Форум » Дискуссии » VMF (продолжение) » Ответить

VMF (продолжение)

milstar: 100 лет создателю современного ракетно-ядерного флота России Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков был своим на кораблях, в штабах и заводских цехах 2010-03-19 / Федор Иванович Новоселов - адмирал, заместитель главнокомандующего ВМФ по кораблестроению и вооружению (1986-1992). Вице-адмирал Сергей Горшков. 1950 г. Фото из книги «Черноморская эскадра» Недавно страна отметила 100-летие адмирала Флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова, славного сына Отечества, выдающегося флотоводца, который в течение 30 лет (1956–1985) находился на посту главнокомандующего ВМФ. Он являлся идеологом и организатором строительства флота, под его руководством был построен современный океанский ракетно-ядерный атомный флот, успешно освоивший просторы Мирового океана. Создание такого флота является величайшим подвигом советского народа, так как флот строит вся страна. ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА Большая часть моей службы – около 30 лет – прошла в системе заказов по созданию систем вооружения ВМФ, в том числе около 20 лет в центральном аппарате, из них 14 – начальником заказывающего управления по ракетно-артиллерийскому вооружению. Впервые я увидел Сергея Горшкова летом 1957 года при его посещении крейсера «Чкалов», а затем на собрании партийного актива Ленинградской ВМБ, обсуждавшего итоги октябрьского 1957 года Пленума ЦК КПСС. С докладом выступал главком ВМФ, большинство выступавших коммунистов одобряли решения пленума, освободившего Георгия Жукова от должности министра обороны. Немало было критики и в адрес Горшкова, в основном за подражание маршалу Жукову в наказании провинившихся офицеров. Тон и направленность критики задал адмирал Иван Байков, однокашник Сергея Горшкова по училищу. Я присутствовал на многих партийных собраниях военных и гражданских организаций, но такого накала критики и самокритики, накала страстей, как на этом активе, не встречал. Сергей Георгиевич весьма достойно выдержал критику, никаких реплик или оценок выступлений в заключительном слове он не сделал. Ответив на вопросы, сформулировал задачи по выполнению решений пленума. Это произвело впечатление на многих. В конце 60-х годов Сергей Горшков дважды посетил Красноярский машиностроительный завод, на котором проходило освоение производства БРПЛ Р-27 и конструкторская отработка первой межконтинентальной ракеты Р-29. Я, как районный инженер по руководству работой военных представительств на семи предприятиях Сибири, встречал и сопровождал главнокомандующего ВМФ. Он с большим вниманием и заинтересованностью вникал в работу завода, состояние с отработкой и качеством ракет и высказал заинтересованность флота в переводе завода на производство БРПЛ. В мае 1971 года я выступал от ВМФ на Всеармейском совещании руководителей представительств военной приемки (ВПВП) МО. В феврале 1972 года меня вызвали в столицу. Главнокомандующий ВМФ предложил мне должность начальника УРАВ как генерального заказчика по ракетному и артиллерийскому вооружению. В беседе он рассказал, из своего опыта 1955 года, о трудностях начала работы в столице, обратив мое внимание на необходимость установления нормальных отношений с министерствами, чьи предприятия работают по заказам УРАВ, с генеральными и главными конструкторами. В апреле 1972 года состоялось мое назначение на должность начальника УРАВ и началась служба в столице. Исходя из моего многолетнего опыта могу свидетельствовать, что во время нахождения в Москве Сергей Горшков львиную долю времени уделял вопросам строительства флота. При определении перспективы развития флота он всегда опирался на науку, прежде всего на работу ученых НИИ ВМФ и ВМА, знакомясь с ходом их исследований. При рассмотрении научных работ, он всегда ориентировал ученых на поиск нетрадиционных идей в создании систем вооружения и строительстве кораблей. Он был противником копирования зарубежных кораблей и вооружения, считая это путем отсталых, хотя изучению зарубежного опыта придавал немалое значение. Он настойчиво рекомендовал Институтам флота теснее взаимодействовать с учеными Академии наук СССР, подчеркивая, что флот на протяжении своей трехсотлетней истории всегда был тесно связан с Академией наук. Сергей Георгиевич всегда внимательно относился ко всему новому в фундаментальной науке. Он с большим уважением и вниманием относился к выдающимся ученым, которые внесли существенный вклад в строительство современного флота. В первую очередь следует назвать академика Анатолия Александрова, научная и практическая работа которого была тесно связана с флотом еще в довоенные годы. Он был инициатором и научным руководителем создания атомных энергетических установок и проектирования атомных подводных лодок. После избрания его в 1975 году президентом АН СССР Анатолий Петрович продолжил руководство Советом по гидрофизике, организуя исследования Мирового океана в интересах создания систем подводного кораблестроения и наблюдения. Сергей Горшков высоко ценил творческую деятельность генеральных и главных конструкторов кораблей и систем вооружения, избранных в состав АН СССР. Это академики Н.Н. Исанин, С.Н. Ковалев, В.Н. Челомей, В.П. Макеев, Н.А. Семихатов, П.Д. Грушин, Б.П. Жуков, Ю.Б. Харитон, Е.И. Забабахин, А.И. Савин, В.С. Семенихин, А.А. Туполев, С.В. Илюшин, Р.А. Беляков, Г.М. Бериев. Со всеми этими неординарными личностями, как и со многими другими, Горшков великолепно умел вести беседы и решать вопросы, и пользовался огромным авторитетом и уважением в их среде. Думаю, не ошибусь, если скажу, что Сергей Георгиевич был самым авторитетным и уважаемым среди ученых страны военачальником. С МОРЯ – НА ЗАВОД Важное значение в работе Сергей Горшков придавал общению с руководителями министерств ОПК, его многие годы связывали дружеские, деловые отношения с выдающимися руководителями оборонных отраслей промышленности: Б.Е. Бутома и М.В. Егоров (судостроение), Е.П. Славский (атомная ), С.А. Афанасьев (ракетно-космическая), С.А. Зверев и П.В. Финогенов (оборонная), В.В. Бахирев (боеприпасы и твердые топлива), В.Д. Калмыков и П.С. Плешаков (радиотехническая), Э.К. Первышин (средства связи). Встречи и совещания в столице, совместное посещение НИИ и КБ по вопросам кораблестроения и вооружения. Так, только по ракетным делам он с министрами побывал на Урале, Алтае, Таджикистане, в Харькове, Туле, Реутове, Люберцах, Химках и Дубне, не говоря уж о Москве, Ленинграде и центрах кораблестроения. Он с большим уважением и доверием относился к работе проектантов кораблей и конструкторам систем вооружения, всегда внимательно и заинтересованно слушал их выступления, сам активно участвовал в обсуждении, при этом чувствовалось глубокое знание им обсуждаемой проблемы, в том числе и технических вопросов. На заводах он проявлял большой интерес к новинкам технологии, организации производства и системе контроля качества. В этих посещениях предприятий Сергей Горшков проявлял интерес к вопросам развития предприятия, настроениям в коллективе. Он считал, что только благополучное предприятие может создавать высококачественную технику. Главное, что отличало Сергея Георгиевича, это его выступления, у него всегда было что сказать, при этом четко формулировал роль конкретного коллектива, где находился, в строительстве флота. Важным направлением привлечения внимания к проблемам флота являлись выставки-показы новых кораблей и систем вооружения, организованные по инициативе Сергея Горшкова на Северном или Черноморском флотах, с приглашением на них руководителей партии и правительства, министров, генеральных и главных конструкторов, директоров крупных заводов. После ознакомления с кораблями, самолетами, ракетами, торпедами и другими видами ВВТ, на выходе кораблей в море для участников выставки выполнялись боевые упражнения с пусками ракет и артиллерийскими и торпедными стрельбами. Многие участники этих мероприятий становились активными сторонниками создания мощного океанского флота. Участие конструкторов в выставках, на учениях и испытаниях новых систем вооружения позволяли им быстрее проходить процесс оморячивания, что имело принципиальное значение для правильного восприятия ими требований ТТЗ ВМФ и квалифицированно и осознанно их реализовывать при разработке ВВТ. Сергей Георгиевич постоянно интересовался ходом подготовки полигонов флота к испытаниям новых ракетных комплексов и других систем вооружения. Вспоминается посещение его вместе с секретарем ЦК КПСС Дмитрием Устиновым Северного полигона в начале 1976 году. Во время движения по технической территории полигона в районе поселка Нёнокса Устинов поинтересовался местом стартовой позиции для испытаний нового РК Д-9Р. Начальник полигона вице-адмирал Владимир Салов доложил, что сейчас подъезжаем к месту, выбранному по результатам рекогносцировки, и показал торчащую в снегу палку с металлической банкой на конце. Автобус остановился, и секретарь ЦК спросил: «Сергей Георгиевич, а вы успеете построить старт к началу испытаний?» «Вне всякого сомнения», – ответил главком и выразительно посмотрел на начальника Главного инженерного управления генерал-майора В.Е. Путята и на меня. Работы были выполнены в установленные сроки, и полигон обеспечил, как и во всех других случаях, испытания новых комплексов. ШКОЛА ЗАКАЗЧИКОВ Главной опорой главкома в строительстве флота были управления, объявленные в приказе министра обороны генеральными заказчиками по определенной номенклатуре ВВТ флота. Они несли всю полноту ответственности за жизненный цикл этой техники, начиная с задумки облика, создания, организации эксплуатации, снятия с вооружения и утилизации, и были основными организаторами по подготовке и реализации принятых решений по вопросам проектирования кораблей, созданию комплексов вооружения, подготовки полигонов флота к испытаниям и организации их проведения. Заказывающие управления (ЗУ) несли ответственность за техническую подготовку флотов к приему новых видов вооружения и организацию их эксплуатации, за специальную подготовку личного состава кораблей и частей. Для выполнения этих функций заказывающие управления имели в подчинении НИИ, полигоны, военные представительства на предприятиях промышленности, арсеналы и базы хранения вооружения, ремонтные заводы. В специальном отношении им подчинялись соответствующие управления флотов, флагманские специалисты и боевые части (службы) кораблей. Итоговыми оценками деятельности заказывающих управлений являлись создание новых систем вооружения в установленные сроки и высокого качества и успешность выполнения боевых упражнений кораблями флотов. Поэтому Сергей Георгиевич уделял пристальное внимание работе этих управлений, а их руководители были наиболее частыми посетителями его кабинета с докладами. Становлению и укреплению авторитета начальника заказывающего управления имело их обязательное присутствие на встрече ГК ВМФ с генеральными и главными конструкторами, директорами предприятий и руководителями министерств, при этом он всегда спрашивал мнение присутствующего начальника ЗУ по обсуждаемому вопросу и, как правило, поддерживал его. Такая система общения с начальниками заказывающих управлений позволяла главкому быть постоянно в курсе дел по созданию и ходу испытаний систем ВВТ и строительству кораблей, а для подчиненных была великолепным примером и школой решения различных вопросов. Важной школой воспитания и обучения для начальников ЗУ было присутствие и участие в обсуждении вопросов на заседаниях Военного совета ВМФ. Присутствуя на многих заседаниях Военного совета, на некоторых из них я выступал с докладами или в прениях, а при обсуждении итогов зимнего и летнего периода обучения обязательно докладывал о результатах ракетно-артиллерийской подготовки за ВМФ в целом. Это были отличная школа государственного подхода к обсуждаемым вопросам, пример сочетания жесткого спроса за недостатки и упущения с уважением к человеку и четкие указания по дальнейшей работе. Сергей Георгиевич всегда внимательно слушал доклады и выступления, делал замечания или задавал вопросы, но я не помню, чтобы это кого-нибудь обижало. Если кому и доставалось, то за дело. Вспоминаю, как в январе 1976 года я докладывал на заседании Военного совета о неудовлетворительных результатах ракетных пусков в 1975 году и мерах, принимаемых управлением. Главком одобрил предлагаемые меры, но дал весьма жесткую оценку моей деятельности: «Вы не твердо держите в руках порученное дело. Начальник УРАВ отвечает и за качество, и за надежность вооружения, и за обучение личного состава ракетно-артиллерийских боевых частей кораблей, и за организацию стрельб. Требую наводить в службе порядок быстрее и жесткой рукой. Пока мы этого не видим и публично вас предупреждаем. Спрос будет строгим». Такая оценка не могла быть приятной, тем более что управление и вся ракетно-артиллерийская служба работали с большим напряжением. Десятки КБ и НИИ промышленности работали по созданию новых комплексов РАВ. На четырех полигонах и кораблях под руководством государственных комиссий проводились испытания новых и модернизированных комплексов, количество которых иногда доходило одновременно до десяти. На флотах шло освоение новых видов вооружения, в ходе боевой подготовки проводились пуски ракет, число которых иногда доходило до 400 в год, по результатам которых, в определяющей степени, оценивался уровень боевой и политической подготовки большинства кораблей и частей флотов. Офицеры управления принимали непосредственное участие во всех этих процессах. В поездках на флоты офицеры управления оказывали помощь специалистам по подготовке к учениям и сложным стрельбам, проведении и оценке их результатов. Строгую оценку, данную главнокомандующим на Военном совете, в управлении восприняли как должное и как руководство к действию. Управлением, вместе со специалистами РАВ и командованием флотов, были приняты необходимые меры. В последующие 10 лет серьезных провалов в ракетно-артиллерийской подготовке на флотах не было, хотя недостатки и замечания были всегда. Главный конструктор Валентин Мутихин, Сергей Горшков, командир РКР «Слава» Вадим Москаленко. Фото из архива «НВО» ПОД РАКЕТНЫМ ОБСТРЕЛОМ Особое значение имели плановые поездки главнокомандующего на флоты, как правило, два раза в год на Северный и Тихоокеанский и по одному – на Балтийский и Черноморский. Во всех этих поездках участвовали начальники заказывающих управлений. Присутствуя на заслушиваниях командования флота (флотилии), мы получали информацию из первых уст о состоянии дел на флоте и нерешенных вопросах. Мы видели и учились, как правильно надо ставить и решать вопросы по обеспечению боевой готовности сил и средств флота, обустройству гарнизонов и пунктов базирования, поддержанию высокого уровня организации службы и воинской дисциплины. Особое внимание главком обращал на поддержание установленных норм содержания кораблей в постоянной готовности, материальной основой которой является техническая готовность кораблей и систем вооружения, обеспечение флота нормативными запасами ракет, других боеприпасов и материально-технических средств, за которые отвечали центральные управления наравне с командованием флотов. После заслушивания командования флота начальники заказывающих управлений работали в специальных управлениях, на кораблях и частях. Главными вопросами для них были оценка работы по освоению новых кораблей и комплексов вооружения, проверка технической готовности кораблей, состояние системы хранения оружия на базах и вопросы пожаро- и взрывобезопасности на кораблях и базах. Такая практика позволяла ЗУ, отвечающим за весь жизненный цикл вооружения, учитывать флотский опыт в разработке новых систем вооружения. Результаты своей работы начальники управлений докладывали в штаб и учитывали при подведении итогов. По важным и срочным вопросам начальники управлений докладывали лично главкому. Боевые упражнения в море выполнялись в условиях, приближенных к боевым. Корабли находились в боевых порядках (ордерах), обеспечивая все виды обороны, оружие кораблей в готовности к боевому использованию. Пуски БР проводились по команде с ЦКП ВМФ при нахождения ПЛАРБ в условиях боевого патрулирования. Пуски противокорабельных ракет проводились в условиях разведывательно-ударного комплекса, с использованием данных о целях-мишенях от космической или авиационной разведывательных систем. Наиболее сложной была организация отработки ПРО-ПВО соединения кораблей, при которой налет осуществляли противокорабельные крылатые ракеты, доработанные в ракеты-мишени (РМ), запускаемые с ракетных катеров и подводных лодок в штатном режиме. При подготовке РМ на них отключался контур управления от головки самонаведения, вместо боевой части устанавливали весовой имитатор. В целях соблюдения мер безопасности РМ наводились из расчета прохождения их траектории с некоторым упреждением относительно ордера. При угрозе нападения с воздуха корабли соединения переводились в режим полной боевой готовности, боевое распоряжение по отражению воздушных целей с использованием зенитных огневых средств выдавалось только тем кораблям, которые проверялись. Другие корабли ордера должны были использовать свои огневые средства только по РМ, идущей непосредственно на «свой» корабль. Это положение было записано в руководящих документах, что обеспечивало безопасность всех кораблей при отражении воздушного налета. В ходе выполнения боевых упражнений оценивались уровень подготовки личного состава и надежность работы материальной части кораблей. В случаях неуспешных пусков ракет, других недостатков на учении Горшков никогда не проявлял элементов нервозности, давал четкие указания о проведении после учения расследования причин. Летом 1974 года во время оперативных сборов командного состава флотов и центральных управлений под руководством главкома на Северном флоте эскадра надводных кораблей в море должна была отразить удар ракет. Все участники сборов находились на крейсере «Мурманск». Погода была благоприятная, светило солнце, море спокойное. Ракетный удар наносила бригада ракетных катеров, запуская три РМ П-15 с дальности около 40 км. В назначенное время катера пустили РМ, подход которых к эскадре на высоте 200–300 м и темпом 7–10 секунд был хорошо виден визуально. Но произошло невероятное – ни один корабль эскадры не обстрелял РМ из-за того, что РМ не были обнаружены, о чем и доложил командир эскадры. Не знаю, какой разговор состоялся у главкома с командующим Северным флотом, но вскоре я, как главный ракетчик и начальник УРАВ ВМФ, был вызван во флагманскую рубку, где находился нахмуренный и суровый СГ (как мы его называли между собой) в одиночестве. Видно было, что он тяжело переживал произошедшее, и я не ожидал для себя ничего хорошего. Но главком, сдерживаясь, довольно спокойно сказал: «Да-а. Такого еще не бывало у нас. Вызовите специалистов, кого необходимо, останьтесь на флоте после сборов и разберитесь в причинах случившегося досконально. И примите меры». Я был удивлен его выдержкой и еще раз убедился в силе характера. Еще один случай, показывающий выдержку и спокойствие Сергея Георгиевича в сложной ситуации. На одном из учений Северного флота корабли эскадры отражали удар РМ, запущенных с АПЛ и РКАБ. Штаб руководства находился на тяжелом атомном ракетном крейсере «Киров» и получал донесения о поражении двух РМ на основе ракеты П-6. И вдруг из-за низких облаков вылетает горящая РМ П-6 (ее подбил стреляющий корабль) и падает впереди примерно в 200 метрах по курсу крейсера. Многие из нас, находящихся на ходовом мостике, так и ахнули, а главком взглянул в нашу сторону и спокойно сказал: «Не паникуйте!» И поручил мне разобраться, почему зенитчики не обстреляли эту РМ, практически идущую на крейсер. Все было сказано весомо и спокойно. После разбора этого случая с командирами кораблей и соединений на Северном флоте была дана информация на другие флоты вместе с дополнительными указаниями о том, что каждый корабль в ордере должен быть в готовности и поразить воздушную цель, идущую на корабль. К сожалению, невыполнение этих требований привело в аналогичной ситуации к гибели МРК «Муссон» на Тихоокеанском флоте в 1987 году, когда в него попала подбитая РМ-15 и он затонул. Приведу еще один пример, характеризующий Сергея Георгиевича. На учении по высадке десанта на ЧФ один из катеров на воздушной подушке не мог с ходу выйти на побережье и сделал это только на третьем заходе. Командование флота и все, кто находился на смотровой трибуне, волновались и переживали за неудачу и возможные неприятности для командира катера. Главком спокойно направился к катеру, и все, находящиеся на трибуне, последовали за ним. Мы видели бледное лицо командира катера, когда он докладывал главкому. Сергей Георгиевич спокойно выслушал доклад, поздоровался с командиром за руку и начал разговор о боевых и мореходных качествах корабля, какие недостатки он имеет. Командир, старший лейтенант, в начале беседы волновался, что вполне естественно, он впервые разговаривал с военачальником такого высокого ранга да еще в столь сложной ситуации, а затем успокоился и уверенно отвечал на все вопросы. Горшков поблагодарил его и пожелал успехов в службе. Надо было видеть просиявшее лицо командира катера и с какой лихостью он приподнял свой катер, развернул его на месте и ушел в море. Думаю, что для этого офицера беседа с главкомом будет памятной на всю жизнь, а для присутствующих – поучительным примером отношения адмирала к молодому офицеру. Последний мой разговор с Сергеем Георгиевичем состоялся по телефону в канун Дня Победы 1988 года, а вскоре его не стало. Это была огромная потеря для флота, для страны.

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

milstar: доктрина Дуэ оказывается очень гибкой. ---------------------------------------- «...Цели меняются в зависимости от того, желают ли завоевать господство в воздухе или же отрезать сухопутную армию и морской флот противника от их баз, или посеять ужас в неприятельской стране, чтобы сломить ее моральное сопротивление, или, наконец, желают действовать против руководящих органов неприятельской страны, и т. д. Выбор одной цели преимущественно перед другой{79} зависит от целого ряда соображений военного, политического, социального и психологического характера, которые [80] {80}, в свою очередь, обусловливаются обстановкой данного момента и которые нужно исследовать в связи с ней» (1921 г.){81}. Выбор объектов (целей) является самой трудной частью ведения воздушной войны. При этом надо избегать жесткого шаблона и стремиться к тому, что Дуэ называет «гибкостью» в выборе объектов. Как правило, воздушные силы должны задаваться целью завоевания господства в воздухе. Однако, выбирать «a priori» для нападения воздушные базы может оказаться напрасным трудом, если противник сумел увеличить число этих баз или надежно защитить их. Самыми первыми объектами воздушной армии должны быть неподвижные и постоянные объекты, обслуживающие воздушные силы противника: самолетостроительные заводы, крупные склады имущества и т. п. «Но даже вначале воздушная война не сможет ограничиться простой и изолированной борьбой между воздушными силами: она немедленно перерастет во взаимное нападение на все материальные и моральные силы сопротивления воюющих стран. При прочих равных условиях преимущество будет на стороне той страны, жизненные центры которой более разбросаны и находятся дальше от границы. Чтобы компенсировать это неравенство, противник должен будет обладать более мощными воздушными силами» (май 1928 г.). ---------- 1. Использование всех возможных траекторий каждой ракетой стратегических ядерных сил за счет резерва забрасываемой массы 40% Выбор параметров траектории перед пуском 2.Увеличение числа носителей 3.Маневрирующиe боеголовки МАРВ

milstar: «...Цели меняются в зависимости от того, желают ли завоевать господство в воздухе или же отрезать сухопутную армию и морской флот противника от их баз, или посеять ужас в неприятельской стране, чтобы сломить ее моральное сопротивление, или, наконец, желают действовать против руководящих органов неприятельской страны, и т. д. Выбор одной цели преимущественно перед другой{79} зависит от целого ряда соображений военного, политического, социального и психологического характера, которые [80] {80}, в свою очередь, обусловливаются обстановкой данного момента и которые нужно исследовать в связи с ней» (1921 г.){81}. Дуэ Выбор объектов (целей) является самой трудной частью ведения воздушной войны. Самыми первыми объектами воздушной армии должны быть неподвижные и постоянные объекты 1. Командно-штабные пункты политического и военного руководства a. Углубленные бункеры( NORAD,правительства Германии на глубине 100 метров&) - может быть атакован боевым блоком термоядерным пенетратором 0,5 -10 мегатонн массой 0.5 -4 тонны , в качестве носителя МБР , ПАК-ДА,Ту-160,Ту-22М3,МИГ-31 Ишим b .Наземные -здания Министерства обороны США & достаточно боевого блока 30-40 килограмм с боезарядом мощностью 1 килотонна на принципах линейной имплозии Pu-239 весом 15-17 килограмм и автономной инерциональной системы наведения c. Мобильные - Командно-штабные пункты на авианосце ,крейсере ,самолете достаточно боевого блока 40-50 килограмм с боезарядом мощностью 1 килотонна на принципах линейной имплозии Pu-239 весом 15-17 килограмм , 140/152 * 500/600 миллиметров РГСН весом 25-35 килограмм с диаметром апертуры 300 миллиметров 2 гелий твт лампы со средней мощностью по 500 ватт «Но даже вначале воздушная война не сможет ограничиться простой и изолированной борьбой между воздушными силами: она немедленно перерастет во взаимное нападение на все материальные и моральные силы сопротивления воюющих стран. При прочих равных условиях преимущество будет на стороне той страны, жизненные центры которой более разбросаны и находятся дальше от границы. Чтобы компенсировать это неравенство, противник должен будет обладать более мощными воздушными силами» (май 1928 г.). доктрина Дуэ оказывается очень гибкой. ---------- 2. Использование всех возможных траекторий каждой ракетой стратегических ядерных сил за счет резерва забрасываемой массы 100% ---------------------------------------- a.Минимально-затратная b.Настильная -25 % Апогея и 60 % времени полета от минимально-затратной c.Затухающая синусоида с расчетом от плотных слоев атмосферы , d.частично-орбитального бомбометания e.Развертывание в Космосe орбитальной группировки на 24 круговых орбитах высотой по 550-600 км с 32 боевыми блоками мощностью 100 килотонн на каждой Время боевого дежурства 25-30 лет Боевой блок из боезаряда мощностью 100 килотонн , массой 100 кг , инерциального датчика ,системы связи -50 кг , Для форсированного схода с орбит 550-600 км боевого блока массой 150 кг за 240 секунд - запас топлива 300 килограмм.Общий вес - 450 кг за 120 секунд - запас топлива 600 килограмм.Общий вес - 750 кг Один Протон за 50 млн $ может вывести на данные орбиты 15 -30 подобных боевых блоков с запасом топлива

milstar: «Северодвинск»: несостоявшийся прорыв Срыв программы строительства новейшей атомной подводной лодки приведет к значительной задержке всей кораблестроительной программы Алексей Рамм По мнению заказчика – Военно-морского флота России, новейшая атомная подводная лодка проекта 885 не отвечает заданным гидроакустическим характеристикам, что значительно снижает ее боевые возможности. Прошедшие в феврале этого года в Научно-производственном объединении машиностроения научные чтения, посвященные 100-летию великого советского конструктора Владимира Николаевича Челомея, посетили не только ракетостроители, но и корабелы. Ранее в Московском государственном техническом университете имени Баумана была установлена памятная доска, посвященная легендарному ракетостроителю. А затем представители Минобороны, Роскосмоса, различных конструкторских бюро, заводов-производителей и других структур побывали в находящемся в подмосковном Реутове научно-производственном объединении. С благодарственными словами о созданных в НПО машиностроения морских ракетных комплексах выступили представители ВМФ России и инженеры-кораблестроители. В ходе Челомеевских чтений стало известно, что разработанный НПО ракетный комплекс 3К55 «Оникс» в конце прошлого года был успешно испытан на новейшей атомной подводной лодке «Северодвинск». Хотя еще в начале 2013-го вопрос о применении 3К55 с борта головной подводной лодки проекта 885 стоял очень остро. «Северодвинск»: несостоявшийся прорыв По некоторым данным, озвученным в средствах массовой информации, если успешные запуски разработанного НПО «Новатор» ракетного комплекса «Калибр» прошли еще в конце 2011-го, то «Оникс» выстрелил только в конце лета прошлого года. Но по словам офицера ВМФ России, знакомого с ситуацией, «Оникс» не единственная проблема «Северодвинска». «В военно-морских кругах «Северодвинск» получил обидное прозвище, рифмующееся с названием этого города, из-за постоянных попыток Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) любой ценой пропихнуть лодку флоту. Хотя еще в конце прошлого года мы заняли четкую позицию – корабль к сдаче не готов, его надо дорабатывать», – рассказал газете «Военно-промышленный курьер» собеседник. По словам офицера, если проблемы с «Ониксом» сейчас уже в целом решены, то по гидроакустическим характеристикам и ядерной энергетической установке работы пока не движутся. Есть проблемы и с торпедными аппаратами. «В прошлом году ОСК неофициально давала понять, что флот не готов принять «Северодвинск» в свой состав. У нас нет под него инфраструктуры, не отстроено место базирования, даже причал не готов. Хотя ВМФ не стремится утопить проект любой ценой, а добивается лишь заложенных в проекте характеристик. Мы и проектировщики субмарины понимаем, что в ее конструкции есть технические решения, не доведя которые до нормального «боя» сейчас, мы поставим под угрозу всю остальную программу строительства подводных лодок. Но у меня складывается мнение, что руководству ОСК надо только одно – сдать лодку ВМФ как можно быстрее, а потом уже разбираться, что делать», – пожаловался офицер флота. Несмотря на то, что в СМИ (не только отраслевых, но и федеральных) достаточно часто проходит информация о работах по «Северодвинску», вся она носит характер дежурных новостей, взятых из пресс-релизов Объединенной судостроительной корпорации. «Вышел в море», «Прошел столько-то морских миль», «Успешно отстрелялся» – все, что можно прочесть о новейшей подводной лодке. На фоне этих победных реляций неприятным сюрпризом стал отказ главкомата ВМФ в конце прошлого года, прямо «под елочку», от принятия корабля в состав флота, ограничившись так называемой опытной эксплуатацией, когда экипаж начинает отработку задач курса боевой подготовки, а заводчики устраняют обнаруженные недостатки. Также проводятся совместные испытания выявленных ранее проблемных узлов и агрегатов. «Хотя не только отечественные, но и иностранные СМИ говорят о «Северодвинске» как о готовой к боевому применению субмарине, фактически это не так», – заявил в интервью «Военно-промышленному курьеру» высокопоставленный источник в ВМФ. Так что же на самом деле происходит с новейшей атомной субмариной и как скоро она будет передана Военно-морскому флоту? Попробуем разобраться в ситуации. От «Ясеня» к «Борею-А» «Сейчас в «Северодвинске» заложены три технических решения, которые войдут также в проект 995А «Борей-А», хотя лодки проекта 885 разработаны «Малахитом», а 995 – ЦКБ «Рубин». Работы по головному «Борею» – «Святителю Николаю» начались в 2009 году», – проинформировал «ВПК» кораблестроитель, знакомый с ситуацией. Речь идет о новейшем гидроакустическом комплексе (ГАК) «Амфора-Иртыш», так называемых бортовых торпедных аппаратах (ТА) и интегральной моноблочной ядерной энергетической установке (ЯЭУ), совмещающей в одном блоке реактор и паропроизводящую установку. Все это есть на «Северодвинске», и полученные результаты будут использованы при проектировании серии 995А. «Первые три «Борея» были компромиссным решением. Они создавались из задела недостроенных субмарин проекта 971. Но с четвертого корпуса лодки проекта 995А станут такими, как первоначально планировалось», – пояснил собеседник. Но работы по новейшим «Бореям» срываются во многом из-за проблем со сдачей «Северодвинска». «Из-за того, что главная антенна ГАК «Амфора-Иртыш» довольно большая, торпедные аппараты из носовой части надо убирать в среднюю часть корпуса и делать их так называемыми бортовыми. Первыми так поступили американцы при проектировании многоцелевых атомных подводных лодок класса «Лос-Анджелес». Сейчас такое решение стало типовым и используется не только на «Лос-Анджелесах», но и на «Си Вульфах», «Вирджиниях», а также британских «Аститьютах», – сообщил «Военно-промышленному курьеру» военный историк Максим Токарев. По его словам, на советских лодках до недавнего времени таких торпедных аппаратов не было: «Даже на наиболее продвинутых АПЛ проекта 971 в носу стояли одновременно и ТА, и гидроакустическая антенна ГАС «Скат-3». Первой российской подводной лодкой с «бортовыми» торпедными аппаратами стал «Северодвинск». Планировалось, что после отработки на «Северодвинске» торпедные аппараты должны были перейти и на «Борей», но на момент начала работ «бортовые» ТА оставались только в чертежах, ГАК «Амфора-Иртыш» перешел уже на лодки проекта «Борей-А». Хотя, по официальным данным, на «Юрии Долгоруком», «Александре Невском» и «Владимире Мономахе» установлен именно такой гидроакустический комплекс, это вызывает обоснованные сомнения, учитывая размеры главной антенны ГАК и наличие в носовой части субмарин торпедных аппаратов. По некоторым сведениям, на указанных подводных лодках все же установлена доработанная гидроакустическая станция «Скат-3» от подводных лодок проекта 971, совмещенная с электронными системами и цифровыми библиотеками «Амфоры-Иртыша». До недавнего времени «бортовые» торпедные аппараты на «Северодвинске» были головной болью не только кораблестроителей, но и военных моряков. Штатно производить пуски не удавалось, постоянно возникали срывы. «Испытать ТА получилось только в середине прошлого года. Правда, сейчас они работают, как часы. Но сколько это стоило нервов экипажу, заводу и проектировщикам», – пожаловался офицер Военно-морского флота. Если с торпедными аппаратами ситуация наладилась, то моноблочная ядерная энергетическая установка, разработанная и выпускаемая предприятиями Росатома, продолжает доставлять массу хлопот ее создателям и экипажу субмарины. «Моноблочная схема экономит место и значительно снижает уровень шумов от работающих узлов и агрегатов. По сравнению с энергетическими установками лодок проекта 971 он в несколько раз ниже», – заметил «ВПК» инженер-кораблестроитель, знакомый с ситуацией. Правда, он отказался пояснить принцип действия и технические особенности российской моноблочной ЯЭУ, хотя и признал, что пока много проблем. По данным «ВПК», реактор не всегда выдает требуемую мощность, есть проблемы и по шумности. «Реактор делал Росатом, хотя и к «Малахиту» есть определенные вопросы по размещению ЯЭУ в корпусе лодки. Некоторым специалистам оно кажется неоптимальным. Такие интегрированные энергетические установки получат также лодки проекта «Борей-А», – отметил офицер Военно-морского флота России. Если проблемы с торпедными аппаратами и ГАК «Амфора-Иртыш» «Малахиту» и Севмашу решить удалось, то ЯЭУ пока остается ахиллесовой пятой всего проекта. Скрипящие валы «ревущей коровы» Еще одной бедой «Северодвинска» стала линия валов, вернее, ее подшипники. «Выработанный реактором пар поступает на паротурбинную установку и вращает несколько соединенных между собой валов. Из-за проблем с подшипниками возникает трение и лодка не может увеличивать скорость, чтобы линия не развалилась», – пояснил «ВПК» инженер-кораблестроитель. Эта проблема преследует лодку с начала ходовых испытаний в сентябре 2011-го. За два года испытаний «Малахит» несколько раз вносил существенные изменения в конструкцию линии валов, при этом заменяли и саму линию с постановкой лодки в док. Последний раз это случилось уже на государственных испытаниях в мае прошлого года. «Начавшиеся 27 мая испытания должны были продлиться до середины августа. 19 июля лодка из-за технических проблем вернулась на завод в Северодвинск. Правда, уже 30 июля она опять ушла в море», – говорит инженер-кораблестроитель. На завод из отпусков была вызвана бригада рабочих, которая в авральном режиме устраняла проблемы в линии валов. «Успели быстро. Самое смешное, что даже местные газеты написали о ремонте», – вспомнил собеседник издания. Несмотря на оперативность работ, «Северодвинск» вернулся с испытаний более чем с 200 замечаниями. Сочетание недостатков линии валов и превышение порога шумности при работе ЯЭУ на некоторых режимах привели к главной проблеме субмарины – несоответствию ее гидроакустических характеристик тем, что были заложены ВМФ в техническом задании. «Сейчас мы обеспечили устойчивую работу всех систем лодки, поэтому уровень акустических шумов не превышает установленных. Но на некоторых режимах работы возникают так называемые всплески, когда шумность зашкаливает в разы, хотя и кратковременные», – рассказал инженер. По его словам, лодка должна пройти расширенные гидроакустические испытания, предварительно запланированные на март-апрель нынешнего года, когда в Мотовском заливе улучшится ледовая обстановка. Сейчас лодка находится на заводе «Севмаш». Как рассчитывают кораблестроители, к этому времени проблема всплесков будет решена. «Из-за этих проблем мы иногда шутливо называли лодку «ревущей коровой». Хотя до настоящих «ревущих коров» – старых лодок проекта 675 ей, конечно, далеко. Но для такой продвинутой субмарины приятного мало», – заявил офицер Военно-морского флота. Он добавил, что в ВМФ уверены: в ближайшее время проблемы субмарины и всего проекта будут решены. Но военных смущает позиция руководителей Объединенной судостроительной корпорации. «Их задача впихнуть лодку флоту любой ценой, не считаясь с проблемами и возникшими трудностями. Нам же недоделанный корабль не нужен. Все бывает, первые в серии всегда проблемные. Но нельзя передавать небоеготовую лодку», – возмущен собеседник газеты. С моряками сложно не согласиться, ведь переговоры ОСК с ВМФ России шли вплоть до 30 декабря прошлого года, хотя еще в конце ноября военные четко обозначили свою позицию. По данным «ВПК», подписывать акт приема АПЛ в корабельный состав должны были главком адмирал Виктор Чирков и глава ОСК Владимир Шмаков. Неверно и утверждение, что в Западной Лице, куда должен прийти после своего принятия в состав флота «Северодвинск», ничего не готово к его приему. Еще осенью прошлого года «Спецстрой» реконструировал причал, построил дополнительные сооружения, выполнив первую очередь работ. Остается надеяться, что запланированные на ближайшие месяцы гидроакустические испытания пройдут успешно и «Северодвинск» войдет в состав ВМФ России, а полученный технический задел, как и планировалось, будет широко использован при строительстве новейших стратегических ракетных субмарин проекта «Борей-А». Так же стоит отметить, что сейчас кораблестроение вышло на утраченные после распада СССР позиции. Самое главное, чтобы ситуация с «Северодвинском» больше не повторилась. Алексей Рамм дальничать, защищая русских Наши партнеры


milstar: В Крым вернется российская морская ракетоносная авиация Авиабаза в Гвардейском (Крым) в 2016 году получит морской ракетоносный авианосный полк (МРАП), вооруженный дальними бомбардировщиками Ту-22М3, сообщает Интерфакс-АВН со ссылкой на российское военное ведомство «Мы рассчитываем, что через два года на авиабазе в Гвардейском снова будет базироваться ракетоносный полк на Ту-22М3», – сказал собеседник агентства. Он пояснил, что Минобороны не ставит перед собой задачу восстановления всех аэродромов, на которых в советское время размещались ракетоносцы ВВС Черноморского флота, в частности, в Веселом и Октябрьском. «Здесь появится необходимое и достаточное количество морских ракетоносцев. Потребность в них на южном направлении была всегда, но именно сейчас появились подходящие условия для их возвращения в Крым, который раньше называли «непотопляемым авианосцем», – отметил собеседник агентства. По его словам, перед приемом новых машин авиабазы в Гвардейском и в Каче существенно модернизируют свою инфраструктуру. Сюда будут поступать обновленные и отремонтированные самолеты и вертолеты, включая истребители Су-27, противолодочные Ту-142 и Ил-38, а также вертолеты Ка-27 и Ка-29

milstar: "Документ утверждает приверженность суверенитету, политическую независимость, единение и целостность Украины в рамках международно признанных границ", - говорится в резолюции. За этот документ высказались представители 100 стран, против - 11 стран, 58 воздержались. Согласно данным голосования, против резолюции проголосовали Армения, Белоруссия, Боливия, Куба, КНДР, Никарагуа, Россия, Судан, Сирия, Венесуэла и Зимбабве. Среди воздержавшихся - в основном государства Латинской Америки и Африки. ------------------------ ГЛАВА XVII О ЖЕСТОКОСТИ И МИЛОСЕРДИИ И О ТОМ, ЧТО ЛУЧШЕ: ВНУШАТЬ ЛЮБОВЬ ИЛИ СТРАХ По этому поводу может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх. Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива Никколо Макиавелли. Государь ----------------------- Россия должна выйти из СНВ и РСМД За 10 лет лет вперед вполне реально развернуть 3000 ракет РСМ-54 в шахтах Ее стартовая масса такая же как у 8К84 Стоимость без боевых блоков и шахты - 10 mln $ Стоимость олимпиады -50 млрд $ Валовой продукт России по ППС -2500 млрд $ За 10 лет -25000 млрд $ --- В 1964 году Московский Машиностроительный завод имени М.В.Хруничева приступил к производству ракет. Серия 8К84 была также развернута на Омском авиазаводе № 166 (ПО "Полет") и Оренбургском авиазаводе № 47 (ПО "Стрела").К концу 1969 г. было развернуто около 860 ракет 8К84 и 170 ракет 8K67. К 1971 г. количество развернутых 8K67 было доведено до 260, а 8К84 - до 990.

milstar: На вооружение ВМФ РФ принят ракетный комплекс "Лайнер", предназначенный для подлодок Политика 3 апреля, 15:58 UTC+4 МОСКВА, 3 апреля. /ИТАР-ТАСС/. Комплекс ракетного оружия Д-9РМУ2.1 с баллистической ракетой "Лайнер", которой оснащаются все АПЛ проекта 667 БДРМ ("Дельфин"), принят на вооружение. Об этом сообщили ИТАР-ТАСС в ОАО "Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева". "В 2011 году завершена опытно-конструкторская работа "Лайнер". Разработка выполнена в интересах министерства обороны. По энергомассовому совершенству ракета "Лайнер" превосходит все современные твердотопливные стратегические ракеты Великобритании, Китая, России, Соединенных Штатов и Франции, а по боевому оснащению не уступает американскому "Трайденту-2". Ракета может быть оснащена смешанной комплектацией боевых блоков различного класса мощности", - сказали на предприятии. "Многовариантность боевого оснащения позволит адекватно реагировать на изменения внешнеполитической обстановки, связанной с развертыванием системы ПРО или договорными ограничениями по количеству боезарядов", - отметили в ГРЦ. На протяжении 65-летней истории в ГРЦ спроектированы и сданы на вооружение Военно-морского флота СССР и России три поколения ракетных комплексов, восемь базовых ракет и 16 их модификаций, которые составляли и составляют основу морских стратегических ядерных сил СССР и России. В каждом из разрабатываемых комплексов ракетного оружия решались принципиальные задачи, обеспечивающие становление отечественного морского ракетостроения, достижение качественных, превосходящих мировые аналоги, результатов, способствующих развертыванию эффективной морской составляющей стратегических ядерных сил страны. ГРЦ имени Макеева - головной разработчик жидкостных и твердотопливных морских ракетных комплексов стратегического назначения Военно-морского флота. Центр осуществляет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию стратегических ракетных комплексов. В настоящее время в эксплуатации находятся ракетные комплексы для подводных лодок "Станция-2" и "Синева". http://itar-tass.com/politika/1095455

milstar: МОСКВА, 8 апреля. /ИТАР-ТАСС/. К 2020 году более десяти модернизированных многоцелевых атомных подводных лодок пополнят боевой состав Военно-морского флота России. Об этом заявил главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков. Он посетил ОАО "Центр судоремонта "Звездочка" в Северодвинске, где проверил ход ремонта и модернизации многоцелевых АПЛ проекта 971 "Леопард" и проекта 945 "Карп". Смотрите также АПЛ проекта 971 "Леопард" поступит в состав ВМФ после глубокой модернизации в 2015 году Как сообщил ИТАР-ТАСС официальный представитель ВМФ, адмирал Чирков провел на заводе совещание, на котором заслушал руководство предприятия о планах ремонта и модернизации этих АПЛ. "По результатам совещания были приняты решения, которые позволят завершить модернизацию и принять в боевой состав первую АПЛ проекта 971 в 2015-2016 годах, а многоцелевую АПЛ проекта 945 - в 2017 году", - отметил представитель ВМФ. Он пояснил, что в результате модернизации подводные лодки этих проектов будут оснащены более современными системами жизнеобеспечения, гидроакустическими и навигационными комплексами, системами управления и связи. "Срок службы атомных многоцелевых подводных лодок проекта 971 и 945 будет увеличен почти вдвое, а улучшенные тактико-технические характеристики позволят значительно повысить эффективность применения этих лодок в составе подводных сил ВМФ", - уточнил он. Неатомная подводная подводная лодка разработки ЦКБ МТ "Рубин" Главком ВМФ: в России разрабатывают неатомную подлодку 5-го поколения "Калина" Касаясь на совещании вопросов модернизации многоцелевых АПЛ, главком ВМФ отметил, что "в период до 2020 года с использованием производственных мощностей ОАО "Центр судоремонта "Звездочка" (Северодвинск) и дальневосточного завода "Звезда" (Приморье) для российского ВМФ должно быть модернизировано свыше десяти АПЛ проектов 971, 945, 949". "Речь идет о возвращении в строй практически обновленной по своим качествам группировки атомных многоцелевых подводных лодок, которым предстоит нести службу в составе подводных сил Северного и Тихоокеанского флотов. Требования к промышленности по модернизации этих АПЛ четко сформулированы Министерством обороны РФ и Главкоматом ВМФ, и есть уверенность, что они будут выполнены", - заявил адмирал Чирков. http://itar-tass.com/politika/1105056

milstar: ОСКВА, 29 апреля. /ИТАР-ТАСС/. Военная база в Балаклаве (Крым) не нужна Военно-морскому флоту России, поэтому необходимости в ее восстановлении нет. Такое мнение высказал директор департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Анатолий Шлемов. Расходы федерального бюджета на Крым за первый год могут составить 130 млрд руб. В настоящее время на территории бывшей базы расположен музей. "Это потрясающе сложное сооружение, но сегодня оно просто не нужно. Сейчас другие силы, другие средства", - сказал Шлемов в эфире радиостанции "Эхо Москвы". Он напомнил, что в 2007 году было принято решение по усилению боевого потенциала Черноморского флота, которое сейчас успешно реализуется. В целом российский ВМФ, по словам директора департамента ОСК, получит в текущем году 10 боевых кораблей. О Балаклавской бухте В 1953-1963 годах в Балаклаве был построен подземный завод для ремонта и снаряжения подводных лодок, а также объект для хранения и подготовки к боевому применению ядерного оружия. Объект располагается внутри скалы на западном берегу Балаклавской бухты и имеет выход в сторону моря. Завод обладал собственной системой жизнеобеспечения, мог вместить до трех тысяч человек и выдержать даже атомную бомбардировку. В доках завода одновременно могло находиться до семи субмарин. В 1994 году Балаклаву покинула последняя подлодка, впоследствии завод был разграблен. http://itar-tass.com/politika/1154999

milstar: Шойгу: на развитие Черноморского флота РФ до 2020 года выделят более 86 млрд руб. "На рубеже 2014-2015 годов Черноморский флот получит в свой состав две из шести подводных лодок проекта 636, в 2015 году - первый из шести сторожевых кораблей проекта 1135.6. Также планируется пополнить Черноморский флот шестью единицами патрульных кораблей открытого моря проекта 22160", - уточнил адмирал Чирков. http://itar-tass.com/politika/1183288

milstar: МОСКВА, 30 мая. /ИТАР-ТАСС/. Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 885 (шифр "Ясень"), которую планируется заложить 19 июля на "Севмаше", получит имя "Красноярск". Об этом в пятницу сообщил ИТАР-ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе (ОПК). Эта субмарина станет четвертой по счету и одновременно второй серийной подлодкой, строящейся по модернизированному проекту 885М. На эти "Ясени" будет устанавливаться новое оборудование, их заметность также будет снижена. Источник: АПЛ "Северодвинск" передадут ВМФ России 17 июня Головная подлодка проекта 885 "Ясень", названная "Северодвинск", была принята в опытную эксплуатацию ВМФ 30 декабря 2013 года. Как ранее сообщил ИТАР-ТАСС источник в ОПК, военно-морскому флоту РФ ее передадут 17 июня этого года. Вторая подлодка ("Казань") уже создавалась по проекту 885М и была заложена в 2009 году. Третий корабль ("Новосибирск") заложили 26 июля 2013 года. http://itar-tass.com/spb-news/1226363

milstar: Подводные лодки проекта «Ясень» будут решать две основные задачи – обеспечивать боевую устойчивость РПЛСН на маршрутах развертывания и бороться с авианосцами. Юрий Борисов сообщил журналистам сроки сдачи многоцелевых атомных подлодок класса «Ясень». «До 2020 года – семь («Ясеней»), вообще 16», – сказал Борисов. Он добавил, что флот должен получить к 2020 году восемь «Бореев». Ранее стало известно, что вторая по счету многоцелевая АПЛ «Казань» проекта 885М «Ясень-М» будет сдана в 2017 году. Третья АПЛ – «Новосибирск» – была заложена в июля 2013 года. Закладка четвертой и пятой АПЛ этого проекта, которым даны имена «Красноярск» и «Хабаровск», состоялась в минувшее воскресенье. http://nvo.ng.ru/realty/2014-08-01/1_submarines.html

milstar: По словам Вильнита, генеральный конструктор КБ Юрий Кормилицын сделал все для того, чтобы проект «Лада» был реализован, а его лодки были оснащены принципиально новым современным оборудованием. Многие системы и технические характеристики этих подлодок стали существенным прорывом в отечественном неатомном кораблестроении. Например, скрытность «Лады» еще более высока, чем у известных ДЭПЛ проекта 636, которые называют «черной дырой» в океане за их малошумность. «У нас была проблема с электродвижением, сегодня она решена, поэтому уверенно строится серия таких кораблей. С «Ладой» проблем нет, этот проект, безусловно, состоялся», – подчеркнул Вильнит. Он напомнил, что головная подлодка серии «Санкт-Петербург» сейчас проходит программу опытной эксплуатации на Северном флоте, которая будет завершена до конца этого года. «К сожалению, в строительстве серии произошла временная задержка. Однако головные корабли, существенно улучшенные по отношению к кораблям предыдущих поколений, никогда не вступали в состав флота в назначенный период времени. Всегда возникала необходимость что-то доделать», – пояснил Вильнит.

milstar: Вторая ДЭПЛ этого проекта «Кронштадт» была заложена в 2005 году, однако ее строительство приостановили и возобновили только в 2013 году. Третья подлодка – «Севастополь» – заложена в 2006 году, ее строительство также было приостановлено. Литий-ионные батареи для ДЭПЛ созданы на смену батареям предыдущего поколения, сообщил гендиректор КБ Игорь Вильнит. «Батарея уже, по сути, сделана, ее можно ставить на корабли». Эти батареи нового поколения по сравнению с предыдущими допускают зарядку и разрядку в любом режиме – можно прервать или начать ее, когда это удобно командиру, сообщил Вильнит. «Не требуется для нее специальных «лечебных циклов», которые необходимы обычным щелочным или кислотным батареям. Существенно повышен ее ресурс, емкость и надежность», – добавил он. Сейчас в российском подводном флоте используются аккумуляторные батареи, срок действия которых ограничен, а стоимость, по экспертным оценкам, достигает 300 млн руб. Литий-ионные батареи позволяют увеличить время нахождения лодки под водой как минимум в 1,4 раза. Между тем ВМФ совместно с промышленностью уже определил облик атомных подводных лодок пятого поколения. Все они будут построены из унифицированных модулей. По словам Вильнита, в ближайшее время промышленность предложит флоту облик и характеристики перспективных подводных кораблей модульного типа. «Сейчас ВМФ предварительно определился с тем, что должны быть корабли, строящиеся по модульному типу», – сказал он. Вильнит подчеркнул, что в этом направлении возглавляемое им конструкторское бюро взаимодействует с Главкоматом ВМФ РФ «самым тесным образом». Говоря о том, как будут выглядеть подлодки пятого поколения, Вильнит отметил, что они «по-прежнему будут иметь гидродинамически совершенный наружный корпус, но облик, конечно, будет существенно отличаться от третьего и четвертого поколений за счет новых технических решений». По его словам, унификация отдельных систем атомоходов различных типов имела место еще при разработке подлодок третьего поколения. «Конечно, принцип проектирования по единой базовой модели, когда нос и корма одинаковые, а в середину можно вставлять различную функциональную боевую нагрузку, влечет за собой массу преимуществ», – сказал гендиректор конструкторского бюро. Прежде всего это удешевление строительства, потому что создается единый корабль, только с определенными модификациями, и удешевление всех аспектов его эксплуатации. «Но другое дело, как приспособить под единый облик разные задачи, которые возлагаются на различные типы кораблей», – добавил Вильнит.

milstar: Lithium/carbon monofluoride (Li/CFx) primary batteries have double energy density over state-of-the-art Li/MnO2 and Li/SO2 primary batteries (theoretically 2203 Wh/kg vs. 847 and 1150 Wh/kg, respectively). --------------------------------------------------- However, these batteries suffer initial voltage delay and high polarization, especially in high power or low temperature operating conditions. http://www.arl.army.mil/www/pages/556/ARL_08-39_BD_Presentation.pdf Литий-ионные батареи позволяют увеличить время нахождения лодки под водой как минимум в 1,4 раза. Lithium/carbon monofluoride (Li/CFx) -theoretically 2203 Wh/kg !

milstar: http://www.dtic.mil/ndia/2011power/Session10_12777Bruce.pdf

milstar: Custom Lithium Thionyl Chloride Battery Packs & Assemblies Energy by volume: 1300 Wh/L Energy by weight: 710 Watt hour/kilogram 1 kub. metr 1 300 000 Wh ################## http://www.houseofbatteries.com/custom-batteries-custom-lithium-primary-battery-packs-c-1_70-l-en.html

milstar: Не избежали проблем и немцы. Помимо коррупционных скандалов, у них есть и чисто технические беды. Например, лодки проекта 214 получились шумнее, чем надо. В ряде источников упоминается, что при испытаниях головной лодки для Южной Кореи было зафиксировано значительное превышение шума относительно заявленного производителем. После этого корейцам пришлось ставить винт собственной разработки: это уменьшило шум, но ненамного. Другая проблема немецких лодок связана с аккумуляторами. У серийных серебряно-цинковых батарей оказалась неприятная особенность: если разрядить их до уровня в 30-40% от максимального заряда, то при ряде условий у них может появиться т.н. эффект памяти. Конечно, батарею можно использовать и с ним, но тогда серьезно падает автономность лодки. Ходят слухи, что Южная Корея даже собирается снять со своих 214-х лодок новые «перспективные» батареи немецкого производства и купить для их замены российские. http://topwar.ru/8848-surovaya-sudba-dizel-elektricheskih-podlodok.html Французские лодки, как и все прочие, также не безгрешны. Так, к примеру, из трех версий Scorpene реально строится только базовая. ВНЭУ еще не готова к массовому производству, да и не особо выгодна. Индия уже затребовала, чтобы на «Скорпенах» для их флота была воздухонезависимая энергетическая установка. Франция согласилась, но увеличила сроки и цену чуть ли не в два раза. Иногда также встречаются претензии к оборудованию Scorpene, но на фоне ценовых проблем их даже не замечаешь.

milstar: Начнём с самых распиаренных в СМИ (и российских и не российских) подводных лодок проектов 212/214. Лодки считаются очень качественными и хорошими как бы большинством не особо знающего населения. Потому можно рассказать про них. Данные германские подводные лодки не особо сильно отличаются по качеству от российских подводных лодок проекта 677. Как бы это не казалось странным, но это так. Ситуация с ними выглядит так: на головной греческой подводной лодке во время её испытаний был зафиксирован крен в 52 градуса на борт. Эт не размах качки, это только зафиксированный крен. Остойчивость подводной лодки прямо скажем никакая и подводная лодка имеет ограничения по мореходности. В общем и целом аналогичные тем, что имели подводные лодки построенные перед 1 мировой войной. Более того - эти германские подводные лодки единственные лодки в мире имеющие сегодня такие ограничения. Широко распиаренная воздухонезависимая силовая установка на самом деле по своему качеству не превосходит российскую аналогичную силовую установку "Кристалл". И является точно такой-же ненадёжной. Она точно-также греется при работе и требует частых выключений и перехода на батареи для продолжения движения подводной лодки. Всё отличие германских подводных лодок от российской проекта 677 заключается только в том, что имея воздухонезависимые установки одинакового качества в Германии решили их поставить в том виде как есть, т.е. сырыми, а в России справедливо решили сырые установки не ставить. И это решение было оправдано. Как известно, в СССР было построено наибольшее количество подводных лодок с различными воздухонезависимыми установками. И был уже набран опыт позволяющий понимать что можно ставить на лодки, а чего нет. И именно исходя из этого и было принято решение не ставить нашу воздухонезависимую установку на подводную лодку до окончания её доводки. Доведут её до ума или нет - не знаю, но в настоящее время она ничем не хуже германского ЭХГ что ставится на их лодки. Лодки проекта 214 обладают сверхвысокой шумностью. Так на испытаниях головной подводной лодки проекта 214 в Южной Корее было зафиксировано превышение шумности лодки над заявленной аж на 40 децибел. В результате уровень шумности оказался на уровне первых атомных подводных лодок. Да, заменив винт на свой, южнокорейцы добились снижения шумности на 10 децибел, но заявленых параметров по шумности лодок так и не добились. На учениях Балтийского флота российские корабли обнаруживают германские подводные лодки проекта 212 намного легче, чем прежние подводные лодки проекта 206. И это связано именно с тем, что лодки 212 проекта невероятно шумные. Аккумуляторные батареи на подводных лодках проекта 212/214 считаются (для прессы) передовыми в мире. Это литий-ионные аккумуляторные батареи которые практически не требуют обслуживания, имеют большую ёмкость и позволяют (теоретически) иметь большую подводную дальность плавания лодкам. На бумаге всё так и есть. А в реальности немного по-другому.В реульности эти новые аккумуляторные батареи могут долго служить только если их разряд не превышает 60% ёмкости батареи. Если разряд составляет 80% и более, то батарея становится одноразовой и выходит из строя. После чего зарядке не подлежит и должна быть заменена на новую. При разряде от 60 до 80% ресурс батареи катастрофически снижается. Как в плане срока службы, так и в плане ёмкости батареи вообще. Южнокорейцы, столкнувшиеся с этой проблемой первыми, уже рассматривают вопрос о закупке в России наших аккумуляторных батарей для установки на свои подводные лодки проекта 214. Всё дело в том, что при дуэльных ситуациях в мирное время со своими северокорейскими коллегами требуется большая ёмкость батареи которую можно использовать. С текущими же батареями получается так, что подводные лодки КНДР могут неоднократно разряжать свои батареи до воды, а южнокорейцы вынуждены подзаряжаться уже при разряде 60%. При всём этом формально имея большую дальность плавания южнокорейцы фактически имеют меньшую дальность плавания под водой на батареях. И при дуэльных ситуациях с корейскими подводными лодками проекта 033 первыми вынуждены подвсплывать на зарядку именно южане на своих 214. Северяне же могут иметь полный разряд и после этого их батареи снова могут быть заряжены. Потому дальность их подводного хода больше, чем у южан. А лодки проекта 033 это китайский вариант старых советских подводных лодок проекта 633 строившихся в 1960-е (!) годы. Что касается вооружения этих германских лодок, то тут также не всё хорошо. В основном германские лодки этого проекта оснащаются старыми торпедами "SUT" и "SST-4". Но разные страны могут заказывать для себя и другие торпеды. Что иногда и происходит. Указанные 2 типа торпед были разработаны в Германии много десятилетий назад. И торпеда "SST-4" несколько раз применялась в бою. Все выпущенные топеды оказались неисправны. Они или не выходили из аппаратов или не взрывались при попаданиях. Можно сказать, что после 1945 года ни одна выпущенная в бою германская торпеда не взорвалась. Они все оказались неисправны. По боевой эффективности торпеда "SUT" уступает не только "ТЭСТ-96", но даже и "ТЭСТ-71МЭ-НК". Даже китайская торпеда "Yu-5" превосходит немку по эффективности. Торпеда "SST-4" также является устаревшей. Эта торпеда уступает в своей эффективности как российской торпеде "53-65М", так и китайской "Yu-5" и корейской "CHT-02D". И находится где-то на уровне корейской торпеды "PT-97W". Да, по сравнению с перечисленными торпедами (кроме китайской "Yu-5") "SST-4" имеет проводное управление. Но в реальных боевых условиях оно рвалось на всех (!) торпедах, что были выпущены. И в реальных боевых условиях торпеда всегда наводилась автономно и без проводов. В силу того, что в боевых условиях ещё не было зафиксировано фактов того, что её провод не порвался, то её сравнение с беспроводными торпедами очень даже естественно. Более современные торпеды также применяются с этих лодок. Но их закупки только начинаются. Да и сами торпеды не более эффективны, чем те, что есть на вооружении ВМФ России в настоящее время. Наши военные считают, что шланговое проводное управление лучше катушечного. Что оно может обеспечивать большую дальность наведения. Но вот торпеды существуют не в вакууме, а в реальности. А реальность такова, что характеристики последних западных торпед являются избыточными. В современной войне лодки проекта 212/214 (как и другие западные лодки) будут иметь задачи почти исключительно противолодочной войны. Им не нужно будет топить тоннаж и бороться с боевыми кораблями. А дальности обнаружения подводных лодок всё-время падают. Можно привести пример, когда в 2010 году ВМФ Южной Кореи мог обнаружить подводные лодки КНДР всего в 28% случаев их выхода вообще! Это значение может являться знаковым, потому что показывает реальный, а не пропагандистский уровень верояности обнаружения лодок силами НАТО. В том числе и подводными лодками проекта 214 состоящими на вооружении ВМФ Южной Кореи. Характеристики, суммарные, германских подводных лодок проекта 212/214 оказались таковы, что её немцы могут продавать только за взятки и откаты. Во всех случаях, кроме Турции, при продажах лодок проект 214 были установлены факты дачи взяток и откатов чтобы их купили. В Турции в данное время проводится расследования возможной коррупционной схемы и потому пока установленных данных нет. Как можно назвать технику которую никто не хочет покупать и которую можно продать только за взятки и откаты? После такого факта говорить о качестве подводных лодок проекта 212/214 не приходится вообще. Вот когда их кто-нибудь купит за их характеристики, а не ради собственного обогощения, то тогда их и можно будет считать относительно качественными. http://newsland.com/news/detail/id/829604/

milstar: В среду главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков сообщил, что проект по разработке неатомной подводной лодки пятого поколения получил название «Калина», и напомнил, что новая субмарина получит воздухонезависимую энергетическую (анаэробную) установку. Повышение боевых возможностей неатомных субмарин, а также многоцелевых, как отметил Чирков, планируется обеспечивать за счет интеграции в состав их вооружения перспективных роботизированных комплексов. Кроме того, «в дальнесрочной перспективе предусматривается создание подводных кораблей нового поколения на базе унифицированных подводных платформ», добавил адмирал. http://vz.ru/society/2014/3/19/677976.html

milstar: Pазработку ВНЭУ планируется завершить в 2015–2016 гг. А в 2016–2017 гг., по словам Чиркова, первая новая подлодка будет построена для ВМФ. Экспериментальную установку установят на второй подводной лодке проекта 677 «Лада». Первая лодка этого проекта «Санкт-Петербург» сейчас находится в опытной эксплуатации и использует обычную дизельную энергетическую установку. ВНЭУ российской разработки принципиально отличается от зарубежных аналогов методом получения водорода. Чтобы не возить водород высокой чистоты на борту подлодки, в установке предусмотрено получение водорода в объеме потребления с помощью реформинга дизельного топлива. http://vz.ru/society/2014/3/19/677976.html



полная версия страницы