаряда в стандартной ячейке универсальной пусковой установки для надводных кораблей, разработанной для размещения ракет 3М14, 3М54 и 91Р комплекса «Калибр». Скорее всего «Циркон» использует гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД). Иностранные источники в качестве топлива упоминают «децилин-М». Вариант морского базирования – это многоступенчатая система, состоящая как минимум из стартового ускорителя, твердотопливной разгонной ступени и боевого блока с ГПВРД. По словам Путина, дальность поражения – тысяча километров. Наверное, это некая теоретически возможная цифра при использовании боевой части до 300 кг и оптимизации траектории для достижения максимальной дальности с верхней точкой на высоте 30–40 км. Реальное морское сражение требует более прагматичного подхода. За счет снижения цифры до 300–500 км можно будет использовать более тяжелую боевую часть (400–500 кг) и низкие высоты полета, так, чтобы противник как можно позднее обнаружил идущий на него снаряд. Полубаллистическая траектория с резким пикированием на цель даст возможность провести атаку на удалении 700–750 км. Движение снаряда в атмосфере со скоростью порядка 3 км/сек приведет к образованию плазмы вокруг его корпуса. Экспертное сообщество полагает, что данное обстоятельство позволит избежать уверенного отслеживания траектории полета многими типами РЛС условного противника. Поскольку снаряд крупный и тяжелый, требующий для наведения современной системы внешнего целеуказания, выбор носителей естественным образом ограничен. Из субмарин подходят лишь два типа атомных подводных крейсеров – новые «Ясень-М» проекта 885М и «Антей», модернизированные по проекту 949АМ. Головной корабль проекта 885 принят флотом в 2016 году, и сегодня он несет службу на Северном флоте. «Северодвинск» оборудован восемью универсальными установками вертикального пуска, с пятью ракетами комплекса «Калибр» в каждой. Судя по видеоряду от 6 октября, ячейка ВПУ «Горшкова» вмещает лишь один «Циркон», такая же ситуация будет и на «Ясене». Опыт строительства и испытаний «Северодвинска» нашел отражение в разработке более продвинутого проекта 885М, по которому ПО «Севмаш» ведет серийное строительство подводных крейсеров. «Казань» и «Новосибирск» уже на плаву и готовятся вступить в строй в 2020–2021 годах. Еще четыре корпуса достраиваются. В ходе МВТФ «Армия-2020» стало известно о контракте на дополнительную пару, тем самым серия увеличивается до 11 единиц. Подлежащие модернизации восемь АПЛ типа «Антей» крупнее: водоизмещение в полностью погруженном состоянии 24 тыс. т против 14. Среди целей намеченных работ – замена устаревшего комплекса «Гранит» более современным. Вместо одной старой ракеты в доработанную шахту помещаются три «калибра» либо пара «ониксов». Поскольку «Циркон» крупнее, замена возможна из расчета «один за одного». Летом прошлого года судостроительный завод «Звезда» посетил заместитель министра обороны Алексей Криворучко. Общаясь с журналистами по поводу находящейся на предприятии АПЛ «Иркутск», он сказал, что лодка модернизируется по проекту 949АМ, а это предполагает установку универсальной пусковой системы, подходящей и для «Циркона». Среди надводных кораблей носителями новых ракет стали фрегаты типа «Адмирал Горшков». Строительство серии ведется с 2006 года на АО «Северная верфь» в Санкт-Петербурге по проекту 22350, разработанному расположенным по соседству «Северным ПКБ». В строю уже находятся «Адмирал Горшков» и «Адмирал Касатонов». Следующая пара придет на флот в 2021–2022 годах, а к 2026 году в его составе будет шесть подобных фрегатов. На МВТФ «Армия-2020» военное ведомство выдало контракт на дополнительную пару кораблей проекта 22350 – девятый и десятый в серии. Следующие в списке – тяжелые атомные крейсеры проекта 1144.2. Как известно, с 2013 года на «Севмаше» ремонт с модернизацией проходит «Адмирал Нахимов». На очереди – «Петр Великий», а за ним, наверное, и «Адмирал Лазарев». Громадные размеры этих крейсеров дают надежду, что вся необходимая аппаратура для применения нового ракетного оружия на предельную дальность будет на них установлена. Носителем «Цирконов» может быть любой надводный корабль, оснащенный универсальными пусковыми установками 3С14. Главная сложность не в размещении ракеты и ее запуске, а в обеспечении целеуказания. Возможности штатных средств зачастую ограничены линией радиогоризонта. «Отодвинуть» ее можно, подняв в воздух авиацию. Фрегаты типа «Адмирал Горшков» оборудованы ангаром на один вертолет Ка-27 взлетной массой 12,5 т, а крейсера проекта 1144.2 – на четыре винтокрылых машины. На платформе Ка-27 создан Ка-31 с мощным бортовым радиолокатором У-801 «Око». Его антенна площадью 6 кв. м в сложенном положении укладывается под фюзеляж, а в раскрытом вращается на 360 градусов. Согласно рекламным проспектам, находясь на высоте 3500 м, Ка-31 способен обнаруживать цели на удалении до 250 км. Это достаточно для ПКР PJ-10 комплекса «Брамос» и Х-35 комплекса «Уран», но маловато для полного раскрытия потенциала, заложенного в «Цирконе». Между тем своевременное обнаружение и классификация целей на максимальной дальности представляет основную проблему эффективного применения дальнобойных ракет с плавучих платформ. Решением могут стать так называемые загоризонтные РЛС, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и космические системы. Российская орбитальная группировка насчитывает порядка 150 КА. Среди них – пара спутников «Кондор» с радиолокационной антенной размером 6х7 м, выведенных на орбиту в 2013–2014 годах. А на смену вышеупомянутой МКРЦ «Легенда» идет новая «Лиана». Представляется, что дальнейшее развитие событий по данному направлению даст решение давно стоящей перед отечественным флотом задачи по обеспечению целеуказания противокорабельным ракетам на предельной дальности пуска. https://nvo.ng.ru/realty/2020-10-15/1_1113_zircon.html

milstar: МОСКВА, 22 окт — РИА Новости. Военно-морские силы США планируют оснастить гиперзвуковыми ракетами все эскадренные миноносцы, сообщило издание Defense News со ссылкой на советника американского президента по национальной безопасности Роберта О`Брайена. "Эта техническая возможность будет сначала установлена на наших новейших подводных лодках типа "Виргиния" и эскадренных миноносцах типа "Замволт". В конечном итоге все три серии эсминцев типа "Арли Берк" будут иметь эту техническую возможность", — сказал О`Брайен, выступая на военно-морской верфи "Портсмут" в штате Мэн. В середине октября министр обороны США Марк Эспер заявил, что Пентагон планирует к 2023 году поставить гиперзвуковое оружие в сухопутные войска. Сейчас США разрабатывают несколько гиперзвуковых ракет. В Пентагоне признали, что отстают в этой области от России и Китая.

milstar: ...предпочтение отдать ужасу Никколо Макиавелли re: МОСКВА, 22 окт -- РИА Новости. Военно-морские силы США планируют оснастить гиперзвуковыми ракетами все эскадренные миноносцы, сообщило издание Defense News со ссылкой на советника американского президента по национальной безопасности Роберта О`Брайена. https://ria.ru/20201022/rakety-1580999221.html Америка в сущности остров контр-адмирал Альфред Тайер Мэхэн (1840 -1914) У России другие географические условия,Российский ВМФ слабее американского и китайского Возврат в брежневскому боезапасу 10 000 -12 000 стратегических боевых блоков пo настильной траектории 8000 км - 17 минут Война будет иметь затяжной характер ,устрашение не ведет к победе но гарантированная потеря 30 % населения в первые 60-120 минут 100 боевых блоков на агломерацию с 10 млн человек , 10 боевых блоков на агломерацию с 1 млн человек Это приведет к тому ,что независимо от итогов войны, господствующее со времен открытия и колонизации америки в мире положение гаплогруппы R1B ( население Америки и Европы ) будет потеряно в пользу Китая ,Индии или мусульманских народов ( 3* полтора миллиарда человек) Брежневский боезапас позволяет этого добиться даже в случае успешного использования противником стратегического фактора внезапности Один комплекс Ярс стоит примерно 50 mln $ Валовой продукт Rossii пo покупательной способности 4000 mlrd $ per a. во времена Брежнева расходы на оборону составляли 10-12 % валового продукта пo покупательной способности недовольство масс политическим руководством не было больше чем сейчас тратить сейчас на оборону 40о млрд $ в год вполне реализуемо The Day After (Attack Segment) https://www.youtube.com/watch?v=7VG2aJyIFrA Глава II. Вероятная форма будущей войны Оттолкнувшись от прочной основы, созданной уроками мировой войны, Дуэ делает «прыжок» в будущее, ища ответа на вопрос: «Какова же будет будущая война?» Воздушный фактор, родившийся во время этой войны и еще не достигший зрелости к ее окончанию, окажет глубокое влияние на характер будущей войны. Чтобы убедиться в этом, надо исследовать общий характер будущей войны, действительность воздушных атак и влияние воздушного фактора на политику. * * * «Мы можем сразу же сказать следующее: 1. Будущая война вновь вовлечет целые страны со всеми их ресурсами, не исключая ни одного. 2. Победа улыбнется той стране, которой удастся сломить материальное и моральное сопротивление противника ранее{42}, чем последнему удастся сделать то же по отношению к ней. 3. Вооруженные силы предстанут тем более подготовленными встретить будущую войну, чем больше будет приближение, с которым будет дан ответ на вопрос: «Что представит собой будущая война?», и с чем большим приближением к действительным потребностям будущей войны будут организованы вооруженные силы. 4. В отношении войны на суше, рассматриваемой отдельно{43}, можно сказать, что она будет иметь позиционный характер, подобный минувшей войне, ибо причина, определившая тогда этот характер, остается в силе и на сегодняшний день, и даже еще усилилась и продолжает усиливаться... 5. Война на море, рассматриваемая отдельно{44}, будет иметь характер, аналогичный минувшей войне, учитывая, [46] что, помимо исключительных случаев, т. е. решительного превосходства с самого начала войны над неприятельским флотом, необходимо будет прежде всего решить исход борьбы на море. ...Победитель в войне на море будет обладать способностью прервать морские сообщения противника с помощью надводных средств, в то время как побежденный будет вынужден ограничить свои действия против неприятельских сообщений действиями подводных лодок. Победитель в войне на море будет вынужден защищать свои сообщения от подводной опасности. Таким образом, в отношении войны на суше и войны на море, рассматриваемых отдельно{45}, поскольку ни одна из причин, определивших их характер в минувшую войну, не исчезла и не изменилась существенным образом..., можно логически сделать вывод, что они будут иметь характер, подобный характеру минувшей войны, ибо одни и те же причины вызывают одни и те же следствия» (апрель 1928 г.){46}. Но невозможно впредь рассматривать отдельно наземные операции и операции воздушные. Новый факт -- завоевание воздушного пространства -- окажет глубокое влияние на будущую войну с двух различных точек зрения. Он изменит характер сухопутных и морских операций. А сверх того он перевернет весь характер войны. Сухопутные армии и морские флоты являются средствами косвенного подтачивания сопротивляемости враждебных наций. «Пространственное оружие» обладает способностью непосредственно истощать самые источники силы противника; оно может даже уничтожить их. Вместо того чтобы уничтожить батарею, воздушный флот может разрушить или повредить завод, изготовляющий орудия, т. е. очень уязвимый организм, менее дисциплинированный и неспособный выдерживать удары, а тем более отвечать на них. Не может быть никакого сравнения между действительностью косвенного подтачивания, достигаемого сухопутными [47] армиями и морскими флотами, и действительностью непосредственных ударов, наносимых воздушными нападениями. К тому же почти очевидно, что в противоположность наступлению на поверхности земли воздушное наступление имеет преимущество перед обороной. «На войне, -- пишет Дуэ, -- оборонительный образ действий никогда не должен иметь целью только оборону; он всегда должен иметь единственной целью использование собственных средств с наибольшим коэфициентом полезного действия... Наоборот, воздушная оборона имеет целью только защиту. Она ничуть не повышает коэфициента использования воздушного оружия, а даже уменьшает его до минимума. Таким образом, она представляет собой военно-техническую ошибку»

milstar: Сегодня российский ВМФ получил три новых типа стратегических КР: 3М14 «Калибр», 3М15 «Калибр-М», 3М22 «Циркон» с дальностью 1500, 4500 и 1000 километров в обычном оснащении. Также поступят на вооружение «ядерные» варианты ракет, они будут иметь большую дальность. Традиционно в советском ВМФ каждая четвертая КР на борту надводных и подводных кораблей имела ядерную БЧ, вероятно, подобное соотношение сохранится и в будущем. В советском флоте в этот период с небольшим опозданием в год-полтора началось вооружение аналогами ядерных «Томагавков» – ракетами КС-122/3М10 «Гранат» атомных подводных лодок третьего и четвертого поколений, только АПЛ – надводные корабли комплекса «Гранат» не получили. До конца лета 1991 года ракетами успели оснастить 25 ПЛАТ проекта 671 РТМК (Victor 3), семь лодок четвертого поколения проекта 971 (Akula) – по 8 ракет на лодку, две лодки проекта 945 А (Sierra-II) получили также по восемь ракет, одна проекта 685 Mike (4 ракеты) и две ПЛАРК проекта 667АТ (Yankee Notch SSGN) – К-253, К-423 – по 32 ракеты на борту. Всего – 240 ракет. https://vpk-news.ru/articles/59170

milstar: https://www.vesvks.ru/post/news/italyancy-uspeshno-proveli-test-samogo-krupnogo-v--16501 В 1933 году доктор Е. Зенгер обосновал возможность создания гиперзвукового летательного аппарата, способного при разгоне до 5900 м/сек выходить в верхние слои атмосферы и при последующем снижении до 10 км, рикошетируя от плотных слоёв атмосферы (как камень от воды), улетать на дальность до 23400 км. три основных типа ГЗЛА: – гиперзвуковая крылатая ракета (ГЗКР); – воздушно-космический самолёт (ВКС); – планирующая головная часть (ПГЧ). Гиперзвуковая крылатая ракета Х‑43 А После безуспешного проведения ряда исследовательских программ по созданию ГЗКР (гиперзвуковых крылатых ракет) к 2004 году основные усилия военно-промышленного комплекса США были сосредоточены на проекте HyStrike. Стандартное требование заключалось в демонстрации крейсерского режима экспериментального ГЗЛА (М=6,5) на высоте 27,4 км и достижении максимальной дальности не более чем за 10 минут полёта. Наибольшие сложности при длительном гиперзвуковом полёте такого аппарата возникали из-за значительного аэродинамического нагрева элементов такой ГЗКР (см. рисунок 1). Проведённый анализ результатов разработки и испытаний гиперзвукового летательного аппарата типа Boeing Х-51А позволяет сделать следующие выводы: 1. Полученные к настоящему времени фактические результаты по достижению гиперзвуковой скорости (5 М) и анализ требований по скорости к перспективным образцам ГЗЛА (7 М) показывают, что предельной скоростью перспективного гиперзвукового летательного аппарата с ПВРД является скорость около 6-7 М. Достижение больших скоростей (до 10 М) в ближне- и среднесрочной перспективе представляется сложнореализуемым ввиду предела энергетических возможностей реактивного топлива серии JP и ограничений по термостойкости существующих (серийных) конструкционных материалов для длительного полёта ГЗЛА. 2. Пристеночное плазмообразование, возникающее при достижении летательным аппаратом скорости 9,5-10 М, вызывает перебои в работе бортовых радиосредств системы наведения ГЗЛА и также ограничивает наведение летательных аппаратов на таких скоростях. 3. Массогабаритные размеры экспериментального образца ГЗЛА в настоящее время определяются необходимым запасом реактивного топлива и габаритами прямоточного воздушно-реактивного двигателя и составляют по длине около 4,5 метра, диаметр описанной окружности около 0,5 метра. В перспективе при дополнительном размещении в составе боевого образца ГЗЛА типового ядерного заряда США (ориентировочная длина – 1,1 метра, диаметр – 0,3 метра) длина аппарата (планера) может быть увеличена ориентировочно до 5–6 метров. При неядерном (фугасном) боевом оснащении массогабаритные размеры такой ГЗКР будут ещё больше. 4. Применение в конструкции аппарата лобовых сегментных воздухозаборников, аэродинамических рулей и общей аэродинамической схемы типа «волнолёт» вызывает значительное увеличение его эффективной поверхности рассеяния (ЭПР) относительно базовых величин ЭПР конусообразных тел вращения аналогичных размеров (типа ГЧ БРСД). 5. В итоге перспективный ГЗЛА будет обладать значительными массогабаритными размерами и отражательно-излучательными характеристиками в тепловом и радиолокационном диапазоне при относительно небольшой средней скорости (не выше 6 М).

milstar: Система представляет собой универсальную твердотопливную БРСД или AUR, оснащенную универсальной маневрирующей боеголовкой с гиперзвуковой скоростью полета Common Hypersonic Glide Body (C-HGB) в модификации Block 1, способную развивать скорость более 3800 миль в час. Боеголовками C-HGB предполагается оснастить системы вооружений армии, ВВС и флота. Разработка выполнена на базе экспериментальной гиперзвуковой боевой части Advanced Hypersonic Weapon (AHW). На испытаниях боевой блок достиг скорости 8,2 Маха. Ракета AUR – твердотопливная, двухступенчатая, длина – 7,44 метра, диаметр корпуса – 887 миллиметров. Стартовый вес – 8000 фунтов (3600 кг). Дальность пуска – 1600 километров. Ракета должна поступить на вооружение ПЛА типа Virginia SSN-774 и эсминцев типа Arleigh Burke DDG-51, причем ее получат эсминцы не только последних серий, но и изрядно изношенные серии Flight I. Так как новая ракета по массогабаритным параметрам не войдет в стандартную вертикальную пусковую установку Mark 41, для нее была разработана новая УВП VPM. Подводные лодки серии Block V, построенные с 2019 года, будут иметь дополнительную среднюю секцию модуля полезной нагрузки Virginia (VPM), увеличивающую их общую длину. Модули VPM добавляются к четырем модулям VPT того же диаметра, но большей высоты, расположенные по средней линии, с семью ракетами Tomahawk каждая, что заменит некоторые возможности, утраченные при выводе из состава флота конверсионных подводных лодок класса Ohio. Первоначально планировалось восемь новых модулей с полезной нагрузкой, но позже от этого отказались в пользу установки четырех модулей общей длиной 70 футов (21 м) между операционным и двигательным отсеками. Модуль VPM может нести баллистические ракеты средней дальности LRHW по четыре в каждой шахте, всего – 16 ракет. Добавление VPM увеличит стоимость каждой подводной лодки на 500 миллионов долларов (в ценах 2012 года). Дополнительные расходы будут компенсированы сокращением общей численности подводных лодок на четыре единицы. В более поздних отчетах говорится, что в качестве меры по снижению затрат модули VPM будут нести только SLCM Tomahawk и, возможно, беспилотные подводные аппараты (UUV), в таком случае дополнительная стоимость сейчас оценивается в 360–380 миллионов долларов за лодку. Сообщается, что пусковые модули VPM будут аналогичны по конструкции тем, что установлены на ПЛАРК типа «Огайо». В июле 2016 года General Dynamics получила 19 миллионов долларов на разработку VPM. В феврале 2017-го General Dynamics – еще 126 миллионов долларов на строительство подводных лодок серии Block V, оснащенных системой VPM. Модуль VPM был разработан фирмой BWX Technologies (компания также создает ракетные блоки для подводных лодок класса Columbia), однако производство осуществляется BAE Systems. К вопросу о разработке универсального модуля полезной нагрузки VPM (Virginia Payload Module) для АПЛ типа Virginia. Начиная с серии Block III (головная АПЛ – North Dakota SSN-784), на АПЛ типа Virginia вместо носовых 12 вертикальных пусковых установок КР «Томагавк» устанавливаются два вертикальных пусковых модуля VPT (Virginia Payload Tube – труба для полезной нагрузки АПЛ типа Virginia). Хотя VPT и называется модулем полезной нагрузки, что подразумевает использование различных вариантов его оснащения, фактически он рассчитан на размещение шести КР «Томагавк». По конструкции модули VPT, видимо, аналогичны пусковым модулям для КР, установленных на ПЛАРК (SSGN) типа Ohio. Начиная с серии Block V (головная АПЛ SSN-802, строительство начато в 2017 году), АПЛ будут оснащаться помимо двух пусковых модулей VPT (12 КР) еще и дополнительным универсальным модулем полезной нагрузки VPM, размещаемым в средней части подводной лодки. Каждый модуль VPM может использоваться для размещения крылатых ракет или автономных/телеуправляемых подводных аппаратов. Но стандартной нагрузкой являются крылатые ракеты – каждый модуль VPM включает четыре вертикальные пусковые шахты диаметром 2108 миллиметров (83 дюйма), длиной 21 метр (70 футов), примерно аналогичных в модуле VPT, в них помещаются пусковые контейнеры увеличенной длины и имеющие семь ячеек диаметром 533 миллиметра на размещение семи КР «Томагавк». Таким образом в модуле VPM помещается 28 крылатых ракет, а общий боекомплект АПЛ серии Virginia Block V составляет 40 крылатых ракет в вертикальных модулях (VPT – 2х6 и VPM – 4х7), либо в шахты модулей VPM устанавливаются пусковые контейнеры, имеющие четыре ячейки диаметром 890 миллиметров для ракет LRHW, всего в модулях VPM размещается до 16 гиперзвуковых ракет LRHW. В 2013–2014 годах было объявлено, что в основу пусковых модулей для VPM будет положена конструкция пусковых шахт для БРПЛ Trident D5, разрабатываемых для ПЛАРБ нового поколения типа Columbia (программа Ohio Replacement). https://vpk-news.ru/articles/59644

milstar: В любом случае до появления анонсированного гиперзвукового оружия пройдет некоторое время. Ранее в этом году вице-адмирал Джонни Вулф, директор программ стратегических систем ВМФ, сообщил, что его служба планирует испытать свою первую гиперзвуковую ракету с подводной лодки к середине 2020-х годов, поскольку уже полным ходом идут работы по оснащению этим оружием АПЛ типа «Вирджиния».



полная версия страницы