Форум » Дискуссии » Navigazija -inerzionalnaja ,astro,radio » Ответить

Navigazija -inerzionalnaja ,astro,radio

milstar: Инерциальная навигационная система AIRS AIRS (усовершенствованная инерциальная опорная сфера) самая точная из разработанных сегодня инерциальных навигационных систем (ИНС), и, возможно, она ставит точку в долгом процессе непрерывного совершенствования технологии ИНС. Эта сложная и дорогая ИНС третьего поколения, как характеризует ее д-р Чарльз Старк Дрейпер (Charles Stark Draper), ведущий специалист по разработке сверхточных инерциальных систем управления. Это означает дрейф ИНС менее чем на 1.5x10-5 градуса за час работы. Этот дрейф так мал, что вклад AIRS в КВО ракет Peacekeeper менее 1%, (т.е. даже идеальная система управления с нулевым дрейфом улучшит --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- точность попадания этой ракеты лишь на несколько метров). ----------------------------------------------------------------------------- Столь высокая стабильность параметров требуется в основном не при полете по баллистической траектории, а только для сохранения ориентации системы наведения на земле в течении ракетной тревоги, без необходимости внешней опорной ориентации при помощи прецизионного гирокомпаса. Большинство МБР требуют внешней эталонной системы для сохранения синхронизации ИНС с внешним миром до старта. Обратная сторона такой экстремальной точности - огромная сложность и стоимость. AIRS состоит из 19 000 деталей. В 1989 году один акселерометр, используемый в AIRS (всего их там три), стоил 300 000 долларов и требовал полгода на сборку. Очень мало приложений требуют одновременно такую точность управления и независимость от внешних референсных систем управления. Фактически, кроме стратегических межконтинентальных ракет, она не нужна нигде. Если исключить требование полной автономности, то чрезвычайно высокую точность можно получить и при гораздо меньшей цене и массе. Например, появившиеся спутниковые навигационные системы (GPS, GLONASS) позволяют иметь сантиметровый уровень точности в течении неограниченного периода времени с легким и недорогим приемником. Космические аппараты нуждаются в очень точной навигации, но достигают ее при внешнем управлении. Даже новые программы по системам наведения ядерного оружия показывают готовность пожертвовать автономностью ради стоимости и веса. Предложенная программа BIOS (система оптимизации бомбового удара), делающая бомбы B-61 корректируемыми, использует GPS взамен ИНС. Такая конкуренция со стороны систем внешнего позиционирования ведет к закату ИНС по изложенным выше причинам. Открытая AIRS. Видны гироскоп и акселерометр.Разобранная AIRS.Общий вид системы наведения, включая AIRS. Особенности. Самая оригинальная сторона в AIRS - она не содержит карданных подвесов. Смысл кардана состоит в том, что имея три оси вращения, подвешенная в нем платформа может свободно поворачиваться во всех направлениях (и таким образом, установленный на нем гироскоп будет сохранять свою изначально заданную ориентацию). AIRS содержит бериллиевую сферу, которая свободно плавает в жидком фторуглероде внутри внешней оболочки и потому вращается в любом направлении. Важность этого нововведения в том, что оно исключает стопор кардана (состояние, когда две из трех осей гироскопа выстраиваются на одну линию и делают невозможным трехмерное его вращение) и освобождает от ограничений на диапазон углов отклонения, присущих некоторым конструкциям рамок гироскопов. Температура жидкости поддерживается с очень высокой точностью путем переноса тепла от нее через силовую оболочку к охлаждаемым фреоном теплообменникам. Положение сферы контролируется тремя гидродинамическими клапанами, управляемыми инерциальными датчиками в сфере. Как и в остальных инерциальных системах, в сфере помещены три акселерометра и гироскопа. Акселерометр называется SFIR (особый интегрирующий датчик силы), и использует такой же метод как и PIGA (маятниковой интегрирующий гироакселерометр) ракет Minuteman II. SFIR/PIGA работают, измеряя скорость прецессии (и, соответственно, прикладываемую силу) гироскопа перпендикулярно его оси вращения. Гироскоп подвешен на газостатических подшипниках. Разработка. AIRS была по большей части эволюционной технологией. Основные идеи измерительных устройств (акселерометров и гироскопов) являются прямыми потомками ИНС более ранних МБР, таких как Minuteman II. Эти технологии были разработаны за период в 30 лет лабораторией Чарльза Старка Дрейпера (бывшая Инструментальная лаборатория MIT). Бескарданная плавающая сфера была задумана в Инструментальной лаборатории в конце 1950-х Филипом Боувичем (Philip Bowditch). Она была была развита в развертываемую систему Кеннетом Фертигом (Kenneth Fertig) под эгидой программы ВВС SABRE. В 1969 году программа по очень точной системе управления МБР была аннулирована, но возродилась как MPMS (система определения положения ракеты). Под этим названием она испытывалась в полете на Minuteman III в 1976 (как дополнение к "родной" ИНС Minuteman III NS-20 ). AIRS настолько точна, что ее можно было бы без труда использовать как эталон для оценки других ИНС. Развертывание. Ракеты Peacekeeper (MX) начали разрабатываться в феврале 1972. Военные требования для них предусматривали сильно возросшую точность, точность AIRS хорошо позиционировала ракету для нанесения удара. В мае 1975 AIRS перешла из лаборатории Дрейпера в Northrop для дальнейшей разработки. Там довели проект от ручной штучной лабораторной сборки до пригодного к массовому производству. Несмотря на годы работы, к июлю 1987 года Northrop Electronics Division успешно изготовил только небольшое число блоков ИНС. Ракеты MX начали накапливаться в шахтах без системы управления их полетом. Но к декабрю 1988 все 50 ракет MX получили блоки AIRS. Начиная с того времени, все их производство передано Autonetics Division, Rockwell International. Между 1998 и 2002 годами, 625 новых модулей управления AIRS были закуплены и помещены в существующие ракеты Minuteman III, дав им точность, сравнимую с точностью Peacekeeper'а (КВО 110 м). По материалам The High Energy Weapons Archive foto na linke http://nweapon.virtbox.ru/delivery/usa/missiles/airs.htm

Ответов - 162, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

milstar: Автомобильный навигатор ГЛОНАСС/GPS «Сириус» с 7-дюймовым широкоформатным ЖК дисплеем с технологией сенсорного управления: * Навигация. * Просмотр видео и фотографий. * Прослушивание аудиозаписей. * Подключение внешних устройств. * Предустановленная карта России. Краткое описание Автомобильный навигатор «Сириус» работает по двум глобальным спутниковым системам позиционирования ГЛОНАСС (Россия) и GPS (США), вследствие чего, за счет увеличения количества видимых спутников практически в 2 раза, дает возможность существенно уменьшить количество «мертвых» зон, повысить надежность определения навигационных параметров, а также улучшить точность местоопределения в зонах неуверенного приема спутникового сигнала по сравнению с односистемными навигаторами GPS. Большой 7-дюймовый широкоформатный ЖК дисплей с технологией сенсорного управления позволяет повысить информативность и удобство при работе с функцией навигации (определение местоположения, прокладка маршрута, поиск объектов, запись треков и т. д.). В автонавигаторе установлена навигационная программа «Навител», имеющая самую подробную карту России с бесплатным обновлением — более 400 городов и населенных пунктов с адресными планами и улично-дорожной сетью, с ЗD-зданиями и развязками. Населенные пункты и транзитные маршруты по всем областям РФ. Огромная база полезных объектов POI (АЗС, ГИБДД, кафе, рестораны, мотели, гостиницы и т. д.). Также программа «Навител» позволяет использовать сторонние карты, созданные и обновляемые самими пользователями. Автомобильный навигатор ГЛОНАСС/GPS может использоваться в качестве мультимедийного центра с возможностью дистанционного управления для прослушивания музыки, просмотра видео, фото. Возможно подключение видеокамеры (например, автомобильной камеры заднего обзора), DVD плеера и т. п. Навигатор подключается к штатной аудиосистеме автомобиля через FM трансмиттер. Автонавигатор «Сириус» имеет встроенный Li-on аккумулятор, что позволяет осуществлять автономную работу вне зависимости от состояния цепи питания автомобиля, а также дает возможность использовать его вне автомобиля. Навигационные характеристики http://www.irz.ru/products/12/249.htm rukowodstwo po ekspluatazii http://www.irz.ru/files/249.pdf

milstar: http://ftp.rta.nato.int/public//PubFullText/RTO/EN/RTO-EN-SET-116///EN-SET-116-02.doc Inertial Navigation Sensors Neil M. Barbour Charles Stark Draper Laboratory Cambridge, MA 02139 USA email: nbarbour@draper.com Abstract For many navigation applications, improved accuracy/performance is not necessarily the most important issue, but meeting performance at reduced cost and size is. In particular, small navigation sensor size allows the introduction of guidance, navigation, and control into applications previously considered out of reach (e.g., artillery shells, guided bullets). Three major technologies have enabled advances in military and commercial capabilities: Ring Laser Gyros, Fiber Optic Gyros, and Micro-Electro-Mechanical Systems (MEMS) gyros and accelerometers. RLGs and FOGs are now mature technologies, although there are still technology advances underway for FOGs. MEMS is still a very active development area. Technology developments in these fields are described with specific emphasis on MEMS sensor design and performance. Some aspects of performance drivers are mentioned as they relate to specific sensors. Finally, predictions are made of the future applications of the various sensor technologies. Introduction The science of guidance, navigation, and control has been under development for over 100 years. Many exciting developments have taken place in that time, especially in the area of navigation sensors. (Ref. 1, 2, 3) Today, to understand fully the entire range of navigation sensors, one needs to know a wide range of sciences such as mechanical engineering, electronics, electro-optics, and atomic physics. The fact that an inertial (gyroscope or accelerometer) sensor’s output drifts over time means that inertial navigation alone has an upper bound to mission accuracy. Therefore, various aiding/augmentation sensors have been tied into the inertial systems; e.g., GPS, velocity meters, seekers, star trackers, magnetometers, lidar, etc. The wide use of GPS aiding has greatly enhanced the role of traditional navigation sensors, and has been able to provide quick, inexpensive answers to the basic navigation solution. As long as GPS is available, other augmentation sensors are not generally required for an integrated INS/GPS system. In fact, many navigation missions can now be accomplished with GPS alone, with inertial sensors used only for stabilization and control. However, the vulnerability of GPS (e.g., to jamming, or in applications where GPS is unavailable (such as indoors or in tunnels and caves), or cannot be acquired quickly enough (such as very short-time-of-flight munitions)) means that other navigation sensors will always be required. The key driver for which system architecture to use is cost for mission performance, where cost includes not only purchase but also life cycle cost. Some mission applications are extremely size- and power-restricted, so that not all inertial technologies are competitive. Sensors are often compared on the basis of certain performance factors, such as bias and scale-factor stability and repeatability or noise (e.g., random walk). Sensor selection is made difficult by the fact that many different sensor technologies offer a range of advantages and disadvantages while offering similar performance. Nearly all new applications are strapdown (rather than gimbaled) and this places significant performance demands upon the gyroscope (specifically: gyro scale-factor stability, maximum angular rate

milstar: Inertial Sensor Technologies In recent years, three major technologies in inertial sensing have enabled advances in military and commercial capabilities. These are the Ring Laser Gyro (since ~1975), Fiber Optic Gyros (since ~1985), and MEMS (since ~1995). The Ring Laser Gyro (RLG) moved into a market dominated by spinning mass gyros (such as rate gyros, single-degree-of-freedom integrating gyros, and dynamically (or dry) tuned gyros) because it is ideal for strapdown navigation. The RLG was thus an enabling technology for high dynamic environmental military applications. Fiber Optic Gyros (FOGs) were developed primarily as a lower-cost alternative to RLGs, with expectations of leveraging technology advances from the telecommunications industry. FOGs are now matching RLGs in performance and cost, and are very competitive in many military and commercial applications. However, apart from the potential of reducing the cost, the IFOG has not really enabled the emergence of any new military capabilities beyond those already serviced by RLGs. High performance navigation grade (0.01 deg/h and 25 micro g) RLG and FOG IMUs are still expensive (>50k$) and relatively large (>100 cu in). Efforts to reduce size and cost resulted in the development of small-path-length RLGs and short-fiber-length FOGs. These did enable new military capabilities such as guided munitions (e.g., JDAM) and UAVs (e.g., Predator). However, as with all optical gyros, significant size reduction resulted in performance degradation even though cost reduction was achieved, so that these IMUs are around tactical grade quality (1 deg/h, 1 milli g). MEMS inertial sensors have shown themselves to be an extreme enabling technology for new applications. Their small size, extreme ruggedness, and potential for very low-cost and weight means that numerous new applications (e.g., guided artillery shells, personal navigation) have been, and will be, able to utilize inertial guidance systems; a situation that was unthinkable before MEMS. However MEMS has struggled to reach tactical grade quality, and is only now reaching that performance. Optical Gyros Ring Laser Gyros (RLGs) Although the Ring Laser Gyro was first demonstrated in a square configuration in 1963, it wasn't until the late 1970s and 1980s that RLG systems came into common use as strapdown inertial navigators. The RLG has excellent scale-factor stability and linearity, negligible sensitivity to acceleration, digital output, fast turn-on, excellent stability and repeatability across dormancy, and no moving parts. The RLG's performance is very repeatable under temperature variations so that a temperature compensation algorithm effectively eliminates temperature sensitivity errors. It is superior to spinning mass gyros in strapdown applications, and is an exceptional device for high-dynamic environments. The RLG is an open-loop integrating gyro i.e., its output is delta angle. However, taking samples over set time periods also provides angular rate information. Backscatter from the mirrors causes the two counter-propagating waves to lock frequencies at very low input rates, known as lock-in. This can be overcome by introducing a frequency bias by means of a piezo-electric drive which dithers the RLG at several hundred hertz about its input axis. The Ring Laser Gyro is basically a mature technology, and most development efforts involve continued cost reduction, rather than efforts at performance gains. The Honeywell H-764G Embedded GPS/INS, which is based on GG1320 RLGs, is a 1-nautical-mile/hour navigator that has been installed on over 50 different aircraft types. Many ship navigation systems are being replaced with the Honeywell Mk45 RLG navigator. Northrop Grumman’s (Litton's) ZLG™ (Zero-Lock™ Laser Gyro) is a four-mirror device that avoids lock-in by using a Faraday rotator and a bent light path to provide a four-beam multi-oscillator. The ZLG™ is thus two laser gyros in one, sharing identical optical paths, which reduces ARW uncertainty. The ZLG™ is used in Northrop Grumman’s LN100G navigation system. Efforts to reduce size and cost resulted in developments of small-path-length RLGs. Honeywell's 1308 and Kearfott's T-16 small-path-length systems have been widely used. As an example, the 1308 RLG system is used in JDAM. Kearfott's MRLG (monolithic RLG) systems comprise three RLGs in one block for size reduction; the T-10 three-axis RLG being approximately the size of a golf ball. There are some efforts to put RLGs on a chip, but performance is not expected to be any better than tactical grade. An example of miniaturization is the development of semiconductor ring lasers with a diameter of 3 mm. In general, small size RLGs will continue to operate in tactical grade applications Fiber Optic Gyros (FOGs) In the 1970s, development of the Fiber Optic Gyro was started. The motivation was that the FOG was potentially less expensive and easier to build than the RLG, and might be more accurate. In 1976, IFOG feasibility was demonstrated when an interference pattern (Sagnac effect) was discerned from light traveling CW and CCW around an optical fiber at the University of Utah. The Interferometric Fiber-Optic Gyro (IFOG) defines its light path by a wound coil of optical fibers in place of the RLG's mirrors and optical cavity. The IFOG has an external broadband light source (e.g., super-luminescent diode, doped fiber) that launches light into the fiber coil, which can be from 100m to 3km in length. Light from the optical source passes through a power splitter and into an integrated optics circuit which splits the light into counter-propagating beams and then recombines them after they have traveled through the fiber coil. The recombined beam then retraces its path to the optical detector. The open-loop IFOG is not an integrating gyro like the RLG, and the phase-angle output from the detector is proportional to angular rate. However, the IFOG can be operated as an integrating gyro by the addition of a feedback loop from the detector to a frequency shifter in the integrated optics circuit. The feedback loop shifts the frequency of the light entering the coil so that the detector reads at null. The IFOG is now operating closed-loop and the frequency shift measurement from the feedback loop is directly proportional to angle, provided feedback is at rates faster than the coil transit time. The IFOG has some advantages over the RLG in that: the light source does not require high voltage; the broadband light source prevents backscatter so there is no lock-in at low input rates; it has the potential for lower cost and lighter weight. A unique feature of the IFOG is the ability to scale performance up and down. For example, doubling the coil length will decrease angle random walk by a factor of two. However, unlike the RLG, the open-loop IFOG is limited in dynamic range and only has moderate scale factor stability. Thus, for most applications, closed-loop operation is preferred. The Fiber Optic Gyro is also a mature technology [Refs 4-6] with performance comparable to the RLG. The IFOG has not yet superseded the RLG in production due partly to the large existing RLG-based industrial infrastructure. However, IFOGs continue to penetrate the market, and have found applications in lower-performing areas, especially in tactical and commercial applications, such as Unmanned Underwater Vehicles (UUVs) and Unmanned Air Vehicles (UAVs), torpedoes, camera and antenna stabilization, land navigation, AHRS, gyrocompasses, and oil drilling. There are numerous manufacturers of short-fiber-length FOGs such as KVH, Honeywell, Northrop Grumman (Litton), LITEF (Germany), Photonetics (France, Ref 7), JAE (Japan), etc. The Northrop Grumman LN200 series IMUs may be the most widely known; some of which have silicon accelerometers [Ref 8]. To date, Northrop Grumman has built more than 50,000 tactical-grade (1 deg/h bias error) fiber gyros. Traditional FOGs tend to have coils around 2 inches (25 mm) diameter at the lower performance range, and are expected to continue to operate in tactical grade applications. It has become apparent that IFOGs can also achieve extremely high performance (<0.0003°/hr bias stability, <0.00008 deg/√hr ARW, and <0.5 ppm scale factor inaccuracy) (Ref. 9) at reasonable cost. This makes IFOGs suitable for precise aiming of telescopes, imaging systems, and antennas, or for strategic-grade navigation of submarines (Ref 10). Advances in Fiber Optic Gyros development continue to be aimed at cost and size reduction, while maintaining performance. Some of the potentially enabling technologies are presented below. Miniature FOGs The development of Miniature FOGs has taken advantage of recent ongoing technology developments in the communications field. One of them is photonic crystal fibers (PCF) which have the potential to be one of the enabling technologies for the next generation of IFOG instruments, called PC-IFOGs. There are several key advantages of PCFs for IFOG applications: (1) tight mode confinement results in bend losses much lower than conventional fiber the limit on IFOG coil diameter is primarily due to fiber winding losses and fiber size, (2) cladding diameters less than that for conventional fiber provide the potential for tighter fiber packing, resulting in smaller coils, (3) dispersion compensation can be incorporated into the PCF resulting in less spectral distortion, and (4) light guiding in an air-core photonic bandgap fiber offers the potential utilizing mid-infrared optical wavelengths. The lowest reported losses to date are 13 dB/km for air-core bandgap fiber at 1.5 µm (Corning) and 0.58 dB/km for silica index-guided holey fiber at 1.55 µm. Reference 11 presents data from an open loop PC-IFOG test bed at Draper Laboratory, with sense coil Length x Diameter product of 2.9 in-km. The sense coil was constructed with solid core PCF provided by OFS Laboratories. Earth’s rotation was measured with an error less than 0.02 deg/h and ARW was 0.01 deg/ rt h. Figure 1 shows the major characteristics of the OFS fiber in which the diameter of the holes and the spatial period between the holes makes the fiber endlessly single mode, resulting in reduced relative intensity noise (RIN). Also shown is a schematic of the bench top test bed plus the Allan variance. Another step in miniaturizing FOGs is the development of a monolithic optical chip which contains the source and detector as well as the modulator. However, overcoming problems of backscatter and residual intensity modulation must be resolved. Figure 1. Photonic Crystal Fiber IFOG (PC-IFOG) Another technology suitable for miniaturizing the FOG has been around since the early 1980s, but never perfected. This is the Resonant FOG (RFOG) which utilizes short lengths of fiber in which the cw and ccw light beams are kept in resonance. This requires a very narrow-band light source and low loss fibers. RFOGs offer the potential for equivalent IFOG performance, but with coil lengths up to 100 times shorter. Reference 12 presents a hollow core (photonic bandgap) fiber RFOG concept that may overcome the performance barriers of the past. Laboratory test data from a hollow core fiber ring resonator indicated very low losses and a stable resonance peak with low temperature sensitivity. Performance projections for an RFOG instrument using this fiber indicate 0.001 deg/rt h ARW is achievable with a 10 meter fiber in a 10mm diameter coil.


milstar: Fiber-optic gyros will continue pushing into areas traditionally held by RLGs. However, the continued development of a 2 cu. in (33 cc) MEMS IMU with 1 deg/h performance may result in an IMU available for use in up to 80 percent of the tactical military applications after 2009. This will have a significant impact on the tactical RLG and tactical FOG market. The potential market for navigation systems in GPS-unavailable environments is quite substantial as shown in Table 1. The cost and size goals are ultimate goals for the entire system including inertial and augmentation sensors and will be very difficult to achieve. Actual cost will be dependent on number of units sold, so the cost goals shown will only be attained in large quantities. However, it appears that this is a sufficiently lucrative market to provide payback for the expense of developing higher performance inertial sensors.

milstar: In the absence of GPS the navigation system relies on dead reckoning navigation, so that accuracy tends to degrade in direct proportion to ***************************************************************************************************************** time and distance traveled. Currently available IMUs have very rapid position error growth. For example, position uncertainty with a tactical grade IMU (1 deg/h, 1 milli g), or even an navigation grade IMU (0.01 deg/h, 25 micro g), would be tens to hundreds of meters after just a very few minutes. *************************** Also, current navigation grade IMUs are too heavy and use too much power for many of the GPS unavailable missions. Looking at it another way, consider a personal navigation application where horizontal position needs to be known to 1 meter after 1 hour in the absence of GPS. This means that the gyro and accelerometer bias performance needs to be ~5 micro deg/hr and ~15 nano g, respectively. No suitable (e.g., cost, size, power) inertial technology exists today, or is under development with expectations of getting close to this *************************************************************************************************************** performance. ************* AIRS MX 1.5 * 10 w -5 grad /chas 0.000015 grad/chas **************************************************** ili 0.000005 grad ,20 min 8000 km ballist raketi *************************************** 1 grad 111000 metr na ekwatore ,t.e tochnost AIRS = 0.5 metra ******************************************************* awtonomnaja sistema (poka w raketu ne popadesch ,ona budet letet ,pomexi ne postawit) ************************************************************************* Therefore, the use of active and passive augmentation sensors (aiding devices) are required to provide velocity and/or attitude updates to bound the error due to the drift in the inertial system. Examples of augmentation sensors are velocity sensors, odometers, baroaltimeters, magnetometers, ranging devices, proximity sensors, and GPS pseudolites. Velocity sensors and odometry, such as doppler radar or wheel counts, control the low-frequency drift of the inertial solution. Baroaltimeters stabilize the inertial navigation in the vertical direction, and today’s devices provide 15cm resolution. Magnetometers provide a heading reference and inclination and can help bound the roll gyro errors in determining down in a spinning munition. There can also be improvements from using special procedures such as ZUPTs (Zero Velocity Updates), mapping information, or path crossings. Augmentation sensors open the door to the use of much lower performing inertial sensors, so that current technology can be used. It is interesting to note that the automotive industry is one of the major drivers for these technologies, while personal communications is driving miniature packaging technology and low-power electronics for all sensors

milstar: One of the most recently developed MEMS IMUs is by Northrop Grumman/Litef with performance announced at better than 5 deg/h and 3 milli g. Currently it appears that a MEMS system with performance of around 1 deg/hr and hundreds of µg may be available by 2009. This will be a serious threat to tactical RLG and IFOG systems. Therefore, MEMS rate sensors and all-MEMS IMUs will still be restricted to commercial systems or tactical grade INS/GPS systems, and will require the integration of augmentation sensors in GPS-denied environments. Interest in obtaining higher performing MEMS gyros is strong, and there are ongoing initiatives to move beyond the traditional Coriolis Vibratory MEMS gyro [Refs 23 and 24]. Reference 24 describes a magnetically suspended MEMS spinning wheel gyro offering navigation grade performance. However, this is in the very early stages of development. Another initiative is the DARPA BAA in 2004 for navigation grade MEMS gyros. Also, the European Space Agency (ESA) has funded several market analyses and feasibility studies [Ref 25] based on European developments of MEMS gyros by companies such as BAE SYSTEMS (UK), Bosch (Ger), EADS CRC (Ger), Litef (Ger), Sagem (Fr), SensoNor (Norway), and Thales (Fr). Desired goal is around 0.1 deg/h bias stability. In general though, it appears that production quantities of MEMS gyros with performance better than tactical grade is still several years away.

milstar: short-fiber-length FOGs such as KVH, Honeywell, Northrop Grumman (Litton), LITEF (Germany), Photonetics (France, Ref 7), JAE (Japan), etc. The Northrop Grumman LN200 series IMUs may be the most widely known; some of which have silicon accelerometers [Ref 8]. To date, Northrop Grumman has built more than 50,000 tactical-grade (1 deg/h bias error) fiber gyros. ************************************************************** Traditional FOGs tend to have coils around 2 inches (25 mm) diameter at the lower performance range, and are expected to continue to operate in tactical grade applications. It has become apparent that IFOGs can also achieve extremely high performance (<0.0003°/hr bias stability, <0.00008 deg/√hr ARW, and <0.5 ppm scale factor inaccuracy) (Ref. 9) at reasonable cost. This makes IFOGs suitable for precise aiming of telescopes, imaging systems, and antennas, or for strategic-grade navigation of submarines (Ref 10). ******************************************** Advances in Fiber Optic Gyros development continue to be aimed at cost and size reduction, while maintaining performance. Some of the potentially enabling technologies are presented below

milstar: The Ring Laser Gyro is basically a mature technology, and most development efforts involve continued cost reduction, rather than efforts at performance gains. The Honeywell H-764G Embedded GPS/INS, which is based on GG1320 RLGs, is a 1-nautical-mile/hour navigator that has been installed on over 50 different aircraft types. Many ship navigation systems are being replaced with the Honeywell Mk45 RLG navigator. Northrop Grumman’s (Litton's) ZLG™ (Zero-Lock™ Laser Gyro) is a four-mirror device that avoids lock-in by using a Faraday rotator and a bent light path to provide a four-beam multi-oscillator. The ZLG™ is thus two laser gyros in one, sharing identical optical paths, which reduces ARW uncertainty. The ZLG™ is used in Northrop Grumman’s LN100G navigation system. Efforts to reduce size and cost resulted in developments of small-path-length RLGs. Honeywell's 1308 and Kearfott's T-16 small-path-length systems have been widely used. As an example, the 1308 RLG system is used in JDAM. Kearfott's MRLG (monolithic RLG) systems comprise three RLGs in one block for size reduction; the T-10 three-axis RLG being approximately the size of a golf ball. There are some efforts to put RLGs on a chip, but performance is not expected to be any better than tactical grade. An example of miniaturization is the development of semiconductor ring lasers with a diameter of 3 mm. In general, small size RLGs will continue to operate in tactical grade applications

milstar: Научно-исследовательский институт "ПОЛЮС" является ведущим изготовителем кольцевых лазерных гироскопов и датчиков в России. Исследования и разработки ведутся в двух основных направлениях: - системы со средней точностью и стабильностью в пределаз 0,1...1,0 град/ч - высокоточные системы со стабильностью 0,01 град/ч Лазерный гироскоп KM-11-1A http://www.polyus.msk.ru/RU/lgru.html Научно-исследовательский институт "Полюс" является крупнейшим лазерным центром России. Институт был основан в 1962 г. В 1999 г. НИИ "Полюс" получил статус Федерального государственного унитарного предприятия. Основными направлениями деятельности института является разработка и производство твердотельных лазеров и приборов на их основе, полупроводниковых лазеров различного типа и приемо-передающих модулей для волоконно-оптических линий связи, лазерных гироскопов, лазерного медицинского и технологического оборудования, элементов лазерных систем. Благодаря многопрофильной ориентации НИИ "Полюс" сохранил свои лидирующие позиции среди высокотехнологичных предприятий в течение рыночных реформ в России. В настоящее время в институте работают более 1400 сотрудников, включая 800 инженеров, технологов и ученых. Среди них 2 академика, 17 докторов наук и более 100 кандидатов наук. В последние годы деятельность института была направлена в основном на создание функционально законченных приборов и компонентов, имеющих конкретных потребителей. В этом же направлении прошла структурная перестройка научного коллектива. В результате вырос объем заказов на внутреннем рынке России. Экспорт стабильно составляет половину объемов продаж продукции НИИ "Полюс". Технологическая база НИИ "Полюс" обеспечивает все базовые технологии, необходимые для разработки и производства изделий квантовой электроники. Это высокотемпературный рост активных и нелинейных кристаллов методом Чохральского, газофазная эпитаксия полупроводниковых структур и последующие технологии создания чипов полупроводниковых лазеров, современные технологии нанесения тонкопленочных просветляющих и светоделительных покрытий, вакуумные технологии. В последние годы удалось внедрить также такие новые прогрессивные процессы как ионно-лучевое напыление зеркал и производство структур для сверхъярких светодиодов. Сочетание имеющихся в НИИ "Полюс" высоких технологий, мощной научной школы по лазерам и лазерным технологиям, многолетнего опыта научных исследований и разработок позволяют институту быть в числе мировых лидеров в области лазерной техники. Сегодня мы предлагаем на экспорт более 300 моделей различных типов лазеров, приборов и оборудования на их основе для различных областей применения. Изделия НИИ "Полюс" выпускаются на пяти заводах России. При этом наши возможности не ограничены продукцией, представленной на нашем сайте в Интернете. НИИ "Полюс" предлагает потребителям широкий круг прикладных научных исследований, технологических разработок и инжиниринговых услуг. Разработка и производство приборов на основе твердотельных и полупроводниковых лазеров ведется в НИИ "Полюс" более трех десятилетий. Более 80 моделей твердотельных лазеров, работающих в импульсном и непрерывном режимах, выпускаются для таких областей применения, как дальнометрия, локация, технологическое оборудование для сварки, резки, маркировки. Разработан ряд моделей лазерных дальномеров на основе АИГ:Nd. В последних разработках дальномеров используются лазеры с безопасным для глаз излучением на длине волны 1,54 мкм. На основе импульсных полупроводниковых лазеров разработаны и выпускаются серийно измерители скорости и дальности до объекта с точностью несколько сантиметров при расстоянии до 1 км. В НИИ "Полюс" создан импульсный твердотельный лазер на АИГ:Nd с накачкой линейками лазерных диодов, имеющий энергию излучения 20 мДж, расходимость 4 мрад, длительность импульса 10 нс, работающий на частотах до 30 Гц. На основе твердотельных лазеров созданы установки для изготовления сувениров (нанесение рисунка в объеме стекла), лазерные медицинские установки для хирургии, офтальмологии, косметологии (лазерные эпиляторы). Основные тенденции в области лазерного оборудования - это создание малогабаритных многофункциональных установок и развитие новых технологий. В НИИ "Полюс" организовано производство активных и нелинейных элементов для управления излучением твердотельных лазеров на активированных кристаллах. Разработаны и внедрены в производство технологические процессы, обеспечивающие выращивание, термообработку, оптическую обработку и нанесение диэлектрических и токопроводящих покрытий, необходимые для создания современных активных и нелинейных элементов, электрооптических и фототропных затворов. В результате комплексных исследований расширена номенклатура и улучшены их генерационные характеристики. Кроме кристаллов АИГ:Nd и АИ:Nd освоен выпуск кристаллов ГСГГ, ИСГГ, а также АИГ и АИ, активированных ионами Er, Ho, Tu, Cr, излучающих в безопасном для глаз диапазоне длин волн 1,5…2,1 мкм. Другим активным материалом, разработанным в НИИ "Полюс" для получения перестраиваемой генерации и генерации в режиме синхронизации мод является корунд, легированный титаном. Для твердотельных лазеров с полупроводниковой накачкой созданы элементы, совмещающие активные и фототропные свойства (микрочип-лазеры). Для твердотельных лазеров на стекле с Er+3, излучающих в безопасной для глаз области спектра (1.5 мкм), созданы новые фототропные затворы на основе прозрачной стеклокерамики, активированной ионами Co+2. Разработанные в НИИ "Полюс" кристаллы КТР обеспечивают эффективность преобразования во вторую гармонику более 50% и примерно такой же дифференциальный КПД при параметрической генерации. Фотоприемные устройства (ФПУ) НИИ "Полюс" являются важнейшей частью приборов и систем, в которых лазерное излучение выполняет функцию основного носителя информации, (дальномеров, локаторов, гироскопов, систем связи и т.д.). Одной из последних разработок в этой области явилось создание ФПУ с высокой чувствительностью для безопасного дальномера с длиной волны излучения 1,54 мкм. Важнейшим направлением работ в НИИ "Полюс" является разработка и производство полупроводниковых лазеров. Разработано и выпускается более 100 моделей полупроводниковых лазеров. В этой области НИИ "Полюс" также является ведущим научным центром России. Использование квантоворазмерных структур позволило расширить спектральный диапазон полупроводниковых лазеров от 0,64 до 1,6 мкм. Особенностью таких диодов является высокая степень поляризации генерируемого излучения. В настоящее время на основе квантоворазмерных структур разработаны лазерные диоды непрерывного режима работы с мощностью излучения до 2 Вт. КПД таких диодов достигает 35…40%. Импульсные лазерные диоды на основе квантоворазмерных структур обеспечивают оптическую мощность излучения 20…23 Вт при длительностью импульса 100…130 нс, частоте повторения 5…20 кГц и токе накачки не более 40А. В настоящее время в НИИ "Полюс" завершается разработка технологии изготовления эпитаксиальных пластин для сверхярких светоизлучающих диодов красного и желтого диапазонов излучения и организуется их серийное производство. При этом используется технология МОС-гидридной эпитаксии, широко применяемая в НИИ "Полюс" для производства большого класса эпитаксиальных структур для лазерных диодов, в том числе на основе АlInGaP. Третьим важнейшим направлением деятельности НИИ "Полюс" является лазерная гироскопия для гражданской авиации. В настоящее время точность лазерных гироскопов лежит в диапазоне от 0,01 град/ч (КМ-11-1А с линейной поляризацией, резонатором из прецизионных призм и высокочастотным разрядом) до 1 град/ч (малогабаритные лазерные гироскопы с круговой поляризацией, магнитооптической подставкой и прямоточным разрядом). Уникальными свойствами лазерных гироскопов являются малое время готовности, повышенная прочность и устойчивость к механико-климатических воздействиям. Лазерные гироскопы имеют более высокую точность и меньшую стоимость при сопоставимых с механическими гироскопами массе и габаритах. В настоящее время НИИ "Полюс" является одним из ведущих предприятий России в области лазерной медицинской техники. Во многих клиниках России используются для хирургические и офтальмологические установки, разработанные в НИИ "Полюс". Дальнейшая работа проводится в направлениях создания и внедрения лазерного оборудования в кардиологию и физиотерапию, урологию, онкологию, фтизиатрию, хирургию (более компактное оборудование, новые длины волн), дерматологию, офтальмологию (в том числе, на основе полупроводниковых лазеров). Интегрированное использование последних достижений института в области лазерной техники позволяет создавать конкурентоспособное наукоемкое лазерное медицинское оборудование и обеспечивать его широкое внедрение в медицинскую практику. Высокий научно-технический уровень изделий НИИ "Полюс" и активная работа в области внешнеэкономической деятельности позволяет нам экспортировать наши изделия, результаты исследований и разработок, а также инжиниринговые услуги в различные страны Европы, Азии и Америки.

milstar: http://www.npcap.ru/index.php?page_id=26 http://www.npcap.ru/index.php?page_id=38 Выдающимся достижением НИИ АП, стала СУ для орбитального корабля «Буран» многоразовой космической системы «Энергия-Буран». В 80-90-е годы были созданы СУ для ракетных комплексов «Зенит-2», «Зенит-3», «Морской старт», «Протон-М», разгонных блоков «Фрегат»,«ДМ», ракетного комплекса «Тополь-М». Один из недавних проектов - ракетный комплекс «Наземный старт».

milstar: 1998 год В соответствии с Указом Президента РФ от 10.11.98 г. № 133 и постановлением Правительства РФ от 30.12.98 г. № 1591-73 ГУП «НПП «Геофизика-Космос» приступило к разработке ОКР «Синева». В этом же году во исполнение постановления Правительства РФ от 30.12.98г. № 1591-71 началась ОКР по разработке системы астрокоррекции для комплекса «Булава». Продолжается работа по ОКР по разработке ОЭП и начата поставка изделий для комплексов «Глонасс» и «Глонасс-М». Ведутся изготовление и поставка аппаратуры обнаружения для изделий 5В95 системы УСК (СПРН). http://geofizika-cosmos.ru/about.php

milstar: Technology of precise orbit determination http://www.fujitsu.com/downloads/MAG/vol44-4/paper02.pdf

milstar: Президент распорядился поставить ГЛОНАСС на экспорт 7Получить HTML-код новости Поместить к себе в твиттер Добавить в Livejournal.com // четверг, 8 июля 2010 года Президент распорядился поставить ГЛОНАСС на экспорт Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития совместно с Роскосмосом подготовить предложения по расширению коммерческого использования ГЛОНАСС за рубежом. Президент, в частности, предлагает создать сеть совместных предприятий с иностранными партнерами. В компании НИС рассказали, что СП будут создаваться в странах СНГ, Латинской Америке, на Ближнем и Среднем Востоке. Их основной задачей станет удешевление и популяризация оборудования с поддержкой ГЛОНАСС. Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития совместно с Роскосмосом подготовить предложения по расширению коммерческого использования ГЛОНАСС за рубежом. Президент, в частности, предлагает создать сеть совместных предприятий с иностранными партнерами. В компании НИСОАО «Навигационно-информационные cистемы» — федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности рассказали, что СП будут создаваться в странах СНГ, Латинской Америке, на Ближнем и Среднем Востоке. Их основной задачей станет удешевление и популяризация оборудования с поддержкой ГЛОНАСС. Что поручил президент Перечень порученийимеются в распоряжении «Маркера» министерствам и ведомствам «По итогам заседания комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России» Дмитрий Медведев утвердил 22 июня. Среди прочего Роскосмосу и Минэкономразвития при участии других заинтересованных ведомств поручено разработать предложения по расширению коммерческого использования ГЛОНАСС за рубежом. Срок исполнения поручения ― 1 декабря этого года, ответственными названы глава Роскосмоса Анатолий Перминов и министр экономического развития Эльвира Набиуллина. В Роскосмосе сообщили, что пока никаких конкретных указаний руководителя о порядке исполнения поручения не поступало, отметив, что в принципе вопросы создания СП лежат вне сферы компетенции агентства и, скорее всего, этими вопросами займется НИС, специально созданныйучрежден АФК «Система» и Роскосмосом в том числе и для коммерциализации ГЛОНАСС. Где примут сигнал ГЛОНАСС В НИС «Маркеру» рассказали, что работа по созданию СП за рубежом уже идет. В качестве примера привели Индию. Принципиальное решение о сотрудничестве по проекту ГЛОНАСС Роскосмоса, НИС и Индийской организации космических исследований было принято в марте в ходе визита Владимира Путина в Индию. Как сообщалост ранее, Россия предоставит ГЛОНАСС Индии не только в гражданских, но и военных целях ― индийская армия сможет получать высокоточный сигнал, не доступный гражданским пользователям. В Индии планируется создать производство по выпуску навигационного оборудования и программного обеспечения для него. С Украиной Россия готовит межправительственное соглашение по созданию единого навигационно-временного пространства двух стран на базе системы ГЛОНАСС и других глобальных навигационных спутниковых систем. Государство не получит денег, зато укрепит влияние По словам представителя НИС, СП по производству оборудования для ГЛОНАСС, возможно, будут созданы в странах Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока и странах СНГ. При этом основной целью является популяризация ГЛОНАСС. «Проблема в том, что оборудование для ГЛОНАСС пока дороже, чем для GPS, аналогичной американской системы навигации. Но как только производство чипсетов для ГЛОНАСС начнется крупными сериями, цены подровняются и производители устройств будут комплектовать их приемниками как GPS, так и ГЛОНАСС. Этого мы и добиваемся». Государство за использование ГЛОНАСС не получит ни копейки, уточнил собеседник «Маркера» в НИС: «Государство получает доходы лишь косвенно. Навигационные системы ― мощный инструмент влияния. Они сегодня являются основой функционирования национальной экономики: высокоточного оружия, атомных станций и т. д. И, давая той же Индии в бесплатное пользование ГЛОНАСС, Россия приобретает потенциально громадный рычаг влияния». http://marker.ru/news/1252

milstar: ychebnik MAI po sputnikowim sistemam navigazii 300 str na russkom jazike http://www.aerokos.ru/navigation/SNS.pdf

milstar: Теперь на пусковой плоащдке будут проводить проверочные операции Егор АРЕФЬЕВ — 11.02.2011 12:50 Космический аппарат "Глонасс-К" был доставлен на космодром Плесецк в Архангельскую область. Как рассказал представитель управления пресс-службы и информации Минобороны РФ Алексей Золотухин, теперь там начинаются проверочные предстартовые работы. "Накануне на космодром Плесецк был доставлен космический аппарат "Глонасс-К". Его перевезли в монтажно-испытательный корпус, расположенный на пусковой площадке",- сказал Золотухин. Он отметил, что в настоящее время проводится операция по выгрузке космического аппарата для проведения проверочных операций. "Все мероприятия проводятся согласно ранее утвержденному плану", - отметил представитель пресс-службы. В минувшую среду Алексей Золотухин рассказал РИА Новости, что запуск спутника состоится, как и планировалось, 24 февраля, передает РИА "Новости". Изначально пуск должен состояться в конце декабря 2010 года, но незадолго до этого госкомиссия приняла решение о его переносе на 2011 год "по причине незавершенности подготовки наземного комплекса к управлению космическим аппаратом "Глонасс-К"".

milstar: К вопросу об использовании лазеров космического базирования для подводной навигации Адмирал в запасе Ю.Н. СЫСУЕВ, кандидат военных наук Капитан 1 ранга в отставке В.А. КАТЕНИН, доктор военных наук доктор технических наук А.А.ЧУБЫКИН, Капитан 1 ранга в запасе В.И.ЧЕРНОВ http://www.mil.ru/files/02_2010.pdf АННОТАЦИЯ. Рассмотрена сущность способов формирования локального навига- ционного поля для подводных объектов с использованием сине-зеленого и инфракрас- ного диапазонов лазерного излучения в интересах подводной навигации. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: лазер, навигационное поле, спектр лазерного излучения, квантовый генератор, подводный объект, волны Маха.

milstar: Radar area correlator The highly accurate terminal guidance technique used by the Pershing II RV was radar area correlation, using a Goodyear Aerospace active radar guidance system. This technique compared live radar video return to prestored reference scenes of the target area and determined RV position errors with respect to its trajectory and target location. These position errors were used to update the inertial guidance system, which in turn sent commands to the vane control system to guide the RV to the target. At a predetermined altitude, the radar unit was activated to provide altitude update data and begin scanning the target area. The analog radar video return was digitized into 2-bit pixels by the correlator unit and was formatted into a 128 by 128 array. The target reference scene data, loaded prior to launch via the ground and missile data links, were also encoded as 2-bit pixels and placed in reference memory formatted in a 256 by 256 array. The reference scene resolution necessary to correspond to the decreasing altitude of the RV was effected by placing four reference data arrays in memory, each representing a given altitude band. This correlation process was performed several times during each of four altitude bands and continued to update the inertial guidance system until just prior to impact. If for some reason the correlator system failed to operate or if the correlation data quality was determined to be faulty, the inertial guidance system continued to operate and guided the RV to the target area with inertial accuracy only. Weight 7,490 kilograms (16,513 lb) Length 10.6 metres (34.8 ft) Diameter 1.02 metres (3.3 ft) -------------------------------------------------------------------------------- Blast yield W85 nuclear warhead: 5 kilotons of TNT (21 TJ) to 80 kilotons of TNT (330 TJ) W86 earth penetrator (canceled) -------------------------------------------------------------------------------- Engine Hercules, two-stage, solid propellant Operational range 1,770 kilometres (1,100 mi) Guidance system Singer Kearfott Inertial and Goodyear Aerospace active radar Steering system vector control system (steerable nozzle), air fins Accuracy 30 metres (100 ft) circular error probable ###################### Launch platform M1003 erector launcher Transport M1001 MAN tractor in Germany M983 HEMTT in the U.S. [BR]http://www.worldlingo.com/ma/enwiki/en/MGM-31_Pershing In 1973, a task force was established to begin development of a follow on system. The 400 kT warhead was greatly over-powered for the QRA mission, and a smaller warhead required greater accuracy. The contract went to Martin Marietta in 1975 and the first development launches began in 1977. Pershing II was to use the new W85 warhead with a 5-50 kT variable yield or an earth-penetrator W86 warhead. The warhead was to be packaged in a maneuverable reentry vehicle (MARV) with active radar guidance and would be launched with the Pershing I rocket engines Launcher The erector launcher (EL) was a modified low-boy flat-bed trailer towed by a Ford M757 5-ton tractor. The erection booms used a 3,000 psi pneumatic over hydraulic system that could erect the 5 ton missile from horizontal to vertical in nine seconds. The PTS and PS were mounted on a Ford M656 truck. Launch activation was performed from a remote fire box that could be deployed locally or mounted in the battery control central (BCC). One PTS controlled three launchers— when one launch count was complete, ten large cables were moved to the next launcher. --------------------------

milstar: Антон Благовещенский "Российская газета" - www.rg.ru 11.04.2011, 20:20 Сотрудники шведской компании Swepos, обслуживающей общенациональную сеть спутниковых навигационных станций, признали преимущество российский системы навигации ГЛОНАСС над американской GPS, сообщает Reuters. По словам Бо Йонссона, ГЛОНАСС обеспечивает более точное позиционирование в северных широтах. "Российские спутники располагаются выше, чем спутники GPS, поэтому наше оборудование видит их лучше", - объяснил Бо Йонссон, который также добавил, что услугами ГЛОНАСС пользуется более 90 процентов от числа всех клиентов компании. Стоит также заметить, что Swepos стала первой зарубежной компанией, признавшей преимущество ГЛОНАСС над GPS. Стоит заметить, что в целом точность позиционирования в отечественной навигационной системе несколько ниже, чем у американского конкурента. Зачастую пользователи задействуют для более точного определения местонахождения как ГЛОНАСС, так и GPS. Напомним, что первый российский навигационный спутник был запущен в 1982 году, а в 1993 году система, на тот момент насчитывавшая 12 спутников, была официально принята в эксплуатацию.

milstar: Schwezija -Ericsson ,Finljandia -Nokia Schwezija -nejtralna ,Finljandia -bila w chisle druzej SSSR Krome Schwezii xoroscho esche i Finlandiju wzjat ... Proizwodstwo tel i bazowix stanzij Ericsson i Nokia s postepennoj lokalizaciej 60% Rossijskie GaAS FGUP Istok i Micran dlja rossijskogo ze rinka ... Dannie akzii pozwoljat ykrepit Rossijskuju GaAS industriju ... Koswenno wazno dlja woennix GaAS i GAN Владимир Путин приглашает Швецию к сотрудничеству в рамках ГЛОНАСС Версия для печати Facebook Twitter VKontakte LiveJournal "Российская газета" - www.rg.ru 27.04.2011, 14:14 Премьер-министр РФ Владимир Путин пригласил Швецию к сотрудничеству в рамках проекта спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. "У нас хорошее поле для сотрудничества. Швеция активно сейчас пользуется услугами ГЛОНАСС, соответствующие структуры шведские располагают технологиями, возможностями работать на земле, развивают наземную часть, (и они) могли бы быть нашими хорошими, в полном смысле этого слова, стратегическими партнерами", - заявил Владимир Путин в среду перед началом российско-шведских переговоров в широком составе. Он отметил, что в настоящее время на орбите находится спутниковая группировка ГЛОНАСС в составе 23-х космических аппаратов. "В ближайшее время будет 29-30 аппаратов. (Навигационная система) GPS как раз располагает 30 аппаратами на орбите", - заявил премьер-министр РФ. Владимир Путин также отметил потенциал сотрудничества и по другим направлениям. Напомнив, что объем прямых инвестиций шведского бизнеса в РФ составляет 2,5 миллиарда долларов, он подчеркнул, что в настоящее время растет и потенциал российских компаний. "Было бы правильным, если бы это была улица с двусторонним движением. Безусловно, это пошло бы на пользу и нашему сотрудничеству, и шведской экономике - приток капитала никогда не мешает", - сказал премьер.

milstar: Для того чтобы количество действующих спутников орбитальной группировки ГЛОНАСС не опускалось менее 24, в системе будет предусмотрено еще шесть резервных навигационных спутников. «Сегодняшняя точность системы ГЛОНАСС составляет 6 метров (у GPS официальная точность – 7 метров), в ближайшие год-два мы рассчитываем довести этот показатель до 2,8 метра», – отметил в заключении заместитель главы Роскосмоса. Подробнее: http://nvo.ng.ru/armament/2011-06-10/9_glonass.html



полная версия страницы