Форум » Дискуссии » VMF (продолжение) » Ответить

VMF (продолжение)

milstar: 100 лет создателю современного ракетно-ядерного флота России Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков был своим на кораблях, в штабах и заводских цехах 2010-03-19 / Федор Иванович Новоселов - адмирал, заместитель главнокомандующего ВМФ по кораблестроению и вооружению (1986-1992). Вице-адмирал Сергей Горшков. 1950 г. Фото из книги «Черноморская эскадра» Недавно страна отметила 100-летие адмирала Флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова, славного сына Отечества, выдающегося флотоводца, который в течение 30 лет (1956–1985) находился на посту главнокомандующего ВМФ. Он являлся идеологом и организатором строительства флота, под его руководством был построен современный океанский ракетно-ядерный атомный флот, успешно освоивший просторы Мирового океана. Создание такого флота является величайшим подвигом советского народа, так как флот строит вся страна. ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА Большая часть моей службы – около 30 лет – прошла в системе заказов по созданию систем вооружения ВМФ, в том числе около 20 лет в центральном аппарате, из них 14 – начальником заказывающего управления по ракетно-артиллерийскому вооружению. Впервые я увидел Сергея Горшкова летом 1957 года при его посещении крейсера «Чкалов», а затем на собрании партийного актива Ленинградской ВМБ, обсуждавшего итоги октябрьского 1957 года Пленума ЦК КПСС. С докладом выступал главком ВМФ, большинство выступавших коммунистов одобряли решения пленума, освободившего Георгия Жукова от должности министра обороны. Немало было критики и в адрес Горшкова, в основном за подражание маршалу Жукову в наказании провинившихся офицеров. Тон и направленность критики задал адмирал Иван Байков, однокашник Сергея Горшкова по училищу. Я присутствовал на многих партийных собраниях военных и гражданских организаций, но такого накала критики и самокритики, накала страстей, как на этом активе, не встречал. Сергей Георгиевич весьма достойно выдержал критику, никаких реплик или оценок выступлений в заключительном слове он не сделал. Ответив на вопросы, сформулировал задачи по выполнению решений пленума. Это произвело впечатление на многих. В конце 60-х годов Сергей Горшков дважды посетил Красноярский машиностроительный завод, на котором проходило освоение производства БРПЛ Р-27 и конструкторская отработка первой межконтинентальной ракеты Р-29. Я, как районный инженер по руководству работой военных представительств на семи предприятиях Сибири, встречал и сопровождал главнокомандующего ВМФ. Он с большим вниманием и заинтересованностью вникал в работу завода, состояние с отработкой и качеством ракет и высказал заинтересованность флота в переводе завода на производство БРПЛ. В мае 1971 года я выступал от ВМФ на Всеармейском совещании руководителей представительств военной приемки (ВПВП) МО. В феврале 1972 года меня вызвали в столицу. Главнокомандующий ВМФ предложил мне должность начальника УРАВ как генерального заказчика по ракетному и артиллерийскому вооружению. В беседе он рассказал, из своего опыта 1955 года, о трудностях начала работы в столице, обратив мое внимание на необходимость установления нормальных отношений с министерствами, чьи предприятия работают по заказам УРАВ, с генеральными и главными конструкторами. В апреле 1972 года состоялось мое назначение на должность начальника УРАВ и началась служба в столице. Исходя из моего многолетнего опыта могу свидетельствовать, что во время нахождения в Москве Сергей Горшков львиную долю времени уделял вопросам строительства флота. При определении перспективы развития флота он всегда опирался на науку, прежде всего на работу ученых НИИ ВМФ и ВМА, знакомясь с ходом их исследований. При рассмотрении научных работ, он всегда ориентировал ученых на поиск нетрадиционных идей в создании систем вооружения и строительстве кораблей. Он был противником копирования зарубежных кораблей и вооружения, считая это путем отсталых, хотя изучению зарубежного опыта придавал немалое значение. Он настойчиво рекомендовал Институтам флота теснее взаимодействовать с учеными Академии наук СССР, подчеркивая, что флот на протяжении своей трехсотлетней истории всегда был тесно связан с Академией наук. Сергей Георгиевич всегда внимательно относился ко всему новому в фундаментальной науке. Он с большим уважением и вниманием относился к выдающимся ученым, которые внесли существенный вклад в строительство современного флота. В первую очередь следует назвать академика Анатолия Александрова, научная и практическая работа которого была тесно связана с флотом еще в довоенные годы. Он был инициатором и научным руководителем создания атомных энергетических установок и проектирования атомных подводных лодок. После избрания его в 1975 году президентом АН СССР Анатолий Петрович продолжил руководство Советом по гидрофизике, организуя исследования Мирового океана в интересах создания систем подводного кораблестроения и наблюдения. Сергей Горшков высоко ценил творческую деятельность генеральных и главных конструкторов кораблей и систем вооружения, избранных в состав АН СССР. Это академики Н.Н. Исанин, С.Н. Ковалев, В.Н. Челомей, В.П. Макеев, Н.А. Семихатов, П.Д. Грушин, Б.П. Жуков, Ю.Б. Харитон, Е.И. Забабахин, А.И. Савин, В.С. Семенихин, А.А. Туполев, С.В. Илюшин, Р.А. Беляков, Г.М. Бериев. Со всеми этими неординарными личностями, как и со многими другими, Горшков великолепно умел вести беседы и решать вопросы, и пользовался огромным авторитетом и уважением в их среде. Думаю, не ошибусь, если скажу, что Сергей Георгиевич был самым авторитетным и уважаемым среди ученых страны военачальником. С МОРЯ – НА ЗАВОД Важное значение в работе Сергей Горшков придавал общению с руководителями министерств ОПК, его многие годы связывали дружеские, деловые отношения с выдающимися руководителями оборонных отраслей промышленности: Б.Е. Бутома и М.В. Егоров (судостроение), Е.П. Славский (атомная ), С.А. Афанасьев (ракетно-космическая), С.А. Зверев и П.В. Финогенов (оборонная), В.В. Бахирев (боеприпасы и твердые топлива), В.Д. Калмыков и П.С. Плешаков (радиотехническая), Э.К. Первышин (средства связи). Встречи и совещания в столице, совместное посещение НИИ и КБ по вопросам кораблестроения и вооружения. Так, только по ракетным делам он с министрами побывал на Урале, Алтае, Таджикистане, в Харькове, Туле, Реутове, Люберцах, Химках и Дубне, не говоря уж о Москве, Ленинграде и центрах кораблестроения. Он с большим уважением и доверием относился к работе проектантов кораблей и конструкторам систем вооружения, всегда внимательно и заинтересованно слушал их выступления, сам активно участвовал в обсуждении, при этом чувствовалось глубокое знание им обсуждаемой проблемы, в том числе и технических вопросов. На заводах он проявлял большой интерес к новинкам технологии, организации производства и системе контроля качества. В этих посещениях предприятий Сергей Горшков проявлял интерес к вопросам развития предприятия, настроениям в коллективе. Он считал, что только благополучное предприятие может создавать высококачественную технику. Главное, что отличало Сергея Георгиевича, это его выступления, у него всегда было что сказать, при этом четко формулировал роль конкретного коллектива, где находился, в строительстве флота. Важным направлением привлечения внимания к проблемам флота являлись выставки-показы новых кораблей и систем вооружения, организованные по инициативе Сергея Горшкова на Северном или Черноморском флотах, с приглашением на них руководителей партии и правительства, министров, генеральных и главных конструкторов, директоров крупных заводов. После ознакомления с кораблями, самолетами, ракетами, торпедами и другими видами ВВТ, на выходе кораблей в море для участников выставки выполнялись боевые упражнения с пусками ракет и артиллерийскими и торпедными стрельбами. Многие участники этих мероприятий становились активными сторонниками создания мощного океанского флота. Участие конструкторов в выставках, на учениях и испытаниях новых систем вооружения позволяли им быстрее проходить процесс оморячивания, что имело принципиальное значение для правильного восприятия ими требований ТТЗ ВМФ и квалифицированно и осознанно их реализовывать при разработке ВВТ. Сергей Георгиевич постоянно интересовался ходом подготовки полигонов флота к испытаниям новых ракетных комплексов и других систем вооружения. Вспоминается посещение его вместе с секретарем ЦК КПСС Дмитрием Устиновым Северного полигона в начале 1976 году. Во время движения по технической территории полигона в районе поселка Нёнокса Устинов поинтересовался местом стартовой позиции для испытаний нового РК Д-9Р. Начальник полигона вице-адмирал Владимир Салов доложил, что сейчас подъезжаем к месту, выбранному по результатам рекогносцировки, и показал торчащую в снегу палку с металлической банкой на конце. Автобус остановился, и секретарь ЦК спросил: «Сергей Георгиевич, а вы успеете построить старт к началу испытаний?» «Вне всякого сомнения», – ответил главком и выразительно посмотрел на начальника Главного инженерного управления генерал-майора В.Е. Путята и на меня. Работы были выполнены в установленные сроки, и полигон обеспечил, как и во всех других случаях, испытания новых комплексов. ШКОЛА ЗАКАЗЧИКОВ Главной опорой главкома в строительстве флота были управления, объявленные в приказе министра обороны генеральными заказчиками по определенной номенклатуре ВВТ флота. Они несли всю полноту ответственности за жизненный цикл этой техники, начиная с задумки облика, создания, организации эксплуатации, снятия с вооружения и утилизации, и были основными организаторами по подготовке и реализации принятых решений по вопросам проектирования кораблей, созданию комплексов вооружения, подготовки полигонов флота к испытаниям и организации их проведения. Заказывающие управления (ЗУ) несли ответственность за техническую подготовку флотов к приему новых видов вооружения и организацию их эксплуатации, за специальную подготовку личного состава кораблей и частей. Для выполнения этих функций заказывающие управления имели в подчинении НИИ, полигоны, военные представительства на предприятиях промышленности, арсеналы и базы хранения вооружения, ремонтные заводы. В специальном отношении им подчинялись соответствующие управления флотов, флагманские специалисты и боевые части (службы) кораблей. Итоговыми оценками деятельности заказывающих управлений являлись создание новых систем вооружения в установленные сроки и высокого качества и успешность выполнения боевых упражнений кораблями флотов. Поэтому Сергей Георгиевич уделял пристальное внимание работе этих управлений, а их руководители были наиболее частыми посетителями его кабинета с докладами. Становлению и укреплению авторитета начальника заказывающего управления имело их обязательное присутствие на встрече ГК ВМФ с генеральными и главными конструкторами, директорами предприятий и руководителями министерств, при этом он всегда спрашивал мнение присутствующего начальника ЗУ по обсуждаемому вопросу и, как правило, поддерживал его. Такая система общения с начальниками заказывающих управлений позволяла главкому быть постоянно в курсе дел по созданию и ходу испытаний систем ВВТ и строительству кораблей, а для подчиненных была великолепным примером и школой решения различных вопросов. Важной школой воспитания и обучения для начальников ЗУ было присутствие и участие в обсуждении вопросов на заседаниях Военного совета ВМФ. Присутствуя на многих заседаниях Военного совета, на некоторых из них я выступал с докладами или в прениях, а при обсуждении итогов зимнего и летнего периода обучения обязательно докладывал о результатах ракетно-артиллерийской подготовки за ВМФ в целом. Это были отличная школа государственного подхода к обсуждаемым вопросам, пример сочетания жесткого спроса за недостатки и упущения с уважением к человеку и четкие указания по дальнейшей работе. Сергей Георгиевич всегда внимательно слушал доклады и выступления, делал замечания или задавал вопросы, но я не помню, чтобы это кого-нибудь обижало. Если кому и доставалось, то за дело. Вспоминаю, как в январе 1976 года я докладывал на заседании Военного совета о неудовлетворительных результатах ракетных пусков в 1975 году и мерах, принимаемых управлением. Главком одобрил предлагаемые меры, но дал весьма жесткую оценку моей деятельности: «Вы не твердо держите в руках порученное дело. Начальник УРАВ отвечает и за качество, и за надежность вооружения, и за обучение личного состава ракетно-артиллерийских боевых частей кораблей, и за организацию стрельб. Требую наводить в службе порядок быстрее и жесткой рукой. Пока мы этого не видим и публично вас предупреждаем. Спрос будет строгим». Такая оценка не могла быть приятной, тем более что управление и вся ракетно-артиллерийская служба работали с большим напряжением. Десятки КБ и НИИ промышленности работали по созданию новых комплексов РАВ. На четырех полигонах и кораблях под руководством государственных комиссий проводились испытания новых и модернизированных комплексов, количество которых иногда доходило одновременно до десяти. На флотах шло освоение новых видов вооружения, в ходе боевой подготовки проводились пуски ракет, число которых иногда доходило до 400 в год, по результатам которых, в определяющей степени, оценивался уровень боевой и политической подготовки большинства кораблей и частей флотов. Офицеры управления принимали непосредственное участие во всех этих процессах. В поездках на флоты офицеры управления оказывали помощь специалистам по подготовке к учениям и сложным стрельбам, проведении и оценке их результатов. Строгую оценку, данную главнокомандующим на Военном совете, в управлении восприняли как должное и как руководство к действию. Управлением, вместе со специалистами РАВ и командованием флотов, были приняты необходимые меры. В последующие 10 лет серьезных провалов в ракетно-артиллерийской подготовке на флотах не было, хотя недостатки и замечания были всегда. Главный конструктор Валентин Мутихин, Сергей Горшков, командир РКР «Слава» Вадим Москаленко. Фото из архива «НВО» ПОД РАКЕТНЫМ ОБСТРЕЛОМ Особое значение имели плановые поездки главнокомандующего на флоты, как правило, два раза в год на Северный и Тихоокеанский и по одному – на Балтийский и Черноморский. Во всех этих поездках участвовали начальники заказывающих управлений. Присутствуя на заслушиваниях командования флота (флотилии), мы получали информацию из первых уст о состоянии дел на флоте и нерешенных вопросах. Мы видели и учились, как правильно надо ставить и решать вопросы по обеспечению боевой готовности сил и средств флота, обустройству гарнизонов и пунктов базирования, поддержанию высокого уровня организации службы и воинской дисциплины. Особое внимание главком обращал на поддержание установленных норм содержания кораблей в постоянной готовности, материальной основой которой является техническая готовность кораблей и систем вооружения, обеспечение флота нормативными запасами ракет, других боеприпасов и материально-технических средств, за которые отвечали центральные управления наравне с командованием флотов. После заслушивания командования флота начальники заказывающих управлений работали в специальных управлениях, на кораблях и частях. Главными вопросами для них были оценка работы по освоению новых кораблей и комплексов вооружения, проверка технической готовности кораблей, состояние системы хранения оружия на базах и вопросы пожаро- и взрывобезопасности на кораблях и базах. Такая практика позволяла ЗУ, отвечающим за весь жизненный цикл вооружения, учитывать флотский опыт в разработке новых систем вооружения. Результаты своей работы начальники управлений докладывали в штаб и учитывали при подведении итогов. По важным и срочным вопросам начальники управлений докладывали лично главкому. Боевые упражнения в море выполнялись в условиях, приближенных к боевым. Корабли находились в боевых порядках (ордерах), обеспечивая все виды обороны, оружие кораблей в готовности к боевому использованию. Пуски БР проводились по команде с ЦКП ВМФ при нахождения ПЛАРБ в условиях боевого патрулирования. Пуски противокорабельных ракет проводились в условиях разведывательно-ударного комплекса, с использованием данных о целях-мишенях от космической или авиационной разведывательных систем. Наиболее сложной была организация отработки ПРО-ПВО соединения кораблей, при которой налет осуществляли противокорабельные крылатые ракеты, доработанные в ракеты-мишени (РМ), запускаемые с ракетных катеров и подводных лодок в штатном режиме. При подготовке РМ на них отключался контур управления от головки самонаведения, вместо боевой части устанавливали весовой имитатор. В целях соблюдения мер безопасности РМ наводились из расчета прохождения их траектории с некоторым упреждением относительно ордера. При угрозе нападения с воздуха корабли соединения переводились в режим полной боевой готовности, боевое распоряжение по отражению воздушных целей с использованием зенитных огневых средств выдавалось только тем кораблям, которые проверялись. Другие корабли ордера должны были использовать свои огневые средства только по РМ, идущей непосредственно на «свой» корабль. Это положение было записано в руководящих документах, что обеспечивало безопасность всех кораблей при отражении воздушного налета. В ходе выполнения боевых упражнений оценивались уровень подготовки личного состава и надежность работы материальной части кораблей. В случаях неуспешных пусков ракет, других недостатков на учении Горшков никогда не проявлял элементов нервозности, давал четкие указания о проведении после учения расследования причин. Летом 1974 года во время оперативных сборов командного состава флотов и центральных управлений под руководством главкома на Северном флоте эскадра надводных кораблей в море должна была отразить удар ракет. Все участники сборов находились на крейсере «Мурманск». Погода была благоприятная, светило солнце, море спокойное. Ракетный удар наносила бригада ракетных катеров, запуская три РМ П-15 с дальности около 40 км. В назначенное время катера пустили РМ, подход которых к эскадре на высоте 200–300 м и темпом 7–10 секунд был хорошо виден визуально. Но произошло невероятное – ни один корабль эскадры не обстрелял РМ из-за того, что РМ не были обнаружены, о чем и доложил командир эскадры. Не знаю, какой разговор состоялся у главкома с командующим Северным флотом, но вскоре я, как главный ракетчик и начальник УРАВ ВМФ, был вызван во флагманскую рубку, где находился нахмуренный и суровый СГ (как мы его называли между собой) в одиночестве. Видно было, что он тяжело переживал произошедшее, и я не ожидал для себя ничего хорошего. Но главком, сдерживаясь, довольно спокойно сказал: «Да-а. Такого еще не бывало у нас. Вызовите специалистов, кого необходимо, останьтесь на флоте после сборов и разберитесь в причинах случившегося досконально. И примите меры». Я был удивлен его выдержкой и еще раз убедился в силе характера. Еще один случай, показывающий выдержку и спокойствие Сергея Георгиевича в сложной ситуации. На одном из учений Северного флота корабли эскадры отражали удар РМ, запущенных с АПЛ и РКАБ. Штаб руководства находился на тяжелом атомном ракетном крейсере «Киров» и получал донесения о поражении двух РМ на основе ракеты П-6. И вдруг из-за низких облаков вылетает горящая РМ П-6 (ее подбил стреляющий корабль) и падает впереди примерно в 200 метрах по курсу крейсера. Многие из нас, находящихся на ходовом мостике, так и ахнули, а главком взглянул в нашу сторону и спокойно сказал: «Не паникуйте!» И поручил мне разобраться, почему зенитчики не обстреляли эту РМ, практически идущую на крейсер. Все было сказано весомо и спокойно. После разбора этого случая с командирами кораблей и соединений на Северном флоте была дана информация на другие флоты вместе с дополнительными указаниями о том, что каждый корабль в ордере должен быть в готовности и поразить воздушную цель, идущую на корабль. К сожалению, невыполнение этих требований привело в аналогичной ситуации к гибели МРК «Муссон» на Тихоокеанском флоте в 1987 году, когда в него попала подбитая РМ-15 и он затонул. Приведу еще один пример, характеризующий Сергея Георгиевича. На учении по высадке десанта на ЧФ один из катеров на воздушной подушке не мог с ходу выйти на побережье и сделал это только на третьем заходе. Командование флота и все, кто находился на смотровой трибуне, волновались и переживали за неудачу и возможные неприятности для командира катера. Главком спокойно направился к катеру, и все, находящиеся на трибуне, последовали за ним. Мы видели бледное лицо командира катера, когда он докладывал главкому. Сергей Георгиевич спокойно выслушал доклад, поздоровался с командиром за руку и начал разговор о боевых и мореходных качествах корабля, какие недостатки он имеет. Командир, старший лейтенант, в начале беседы волновался, что вполне естественно, он впервые разговаривал с военачальником такого высокого ранга да еще в столь сложной ситуации, а затем успокоился и уверенно отвечал на все вопросы. Горшков поблагодарил его и пожелал успехов в службе. Надо было видеть просиявшее лицо командира катера и с какой лихостью он приподнял свой катер, развернул его на месте и ушел в море. Думаю, что для этого офицера беседа с главкомом будет памятной на всю жизнь, а для присутствующих – поучительным примером отношения адмирала к молодому офицеру. Последний мой разговор с Сергеем Георгиевичем состоялся по телефону в канун Дня Победы 1988 года, а вскоре его не стало. Это была огромная потеря для флота, для страны.

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

milstar: Запад опускает морской шлагбаум Российским морякам запрещают ходить куда они хотят 2012-08-03 / Владимир Гундаров Подробнее: http://nvo.ng.ru/wars/2012-08-03/7_barrier.html 28 июля на сайте МИД России был опубликован комментарий руководителя департамента информации и печати российского внешнеполитического ведомства Александра Лукашевича в связи с решением Совета ЕС о дополнительных санкций в отношении Сирии. «Мы не намерены принимать какое-либо участие в мероприятиях во исполнение решений ЕС, направленных против Сирии, в том числе не будем рассматривать обращения и давать согласие на досмотр судов, плавающих под российским флагом, равно как и на применение к ним иных ограничительных мер», – заявил официальный представитель МИД России. Возможно, это заявление заставит некоторых судовладельцев пересмотреть бизнес-планы и прийти к выводу, что им выгоднее вернуть свои суда под российский флаг и работать с российскими операторами и страховщиками, а не с иностранными. Как показала недавняя история с российским многоцелевым сухогрузом «Алаид», «удобный» для капитана флаг выгодно держать, как говорится, до первого полицейского. Стоило властям Великобритании предположить, что «Алаид» перевозит груз, нарушающий санкции ЕС против сирийского режима, как британский страховщик Standard Club отозвал страховку судна, а коммерческий оператор «Алаид» – датская компания United Nordic Shipping – выразила «огромное» сожаление, что совсем недавно имела связи с группой компаний «Фемко», которой принадлежит «Алаид». Подробнее: http://nvo.ng.ru/wars/2012-08-03/7_barrier.html Да и флаг Кюрасао – островного государство, входящего в состав Королевства Нидерландов – не помог капитану избежать скандала с принудительным разворотом судна, о котором писала наша газета (см. «НВО» № 21 от 29.06.12). ДЕЛИКАТНЫЕ МИССИИ СУХОГРУЗОВ Военно-морской флаг и флаг СССР, под которым плавали гражданские суда, в прошлом веке всегда были рядом на всех фарватерах, демонстрируя присутствие нашей страны в Мировом океане. Из этого, очевидно, исходят и те, кто сегодня поручает гражданским судам деликатные миссии вдали от территориальных вод России. Беда только в том, что в век Интернета, сотовой связи и глобальных навигационных систем трудно обеспечивать секретность и скрытность подобных миссий. Вот и об «Алаиде» сразу после его выхода в море информация стала известна практически всем. На размышления о характере миссий гражданских судов наводят необъяснимые и поэтому загадочные факты. Например, по дороге из Находки в Санкт-Петербург тот же «Алаид» таинственным образом исчез в период с 2 мая по 4 июня. Никто не может объяснить, где он находился, так как система автоматической идентификации судна была отключена. Очень напоминает другой, не менее таинственный случай захвата якобы пиратами лесовоза Arctic Sea с российским экипажем в Атлантике летом 2009 года. Лесовоз держал курс в Гибралтар, но неожиданном исчез из информационного пространства, система идентификации была отключена. Спустя много дней кто-то где-то чудесным образом нашел Arctic Sea, членов экипажа, имеющих российское гражданство, благополучно доставили в порт приписки Архангельск, предварительно взяв с них расписку о неразглашении событий, связанных с захватом судна. Так эта история и осталась покрытой мраком. Сегодня капитаны гражданских судов, оставшихся без прикрытия кораблей ВМФ, вынуждены действовать на свой страх и риск, поэтому наши суда становятся добычей морских пиратов, подвергаются задержанию и унизительным досмотрам, который по форме проведения напоминает пиратский захват. ДОСМОТР В ПА-ДЕ-КАЛЕ Вот как это происходило, например, с теплоходом «Капитан Абакумов». Из рапорта капитана судна Вадима Лисовца, опубликованного на сайте Общероссийского движения поддержки флота. 18 октября 2010 года теплоход «Капитан Абакумов» под флагом России и под моим командованием, находящийся под управлением ООО СК «ОРИОН», зарегистрированной в Санкт-Петербург, следовал рейсом из порта Порто-Эмпедокле (Италия) в порт Хольбек (Дания) с грузом каменной соли в количестве 5290 тонн. В 11.40 мск, находясь в зоне действия французского поста регулирования движения «Гри-Несс» (пролив Па-де-Кале) в сложных, в навигационном отношении, и стесненных условиях (в зоне одностороннего движения), теплоход был остановлен военным судном береговой охраны Франции под предлогом проведения таможенного досмотра на основании французского законодательства. Правило Code des Jovames Framcais п. 44 Bis. Досмотр производило подразделение Direction Regiouale Garde. Cote. Адрес: 21 Avemue Georges Gizet BP 13, 76380 CANTELEU, ph: 02 32 83 21 30, fax: 02 32 83 21 46. Несмотря на заявленный мною протест по УКВ-станции о нарушении правил транзитного прохода международных проливов и плавания в открытом море, получил отказ и команду от военного корабля французских сил береговой охраны DF P1 убавить ход до 5 узлов и принять на борт группу лиц для таможенного досмотра теплохода и груза. В 12.00 мск на борт судна высадилась группа в составе семи человек. Поднявшись на мостик, старший группы предъявил удостоверение French Customs, Team Control Agent № 50542. Попросил предоставить следующие документы: 1) судовую роль; 2) лист судовых запасов; 3) лист личных запасов команды; 4) лист последних 10 портов захода; 5) тактико-технические данные судна; 6) план помещений судна; 7) грузовой манифест. Однако были взяты только документы под номерами 1, 2, 4, 5. Остальные документы оказались невостребованными. Старший группы заявил, что они должны осмотреть судовые помещения и груз на предмет обнаружения большого количества незадекларированных сигарет и наркотиков. Были осмотрены все жилые и служебные помещения, помещение полубака, а также машинное отделение в сопровождении представителей администрации судна. Частично вскрывали подволок и переборки. В нарушение всех прав человека и человеческого достоинства проверяли все шкафы, ящики, личные сумки и вещи. Досмотр (а фактически обыск) производился в грубой и пренебрежительной форме по отношению к членам экипажа теплохода и сопровождавшим представителям администрации теплохода. Досмотр производили люди, одетые в грязные рабочие комбинезоны и в резиновые перчатки. После досмотра мусорных корзин в каютах, не меняя перчаток, производили досмотр личных вещей, сумок, шкафов, ящиков и постелей, переворачивая матрасы с постельным бельем. Осмотр помещения для хранения продуктов питания и камбуза проводился в этой же одежде и перчатках в нарушение всех норм гигиены и санитарии. От досмотра груза и грузовых документов отказались. Таким образом, предлог для остановки теплохода не был оправдан. Дело свелось к банальному обыску в поисках большого количества сигарет и наркотиков. В процессе обыска в нарушение Международного кодекса по охране судов и портовых средств без разрешения присутствующих членов экипажа вскрывались щиты электрооборудования и автоматики оборудования судна. Служебные помещения, которые имеют маркировку «Помещения ограниченного доступа» согласно Плану охраны судна, также были вскрыты. Все вскрывалось различными отмычками, которые были у них в наличии. В результате был вскрыт аварийный щит автоматики станции управления системы углекислотного пожаротушения. В итоге в 13.30 мск произошла блокировка подачи топлива в главные двигатели и отключение подачи воздуха для работы турбин наддува двигателей. Главные двигатели остановились, теплоход потерял ход и управляемость, вышел из-под контроля, тем самым была создана аварийная ситуация в международных водах в стесненных условиях плавания и при интенсивном движении судов. О произошедшем было сообщено посту контроля за движением судов в проливе Па-де-Кале. Благодаря профессиональным и своевременным действиям экипажа удалось быстро восстановить контроль над управлением теплохода и избежать катастрофических последствий. После случившегося на борту теплохода по вине проверяющих, видимо, понимая это, в 13.35 мск они прекратили досмотр и в 13.45 мск покинули борт теплохода, не найдя ничего криминального и не извинившись, не оставили никакого документального подтверждения о проведенной акции. Подобные обыски судов допускаются только при стоянке теплоходов в портах властями страны захода, силами так называемой черной таможни и только в отношении теплоходов стран потенциально опасных в криминальном отношении. Произошедшее произвело тяжелое впечатление на моральное состояние членов экипажа теплохода. «На виду проходивших мимо судов под флагами всех стран мира, среди ясного дня в международных водах теплоход под флагом России в течении двух часов пяти минут находился под пушками французского военного корабля, тем самым был нанесен моральный ущерб чести, достоинству и престижу флага России», - заявил в морском протесте капитан Вадим Лисовец. С ноября 2010 года «Капитан Абакумов» плавает под панамским флагом. Он, конечно, не сможет защитить имущество судовладельца в открытом море, однако предоставляет массу мелких, но приятных экономических преференций. НАС НЕ УСЛЫШАТ Инциденты с нашими судами за пределами территориальных вод России происходят чаще, чем предполагает рядовой обыватель. В первом полугодии 2012 года были задержаны 63 российских судна, выполнявших рейсы под флагами различных государств. Один рефрижератор, два балкера и восемь сухогрузов – всего 11 судов – выполняли рейсы под флагами России. Но они тоже были задержаны. По одному – властями Англии, Италии и Японии, остальные восемь судов – властями Китая. Причины для задержания и досмотров бывают разные. Однако с уверенностью можно утверждать, что их количество могло уменьшиться, если бы рядом с гражданским судном находился боевой корабль под Андреевским флагом. На всех уровнях не устают повторять, что Россия – это морская держава (некоторые даже добавляют – «великая»). По протяженности береговой линии так оно и есть. А вот по количеству и техническому состоянию корабельного состава нас обгоняют многие страны, которые сами себя не считают морскими державами. На Черном и Балтийском морях соотношение кораблей – своих и чужих – вернулось почти к состоянию допетровских времен. А включение флотов в состав сухопутных военных округов означает, что ВМФ теперь выполняет задачи только в интересах сухопутных группировок войск и сил, о дальней морской зоне приказано забыть. В 70–80-е годы корабли ВМФ на постоянной основе базировались в Конакри (Гвинея), Луанде (Ангола), Адене и на острове Сокотра (Йемен), в Нокре (Эфиопия), Бербере (Сомали), Камрани (Вьетнам), Сьенфуэгосе (Куба) и других отдаленных от Советского Союза точках земного шара. 8-я (Индийская) оперативная эскадра (ОпЭск) Тихоокеанского флота обеспечивала безопасность советских танкеров и сухогрузов в Оманском и Персидском заливах. В состав эскадры входило более 20 боевых кораблей и судов обеспечения, кроме того, для ее усиления посылались сторожевые корабли и морские тральщики с Черноморского флота. 5-я (Средиземноморская) ОпЭск в составе шести оперативных соединений контролировала все Средиземноморье и прилегающие районы. А были еще 7-я (Атлантическая) – для Североатлантического ТВД, 10-я – для Тихоокеанского ТВД и многие другие. Но корабли пустили на иголки, эскадры сократили до дивизий, а дивизии – до бригад. И не нужны стали военно-морские базы и пункты материально-технического обеспечения (ПМТО) в дальних странах. Остался лишь ПМТО в сирийском Тартусе, где служит с полсотни военных моряков. С падением режима Асада, возможно, откажемся и от Тартуса. В начале прошлого года Главный штаб ВМФ запустил в СМИ дезинформацию о якобы существующем плане создать к 2013 году Командование дальней зоны для действий, в том числе в Индийском океане, по защите судоходства от морских пиратов. «Новая оперативная эскадра будет на постоянной основе решать задачи обеспечения безопасности российского гражданского судоходства и борьбы с морским пиратством в районе Африканского Рога», – отметил источник Интерфакса в Главном штабе ВМФ. Только на всем Черноморском флоте не наберется и трех кораблей первого ранга для выполнения этой задачи. Так что с эскадрой придется подождать еще лет 30 или больше. Но в таком случае вряд ли военные моряки США и НАТО услышат грозное предупреждение российского МИДа о том, что мы не дадим согласие на досмотр судов, плавающих под российским флагом. К сожалению, никто и не спрашивает нашего согласия, о чем свидетельствуют инциденты с «Алаидом», Arctic Sea, «Капитаном Абакумовым» и другими судами. А у России не хватает боевых кораблей, которые могли бы «передать» наше предупреждение в море другим странам. Подробнее: http://nvo.ng.ru/wars/2012-08-03/7_barrier.html

milstar: «Резервисты» трех категорий Действительно, на данный момент насчитывается 20 таких субмарин, в том числе не менее 12 – ПЛАТ третьего поколения проектов 971, 945 и 671РТМ, ПЛАРК проекта 949А, ДЭПЛ проекта 877, а также стратегические ракетоносцы проектов 941 и 667БДР/БДРМ третьего и второго поколений соответственно. Помимо лодок, «официально» отправленных в резерв, в этот список включены и те корабли, ремонт которых затянулся из-за нехватки денег. Согласно поручению президента все они должны встать в строй. Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/9171 Подлодки из резерва можно разделить на три категории – пребывающие в нем с конца 90-х, с 2002–2004 годов и с 2008-го. Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/9171 На данный момент почти все ПЛ из данной категории утилизированы, за исключением Б-242, К-239 и К-173, ожидающих своей очереди. Несколько иная ситуация сложилась с субмаринами К-263 «Барнаул» и К-391 «Братск» проектов 971 – они были поставлены на средний ремонт в 1998 году и до сих пор не вернулись в строй. Аналогичная судьба у БС-64 «Подмосковье» проекта 667БДРМ – с 1998 года она ожидает модернизации и переоборудования в центре судоремонта «Звездочка». Более оптимистичным представляется будущее подлодок, оказавшихся на приколе в первой половине 2000-х годов. Некоторые из них, в частности ТК-17 и ТК-20 проекта 941, чьи перспективы до сих пор не были однозначно определены, прошли поддерживающий ремонт. С 2003 года ремонтируются ПЛ К-391 «Братск» и К-322 «Кашалот» проекта 971, но и по сей день нет каких-либо новых сведений об их состоянии. Возможно, эти субмарины постигла участь лодки К-132 «Иркутск» проекта 949А, переведенной на ДВЗ «Звезда» в 2001 году для среднего ремонта, который доныне так и не завершен из-за недостаточного финансирования, а потому высока вероятность, что ПЛ в конце концов отправится в отстой. Тем не менее капитальный ремонт и модернизация позволят субмаринам вернуться в строй ВМФ. И наконец, из относительно недавно вставших к стенке кораблей безвозвратно покидают флот две лодки – К-211 «Петропавловск-Камчатский» и К-506 «Зеленоград» проекта 667БДР, выведенные из состава флота в 2010 году. Иначе дело обстоит с другим кандидатом на списание – Б-401 «Новосибирск». Пребывающая с 2009 года в резерве субмарина могла стать мемориальным комплексом, однако командование ВМФ решило продлить срок ее службы еще на пять лет, поэтому в данный момент ПЛ проходит средний ремонт. Чувствительной потерей является вынужденный выход в резерв подлодки К-157 «Вепрь» проекта 971М в связи с выработкой ресурса активной зоны реактора. Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/9171 К сожалению, именно здесь находится самое уязвимое место проекта. Ремонт современного атомного подводного крейсера – очень трудоемкое, затратное мероприятие. Как можно убедиться на примере РПКСН «Екатеринбург», даже не столь внушительная по объему модернизация с установкой нового ГАК обошлась в 600 миллионов рублей. Для проведения среднего ремонта субмарины проекта 949А требуется не менее семи миллиардов рублей. Для сравнения: стоимость постройки новой подлодки 971-го проекта – 24 миллиарда 335 миллионов рублей, а современнейшей ПЛ 885-го проекта «Ясень-М» – около 30 миллиардов. Иными словами, возникает дилемма: что лучше – получить четыре субмарины третьего поколения или одну лодку четвертого? Как ни странно, с технической точки зрения выгоднее первый вариант. Дело в том, что единственное судостроительное предприятие в России, выполняющее ГОЗ по проектам 955 и 885, – северодвинский Севмаш. Его мощности полностью загружены, и поэтому дополнительную единицу он сможет произвести только после окончания работы над основным заказом. А вот за ремонт готовы взяться сразу несколько предприятий. Они остро нуждаются в заказах, несмотря на то, что на данный момент ремонтируется значительное количество подводных лодок – не менее 17. Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/9171

milstar: K remontu starix -xoroschaja ideja Neobxodimo rassmotret wozmozns komplektaziej novoj sismoj swjazi , wozmozno koe-chto novoe iz raket Neobxodimo bolee detalnoe rassmotrenie


milstar: Основные направления развития радиолокационных систем надводных кораблей http://www.media-phazotron.ru/?p=694

milstar: 19:00 25/08/2012 МОСКВА, 25 авг - РИА Новости. Площадь морского льда в Арктике сократилась до рекордно низких значений за всю историю спутниковых наблюдений - до 4,21 миллиона квадратных километров, причем площадь льда будет сокращаться до середины сентября, сообщает центр дистанционного зондирования Земли японского аэрокосмического агентства JAXA. Прежний рекордный минимум, по данным японских ученых, был достигнут 24 сентября 2007 года, когда площадь льдов в Арктике сократилась до 4,25 миллиона квадратных километров. Среднее значение минимальной площади льда в период с 1980-х годов до начала 2000 годов составляло около 6 миллионов квадратных километров. "Скорость сокращения площади льда в Арктике остается высокой. Каждый год таяние льда продолжается примерно до середины сентября. Годовой минимум площади арктического льда в этом году, возможно, будет ниже 4 миллионов квадратных километров", - говорится в сообщении на сайте центра. В понедельник 20 августа американский Национальный центр информации по снегу и льду (NSIDC) заявлял, что в этом году может быть перекрыт рекордный минимум, достигнутый в 2007 году. Читайте далее: http://ria.ru/arctic_news/20120825/730552742.html#ixzz24a4AKvIm

milstar: Малый ракетный корабль проекта 21631 В Татарстане на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького началось строительство четвертого ракетного корабля малой заметности "Зеленый Дол", разработанного по проекту 21631 "Буян-М". Как сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на пресс-службу Южного военного округа, корабль войдет в состав Каспийской флотилии. http://www.guraran.ru/news/newsread/news_id-6151 Головной корабль проекта, "Град Свияжск", был заложен на Зеленодольском судостроительном заводе 27 августа 2010 года. Второй корабль - "Углич" - был заложен 22 июля 2011 года, а третий - "Великий Устюг" - 27 августа 2011 года. Все три корабля также войдут в состав Каспийской флотилии ВМФ России. Малые ракетные корабли проекта 21631 относятся к классу "река-море" и сконструированы с соблюдением требований по снижению радиолокационной заметности. Корабли имеют длину 74,1 метра, ширину 11 метров и осадку 2,6 метра. При водоизмещении в 949 тонн корабли могут развивать скорость до 25 узлов. На вооружении кораблей проекта стоят 100-миллиметровая артиллерийская установка, пулеметы калибров 14,5 и 7,62 миллиметра, а также зенитный артиллерийский комплекс "Дуэт" и универсальный ракетный комплекс "Калибр-НК" радиусом действия до 300 километров. Помимо Каспийской флотилии корабли проекта 21631 встанут на вооружение Черноморского флота России.

milstar: http://makeyev.ru/roccomp/miscomp/ В состав основных систем корабельного ракетного комплекса входят: Баллистические ракеты; Пусковые установки (ракетно-стартовые системы); Корабельная аппаратура системы управления; Корабельная цифровая вычислительная система; Система охлаждения и подачи теплоносителя; Система прицеливания; Корабельные системы повседневного и предстартового обслуживания; Аппаратура управления корабельными системами повседневного и предстартового обслуживания; Корабельная аппаратура системы документирования; Кодированное блокирующее устройство; Система аварийного подрыва ракет; Комплекс наземного технологического оборудования; Контрольно-испытательная аппаратура системы управления; Комплекс систем подготовки технической информации; Учебно-тренировочные средства; Комплекс средств погрузки ракет; Контрольно-испытательная аппаратура.

milstar: Р-29РМУ3 Р-29РМУ3 (шифр «Синева-2») — предлагаемая Государственным ракетным центром им. Макеева модификация ракеты Р-29РМУ-2. Ракета предложена для вооружения ракетоносцев проекта 955 «Борей», как альтернатива ракете «Булава». С целью минимизации изменения проекта подводной лодки для Р-29РМУ3 предлагается «сухой» способ старта. Для уменьшения длины ракеты будут увеличены диаметры первой и второй ступеней. ------------------------------------------- Масса ракеты 41 тонна. В качестве оснащения предлагается 8 боевых блоков малого класса мощности ЗГ-32 со средствами преодоления противоракетной обороны или 4 новых боевых блока среднего класса. http://event.dn.ua/?p=1016

milstar: В рамках второго этапа работ разрабатывается модификация «Штиль-2.1». Для размещения полезной нагрузки спроектирован специальный отсек объёмом 1,87 м³, который закрывается аэродинамическим обтекателем. Ракета способна вывести на круговую орбиту высотой 400 км и наклонением 79° полезный груз массой до 200 кг. Заявлено о разработке модификации «Штиль-2Р», способной вывести на ту же орбиту полезную нагрузку массой до 500 кг. Ракеты-носители «Штиль-2.1» и «Штиль-2Р» имеют длину большую, чем Р-29РМ и крышка ракетной шахты не может быть закрыта. Поэтому переход подводной лодки к месту старта и пуск ракеты может производиться только в надводном положении.

milstar: адмирал Ф.И.Новоселов, бывший в то время начальником Управления ракетного и артиллерийского вооружения ВМФ: «Имея хороший научно-технический задел и опыт проектирования БРПЛ на ЖРД (жидкостных ракетных двигателях), в инициативном порядке КБМ совместно с Институтом вооружения ВМФ предложили новую ракету на ЖРД, что было поддержано командованием ВМФ. Однако в ходе обсуждения и подготовки проекта постановления о начале работ вновь возник вопрос - почему ВМФ поддерживает и предлагает новый ракетный комплекс с БРПЛ на ЖРД. Мы сумели доказать целесообразность такого решения, но министр обороны Д.Ф.Устинов выразил неудовольствие, о чем Главком ВМФ рассказывал мне: «Вы, Сергей Георгиевич, передайте своему ракетчику - стороннику жидкостных ракет, чтобы он перестал вместе с генеральным конструктором В. П. Макеевым впредь зани- маться БРПЛ на ЖРД, а твердо перешел на твердотопливные баллистические ракеты». Тем не менее, в такой сложной обстановке, усилиями трех выдающихся личностей: генерального конст-руктора В. П. Макеева, Главнокомандующего ВМФ С.Г.Горшкова и министра С.А.Афанасьева было под- товлено и в январе 1979 г. подписано постановление на опытно-конструкторскую разработку нового морского ракетного комплекса Д-9РМ с жидкостной межконтинентальной баллистической ракетой Р-29РМ для вооружения подводных лодок пр. 667БДРМ. Создание ракетного комплекса Д-9РМ явилось логическим продолжением работ по совершенствованию морского стратегического оружия: к тому моменту был накоплен положительный опыт разработки ракет Р-27, Р-29, Р-29Р и их модернизаций. В то же время комплекс Д-9РМ стал принципиально новой полномасштабной разработкой, обеспечившей серьезное повышение тактико-технических характеристик за счет внедрения новых, всестороннего улучшения и дальнейшего развития традиционных технических решений. Повышение боевых характеристик нового комплекса обеспечивалось за счет: - увеличения количества и мощности боевых блоков; - увеличения максимальной дальности стрельбы: - улучшения точности стрельбы; - повышения возможностей разведения блоков на индивидуальные точки прицеливания в зоне произ- вольной формы. http://www.sgan2009.ru/komplexs/kompleks/kompleks_3_1.html Комплекс Д-9РМУ, ракета Р-29 РМУ Модернизация комплекса Д-9РМ была задана постановлением правительства о принятии его на воору-жение в феврале 1986 г. В процессе модернизации были реализованы: - повышенная стойкость ракет к поражающим факторам ядерного взрыва; - возможность применения из высоких широт Арктики (до 89° с.ш.); - стрельба с малым подлетным временем; ---------------------------------------------- " Nastilnaya " ili depressed traectorija s nizkimi apogejami 200-350 km http://www.sgan2009.ru/komplexs/kompleks/kompleks_3_1.html Обеспечена стрельба из высоких широт Арктики и по настильным траекториям с малым подлетным временем.

milstar: Trident -2 Mk-4 14*100 kt ,7400 km ,29,2 minut ,apogej -1340 km ,burnout ckosrost - 6.3 km/sek Ballistic coefficient 8600 N/m2 Weight of RV 90 kilograms Weight of bus 1,100 kilograms Length -1.3 metra Nose radius -0.045 metr Base radius - 0.2 metr Half angle -7 degress http://www.princeton.edu/sgs/publications/sgs/pdf/3_1-2gronlund.pdf Trident -2 Mk-5 ,8*475 km ,7400 km Ballistic coefficient 12000 N/m2 Weight of RV 180 kilograms Weight of bus 1,100 kilograms Length -1.5 metra Nose radius -0.04 metr Base radius - 0.26 metr Half angle -8.5 degress

milstar: Russian Ekranoplan http://www.youtube.com/watch?v=Xjn3gW0dvf8&

milstar: При паровых судах, может быть, это неравенство профессиональных знаний и опытности моряков враждебных сторон имело бы сравнительно столь небольшое значение, что воинское искусство Наполеона, в пользу которого было еще и преимущество инициативы, перетянуло бы чашу весов на его сторону. При парусных же судах этого не могло быть: изучая историю Трафальгара, должно помнить, что морское превосходство Великобритании состоит не в числе ее кораблей, а в знаниях, энергии и настойчивости ее адмиралов и моряков вообще. В столкновениях с противником численность ее эскадр была, в выгоднейших для нее случаях, такая же, как и у противника. В сущности, шла борьба между морскими комбинациями Наполеона и глубоким знанием своего дела со стороны британских офицеров, избегавших эксцентрических движений, на которые он неутомимо старался их вынудить. http://militera.lib.ru/science/mahan2/16.html Мэхэн, Алфред Тайер Mahan, Alfred Tyer Влияние морской силы на французскую революцию и империю. 1793-1812 http://militera.lib.ru/science/mahan2/index.html 31 мая Наполеон высказывает предположение, что восемь линейных кораблей, вышедших десять дней назад под начальством Колингвуда, следуют в Индию, и неделю спустя повторяет эту догадку с уверенностью: «Ответственность министров так велика, что они не могли послать его никуда, кроме Ост-Индии». 9 июня он пишет: «Все заставляет меня думать, что англичане послали пятнадцать кораблей в Ост-Индию, когда узнали, что Кокрен достиг Барбадоса две недели спустя после отплытия Миссиесси. В таком случае вполне возможно, что Нельсон послан в Америку». Это мнение повторяется 13-го и 14-го. 28-го, когда завеса начинает спадать с его глаз, он делает ряд остроумных соображений, которые, как исходящие от неверной посылки, ввели его в такое заблуждение: «Трудно думать, чтобы англичане без получения соответствующих известий послали семнадцать линейных кораблей (т. е. соединенные эскадры Нельсона и Колингвуда) в Вест-Индию, где Нельсон, по присоединении к его десяти кораблям шести кораблей адмирала Кокрена и трех из Ямайки, будет иметь девятнадцать,— больше, чем в нашей эскадре там. Колингвуд же, идя в Ост-Индию с восемью кораблями и найдя там девять, будет иметь всего семнадцать — также больше, чем у нас. Трудно поверить при этих условиях, что неприятель, имея шансы быть везде численно сильнее нас, будет настолько слеп, что оставит Ост-Индию на произвол судьбы». Ошибочность расчетов Наполеона состояла в том, что он придавал слишком большое значение Индии, а также в том, что он не принял в соображение проницательности британского правительства и организации им разведочной службы. Он сам, со свойственной ему здравой логикой, изложил образ действий, которому британское правительство должно было следовать: «Если бы я был в британском Адмиралтействе, я послал бы легкие эскадры в Ост- и Вест-Индии и собрал бы сильную эскадру из двадцати линейных кораблей, которую не отправил бы до тех пор, пока не узнал бы о назначении Вильнева»{135}. Именно так и поступило Адмиралтейство. Легкая эскадра была на пути в Индию, а восьми кораблям было приказано идти в Вест-Индию под начальством Колингвуда. Колингвуд же, узнав, что Нельсон уже шел туда, удовольствовался тем, что послал два корабля свои ему в подкрепление, а с остальными шестью занял позицию перед Кадисом, блокируя таким образом картахенские корабли. Сильная эскадра из двадцати судов стояла перед Брестом, чрезвычайно беспокоя Наполеона. «Если Англия понимает серьезную игру, какую ведет теперь, то должна снять блокаду Бреста». Но здесь, так же как и в вопрос об Индийских экспедициях, мысль Наполеона была подсказана ему его желаниями. Ослабление блокады Бреста, как он признался позднее, было делом большой важности для Франции. В самом деле, трудно представить себе что-либо более замечательное и более достойное, чем благоразумие и настойчивость, с какими британские морские власти сопротивлялись усилиям Наполеона вынудить их на выгодные тому движения. Это было следствием точного понимания значения отдельных эскадр неприятеля, инстинктивного сознания чрезвычайной важности Бискайских позиций и того, что британское правительство знало о действиях противника на море гораздо более, чем он сам воображал и чем обыкновенно знал он о морских операциях британцев. «Эти хвастуны англичане, — смеялся Наполеон, когда думал, что они не знают о вторичном отплытии Вильнева, — которые претендуют на то, что им известно все, у которых есть везде агенты и курьеры — конные и пешие, не узнали ничего об этом». А между тем по странному совпадению именно в тот день, 25 апреля, когда Наполеон думал, что Адмиралтейство было обмануто, последнее спешило доставить письма Нельсону и в Вест-Индию с важными известиями. «Вы рассуждаете так, — писал император к Декре, — как будто бы неприятель был посвящен в тайну». И действительно, если британцы и оставались в неведении, то лишь по отношению к деталям действий неприятеля, а не по отношению к главным чертам его плана. В то время как Наполеон рассчитывал наугад воображаемые эскадры, будто бы торопившиеся в Индию, и гадал о том, где был Нельсон, тот, как и его правительство, знал, куда ушел Вильнев, и британский адмирал был уже в Вест-Индии. Примерно в начале мая в Англии было известно не только об отплытии Тулонского флота из порта, но и о том, куда он направился. Около 1 июня, вопреки предосторожностям, принятым Бонапартом к тому, чтобы все оставалось в тайне, один пленник известил британцев, что «союзный флот из шестидесяти линейных кораблей даст сражение нашему флоту (balayer la Manche), тогда как большие фрегаты придут в Канал для конвоирования перехода через него флотилии. Войска нетерпеливо ожидают появления кораблей, которые должны дать им свободу». Выражение «balayer la Manche» — очистить Канал — гораздо сильнее, чем перевод его в строках хроники (fight our fleet), сохраненный автором в выдержке оттуда. Таким образом, Адмиралтейство понимало так же хорошо, как и Наполеон, что британский флот в своей диспозиции должен иметь целью прежде всего воспрепятствование соединению эскадр противника, и что главным театром операций будут Бискайская бухта и подходы к Каналу. Таково было положение дел, когда 17 августа Корнуолису донесли, что Вильнев вышел в море с двадцатью семью или двадцатью восемью линейными кораблями. Корнуолис сейчас же отрядил к Ферролю сэра Роберта Кальдера с восемнадцатью кораблями, оставив при себе шестнадцать. Это разделение флота, осуждаемое самыми элементарными и общепризнанными принципами военного искусства, передало Вильневу всю выгоду центральной позиции и перевес в силе. Оно и было названо Наполеоном «очевидной стратегической ошибкой». «Какой случай упустил Вильнев! — писал он, узнав об этом, когда все уже было кончено, — он мог, подойдя к Бресту с моря, избежать встречи с Кальдером и напасть на Корнуолиса; или же — разбить двадцать кораблей Кальдера со своими тридцатью и приобрести решительный перевес»{142}. Это осуждение обоих адмиралов было верно. Обладая, таким образом, стратегическими выгодами и превосходством в силе, Великобритания имела на своей стороне и большую вероятность успеха. Однако и у Наполеона оставалось достаточно шансов для того, чтобы его предприятие нельзя было назвать безнадежным. Моряк едва ли может отрицать, что, несмотря на гений Нельсона и настойчивость британских офицеров, могло иметь место то или другое благоприятное стечение обстоятельств, которое способствовало бы сосредоточению в Канале; сорока или более французских кораблей, что дало бы Наполеону то господство над проливами на несколько дней, которого он добивался.

milstar: Недостаток дохода и недостаток кредита — вот какой ценой расплачивался Наполеон за Континентальную систему, в которой он после Трафальгара видел единственное и надежное средство раздавить морскую державу. Можно сомневаться, чувствовал ли он себя когда-либо, посреди всей своей славы, безопасным после неудачи вторжения в Англию. Характерны в этом отношении его собственные энергичные выражения, приводимые здесь из обращения его к нации до вступления в командование армией: «Жить без торговли, без судоходства, без колоний, подчиняясь несправедливой воле врагов, — это значит жить так, как не должны жить французы». Тем не менее так именно должна была жить Франция в течение его царствования, по воле одного противника, который ни разу не был побежден.

milstar: Из тридцати трех кораблей союзного французско-испанского флота, вышедших из Кадиса 20 октября, одиннадцать — пять французских и шесть испанских, представлявшие теперь большей частью негодные кузова, — снова были там на якоре в последний день месяца. Четыре, ушедшие в море под командой Дюмануара, встретились с такою же британской эскадрой близ мыса Ортегаля 4 ноября и были все взяты в плен. Считая и их, союзники потеряли двадцать два корабля, т.е. на два более того числа, с которым примирился Нельсон в свой смертный час. Упомянутые жалкие остатки союзного флота, уцелевшие от битвы, не сделали никакой попытки выйти снова из Кадиса. 25 октября прибыл Розили и вступил в командование ими. Почти три года спустя, когда испанская монархия, бывшая так долго покорным орудием Директории и Наполеона, была низвергнута последним, и испанское население восстало против узурпатора, пять французских кораблей все еще стояли в порту. Захваченный врасплох с одной стороны блокирующей британской эскадрой, а с другой теперь враждебными береговыми батареями, Розили, после двухдневного боя с последними, сдал свою эскадру с четырьмя тысячами человек, составлявшими ее экипаж. Это событие, случившееся 14 июня 1808 года, было последним откликом Трафальгара. Такова была в главных чертах и прямых последствиях знаменитая Трафальгарская битва. Ее долговременное значение и широкие результаты обстоятельно рассмотрены позднейшим историком, отнесшимся более сознательно и более чутко, чем большинство его товарищей, к «сдержанному», хотя и «молчаливому», влиянию морской силы на ход событий. «Под Трафальгаром была одержана не только величайшая морская победа, но и величайшая и самая знаменательная победа из всех одержанных на суше и на море в течение всей революционной войны. Ни одна победа и ни один ряд побед Наполеона не оказали такого влияния на Европу... Поколение прожило после Трафальгара, прежде чем Франция снова собралась с силами для серьезной угрозы Англии на море. Не было надежды на уничтожение британского флота все то время, пока Англия имела средства снаряжать его. Наполеон с тех пор уже строил свои планы в надежде уничтожить именно эти средства, стараясь принудить все государства на континенте изгнать из своих пределов торговлю Англии. Трафальгар заставил его наложить свое ярмо на всю Европу или отказаться от мечты победить Великобританию... Последний триумф Нельсона обеспечил за Англией такое положение, что не оставалось никаких средств вредить ей, кроме тех, результатом которых должно было быть окончательное подчинение континента Франции» Эти слова могут быть приняты с очень незначительным изменением. Наполеоновский план вторжения в Великобританию, встречавший неоднократно преграды в стратегических затруднениях, сопряженных с его исполнением, был окончательно разрушен, когда Вильнев отказался от попытки достигнуть Бреста и направился в Кадис. Со стороны союзников Трафальгар сам по себе был бесполезной жертвой, принесенной вследствие отчаяния несчастного адмирала, на нерешительность которого Наполеон не без основания излил свой гнев, вызванный крушением его планов. Вильнев проницательно и вполне верно оценивал отрицательные стороны вверенных ему сил, так же как и многие данные, говорившие против успеха предприятия. Но при этом он совершенно не сумел понять простого долга повиновения — обязанности добиваться во что бы то ни стало исполнения назначенной ему роли в великом плане, хотя бы это и вело к уничтожению всей его эскадры. Если бы по оставлении Ферроля его посетила хотя бы малая доля той отчаянности, которая привела его к Трафальгару, то вторжение в Англию., может быть, — хотя и нельзя сказать «вероятно» — состоялось бы. Такое выдающееся событие, каким была Трафальгарская битва, делается обыкновенно для человечества символом всех обстоятельств, — в том числе и более важных, но менее очевидных, которые получают в нем высшее выражение. В этом смысле можно сказать, что Трафальгарское поражение было причиной — так как несомненно вслед за ним начался новый период деятельности императора — решимости Наполеона раздавить Великобританию изгнанием ее торговли с континента. С этого момента история влияния морской силы на великую борьбу перестает выражаться в морских событиях, в тесном смысле этого понятия. Она связывается просто с крейсерской войной, составляющей обыкновенно второстепенную операцию морской войны, но раздутую в последние годы царствования Наполеона до степени главного, если не единственного средства действия.

milstar: райдент Д-2 MK5 ,8* 475 килотонн =============== Дистанция - 1850 км ( По прямому пути расстояние между Тронхейм и Москва составляет 1 737 километров) акватории северного и норвежского морей контролируются авиацией и флотами НАТО При падении угла места с 30 ° до 0.4 ° при низкой величине апогея дальность РЛС падает в 4-10 раз 1. минимально затратная траектория скорость при окончании активного участка -6.3 км/сек угол входа -40 ° время полета -13.8 минут апогей -1340 км 2. " Настильная траектория " скорость при окончании активного участка -6.5 -5.6 км/сек,с одной боеголовкой -8.7 км/сек угол входа -5-10 ° время полета - 7.1-7.4 минуты ,с одной боеголовкой - 6 минут =================================================================== апогей - 60-90-120-150 км , с одной боеголовкой -180 км ------------------- Дистанция - 7400 км минимально затратная траектория скорость при окончании активного участка -6.3 км/сек угол входа -30 ° время полета -29.2 минуты апогей -1340 км --------- "Барк" мог использоваться как по обычной траектории, так и по настильной. В первом случае ракета летит из акватории Баренцева моря на Камчатку за 30 минут, а во втором - за 17 минут. генеральный конструктор ГРЦ "КБ имени академика Макеева" Владимир Дегтярь ------------------ «Ново-Огарёво» (Московская область) расположенная в 10 км от МКАД по Рублёво-Успенскому шоссе близ села Усово резиденция председателя правительства Владимира Путина. Доступ посторонних лиц на территорию закрыт, экскурсии не проводятся.

milstar: poprawka Tрайдент Д-2 MK5 ,8* 475 килотонн =============== Дистанция - 1850 км ( По прямому пути расстояние между Тронхейм и Москва составляет 1 737 километров) акватории северного и норвежского морей контролируются авиацией и флотами НАТО При падении угла места с 30 ° до 0.4 ° при низкой величине апогея дальность РЛС падает в 4-10 раз 1. минимально затратная траектория скорость при окончании активного участка -6.3 км/сек угол входа -40 ° время полета -13.8 минут апогей -430 км 2. " Настильная траектория " скорость при окончании активного участка -6.5 -5.6 км/сек,с одной боеголовкой -8.7 км/сек угол входа -5-10 ° время полета - 7.1-7.4 минуты ,с одной боеголовкой - 6 минут =================================================================== апогей - 60-90-120-150 км , с одной боеголовкой -180 км ------------------- Дистанция - 7400 км минимально затратная траектория скорость при окончании активного участка -6.3 км/сек угол входа -30 ° время полета -29.2 минуты апогей -1240 км --------- "Барк" мог использоваться как по обычной траектории, так и по настильной. В первом случае ракета летит из акватории Баренцева моря на Камчатку за 30 минут, а во втором - за 17 минут. генеральный конструктор ГРЦ "КБ имени академика Макеева" Владимир Дегтярь ------------------ «Ново-Огарёво» (Московская область) расположенная в 10 км от МКАД по Рублёво-Успенскому шоссе близ села Усово резиденция председателя правительства Владимира Путина. Доступ посторонних лиц на территорию закрыт, экскурсии не проводятся.

milstar: Морская мощь = Военно-Морской Флот + коммерческий морской флот +Базы ВМФ контр-адмирал Альфред Тайер Мэхэн России необходимы базы ВМФ и ВВС на Кубе ,в Венесуэле и в Африке ------------------------------------------------------------------------------------ адмиралу Горшкову удалось создать петлю советских военно морских баз («пунктов материально-технического обеспечения») вокруг всей планеты: на Кубе (Сьенфуэгос), в Польше (Свиноустье), ГДР (Росток), Финляндии (Порккала-Удд), Сомали (Бербера), Вьетнаме (Камрань), Сирии (Тартус), Йемене (Ходейда), Эфиопии (Нокра). Все четыре океана оказались покрыты опорными точками нашего флота. .... Tрайдент Д-2 MK5 ,8* 475 килотонн =============== Дистанция - 1850 км ( По прямому пути расстояние между Тронхейм и Москва составляет 1 737 километров) акватории северного и норвежского морей контролируются авиацией и флотами НАТО При падении угла места с 30 ° до 0.4 ° при низкой величине апогея дальность РЛС падает в 4-10 раз 1. минимально затратная траектория скорость при окончании активного участка -6.3 км/сек угол входа -40 ° время полета -13.8 минут апогей -430 км 2. " Настильная траектория " скорость при окончании активного участка -6.5 -5.6 км/сек,с одной боеголовкой -8.7 км/сек угол входа -5-10 ° время полета - 7.1-7.4 минуты ,с одной боеголовкой - 6 минут ============================================ апогей - 60-90-120-150 км , с одной боеголовкой -180 км ------------------- Дистанция - 7400 км минимально затратная траектория скорость при окончании активного участка -6.3 км/сек угол входа -30 ° время полета -29.2 минуты апогей -1240 км --------- "Барк" мог использоваться как по обычной траектории, так и по настильной. В первом случае ракета летит из акватории Баренцева моря на Камчатку за 30 минут, а во втором - за 17 минут. генеральный конструктор ГРЦ "КБ имени академика Макеева" Владимир Дегтярь ------------------ «Ново-Огарёво» (Московская область) расположенная в 10 км от МКАД по Рублёво-Успенскому шоссе близ села Усово резиденция председателя правительства Владимира Путина.

milstar: Морская мощь = Военно-Морской Флот + коммерческий морской флот +Базы ВМФ контр-адмирал Альфред Тайер Мэхэн России необходимы базы ВМФ и ВВС на Кубе ,в Венесуэле и в Африке ------------------------------ адмиралу Горшкову удалось создать петлю советских военно морских баз («пунктов материально-технического обеспечения») вокруг всей планеты: на Кубе (Сьенфуэгос), в Польше (Свиноустье), ГДР (Росток), Финляндии (Порккала-Удд), Сомали (Бербера), Вьетнаме (Камрань), Сирии (Тартус), Йемене (Ходейда), Эфиопии (Нокра). Все четыре океана оказались покрыты опорными точками нашего флота. .... Tрайдент Д-2 MK5 ,8* 475 килотонн ==== Дистанция - 1850 км ( По прямому пути расстояние между Тронхейм и Москва составляет 1 737 километров) акватории северного и норвежского морей контролируются авиацией и флотами НАТО При падении угла места с 30 ° до 0.4 ° при низкой величине апогея дальность РЛС падает в 4-10 раз 1. минимально затратная траектория скорость при окончании активного участка -6.3 км/сек угол входа -40 ° время полета -13.8 минут апогей -430 км 2. " Настильная траектория " скорость при окончании активного участка -6.5 -5.6 км/сек,с одной боеголовкой -8.7 км/сек угол входа -5-10 ° время полета - 7.1-7.4 минуты ,с одной боеголовкой - 6 минут ======= апогей - 60-90-120-150 км , с одной боеголовкой -180 км --- Дистанция - 7400 км минимально затратная траектория скорость при окончании активного участка -6.3 км/сек угол входа -30 ° время полета -29.2 минуты апогей -1240 км --- "Барк" мог использоваться как по обычной траектории, так и по настильной. В первом случае ракета летит из акватории Баренцева моря на Камчатку за 30 минут, а во втором - за 17 минут. генеральный конструктор ГРЦ "КБ имени академика Макеева" Владимир Дегтярь --- «Ново-Огарёво» в 10 км от МКАД резиденция Владимира Путина.

milstar: Морская мощь = Военно-Морской Флот + коммерческий морской флот +Базы ВМФ контр-адмирал Альфред Тайер Мэхэн России необходимы базы ВМФ и ВВС на Кубе ,в Венесуэле и в Африке ------------------------------ адмиралу Горшкову удалось создать петлю советских военно морских баз («пунктов материально-технического обеспечения») вокруг всей планеты: на Кубе (Сьенфуэгос), в Польше (Свиноустье), ГДР (Росток), Финляндии (Порккала-Удд), Сомали (Бербера), Вьетнаме (Камрань), Сирии (Тартус), Йемене (Ходейда), Эфиопии (Нокра). Все четыре океана оказались покрыты опорными точками нашего флота. .... Tрайдент Д-2 MK5 ,8* 475 килотонн ==== Дистанция - 1850 км .По прямому пути расстояние между Тронхейм и Москва составляет 1 737 километров, «Ново-Огарёво» в 10 км от МКАД резиденция Владимира Путина. акватории северного и норвежского морей контролируются авиацией и флотами НАТО При падении угла места с 30 ° до 0.4 ° при низкой величине апогея дальность РЛС падает в 4-10 раз 1. минимально затратная траектория ----- скорость при окончании активного участка -3.9 км/сек угол входа -41 ° время полета -11.4 минуты апогей -420 км --------------- Дистанция - 7400 км минимально затратная траектория скорость при окончании активного участка -6.3 км/сек угол входа - 28 ° время полета -29.2 минуты апогей -1220 км 2. " Настильная траектория " Дистанция - 1850 км . ------ скорость при окончании активного участка -6.5 -5.6 км/сек,с одной боеголовкой -8.7 км/сек угол входа -5-10 ° время полета - 7.1-7.4 минуты ,с одной боеголовкой - 6 минут ======= апогей - 60-90-120-150 км , с одной боеголовкой -180 км --- "Барк" мог использоваться как по обычной траектории, так и по настильной. В первом случае ракета летит из акватории Баренцева моря на Камчатку за 30 минут, а во втором - за 17 минут. генеральный конструктор ГРЦ "КБ имени академика Макеева" Владимир Дегтярь ---



полная версия страницы