Форум » Дискуссии » VMF (продолжение) » Ответить

VMF (продолжение)

milstar: 100 лет создателю современного ракетно-ядерного флота России Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков был своим на кораблях, в штабах и заводских цехах 2010-03-19 / Федор Иванович Новоселов - адмирал, заместитель главнокомандующего ВМФ по кораблестроению и вооружению (1986-1992). Вице-адмирал Сергей Горшков. 1950 г. Фото из книги «Черноморская эскадра» Недавно страна отметила 100-летие адмирала Флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова, славного сына Отечества, выдающегося флотоводца, который в течение 30 лет (1956–1985) находился на посту главнокомандующего ВМФ. Он являлся идеологом и организатором строительства флота, под его руководством был построен современный океанский ракетно-ядерный атомный флот, успешно освоивший просторы Мирового океана. Создание такого флота является величайшим подвигом советского народа, так как флот строит вся страна. ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА Большая часть моей службы – около 30 лет – прошла в системе заказов по созданию систем вооружения ВМФ, в том числе около 20 лет в центральном аппарате, из них 14 – начальником заказывающего управления по ракетно-артиллерийскому вооружению. Впервые я увидел Сергея Горшкова летом 1957 года при его посещении крейсера «Чкалов», а затем на собрании партийного актива Ленинградской ВМБ, обсуждавшего итоги октябрьского 1957 года Пленума ЦК КПСС. С докладом выступал главком ВМФ, большинство выступавших коммунистов одобряли решения пленума, освободившего Георгия Жукова от должности министра обороны. Немало было критики и в адрес Горшкова, в основном за подражание маршалу Жукову в наказании провинившихся офицеров. Тон и направленность критики задал адмирал Иван Байков, однокашник Сергея Горшкова по училищу. Я присутствовал на многих партийных собраниях военных и гражданских организаций, но такого накала критики и самокритики, накала страстей, как на этом активе, не встречал. Сергей Георгиевич весьма достойно выдержал критику, никаких реплик или оценок выступлений в заключительном слове он не сделал. Ответив на вопросы, сформулировал задачи по выполнению решений пленума. Это произвело впечатление на многих. В конце 60-х годов Сергей Горшков дважды посетил Красноярский машиностроительный завод, на котором проходило освоение производства БРПЛ Р-27 и конструкторская отработка первой межконтинентальной ракеты Р-29. Я, как районный инженер по руководству работой военных представительств на семи предприятиях Сибири, встречал и сопровождал главнокомандующего ВМФ. Он с большим вниманием и заинтересованностью вникал в работу завода, состояние с отработкой и качеством ракет и высказал заинтересованность флота в переводе завода на производство БРПЛ. В мае 1971 года я выступал от ВМФ на Всеармейском совещании руководителей представительств военной приемки (ВПВП) МО. В феврале 1972 года меня вызвали в столицу. Главнокомандующий ВМФ предложил мне должность начальника УРАВ как генерального заказчика по ракетному и артиллерийскому вооружению. В беседе он рассказал, из своего опыта 1955 года, о трудностях начала работы в столице, обратив мое внимание на необходимость установления нормальных отношений с министерствами, чьи предприятия работают по заказам УРАВ, с генеральными и главными конструкторами. В апреле 1972 года состоялось мое назначение на должность начальника УРАВ и началась служба в столице. Исходя из моего многолетнего опыта могу свидетельствовать, что во время нахождения в Москве Сергей Горшков львиную долю времени уделял вопросам строительства флота. При определении перспективы развития флота он всегда опирался на науку, прежде всего на работу ученых НИИ ВМФ и ВМА, знакомясь с ходом их исследований. При рассмотрении научных работ, он всегда ориентировал ученых на поиск нетрадиционных идей в создании систем вооружения и строительстве кораблей. Он был противником копирования зарубежных кораблей и вооружения, считая это путем отсталых, хотя изучению зарубежного опыта придавал немалое значение. Он настойчиво рекомендовал Институтам флота теснее взаимодействовать с учеными Академии наук СССР, подчеркивая, что флот на протяжении своей трехсотлетней истории всегда был тесно связан с Академией наук. Сергей Георгиевич всегда внимательно относился ко всему новому в фундаментальной науке. Он с большим уважением и вниманием относился к выдающимся ученым, которые внесли существенный вклад в строительство современного флота. В первую очередь следует назвать академика Анатолия Александрова, научная и практическая работа которого была тесно связана с флотом еще в довоенные годы. Он был инициатором и научным руководителем создания атомных энергетических установок и проектирования атомных подводных лодок. После избрания его в 1975 году президентом АН СССР Анатолий Петрович продолжил руководство Советом по гидрофизике, организуя исследования Мирового океана в интересах создания систем подводного кораблестроения и наблюдения. Сергей Горшков высоко ценил творческую деятельность генеральных и главных конструкторов кораблей и систем вооружения, избранных в состав АН СССР. Это академики Н.Н. Исанин, С.Н. Ковалев, В.Н. Челомей, В.П. Макеев, Н.А. Семихатов, П.Д. Грушин, Б.П. Жуков, Ю.Б. Харитон, Е.И. Забабахин, А.И. Савин, В.С. Семенихин, А.А. Туполев, С.В. Илюшин, Р.А. Беляков, Г.М. Бериев. Со всеми этими неординарными личностями, как и со многими другими, Горшков великолепно умел вести беседы и решать вопросы, и пользовался огромным авторитетом и уважением в их среде. Думаю, не ошибусь, если скажу, что Сергей Георгиевич был самым авторитетным и уважаемым среди ученых страны военачальником. С МОРЯ – НА ЗАВОД Важное значение в работе Сергей Горшков придавал общению с руководителями министерств ОПК, его многие годы связывали дружеские, деловые отношения с выдающимися руководителями оборонных отраслей промышленности: Б.Е. Бутома и М.В. Егоров (судостроение), Е.П. Славский (атомная ), С.А. Афанасьев (ракетно-космическая), С.А. Зверев и П.В. Финогенов (оборонная), В.В. Бахирев (боеприпасы и твердые топлива), В.Д. Калмыков и П.С. Плешаков (радиотехническая), Э.К. Первышин (средства связи). Встречи и совещания в столице, совместное посещение НИИ и КБ по вопросам кораблестроения и вооружения. Так, только по ракетным делам он с министрами побывал на Урале, Алтае, Таджикистане, в Харькове, Туле, Реутове, Люберцах, Химках и Дубне, не говоря уж о Москве, Ленинграде и центрах кораблестроения. Он с большим уважением и доверием относился к работе проектантов кораблей и конструкторам систем вооружения, всегда внимательно и заинтересованно слушал их выступления, сам активно участвовал в обсуждении, при этом чувствовалось глубокое знание им обсуждаемой проблемы, в том числе и технических вопросов. На заводах он проявлял большой интерес к новинкам технологии, организации производства и системе контроля качества. В этих посещениях предприятий Сергей Горшков проявлял интерес к вопросам развития предприятия, настроениям в коллективе. Он считал, что только благополучное предприятие может создавать высококачественную технику. Главное, что отличало Сергея Георгиевича, это его выступления, у него всегда было что сказать, при этом четко формулировал роль конкретного коллектива, где находился, в строительстве флота. Важным направлением привлечения внимания к проблемам флота являлись выставки-показы новых кораблей и систем вооружения, организованные по инициативе Сергея Горшкова на Северном или Черноморском флотах, с приглашением на них руководителей партии и правительства, министров, генеральных и главных конструкторов, директоров крупных заводов. После ознакомления с кораблями, самолетами, ракетами, торпедами и другими видами ВВТ, на выходе кораблей в море для участников выставки выполнялись боевые упражнения с пусками ракет и артиллерийскими и торпедными стрельбами. Многие участники этих мероприятий становились активными сторонниками создания мощного океанского флота. Участие конструкторов в выставках, на учениях и испытаниях новых систем вооружения позволяли им быстрее проходить процесс оморячивания, что имело принципиальное значение для правильного восприятия ими требований ТТЗ ВМФ и квалифицированно и осознанно их реализовывать при разработке ВВТ. Сергей Георгиевич постоянно интересовался ходом подготовки полигонов флота к испытаниям новых ракетных комплексов и других систем вооружения. Вспоминается посещение его вместе с секретарем ЦК КПСС Дмитрием Устиновым Северного полигона в начале 1976 году. Во время движения по технической территории полигона в районе поселка Нёнокса Устинов поинтересовался местом стартовой позиции для испытаний нового РК Д-9Р. Начальник полигона вице-адмирал Владимир Салов доложил, что сейчас подъезжаем к месту, выбранному по результатам рекогносцировки, и показал торчащую в снегу палку с металлической банкой на конце. Автобус остановился, и секретарь ЦК спросил: «Сергей Георгиевич, а вы успеете построить старт к началу испытаний?» «Вне всякого сомнения», – ответил главком и выразительно посмотрел на начальника Главного инженерного управления генерал-майора В.Е. Путята и на меня. Работы были выполнены в установленные сроки, и полигон обеспечил, как и во всех других случаях, испытания новых комплексов. ШКОЛА ЗАКАЗЧИКОВ Главной опорой главкома в строительстве флота были управления, объявленные в приказе министра обороны генеральными заказчиками по определенной номенклатуре ВВТ флота. Они несли всю полноту ответственности за жизненный цикл этой техники, начиная с задумки облика, создания, организации эксплуатации, снятия с вооружения и утилизации, и были основными организаторами по подготовке и реализации принятых решений по вопросам проектирования кораблей, созданию комплексов вооружения, подготовки полигонов флота к испытаниям и организации их проведения. Заказывающие управления (ЗУ) несли ответственность за техническую подготовку флотов к приему новых видов вооружения и организацию их эксплуатации, за специальную подготовку личного состава кораблей и частей. Для выполнения этих функций заказывающие управления имели в подчинении НИИ, полигоны, военные представительства на предприятиях промышленности, арсеналы и базы хранения вооружения, ремонтные заводы. В специальном отношении им подчинялись соответствующие управления флотов, флагманские специалисты и боевые части (службы) кораблей. Итоговыми оценками деятельности заказывающих управлений являлись создание новых систем вооружения в установленные сроки и высокого качества и успешность выполнения боевых упражнений кораблями флотов. Поэтому Сергей Георгиевич уделял пристальное внимание работе этих управлений, а их руководители были наиболее частыми посетителями его кабинета с докладами. Становлению и укреплению авторитета начальника заказывающего управления имело их обязательное присутствие на встрече ГК ВМФ с генеральными и главными конструкторами, директорами предприятий и руководителями министерств, при этом он всегда спрашивал мнение присутствующего начальника ЗУ по обсуждаемому вопросу и, как правило, поддерживал его. Такая система общения с начальниками заказывающих управлений позволяла главкому быть постоянно в курсе дел по созданию и ходу испытаний систем ВВТ и строительству кораблей, а для подчиненных была великолепным примером и школой решения различных вопросов. Важной школой воспитания и обучения для начальников ЗУ было присутствие и участие в обсуждении вопросов на заседаниях Военного совета ВМФ. Присутствуя на многих заседаниях Военного совета, на некоторых из них я выступал с докладами или в прениях, а при обсуждении итогов зимнего и летнего периода обучения обязательно докладывал о результатах ракетно-артиллерийской подготовки за ВМФ в целом. Это были отличная школа государственного подхода к обсуждаемым вопросам, пример сочетания жесткого спроса за недостатки и упущения с уважением к человеку и четкие указания по дальнейшей работе. Сергей Георгиевич всегда внимательно слушал доклады и выступления, делал замечания или задавал вопросы, но я не помню, чтобы это кого-нибудь обижало. Если кому и доставалось, то за дело. Вспоминаю, как в январе 1976 года я докладывал на заседании Военного совета о неудовлетворительных результатах ракетных пусков в 1975 году и мерах, принимаемых управлением. Главком одобрил предлагаемые меры, но дал весьма жесткую оценку моей деятельности: «Вы не твердо держите в руках порученное дело. Начальник УРАВ отвечает и за качество, и за надежность вооружения, и за обучение личного состава ракетно-артиллерийских боевых частей кораблей, и за организацию стрельб. Требую наводить в службе порядок быстрее и жесткой рукой. Пока мы этого не видим и публично вас предупреждаем. Спрос будет строгим». Такая оценка не могла быть приятной, тем более что управление и вся ракетно-артиллерийская служба работали с большим напряжением. Десятки КБ и НИИ промышленности работали по созданию новых комплексов РАВ. На четырех полигонах и кораблях под руководством государственных комиссий проводились испытания новых и модернизированных комплексов, количество которых иногда доходило одновременно до десяти. На флотах шло освоение новых видов вооружения, в ходе боевой подготовки проводились пуски ракет, число которых иногда доходило до 400 в год, по результатам которых, в определяющей степени, оценивался уровень боевой и политической подготовки большинства кораблей и частей флотов. Офицеры управления принимали непосредственное участие во всех этих процессах. В поездках на флоты офицеры управления оказывали помощь специалистам по подготовке к учениям и сложным стрельбам, проведении и оценке их результатов. Строгую оценку, данную главнокомандующим на Военном совете, в управлении восприняли как должное и как руководство к действию. Управлением, вместе со специалистами РАВ и командованием флотов, были приняты необходимые меры. В последующие 10 лет серьезных провалов в ракетно-артиллерийской подготовке на флотах не было, хотя недостатки и замечания были всегда. Главный конструктор Валентин Мутихин, Сергей Горшков, командир РКР «Слава» Вадим Москаленко. Фото из архива «НВО» ПОД РАКЕТНЫМ ОБСТРЕЛОМ Особое значение имели плановые поездки главнокомандующего на флоты, как правило, два раза в год на Северный и Тихоокеанский и по одному – на Балтийский и Черноморский. Во всех этих поездках участвовали начальники заказывающих управлений. Присутствуя на заслушиваниях командования флота (флотилии), мы получали информацию из первых уст о состоянии дел на флоте и нерешенных вопросах. Мы видели и учились, как правильно надо ставить и решать вопросы по обеспечению боевой готовности сил и средств флота, обустройству гарнизонов и пунктов базирования, поддержанию высокого уровня организации службы и воинской дисциплины. Особое внимание главком обращал на поддержание установленных норм содержания кораблей в постоянной готовности, материальной основой которой является техническая готовность кораблей и систем вооружения, обеспечение флота нормативными запасами ракет, других боеприпасов и материально-технических средств, за которые отвечали центральные управления наравне с командованием флотов. После заслушивания командования флота начальники заказывающих управлений работали в специальных управлениях, на кораблях и частях. Главными вопросами для них были оценка работы по освоению новых кораблей и комплексов вооружения, проверка технической готовности кораблей, состояние системы хранения оружия на базах и вопросы пожаро- и взрывобезопасности на кораблях и базах. Такая практика позволяла ЗУ, отвечающим за весь жизненный цикл вооружения, учитывать флотский опыт в разработке новых систем вооружения. Результаты своей работы начальники управлений докладывали в штаб и учитывали при подведении итогов. По важным и срочным вопросам начальники управлений докладывали лично главкому. Боевые упражнения в море выполнялись в условиях, приближенных к боевым. Корабли находились в боевых порядках (ордерах), обеспечивая все виды обороны, оружие кораблей в готовности к боевому использованию. Пуски БР проводились по команде с ЦКП ВМФ при нахождения ПЛАРБ в условиях боевого патрулирования. Пуски противокорабельных ракет проводились в условиях разведывательно-ударного комплекса, с использованием данных о целях-мишенях от космической или авиационной разведывательных систем. Наиболее сложной была организация отработки ПРО-ПВО соединения кораблей, при которой налет осуществляли противокорабельные крылатые ракеты, доработанные в ракеты-мишени (РМ), запускаемые с ракетных катеров и подводных лодок в штатном режиме. При подготовке РМ на них отключался контур управления от головки самонаведения, вместо боевой части устанавливали весовой имитатор. В целях соблюдения мер безопасности РМ наводились из расчета прохождения их траектории с некоторым упреждением относительно ордера. При угрозе нападения с воздуха корабли соединения переводились в режим полной боевой готовности, боевое распоряжение по отражению воздушных целей с использованием зенитных огневых средств выдавалось только тем кораблям, которые проверялись. Другие корабли ордера должны были использовать свои огневые средства только по РМ, идущей непосредственно на «свой» корабль. Это положение было записано в руководящих документах, что обеспечивало безопасность всех кораблей при отражении воздушного налета. В ходе выполнения боевых упражнений оценивались уровень подготовки личного состава и надежность работы материальной части кораблей. В случаях неуспешных пусков ракет, других недостатков на учении Горшков никогда не проявлял элементов нервозности, давал четкие указания о проведении после учения расследования причин. Летом 1974 года во время оперативных сборов командного состава флотов и центральных управлений под руководством главкома на Северном флоте эскадра надводных кораблей в море должна была отразить удар ракет. Все участники сборов находились на крейсере «Мурманск». Погода была благоприятная, светило солнце, море спокойное. Ракетный удар наносила бригада ракетных катеров, запуская три РМ П-15 с дальности около 40 км. В назначенное время катера пустили РМ, подход которых к эскадре на высоте 200–300 м и темпом 7–10 секунд был хорошо виден визуально. Но произошло невероятное – ни один корабль эскадры не обстрелял РМ из-за того, что РМ не были обнаружены, о чем и доложил командир эскадры. Не знаю, какой разговор состоялся у главкома с командующим Северным флотом, но вскоре я, как главный ракетчик и начальник УРАВ ВМФ, был вызван во флагманскую рубку, где находился нахмуренный и суровый СГ (как мы его называли между собой) в одиночестве. Видно было, что он тяжело переживал произошедшее, и я не ожидал для себя ничего хорошего. Но главком, сдерживаясь, довольно спокойно сказал: «Да-а. Такого еще не бывало у нас. Вызовите специалистов, кого необходимо, останьтесь на флоте после сборов и разберитесь в причинах случившегося досконально. И примите меры». Я был удивлен его выдержкой и еще раз убедился в силе характера. Еще один случай, показывающий выдержку и спокойствие Сергея Георгиевича в сложной ситуации. На одном из учений Северного флота корабли эскадры отражали удар РМ, запущенных с АПЛ и РКАБ. Штаб руководства находился на тяжелом атомном ракетном крейсере «Киров» и получал донесения о поражении двух РМ на основе ракеты П-6. И вдруг из-за низких облаков вылетает горящая РМ П-6 (ее подбил стреляющий корабль) и падает впереди примерно в 200 метрах по курсу крейсера. Многие из нас, находящихся на ходовом мостике, так и ахнули, а главком взглянул в нашу сторону и спокойно сказал: «Не паникуйте!» И поручил мне разобраться, почему зенитчики не обстреляли эту РМ, практически идущую на крейсер. Все было сказано весомо и спокойно. После разбора этого случая с командирами кораблей и соединений на Северном флоте была дана информация на другие флоты вместе с дополнительными указаниями о том, что каждый корабль в ордере должен быть в готовности и поразить воздушную цель, идущую на корабль. К сожалению, невыполнение этих требований привело в аналогичной ситуации к гибели МРК «Муссон» на Тихоокеанском флоте в 1987 году, когда в него попала подбитая РМ-15 и он затонул. Приведу еще один пример, характеризующий Сергея Георгиевича. На учении по высадке десанта на ЧФ один из катеров на воздушной подушке не мог с ходу выйти на побережье и сделал это только на третьем заходе. Командование флота и все, кто находился на смотровой трибуне, волновались и переживали за неудачу и возможные неприятности для командира катера. Главком спокойно направился к катеру, и все, находящиеся на трибуне, последовали за ним. Мы видели бледное лицо командира катера, когда он докладывал главкому. Сергей Георгиевич спокойно выслушал доклад, поздоровался с командиром за руку и начал разговор о боевых и мореходных качествах корабля, какие недостатки он имеет. Командир, старший лейтенант, в начале беседы волновался, что вполне естественно, он впервые разговаривал с военачальником такого высокого ранга да еще в столь сложной ситуации, а затем успокоился и уверенно отвечал на все вопросы. Горшков поблагодарил его и пожелал успехов в службе. Надо было видеть просиявшее лицо командира катера и с какой лихостью он приподнял свой катер, развернул его на месте и ушел в море. Думаю, что для этого офицера беседа с главкомом будет памятной на всю жизнь, а для присутствующих – поучительным примером отношения адмирала к молодому офицеру. Последний мой разговор с Сергеем Георгиевичем состоялся по телефону в канун Дня Победы 1988 года, а вскоре его не стало. Это была огромная потеря для флота, для страны.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

milstar: ВМС Японии в марте 2020 года примут на вооружение подводную лодку типа «Сорю», построенную по измененному проекту. Как пишет Shephard, новый корабль получит литий-ионные аккумуляторные батареи вместо традиционных для дизель-электрических подлодок свинцово-кислотных элементов. Новая подлодка в составе японского флота станет первым кораблем, использующим литий-ионные аккумуляторы. Дизель-электрическим подводным лодкам аккумуляторы необходимы для скрытного передвижения под водой, когда запуск дизельных двигателей для питания ходовых электромоторов нежелателен или вовсе невозможен. Свинцово-кислотные аккумуляторы существенно утяжеляют конструкцию подводной лодки, не могут обеспечить большой продолжительности хода и требуют долго времени на полную перезарядку. Японские конструкторы решили использовать литий-ионные аккумуляторы на подводной лодке по нескольким причинам. Во-первых, батареи собранные из таких аккумуляторов имеют существенно большую емкость, чем свинцово-кислотные. На малых скоростях дальность подводного хода подлодки на литий-ионных аккумуляторах сопоставима с дальностью хода на свинцово-кислотных аккумуляторах и двигателе Стирлинга. Во-вторых, на больших скоростях дальность хода корабля превышает такой показатель при использовании обычных аккумуляторов. В-третьих, литий-ионные аккумуляторы можно перезаряжать с использованием больших токов, чем при зарядке свинцово-кислотных элементов питания. Это означает, что на полную зарядку литий-ионных батарей необходимо существенно меньше времени. По словам бывшего командующего Морскими силами самообороны Японии вице-адмирала в отставке Масао Кобаяси, это означает, что для подзарядки кораблю теперь не нужно всплывать на длительное время, чтобы запустить дизельные двигатели на полную мощность. Достаточно будет выйти на небольшую глубину и ненадолго выставить шноркель для запуска дизельных двигателей. При этом использование литий-ионных аккумуляторов на подводных лодках привело к увеличению их стоимости. Для сравнения, корабль типа «Сорю» с новыми аккумуляторными батареями обошелся военным в 64,4 миллиарда иен (570,7 миллиона долларов). Стоимость этой же подводной лодки с обычными аккумуляторами составляет 51,7 миллиарда иен. В настоящее время Япония располагает восемью подводными лодками типа «Сорю», первая из которых поступила на вооружение в 2009 году. Всего планируется ввести в состав флота 13 таких кораблей. Подводное водоизмещение подлодок составляет 4,2 тысячи тонн при длине 84 метра и ширине 9,1 метра. Корабли могут развивать скорость до 20 узлов. Японские подлодки оснащены двумя дизельными двигателями и четырьмя двигателями Стирлинга, которые необходимы для питания ходовых электромоторов и подзарядки аккумуляторов в подводном положении. Под водой эти двигатели работают за счет сжигания дизельного топлива; продукты сгорания выбрасываются в водяную струю от винтов. По оценке разработчиков, дальность хода подлодок «Сорю» под водой с использованием двигателей Стирлинга составляет 6,1 тысячи миль при скорости 6,5 узла (11,3 тысячи километров на скорости 12 километров в час). Продолжительность нахождения под водой ограничена возможностями экипажа и запасами продовольствия и составляет около трех месяцев. Весной прошлого года Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» завершило проектирование дизель-электрической подводной лодки пятого поколения «Калина». Новый корабль получит воздухонезависимую энергетическую установку, работающую на водородсодержащем газе высокой степени очистки. Его будут получать на борту подлодки из дизельного топлива методом риформинга. Полученный водород будет подаваться в водородно-кислородные топливные элементы, где и будет вырабатываться электричество для двигателей и бортовых систем. Как ожидается, мощность установки, разрабатываемой «Рубином», составит около 400 киловатт. Разработку воздухонезависимой энергетической установки планируется завершить в 2018 году.

milstar: http://deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/dns/865/list.htm Модификации проекта 865

milstar: гребной электродвигатель постоянного тока в 60 кВт, Прочный грузовой контейнер заполнялся забортной водой, и представлял собой цилиндрическую конструкцию длиной около 12 метров и диаметром 62 см. Экипаж подводных лодок проекта «Пиранья» состоял из трёх офицеров: командира-штурмана, помощника по электромеханической части и помощника по радиоэлектронному вооружению. Кроме них, на борт принималась разведывательно-диверсионная группа из шести боевых пловцов. Выход боевых пловцов осуществлялся в пределах глубин до 60 метров и на грунт Тактико-технические характеристики 865 «Пиранья» Разработчик проекта.................СПМБМ «Малахит» Главный конструктор.................Л. В. Чернопятов, Ю. К. Минеев (с 1984) Скорость (надводная).................6 узлов Скорость (подводная).................6,7 узлов Рабочая глубина погружения.................180 Предельная глубина погружения.................200 Автономность плавания.................10 суток Экипаж.................3 + 6 водолазов Размеры Водоизмещение надводное.................218 т Водоизмещение подводное.................319 т Длина наибольшая (по КВЛ).................28,3 м Ширина корпуса наиб..................4,7 м Высота.................5,1 м Средняя осадка (по КВЛ).................3,9 (средняя) Силовая установка.................дизель + электродвигатель, 220 л. с. Вооружение Торпедно-минное вооружение..............2 400-мм торпеды, 4 мины ПМТ http://oruzhie.info/podvodnye-lodki/775-piranya


milstar: Литий-серные аккумуляторы Разрабатываются также дешевые аккумуляторы системы Li/S с рабочим напряжением 2,1В. Электроды этих аккумуляторов покрыты полимерной пленкой, причем катод находится практически в жидком состоянии. Интерес к этой электрохимической системе определяется рядом очевидных достоинств: - теоретическая удельная энергия ее составляет 2600 Вт•ч/кг что в 4 раза выше чем у литий полимерных аккумуляторов; - присущий природе системы внутренний механизм безопасности позволяет отказаться от компонентов защиты; - допустимая высокая скорость разряда (до 10 С); - низкая цена материалов, при которой стоимость аккумулятора соизмерима со ценой никель-кадмиевого; - широкий диапазон рабочих температур (от -40 °С); - экологическая безопасность. -------------------------- К недостаткам литий-серного аккумулятора следует отнести очень короткое время жизни (всего 50-60 циклов заряд-разряд)[4]

milstar: The system will be demonstrated in a deep-dive submarine in mid 2017. The battery pack is designed to operate at depths of up to 6000 metres. http://www.intoceansys.co.uk/articles-detail.php?iss=0000000058&acl=0000000530

milstar: As we reported last month, ORNL announced it as a patent-pending scientific success that’s theoretically safer and cheaper than lithium-ion. “beyond lithium-ion” chemistry from Oak Ridge which started life in 1942 as a home to the Manhattan Project, is now the largest science and energy lab in the U.S. Department of Energy (DoE) system,

milstar: http://elib.biblioatom.ru/text/kosmicheskaya-yadernaya-energetika_2012/go,102/

milstar: В последнее время получил распространение способ обнаружения атомных подводных лодок (АПЛ) по тепловому следу - разновидность инфракрасного метода, нацеленная на их обнаружение, потому, что оставляемый лодкой тепловой след много больше по размерам, чем сама лодка, и значит обнаруживается легче. В качестве охладителя внешнего контура реактора АПЛ используют забортную воду. После сброса обратно за борт вода оказывается теплее окружающей. (Тепловой след подводной лодки - протяженная область морской поверхности с температурой, отличной от фоновой, возникающая при движении подводной лодки за счет выноса более холодных (или более теплых) масс воды под воздействием корпуса и винтов. Является демаскирующим признаком подводной лодки, по которому она может быть обнаружена аппаратурой тепловой разведки, установленной на кораблях и летательных аппаратах. См EdwART. Толковый Военно-морской Словарь, 2010 http://dic.academic.ru/dic.nsf/sea/). http://www.findpatent.ru/patent/256/2564935.html © FindPatent.ru - патентный поиск, 2012-2017

milstar: Поскольку заметного прироста чувствительности датчиков не ожидается, упор перенесен на комплексную обработку данных от нескольких способов обнаружения. Так, разница температур от охладителя дополняется разницей от перемешивания воды винтом, акустической сигнатуры кильватерного следа, электрического потенциала между верхней и нижней поверхностями корпуса лодки, и других. На первый план выходят мощность процессора сигналов и накопление данных наблюдения, для выделения цели на естественном фоне моря. Так, использование протяженной буксируемой антенны (ПБА) системы SURTASS, состоящей из многих гидрофонов, качественно повысило акустическую контрастность целей. Практика показывает, что комплексные методы позволяют не только обнаруживать современные атомные ПЛ, но и поддерживать контакт http://wreferat.baza-referat.ru/%D0%9E%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BA Для снижения шумности, советские ракетные ПЛ на боевом дежурстве применяли режим естественной циркуляции: выводился один борт, отключался ЦН другого борта, и охладитель первого контура переносился за счет разницы температур. Разумеется, энергоустановка в таком режиме обеспечивала только минимальную скорость и не была готова к маневрированию ходами. FAS Military Analysts Network - www.fas.org/man/dod-101/sys/dumb/mk60.htm Зарубежное военное обозрение, 1983, No 2, 1984, No 1. Russian Subs Patrolling Off East Coast of U.S. - www.nytimes.com/2009/08/05/world/05patrol.html?_r=1 ↑ 1 2 Пусть робот воюет, он железный - www.star.ru/data/files/zvezdochka/zv10_02_11.pdf // Звёздочка. — В. 11 февраля 2010. — С. 5.

milstar: http://ckb-rubin.ru/fileadmin/editor/listovki/Amur_950_rus.pdf ------ The manufacturers are now developing two more ambitious designs, the Class 6 and Class 8, to carry four and eight (two crew) personnel. The former will have two eight kW electric motors for underwater use and a diesel for surface operations, making it almost a midget submarine. The crew compartment will, however, be 'wet', although the crew will be able to conserve their underwater breathing apparatuses by using built-in breathing sets. The 'cab' will have a computer-controlled system--including an automatic pilot to reduce operator workload. It will also feature a telescopic mast with a television camera and possibly a thermal imager. The vehicle will have a range of 100 nautical miles (185 km) at four knots down to 50 metres, but on the surface the diesel will give it a maximum speed of around 20 knots. Details of the planned Class 8 design are limited but it will apparently be eleven metres long, propelled by two eight-kW motors and powered by a lithium-ion battery. This will give a range of 50 nautical miles (93 km) at five knots, with a maximum speed of six knots. It will carry a six-man team, have a crew of two and, like the Class 6, will have built-in breathing sets. https://www.thefreelibrary.com/By+sea+%26+stealth%3A+maritime+special+forces+tend+to+arrive+in+hostile...-a0140709845

milstar: http://www.navy.su/navyfrog/sub/piranya/index.html В 70-х годах в СССР велась разработка только специальных малых ПЛ. Так в 1976 году. командование ВМФ СССР выдало ленинградскому Специальному морскому бюро машиностроения "Малахит" техническое задание на проектирование современной отечественной сверхмалой лодки. Оно определяло, что такая лодка предназначена для использования на морском театре с обширной мелководной акваторией шельфа, в диапазоне глубин от 10 до 200 метров, где должна решать задачи противодействия противнику и вести разведку. На ней следовало разместить соответствующее радиоэлектронное вооружение, минно-торпедное оружие, а также водолазный комплекс для выполнения специальных задач на глубинах до 60 метров. При этом водоизмещение лодки, согласно заданию, не должно было превышать 80 тонн. Главным конструктором проекта 865 назначили Л. В. Чернопятова, в 1984 году его сменил Ю. К. Минеев, главный наблюдающий от ВМФ – к.2р. А.Е. Михайловский. Опыт проектирования и создания подобных технических средств отсутствовал, поскольку наработки Остехбюро были засекречены и прочно забыты. Вновь требовалось начинать все с нуля. Новизна инженерной задачи обусловила необходимость выполнения значительного объема опытных работ, модельных и натурных испытаний, экспериментов по отдельным конструкциям, устройствам и технологическим процессам. Закладка опытной подводной лодки состоялась в Ленинградском адмиралтейском объединении в июле 1984 года. Корпус был выполнен из титанового сплава и рассчитан на глубину погружения 200 метров. Комплекс оружия, размещаемого в средней части надстройки, состоял из двух грузовых контейнеров для транспортировки водолазного снаряжения (четырех буксировщиков типа "Протон" или двух транспортировщиков типа "Сирена-УМЭ") и двух устройств минной постановки, в которых размещались две мины типа ПМТ (4 донные мины большой мощности (в том числе с ядерными зарядами)?), либо две решетки для торпед "Латуш", используемых "самовыходом" на всем диапазоне глубин. Прочный грузовой контейнер, заполняемый забортной водой, представлял собой цилиндрическую конструкцию длиной около 12 метров и диаметром 62 см. Для погрузки, выгрузки и крепления водолазного снаряжения предусматривался выдвижной лоток. Его привод и органы управления располагались внутри прочного корпуса. Устройство минной постановки состояло из пусковой проницаемой решетки с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, обеспечивающего выталкивание мины вперед по ходу подлодки. Второй вариант предусматривал возможность размещения торпеды вместо мины. В центральном посту располагались пульт оператора, приборные стойки и средства отображения информации, органы управления основными системами и устройствами. Приборный комплекс включает в себя радиолокатор, гидролокатор, средства звукоподводной связи и другие устройства. Под настилом палубы ЦП размещалась аккумуляторная яма. Ближе в нос от пульта оператора находились входной люк, перископ, шахта выдвижного устройства комплекса РЛС. Ограничивающая центральный пост носовая сферическая переборка имела входной люк в шлюзовую камеру, которая могла служить и как декомпрессионная. На переборке располагался иллюминатор для наблюдения за водолазами и шлюз для передачи предметов из ЦП в камеру. Здесь же находились приборы управления системой шлюзования водолазов. Плоская кормовая переборка с газоплотной дверью отделяла центральный пост от электромеханического отсека, где на амортизированной платформе, отключенной от прочного корпуса, стояли на амортизаторных дизель-генератор мощностью 160 кВт (запас топлива 6,5 тонн), гребной электродвигатель постоянного тока в 60 кВт (емкость батарей 1200 киловольт), насосы, вентиляторы, компрессор и другое оборудование. Система двухкаскадной амортизации в сочетании с шумопоглощающими покрытиями на корпусных конструкциях обеспечивала подлодке минимальное акустическое поле. Электромеханический отсек являлся необитаемым помещением, в походе его посещали только для проверки состояния технических средств. Винт, размещенный в поворотной кольцевой насадке, выполнял также функции вертикального руля. Конструкция лодки такова, что обеспечивает минимальный уровень шума механизмов, интенсивности магнитных и физических полей. Это делает лодку малозаметной для средств противолодочной обороны. Экипаж состоял из трех офицеров: командира-штурмана, помощника по электромеханической части и помощника по радиоэлектронному вооружению. Кроме них, на борт принималась разведывательно-диверсионная группа из шести человек, которая и являлась основным "оружием" корабля. Выход боевых пловцов мог осуществляться на глубинах до 60 метров и на грунте. Находясь вне лодки, они имели возможность использовать подаваемую с нее по проводам электроэнергию, а также пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах. Автономность лодки – 10 суток. С 1989 года МС-520 находилась в Лиепае, где подчинялась командиру 22-й бригады подводных лодок. Особого энтузиазма командование соединения от присутствия лодки спецназначения не испытывало, так как выходы ее в море были сопряжены с определенными трудностями, а боевая подготовка, в силу своей специфики, оказалась весьма сложной. Дальнейшее строительство сверхмалых лодок в Советском Союзе застопорилось, а потом и "власть сменилась". В результате серия ограничилась двумя единицами – опытной МС-520 и головной МС-521, сданной флоту в декабре 1990 года. Для каждой лодки сформированы по два сменных экипажа. Существовал еще и технический экипаж, предназначенный для обслуживания обеих лодок. Чертежи и макеты лодки были представлены в феврале 1993г. на выставке оружия в Абу-Даби, где вызвали большой интерес. Было принято решение о предложении этих лодок к продаже. Данных об успешных продажах нет. Одна из лодок принимала участие в съемках фильма «Особенности национальной охоты». В марте 1999 года МС-520 и 521 отбуксировали в Кронштадт для разделки на металлолом. Прослужив менее десяти лет, они так и не нашли себе применение. Причин тому много: недостаток финансирования, мнение ряда флотских специалистов о ненужности таких кораблей, а также явные недостатки проекта (слишком большое водоизмещение, трудности эксплуатации и другие). МС-520 (Заводской номер 01465) Заложена 15 июля 1984 на Ленинградском Адмиралтейском объединении, спущена 20 августа 1986, вступила в строй 30 декабря 1988. В 1999 г. выведена из состава ВМФ. МС-521 (Заводской номер 01466) Заложена 1 декабря 1987 на Ленинградском Адмиралтейском объединении, спущена 31 мая 1990, вступила в строй 25 декабря 1990.

milstar: "Анализируя состояние работ по данной теме, мы сделали следующее заключение: ВНЭУ должна не только обеспечить длительное нахождение лодки в подводном положении, но при этом сохранить скрытность и быть достаточно безопасной", - сказал глава ЦКБ МТ "Рубин". По его словам, немецкий вариант небезопасен хотя бы потому, что в его основе лежит хранение водорода на борту лодки, а это очень пожаро- и взрывоопасно. Путь, который предпочли французы и шведы, тоже имеет недостаток. "В составе установки имеются механические части, которые являются дополнительным источником шума. А ведь подводная лодка должна быть, прежде всего, скрытной", - сказал Дьячков. В результате "Рубин", по его словам, своим направлением движения выбрал электрохимический генератор. "В этом случае отсутствуют движущиеся части, что хорошо с точки зрения скрытности. В отличие от немецкого варианта мы избегаем хранения водорода на борту, ведь это требует береговой инфраструктуры и сложных систем на корабле", - сказал Дьячков. Он сообщил, что ВНЭУ будет устанавливаться в модульном отсеке лодки. Это не потребует значительной переделки и перекомпоновки всей лодки в целом, различие будет заключаться во врезке дополнительного отсека. Кроме того, подчеркнул Дьячков, в последнее время заказчики проявляют активный интерес к литиево-ионным батареям. РИА Новости https://ria.ru/defense_safety/20110913/436639922.html

milstar: «В ЦКБ "Рубин" завершена научно-исследовательская работа "Калина-ВМФ" в результате выполнения которой выполнен аванпроект перспективной многоцелевой неатомной подводной лодки с ВНЭУ и ЛИАБ » ЦКБ "Рубин" в последние годы занималось разработкой анаэробной, воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) и литий-ионной аккумуляторной батареи (ЛИАБ), которые значительно увеличивают продолжительность нахождения неатомных подлодок под водой без всплытия. "В декабре 2014 года ЦКБ "Рубин" завершена научно-исследовательская работа "Калина-ВМФ" в результате выполнения которой выполнен аванпроект перспективной многоцелевой неатомной подводной лодки с ВНЭУ и ЛИАБ в соответствии с тактико-техническим заданием Минобороны России", — сказал А. Шлемов. Современные тенденции развития подводного флота свидетельствуют о необходимости оснащения неатомных подводных лодок (НАПЛ) воздухонезависимыми (анаэробными) вспомогательными энергетическими установками. Наиболее перспективным направлением в области создания анаэробных энергетических установок является использование в них двигателей Стирлинга. Б есшумность в работе, высокий к.п.д. (до 40%), многотопливность и значительный моторесурс современных двигателей Стирлинга (около 60 тыс. часов), позволяют рекомендовать его как универсальный двигатель для всех типов НАПЛ - малого, среднего и большого водоизмещения, а также для большинства типов подводных аппаратов, использование которых возможно в интересах геологоразведки, освоения континентального шельфа, экологического монито- ринга, ликвидации последствий аварий на море и т.д. Источник: http://politikus.ru/army/67889-v-rossii-razrabotan-proekt-podvodnoy-lodki-kalina-s-anaerobnoy-silovoy-ustanovkoy.html Politikus.ru

milstar: http://deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/dss/613e/list.html 1250 tonn 2*50 ls exg 2.5 uzla

milstar: Поиск подводной лодки осуществляется на основании разведывательных данных (весьма приближенных) о её местонахождении, полученных из различных источников. Вероятность обнаружения, по заключению зарубежных военных специалистов, зависит в первую очередь от площади района поиска. Размеры его характеризуются величиной ошибки в определении координат подводной лодки, скоростью её хода и временем прибытия самолёта в данный район. Для обнаружения подводной лодки в предполагаемом районе её нахождения с само лета в определённом порядке сбрасываются пассивные ненаправленные радиогидроакустические буи системы «Джезебел». Их расположение относительно друг друга отображается на планшетах тактической обстановки. Информация о подводной обстановке с выставленных РГБ передаётся на борт самолёта по радиоканалу, затем вводится в ЭВМ, обрабатывается, и результирующие данные наносятся на планшеты. Самолёт прослушивает буи поочерёдно или одновременно и по сигналам определяет, в каком районе находится подводная лодка. В этот период самолёт патрулирует со скоростью до 380 км/ч на высоте около 150 м при хорошей видимости и около 600 м при плохой. http://zvo.su/VMS/poisk-podvodnyh-lodok-bazovoy-patrulnoy-aviaciey.html

milstar: Information Anti-Submarine Warfare (ASW) Continuous Trail Unmanned Vessel (ACTUV) http://www.darpa.mil/program/anti-submarine-warfare-continuous-trail-unmanned-vessel

milstar: В Белом море до конца июня начнутся заводские испытания новейшей баллистической ракеты «Скиф», способной находиться в режиме ожидания на морском и океанском дне и в нужный момент по команде выстреливать и поражать наземные и морские объекты. http://www.bulgari-istoria-2010.com/booksBG/R_29_RM_SKIF.pdf ря. - Одна из версий - разработка транспортно-пускового контейнера для обеспечения пуска крылатых и/или баллистических ракет с большой глубины. - Одна из первых версий - подводный снаряд с ракетным двигателем, проходящий некоторый путь до цели под водой с последующим пуском крылатой ракеты средней дальности (500-2000 км) по наземной цели. фа» подтвердили, однако подробности проекта раскрывать не стали. Впервые о возможности создания баллистических ракет донного базирования военные заговорили еще в первой половине 1960-х годов, однако конкретных шагов для реализации масштабных проектов предпринято не было. Вероятнее всего речь идет даже не о самом носителе ядерных боеголовок (поскольку для экономии средств и времени в проекте можно использовать ту же «Синеву» с минимальными доработками, а то и вовсе без них, или новую Р-30 «Булава-30»), а о специальном контейнере для хранения ракеты на глубине и ее запуска. Такой контейнер должен длительное время оберегать ракету от чрезмерного давления, коррозионного воздействия окружающей среды и обеспечивать связь и обмен информацией с командным пунктом. Перед запуском такой контейнер может всплывать и, достигнув допустимой для пуска глубины (около 50 метров для баллистических ракет подводных лодок), давать старт носителю. Вероятнее всего, для еще большего упрощения конструкции в контейнере могут использоваться балластные цистерны с системой продувки сжатым воздухом. Это позволит переводить контейнер из горизонтального в вертикальное положение и обеспечивать всплытие. Такое решение значительно упрощает установку ракеты под водой ─ для этого подводной лодке необходимо будет лишь сбросить контейнер, убедиться в работоспособности его систем и надежности связи с ним, а затем вернуться на базу. За все остальные действия будет отвечать уже сама донная пусковая установка. Неясным остается только одно: каким образом планируется организовать связь командного пункта с ракетой, находящейся под водой? Между тем оперативной необходимости размещения баллистических ракет на донных пусковых установках у России в настоящее время нет. В носовой части ракеты расположен приборный отсек с бортовой аппаратурой системы управления и астрокоррекции. Разработкой системы управления занимались НПО автоматики (главный конструктор Н. А. Семихатов), НИИ командных приборов (главный конструктор В. П. Арефьев), ЦКБ «Геофизика» (главный конструктор В. С. Кузьмин) и НПО «Радиоприбор» (главный конструктор Л. И. Гусев) В целях уменьшения величины рассеивания блока необходимо было уменьшить величину абляции носка боевого блока при вхождении в плотные слои атмосферы и обеспечить его вращение для обеспечения равномерного износа поверхности. НИИ «Графит» был предложен углерод-углеродный композиционный материал марки 4КМС, а ЦНИИМВ и ХФТИ — КИМФ. В качестве каркаса 4КМС использованы высокомодульные углеродные стержни ориентированные в четырёх направлениях. В КИМФ использован трехмерный (пространственный) каркас. С декабря 1980 по март 1984 года во время летно-конструкторских испытаний было проведено 17 пусков ракет К65М-Р и испытано 56 боевых блоков. Первоначально испытывался блок с носком из материала 4КМС. Начиная с десятого пуска испытывался блок с наконечником из материала КИМФ. Этот наконечник имел бо́льший радиус притупления и «пилоны» для подкрутки боевого блока [11]. http://www.bulgari-istoria-2010.com/booksBG/R_29_RM_SKIF.pdf

milstar: http://www.navy.mil/navydata/technology/uuvmp.pdf

milstar: https://www.netl.doe.gov/file%20library/events/2008/seca/presentations/9_Alan_Burke_UnderSeaVehicle.pdf

milstar: Для связи с подводными лодками в ВМФ РФ (СССР) используется самолёт-ретранслятор Ту-142МР «Орёл» (по классификации НАТО — «Bear-J»). В нижней части фюзеляжа установлен барабан с выпускной буксируемой тросовой антенной длиной 8,6 км и приёмопередатчик СДВ-диапазона большой мощности — станция Р-826ПЛ «Фрегат». Кроме этого, на самолёте установлен комплекс коротковолновых станций для тропосферной связи — «БКСР-А» и дополнительное оборудование для кодирования и автоматизации радиосвязи, под управлением БЦВМ «Орбита-20». В составе экипажа два лётчика, штурман, бортинженер, кормовой стрелок, радист и три оператора (СДВ, ТЛГ и ПУР). Для защиты экипажа от электромагнитного излучения на всех иллюминаторах, за исключением трёх лобовых стёкол лётчиков, установлены металлические экранирующие сетки. Самолёт способен находиться в воздухе до 17 часов без дозаправки. Аналогичное оборудование установлено на воздушном командном пункте — самолёте Ил-80. В ВМС США для связи с ПЛ в СДВ диапазоне используется самолёт E-6 Mercury (созданный на базе пассажирского Боинга-707, используются буксируемые антенны длиной 7925 м (основная) и 1219 м (вспомогательная)). Собственно, этот самолёт не является чистым ретранслятором сигналов боевого управления для ПЛАРБ, а служит командным пунктом для управления стратегическими ядерными силами. В состав экипажа, помимо 5 человек, непосредственно управляющих машиной, ещё входит 17 операторов. Правительственный воздушный командный пункт E-4A (на базе Боинга-747) также имеет станцию СДВ и буксируемую трос-антенну длиной около 8 км.



полная версия страницы