Форум » Дискуссии » VMF (продолжение) » Ответить

VMF (продолжение)

milstar: 100 лет создателю современного ракетно-ядерного флота России Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков был своим на кораблях, в штабах и заводских цехах 2010-03-19 / Федор Иванович Новоселов - адмирал, заместитель главнокомандующего ВМФ по кораблестроению и вооружению (1986-1992). Вице-адмирал Сергей Горшков. 1950 г. Фото из книги «Черноморская эскадра» Недавно страна отметила 100-летие адмирала Флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова, славного сына Отечества, выдающегося флотоводца, который в течение 30 лет (1956–1985) находился на посту главнокомандующего ВМФ. Он являлся идеологом и организатором строительства флота, под его руководством был построен современный океанский ракетно-ядерный атомный флот, успешно освоивший просторы Мирового океана. Создание такого флота является величайшим подвигом советского народа, так как флот строит вся страна. ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА Большая часть моей службы – около 30 лет – прошла в системе заказов по созданию систем вооружения ВМФ, в том числе около 20 лет в центральном аппарате, из них 14 – начальником заказывающего управления по ракетно-артиллерийскому вооружению. Впервые я увидел Сергея Горшкова летом 1957 года при его посещении крейсера «Чкалов», а затем на собрании партийного актива Ленинградской ВМБ, обсуждавшего итоги октябрьского 1957 года Пленума ЦК КПСС. С докладом выступал главком ВМФ, большинство выступавших коммунистов одобряли решения пленума, освободившего Георгия Жукова от должности министра обороны. Немало было критики и в адрес Горшкова, в основном за подражание маршалу Жукову в наказании провинившихся офицеров. Тон и направленность критики задал адмирал Иван Байков, однокашник Сергея Горшкова по училищу. Я присутствовал на многих партийных собраниях военных и гражданских организаций, но такого накала критики и самокритики, накала страстей, как на этом активе, не встречал. Сергей Георгиевич весьма достойно выдержал критику, никаких реплик или оценок выступлений в заключительном слове он не сделал. Ответив на вопросы, сформулировал задачи по выполнению решений пленума. Это произвело впечатление на многих. В конце 60-х годов Сергей Горшков дважды посетил Красноярский машиностроительный завод, на котором проходило освоение производства БРПЛ Р-27 и конструкторская отработка первой межконтинентальной ракеты Р-29. Я, как районный инженер по руководству работой военных представительств на семи предприятиях Сибири, встречал и сопровождал главнокомандующего ВМФ. Он с большим вниманием и заинтересованностью вникал в работу завода, состояние с отработкой и качеством ракет и высказал заинтересованность флота в переводе завода на производство БРПЛ. В мае 1971 года я выступал от ВМФ на Всеармейском совещании руководителей представительств военной приемки (ВПВП) МО. В феврале 1972 года меня вызвали в столицу. Главнокомандующий ВМФ предложил мне должность начальника УРАВ как генерального заказчика по ракетному и артиллерийскому вооружению. В беседе он рассказал, из своего опыта 1955 года, о трудностях начала работы в столице, обратив мое внимание на необходимость установления нормальных отношений с министерствами, чьи предприятия работают по заказам УРАВ, с генеральными и главными конструкторами. В апреле 1972 года состоялось мое назначение на должность начальника УРАВ и началась служба в столице. Исходя из моего многолетнего опыта могу свидетельствовать, что во время нахождения в Москве Сергей Горшков львиную долю времени уделял вопросам строительства флота. При определении перспективы развития флота он всегда опирался на науку, прежде всего на работу ученых НИИ ВМФ и ВМА, знакомясь с ходом их исследований. При рассмотрении научных работ, он всегда ориентировал ученых на поиск нетрадиционных идей в создании систем вооружения и строительстве кораблей. Он был противником копирования зарубежных кораблей и вооружения, считая это путем отсталых, хотя изучению зарубежного опыта придавал немалое значение. Он настойчиво рекомендовал Институтам флота теснее взаимодействовать с учеными Академии наук СССР, подчеркивая, что флот на протяжении своей трехсотлетней истории всегда был тесно связан с Академией наук. Сергей Георгиевич всегда внимательно относился ко всему новому в фундаментальной науке. Он с большим уважением и вниманием относился к выдающимся ученым, которые внесли существенный вклад в строительство современного флота. В первую очередь следует назвать академика Анатолия Александрова, научная и практическая работа которого была тесно связана с флотом еще в довоенные годы. Он был инициатором и научным руководителем создания атомных энергетических установок и проектирования атомных подводных лодок. После избрания его в 1975 году президентом АН СССР Анатолий Петрович продолжил руководство Советом по гидрофизике, организуя исследования Мирового океана в интересах создания систем подводного кораблестроения и наблюдения. Сергей Горшков высоко ценил творческую деятельность генеральных и главных конструкторов кораблей и систем вооружения, избранных в состав АН СССР. Это академики Н.Н. Исанин, С.Н. Ковалев, В.Н. Челомей, В.П. Макеев, Н.А. Семихатов, П.Д. Грушин, Б.П. Жуков, Ю.Б. Харитон, Е.И. Забабахин, А.И. Савин, В.С. Семенихин, А.А. Туполев, С.В. Илюшин, Р.А. Беляков, Г.М. Бериев. Со всеми этими неординарными личностями, как и со многими другими, Горшков великолепно умел вести беседы и решать вопросы, и пользовался огромным авторитетом и уважением в их среде. Думаю, не ошибусь, если скажу, что Сергей Георгиевич был самым авторитетным и уважаемым среди ученых страны военачальником. С МОРЯ – НА ЗАВОД Важное значение в работе Сергей Горшков придавал общению с руководителями министерств ОПК, его многие годы связывали дружеские, деловые отношения с выдающимися руководителями оборонных отраслей промышленности: Б.Е. Бутома и М.В. Егоров (судостроение), Е.П. Славский (атомная ), С.А. Афанасьев (ракетно-космическая), С.А. Зверев и П.В. Финогенов (оборонная), В.В. Бахирев (боеприпасы и твердые топлива), В.Д. Калмыков и П.С. Плешаков (радиотехническая), Э.К. Первышин (средства связи). Встречи и совещания в столице, совместное посещение НИИ и КБ по вопросам кораблестроения и вооружения. Так, только по ракетным делам он с министрами побывал на Урале, Алтае, Таджикистане, в Харькове, Туле, Реутове, Люберцах, Химках и Дубне, не говоря уж о Москве, Ленинграде и центрах кораблестроения. Он с большим уважением и доверием относился к работе проектантов кораблей и конструкторам систем вооружения, всегда внимательно и заинтересованно слушал их выступления, сам активно участвовал в обсуждении, при этом чувствовалось глубокое знание им обсуждаемой проблемы, в том числе и технических вопросов. На заводах он проявлял большой интерес к новинкам технологии, организации производства и системе контроля качества. В этих посещениях предприятий Сергей Горшков проявлял интерес к вопросам развития предприятия, настроениям в коллективе. Он считал, что только благополучное предприятие может создавать высококачественную технику. Главное, что отличало Сергея Георгиевича, это его выступления, у него всегда было что сказать, при этом четко формулировал роль конкретного коллектива, где находился, в строительстве флота. Важным направлением привлечения внимания к проблемам флота являлись выставки-показы новых кораблей и систем вооружения, организованные по инициативе Сергея Горшкова на Северном или Черноморском флотах, с приглашением на них руководителей партии и правительства, министров, генеральных и главных конструкторов, директоров крупных заводов. После ознакомления с кораблями, самолетами, ракетами, торпедами и другими видами ВВТ, на выходе кораблей в море для участников выставки выполнялись боевые упражнения с пусками ракет и артиллерийскими и торпедными стрельбами. Многие участники этих мероприятий становились активными сторонниками создания мощного океанского флота. Участие конструкторов в выставках, на учениях и испытаниях новых систем вооружения позволяли им быстрее проходить процесс оморячивания, что имело принципиальное значение для правильного восприятия ими требований ТТЗ ВМФ и квалифицированно и осознанно их реализовывать при разработке ВВТ. Сергей Георгиевич постоянно интересовался ходом подготовки полигонов флота к испытаниям новых ракетных комплексов и других систем вооружения. Вспоминается посещение его вместе с секретарем ЦК КПСС Дмитрием Устиновым Северного полигона в начале 1976 году. Во время движения по технической территории полигона в районе поселка Нёнокса Устинов поинтересовался местом стартовой позиции для испытаний нового РК Д-9Р. Начальник полигона вице-адмирал Владимир Салов доложил, что сейчас подъезжаем к месту, выбранному по результатам рекогносцировки, и показал торчащую в снегу палку с металлической банкой на конце. Автобус остановился, и секретарь ЦК спросил: «Сергей Георгиевич, а вы успеете построить старт к началу испытаний?» «Вне всякого сомнения», – ответил главком и выразительно посмотрел на начальника Главного инженерного управления генерал-майора В.Е. Путята и на меня. Работы были выполнены в установленные сроки, и полигон обеспечил, как и во всех других случаях, испытания новых комплексов. ШКОЛА ЗАКАЗЧИКОВ Главной опорой главкома в строительстве флота были управления, объявленные в приказе министра обороны генеральными заказчиками по определенной номенклатуре ВВТ флота. Они несли всю полноту ответственности за жизненный цикл этой техники, начиная с задумки облика, создания, организации эксплуатации, снятия с вооружения и утилизации, и были основными организаторами по подготовке и реализации принятых решений по вопросам проектирования кораблей, созданию комплексов вооружения, подготовки полигонов флота к испытаниям и организации их проведения. Заказывающие управления (ЗУ) несли ответственность за техническую подготовку флотов к приему новых видов вооружения и организацию их эксплуатации, за специальную подготовку личного состава кораблей и частей. Для выполнения этих функций заказывающие управления имели в подчинении НИИ, полигоны, военные представительства на предприятиях промышленности, арсеналы и базы хранения вооружения, ремонтные заводы. В специальном отношении им подчинялись соответствующие управления флотов, флагманские специалисты и боевые части (службы) кораблей. Итоговыми оценками деятельности заказывающих управлений являлись создание новых систем вооружения в установленные сроки и высокого качества и успешность выполнения боевых упражнений кораблями флотов. Поэтому Сергей Георгиевич уделял пристальное внимание работе этих управлений, а их руководители были наиболее частыми посетителями его кабинета с докладами. Становлению и укреплению авторитета начальника заказывающего управления имело их обязательное присутствие на встрече ГК ВМФ с генеральными и главными конструкторами, директорами предприятий и руководителями министерств, при этом он всегда спрашивал мнение присутствующего начальника ЗУ по обсуждаемому вопросу и, как правило, поддерживал его. Такая система общения с начальниками заказывающих управлений позволяла главкому быть постоянно в курсе дел по созданию и ходу испытаний систем ВВТ и строительству кораблей, а для подчиненных была великолепным примером и школой решения различных вопросов. Важной школой воспитания и обучения для начальников ЗУ было присутствие и участие в обсуждении вопросов на заседаниях Военного совета ВМФ. Присутствуя на многих заседаниях Военного совета, на некоторых из них я выступал с докладами или в прениях, а при обсуждении итогов зимнего и летнего периода обучения обязательно докладывал о результатах ракетно-артиллерийской подготовки за ВМФ в целом. Это были отличная школа государственного подхода к обсуждаемым вопросам, пример сочетания жесткого спроса за недостатки и упущения с уважением к человеку и четкие указания по дальнейшей работе. Сергей Георгиевич всегда внимательно слушал доклады и выступления, делал замечания или задавал вопросы, но я не помню, чтобы это кого-нибудь обижало. Если кому и доставалось, то за дело. Вспоминаю, как в январе 1976 года я докладывал на заседании Военного совета о неудовлетворительных результатах ракетных пусков в 1975 году и мерах, принимаемых управлением. Главком одобрил предлагаемые меры, но дал весьма жесткую оценку моей деятельности: «Вы не твердо держите в руках порученное дело. Начальник УРАВ отвечает и за качество, и за надежность вооружения, и за обучение личного состава ракетно-артиллерийских боевых частей кораблей, и за организацию стрельб. Требую наводить в службе порядок быстрее и жесткой рукой. Пока мы этого не видим и публично вас предупреждаем. Спрос будет строгим». Такая оценка не могла быть приятной, тем более что управление и вся ракетно-артиллерийская служба работали с большим напряжением. Десятки КБ и НИИ промышленности работали по созданию новых комплексов РАВ. На четырех полигонах и кораблях под руководством государственных комиссий проводились испытания новых и модернизированных комплексов, количество которых иногда доходило одновременно до десяти. На флотах шло освоение новых видов вооружения, в ходе боевой подготовки проводились пуски ракет, число которых иногда доходило до 400 в год, по результатам которых, в определяющей степени, оценивался уровень боевой и политической подготовки большинства кораблей и частей флотов. Офицеры управления принимали непосредственное участие во всех этих процессах. В поездках на флоты офицеры управления оказывали помощь специалистам по подготовке к учениям и сложным стрельбам, проведении и оценке их результатов. Строгую оценку, данную главнокомандующим на Военном совете, в управлении восприняли как должное и как руководство к действию. Управлением, вместе со специалистами РАВ и командованием флотов, были приняты необходимые меры. В последующие 10 лет серьезных провалов в ракетно-артиллерийской подготовке на флотах не было, хотя недостатки и замечания были всегда. Главный конструктор Валентин Мутихин, Сергей Горшков, командир РКР «Слава» Вадим Москаленко. Фото из архива «НВО» ПОД РАКЕТНЫМ ОБСТРЕЛОМ Особое значение имели плановые поездки главнокомандующего на флоты, как правило, два раза в год на Северный и Тихоокеанский и по одному – на Балтийский и Черноморский. Во всех этих поездках участвовали начальники заказывающих управлений. Присутствуя на заслушиваниях командования флота (флотилии), мы получали информацию из первых уст о состоянии дел на флоте и нерешенных вопросах. Мы видели и учились, как правильно надо ставить и решать вопросы по обеспечению боевой готовности сил и средств флота, обустройству гарнизонов и пунктов базирования, поддержанию высокого уровня организации службы и воинской дисциплины. Особое внимание главком обращал на поддержание установленных норм содержания кораблей в постоянной готовности, материальной основой которой является техническая готовность кораблей и систем вооружения, обеспечение флота нормативными запасами ракет, других боеприпасов и материально-технических средств, за которые отвечали центральные управления наравне с командованием флотов. После заслушивания командования флота начальники заказывающих управлений работали в специальных управлениях, на кораблях и частях. Главными вопросами для них были оценка работы по освоению новых кораблей и комплексов вооружения, проверка технической готовности кораблей, состояние системы хранения оружия на базах и вопросы пожаро- и взрывобезопасности на кораблях и базах. Такая практика позволяла ЗУ, отвечающим за весь жизненный цикл вооружения, учитывать флотский опыт в разработке новых систем вооружения. Результаты своей работы начальники управлений докладывали в штаб и учитывали при подведении итогов. По важным и срочным вопросам начальники управлений докладывали лично главкому. Боевые упражнения в море выполнялись в условиях, приближенных к боевым. Корабли находились в боевых порядках (ордерах), обеспечивая все виды обороны, оружие кораблей в готовности к боевому использованию. Пуски БР проводились по команде с ЦКП ВМФ при нахождения ПЛАРБ в условиях боевого патрулирования. Пуски противокорабельных ракет проводились в условиях разведывательно-ударного комплекса, с использованием данных о целях-мишенях от космической или авиационной разведывательных систем. Наиболее сложной была организация отработки ПРО-ПВО соединения кораблей, при которой налет осуществляли противокорабельные крылатые ракеты, доработанные в ракеты-мишени (РМ), запускаемые с ракетных катеров и подводных лодок в штатном режиме. При подготовке РМ на них отключался контур управления от головки самонаведения, вместо боевой части устанавливали весовой имитатор. В целях соблюдения мер безопасности РМ наводились из расчета прохождения их траектории с некоторым упреждением относительно ордера. При угрозе нападения с воздуха корабли соединения переводились в режим полной боевой готовности, боевое распоряжение по отражению воздушных целей с использованием зенитных огневых средств выдавалось только тем кораблям, которые проверялись. Другие корабли ордера должны были использовать свои огневые средства только по РМ, идущей непосредственно на «свой» корабль. Это положение было записано в руководящих документах, что обеспечивало безопасность всех кораблей при отражении воздушного налета. В ходе выполнения боевых упражнений оценивались уровень подготовки личного состава и надежность работы материальной части кораблей. В случаях неуспешных пусков ракет, других недостатков на учении Горшков никогда не проявлял элементов нервозности, давал четкие указания о проведении после учения расследования причин. Летом 1974 года во время оперативных сборов командного состава флотов и центральных управлений под руководством главкома на Северном флоте эскадра надводных кораблей в море должна была отразить удар ракет. Все участники сборов находились на крейсере «Мурманск». Погода была благоприятная, светило солнце, море спокойное. Ракетный удар наносила бригада ракетных катеров, запуская три РМ П-15 с дальности около 40 км. В назначенное время катера пустили РМ, подход которых к эскадре на высоте 200–300 м и темпом 7–10 секунд был хорошо виден визуально. Но произошло невероятное – ни один корабль эскадры не обстрелял РМ из-за того, что РМ не были обнаружены, о чем и доложил командир эскадры. Не знаю, какой разговор состоялся у главкома с командующим Северным флотом, но вскоре я, как главный ракетчик и начальник УРАВ ВМФ, был вызван во флагманскую рубку, где находился нахмуренный и суровый СГ (как мы его называли между собой) в одиночестве. Видно было, что он тяжело переживал произошедшее, и я не ожидал для себя ничего хорошего. Но главком, сдерживаясь, довольно спокойно сказал: «Да-а. Такого еще не бывало у нас. Вызовите специалистов, кого необходимо, останьтесь на флоте после сборов и разберитесь в причинах случившегося досконально. И примите меры». Я был удивлен его выдержкой и еще раз убедился в силе характера. Еще один случай, показывающий выдержку и спокойствие Сергея Георгиевича в сложной ситуации. На одном из учений Северного флота корабли эскадры отражали удар РМ, запущенных с АПЛ и РКАБ. Штаб руководства находился на тяжелом атомном ракетном крейсере «Киров» и получал донесения о поражении двух РМ на основе ракеты П-6. И вдруг из-за низких облаков вылетает горящая РМ П-6 (ее подбил стреляющий корабль) и падает впереди примерно в 200 метрах по курсу крейсера. Многие из нас, находящихся на ходовом мостике, так и ахнули, а главком взглянул в нашу сторону и спокойно сказал: «Не паникуйте!» И поручил мне разобраться, почему зенитчики не обстреляли эту РМ, практически идущую на крейсер. Все было сказано весомо и спокойно. После разбора этого случая с командирами кораблей и соединений на Северном флоте была дана информация на другие флоты вместе с дополнительными указаниями о том, что каждый корабль в ордере должен быть в готовности и поразить воздушную цель, идущую на корабль. К сожалению, невыполнение этих требований привело в аналогичной ситуации к гибели МРК «Муссон» на Тихоокеанском флоте в 1987 году, когда в него попала подбитая РМ-15 и он затонул. Приведу еще один пример, характеризующий Сергея Георгиевича. На учении по высадке десанта на ЧФ один из катеров на воздушной подушке не мог с ходу выйти на побережье и сделал это только на третьем заходе. Командование флота и все, кто находился на смотровой трибуне, волновались и переживали за неудачу и возможные неприятности для командира катера. Главком спокойно направился к катеру, и все, находящиеся на трибуне, последовали за ним. Мы видели бледное лицо командира катера, когда он докладывал главкому. Сергей Георгиевич спокойно выслушал доклад, поздоровался с командиром за руку и начал разговор о боевых и мореходных качествах корабля, какие недостатки он имеет. Командир, старший лейтенант, в начале беседы волновался, что вполне естественно, он впервые разговаривал с военачальником такого высокого ранга да еще в столь сложной ситуации, а затем успокоился и уверенно отвечал на все вопросы. Горшков поблагодарил его и пожелал успехов в службе. Надо было видеть просиявшее лицо командира катера и с какой лихостью он приподнял свой катер, развернул его на месте и ушел в море. Думаю, что для этого офицера беседа с главкомом будет памятной на всю жизнь, а для присутствующих – поучительным примером отношения адмирала к молодому офицеру. Последний мой разговор с Сергеем Георгиевичем состоялся по телефону в канун Дня Победы 1988 года, а вскоре его не стало. Это была огромная потеря для флота, для страны.

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

milstar: Поистине триумфальным и внушительным выглядела деятельность самолётов Ту-95РЦ на маневрах ВМФ «Океан» в 1970 г. Восемь самолётов (командиры кораблей Гладков, Хаяров, Старцев, Меленный, Бандорин и др.) с дозаправкой в воздухе на маршрутах в виде расходящегося веера произвели вскрытие надводной обстановки в Норвежском море и Атлантическом океане до рубежа полуострова Н. Шотландия - Канарские о-ва. Продолжительность полёта составила 22 ч.

milstar: Полёты на Кубу, начало которым было положено в апреле 1970 г. вплоть до развала некогда великой страны производились регулярно с периодичностью 25-35 полётов в год. В процессе их изучены некоторые особенности района. Возможности разведки с использованием аэродромов дружественных стран существенно возросли. Так, благодаря базированию самолётов Ту-95РЦ на Кубе стало возможным обнаружение в Западной Атлантике двух авианосных ударных групп, совершающих переход от берегов Америки в район Норвежского моря для участия в учениях НАТО «Стронг Экспресс». За обеими группами в течение двух суток вели наблюдение самолёты Ту-95РЦ, вылетавшие с аэродромов Кубы, а затем его продолжили самолёты-разведчики авиации СФ с базовых аэродромов. По тем временам это внушало уверенность, что в случае чрезвычайных обстоятельств выдвижение авианосцев к нашим границам незамеченным не пройдет.

milstar: Новым шагом в организации боевой службы явилось комбинированное использование аэродромов Кубы и Гвинеи в 1973 г. С них одновременно вылетали навстречу две группы самолетов Ту-95РЦ. Следуя различными маршрутами, они одновременно вскрывали надводную обстановку на значительных по площади районах Атлантики. Главный штаб ВМФ высоко оценивал результаты этих полетов, считая, что они позволяют оценить характер и интенсивность судоходства в этой части океана. Ранее подобной возможности просто не существовало.


milstar: В Северодвинске модернизируют 6 АПЛ проекта 971 Корабелы оборонной судоверфи «Центр судоремонта «Звёздочка» (Северодвинск) проведут глубокую модернизацию шести ударных атомных подводных лодок (АПЛ) третьего поколения проекта 971 - до уровня «3+». Об этом сегодня сообщили в пресс-службе завода. По уже заключенному госконтракту, «Звёздочка» выполнит ремонт с модернизацией двух кораблей серии - головной АПЛ «Леопард» и «Волк». «Леопард» планируется сдать флоту в конце 2014 г. Модернизация будет масштабной - до нового проекта 971М. «Такой объем модернизационных работ на АПЛ верфи предстоит выполнить впервые в своей постсоветской истории, - сказали в пресс- службе. - Модернизация затронет практически все системы - навигации, гидроакустики, комплекс вооружения, главную энергетическую установку, турбины». При этом северодвинская судоверфь модернизирует не только подводные корабли Северного флота, а и базирующиеся на Тихоокеанском флоте. Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) Северного флота К-328 «Леопард» прибыла на «Звездочку» в конце июня 2011 г. В мае 2012 г. корабль был помещен в эллинг и на нем развернулись интенсивные работы по демонтажу оборудования. Как сообщил ответственный сдатчик корабля Николай Ясный, сегодня на заказе ежедневно работают в две смены около 200 человек. «Леопард» открывает цикл модернизации ударных подлодок по проекту 971М. При этом «Звездочка» восстановит лишь около 15 проц. оборудования. Остальную работу предстоит выполнить производителям систем. «Это, пожалуй, самое узкое место в проекте, - считают на «Звёздочке». - До сих пор корабелы не имеют полного комплекта рабочей конструкторской документации, которой проектант должен был обеспечить верфь еще полгода назад». «Леопард» - это АПЛ проекта 971 «Щука- Б» («Акула-2», по классификации НАТО). Её проект разработан в Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения «Малахит». Подлодка построена на северодвинской судоверфи «Севмаш» в 1993 г. По данным из открытых источников, АПЛ этого проекта строились в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. Последняя подлодка - «Нерпа» - была передана дальневосточной верфью ВМФ России в декабре 2009 г. (позднее сдана в аренду Индии на 10 лет). Всего на воду было спущено 15 таких атомоходов. Головной корабль - «Акула» - выведен из состава флота в 2002 г. А первая из построенных в Северодвинске подлодок - «Барс» - утилизирована на «Звёздочке» в 2010 г. Субмарины этой серии считаются наиболее современными многоцелевыми (не несущими баллистических ракет) АПЛ ВМФ России и самыми малошумными из отечественных подлодок. Они имеют длину около 110 м, водоизмещение до 12770 т, максимальную скорость под водой - 33 узла (примерно 61 км/ч), глубину погружения до 600 м, экипаж - 73 человека. На вооружении таких подлодок находятся крылатые ракеты с ядерными боеголовками РК-55 «Гранат», ракето-торпеды, подводные ракеты. Подробнее: http://vpk-news.ru/news/15326

milstar: Вероятный Состав ПЛА/ ПЛАРK России к 2020 году 1.20.03.2013 Серия многоцелевых АПЛ проекта 885 "Ясень" будет состоять из семи, а не восьми единиц, сообщил в интервью "РИА Новости" генеральный директор ОАО "Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения "Малахит" Владимир Дорофеев. 2.Модернизация --------------------- 3 ПЛАРK 949A 4 титановых 945 6 971 ------------------ Итого 20

milstar: Однако в 2010 году американские военные объявили, что на базе SM-3 Block IIA будет также создана ударная система большой дальности под кодовым названием ArcLight. Как планируется, маршевые ступени противоракеты выведут на гиперзвуковую скорость планирующий аппарат, который будет способен пролететь до 600 км и доставить к цели боеголовку массой 50–100 кг. Общая дальность полета всей системы составит до 3800 км, причем на этапе самостоятельного полета гиперзвуковой планер полетит не по баллистической траектории и получит возможность маневрировать для высокоточного наведения на цель. Настоящей изюминкой этого проекта можно назвать тот факт, что благодаря унификации с SM-3 ракетная система ArcLight сможет быть размещена в тех же самых вертикальных пусковых установках, которые предназначены для противоракет. Таких «гнезд» в распоряжении ВМС США 8500 -----. Вместе с тем Министерство ВМС США проявляет повышенную заинтересованность в создании неядерной баллистической ракеты морского базирования средней дальности. В соответствии с требованиями ВМС такая ракета должна быть двух- или трёхступенчатой, иметь дальность стрельбы около 4500 км, оснащаться отделяемой управляемой головной частью или несколькими управляемыми боеголовками и обеспечивать поражение критичных по времени целей через 15 минут после пуска. При достаточном финансировании проекты создания двухступенчатого варианта БРПЛ «Трайдент-2» и баллистической ракеты морского базирования средней дальности, оснащенных обычными боеприпасами, могут быть, как считают американские специалисты, реализованы в 2014-2015 гг. /Виктор ЕСИН, кандидат военных наук, генерал-полковник в отставке,

milstar: "...За последние 2000 лет на каждый год мира приходится 11 лет войн " генерал-полковник Ханс фон Сект Решающее значение на исход войны может оказать успешная атака бункеров политического лидерства и КШП армии противника. Потеря управляемости армией и страной ведет к поражению ( не гибель большой массы населения) ---- ...В столетней войне только за 6 лет чумы 1346-1352 погибло 40 % населения Европы,война продолжалась еще 100 лет В отличии от проекта 955a ,3 подлодки проекта 941 «ТАЙФУН» могут быть вооруженны 20 баллистическими ракетами с 3 пенетраторами каждая,дальностью 8000 км способными атаковать бункеры политического лидерства и КШП армии противника --- примеры бункера правительства,вполне досягаемо для мощного пенетратора всего 100 метров Бункер правительства Германии В 1961 году, когда в Берлине началось возведение стены, в тридцати километрах от Бонна — тогдашней столицы ФРГ — строители приступили к сооружению самого дорогостоящего объекта в послевоенной истории Германии. 5 миллиардов марок были надежно упрятаны в различных статьях госбюджета: в случае сигнала атомной, биологической или химической тревоги высокопоставленные чины могли укрыться в 19-километровом бетонном лабиринте, упрятанном под стометровым слоем земной толщи

milstar: Морская мощь = Военно-Морской Флот + коммерческий морской флот +Базы ВМФ контр-адмирал Альфред Тайер Мэхэн В 2010 году главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявил, что две резервные подводные лодки проекта 941 прослужат в составе ВМФ до 2019 года. При этом он отметил, что "модернизационные возможности у них очень большие" .... Решающее значение на исход войны может оказать успешная атака бункеров политического лидерства и КШП армии противника ------------------------ В отличии от проекта 955 ,3 подлодки проекта 941 "ТАЙФУН" могут быть вооруженны 20 ---- баллистическими ракетами с 3 пенетраторами каждая,дальностью 8000 км ---------- (Pershing-2 имел пенетратор W-86) достижение коэффициента оперативного напряжения проекта 941 "ТАЙФУН" более 50% и срока службы после модернизации 20 лет -возможно Новейшим вариантом бомбы является B-61-11 (B-61 mod 11). Бомба с усиленным корпусом (по данным некоторых источников, содержащим обедненный уран) и замедленным действием взрывателя, что позволяет ей проникать на несколько метров в землю до взрыва, позволяя уничтожать особо укрепленные подземные сооружения. Вес бомбы составляет около 540 кг. Разработанная в 1994 году, 11-я модификация принята на вооружение в 1997 году, заменив старые бомбы поверхностного действия B53 9-мегатонной мощности, , так как при подземном взрыве меньше энергии уходит в воздух и заглубившаяся B-61 в сейсмическом воздействии на бункеры и шахты становится эквивалентной 9-мегатонной B53 при взрыве на поверхности. Р-29РМУ3 (шифр «Синева-2») Для уменьшения длины ракеты ( до 12 метров ?) ---- будут увеличены диаметры первой и второй ступеней. Масса ракеты 41 тонна 1. шахты 941 под ракету -длина 16 м, диаметр корпуса 2,4 м, стартовая масса 90,1 т 2. шахты 955a под ракету - Длина (с ГЧ) 12,1 м 3. B61-11 Длина 3.7 метра *0.33 метра вес=550 килограмм 4. Длина обычной боеголовки Trident D-5 1.75 метра

milstar: В 50-е гг. XX в. на Земле Франца-Иосифа были созданы «точки» Радиотехнических войск Войск ПВО страны. Они располагались на острове Греэм-Белл (30-я отдельная радиолокационная рота «Греэм-Белл» и отдельная авиакомендатура, обслуживавшая ледовый аэродром), и на острове Земля Александры (31-я отдельная радиолокационная рота «Нагурская»). «Точки» входили в состав 3-го радиотехнического полка 4-й дивизии (штаб и полка, и дивизии был в п. Белушья Губа на Новой Земле) 10-й отдельной армии Войск ПВО страны (штаб был в Архангельске). Сообщение с этими точками поддерживалось через Диксон, официальный почтовый адрес был «Красноярский край, остров Диксон-2, в/ч ЮЯ 03…». Эти «точки» были самыми северными войсковыми частями Советского Союза. Ликвидированы в начале 90-х гг.[2]

milstar: http://www.aviaport.ru/digest/2012/03/06/230809.html Замена на "Адмирале Кузнецове" Военно-морской флот РФ получит первые четыре машины МиГ-29К/КУБ уже в 2013 году Поделиться Планируется, что все палубные истребители МиГ-29К/КУБ, количество которых оговорено в контракте Минобороны РФ и корпорации "МиГ", будут поставлены до 2015 года на Северный флот. Ранее сообщалось, что всего контракт предусматривает поставку ВМФ РФ 24 МиГ-29К/КУБ. Согласно руководящим документам за шесть месяцев до получения самолетов летчики морской авиации пройдут соответствующую подготовку для использования и эксплуатации МиГ. Прежде говорилось, что самолеты МиГ-29К/КУБ, которые Минобороны России получит по контракту с российской самолетостроительной корпорацией "МиГ", составят основу авиационной группировки на авианосце "Адмирал Кузнецов". Закупленные 20 самолетов МиГ-29К и четыре самолета МиГ-29КУБ будут базироваться на авианосце "Адмирал Кузнецов" и в перспективе составят основу палубной группировки крейсера. Замену палубных самолетов на ТАВКР планируется завершить до 2015 года. Сейчас в боевом составе авиагруппировки "Адмирала Кузнецова" насчитывается 10 Су-33 и два палубных штурмовика Су-25УТГ. По мере выработки ресурса эти самолеты заменят истребителями МиГ-29К/КУБ. Корабельные истребители МиГ-29К (одноместный) и МиГ-29КУБ (двухместный) - многофункциональные самолеты поколения "4++", предназначенные для решения задач ПВО корабельных соединений, завоевания господства в воздухе, поражения надводных и наземных целей управляемым высокоточным оружием днем и ночью в любых погодных условиях. Первый полет опытного истребителя МиГ-29КУБ состоялся в январе 2007 года. Серийный самолет впервые поднялся в воздух в марте 2008 года. МиГ-29К/КУБ отличаются улучшенными эксплуатационными характеристиками и повышенной надежностью агрегатов, систем и узлов. По сравнению с ранее выпускавшимися истребителями летный ресурс МиГ-29К/КУБ увеличен более чем в два раза, а стоимость летного часа снижена почти в два с половиной раза. Бортовое радиоэлектронное оборудование МиГ-29К/КУБ строится по принципу открытой архитектуры. На истребителе установлена многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция (БРЛС) "Жук-МЭ. По сравнению с радарами предыдущего поколения она имеет больший диапазон углов обзора по азимуту, увеличенную вдвое дальность обнаружения, меньшую массу и более высокую надежность. БРЛС "Жук-МЭ" обеспечивает сопровождение до 10 воздушных целей и одновременный обстрел ракетами четырех из них. МиГ-29К/КУБ оснащаются современной многоканальной оптико-локационной станцией и системой целеуказания пассивным головкам самонаведения противорадиолокационных ракет. В состав комплекса вооружения входят управляемые ракеты "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", корректируемые авиабомбы, неуправляемые ракеты, авиационные бомбы и встроенная 30-миллиметровая пушка. По требованию заказчика могут вводиться новые образцы авиационных средств поражения. Авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" вошел в состав Северного флота в январе 1991 года. Полное водоизмещение крейсера - 60 тысяч тонн, максимальная скорость - 29 узлов, дальность плавания - 12 тысяч миль, экипаж - более 1,5 тысячи человек, а также 626 авиаторов летного звена. Вооружение состоит из 12 пусковых установок противокорабельных ракет "Гранит", шестиствольных пусковых установок ЗРК "Кинжал", восьми пусковых установок "Кортик", шести шестиствольных 30-миллиметровых артиллерийских установок АК-630М, двух реактивных установок РБУ-12000 "Удав". В состав радиоэлектронного оборудования входят боевая информационно-управляющая система "Лесоруб", трехкоординатная РЛС "Фрегат-МА", РЛС обнаружения низколетящих целей "Подкат", навигационный комплекс "Бейсур", комплекс связи "Буран-2", РЛС управления полетами "Резистор" и др.

milstar: Минобороны получит заказанные в феврале 2012 г. палубные истребители МиГ-29К/КУБ, укомплектованные бортовыми радиолокационными станциями (БРЛС) "Жук-МЭ". Об этом сообщил Военно-промышленный курьер со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе. Разработчиком бортовых РЛС "Жук-М" является корпорация "Фазотрон-НИИР". По словам представителя российского ОПК, по сравнению с устанавливаемыми на МиГ-29UPG для ВВС Индии БРЛС, "Жук-МЭ" для российских истребителей будут доработаны и усовершенствованы. По его словам, бортовая РЛС "Жук-МЭ" выпускается серийно и отличается высокой надежностью в эксплуатации. Источник также сообщил, что первые экземпляры МиГ-29К/КУБ для Минобороны уже находятся в производстве. Стоит напомнить, что госконтракт на поставку ВМФ РФ 24 палубных истребителей (20 одноместных МиГ-29К и 4 двухместных МиГ-29КУБ) был подписан в феврале 2012 года. Планируется, что первые четыре истребителя заказчик получит в этом году, полностью контракт будет выполнен в 2015 году. Эти истребители будут базироваться на авианосце "Адмирал Кузнецов" и в перспективе составят основу палубной группировки тяжелого авианесущего крейсера. БРЛС "Жук-М" обеспечивает сопровождение 20 воздушных целей с сохранением обзора пространства и одновременную атаку 4 целей. БРЛС оснащена щелевой антенной решеткой диаметром 624 мм. Дальность обнаружения целей в режиме "воздух-воздух" навстречу - 120 км, "в догон" - 50 км, на фоне земли навстречу - 110 км, "в догон" - 40 км. http://www.i-mash.ru/news/nov_otrasl/33084-mig-29kkub-dlja-minoborony-rf-poluchit.html

milstar: ейчас ВМФ России завершает формирование техзадания на новый авианосец. Его первичный облик будет определен уже в следующем году, а окончательный проект корабля должен быть готов к 2017 году. Президент ОСК Роман Троценко ранее заявлял, что в этом случае первый корабль предполагается спустить на воду в 2023 году, пишут "Известия". Ссылка: http://www.izvestia.ru/news/505655

milstar: 29 декабря, AEX.RU – ОАО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» в декабре поставило в Индию четыре корабельных истребителя МиГ-29К/КУБ. Таким образом, предприятие выполнило обязательства на 2012 год, которые были предусмотрены контрактом с Министерством обороны Индии, подписанным в марте 2010 г., сообщает пресс-служба РСК "МиГ". AEX.ru "Этот контракт предусматривает поставку 29 самолетов МиГ-29К/КУБ в дополнение к 16 истребителям этого типа, которые поступили на вооружение ВМС Индии в 2009-2011 годах. Самолеты МиГ-29К/КУБ войдут в состав авиационных групп, которые будет базироваться на авианосце «Викрамадитья» и новых авианосцах индийской постройки.

milstar: Москва. 18 февраля. АвиаПорт - ОАО "Корпорация "Фазотрон-НИИР" в 2013 г. увеличит объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и производственной деятельности в 2-3 раза по сравнению с прошлым годом, сообщил "АвиаПорту" источник в авиапроме. На 2013 г. "Фазотрон" получил очень много заказов на выполнение работ, которые отличаются разноплановостью, пояснил он. В ближайшее время "Фазотрон" ожидает существенного роста поставок серийной продукции разработки компании по авиационному направлению деятельности. Причем, к серийному производству изделий разработки "Фазотрона" активно подключается Государственный Рязанский приборный завод, отметил собеседник агентства. В общем объеме заказов корпорации доля работ по вертолетной тематике составляет приблизительно 50%. В настоящее время "Фазотрон-НИИР" активно проводит работы по разработке радаров нового поколения, объединяя их с аппаратурой пассивной радиолокации и радиоэлектронного противодействия в интегрированные системы управления оружием и обороной для оснащения многофункциональных авиационных комплексов, ударных и поисково-спасательных вертолетов, кораблей ВМФ, ЗРК малой и средней дальности.

milstar: Рациональными способами противодействия космическому эшелону являются: применение блоков индивидуального (параллельного) разведения и сокращение длительности активного участка полета ракет. Для ракеты Р-29РМУ2 с длительным активным участком могут быть введены паузы в работе маршевых двигателей переменной длительности (0...30 с) -------- между первой и второй ступенями. Переоснащение ракет на эти боевые комплектности может проводиться на ракетно-технических базах ВМФ. Подводные лодки будут эксплуатировать ракеты с различными комплектностями, в разных количествах, при любом их сочетании. Все это является смыслом и следствием адаптивно-модульных возможностей, реализованных в ракетах и комплексе Д-9РМУ2. Предлагаемая конструкторами модернизация ракеты Р-29РМУ2 (шифр модернизированной ракеты Р-29РМУЗ) направлена на изменение габаритных характеристик «Синевы». Что это даст? Полное использование внутреннего объема существующей ракетной шахты подводной лодки проекта 955, а также улучшение эксплуатационных свойств жидкостной ракеты. При этом максимально будет использована корабельная система без изменения корпусных конструкций подводной лодки и без установки дополнительных цистерн. С этой целью на ракете Р-29РМУЗ (в сравнении с ракетой Р-29РМУ2) увеличат диаметр корпуса первой и второй ступеней и уменьшат длину. Двигатели первой и второй ступеней, а также третья ступень, совмещенная с боевой ступенью ракеты, могут быть заимствованы с ракеты Р-29РМУ2, а бортовая система управления – как с Р-29РМУ2, так и с «Булавы-30». Стартовая масса ракеты будет соответствовать массе ракеты Р-29РМУ2 и составит примерно 41 т. С целью улучшения эксплуатационных свойств в ракете Р-29РМУЗ применят автономный наддув баков и обеспечат «сухой» способ старта. ------------- Наличие серийного производства ракет Р-29РМУ2 позволит организовать опытное и серийное производство ракет Р-29РМУЗ с минимальными затратами. http://nvo.ng.ru/armament/2007-06-08/6_rockets.html Ракета Р-29РМУЗ может оснащаться различными боевыми комплектностями. При этом базовой комплектностью является разделяющаяся головная часть с последовательным наведением восьми блоков малого класса мощности типа ЗГ-32 со средствами противодействия или 10 таких же блоков без средств противодействия ПРО.

milstar: Моноблочная головная часть с системой пассивного самонаведения с баллистической коррекцией траектории полета | Печать | Об институте - Музей ядерного оружия 23.04.2009 10:18 Предназначалась для оснащения ракет, запускаемых с подводных лодок по подвижным морским целям и береговым объектам. Наведение головной части на цель осуществлялось по радиолокационному излучению цели путем двукратного включения двигательной установки второй ступени ракеты на внеатмосферном участке траектории. Масса изделия 690 кг. Изделие было в опытной эксплуатации с 1975 г. http://www.vniitf.ru/index.php/2010-08-20-07-38-20/2010-05-28-08-21-09/2010-05-28-08-38-03?start=6

milstar: Моноблочная головная часть с системой пассивного самонаведения с баллистической коррекцией траектории полета | Печать | Об институте - Музей ядерного оружия 23.04.2009 10:18 Предназначалась для оснащения ракет, запускаемых с подводных лодок по подвижным морским целям и береговым объектам. Наведение головной части на цель осуществлялось по радиолокационному излучению цели путем двукратного включения двигательной установки второй ступени ракеты на внеатмосферном участке траектории. Масса изделия 690 кг. Изделие было в опытной эксплуатации с 1975 г. http://www.vniitf.ru/index.php/2010-08-20-07-38-20/2010-05-28-08-21-09/2010-05-28-08-38-03?start=6

milstar: Предполагаемые проекции ракеты "изделие 810" рядом с проекциями ракеты К-37М (рисунок - Петр Бутовски, 2009 г., источник, обработано). Пусковая установка - планируется размещение ракеты во внутренних отсеках самолета-носителя на катапультной пусковой установке. Конструкция - по имеющейся информации ракеты выполнена без крыльев с несущим корпусом и аэродинамическими рулями. Система управления и наведение: система управления инерциальная на маршевом этапе и активная радиолокационная ГСН (вероятно) на конечном этапе траектории. В системе управления используется подсистема изделие "Орлан" (вероятно, или радиовысотомер или собственно ГСН). В сентябре 2010 г. ОАО «УПКБ «Деталь» в рамках ОКР разработан и успешно защищен эскизный проект изделия «Орлан» для изделия 810. Эскизный проект изделия «Орлан» выполнен по ТЗ ОАО «ГосМКБ «Вымпел» им. И.И. Торопова» на конкурсной основе. Другим участником конкурса выступала организация ОАО «НИИ «Дельта», г. Москва, которая является традиционным разработчиком и изготовителем изделий по данной тематике (источник). Двигатель - РДТТ Продолжительность работы - 360 сек (ист. - По материалам доклада) ТТХ ракеты: Дальность действия - 400-450 км (ист. - По материалам доклада) Высота поражения - до 40000 м (ист. - По материалам доклада) Носители: - Т-50 / ПАК ФА - планируется использование ракеты в комплексе вооружения самолета (ист. - По материалам доклада) с подвеской на направляющие для тяжелого груза (информация 2009 г., ист. - РВВ-БД). Источники: По материалам доклада Генерального конструктора ОАО «Гос МКБ «Вымпел» им. И.И. Торопова» Г.А. Соколовского на Юбилейной научно-технической конференции "Авиационные системы в XXI веке". http://paralay.com/pakfasu.html, 2011 г. РВВ-БД (источник). http://militaryrussia.ru/blog/topic-684.html

milstar: 23 ноября главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков заявил, что России необходимы современные авианесущие крейсеры. Он уточнил, что разработка проекта авианосца должна быть завершена в рамках госпрограммы вооружения до 2020 года. О том, что у ВМФ есть планы строительства нового авианосца, главком сообщил еще в июле. "Конструкторские бюро получили задачи по проектированию нового авианесущего крейсера, - уточнил он тогда. - На такую работу деньги уже выделены http://www.itar-tass.com/c9/581680.html

milstar: Эксперт американского исследовательского института, близкого к администрации Обамы, усомнился в обоснованности затрат США на строительство авианосцев. "Спустя 100 лет после появления авианосце стратегическая ценность данного вида вооружений близка к исчерпанию", - заявил капитан в отставке Генри Хендрикс (Henry Hendrix) в докладе, опубликованном Центром новой американской безопасности (Center for a New American Security) – вашингтонским исследовательским институтом, близкого к администрации президента Барака Обамы. Эксперт снова поставил под сомнение эффективность американских авианосцев в современной войне и обоснованность гигантских затрат на их строительство и эксплуатацию. В ближайшие 10 лет военный бюджет США планируется сократить на полтриллиона долларов, при этом в американском военном ведомстве снова начали задумываться над тем, нужен ли США флот из 11 атомных авианосцев, необходимость которого диктуется действующей военной доктриной. В настоящее время США планирует строительство трех новых сверхтяжелых "большепалубных" атомных авианосцев типа "Джеральд Форд", которые призваны заменить авианосцы предыдущего поколения "Нимиц". На стапелях в Виргинии уже заложен головной корабль этого типа. Планируется, что новый авианосец водоизмещением в 98 тысяч тонн и длиной в 333 метра сможет нести авиационную группу из 90 самолетов. Однако преимущества перекрывает огромная стоимость такого корабля: $13,6 миллиарда, причем в эту сумму не включены затраты на его разработку (около $4,5 миллиарда). - Тяжкое бремя могущества Неоправданно высокими Хендрикс считает расходы на содержание авианосных ударных групп, куда кроме самого авианосца с самолетами входят от пяти военных кораблей поддержки, суда снабжения и подводные лодки, всего порядка 6,7 тысяч человек экипажа. Каждый день работы этого боевого звена обходится Пентагону в $6,5 миллионов. Но, как замечает эксперт, военная и экономическая целесообразность как точечных, так и массированных бомбардировок с этих авианосцев также оказывается сомнительной. В конце концов, за послевоенную реконструкцию Ирака и Афганистана американские налогоплательщики были вынуждены потратить $109 миллиардов. В 2010 году Роберт Гейтс, который тогда занимал пост министра обороны США, поставил под сомнение обоснованность затрат на строительство новых авианосцев: "Действительно ли нам нужно 11 ударных групп в течение еще 30 лет, в то время, как ни одна страна не держит больше одной?". Он же тогда назвал авианосцы "выброшенными на ветер деньгами", поскольку они не могли противостоять современным противокорабельным ракетам и подводным лодкам. В настоящее время США на вооружении армии США находится 10 сверхтяжелых атомных авианосцев типа "Нимиц", последний из которых, "Джордж Буш", был спущен на воду в 2006 году. Еще один атомный авианосец, "Энтерпрайз", в 2012 году был выведен в резерв. У всех остальных стран на вооружении находится не более 1-2 авианосцев, из них более 50 самолетов могут нести только российский авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" и китайский авианосец "Ляонин" - бывший недостроенный "Варяг", который КНР купила у Украины. Превосходство в авианосцах помогло США победить Японию на тихоокеанском театре Второй мировой войны: именно этот тип кораблей оказался наиболее эффективным, в отличие от лелеемых японским командованием линейных кораблей класса "Ямато". Эпоха дредноутов и тяжелых кораблей с артиллерийским вооружением к 1941 году подошла к концу. На протяжении второй половины XX века с помощью авианосцев США успешно решали свои задачи в региональных конфликтах, однако, по мнению Хендрикса, теперь уже авианосцы, которые становятся беззащитными перед лицом ракетного вооружения, должны уйти на покой. Основные опасения у эксперта вызывают китайские баллистические противокорабельные ракеты "Дунфэн-21" (DF-21D), способные уничтожить авианосец с расстояния в 3000 километров, в то время как операционная дальность авианосных крыльев на основе новейших американских многоцелевых истребителей F-35 – около 1000 километров. Многие военные эксперты сомневаются в том, что "Дунфэн-21" реально существует, а не является блефом, все-таки это слишком сложный проект: подобную систему, призванную уничтожать корабли противника при приближении к европейским и тихоокеанским рубежам, на основе ракеты средней дальности 15Ж45 "Пионер" разрабатывали в СССР, однако ее пришлось свернуть из-за подписания Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) в 1987 году. Впрочем, одним ударом авианосец могут потопить не только китайские "Дунфэн-21", но и российские противокорабельные ракеты П-800 "Оникс" и созданные на их основе российско-индийские ракеты PJ-10 "БраМос". Модификация "БраМос", способная поражать авианосцы, была создана в 2012 году. Не стоит забывать, за последние полвека корабли американских ВМС никогда не вступали в столкновение с противником, обладающим современным противокорабельными ракетами. А ведь за последние 10-летие ими обзавелись такие государства как Иран (Fatah110). Конечно, у Исламской республики нет подводных лодок, способных незаметно осуществить запуск этой ракеты рядом с авианосцем, а наземные пусковые установки могут заранее разбомбить самолеты с тех же авианосцев, но вполне вероятно, что эффективные противокорабельные ракеты в ближайшем будущем получат более широкое распространение. В аннотации к докладу Центр новой американской безопасности отмечает, что он выражает только мнение автора. Не все американские эксперты согласны с мнением Хендрикса. Так в интервью Agenсe France Presse вице-адмирал ВМС США в отставке Пит Дэли (Pete Daly) заявил, что американские военные принимают во внимание все возможные угрозы своим авианосцам, в том числе китайскую ракету, однако по-прежнему отправить ко дну авианосец класса "Нимиц" остается "очень очень сложной задачей". Кроме того, Дэйли заявляет, что авианосные группы все равно дешевле полноценного наземного вторжения. По мнению Хендрикса, США должна строить не новые авианосцы, а концентрироваться на разработке новых ракет и атомных подводных лодок. До сих пор США не закладывали второй и третий авианосец типа "Джеральд Форд", и уже очевидно, что их не успеют ввести в строй ранее 2020-х годов. Если еще в январе 2012 года министр обороны США Леон Панетта заявил, что американские ВМС не будут сокращать число авианосцев. Вполне вероятно, что в условиях секвестра бюджета американские военные будут вынуждены иначе распределить приоритеты, и в новых условиях 11 авианосцев окажутся бессмысленным бременем для военного бюджета. По материалам иностранных СМИ. Константин Керубов



полная версия страницы