Форум » Дискуссии » VMF (продолжение) » Ответить

VMF (продолжение)

milstar: 100 лет создателю современного ракетно-ядерного флота России Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков был своим на кораблях, в штабах и заводских цехах 2010-03-19 / Федор Иванович Новоселов - адмирал, заместитель главнокомандующего ВМФ по кораблестроению и вооружению (1986-1992). Вице-адмирал Сергей Горшков. 1950 г. Фото из книги «Черноморская эскадра» Недавно страна отметила 100-летие адмирала Флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова, славного сына Отечества, выдающегося флотоводца, который в течение 30 лет (1956–1985) находился на посту главнокомандующего ВМФ. Он являлся идеологом и организатором строительства флота, под его руководством был построен современный океанский ракетно-ядерный атомный флот, успешно освоивший просторы Мирового океана. Создание такого флота является величайшим подвигом советского народа, так как флот строит вся страна. ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА Большая часть моей службы – около 30 лет – прошла в системе заказов по созданию систем вооружения ВМФ, в том числе около 20 лет в центральном аппарате, из них 14 – начальником заказывающего управления по ракетно-артиллерийскому вооружению. Впервые я увидел Сергея Горшкова летом 1957 года при его посещении крейсера «Чкалов», а затем на собрании партийного актива Ленинградской ВМБ, обсуждавшего итоги октябрьского 1957 года Пленума ЦК КПСС. С докладом выступал главком ВМФ, большинство выступавших коммунистов одобряли решения пленума, освободившего Георгия Жукова от должности министра обороны. Немало было критики и в адрес Горшкова, в основном за подражание маршалу Жукову в наказании провинившихся офицеров. Тон и направленность критики задал адмирал Иван Байков, однокашник Сергея Горшкова по училищу. Я присутствовал на многих партийных собраниях военных и гражданских организаций, но такого накала критики и самокритики, накала страстей, как на этом активе, не встречал. Сергей Георгиевич весьма достойно выдержал критику, никаких реплик или оценок выступлений в заключительном слове он не сделал. Ответив на вопросы, сформулировал задачи по выполнению решений пленума. Это произвело впечатление на многих. В конце 60-х годов Сергей Горшков дважды посетил Красноярский машиностроительный завод, на котором проходило освоение производства БРПЛ Р-27 и конструкторская отработка первой межконтинентальной ракеты Р-29. Я, как районный инженер по руководству работой военных представительств на семи предприятиях Сибири, встречал и сопровождал главнокомандующего ВМФ. Он с большим вниманием и заинтересованностью вникал в работу завода, состояние с отработкой и качеством ракет и высказал заинтересованность флота в переводе завода на производство БРПЛ. В мае 1971 года я выступал от ВМФ на Всеармейском совещании руководителей представительств военной приемки (ВПВП) МО. В феврале 1972 года меня вызвали в столицу. Главнокомандующий ВМФ предложил мне должность начальника УРАВ как генерального заказчика по ракетному и артиллерийскому вооружению. В беседе он рассказал, из своего опыта 1955 года, о трудностях начала работы в столице, обратив мое внимание на необходимость установления нормальных отношений с министерствами, чьи предприятия работают по заказам УРАВ, с генеральными и главными конструкторами. В апреле 1972 года состоялось мое назначение на должность начальника УРАВ и началась служба в столице. Исходя из моего многолетнего опыта могу свидетельствовать, что во время нахождения в Москве Сергей Горшков львиную долю времени уделял вопросам строительства флота. При определении перспективы развития флота он всегда опирался на науку, прежде всего на работу ученых НИИ ВМФ и ВМА, знакомясь с ходом их исследований. При рассмотрении научных работ, он всегда ориентировал ученых на поиск нетрадиционных идей в создании систем вооружения и строительстве кораблей. Он был противником копирования зарубежных кораблей и вооружения, считая это путем отсталых, хотя изучению зарубежного опыта придавал немалое значение. Он настойчиво рекомендовал Институтам флота теснее взаимодействовать с учеными Академии наук СССР, подчеркивая, что флот на протяжении своей трехсотлетней истории всегда был тесно связан с Академией наук. Сергей Георгиевич всегда внимательно относился ко всему новому в фундаментальной науке. Он с большим уважением и вниманием относился к выдающимся ученым, которые внесли существенный вклад в строительство современного флота. В первую очередь следует назвать академика Анатолия Александрова, научная и практическая работа которого была тесно связана с флотом еще в довоенные годы. Он был инициатором и научным руководителем создания атомных энергетических установок и проектирования атомных подводных лодок. После избрания его в 1975 году президентом АН СССР Анатолий Петрович продолжил руководство Советом по гидрофизике, организуя исследования Мирового океана в интересах создания систем подводного кораблестроения и наблюдения. Сергей Горшков высоко ценил творческую деятельность генеральных и главных конструкторов кораблей и систем вооружения, избранных в состав АН СССР. Это академики Н.Н. Исанин, С.Н. Ковалев, В.Н. Челомей, В.П. Макеев, Н.А. Семихатов, П.Д. Грушин, Б.П. Жуков, Ю.Б. Харитон, Е.И. Забабахин, А.И. Савин, В.С. Семенихин, А.А. Туполев, С.В. Илюшин, Р.А. Беляков, Г.М. Бериев. Со всеми этими неординарными личностями, как и со многими другими, Горшков великолепно умел вести беседы и решать вопросы, и пользовался огромным авторитетом и уважением в их среде. Думаю, не ошибусь, если скажу, что Сергей Георгиевич был самым авторитетным и уважаемым среди ученых страны военачальником. С МОРЯ – НА ЗАВОД Важное значение в работе Сергей Горшков придавал общению с руководителями министерств ОПК, его многие годы связывали дружеские, деловые отношения с выдающимися руководителями оборонных отраслей промышленности: Б.Е. Бутома и М.В. Егоров (судостроение), Е.П. Славский (атомная ), С.А. Афанасьев (ракетно-космическая), С.А. Зверев и П.В. Финогенов (оборонная), В.В. Бахирев (боеприпасы и твердые топлива), В.Д. Калмыков и П.С. Плешаков (радиотехническая), Э.К. Первышин (средства связи). Встречи и совещания в столице, совместное посещение НИИ и КБ по вопросам кораблестроения и вооружения. Так, только по ракетным делам он с министрами побывал на Урале, Алтае, Таджикистане, в Харькове, Туле, Реутове, Люберцах, Химках и Дубне, не говоря уж о Москве, Ленинграде и центрах кораблестроения. Он с большим уважением и доверием относился к работе проектантов кораблей и конструкторам систем вооружения, всегда внимательно и заинтересованно слушал их выступления, сам активно участвовал в обсуждении, при этом чувствовалось глубокое знание им обсуждаемой проблемы, в том числе и технических вопросов. На заводах он проявлял большой интерес к новинкам технологии, организации производства и системе контроля качества. В этих посещениях предприятий Сергей Горшков проявлял интерес к вопросам развития предприятия, настроениям в коллективе. Он считал, что только благополучное предприятие может создавать высококачественную технику. Главное, что отличало Сергея Георгиевича, это его выступления, у него всегда было что сказать, при этом четко формулировал роль конкретного коллектива, где находился, в строительстве флота. Важным направлением привлечения внимания к проблемам флота являлись выставки-показы новых кораблей и систем вооружения, организованные по инициативе Сергея Горшкова на Северном или Черноморском флотах, с приглашением на них руководителей партии и правительства, министров, генеральных и главных конструкторов, директоров крупных заводов. После ознакомления с кораблями, самолетами, ракетами, торпедами и другими видами ВВТ, на выходе кораблей в море для участников выставки выполнялись боевые упражнения с пусками ракет и артиллерийскими и торпедными стрельбами. Многие участники этих мероприятий становились активными сторонниками создания мощного океанского флота. Участие конструкторов в выставках, на учениях и испытаниях новых систем вооружения позволяли им быстрее проходить процесс оморячивания, что имело принципиальное значение для правильного восприятия ими требований ТТЗ ВМФ и квалифицированно и осознанно их реализовывать при разработке ВВТ. Сергей Георгиевич постоянно интересовался ходом подготовки полигонов флота к испытаниям новых ракетных комплексов и других систем вооружения. Вспоминается посещение его вместе с секретарем ЦК КПСС Дмитрием Устиновым Северного полигона в начале 1976 году. Во время движения по технической территории полигона в районе поселка Нёнокса Устинов поинтересовался местом стартовой позиции для испытаний нового РК Д-9Р. Начальник полигона вице-адмирал Владимир Салов доложил, что сейчас подъезжаем к месту, выбранному по результатам рекогносцировки, и показал торчащую в снегу палку с металлической банкой на конце. Автобус остановился, и секретарь ЦК спросил: «Сергей Георгиевич, а вы успеете построить старт к началу испытаний?» «Вне всякого сомнения», – ответил главком и выразительно посмотрел на начальника Главного инженерного управления генерал-майора В.Е. Путята и на меня. Работы были выполнены в установленные сроки, и полигон обеспечил, как и во всех других случаях, испытания новых комплексов. ШКОЛА ЗАКАЗЧИКОВ Главной опорой главкома в строительстве флота были управления, объявленные в приказе министра обороны генеральными заказчиками по определенной номенклатуре ВВТ флота. Они несли всю полноту ответственности за жизненный цикл этой техники, начиная с задумки облика, создания, организации эксплуатации, снятия с вооружения и утилизации, и были основными организаторами по подготовке и реализации принятых решений по вопросам проектирования кораблей, созданию комплексов вооружения, подготовки полигонов флота к испытаниям и организации их проведения. Заказывающие управления (ЗУ) несли ответственность за техническую подготовку флотов к приему новых видов вооружения и организацию их эксплуатации, за специальную подготовку личного состава кораблей и частей. Для выполнения этих функций заказывающие управления имели в подчинении НИИ, полигоны, военные представительства на предприятиях промышленности, арсеналы и базы хранения вооружения, ремонтные заводы. В специальном отношении им подчинялись соответствующие управления флотов, флагманские специалисты и боевые части (службы) кораблей. Итоговыми оценками деятельности заказывающих управлений являлись создание новых систем вооружения в установленные сроки и высокого качества и успешность выполнения боевых упражнений кораблями флотов. Поэтому Сергей Георгиевич уделял пристальное внимание работе этих управлений, а их руководители были наиболее частыми посетителями его кабинета с докладами. Становлению и укреплению авторитета начальника заказывающего управления имело их обязательное присутствие на встрече ГК ВМФ с генеральными и главными конструкторами, директорами предприятий и руководителями министерств, при этом он всегда спрашивал мнение присутствующего начальника ЗУ по обсуждаемому вопросу и, как правило, поддерживал его. Такая система общения с начальниками заказывающих управлений позволяла главкому быть постоянно в курсе дел по созданию и ходу испытаний систем ВВТ и строительству кораблей, а для подчиненных была великолепным примером и школой решения различных вопросов. Важной школой воспитания и обучения для начальников ЗУ было присутствие и участие в обсуждении вопросов на заседаниях Военного совета ВМФ. Присутствуя на многих заседаниях Военного совета, на некоторых из них я выступал с докладами или в прениях, а при обсуждении итогов зимнего и летнего периода обучения обязательно докладывал о результатах ракетно-артиллерийской подготовки за ВМФ в целом. Это были отличная школа государственного подхода к обсуждаемым вопросам, пример сочетания жесткого спроса за недостатки и упущения с уважением к человеку и четкие указания по дальнейшей работе. Сергей Георгиевич всегда внимательно слушал доклады и выступления, делал замечания или задавал вопросы, но я не помню, чтобы это кого-нибудь обижало. Если кому и доставалось, то за дело. Вспоминаю, как в январе 1976 года я докладывал на заседании Военного совета о неудовлетворительных результатах ракетных пусков в 1975 году и мерах, принимаемых управлением. Главком одобрил предлагаемые меры, но дал весьма жесткую оценку моей деятельности: «Вы не твердо держите в руках порученное дело. Начальник УРАВ отвечает и за качество, и за надежность вооружения, и за обучение личного состава ракетно-артиллерийских боевых частей кораблей, и за организацию стрельб. Требую наводить в службе порядок быстрее и жесткой рукой. Пока мы этого не видим и публично вас предупреждаем. Спрос будет строгим». Такая оценка не могла быть приятной, тем более что управление и вся ракетно-артиллерийская служба работали с большим напряжением. Десятки КБ и НИИ промышленности работали по созданию новых комплексов РАВ. На четырех полигонах и кораблях под руководством государственных комиссий проводились испытания новых и модернизированных комплексов, количество которых иногда доходило одновременно до десяти. На флотах шло освоение новых видов вооружения, в ходе боевой подготовки проводились пуски ракет, число которых иногда доходило до 400 в год, по результатам которых, в определяющей степени, оценивался уровень боевой и политической подготовки большинства кораблей и частей флотов. Офицеры управления принимали непосредственное участие во всех этих процессах. В поездках на флоты офицеры управления оказывали помощь специалистам по подготовке к учениям и сложным стрельбам, проведении и оценке их результатов. Строгую оценку, данную главнокомандующим на Военном совете, в управлении восприняли как должное и как руководство к действию. Управлением, вместе со специалистами РАВ и командованием флотов, были приняты необходимые меры. В последующие 10 лет серьезных провалов в ракетно-артиллерийской подготовке на флотах не было, хотя недостатки и замечания были всегда. Главный конструктор Валентин Мутихин, Сергей Горшков, командир РКР «Слава» Вадим Москаленко. Фото из архива «НВО» ПОД РАКЕТНЫМ ОБСТРЕЛОМ Особое значение имели плановые поездки главнокомандующего на флоты, как правило, два раза в год на Северный и Тихоокеанский и по одному – на Балтийский и Черноморский. Во всех этих поездках участвовали начальники заказывающих управлений. Присутствуя на заслушиваниях командования флота (флотилии), мы получали информацию из первых уст о состоянии дел на флоте и нерешенных вопросах. Мы видели и учились, как правильно надо ставить и решать вопросы по обеспечению боевой готовности сил и средств флота, обустройству гарнизонов и пунктов базирования, поддержанию высокого уровня организации службы и воинской дисциплины. Особое внимание главком обращал на поддержание установленных норм содержания кораблей в постоянной готовности, материальной основой которой является техническая готовность кораблей и систем вооружения, обеспечение флота нормативными запасами ракет, других боеприпасов и материально-технических средств, за которые отвечали центральные управления наравне с командованием флотов. После заслушивания командования флота начальники заказывающих управлений работали в специальных управлениях, на кораблях и частях. Главными вопросами для них были оценка работы по освоению новых кораблей и комплексов вооружения, проверка технической готовности кораблей, состояние системы хранения оружия на базах и вопросы пожаро- и взрывобезопасности на кораблях и базах. Такая практика позволяла ЗУ, отвечающим за весь жизненный цикл вооружения, учитывать флотский опыт в разработке новых систем вооружения. Результаты своей работы начальники управлений докладывали в штаб и учитывали при подведении итогов. По важным и срочным вопросам начальники управлений докладывали лично главкому. Боевые упражнения в море выполнялись в условиях, приближенных к боевым. Корабли находились в боевых порядках (ордерах), обеспечивая все виды обороны, оружие кораблей в готовности к боевому использованию. Пуски БР проводились по команде с ЦКП ВМФ при нахождения ПЛАРБ в условиях боевого патрулирования. Пуски противокорабельных ракет проводились в условиях разведывательно-ударного комплекса, с использованием данных о целях-мишенях от космической или авиационной разведывательных систем. Наиболее сложной была организация отработки ПРО-ПВО соединения кораблей, при которой налет осуществляли противокорабельные крылатые ракеты, доработанные в ракеты-мишени (РМ), запускаемые с ракетных катеров и подводных лодок в штатном режиме. При подготовке РМ на них отключался контур управления от головки самонаведения, вместо боевой части устанавливали весовой имитатор. В целях соблюдения мер безопасности РМ наводились из расчета прохождения их траектории с некоторым упреждением относительно ордера. При угрозе нападения с воздуха корабли соединения переводились в режим полной боевой готовности, боевое распоряжение по отражению воздушных целей с использованием зенитных огневых средств выдавалось только тем кораблям, которые проверялись. Другие корабли ордера должны были использовать свои огневые средства только по РМ, идущей непосредственно на «свой» корабль. Это положение было записано в руководящих документах, что обеспечивало безопасность всех кораблей при отражении воздушного налета. В ходе выполнения боевых упражнений оценивались уровень подготовки личного состава и надежность работы материальной части кораблей. В случаях неуспешных пусков ракет, других недостатков на учении Горшков никогда не проявлял элементов нервозности, давал четкие указания о проведении после учения расследования причин. Летом 1974 года во время оперативных сборов командного состава флотов и центральных управлений под руководством главкома на Северном флоте эскадра надводных кораблей в море должна была отразить удар ракет. Все участники сборов находились на крейсере «Мурманск». Погода была благоприятная, светило солнце, море спокойное. Ракетный удар наносила бригада ракетных катеров, запуская три РМ П-15 с дальности около 40 км. В назначенное время катера пустили РМ, подход которых к эскадре на высоте 200–300 м и темпом 7–10 секунд был хорошо виден визуально. Но произошло невероятное – ни один корабль эскадры не обстрелял РМ из-за того, что РМ не были обнаружены, о чем и доложил командир эскадры. Не знаю, какой разговор состоялся у главкома с командующим Северным флотом, но вскоре я, как главный ракетчик и начальник УРАВ ВМФ, был вызван во флагманскую рубку, где находился нахмуренный и суровый СГ (как мы его называли между собой) в одиночестве. Видно было, что он тяжело переживал произошедшее, и я не ожидал для себя ничего хорошего. Но главком, сдерживаясь, довольно спокойно сказал: «Да-а. Такого еще не бывало у нас. Вызовите специалистов, кого необходимо, останьтесь на флоте после сборов и разберитесь в причинах случившегося досконально. И примите меры». Я был удивлен его выдержкой и еще раз убедился в силе характера. Еще один случай, показывающий выдержку и спокойствие Сергея Георгиевича в сложной ситуации. На одном из учений Северного флота корабли эскадры отражали удар РМ, запущенных с АПЛ и РКАБ. Штаб руководства находился на тяжелом атомном ракетном крейсере «Киров» и получал донесения о поражении двух РМ на основе ракеты П-6. И вдруг из-за низких облаков вылетает горящая РМ П-6 (ее подбил стреляющий корабль) и падает впереди примерно в 200 метрах по курсу крейсера. Многие из нас, находящихся на ходовом мостике, так и ахнули, а главком взглянул в нашу сторону и спокойно сказал: «Не паникуйте!» И поручил мне разобраться, почему зенитчики не обстреляли эту РМ, практически идущую на крейсер. Все было сказано весомо и спокойно. После разбора этого случая с командирами кораблей и соединений на Северном флоте была дана информация на другие флоты вместе с дополнительными указаниями о том, что каждый корабль в ордере должен быть в готовности и поразить воздушную цель, идущую на корабль. К сожалению, невыполнение этих требований привело в аналогичной ситуации к гибели МРК «Муссон» на Тихоокеанском флоте в 1987 году, когда в него попала подбитая РМ-15 и он затонул. Приведу еще один пример, характеризующий Сергея Георгиевича. На учении по высадке десанта на ЧФ один из катеров на воздушной подушке не мог с ходу выйти на побережье и сделал это только на третьем заходе. Командование флота и все, кто находился на смотровой трибуне, волновались и переживали за неудачу и возможные неприятности для командира катера. Главком спокойно направился к катеру, и все, находящиеся на трибуне, последовали за ним. Мы видели бледное лицо командира катера, когда он докладывал главкому. Сергей Георгиевич спокойно выслушал доклад, поздоровался с командиром за руку и начал разговор о боевых и мореходных качествах корабля, какие недостатки он имеет. Командир, старший лейтенант, в начале беседы волновался, что вполне естественно, он впервые разговаривал с военачальником такого высокого ранга да еще в столь сложной ситуации, а затем успокоился и уверенно отвечал на все вопросы. Горшков поблагодарил его и пожелал успехов в службе. Надо было видеть просиявшее лицо командира катера и с какой лихостью он приподнял свой катер, развернул его на месте и ушел в море. Думаю, что для этого офицера беседа с главкомом будет памятной на всю жизнь, а для присутствующих – поучительным примером отношения адмирала к молодому офицеру. Последний мой разговор с Сергеем Георгиевичем состоялся по телефону в канун Дня Победы 1988 года, а вскоре его не стало. Это была огромная потеря для флота, для страны.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

milstar: Длина 1893 мм, диаметр миделя 1300 мм, масса 736 кг. Заряд термоядерный мегатонного класса. Корпус имеет многослойную конструкцию, предусматривающую силовую оболочку и теплозащиту. Наконечник корпуса выполнен из радиопрозрачного материала. ---------------------- Разработка и испытания проводились в 1960-х гг. http://vniitf.ru/ob-institute/muzej-yao/108-2009-04-23-05-14-16

milstar: Энергия Солнца на Землю поступает только одна двухмиллиардная доля этой энергии, но она составляет около 2,5*10^18 кал./мин. Поток энергии, посылаемый Солнцем к Земле, превышает 20 млн ЭДж в год. Из-за шарообразности Земли к границе атмосферы подходит только четверть этого потока. Из нее около 70% отражается, поглощается атмосферой, излучается в виде длинноволнового инфракрасного излучения. Падающая на поверхность Земли солнечная радиация составляет 1,54 млн ЭДж в год. 10^18 Дж эксаджоуль ЭДж EJ ---------------------------------------------- 1,54 млн ЭДж в год = 1.54 * 10^6 * 10^18= 1.54*10^24 джоуль ############################################### =15400 *10^20 15400/(365*24) =1.758 *10^20 энергия солнца падающая за час на Землю 1.758 *10^20 больше чем суммарный ядерный запас в период пика 10^20 джоуль ( 25 000 мегатонн) ################### 10^18 Дж = 250 мегатонн =взрыв вулкана кракатау ####################### 10^20 Дж = 25 000 мегатонн (больше чем суммарный запас ядерного оружия в период пика 1985) ###################################################################### Джоуль равен работе, совершаемой при перемещении точки приложения силы, равной одному ньютону, на расстояние одного метра в направлении действия силы[1]. Таким образом, 1 Дж = 1 Н·м=1 кг·м²/с². В электричестве джоуль означает работу, которую совершают силы электрического поля за 1 секунду при напряжении в 1 вольт для поддержания силы тока в 1 ампер

milstar: МОСКВА, 26 апр — РИА Новости. Китайские ВМС получат второй авианосец. Корабль Type 001A стал первым судном подобного типа, полностью построенным своими силами. Первый китайский авианосец собственного производства. 26 апреля 2017 года © REUTERS / Xinhua/Li Gang Эксперт о новом китайском авианосце: это модернизированный советский проект "Второй китайский авианосец утром 26 апреля был спущен на воду в порту Далянь", —сообщает агентство Синьхуа. На торжественной церемонии присутствовал заместитель председателя Центрального военного совета Фань Чанлун. После того, как была перерезана лента, о борт авианосца разбили традиционную бутылку шампанского. Изначально китайские военные планировали спустить авианосец на воду 23 апреля — в день основания национальных военно-морских сил. Однако позднее церемонию перенесли на несколько дней. Что представляет собой Type 001A Строительство первого китайского авианосца собственного производства началось в ноябре 2013 года. Сборкой корабля занималась Dalian Shipbuilding Industry Company. Авианосец ВМС США Harry Truman. Архивное фото © Фото : Ministry of defence США ищут способы завоевать лидерство в Мировом океане Длина нового авианосца составляет 315 метров, а ширина — 75 метров. Корабль способен двигаться со скоростью в 31 морской узел (более 57 километров в час). По данным китайских СМИ, на борту Type 001A могут базироваться 36 истребителей "Цзянь-15" (J-15). До Type 001A на вооружении ВМС Китая состоял всего один авианосец — "Ляонин". Однако он был построен на базе советского крейсера "Варяг", который Пекин выкупил у Украины в 1998 году. В состав флота "Ляонин" вошел в сентябре 2012 года, а в ноябре того же года было объявлено об успешных испытаниях по посадке истребителя J-15 на палубу авианосца. "В отличие от перестроенного советского "Варяга" — нынешнего авианосца "Ляонин" — это будет полностью боевой корабль. А тот китайцы используют больше как учебный. Плюс к этому оборудование на новом, боевом авианосце у китайцев уже большей частью будет свое", — заявил Колотов в эфире радио Sputnik. По словам эксперта, в последние годы Китай значительно модернизировал свой военно-промышленный комплекс, в основе которого ранее стояли советские разработки. К 2021 году Пекин планирует построить еще один собственный авианосец. Колотов отметил, что полностью уйти от советского наследия при постройке Type 001A китайцы пока не смогли — корабль построен по тому же проекту, что и российский "Адмирал Кузнецов". "Китайский авианосец немножко модернизирован, китайцы утверждают, что исправили часть недоработок. Это понятно, проект был создан в 80-е годы прошлого века, сейчас время ушло, меняются технологии, и речь должна идти о глубокой модернизации проекта. И китайцы, конечно, на этой базе пытаются создать что-то свое. Тем более что китайская промышленность, в том числе электронная и военная уже позволяет ставить и выполнять такие амбициозные задачи", — подчеркнул Владимир Колотов. https://ria.ru/world/20170426/1493131672.html


milstar: http://www.vigstar.ru/images/publish/vmf.pdf спутниковой связи (ССС) типа "ЦентаврНМ", обеспечивают надеж ную и качественную высокоскорост ную дуплексную открытую и закрытую телефонную и телеграфную связь, ви деоконференцсвязь, передачу данных в направлениях "корабль  берег" ("берег  корабль"), "берег  берег" или "корабль  корабль". Схема организации связи через космический аппарат с использова нием семейства станций спутнико вой связи типа "ЦентаврНМ" показа на на рис. 1. Малогабаритная корабельная стан ция "ЦентаврНМ1" предназначена для размещения на надводных кораблях и вспомогательных судах. Основные тактикотехнические ха рактеристики станции: Общий вид антенной системы (ан тенного поста) в защитном устройстве и аппаратного модуля (аппаратной стой ки) малогабаритной корабельной стан ции "ЦентаврНМ1" показан на рис. 2. Береговая станция "ЦентаврНМ2" предназначена для размещения на бе реговых объектах и может изготавли ваться в двух конструктивных вариан тах: стационарном и мобильном пере возимом. Основные тактикотехнические ха рактеристики станции: количество направлений связи ("корабльберег" или "кораблькорабль") 1 количество каналов связи, не более 7 скорость передачи информации, не более 4,8...512 кбит/с диаметр антенны 1,2 м

milstar: https://www.youtube.com/watch?v=nQ_T9KHI5dA China's first domestically made aircraft carrier launched in Liaoning

milstar: 0 27 апреля, 2017 Минобороны: ПРО США может сбивать российские ракеты на 150-й секунде полета МОСКВА, 26 апр — РИА Новости. Противоракетная система США может сбивать российские межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) на 150-й секунде полёта, сообщил в среду начальник Центрального научно-исследовательского института Войск воздушно-космической обороны Минобороны России Сергей Ягольников. Министерство обороны РФ 26-27 апреля проводит VI Московскую конференцию по международной безопасности MCIS-2017; в ней участвуют главы и эксперты военных ведомств, руководители международных организаций, представители неправительственных учреждений и академических кругов. «Период подготовки применения ПРО обеспечивает достаточный баланс времени для обстрела российских межконтинентальных баллистических ракет на восходящем активном участке траектории их полёта. Получаются цифры такие. При использовании внешнего целеуказания от космического аппарата пуск противоракет возможен уже на 85-й секунде после старта МБР. 20 секунд — это обнаружение старта. 20 секунд — время доведения команд боевого управления. 45 секунд — время предстартовый подготовки противоракеты с учётом координат встречи. Таким образом, на 150-й секунде возможность поражения МБР уже реально имеется по временному балансу», — сказал Ягольников в ходе конференции. Он отметил, что ряд американских учёных подтверждают эти расчеты российских военных специалистов.

milstar: Герберт Ефремов: в США не создано ни одного гиперзвукового аппарата 14:35 11.01.2017 в рубрике Наука и технологии Мария Петрова 3260 41 2 Герберт Ефремов: в США не создано ни одного гиперзвукового аппарата Почетный генеральный директор и почетный генеральный конструктор ОАО «ВПК НПО машиностроения», профессор МГТУ имени Баумана — о создании и развитии гиперзвуковых летательных аппаратов Создание и разработка боевых гиперзвуковых летательных аппаратов — это один из самых больших секретов не только в России, но и в США, Китае и других странах мира. Сведения о них относятся к категории «совершенно секретно» — top secret. В эксклюзивном интервью «Известиям» легендарный конструктор ракетной и космической техники Герберт Ефремов, посвятивший более 30 лет созданию гиперзвуковой техники, рассказал, что такое гиперзвуковые аппараты и с какими сложностями приходится сталкиваться при их разработке. — Герберт Александрович, сейчас много говорят о создании гиперзвуковых летательных аппаратов, но большая часть информации о них закрыта для широкой общественности... — Начнем с того, что изделия, развивающие гиперзвуковую скорость, созданы уже давно. К примеру, это обычные головки межконтинентальных баллистических ракет. Входя в атмосферу Земли, они развивают гиперзвуковую скорость. Но они неуправляемые и летят по определенной траектории. И их перехваты средствами противоракетной обороны (ПРО) продемонстрированы не раз. Еще как пример я приведу нашу стратегическую крылатую ракету «Метеорит», которая когда-то летела с сумасшедшей скоростью 3 Маха — около 1000 м/с. Буквально на грани гиперзвука (гиперзвуковые скорости начинаются с 4,5 Маха. — «Известия»). Но главная задача современных гиперзвуковых летательных аппаратов (ГЗЛА) не просто быстро прилететь куда-то, а выполнить боевую задачу с высокой эффективностью в условиях сильного противодействия противника. Например, у американцев одних эсминцев типа «Арли Берк» с противоракетами 65 штук в море. А еще есть 22 противоракетных крейсера типа «Тикондерога», 11 авианосцев — на каждом из которых базируется до сотни летательных аппаратов, способных создать практически непробиваемую систему противоракетной обороны. — Вы хотите сказать, что скорость сама по себе ничего не решает? — Грубо говоря, гиперзвуковая скорость — это 2 км/с. Чтобы преодолеть 30 км, надо лететь 15 секунд. На конечном же участке траектории, когда гиперзвуковой летательный аппарат приближается к объекту поражения, обязательно будут развернуты средства противоракетной и противовоздушной обороны противника, которые ГЗЛА обнаружат. А чтобы изготовиться современным системам ПВО и ПРО, если они развернуты на позициях, требуются считаные секунды. Поэтому для эффективного боевого применения ГЗЛА одной скоростью не обойдешься никак, если ты не обеспечил радиоэлектронную незаметность и непоражаемость для систем ПВО/ПРО на конечном участке полета. Здесь будет играть роль и скорость, и возможности радиотехнической защиты аппарата собственными станциями радиотехнических помех. Всё в комплексе. — Вы говорите, что должна быть не только скорость — изделие должно быть управляемым, чтобы достигнуть цели. Расскажите о возможности управления аппаратом в гиперзвуковом потоке. — Все гиперзвуковые аппараты летят в плазме. И боевые ядерные головки летят в плазме, и всё, что вышло за скорости 4 Маха, тем более 6. Вокруг образуется ионизированное облако, а не просто поток с завихрениями: молекулы разбиты еще на заряженные частицы. Ионизация влияет на связь, на прохождение радиоволн. Нужно, чтобы системы управления и навигации ГЗЛА на этих скоростях полета пробивали эту плазму. На «Метеорите» мы должны были обязательно видеть земную поверхность радиолокатором. Навигацию обеспечивали сравнением локационных картинок с борта ракеты с заложенным в систему видеоэталоном. Иначе было невозможно. «Калибры» и прочие крылатые ракеты могут летать так: радиовысотомером сделал разведку рельефа местности — тут горка, тут река, тут долина. Но это возможно, когда летишь на высоте сотни метров. А когда поднимаешься на высоту 25 км, там никаких пригорков радиовысотомером не различишь. Поэтому мы находили на местности определенные участки, сравнивали с тем, что записано в видеоэталоне, и определяли смещение ракеты влево или вправо, вперед, назад и на сколько. — Во многих учебниках для «чайников» гиперзвуковой полет в атмосфере сравнивается со скольжением по наждачной бумаге из-за очень высокого сопротивления. Насколько верно такое утверждение? — Немного неточно. На гиперзвуке начинаются всякие турбулентные обтекания, завихрения и тряска аппарата. Меняются режимы теплонапряженности в зависимости от того, ламинарный (гладкий) поток на поверхности или со срывами. Трудностей очень много. Например, резко нарастает тепловая нагрузка. Если ты летишь со скоростью 3 Маха, у тебя нагрев обшивки ГЗЛА где-то 150 градусов в атмосфере в зависимости от высоты. Чем выше высота полета, тем меньше нагрев. Но при этом если ты летишь со скоростью в два раза выше, нагрев будет гораздо больший. Поэтому нужно применять новые материалы. — А что можно привести в качестве примера таких материалов? — Различные углеродные материалы. На ядерных боеголовках, которые стоят на межконтинентальных «сотках» (баллистические ракеты УР-100 разработки НПО машиностроения), применяются даже стеклопластики. При гиперзвуке температура — многие тысячи градусов. А сталь держит всего 1200 градусов Цельсия. Это же крохи. Гиперзвуковые температуры уносят так называемый «жертвенный слой» (слой покрытия, который расходуется во время полета летательного аппарата. — «Известия»). Поэтому оболочка ядерных боеголовок рассчитана так, что большая ее часть будет «съедена» гиперзвуком, а внутренняя начинка сохранится. Но у ГЗЛА не может быть «жертвенного слоя». Если ты летишь на управляемом изделии, то должен сохранить аэродинамическую форму. Нельзя «затуплять» изделие, чтобы у него обгорали носок и кромки крыльев, и т.д. Это, кстати, было сделано на американских «Шаттлах», и на нашем «Буране». Там в качестве теплозащиты использовались графитовые материалы. — Правильно ли пишут в научно-популярной литературе, что именно у гиперзвукового атмосферного аппарата конструкция должна быть как единое монолитное твердое тело? — Не обязательно. Они могут состоять из отсеков и разных элементов. — То есть возможна классическая схема строения ракеты? — Конечно. Подбирай материалы, заказывай новые разработки, если надо, проверяй, отрабатывай на стендах, в полете, поправляй, если что-то получилось не так. Это еще и нужно уметь замерить сотнями телеметрических датчиков невероятной сложности. — Какой двигатель лучше — твердотопливный или жидкостный для гиперзвукового аппарата? — Твердотопливный здесь вообще не годится, потому что он может разогнать, но лететь долго с ним невозможно. Такие двигатели у баллистических ракет типа «Булава», «Тополь». В случае с ГЗЛА это неприемлемо. На нашей ракете «Яхонт» (противокорабельная крылатая ракета, входит в состав комплекса «Бастион». — «Известия») твердотопливный только стартовый ускоритель. Дальше она летит на жидкостном прямоточном воздушно-реактивном двигателе. Есть попытки сделать прямоточный двигатель с внутренним содержанием твердого топлива, которое размазано по камере сгорания. Но его тоже не хватит на большие дальности. Для жидкого топлива можно сделать бак меньше, любой формы. Один из «Метеоритов» летал с баками в крыльях. Он был испытан, потому что мы должны были добиться дальности 4–4,5 тыс. км. И летел он на воздушно-реактивном двигателе, работавшем на жидком топливе. — А в чем отличие воздушно-реактивного двигателя от жидкостного реактивного двигателя? — Жидкостный реактивный двигатель содержит окислитель и горючее в разных баках, которые смешиваются в камере сгорания. Воздушно-реактивный двигатель питается одним горючим: керосином, децилином или бицилином. Окислитель — набегающий кислород воздуха. Бицилин (топливо, получаемое из вакуумного газойля с применением гидрогенизационных процессов. — «Известия») как раз и был разработан по нашему заказу для «Метеорита». Это жидкое горючее имеет очень большую плотность, позволяющую делать бак меньшего объема. — Известны фотографии гиперзвуковых летательных аппаратов именно с реактивным двигателем. Они все имеют интересную форму: не обтекаемую, а достаточно угловатую и квадратную. Почему? — Вы, наверное, говорите о Х-90, или, как ее называют на Западе, AS-X-21 Koala (первый советский экпериментальный ГЗЛА. — «Известия»). Ну да, это неуклюжий медведь. Впереди стоят так называемые «доски», «клинья» (элементы конструкции с острыми углами, выступами. — «Известия»). Всё для того, чтобы поток воздуха, попадающий в двигатель, сделать приемлемым для сгорания и нормального горения топлива. Для этого мы создаем так называемые скачки уплотнения (резкое повышение давления, плотности, температуры газа и уменьшение его скорости при встрече сверхзвукового потока с каким-либо препятствием. — «Известия»). Скачки образуются как раз на «досках» и «клиньях» — тех элементах конструкции, которые гасят скорость воздуха. По пути к двигателю может быть второй скачок уплотнения, третий. Весь нюанс в том, что в камеру сгорания воздух не должен заходить с той же скоростью, с которой летит ГЗЛА. Ее надо обязательно снизить. И очень даже сильно. Желательно до дозвуковых значений, для которых всё отработано, проверено и испытано. Но это именно та задача, которую создатели ГЗЛА пытаются решить и не решили за 65 лет. Как только ты заскакиваешь за 4,5 Маха, в таком скоростном движении в двигатели очень быстро проскакивают воздушные частицы. А ты должен «свести» друг с другом распыленное топливо и окислитель — атмосферный кислород. Это взаимодействие должно быть с высокой полнотой сгорания топлива. Взаимодействие не должно срываться какими-то колебаниями, лишним дуновением внутри. Как это сделать, не придумал еще никто. — А возможно ли создать ГЗЛА для гражданских нужд, для перевозки пассажиров и грузов? — Возможно. На одном из парижских авиасалонов был показан самолет, разработанный французами совместно с англичанами. Турбореактивный двигатель поднимает его на высоту, а затем машина разгоняется примерно до 2 Махов. Затем открываются прямоточные воздушно-реактивные двигатели, которые выводят самолет на скорость 3,5 или 4 Маха. И дальше он летит на высоте километров 30 куда-нибудь из Нью-Йорка в Японию. Перед посадкой включается обратный режим: машина снижается, переходит на ТРД, как обычный самолет, входит в атмосферу и садится. В качестве топлива рассматривается водород, как наиболее калорийное вещество. — В настоящее время наиболее активно разработку гиперзвуковых летательных аппаратов ведут Россия и США. Можете ли вы оценить успехи наших оппонентов? — Что касается оценок, могу сказать — пусть ребята работают. За 65 лет ничего у них толком так и не сделано. На скоростях от 4,5 до 6 Махов нет ни одного реально сделанного ГЗЛА. https://newsland.com/user/4297864056/content/gerbert-efremov-v-ssha-ne-sozdano-ni-odnogo-giperzvukovogo-apparata/5635188

milstar: Если по габаритам ракет концепция "три вместо одной" представляется вполне жизнеспособной, то по суммарной массе боезапаса дела обстоят несколько хуже - 72 ПКР "Оникса" весят почти на 50 тонн больше 24 ракет "Гранита" (при расчёте неизвестная масса ТПС ПКР 3М45 была пересчитана по аналогии с 3М55). На первый взгляд, 50 лишних тонн для корабля с надводным водоизмещением 14 700 т [1] (больше "Москвы"!) не являются слишком большой проблемой (каких-то 0,3%). Однако, весовую дисциплину никто не отменял (особенно в отношении.подводного крейсера), поэтому желательно оставаться в пределах проектной нагрузки масс. Вопрос снимается сам собой при совершенно логичной "переклассификации" АПКР из противокорабельного (противоавианосного) в многоцелевой с включением в его боезапас уже упоминавшихся КР комплекса "Калибр", точнее - стратегических КР с дальностью пуска 2600 км [9]. По причине особой закрытости темы, придётся воспользоваться ТТХ экспортного варианта ракеты - 3М14Э (комплекс Club), дальность которого ограничена международными соглашениями (300 км): стартовая масса 1770 кг; длина 6,2 м; диаметр 0,533 м (торпедный стандарт) [10]; длина и диаметр ТПС (по аналогии с ПКР 3М54Э1/3М54ТЭ1) - 8,92 и 0,645 м [11]. Таким образом, ни по своей собственной массе, ни по габаритам ТПС ракета 3М14 не превосходит ПКР комплекса "Оникс". Можно предложить несколько вариантов комплектации ракетного боезапаса, которые не приведут ни к перегрузке корабля, ни к изменению его центровки ("Оникс"/"Калибр", в скобках - изменение нагрузки в тоннах): 1) поровну (как на схеме внизу) - 36/36 (-6,5); 2) минимум ПКР - 12/60 (-45); 3) минимум ПКР для гарантированного прорыва ПВО АУГ (по расчётам советских военных теоретиков [12-164]) - 24/48 (-26); только ПКР (по три ракеты в 8 ПУ и по две в 16) - 56/0 (-11); только стратегические КР - 0/72 (-64). http://navy-korabel.livejournal.com/38648.html

milstar: МОСКВА, 3 мая. /ТАСС/. США за счет своей системы ПРО способны нанести по России внезапный ядерный удар, заявил на прошедшей в конце апреля VI Московской конференции по международной безопасности заместитель начальника Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Виктор Познихир. Почему удар может стать для РФ внезапным рассказал ТАСС главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский. В докладе Познихир заявил, что "нахождение американских баз ПРО в Европе, кораблей ПРО в акваториях морей и океанов, приближенных к российской территории, создает мощный скрытый ударный компонент для возможного нанесения внезапного ракетно-ядерного удара по Российской Федерации". Можем не увидеть Как пояснил Мураховский, внезапность может быть обеспечена за счет того, что США высокоточным оружием уничтожат наземный компонент российской системы предупреждения о ракетном нападении. Эта система должна обнаруживать запуски межконтинентальных баллистических ракет во время ядерного удара. "Крылатые ракеты, которые могут быть смонтированы на объектах ПРО в Румынии и Польше, а также размещены на кораблях, будут иметь обычную часть. Ими будет наноситься удар, например, по объектам предупреждения о ракетном нападении России, также они ударят по объектам стратегических ядерных сил на территории европейской части России, по их системам боевого управления, по местам базирования. За этим первым неядерным ударом, который и "ослепит" нас, и позволит существенно снизить ответный потенциал, возможен массированный ядерный удар с территории США с целью обезоруживания России", - рассказал эксперт. Ударный потенциал крылатых ракет США в Европе и на кораблях именно "скрытый", добавил Мураховский, так как невозможно определить, какая именно ракета стоит в данный момент в установке ПРО США. "Речь идет об универсальных пусковых установках Mk-41. В них можно ставить кроме противоракет и крылатые ракеты типа "Томагавк". Что там именно стоит - российский Генштаб не будет знать", - отметил специалист. Тысяча "Томагавков" Познихир также отметил, что потенциально на кораблях ПРО США может быть развернуто более тысячи крылатых ракет "Томагавк", а патрулирование кораблей ПРО в акваториях Черного и Балтийского морей представляет угрозу для объектов в европейской части России. В начале апреля США в очередной раз показали крылатые ракеты в действии. Американские эсминцы нанесли удар 59 ракетами по сирийской авиабазе Шайрат. В итоге были уничтожены, по данным Минобороны РФ, шесть сирийских самолетов, а взлетно-посадочная полоса базы осталась целой. По мнению Мураховского, эта атака - "не самый умный ход с военной точки зрения", так как подобные ракеты должны "работать" по более важным целям. Они нужны для прорыва ПВО, нарушения управления и связи войск, нарушения боеспособности вооруженных сил противника. "Такие крылатые ракеты с большой дальностью работают по командным пунктам, узлам связи, РЛС систем предупреждения о ракетном нападении, ключевым объектам инфраструктуры, уничтожение которых позволяет вывести из строя транспортную систему страны (это, например, мосты через широкие водные преграды, железнодорожные узлы). Также целями для крылатых ракет являются ядерные и обычные электростанции, обеспечивающие энергией крупные объекты военной и гражданской промышленности, наземные средства космической связи и управления космическими группировками. Также это штабы вооруженных сил, оперативного и оперативно- стратегического уровня", - рассказал эксперт. "При целевом использовании тысяча ракет ("Томагавк" - прим. ТАСС) для России - серьезная угроза", - считает Мураховский. Специалист отметил, что применение "Томагавков" в Афганистане и Сирии - это больше способ отработать технологию и потренировать войска США. "Более характерно применение таких средств против Ирака в 2003 году. Там основными объектами как раз являлись более важные цели, чем укрытия для самолетов, и они входили в приведенный мной перечень. В Ираке, использовав около 700 ракет, американцы практически ликвидировали систему ПВО и разрушили единую систему связи и энергопитания страны. Иракская армия лишилась коммуникаций и средств ПВО, а затем подвергалась ударам обычной авиации", - сказал Мураховский. Что создаст Пентагон к 2020 году По данным Генштаба российских Вооруженных сил, Пентагон приступил к созданию перспективных ударных комплексов мгновенного глобального удара. Поступление в Вооруженные силы первых таких комплексов планируется в 2020 году. Речь идет о гиперзвуковых ударных аппаратах, отметил Мураховский. "Речь идет о том аппарате, который американцы испытывают, он уже выходил в ближний космос. Это гиперзвуковое ударное средство разгоняется обычным носителем в атмосфере, а затем в высоких слоях атмосферы и на границе с космосом этот аппарат на гиперзвуке способен преодолевать большие расстояния. Существующими средствами ПВО такие изделия не перехватываются", - рассказал эксперт. Он указал, что для перехвата таких аппаратов требуется противоракета с сопоставимой энергетикой, она должна по меньшей мере развивать такую же скорость. "Существующие противоракеты для уничтожения МБР (межконтинентальная баллистическая ракета - прим. ТАСС), которые не маневрируя падают по баллистике, получаются огромными. Можно посмотреть на развернутые на Аляске ракеты американской системы GBI - их масса составляет порядка 13 тонн, а длина - более 12 метров. А гиперзвуковой аппарат, о разработке которого говорится, может еще и маневрировать как по высоте, так и по направлению, он летит не по баллистической траектории. Требуется еще более высокая энергетика на средствах перехвата, чтобы его остановить", - рассказал Мураховский, отметив, что ему подобные средства перехвата не известны. Что может противопоставить Россия Познихир в докладе на VI Московской международной конференции по безопасности не касался темы противодействия системе ПРО США. Он лишь отметил, что "Россия вынуждена принимать адекватные ответные меры, направленные на предотвращение нарушения существующего баланса сил в области стратегических вооружений и минимизацию возможного ущерба безопасности государства в результате дальнейшего наращивания возможностей ПРО США". Мураховский отметил, что "военным специалистам известно, что на такие объекты (системы ПРО - прим. ТАСС) США будут нацелены как обычные средства России, так и, возможно, ядерные". "Например, эти объекты находятся в зоне досягаемости российских крылатых ракет морского базирования, которые размещены на кораблях. И в зоне досягаемости оперативно- тактических ракетных комплексов типа "Искандер-М", - сообщил эксперт. Подробнее на ТАСС: http://tass.ru/armiya-i-opk/4229897

milstar: esminez zumwalt rassmotrenie instituta krilova http://hi-tech.media/122016.html

milstar: Глава ОСК в интервью ТАСС рассказал о планах строительства перспективных кораблей и судов, о предстоящем ремонте "Адмирала Кузнецова" и модернизации фрегатов проекта 22350 http://tass.ru/pmef-2017/articles/4307347 Военно-морской флот России выйдет на принципиально новый уровень развития с началом строительства эсминца "Лидер" и неатомных подлодок пятого поколения. О планах строительства перспективных кораблей и судов, о предстоящем ремонте авианосца "Адмирал Кузнецов" и модернизации фрегатов проекта 22350 в интервью ТАСС на полях Петербургского экономического форума рассказал президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов. — Алексей Львович, на прошлом форуме вы рассказывали, что ОСК предлагает три варианта воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) для неатомных подводных лодок. О каких технологических решениях идет речь? — Обеспечить необходимую автономность подводного аппарата можно несколькими способами. Вариант первый — это переход на новое поколение батарей увеличенной емкости. Вторая история — это хранящиеся на борту субмарины элементы, которые давали бы возможность генерировать электроэнергию непосредственно в море. На сегодняшний день мы остановились на береговом (стендовом) варианте. Наша следующая задача — поместить его в прототип отсека подлодки, чтобы дальше проводить все необходимые испытания в море в соответствии с требованиями заказчика. В этом году мы начинаем за свой счет финансировать изготовление морского стенда, который позволит нам проверить основные технические параметры и решения, уже испробованные на берегу. После этого посмотрим, какой из вариантов является оптимальным, и тогда уже предложим флоту конкретную реализацию. — Когда флоту планируется передать второй "Ясень"? ##################### — Подлодка спущена на воду и начинает испытания в этом году. Скорее всего, она будет проходить испытания еще одну навигацию, чтобы убедиться в работоспособности основных систем и эффективности установленного оборудования. — Будет ли заключен контракт на строительство четвертой по счету неатомной подлодки проекта "Лада"? — Мы провели ряд консультаций с Минобороны и все-таки нашли компромисс — с пониманием того, что мы переходим к строительству лодки поколения "4+", почти пять. Все работы, которые связаны с модернизацией ныне существующих проектов, разработкой каких-то новых элементов, как раз нацелены на абсолютно новые качества неатомных подводных лодок. Мы надеемся производить их на тех предприятиях, которые традиционно занимаются лодками такого образца. — Получат ли "Лады" первыми воздухонезависимую энергоустановку или ею обзаведутся уже подлодки пятого поколения? — Я думаю, что нам нужно очень аккуратно относиться к "вбрасыванию" новых инноваций в проекты, которые находятся на финишных стадиях разработки или строительства. Например, построив большую серию подлодок проекта 636 как для российского заказчика, так и для иностранного, мы, по сути, продемонстрировали, как можем оптимизировать производство за короткий срок. Ни одного срыва по сдаче этого серийного проекта у нас не было — несмотря на небольшие дополнения, которые приходили в рамках технического задания или в спецификации этого изделия. Если мы будем каждый раз что-то улучшать, дополнять, мы рискуем никогда не получить "длинную" серию и стабильный заказ. Нас справедливо критиковали за срыв сроков строительства нескольких заказов. Но, если посмотреть, все срывы касались, по сути, одного — головных заказов, в которых была очень высокая доля НИОКРов. ################################################ Есть золотое правило в концепции жизненного цикла изделия — на промышленное использование необходимо выходить только с теми технологиями, которые проверены временем. А если каждый раз будем пытаться делать какие-то новые дополнения к проектам, новые технические решения или новые изобретения, не проверенные временем, то рискуем просто-напросто их не реализовать. И это элементарный здравый смысл, по которому идет любая компания в мире. #################################################### — В какие сроки планируется создать подводный роботизированный комплекс для охраны морских районов континентального шельфа в Арктике? — Мы договорились со всеми организациями, с которыми прорабатываем подобные проекты, о том, чтобы перейти к строительству прототипов к 2019 году и провести соответствующие испытания. Речь идет о нескольких проектах, но подробно рассказать о них я не могу. — Как сейчас идет модернизация подводных лодок проекта 949А ("Антей")? ############################################### — Этот вопрос необходимо адресовать флоту. Я лишь хочу отметить здесь важную для нас вещь. Глубокая модернизация лодок, построенных более 35 лет назад, сопряжена с очень большим риском натолкнуться на необходимость огромного количества переделок. По сути, это перестройка подлодки наново в существующем корпусе. Часто стоимость таких ремонтных работ начинает "подтягиваться" до стоимости нового изделия. Мы сообщаем о том, целесообразно или нет заниматься таким ремонтом. Но именно флот принимает решение о том, что нужно сделать и в каком объеме. — Когда начнется ремонт авианосца "Адмирал Кузнецов" и сколько примерно он продлится? — В 2018 году, ориентировочно два года. Мы уже получили от Минобороны России техническое задание на ремонт, но я не могу комментировать его параметры. — Сколько средств на это выделено? — К сожалению, не могу раскрыть эти цифры. — Как проходят испытания фрегата "Адмирал Горшков"? — "Адмирал Горшков" вышел сейчас на финальную стадию государственных испытаний, и мы надеемся, что летом они будут закончены. — То есть заявленный ранее срок сдачи в июле сохраняется? — Это уже третий перенос сдачи этого фрегата по вине наших двух основных поставщиков. Мы надеемся, что все необходимые изменения наконец завершены. И как только увидим конечный результат, сможем уверенно сказать, что корабль готов. Он станет новейшим боевым кораблем только тогда, когда все его основные комплексы и системы будут находиться в работоспособном состоянии и будут соответствовать тому техническому заданию, которое было выдано первоначально. — Когда планируется спустить на воду третий корабль проекта 22350 —​ "Адмирал Головко"? — "Адмирал Головко" будет спущен на воду, скорее всего, в этом году. Поставка на него основных инструментов и агрегатов планируется начиная с середины будущего года. Тем самым мы надеемся, что сможем наверстать сдвинутые графики. — Известно, что три корабля проекта 22350 будут оборудоваться новыми главными энергетическими установками (ГЭУ) производства компании "Сатурн". А как вы оцениваете отечественные ГЭУ? ################## — У отечественных установок по сравнению с украинскими будет более высокий КПД и более высокие экономические и энергетические параметры. Мы надеемся, что они будут все-таки находиться в контролируемых параметрах себестоимости, которая с "Сатурном" согласована. ############################ Для нас важно, чтобы готовые изделия — газотурбинный агрегат и редукторная установка — были готовы для установки на фрегат с проведенным полным циклом испытаний. Мы всегда будем настаивать на том, чтобы все оборудование, которое ставится на новые корабли, было испытано перед тем, как оно на них устанавливается. — Вы неоднократно говорили, что ОСК планирует подать в суд на украинское предприятие "Зоря-машпроект" из-за непоставки оплаченных ГЭУ. Суд состоялся? — С учетом попрания всех возможных норм международного права украинской стороной, начиная от политических договоренностей и кончая экономическими, это, знаете ли, все равно что подать в суд на грозу, на изменившуюся погоду или ветер. На сегодняшний день президент России очень четко обозначил, что в стране создан центр морского газотурбиностроения, который и будет нашей основной опорной точкой для всех энергетических установок, которые мы будем использовать на своих кораблях. — Министр обороны РФ Сергей Шойгу говорил, что корабли проекта 22350 в перспективе составят основу нашего ВМФ. Учитывая эту концепцию, планируется ли как-то менять этот проект? ################## — Он действительно будет претерпевать серьезные изменения. Он будет больше, чем текущий проект 22350. Это будет более мощный корабль с точки зрения объема вооружения и его эффективности. — Какие-то НИОКРы уже ведутся на эту тему? — Разумеется. Но еще раз повторюсь, что мы не будем опять строить очередной испытательный стенд в виде головного корабля, чтобы потом долго мучиться с его сдачей. Здесь, я надеюсь, мы проведем достаточно скрупулезную подготовительную работу и уже после этого сможем двигаться в сторону создания конечного изделия под названием "фрегат следующего поколения". — Планируется ли увеличить водоизмещение или вооружение этих фрегатов? — Вооружение однозначно будет увеличено. Что касается водоизмещения, то с точки зрения размещения большего объема вооружения нам придется вносить изменения и в размеры этого фрегата, который, вероятно, станет больше. Но он, безусловно, не подрастет до уровня эсминцев. Это будет все равно "фрегатовское" водоизмещение. ######################################### — Означает ли развитие этого проекта, что мы в дальнейшем откажемся от строительства больших боевых кораблей, например эсминца, авианосца, ракетного крейсера? — Корабли старых проектов, может быть, слишком большого размера, и такое водоизмещение попросту не требуется, чтобы нести оружие аналогичной эффективности. Вспомните сирийскую кампанию, вспомните достаточно небольшие корабли 3–4-го ранга, которые, собственно, смогли показать свою эффективность. Совсем недавно были очередные стрельбы, и корвет проекта 20380 показал свою эффективность с точки зрения вооружения. С другой стороны, мы понимаем, что корабли океанской зоны нужны, и они будут строиться в Российской Федерации. В данном случае мы видим конкретные намерения, которые отражены в соответствующих мероприятиях программы вооружений по строительству кораблей такого класса. — Есть ли понимание, что будет с проектом эсминца "Лидер"? — Он будет продолжен, будет продолжено его проектирование, вероятно, с внесением соответствующих изменений, с учетом модернизации фрегата 22350 и появлением нового фрегата с более мощной системой вооружений. ##################### — А с универсальными десантными кораблями "Прибой"? — Они обязательно будут строиться, в программе (вооружений) они есть. Мы начали проработку и подготовку к этому. — Есть ли какая-то ясность по поводу строительства отечественных атомных авианосцев? — Все зависит от Министерства обороны. Будет соответствующий заказ — мы готовы приступить к его исполнению, для того чтобы сделать в минимально возможные сроки. ################ — Помощник президента по ВТС Владимир Кожин неоднократно предупреждал, что доходы от ГОЗ по завершении текущей госпрограммы вооружения упадут и предприятиям ВПК нужно в срочном порядке наращивать экспортные поставки и долю гражданского производства. Насколько сегодня у ОСК развито гражданское судостроение? — Гражданское судостроение занимает в выручке корпорации не более 12%. При этом если взять количество новых кораблей, то мы произвели больше гражданской продукции, чем военной. Перед нами стоит очень четкая задача — к 2030 году достичь паритета в военном и гражданском судостроении в выручке. Это говорит о том, что мы должны производить к 2030 году гражданской техники и техники по военно-техническому сотрудничеству на общую сумму более 200 миллиардов рублей. Это пока такая фантастическая цифра, потому что сегодня мы живем на объеме портфеля заказов в 60 миллиардов рублей. ############# — Гражданские суда каких проектов в перспективе могут завоевать российский рынок? — Все. Правда, российский рынок нам приходится завоевывать в текущих экономических реалиях. Но мы, по сути, предлагаем всю цепочку возможных размерений судов, за исключением, может быть, тех, для которых в ОСК нет построечных мест. Но если, например, отвлечься от экономической составляющей, даже сейчас можем построить суда длиной до 500 метров. Для этого есть возможности — хитрые технологии стыковки на воде. Точно так же, как мы строили вертолетоносец типа "Мистраль" на Балтийском заводе. Конечно, будет удобнее строить такого рода изделия, имея большой сухой док. Который планируется построить на заводе "Звезда". Мы продолжаем модернизацию наших верфей для того, чтобы получить универсальные построечные места, которые могут быть использованы как для военного кораблестроения, так и для гражданского. — Какие-то проблемы в гражданском судостроении сейчас есть? — Проблема только одна — мы должны быть оптимальны с точки зрения затрат. Все то, что происходит с военным заказом, нас, честно говоря, загоняет в состояние казенного предприятия. В то время как работа на гражданском рынке абсолютно рыночная. Сегодня главная задача импортозамещения — не просто получить похожие по параметрам изделия, а сделать их экономически такими же эффективными. И это, пожалуй, самый главный вызов на сегодняшний день. — Как вы оцениваете перспективу ОСК на рынке гражданских судов после 2020 года? — Достаточно уверенно, поскольку задел очень большой. Кто бы мог подумать, что на одной из верфей у нас будет в планах строительство 16 больших траулеров? И в этом смысле структурированная, понятная позиция государства и правительства позволила получить такой длинный заказ. Военная техника строится циклами, а на спадах заполняется гражданской продукцией. На сегодняшний день мы самодостаточны и у нас есть достаточно компетенций, чтобы строить гражданские суда различных классов. При этом должен заметить, что два предыдущих месяца работы вместе с Министерством обороны и Военно-морским флотом привели к тому, что мы в достаточной мере сбалансировали все основные параметры следующей госпрограммы вооружений, для того чтобы понимать, как мы исполним поручение президента по выходу на приоритет в гражданском судостроении. — Планируется ли наращивать экспортные поставки военных и гражданских судов? — Конечно. Сегодня мы работаем с иностранными заказчиками и видим всю сложность этого процесса. Сконцентрируемся в основном на ледоколах, судах снабжения, различных буровых плавающих установках, морской технике добычного, разведывательного или иного характера, рыболовецких судах, исследовательских судах и других сложных и насыщенных изделиях, которые к этой категории можно отнести. — Есть уже какой-то список таких стран? — Вы знаете, у нас даже есть сейчас потенциальный заказ из Японии, который мы планируем поставить на производство на одну из наших верфей. Это заказ ледокольного круизного судна, которое будет ходить по кругосветным маршрутам. — Что в ближайшей перспективе будет больше всего интересовать иностранных заказчиков? — Я думаю, что в первую очередь, конечно, наши компетенции в арктических технологиях — будь то ледоколы или суда снабжения. Кроме того, все то, что мы можем делать с точки зрения наших подводных технологий для гражданских нужд. Беседовали Алексей Песляк и Анна Юдина

milstar: Другая интересная разработка вообще не имеет аналогов в мире. Это автономный необитаемый подводный аппарат планерного типа «Морская тень». Образец экспериментальный. Разработан для проведения океанологических исследований и может использоваться как универсальный инструмент для сбора и обработки больших объемов информации в акватории Мирового океана, ее передачи в аналитический центр. Честь железного мундира «Морская тень» может автономно парить в воде до полугода. Уверен, что комплексное применение таких РТК поможет оперативно получать уникальную информацию в интересах гидрометеорологического обеспечения. Кроме того, разработка востребована для решения задач, связанных с применением высокоточного оружия надводными и подводными силами, авиацией ВМФ в дальней морской зоне. Подробнее: http://www.vpk-news.ru/articles/37108

milstar: Министерство обороны России намерено до 2025 года провести модернизацию для Тихоокеанского флота четырех атомных подлодок 949 проекта "Антей", вооружив их крылатыми ракетами "Калибр", заявил заместитель главы военного ведомства Юрий Борисов. "Предусмотрен ремонт с модернизацией многоцелевых атомных подводных лодок 949 проекта. Старые ракеты "Гранит" будут заменены на КРМБ "Калибр, которые хорошо показали себя, в том числе в сирийском конфликте", - сказал Борисов в ходе посещения Дальневосточного завода "Звезда". Кроме того, на лодке будет заменена часть общесудового оборудования и "по сути дела лодка в старом корпусе будет иметь новые качества". "Это используется в текущей и запланировано в следующей государственной программе вооружения. Сейчас ведется модернизация лодки "Иркутск", в 2021 году она будет выходить, обсуждаем сейчас планы модернизации еще трех лодок в рамках будущей госпрограммы вооружения на 2018 - 2025 годы", - уточнил замглавы военного ведомства.

milstar: Французская судостроительная компания DCNS Group выиграла контракт на строительство 12 подводных лодок для Австралии. Стоимость контракта составляет $39 млрд, также в конкурсе на строительство учавствовали Германия и Япония. По словам премьер-министра Малькольма Тернбулла, Франция предложила самые лучшие условия, которые подходят для удовлетворения потребностей Австралии. В частности, в проекте будут участвовать австралийские рабочие и использоваться австралийская сталь. Кроме DCNS Group на строительство подводных лодок также претендовали японские Mitsubishi Heavy Industries Ltd., Kawasaki Heavy Industries Ltd., а также ThyssenKrupp AG из Германии. Французские власти очень сильно постарались, чтобы получить этот контракт. Министр обороны Жан-Ив Ле Дриан потратил почти неделю на турене в Австралию в феврале, а президент страны Франсуа Олланд примет на обеде генерал-губернатора Австралии во вторник вечером. Оборонный сектор является одной из крупнейших отраслей промышленности Франции, обеспечивая около 165 тыс. рабочих мест, пишет Вести Экономика. Для Японии потеря контракта – весьма болезненный удар, так как в Токио надеялись за счет него поддержать слабеющую промышленность. Премьер-министр Синдзо Абэ также стремится к закреплению «особых» отношений с Австралией, поскольку Китая все активнее реализует свои военные амбиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Территориальные споры Выбор Франции в качестве подрядчика по строительству подводных лодок поможет избежать ухудшения отношений Австралии с Китаем. Пекин опасается усиления военной силы Японии, поэтому призвал Австралию не вмешиваться в территориальные споры в Южно-Китайском море. «Геополитические преимущества укрепления отношений с Японией не были достаточными, чтобы преодолеть любые коммерческие и технические преимущества сделки с Францией», — заявил аналитик Австралийского института стратегической политики Марк Томсон. Теперь Австралии придется найти способ сохранить конструктивные стратегические отношения с Японией. В Японии выразили «крайнее сожаление», что Австралия выбрала Францию. Представители Mitsubishi Heavy Industries назвали случившееся «позором», так как предложение Японии «не было полностью понято». В Германии сообщили, что уважают решение Австралии, а также готовы оказать поддержку проекту. Ожидается, что подводные лодки поступят в эксплуатацию только в начала 2030-х годов. Военно-морская экспансия Морская экспансия Австралия обусловлена пониманием того, что морские силы и средства в регионе также растут. Половина подводных лодок в мире будут базироваться в Индо-Тихоокеанском регионе к 2035 году. Напряженность в западной части Тихого океана растет на фоне усиления патрулей флота США из-за признаков милитаризации островов со стороны Китая. Для Австралии это настоящая головная боль, поскольку в стране находятся базы морской пехоты США, а также проходят учения в северных районах, но также важно сохранить прочные экономические связи с Китаем.

milstar: https://fas.org/sgp/crs/weapons/R41129.pdf Navy Columbia Class (Ohio Replacement) Ballistic Missile Submarine (SSBN[X]) Program: Background and Issues for Congress Ronald O'Rourke Specialist in Naval Affairs May 12, 2017

milstar: По его словам, "Рубин" сейчас занимается совершенствованием литиево-ионных батарей с целью увеличения емкости и, соответственно, времени нахождения под водой дизельной подлодки. "Это очень перспективное направление", - сказал Дьячков. https://ria.ru/defense_safety/20110913/436639922.html

milstar: http://bastion-karpenko.narod.ru/Amur-950.html

milstar: . Сейчас представители флота и конструкторы ЦКБ МТ «Рубин» ведут консультации, целью которых является определение путей дальнейшего совершенствования существующего проекта. Описывая цели и задачи нового проекта, ТАСС приводит слова генерального директора конструкторского бюро «Рубин» Игоря Вильнита. Гендиректор предприятия напомнил, что для участия в учениях или испытаниях в настоящее время приходится привлекать боевые подводные лодки, из-за чего они не могут продолжать решать свои основные задачи. Применение необитаемого имитатора, предложенного в проекте «Суррогат», позволит избавиться от необходимости снятия лодок с боевого дежурства. Кроме того, уменьшится стоимость учебно-боевых мероприятий, а также снизятся риски. Реалистичность учений, тем не менее, останется на требуемом уровне. Для решения подобных задач перспективный аппарат должен отличаться малой стоимостью обслуживания и модернизации. Также он должен быть простым в эксплуатации. Одной из целей текущих консультаций с представителями ВМФ является выполнение требований потенциального заказчика, чтобы изделие «Суррогат» полностью соответствовало ожиданиям и потребностям флота. https://topwar.ru/105129-robotizirovannyy-kompleks-surrogat-malaya-podvodnaya-lodka-dlya-ucheniy-flota.html

milstar: http://profbeckman.narod.ru/NIL10.pdf Термоэмиссионная космическая ядерная установка « ТОПАЗ 100/40»

milstar: ЦКБ “Рубин” успешно провело цикл испытаний литий-ионных батарей для неатомных подводных лодок. По словам бывшего гендиректора ЦКБ “Рубин” Андрея Дьячкова, литий-ионные батареи позволяют увеличить время нахождения лодки под водой как минимум в 1,4 раза, но потенциал самой технической идеи используется пока только на 35-40%, сообщает РИА Новости.



полная версия страницы