Форум » Дискуссии » VMF » Ответить

VMF

milstar: 100 лет создателю современного ракетно-ядерного флота России Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков был своим на кораблях, в штабах и заводских цехах 2010-03-19 / Федор Иванович Новоселов - адмирал, заместитель главнокомандующего ВМФ по кораблестроению и вооружению (1986-1992). Вице-адмирал Сергей Горшков. 1950 г. Фото из книги «Черноморская эскадра» Недавно страна отметила 100-летие адмирала Флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова, славного сына Отечества, выдающегося флотоводца, который в течение 30 лет (1956–1985) находился на посту главнокомандующего ВМФ. Он являлся идеологом и организатором строительства флота, под его руководством был построен современный океанский ракетно-ядерный атомный флот, успешно освоивший просторы Мирового океана. Создание такого флота является величайшим подвигом советского народа, так как флот строит вся страна. ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА Большая часть моей службы – около 30 лет – прошла в системе заказов по созданию систем вооружения ВМФ, в том числе около 20 лет в центральном аппарате, из них 14 – начальником заказывающего управления по ракетно-артиллерийскому вооружению. Впервые я увидел Сергея Горшкова летом 1957 года при его посещении крейсера «Чкалов», а затем на собрании партийного актива Ленинградской ВМБ, обсуждавшего итоги октябрьского 1957 года Пленума ЦК КПСС. С докладом выступал главком ВМФ, большинство выступавших коммунистов одобряли решения пленума, освободившего Георгия Жукова от должности министра обороны. Немало было критики и в адрес Горшкова, в основном за подражание маршалу Жукову в наказании провинившихся офицеров. Тон и направленность критики задал адмирал Иван Байков, однокашник Сергея Горшкова по училищу. Я присутствовал на многих партийных собраниях военных и гражданских организаций, но такого накала критики и самокритики, накала страстей, как на этом активе, не встречал. Сергей Георгиевич весьма достойно выдержал критику, никаких реплик или оценок выступлений в заключительном слове он не сделал. Ответив на вопросы, сформулировал задачи по выполнению решений пленума. Это произвело впечатление на многих. В конце 60-х годов Сергей Горшков дважды посетил Красноярский машиностроительный завод, на котором проходило освоение производства БРПЛ Р-27 и конструкторская отработка первой межконтинентальной ракеты Р-29. Я, как районный инженер по руководству работой военных представительств на семи предприятиях Сибири, встречал и сопровождал главнокомандующего ВМФ. Он с большим вниманием и заинтересованностью вникал в работу завода, состояние с отработкой и качеством ракет и высказал заинтересованность флота в переводе завода на производство БРПЛ. В мае 1971 года я выступал от ВМФ на Всеармейском совещании руководителей представительств военной приемки (ВПВП) МО. В феврале 1972 года меня вызвали в столицу. Главнокомандующий ВМФ предложил мне должность начальника УРАВ как генерального заказчика по ракетному и артиллерийскому вооружению. В беседе он рассказал, из своего опыта 1955 года, о трудностях начала работы в столице, обратив мое внимание на необходимость установления нормальных отношений с министерствами, чьи предприятия работают по заказам УРАВ, с генеральными и главными конструкторами. В апреле 1972 года состоялось мое назначение на должность начальника УРАВ и началась служба в столице. Исходя из моего многолетнего опыта могу свидетельствовать, что во время нахождения в Москве Сергей Горшков львиную долю времени уделял вопросам строительства флота. При определении перспективы развития флота он всегда опирался на науку, прежде всего на работу ученых НИИ ВМФ и ВМА, знакомясь с ходом их исследований. При рассмотрении научных работ, он всегда ориентировал ученых на поиск нетрадиционных идей в создании систем вооружения и строительстве кораблей. Он был противником копирования зарубежных кораблей и вооружения, считая это путем отсталых, хотя изучению зарубежного опыта придавал немалое значение. Он настойчиво рекомендовал Институтам флота теснее взаимодействовать с учеными Академии наук СССР, подчеркивая, что флот на протяжении своей трехсотлетней истории всегда был тесно связан с Академией наук. Сергей Георгиевич всегда внимательно относился ко всему новому в фундаментальной науке. Он с большим уважением и вниманием относился к выдающимся ученым, которые внесли существенный вклад в строительство современного флота. В первую очередь следует назвать академика Анатолия Александрова, научная и практическая работа которого была тесно связана с флотом еще в довоенные годы. Он был инициатором и научным руководителем создания атомных энергетических установок и проектирования атомных подводных лодок. После избрания его в 1975 году президентом АН СССР Анатолий Петрович продолжил руководство Советом по гидрофизике, организуя исследования Мирового океана в интересах создания систем подводного кораблестроения и наблюдения. Сергей Горшков высоко ценил творческую деятельность генеральных и главных конструкторов кораблей и систем вооружения, избранных в состав АН СССР. Это академики Н.Н. Исанин, С.Н. Ковалев, В.Н. Челомей, В.П. Макеев, Н.А. Семихатов, П.Д. Грушин, Б.П. Жуков, Ю.Б. Харитон, Е.И. Забабахин, А.И. Савин, В.С. Семенихин, А.А. Туполев, С.В. Илюшин, Р.А. Беляков, Г.М. Бериев. Со всеми этими неординарными личностями, как и со многими другими, Горшков великолепно умел вести беседы и решать вопросы, и пользовался огромным авторитетом и уважением в их среде. Думаю, не ошибусь, если скажу, что Сергей Георгиевич был самым авторитетным и уважаемым среди ученых страны военачальником. С МОРЯ – НА ЗАВОД Важное значение в работе Сергей Горшков придавал общению с руководителями министерств ОПК, его многие годы связывали дружеские, деловые отношения с выдающимися руководителями оборонных отраслей промышленности: Б.Е. Бутома и М.В. Егоров (судостроение), Е.П. Славский (атомная ), С.А. Афанасьев (ракетно-космическая), С.А. Зверев и П.В. Финогенов (оборонная), В.В. Бахирев (боеприпасы и твердые топлива), В.Д. Калмыков и П.С. Плешаков (радиотехническая), Э.К. Первышин (средства связи). Встречи и совещания в столице, совместное посещение НИИ и КБ по вопросам кораблестроения и вооружения. Так, только по ракетным делам он с министрами побывал на Урале, Алтае, Таджикистане, в Харькове, Туле, Реутове, Люберцах, Химках и Дубне, не говоря уж о Москве, Ленинграде и центрах кораблестроения. Он с большим уважением и доверием относился к работе проектантов кораблей и конструкторам систем вооружения, всегда внимательно и заинтересованно слушал их выступления, сам активно участвовал в обсуждении, при этом чувствовалось глубокое знание им обсуждаемой проблемы, в том числе и технических вопросов. На заводах он проявлял большой интерес к новинкам технологии, организации производства и системе контроля качества. В этих посещениях предприятий Сергей Горшков проявлял интерес к вопросам развития предприятия, настроениям в коллективе. Он считал, что только благополучное предприятие может создавать высококачественную технику. Главное, что отличало Сергея Георгиевича, это его выступления, у него всегда было что сказать, при этом четко формулировал роль конкретного коллектива, где находился, в строительстве флота. Важным направлением привлечения внимания к проблемам флота являлись выставки-показы новых кораблей и систем вооружения, организованные по инициативе Сергея Горшкова на Северном или Черноморском флотах, с приглашением на них руководителей партии и правительства, министров, генеральных и главных конструкторов, директоров крупных заводов. После ознакомления с кораблями, самолетами, ракетами, торпедами и другими видами ВВТ, на выходе кораблей в море для участников выставки выполнялись боевые упражнения с пусками ракет и артиллерийскими и торпедными стрельбами. Многие участники этих мероприятий становились активными сторонниками создания мощного океанского флота. Участие конструкторов в выставках, на учениях и испытаниях новых систем вооружения позволяли им быстрее проходить процесс оморячивания, что имело принципиальное значение для правильного восприятия ими требований ТТЗ ВМФ и квалифицированно и осознанно их реализовывать при разработке ВВТ. Сергей Георгиевич постоянно интересовался ходом подготовки полигонов флота к испытаниям новых ракетных комплексов и других систем вооружения. Вспоминается посещение его вместе с секретарем ЦК КПСС Дмитрием Устиновым Северного полигона в начале 1976 году. Во время движения по технической территории полигона в районе поселка Нёнокса Устинов поинтересовался местом стартовой позиции для испытаний нового РК Д-9Р. Начальник полигона вице-адмирал Владимир Салов доложил, что сейчас подъезжаем к месту, выбранному по результатам рекогносцировки, и показал торчащую в снегу палку с металлической банкой на конце. Автобус остановился, и секретарь ЦК спросил: «Сергей Георгиевич, а вы успеете построить старт к началу испытаний?» «Вне всякого сомнения», – ответил главком и выразительно посмотрел на начальника Главного инженерного управления генерал-майора В.Е. Путята и на меня. Работы были выполнены в установленные сроки, и полигон обеспечил, как и во всех других случаях, испытания новых комплексов. ШКОЛА ЗАКАЗЧИКОВ Главной опорой главкома в строительстве флота были управления, объявленные в приказе министра обороны генеральными заказчиками по определенной номенклатуре ВВТ флота. Они несли всю полноту ответственности за жизненный цикл этой техники, начиная с задумки облика, создания, организации эксплуатации, снятия с вооружения и утилизации, и были основными организаторами по подготовке и реализации принятых решений по вопросам проектирования кораблей, созданию комплексов вооружения, подготовки полигонов флота к испытаниям и организации их проведения. Заказывающие управления (ЗУ) несли ответственность за техническую подготовку флотов к приему новых видов вооружения и организацию их эксплуатации, за специальную подготовку личного состава кораблей и частей. Для выполнения этих функций заказывающие управления имели в подчинении НИИ, полигоны, военные представительства на предприятиях промышленности, арсеналы и базы хранения вооружения, ремонтные заводы. В специальном отношении им подчинялись соответствующие управления флотов, флагманские специалисты и боевые части (службы) кораблей. Итоговыми оценками деятельности заказывающих управлений являлись создание новых систем вооружения в установленные сроки и высокого качества и успешность выполнения боевых упражнений кораблями флотов. Поэтому Сергей Георгиевич уделял пристальное внимание работе этих управлений, а их руководители были наиболее частыми посетителями его кабинета с докладами. Становлению и укреплению авторитета начальника заказывающего управления имело их обязательное присутствие на встрече ГК ВМФ с генеральными и главными конструкторами, директорами предприятий и руководителями министерств, при этом он всегда спрашивал мнение присутствующего начальника ЗУ по обсуждаемому вопросу и, как правило, поддерживал его. Такая система общения с начальниками заказывающих управлений позволяла главкому быть постоянно в курсе дел по созданию и ходу испытаний систем ВВТ и строительству кораблей, а для подчиненных была великолепным примером и школой решения различных вопросов. Важной школой воспитания и обучения для начальников ЗУ было присутствие и участие в обсуждении вопросов на заседаниях Военного совета ВМФ. Присутствуя на многих заседаниях Военного совета, на некоторых из них я выступал с докладами или в прениях, а при обсуждении итогов зимнего и летнего периода обучения обязательно докладывал о результатах ракетно-артиллерийской подготовки за ВМФ в целом. Это были отличная школа государственного подхода к обсуждаемым вопросам, пример сочетания жесткого спроса за недостатки и упущения с уважением к человеку и четкие указания по дальнейшей работе. Сергей Георгиевич всегда внимательно слушал доклады и выступления, делал замечания или задавал вопросы, но я не помню, чтобы это кого-нибудь обижало. Если кому и доставалось, то за дело. Вспоминаю, как в январе 1976 года я докладывал на заседании Военного совета о неудовлетворительных результатах ракетных пусков в 1975 году и мерах, принимаемых управлением. Главком одобрил предлагаемые меры, но дал весьма жесткую оценку моей деятельности: «Вы не твердо держите в руках порученное дело. Начальник УРАВ отвечает и за качество, и за надежность вооружения, и за обучение личного состава ракетно-артиллерийских боевых частей кораблей, и за организацию стрельб. Требую наводить в службе порядок быстрее и жесткой рукой. Пока мы этого не видим и публично вас предупреждаем. Спрос будет строгим». Такая оценка не могла быть приятной, тем более что управление и вся ракетно-артиллерийская служба работали с большим напряжением. Десятки КБ и НИИ промышленности работали по созданию новых комплексов РАВ. На четырех полигонах и кораблях под руководством государственных комиссий проводились испытания новых и модернизированных комплексов, количество которых иногда доходило одновременно до десяти. На флотах шло освоение новых видов вооружения, в ходе боевой подготовки проводились пуски ракет, число которых иногда доходило до 400 в год, по результатам которых, в определяющей степени, оценивался уровень боевой и политической подготовки большинства кораблей и частей флотов. Офицеры управления принимали непосредственное участие во всех этих процессах. В поездках на флоты офицеры управления оказывали помощь специалистам по подготовке к учениям и сложным стрельбам, проведении и оценке их результатов. Строгую оценку, данную главнокомандующим на Военном совете, в управлении восприняли как должное и как руководство к действию. Управлением, вместе со специалистами РАВ и командованием флотов, были приняты необходимые меры. В последующие 10 лет серьезных провалов в ракетно-артиллерийской подготовке на флотах не было, хотя недостатки и замечания были всегда. Главный конструктор Валентин Мутихин, Сергей Горшков, командир РКР «Слава» Вадим Москаленко. Фото из архива «НВО» ПОД РАКЕТНЫМ ОБСТРЕЛОМ Особое значение имели плановые поездки главнокомандующего на флоты, как правило, два раза в год на Северный и Тихоокеанский и по одному – на Балтийский и Черноморский. Во всех этих поездках участвовали начальники заказывающих управлений. Присутствуя на заслушиваниях командования флота (флотилии), мы получали информацию из первых уст о состоянии дел на флоте и нерешенных вопросах. Мы видели и учились, как правильно надо ставить и решать вопросы по обеспечению боевой готовности сил и средств флота, обустройству гарнизонов и пунктов базирования, поддержанию высокого уровня организации службы и воинской дисциплины. Особое внимание главком обращал на поддержание установленных норм содержания кораблей в постоянной готовности, материальной основой которой является техническая готовность кораблей и систем вооружения, обеспечение флота нормативными запасами ракет, других боеприпасов и материально-технических средств, за которые отвечали центральные управления наравне с командованием флотов. После заслушивания командования флота начальники заказывающих управлений работали в специальных управлениях, на кораблях и частях. Главными вопросами для них были оценка работы по освоению новых кораблей и комплексов вооружения, проверка технической готовности кораблей, состояние системы хранения оружия на базах и вопросы пожаро- и взрывобезопасности на кораблях и базах. Такая практика позволяла ЗУ, отвечающим за весь жизненный цикл вооружения, учитывать флотский опыт в разработке новых систем вооружения. Результаты своей работы начальники управлений докладывали в штаб и учитывали при подведении итогов. По важным и срочным вопросам начальники управлений докладывали лично главкому. Боевые упражнения в море выполнялись в условиях, приближенных к боевым. Корабли находились в боевых порядках (ордерах), обеспечивая все виды обороны, оружие кораблей в готовности к боевому использованию. Пуски БР проводились по команде с ЦКП ВМФ при нахождения ПЛАРБ в условиях боевого патрулирования. Пуски противокорабельных ракет проводились в условиях разведывательно-ударного комплекса, с использованием данных о целях-мишенях от космической или авиационной разведывательных систем. Наиболее сложной была организация отработки ПРО-ПВО соединения кораблей, при которой налет осуществляли противокорабельные крылатые ракеты, доработанные в ракеты-мишени (РМ), запускаемые с ракетных катеров и подводных лодок в штатном режиме. При подготовке РМ на них отключался контур управления от головки самонаведения, вместо боевой части устанавливали весовой имитатор. В целях соблюдения мер безопасности РМ наводились из расчета прохождения их траектории с некоторым упреждением относительно ордера. При угрозе нападения с воздуха корабли соединения переводились в режим полной боевой готовности, боевое распоряжение по отражению воздушных целей с использованием зенитных огневых средств выдавалось только тем кораблям, которые проверялись. Другие корабли ордера должны были использовать свои огневые средства только по РМ, идущей непосредственно на «свой» корабль. Это положение было записано в руководящих документах, что обеспечивало безопасность всех кораблей при отражении воздушного налета. В ходе выполнения боевых упражнений оценивались уровень подготовки личного состава и надежность работы материальной части кораблей. В случаях неуспешных пусков ракет, других недостатков на учении Горшков никогда не проявлял элементов нервозности, давал четкие указания о проведении после учения расследования причин. Летом 1974 года во время оперативных сборов командного состава флотов и центральных управлений под руководством главкома на Северном флоте эскадра надводных кораблей в море должна была отразить удар ракет. Все участники сборов находились на крейсере «Мурманск». Погода была благоприятная, светило солнце, море спокойное. Ракетный удар наносила бригада ракетных катеров, запуская три РМ П-15 с дальности около 40 км. В назначенное время катера пустили РМ, подход которых к эскадре на высоте 200–300 м и темпом 7–10 секунд был хорошо виден визуально. Но произошло невероятное – ни один корабль эскадры не обстрелял РМ из-за того, что РМ не были обнаружены, о чем и доложил командир эскадры. Не знаю, какой разговор состоялся у главкома с командующим Северным флотом, но вскоре я, как главный ракетчик и начальник УРАВ ВМФ, был вызван во флагманскую рубку, где находился нахмуренный и суровый СГ (как мы его называли между собой) в одиночестве. Видно было, что он тяжело переживал произошедшее, и я не ожидал для себя ничего хорошего. Но главком, сдерживаясь, довольно спокойно сказал: «Да-а. Такого еще не бывало у нас. Вызовите специалистов, кого необходимо, останьтесь на флоте после сборов и разберитесь в причинах случившегося досконально. И примите меры». Я был удивлен его выдержкой и еще раз убедился в силе характера. Еще один случай, показывающий выдержку и спокойствие Сергея Георгиевича в сложной ситуации. На одном из учений Северного флота корабли эскадры отражали удар РМ, запущенных с АПЛ и РКАБ. Штаб руководства находился на тяжелом атомном ракетном крейсере «Киров» и получал донесения о поражении двух РМ на основе ракеты П-6. И вдруг из-за низких облаков вылетает горящая РМ П-6 (ее подбил стреляющий корабль) и падает впереди примерно в 200 метрах по курсу крейсера. Многие из нас, находящихся на ходовом мостике, так и ахнули, а главком взглянул в нашу сторону и спокойно сказал: «Не паникуйте!» И поручил мне разобраться, почему зенитчики не обстреляли эту РМ, практически идущую на крейсер. Все было сказано весомо и спокойно. После разбора этого случая с командирами кораблей и соединений на Северном флоте была дана информация на другие флоты вместе с дополнительными указаниями о том, что каждый корабль в ордере должен быть в готовности и поразить воздушную цель, идущую на корабль. К сожалению, невыполнение этих требований привело в аналогичной ситуации к гибели МРК «Муссон» на Тихоокеанском флоте в 1987 году, когда в него попала подбитая РМ-15 и он затонул. Приведу еще один пример, характеризующий Сергея Георгиевича. На учении по высадке десанта на ЧФ один из катеров на воздушной подушке не мог с ходу выйти на побережье и сделал это только на третьем заходе. Командование флота и все, кто находился на смотровой трибуне, волновались и переживали за неудачу и возможные неприятности для командира катера. Главком спокойно направился к катеру, и все, находящиеся на трибуне, последовали за ним. Мы видели бледное лицо командира катера, когда он докладывал главкому. Сергей Георгиевич спокойно выслушал доклад, поздоровался с командиром за руку и начал разговор о боевых и мореходных качествах корабля, какие недостатки он имеет. Командир, старший лейтенант, в начале беседы волновался, что вполне естественно, он впервые разговаривал с военачальником такого высокого ранга да еще в столь сложной ситуации, а затем успокоился и уверенно отвечал на все вопросы. Горшков поблагодарил его и пожелал успехов в службе. Надо было видеть просиявшее лицо командира катера и с какой лихостью он приподнял свой катер, развернул его на месте и ушел в море. Думаю, что для этого офицера беседа с главкомом будет памятной на всю жизнь, а для присутствующих – поучительным примером отношения адмирала к молодому офицеру. Последний мой разговор с Сергеем Георгиевичем состоялся по телефону в канун Дня Победы 1988 года, а вскоре его не стало. Это была огромная потеря для флота, для страны.

Ответов - 50, стр: 1 2 3 All

milstar: This paper describes the U.S. Navy's response over time to the threat posed by the Soviet submarine fleet during the Cold War. http://www.navy.mil/navydata/cno/n87/history/cold-war-asw.html This paper describes the U.S. Navy's response over time to the threat posed by the Soviet submarine fleet during the Cold War. It shows that this response was extremely innovative. The Navy kept its ASW posture responsive during the Third Battle to a series of peacetime challenges by the Soviet submarine force, including their first deployments of diesel submarines based on the German Type XXI, the first ballistic and cruise missile submarines, and then several generations of nuclear-powered submarines of all types. This edge remained largely intact through the mid-1980s, when the first truly quiet Soviet nuclear submarines were finally deployed, giving the end of the Third Battle the same "saved by the bell" character as the end of the second Battle of the Atlantic. In it's aftermath, the Navy once again found itself facing serious new ASW challenges, and the submarine force found itself looking for new missions. In sketching an outline of the course of the Third Battle, this paper focuses on the technical and doctrinal innovations whose exploitation allowed the Navy to deal with successive generations of the Soviet undersea threat ... The paper is organized into six sections corresponding to distinct phases in the century long battle between the submarine and its opponents. The first section provides an historical overview from the initial development of the modern submarine in 1900 through to the end of World War II. This is followed by a section on each of four phases of the Third Battle: meeting the challenge posed by Soviet adaptation of German Type XXI diesel submarines immediately after World War II; meeting the challenge posed by nuclear submarines and nuclear weapons; meeting the challenge of preserving an ASW barrier strategy based on a passive acoustic advantage; and meeting the challenge of passive acoustic parity. For each stage in this 40 year Cold War struggle, the paper describes the new demands placed by the Soviet submarine fleet on the Navy's ASW posture and the steps taken or not taken to meet those demands. Finally, the paper closes with a discussion of the current situation in ASW, with a focus on the dual challenge posed by the end of the Cold War and the wide availability of modern, non-nuclear submarines.

milstar: tam ze Traditional ASW Communities and the Barrier Strategy As noted, this period saw the demise first of the open ocean, hunter-killer role for combined, CVS-destroyer ASW groups, and then the elimination of those groups altogether and the adoption of the all-purpose CVA air wing. It also saw great turmoil in destroyer ASW programs, including technical problems with active sonar and long range ASW weapons, and doctrinal debates over the future role of the surface combatant force. .... This was a reassuring development, but it was accompanied by the three other challenges described earlier that I will refer to below as the 1.Alfa, 2.Charlie, and 3.Delta threats, after the eponymous Soviet submarine classes. The Alfa threat was primarily a challenge to American ASW weapons, while the Charlie threat challenged the surface ASW community, and the Delta threat challenged the SOSUS, submarine, and VP communities. The third challenge to the Navy's passive acoustic barrier strategy was the deployment of long range, Soviet SLBMs on the Delta SSBN, a modification of the Yankee. A total of 42 Deltas deployed in four classes beginning in 1973 with missiles that had ranges of 3500 to 4500 miles. These ranges were sufficient to allow SSBN alert patrols in the marginal ice seas of the Soviet arctic littoral, including the Norwegian and Barents seas, and later, under the permanent ice of the Arctic Ocean. This had two dramatic effects. First, Soviet SSBNs no longer needed to pass through SOSUS barriers in order to range their targets. Second, ******************************************************************************************* deployed close to home, they could now be protected in so-called bastions by the rest of the Soviet Navy. *************************************************************************************** Delta eliminated this natural convergence of ASW tasks, forcing the Navy and higher political authorities to consider whether a new strategic ASW posture needed to be fashioned in which explicit steps would be taken to counter Soviet SSBNs able to strike American targets from the far side of western ASW barriers. One position in the ensuing debate, first associated with the Nixon doctrine and the tenure of Admiral Zumwalt as CNO, ********************************************************************* emphasized the U.S. Navy's sea control mission and its role in assuring the reinforcement of conventional forces assigned the defense of Western Europe. Focusing on sea control would mean the abandonment of any thoughts of holding at risk Delta SSBNs withheld in Soviet littoral waters. As one naval historian has written, "…Zumwalt consciously chose to avoid offensive *********************************************************************************************** operations in strategically sensitive regions where the enemy ballistic missile submarines were on patrol. ************************************************************************************** On one occasion, the State Department even announced that this was declared U.S. strategy."(73) ************************************************************************************** An alternative view, and the one eventually adopted, was that an explicit attempt should be made to go forward and hold Soviet SSBNs at risk. ******************** This would be done by surging American SSNs into Soviet SSBN patrol areas in a crisis or at the outset of a war. ********************************************************************************************** Over the 30-60 days that such a war might last in its conventional phase, American SSNs would search Soviet submarine operating areas and attack those which it found, including SSBNs. **************************************************************** The rationale for this approach was twofold. First, it would steadily change the strategic nuclear balance in the United States' favor over the course of a conventional war in Europe. ******************************************************* This might simultaneously reduce the Soviet's incentives for continuing to fight conventionally if they had met stalemate, reduce their incentives to escalate in order to break that stalemate, and increase the credibility of western escalation in the alternative case where the Soviet conventional attack seemed on the brink of success. Second, and perhaps more important from the Navy's point of view, a forward strategic ASW campaign would actually *********************************************************************************************** serve American sea control efforts by forcing the Soviet Navy to divert many of its sea denial assets to the SSBN ******************************************************************************************** bastion defense mission. *********************** Here, the approach was an inversion of the normal relationship between the dominant and weaker naval powers regarding the submarine, with the U.S. Navy exploiting the fact that its submarines could also divert Soviet naval assets to the ASW mission in ******************************************************************************************* disproportionate numbers. *********************** Forward strategic ASW could only be performed by SSNs, especially when it involved under ice operations.(76) Therefore, as the mission grew in importance, this fact was reflected in both force structure and platform design decisions, including a steady rise in SSN force levels, culminating in the 100 SSN force requirement of the 600 ship navy, and the design of USS Seawolf. http://www.navy.mil/navydata/cno/n87/history/cold-war-asw.html

milstar: Phase IV of the Third Battle: ASW and Acoustic Parity: 1980-1990 The Victor III was a harbinger of the Akula, the first Soviet submarine which approached or achieved acoustic parity with its American contemporaries. Though first deployed in 1978, it was in 1981 that the full significance of the Victor III's quieting sank in.(82) From public testimony it is possible to describe broadly the quieting steps finally taken in this class. In a 1984 reference to operations against Victor IIIs, CNO Admiral Watkins testified: "…What we also learned was that where we had the towed array that covers the low frequency band it was effective every time. The lesson is…we need to get the low frequency end developed and accelerate its introduction into the fleet. Now we are working on that. We have put extra dollars into the low frequency end so that we can go after the propeller blade rates and the other things we have to get on a quiet submarine."(83) The significance of this statement is in its reference to the importance of propeller blade rate tonals for detecting Victor IIIs, which indicates that other, higher frequency, narrowband tonals like those generated by a ship's service turbo-generators had been reduced.


milstar: Two responses to the quiet submarine threat emerged during the 1980s. Both were driven by the fear that very long range, passive acoustic detection of Soviet submarines would soon be a thing of the past. The first response increased the emphasis on the diversion strategy that had first developed in response to the Delta threat, by increasing the U.S. Navy's wartime emphasis on forward SSN operations. The second response sought to prepare the Navy's ASW posture for a world in which barriers, open ocean search, and diversion were all less effective. In this world, the only answer was a return to the cooperative ASW tactics that had been largely abandoned after the passive acoustic revolution of the early 1960s. The Diversion Strategy The diversion strategy sought to use submarines offensively in forward operations in such a way as to divert the Soviet Navy, and particularly its best SSNs away from other, more offensive missions. It was classically associated in the Navy's Maritime Strategy of the 1980s with forward SSN operations in Soviet SSBN bastions, but the decision to deploy TLAM-N on American SSNs may also have been motivated in part by the diversion strategy. In the first and most important case, the argument was that the Soviets would be forced to protect their SSBNs with their best SSNs. This strategy relied on the unique diversionary effects of forward SSN operations. It was based on the view that the Navy could best exploit its dwindling acoustic superiority through offensive operations, but that eventually, when true acoustic parity arrived, ASW would become essentially impossible. This view was most clearly expressed in 1986 by Admiral Kinnard McKee, then Director of Naval Nuclear Propulsion, when he opined that: "Eventually, U.S. and Soviet submarine capabilities will converge. Then we will have to think about different applications for submarines because ASW is only going to become a defensive business for submarines in my judgment. It will be blind man's bluff with other submarines…Many of the other roles for submarines will become more predominant as we go further into the future, because at some point, nobody will be able to find a submarine with anything."(91) In order to avoid acoustic parity for as long as possible, it was important to wring out the last improvements in passive acoustics and deploy them on a new submarine optimized to exploit them. This would be Seawolf. In order to best exploit the acoustic superiority that remained, submarines like Seawolf and improved 688s should be used offensively. As noted, Seawolf was designed with forward operations in mind.(92) Its two key characteristics were a much faster tactical speed than the 688 and a much larger weapon load. Tactical speed is the maximum speed at which a submarine can operate and still detect and classify an opposing submarine without being counter-detected. High tactical speeds give high search rates, and high search rates are necessary for independent, forward ASW operations. A larger weapon load gave Seawolf more endurance in its operating area by reducing the need to return to port for replenishment. Forward ASW operations in the relatively narrow seas of the Soviet Arctic littoral were expected to produce a target rich environment, and in such an environment, torpedo load outs rather than crew endurance were likely to be the limiting factor on patrol length. Also, the distance back to port or to a submarine tender was longer the further forward were American submarine's patrol areas, increasing the base-loss factors involved with multiple sorties. The benefits in terms of diversion of these forward ASW operations were described by Admiral McKee as follows: "We build a submarine that can stay ahead of the threat and can operate alone and unsupported wherever it wants to go. It provides the fleet commander significantly improved offensive and defensive leverage…It gives him the ability to dictate where the opposition must commit forces to protect themselves…When they have to deal with submarines they cannot handle, it gives them an increased ASW force level requirement, forces them to commit resources to ASW forces that they would rather put in other places, and reduces their tactical flexibility because the amount of forces required to meet a competent submarine threat increases his risk dramatically…Finally, an attack submarine can modify the entire strategic posture and it has. The Soviet strategic sea-based deployment posture is based on his concern for the opposition of U.S. submarines…We would like them to continue to have to deal with that. The bottom line is leverage."(93) The resulting leverage imposed on the Soviets was the asymmetric price paid by any force that must exercise sea control against submarines, diverting the best Soviet SSNs away from offensive missions where they could otherwise extract the same price from U.S. and allied ASW forces. One key to the success of this diversion strategy was a certain minimum level of acoustic superiority. In the long run, Admiral McKee himself had expressed pessimism about whether such an advantage could be maintained. In the near term, even with Akula, forward ASW operations by SSNs might remain effective for several reasons. First, the levels of quieting achieved by Akula would not be representative of the overall Soviet force for some time. In the meantime, American SSNs could exploit the fact that they retained an acoustic advantage over earlier Soviet submarines, including their SSBNs. That such an advantage still existed is clear from statements that Akula was both quieter than Delta, and louder than the latest 688s, giving the latter a still significant acoustic advantage over the bulk of the Soviet SSBN force.(

milstar: More important in judging the effectiveness of the diversion strategy, there is considerable evidence that the Soviets themselves believed it would be effective. Beginning in the mid 1970s, some American analysts of the Soviet Navy had already begun arguing that its contemporary naval buildup was largely defensive, and that the Soviet Navy saw "Sea Control on behalf of missile submarines (as) not a secondary but, along with strategic strike, a main goal, to be carried out using surface ships, aviation, and general-purpose submarines as the first and main task from the very beginning of the war."(97) In the face of worldwide, Soviet naval power projection exercises like Okean 75, many in and out of the Navy disputed this argument about Soviet intentions. But it gained great credibility by the mid 1980s, after Soviet exercises during the intervening period had clearly demonstrated a focus on pro-SSBN operations. "In contrast to the major 1975 worldwide Soviet naval maneuvers called Okean 75, when Soviet tactics emphasized projecting power into distant waters and cutting Wester sea lanes, more recent maneuvers have focused on finding and destroying enemy submarines and protecting their own missile subs…"(98) This radical change in Soviet behavior was a mystery to US naval intelligence analysts when it first began to occur in the mid and late 1970s, but the mystery was resolved in 1981 when the Navy first broke the Walker espionage ring, whose information ********************************************************************************************************* had shown the Soviets how vulnerable their SSBNs were.(99 ***************************************************** ? ... Walker bil arestowan w 1985 http://en.wikipedia.org/wiki/John_Anthony_Walker John Anthony Walker, Jr. (b. 28 July 1937, Washington D.C.)[1] is a retired United States Navy Chief Warrant Officer and communications specialist convicted of spying for the Soviet Union from 1968 to 1985, In May 1985, the FBI was tipped off to Walker's activities

milstar: First, though the relatively shallow Barents Sea foreclosed convergence zone detection ranges, it had a relatively smooth bottom which produced superb bottom bounce propagation and a sound-velocity profile almost uniformly favorable to surface ducting. This provided for fairly long propagation paths for low frequency signals often far exceeding normal direct path ranges, even if these paths were still much shorter than the convergence zone or deep sound channel propagation paths available in deeper water. Thus, one finds those who have actually conducted submarine operations in these waters often speaking of the excellent sonar conditions that obtain there.(100) Second, given the lingering acoustic advantage that American SSNs retained over Soviet SSBNs (as opposed to Akula), logic would certainly argue that peacetime tracking operations remained viable. Though there was no substitute for the cueing function provided by the passive acoustic barriers through which older Soviet SSBNs had to deploy to range targets in the United States, tracking operations in forward areas might nevertheless remain viable if SSNs could pick up their prey soon enough after they left port. In this case geography provided a focal point that provided the cueing function formerly delivered by SOSUS. Because 80-90 percent of the total fleet of about 65 Soviet SSBNs continued to remain in port in peacetime, the peacetime requirements for forward deployed American SSNs would remain manageable, especially as their force structure grew toward a goal of 100 beginning in the early 1980s, and their forward deployed operations tempo remained equal or even a little higher, at 20 percent, than Soviet SSBNs. But third, the assumption that Soviet SSBNs not already forward deployed at the outset of a war would not survive in significant numbers to deliver their missiles against U.S. targets would no longer be viable. Commensurate with the Soviet development of longer range SLBMs and the establishment of their SSBN bastions was a renewed emphasis by NATO on raising the nuclear threshold on the central front of Europe. A direct goal of these efforts was to extend the duration of the conventional phase of a NATO-Warsaw Pact conflict from days to weeks or even months. In this scenario, Soviet SSBNs in port at the outset of a NATO-Pact conflict would not be exposed to immediate nuclear attack when the war started. Furthermore, if and when they surged into their operating areas soon after the war started there would not necessarily be any NATO ASW barriers to penetrate before they ranged their targets. The key determinant of American strategic ASW effectiveness would therefore no longer only be peacetime tracking operations, but also wartime operations. These would aim either to pick off Soviet SSBNs as they surged from port, or for those SSBNs that escaped port safely, to search for, find, and attack those SSBNs in their patrol areas. The more pessimistic analyses of American strategic ASW capabilities emphasized the problem of finding a Soviet SSBN force that had successfully surged into its patrol areas without being tracked or attacked as it exited port. Here, one is looking at a search problem over an area spanning at a minimum the Barents, the Sea of Ohkotsk, and under the permanent ice in the Arctic. The searchers would be American SSNs which had surged forward after the Soviet deployment. The important independent variables other than the search area and the number of searchers were the search rate of individual SSNs and the tactics of their prey, and the important dependent variable was time. How many Soviet SSBNs could American SSNs kill during the conventional phase of a war whose length could not be foretold? A more positive assessment of these capabilities would start with more optimistic assumptions about the respective timing of the surge deployments of the two forces, and whether they occurred prior to or after the start of the war. For example, American SSNs might win a race to the Barents and the Sea of Ohkotsk such that numbers of them were in place off Soviet ports before Soviet SSBNs had surged. This might occur in a case where the Soviets had withheld their SSBNs in port until after the war started so as not to provide NATO strategic warning of its imminence. Under these circumstances, strategic ASW would be less of a wide area search problem and more of a barrier problem in a target rich environment, where the two most important independent variables were the exchange rate in engagements between Soviet and American submarines, and the latter's supply of torpedoes.

milstar: P-700 Granit (SS-N-19 Shipwreck) The initial targeting information was to be received by a submarine cruising at a depth of about 30 m via a long-wave communications system from ground bases. The attack was to be coordinated with a group of long-range Tu-22M anti-ship aircraft. The underwater attack group consists of three to five Oscar and Oscar II subs, each armed with 24 P-700 missiles. ********************************************************************************************** The subs were to launch 70-120 such missiles against a single carrier group in a single mass attack. ************************************************************************************* Roughly 30-50% of them are aimed at the carrier, while the others go after accompanying ships. Another salvo of 12-24 missiles was to be launched by aircraft,mainly to saturate the carrier group's defenses. The 30-knot speed of the Oscar I/II submarines enables a rapid approach to the launch area, about 450-500 km from the carrier group, and equally quick evasion after the attack. ********************************************* The missile employs all of the techniques from the Bazalt / Vulkan. One lead missile per every 24 in the salvo flies at high altitude to reconnoiter the target, *************************************************************************** using its radar in active and passive modes. The active mode is used in quick "looks," then turned off to increase the penetration probability. The lead missile assigns targets to all subordinate missiles and communicates with the other lead missiles in the massive salvo to coordinate the attack. To achieve this, the missile is equipped with a powerful digital computer with three processors. The missile has an onboard integrated electronic-countermeasures suit for ********************************************************************************************* avoiding enemy anti-missile attacks using a combination of maneuver and deception jamming. The computer could order the missile to one of various stored courses with multiple altitudes. At high altitude, the missile speed is Mach 2.5, while at low (sea-skimming) altitude, it is Mach 1.5. Vital parts of the missile are armored to increase penetration against fire from Phalanx-type close-in weapon systems and against fragments of closely exploding air-defense missiles. The missile has a nuclear warhead with a selectable yield of 200 or 350 kT, or a conventional 750 kg unitary shaped charge, or bomblets (primary for anti-ship attack, but also useable against land targets: 750 x 1 kg, a mix of incendiary, AP, HE, which can be varied to meet requirements). The missile has a KR-93 turbojet which is used in the cruising phase after the missile has been launched with the aid of an intregal solid propellant booster in the tail. There are two sharply swept-back wings and two swept-back tail fins with a stabiliser on the top side of the missile. The seeker is reported to operate in ESM, J-band (10-12 GHz) and K-band (27-40 GHz) modes, using the last in the terminal phase to select specific targets. ********************************** The guidance system was developed by TsNII "Granit." The missile itself was developed in OKB-52 (later NPO Mashinostoyeniya) under the direction of Chelomey and, after his death in 1984, under Gerberd Efremov. First tests of the missile started in November 1975. Numerous difficulties prolonged the factory tests until 1979, and in autumn of that year, the missile began state trials. Technical difficulties further prolonged the trials through October 1983, and the missile was officially accepted into service in March 1983. At this time, the space-based Legenda reconnaissance system had been fully deployed. In addition to the satellite system, the submarine could also use its own MGK-540 Skat-3 sonar system for targeting. http://www.dtig.org/docs/Russian-Soviet%20Naval%20Missiles.pdf

milstar: http://arms-tass.su/?page=article&aid=87658&cid=25 Впервые военные моряки и зенитчики отработают вопросы переброски зенитно-ракетного комплекса С-300 на один из островов в Баренцевом море ----------------------------------------------- МОСКВА, 23 августа. (ИТАР-ТАСС). Впервые военные моряки Северного флота и зенитчики Северо-Западного командования ВВС и ПВО отработают на учениях вопросы переброски на большом десантном корабле зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-300 на о.Кильдин в Баренцевом море. Как сообщил официальный представитель ВВС РФ подполковник Владимир Дрик, "сегодня в Северо-Западном командовании ВВС и ПВО началась подготовка к проведению плановых стрельб зенитно-ракетным комплексом С-300 с о.Кильдин". "Сегодня дивизион ЗРК С-300 выполнит перебазирование с пункта постоянной дислокации в поселке Северный на о.Кильдин, при этом часть пути будет проделана по морю на большом десантном корабле "Александр Отраковский" Северного флота, - уточнил Дрик. - По прибытии на место несения боевого дежурства дивизион ЗРК С-300 выполнит учебно-боевые пуски по различным типам воздушных мишеней, постановку которых со стороны моря будут осуществлять корабли Северного флота". В свою очередь, в штабе Северного флота уточнили, что "подобный маневр подразделения ПВО с помощью большого десантного корабля в ходе учений осуществляется впервые".

milstar: АРХАНГЕЛЬСК, 24 августа. (ИТАР-ТАСС). Ракетный подводный крейсера стратегического назначения (РПКСН) Северного флота К-51 "Верхотурье" пришел на судоверфь "Центр судоремонта "Звездочка" в Северодвинске для планового ремонта по продлению сроков эксплуатации. Об этом сегодня сообщили в пресс-службе завода. "Корабль вернулся к причалу "Звездочки" после истечения межремонтного периода", - уточнили в пресс-службе. "Верхотурье" - головной РПКСН проекта 667БДРМ (тип "Дельфин") /по классификации НАТО - "Дельта-4"/. В 1999 г. данная АПЛ первой из своей серии прошла на "Звездочке" средний ремонт и модернизацию. Срок службы крейсера был продлен еще на 10 лет. Вслед за "Верхотурьем" корабелы предприятия модернизировали еще четыре подлодки этого проекта: К-84 "Екатеринбург" (2003 г.), К-114 "Тула" (2006 г.), К-117 "Брянск" (2008 г.) и К-18 "Карелия" (2010 г). На главном заводском стапеле модернизируется шестой и самый новый корабль проекта - "Новомосковск". Его спуск на воду намечен на осень. РПКСН "Верхотурье" был заложен на верфи "Севмаш" в Северодвинске в 1981 г., вступил в строй в 1985 г. Подводное водоизмещение РПКСН составляет 19 тыс. т, длина наибольшая - 166 м, ширина - 12 м, осадка - 8,7 м. Глубина погружения крейсера - 400 м, скорость полного хода - 24 узла (около 45 км/ч), экипаж - 135 человек (в том числе 41 офицер). В состав вооружения подлодки входят 16 межконтинентальных баллистических ракет Р-29РМУ2 "Синева", которые располагаются в 16 вертикальных пусковых установках, и 4 носовых торпедных аппарата калибром 533 мм, предназначенные для пуска торпед, противолодочных управляемых ракет (ПЛУР), а также постановки мин. Подводные ракетоносцы проекта 667БДРМ являются основой морской составляющей стратегических ядерных вооруженных сил России. На сегодняшний день в составе военно-морского флота находится шесть кораблей этого проекта. Фотография flot2017.com. http://arms-tass.su/?page=article&aid=87678&cid=25

milstar: http://nvo.ng.ru/armament/2010-08-13/8_avianosets.html Для российского ВМФ присутствует и еще одна специфическая задача авианосных групп – многофункциональное (а не только авиационное) прикрытие районов развертывания и/или боевого патрулирования своих стратегических подводных ракетоносцев, которые расположены в непосредственной близости от своего побережья (моря Северного Ледовитого океана и прибрежные моря Тихого океана), что невозможно без авианосных групп. В частности, об этом говорил и бывший Главком ВМФ адмирал флота Масорин, и нынешний Главком ВМФ адмирал Высоцкий, подчеркнувший в нынешний День ВМФ, что «если на севере мы не будем иметь авианосец, то боевая устойчивость ракетных подводных крейсеров Северного флота в тех районах будет сведена к нулю уже на второе сутки, потому что основной противник лодок – это авиация». ############################################################################################## Avianosec -prekrasnaja mischen' - dlja ballisticheskix raket s golovkoj samonawedenija (takie y protiwnika est' w izbitke ) КАКОЙ ЖЕ АВИАНОСЕЦ НУЖЕН ВМФ РОССИИ? Как представляется, нашему флоту, а точнее, стране, в обозримом будущем вряд ли понадобится классический CATOBAR-авианосец размерности американских атомных гигантов. Конечно, «настоящий» авианосец – это не только высокий боевой потенциал флота, но и престиж страны, но – следует это честно признать самим себе – не потянем мы даже в долгосрочной перспективе проектирование, постройку и нормальную эксплуатацию такого корабля. Нет, мы можем попробовать, затратить на это огромные средства – но как бы в этом случае ни пришлось слишком сильно «затянуть поясок». При этом, конечно, Невское ПКБ может «достать из архива» проектные документы по атомному «Ульяновску», имевшему классическую схему CATOBAR, но вот построят ли его наши, как говорят эксперты, «сильно деградировавшие в технологическом плане» судоверфи? И, самое главное, во что это обойдется бюджету? Sdelat* iz proekta avianosza 50 000 tonn 100 000 tonn -nedorogo Ta ze jadernaja ystanowka *2 + korpus pobolsche ,esli chislo samoletow ostawit* tem ze 30 a ne 100 -120 po 40-50 mln $ ################################################################################### Ne stanet li on sam mischen'ju ( est' Trident s bistrim globalnim ydarom ,est' wozmonost' ispolzowat' jabch i RGSN i tak dalee ) ,kotoraja ochen' bistro budet porazena ? ( za 30 minut) Daze pri silnoj PRO/PVO avianosnoj gruppi -500 protivoraket ? Gde Morksaja strategija ? Sootw .obosnowanie ,srawnenie alternativ ?



полная версия страницы