Форум » Дискуссии » VMF (продолжение) » Ответить

VMF (продолжение)

milstar: 100 лет создателю современного ракетно-ядерного флота России Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков был своим на кораблях, в штабах и заводских цехах 2010-03-19 / Федор Иванович Новоселов - адмирал, заместитель главнокомандующего ВМФ по кораблестроению и вооружению (1986-1992). Вице-адмирал Сергей Горшков. 1950 г. Фото из книги «Черноморская эскадра» Недавно страна отметила 100-летие адмирала Флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова, славного сына Отечества, выдающегося флотоводца, который в течение 30 лет (1956–1985) находился на посту главнокомандующего ВМФ. Он являлся идеологом и организатором строительства флота, под его руководством был построен современный океанский ракетно-ядерный атомный флот, успешно освоивший просторы Мирового океана. Создание такого флота является величайшим подвигом советского народа, так как флот строит вся страна. ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА Большая часть моей службы – около 30 лет – прошла в системе заказов по созданию систем вооружения ВМФ, в том числе около 20 лет в центральном аппарате, из них 14 – начальником заказывающего управления по ракетно-артиллерийскому вооружению. Впервые я увидел Сергея Горшкова летом 1957 года при его посещении крейсера «Чкалов», а затем на собрании партийного актива Ленинградской ВМБ, обсуждавшего итоги октябрьского 1957 года Пленума ЦК КПСС. С докладом выступал главком ВМФ, большинство выступавших коммунистов одобряли решения пленума, освободившего Георгия Жукова от должности министра обороны. Немало было критики и в адрес Горшкова, в основном за подражание маршалу Жукову в наказании провинившихся офицеров. Тон и направленность критики задал адмирал Иван Байков, однокашник Сергея Горшкова по училищу. Я присутствовал на многих партийных собраниях военных и гражданских организаций, но такого накала критики и самокритики, накала страстей, как на этом активе, не встречал. Сергей Георгиевич весьма достойно выдержал критику, никаких реплик или оценок выступлений в заключительном слове он не сделал. Ответив на вопросы, сформулировал задачи по выполнению решений пленума. Это произвело впечатление на многих. В конце 60-х годов Сергей Горшков дважды посетил Красноярский машиностроительный завод, на котором проходило освоение производства БРПЛ Р-27 и конструкторская отработка первой межконтинентальной ракеты Р-29. Я, как районный инженер по руководству работой военных представительств на семи предприятиях Сибири, встречал и сопровождал главнокомандующего ВМФ. Он с большим вниманием и заинтересованностью вникал в работу завода, состояние с отработкой и качеством ракет и высказал заинтересованность флота в переводе завода на производство БРПЛ. В мае 1971 года я выступал от ВМФ на Всеармейском совещании руководителей представительств военной приемки (ВПВП) МО. В феврале 1972 года меня вызвали в столицу. Главнокомандующий ВМФ предложил мне должность начальника УРАВ как генерального заказчика по ракетному и артиллерийскому вооружению. В беседе он рассказал, из своего опыта 1955 года, о трудностях начала работы в столице, обратив мое внимание на необходимость установления нормальных отношений с министерствами, чьи предприятия работают по заказам УРАВ, с генеральными и главными конструкторами. В апреле 1972 года состоялось мое назначение на должность начальника УРАВ и началась служба в столице. Исходя из моего многолетнего опыта могу свидетельствовать, что во время нахождения в Москве Сергей Горшков львиную долю времени уделял вопросам строительства флота. При определении перспективы развития флота он всегда опирался на науку, прежде всего на работу ученых НИИ ВМФ и ВМА, знакомясь с ходом их исследований. При рассмотрении научных работ, он всегда ориентировал ученых на поиск нетрадиционных идей в создании систем вооружения и строительстве кораблей. Он был противником копирования зарубежных кораблей и вооружения, считая это путем отсталых, хотя изучению зарубежного опыта придавал немалое значение. Он настойчиво рекомендовал Институтам флота теснее взаимодействовать с учеными Академии наук СССР, подчеркивая, что флот на протяжении своей трехсотлетней истории всегда был тесно связан с Академией наук. Сергей Георгиевич всегда внимательно относился ко всему новому в фундаментальной науке. Он с большим уважением и вниманием относился к выдающимся ученым, которые внесли существенный вклад в строительство современного флота. В первую очередь следует назвать академика Анатолия Александрова, научная и практическая работа которого была тесно связана с флотом еще в довоенные годы. Он был инициатором и научным руководителем создания атомных энергетических установок и проектирования атомных подводных лодок. После избрания его в 1975 году президентом АН СССР Анатолий Петрович продолжил руководство Советом по гидрофизике, организуя исследования Мирового океана в интересах создания систем подводного кораблестроения и наблюдения. Сергей Горшков высоко ценил творческую деятельность генеральных и главных конструкторов кораблей и систем вооружения, избранных в состав АН СССР. Это академики Н.Н. Исанин, С.Н. Ковалев, В.Н. Челомей, В.П. Макеев, Н.А. Семихатов, П.Д. Грушин, Б.П. Жуков, Ю.Б. Харитон, Е.И. Забабахин, А.И. Савин, В.С. Семенихин, А.А. Туполев, С.В. Илюшин, Р.А. Беляков, Г.М. Бериев. Со всеми этими неординарными личностями, как и со многими другими, Горшков великолепно умел вести беседы и решать вопросы, и пользовался огромным авторитетом и уважением в их среде. Думаю, не ошибусь, если скажу, что Сергей Георгиевич был самым авторитетным и уважаемым среди ученых страны военачальником. С МОРЯ – НА ЗАВОД Важное значение в работе Сергей Горшков придавал общению с руководителями министерств ОПК, его многие годы связывали дружеские, деловые отношения с выдающимися руководителями оборонных отраслей промышленности: Б.Е. Бутома и М.В. Егоров (судостроение), Е.П. Славский (атомная ), С.А. Афанасьев (ракетно-космическая), С.А. Зверев и П.В. Финогенов (оборонная), В.В. Бахирев (боеприпасы и твердые топлива), В.Д. Калмыков и П.С. Плешаков (радиотехническая), Э.К. Первышин (средства связи). Встречи и совещания в столице, совместное посещение НИИ и КБ по вопросам кораблестроения и вооружения. Так, только по ракетным делам он с министрами побывал на Урале, Алтае, Таджикистане, в Харькове, Туле, Реутове, Люберцах, Химках и Дубне, не говоря уж о Москве, Ленинграде и центрах кораблестроения. Он с большим уважением и доверием относился к работе проектантов кораблей и конструкторам систем вооружения, всегда внимательно и заинтересованно слушал их выступления, сам активно участвовал в обсуждении, при этом чувствовалось глубокое знание им обсуждаемой проблемы, в том числе и технических вопросов. На заводах он проявлял большой интерес к новинкам технологии, организации производства и системе контроля качества. В этих посещениях предприятий Сергей Горшков проявлял интерес к вопросам развития предприятия, настроениям в коллективе. Он считал, что только благополучное предприятие может создавать высококачественную технику. Главное, что отличало Сергея Георгиевича, это его выступления, у него всегда было что сказать, при этом четко формулировал роль конкретного коллектива, где находился, в строительстве флота. Важным направлением привлечения внимания к проблемам флота являлись выставки-показы новых кораблей и систем вооружения, организованные по инициативе Сергея Горшкова на Северном или Черноморском флотах, с приглашением на них руководителей партии и правительства, министров, генеральных и главных конструкторов, директоров крупных заводов. После ознакомления с кораблями, самолетами, ракетами, торпедами и другими видами ВВТ, на выходе кораблей в море для участников выставки выполнялись боевые упражнения с пусками ракет и артиллерийскими и торпедными стрельбами. Многие участники этих мероприятий становились активными сторонниками создания мощного океанского флота. Участие конструкторов в выставках, на учениях и испытаниях новых систем вооружения позволяли им быстрее проходить процесс оморячивания, что имело принципиальное значение для правильного восприятия ими требований ТТЗ ВМФ и квалифицированно и осознанно их реализовывать при разработке ВВТ. Сергей Георгиевич постоянно интересовался ходом подготовки полигонов флота к испытаниям новых ракетных комплексов и других систем вооружения. Вспоминается посещение его вместе с секретарем ЦК КПСС Дмитрием Устиновым Северного полигона в начале 1976 году. Во время движения по технической территории полигона в районе поселка Нёнокса Устинов поинтересовался местом стартовой позиции для испытаний нового РК Д-9Р. Начальник полигона вице-адмирал Владимир Салов доложил, что сейчас подъезжаем к месту, выбранному по результатам рекогносцировки, и показал торчащую в снегу палку с металлической банкой на конце. Автобус остановился, и секретарь ЦК спросил: «Сергей Георгиевич, а вы успеете построить старт к началу испытаний?» «Вне всякого сомнения», – ответил главком и выразительно посмотрел на начальника Главного инженерного управления генерал-майора В.Е. Путята и на меня. Работы были выполнены в установленные сроки, и полигон обеспечил, как и во всех других случаях, испытания новых комплексов. ШКОЛА ЗАКАЗЧИКОВ Главной опорой главкома в строительстве флота были управления, объявленные в приказе министра обороны генеральными заказчиками по определенной номенклатуре ВВТ флота. Они несли всю полноту ответственности за жизненный цикл этой техники, начиная с задумки облика, создания, организации эксплуатации, снятия с вооружения и утилизации, и были основными организаторами по подготовке и реализации принятых решений по вопросам проектирования кораблей, созданию комплексов вооружения, подготовки полигонов флота к испытаниям и организации их проведения. Заказывающие управления (ЗУ) несли ответственность за техническую подготовку флотов к приему новых видов вооружения и организацию их эксплуатации, за специальную подготовку личного состава кораблей и частей. Для выполнения этих функций заказывающие управления имели в подчинении НИИ, полигоны, военные представительства на предприятиях промышленности, арсеналы и базы хранения вооружения, ремонтные заводы. В специальном отношении им подчинялись соответствующие управления флотов, флагманские специалисты и боевые части (службы) кораблей. Итоговыми оценками деятельности заказывающих управлений являлись создание новых систем вооружения в установленные сроки и высокого качества и успешность выполнения боевых упражнений кораблями флотов. Поэтому Сергей Георгиевич уделял пристальное внимание работе этих управлений, а их руководители были наиболее частыми посетителями его кабинета с докладами. Становлению и укреплению авторитета начальника заказывающего управления имело их обязательное присутствие на встрече ГК ВМФ с генеральными и главными конструкторами, директорами предприятий и руководителями министерств, при этом он всегда спрашивал мнение присутствующего начальника ЗУ по обсуждаемому вопросу и, как правило, поддерживал его. Такая система общения с начальниками заказывающих управлений позволяла главкому быть постоянно в курсе дел по созданию и ходу испытаний систем ВВТ и строительству кораблей, а для подчиненных была великолепным примером и школой решения различных вопросов. Важной школой воспитания и обучения для начальников ЗУ было присутствие и участие в обсуждении вопросов на заседаниях Военного совета ВМФ. Присутствуя на многих заседаниях Военного совета, на некоторых из них я выступал с докладами или в прениях, а при обсуждении итогов зимнего и летнего периода обучения обязательно докладывал о результатах ракетно-артиллерийской подготовки за ВМФ в целом. Это были отличная школа государственного подхода к обсуждаемым вопросам, пример сочетания жесткого спроса за недостатки и упущения с уважением к человеку и четкие указания по дальнейшей работе. Сергей Георгиевич всегда внимательно слушал доклады и выступления, делал замечания или задавал вопросы, но я не помню, чтобы это кого-нибудь обижало. Если кому и доставалось, то за дело. Вспоминаю, как в январе 1976 года я докладывал на заседании Военного совета о неудовлетворительных результатах ракетных пусков в 1975 году и мерах, принимаемых управлением. Главком одобрил предлагаемые меры, но дал весьма жесткую оценку моей деятельности: «Вы не твердо держите в руках порученное дело. Начальник УРАВ отвечает и за качество, и за надежность вооружения, и за обучение личного состава ракетно-артиллерийских боевых частей кораблей, и за организацию стрельб. Требую наводить в службе порядок быстрее и жесткой рукой. Пока мы этого не видим и публично вас предупреждаем. Спрос будет строгим». Такая оценка не могла быть приятной, тем более что управление и вся ракетно-артиллерийская служба работали с большим напряжением. Десятки КБ и НИИ промышленности работали по созданию новых комплексов РАВ. На четырех полигонах и кораблях под руководством государственных комиссий проводились испытания новых и модернизированных комплексов, количество которых иногда доходило одновременно до десяти. На флотах шло освоение новых видов вооружения, в ходе боевой подготовки проводились пуски ракет, число которых иногда доходило до 400 в год, по результатам которых, в определяющей степени, оценивался уровень боевой и политической подготовки большинства кораблей и частей флотов. Офицеры управления принимали непосредственное участие во всех этих процессах. В поездках на флоты офицеры управления оказывали помощь специалистам по подготовке к учениям и сложным стрельбам, проведении и оценке их результатов. Строгую оценку, данную главнокомандующим на Военном совете, в управлении восприняли как должное и как руководство к действию. Управлением, вместе со специалистами РАВ и командованием флотов, были приняты необходимые меры. В последующие 10 лет серьезных провалов в ракетно-артиллерийской подготовке на флотах не было, хотя недостатки и замечания были всегда. Главный конструктор Валентин Мутихин, Сергей Горшков, командир РКР «Слава» Вадим Москаленко. Фото из архива «НВО» ПОД РАКЕТНЫМ ОБСТРЕЛОМ Особое значение имели плановые поездки главнокомандующего на флоты, как правило, два раза в год на Северный и Тихоокеанский и по одному – на Балтийский и Черноморский. Во всех этих поездках участвовали начальники заказывающих управлений. Присутствуя на заслушиваниях командования флота (флотилии), мы получали информацию из первых уст о состоянии дел на флоте и нерешенных вопросах. Мы видели и учились, как правильно надо ставить и решать вопросы по обеспечению боевой готовности сил и средств флота, обустройству гарнизонов и пунктов базирования, поддержанию высокого уровня организации службы и воинской дисциплины. Особое внимание главком обращал на поддержание установленных норм содержания кораблей в постоянной готовности, материальной основой которой является техническая готовность кораблей и систем вооружения, обеспечение флота нормативными запасами ракет, других боеприпасов и материально-технических средств, за которые отвечали центральные управления наравне с командованием флотов. После заслушивания командования флота начальники заказывающих управлений работали в специальных управлениях, на кораблях и частях. Главными вопросами для них были оценка работы по освоению новых кораблей и комплексов вооружения, проверка технической готовности кораблей, состояние системы хранения оружия на базах и вопросы пожаро- и взрывобезопасности на кораблях и базах. Такая практика позволяла ЗУ, отвечающим за весь жизненный цикл вооружения, учитывать флотский опыт в разработке новых систем вооружения. Результаты своей работы начальники управлений докладывали в штаб и учитывали при подведении итогов. По важным и срочным вопросам начальники управлений докладывали лично главкому. Боевые упражнения в море выполнялись в условиях, приближенных к боевым. Корабли находились в боевых порядках (ордерах), обеспечивая все виды обороны, оружие кораблей в готовности к боевому использованию. Пуски БР проводились по команде с ЦКП ВМФ при нахождения ПЛАРБ в условиях боевого патрулирования. Пуски противокорабельных ракет проводились в условиях разведывательно-ударного комплекса, с использованием данных о целях-мишенях от космической или авиационной разведывательных систем. Наиболее сложной была организация отработки ПРО-ПВО соединения кораблей, при которой налет осуществляли противокорабельные крылатые ракеты, доработанные в ракеты-мишени (РМ), запускаемые с ракетных катеров и подводных лодок в штатном режиме. При подготовке РМ на них отключался контур управления от головки самонаведения, вместо боевой части устанавливали весовой имитатор. В целях соблюдения мер безопасности РМ наводились из расчета прохождения их траектории с некоторым упреждением относительно ордера. При угрозе нападения с воздуха корабли соединения переводились в режим полной боевой готовности, боевое распоряжение по отражению воздушных целей с использованием зенитных огневых средств выдавалось только тем кораблям, которые проверялись. Другие корабли ордера должны были использовать свои огневые средства только по РМ, идущей непосредственно на «свой» корабль. Это положение было записано в руководящих документах, что обеспечивало безопасность всех кораблей при отражении воздушного налета. В ходе выполнения боевых упражнений оценивались уровень подготовки личного состава и надежность работы материальной части кораблей. В случаях неуспешных пусков ракет, других недостатков на учении Горшков никогда не проявлял элементов нервозности, давал четкие указания о проведении после учения расследования причин. Летом 1974 года во время оперативных сборов командного состава флотов и центральных управлений под руководством главкома на Северном флоте эскадра надводных кораблей в море должна была отразить удар ракет. Все участники сборов находились на крейсере «Мурманск». Погода была благоприятная, светило солнце, море спокойное. Ракетный удар наносила бригада ракетных катеров, запуская три РМ П-15 с дальности около 40 км. В назначенное время катера пустили РМ, подход которых к эскадре на высоте 200–300 м и темпом 7–10 секунд был хорошо виден визуально. Но произошло невероятное – ни один корабль эскадры не обстрелял РМ из-за того, что РМ не были обнаружены, о чем и доложил командир эскадры. Не знаю, какой разговор состоялся у главкома с командующим Северным флотом, но вскоре я, как главный ракетчик и начальник УРАВ ВМФ, был вызван во флагманскую рубку, где находился нахмуренный и суровый СГ (как мы его называли между собой) в одиночестве. Видно было, что он тяжело переживал произошедшее, и я не ожидал для себя ничего хорошего. Но главком, сдерживаясь, довольно спокойно сказал: «Да-а. Такого еще не бывало у нас. Вызовите специалистов, кого необходимо, останьтесь на флоте после сборов и разберитесь в причинах случившегося досконально. И примите меры». Я был удивлен его выдержкой и еще раз убедился в силе характера. Еще один случай, показывающий выдержку и спокойствие Сергея Георгиевича в сложной ситуации. На одном из учений Северного флота корабли эскадры отражали удар РМ, запущенных с АПЛ и РКАБ. Штаб руководства находился на тяжелом атомном ракетном крейсере «Киров» и получал донесения о поражении двух РМ на основе ракеты П-6. И вдруг из-за низких облаков вылетает горящая РМ П-6 (ее подбил стреляющий корабль) и падает впереди примерно в 200 метрах по курсу крейсера. Многие из нас, находящихся на ходовом мостике, так и ахнули, а главком взглянул в нашу сторону и спокойно сказал: «Не паникуйте!» И поручил мне разобраться, почему зенитчики не обстреляли эту РМ, практически идущую на крейсер. Все было сказано весомо и спокойно. После разбора этого случая с командирами кораблей и соединений на Северном флоте была дана информация на другие флоты вместе с дополнительными указаниями о том, что каждый корабль в ордере должен быть в готовности и поразить воздушную цель, идущую на корабль. К сожалению, невыполнение этих требований привело в аналогичной ситуации к гибели МРК «Муссон» на Тихоокеанском флоте в 1987 году, когда в него попала подбитая РМ-15 и он затонул. Приведу еще один пример, характеризующий Сергея Георгиевича. На учении по высадке десанта на ЧФ один из катеров на воздушной подушке не мог с ходу выйти на побережье и сделал это только на третьем заходе. Командование флота и все, кто находился на смотровой трибуне, волновались и переживали за неудачу и возможные неприятности для командира катера. Главком спокойно направился к катеру, и все, находящиеся на трибуне, последовали за ним. Мы видели бледное лицо командира катера, когда он докладывал главкому. Сергей Георгиевич спокойно выслушал доклад, поздоровался с командиром за руку и начал разговор о боевых и мореходных качествах корабля, какие недостатки он имеет. Командир, старший лейтенант, в начале беседы волновался, что вполне естественно, он впервые разговаривал с военачальником такого высокого ранга да еще в столь сложной ситуации, а затем успокоился и уверенно отвечал на все вопросы. Горшков поблагодарил его и пожелал успехов в службе. Надо было видеть просиявшее лицо командира катера и с какой лихостью он приподнял свой катер, развернул его на месте и ушел в море. Думаю, что для этого офицера беседа с главкомом будет памятной на всю жизнь, а для присутствующих – поучительным примером отношения адмирала к молодому офицеру. Последний мой разговор с Сергеем Георгиевичем состоялся по телефону в канун Дня Победы 1988 года, а вскоре его не стало. Это была огромная потеря для флота, для страны.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

milstar: У нас были победы в холодной войне Версия для печати Добавить в избранное Обсудить на форуме 45-я дивизия Тихоокеанского флота добавила позорную страницу в историю ВМС США Владимир Дудко Об авторе: Владимир Яковлевич Дудко – контр-адмирал, доктор военных наук, действительный член Академии военных наук и Международной инженерной академии СНГ. Тэги: история, подлодка, сша, флот, пларб, к 492, ссср, огайо, вмф Центральный пост. Командир атомной субмарины «К-492» капитан 2 ранга Владимир Дудко. Сентябрь 1982 года. Фото из архива автора Центральный пост. Командир атомной субмарины «К-492» капитан 2 ранга Владимир Дудко. Сентябрь 1982 года. Фото из архива автора С момента формирования экипажа нашу лодку чудесным образом миновали любые возможные неприятности, как правило, сопровождающие любой другой строящийся корабль. Не было даже грубых проступков. Причем именно наш корабль первый из лодок проекта 671РТМ через несколько часов после выхода в первый поход в 1981 года обнаружил и вел длительное слежение за иностранной ПЛ, ведущей разведку в Авачинском заливе. В этом же походе мы «сняли с хвоста» нашего подводного ракетоносца вторую «иностранку», прилипшую к нему. Атомная подводная лодка «К-492» проекта 671РТМ была построена на заводе имени Ленинского комсомола (Комсомольск-на-Амуре) и вступила в состав дивизии осенью 1979 года. В начале 1980 года я был назначен ее командиром. Меня считали везунчиком, поскольку я дважды получал досрочно звание и быстро двигался по службе. Передавая мне корабль «по наследству», Игорь Иванович Гордеев, вложивший в подготовку экипажа всю душу, сказал мне: «Это будет «счастливая щука», обрати внимание – тактический номер 492» (редчайший и единственный случай, когда первый бортовой номер совпал с тактическим). ВТОРОЕ ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ 492-й год – это год открытия Америки, и именно наша лодка в 1982 году вновь «открыла» Америку для советского флота, проложив путь к месту базирования 17-й эскадры ВМС США, к базе подводных ракетоносцев системы «Трайдент» – самому заветному, что было у наших заокеанских оппонентов. Именно ей удалось впервые обнаружить и отследить головную подводную лодку «Огайо» – главную козырную карту американской ядерной стратегической триады. Поход готовили совершенно секретно. Решение докладывал лично начальнику штаба Тихоокеанского флота (ТОФ) вице-адмиралу Рудольфу Александровичу Голосову. Переход в район боевой службы осуществляли курсом последовательных смещений, исключающими достоверное определение координат цели при обнаружении лодки береговыми и маневренными силами противника. Активно применяли отработанные схемы переключения механизмов – главных источников дискретных составляющих для ликвидации демаскирующих признаков. Сам район, подступы к заливу Хуан де Фука у западного побережья США были в зоне непрерывного противолодочного наблюдения. Более того, глубина около 100 м (при длине лодки 110 м), интенсивное судоходство и рыболовство, сильное течение создавали непреодолимые трудности в управлении кораблем, даже без противодействия противника. ОХОТА ЗА «ОГАЙО» Сначала я получил информацию о том, что в ближайшее время атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) «Огайо» должна выйти на боевую службу. Следом получил второе: при обнаружении гарантированно записать гидроакустический портрет «Огайо». Было очевидно, что при таком сближении дальность взаимного обнаружения гарантирована. Так нас же могут обнаружить! Да, могут. Так могут установить слежение и погоню, даже поднять! Да, могут! Тогда меня снимут. Да снимут, а ты не попадайся. Я впал в раздумье. Еще раз оценил район и зашел со стороны рекомендованного курса, где непрерывным потоком шли караваны судов. Не доставлю я вам и им такого удовольствия. Посоветовавшись с механиками, пришел к выводу, что комбинация режима «Тишина» и подбор максимально скрытого курса при сближении с «Огайо» позволят сблизиться с лодкой противника на 20 кабельтовых. Примерно за сутки до выхода ПЛАРБ в район прибыли два корабля береговой охраны Канады и США. Занял исходную позицию. Американцы, не подозревая о присутствии лодки ВМФ СССР в районе, вели себя безмятежно. За 12 час. до выхода ПЛАРБ появились самолеты ПЛО ВМС США. Темнело. Погрузились после очередного сеанса связи. Произвели переключение механизмов и расчет курса поиска и сближения. Выполнили гидрологическую доразведку, заняли позицию, остановили механизмы и электрические приборы, без которых можно обойтись, объявили режим поиска ПЛАРБ и более пяти часов находились в таком положении. Наступила ночь. ПЛАРБ «Огайо» была обнаружена на дистанции 180 кабельтовых. По расчету, расходились на дистанции 80 кабельтовых. Для достоверной записи шумов нужно сближаться на безопасную дистанцию. По расчетам, иностранная лодка вышла на 100-метровую изобату, командир ПЛАРБ продул балласт, всплыл в надводное положение. Тоже всплыли под перископ: огни большого города, все равно, что высунул голову из люка на Тверской улице в час пик. Все вокруг неслось и сияло. Наверху ясная звездная ночь, зыбь, лодка плохо держит перископную глубину – славная погода! Решил начать сближение с ПЛАРБ, маскируясь шумами идущих судов. Погрузился. До лодки противника дистанция 40,… 17 кабельтовых, ход шесть узлов, отчетливо слышно турбину, на спектроанализаторе – вально-лопастные составляющие, число винтов, число оборотов, число лопастей, записали акустический портрет лодки и, кажется, разговор американцев за переборкой. Цель увеличила ход до 17 узлов и включила бортовой имитатор шумов цели. Теперь мы слышали пронзительный скрип вала и широкополосный шум сухогруза. Но в спектре этого шума по-прежнему хорошо просматривались вально-лопастные составляющие «Огайо». Мы продолжали слежение на скорости 20 узлов. Нам боевым распоряжением предусматривалось с обнаружением ПЛАРБ каждые четыре часа доносить координаты слежения. Так предписывали документы при обнаружении лодки у своего берега. Здесь это было безумием. Я передал радио с просьбой перевести нас на 12-часовой сеанс связи и продолжил слежение. Мы благополучно сопровождали цель около 20 час. до района боевой подготовки, после чего по приказу командного пункта Тихоокеанского флота вернулись в район ожидания. ЗАГНАЛИ СУПОСТАТА В РЫБАЦКУЮ СЕТЬ В последующие дни дважды выходили на гидроакустический контакт и вели слежение за американской ПЛАРБ. Второй раз обнаружили лодку непосредственно на выходе из базы. После нескольких часов слежения ПЛАРБ вернулась на базу. Третий раз при развертывании ПЛАРБ на первую боевую службу настырная «К-492» опять стояла на ее пути. «Огайо», уклоняясь от нас, попала в сеть рыболовного траулера, намотала ее на винт и потеряла ход. Таким образом, начало патрулирования было заменено возвращением на буксире в док Бангора. Исторический первый выход на боевое патрулирование был сорван. Американцы считали, что в районе действует не менее трех лодок СССР, перекрывших выход в море с трех направлений. Это был тяжелый, но яркий успех: хорошо слаженный и подготовленный экипаж «К-492» трижды обнаружил и установил слежение за американским подводным ракетоносцем. Даже при наличии его солидной охраны наша лодка ни разу не подверглась обнаружению и преследованию. Позже, следом за нами, в этих краях вели успешный поиск шесть лодок 45-й дивизии, побывала там еще раз и «К-492» под командованием моего бывшего старпома О.М. Лобанова. И на этот раз «К-492» была с «добычей», которой стала ПЛАРБ «Флорида». Но это уже отдельная история. АТАКУЕМ АВИАНОСЕЦ В 1983 году по решению командования ТОФ меня, командира «К-492», направили в ранге заместителя командира дивизии старшим на борту ПЛА «К-305» на ее первую боевую службу. «К-305», которой командовал капитан 2 ранга В.К. Бондаренко, была также построена в Комсомольске-на-Амуре и прибыла в состав дивизии зимой 1982 года. Лодке из положения «боевой службы» была поставлена задача выйти на перехват авианосного ударного соединения (АУС) ВМС США в составе трех авианосцев, 28 кораблей различного назначения, тактической группы ПЛА с кораблем-ретранслятором. Все это обеспечивала базовая патрульная авиация. Это было начало учения американских ВМС на Тихом океане «ФЛИТЕКС 83-1». Через двое суток «К-305» собственными средствами поиска вышла на главную цель. В течение первых 10 суток скрытного слежения экипаж обеспечил себя всей классификационной информацией, позволившей выработать тактические приемы скрытного слежения и применения оружия из положения слежения. Сразу отмечу: все последующие обнаружения лодки силами АУС были умышленно инсценированы мной, как старшим на борту, для выявления противолодочной тактики американцев. Привожу выдержки из американского источника, журнала учета событий АУС: – «04.04. ПЛА «Лос-Анджелес» донесла о кратковременном контакте с подводной лодкой в 08.15 и в 08.45 по пеленгу 80 град. Донесение оставили без внимания»; – «06.04. Палубный самолет «Интрудер» с АВМА «Энтерпрайз» своей радиолокацией обнаружил выдвижные устройства подводной лодки». (Мы в это время находились на перископной глубине, не уклоняясь, и наблюдали все в перископ, выявляя тактику слежения вертолетами за ПЛА, получив очень интересные результаты. Лодка всплывала в 15–20 кабельтовых от авианосца и торчала под перископом там, пока ее не обнаружили.); – «07.04. В 11.50 вертолет «Си Кинг» с АВМА «Энтерпрайз» в 6 милях от авианосца обнаружил ПЛА и в 12.05, 12.14 и 12.34 нанес по ней условный удар. В 12.44 нанес удар второй вертолет»; – «В 13.05 контакт потерян, в 13.20 с помощью радиоакустического буя «Дифар» восстановлен, 13.28 – потерян,13.38 – восстановлен и вскоре потерян». Такой опыт уникален, и его можно было приобрести только в мирное время, выявляя действительные возможности противолодочных сил грозного авианосного многоцелевого соединения вероятного противника. Целесообразно привести здесь и выписку из отчета американского командования в зоне учений: «Проанализировав учение «ФЛИТЕКС 83-1», американская сторона пришла к выводу, что большие трудности в обнаружении и распознавании ПЛА создавали многочисленные узкополосные излучения от кораблей АУС, что порождало большое число ложных контактов, на доразведку которых постоянно отвлекались значительные силы и средства ПЛО. С 9 по 14 апреля было зафиксировано 300 донесений о контакте с ПЛА, но только семь из них с определенной долей вероятности можно было отнести к контактам с ПЛА». ПРОНИЗАТЬ СТРОЙ АРМАДЫ Американцы были уверены в своей неуязвимости и победе, но советские подводники нашли управу на морское супероружие, уничтожавшее Японию, Корею, Вьетнам и др. Было решено использовать единственный остававшийся в распоряжении подводников собственный тактический прием: снизу вверх, скрытно пронизать строй армады американских кораблей, прикрываемой авиацией. Эффект превзошел все ожидания. Из отчета командира АУС: «…действия ПЛА представляют собой вызов АУС США и системе SOSUS. Лодка оказалась неуязвимой и малошумной, а прогнозируемая дальность обнаружения ПЛА этого проекта оказалась в десятки раз меньше прогнозируемой: антенной TASS должна быть обнаружена на дистанции не менее 20 миль, а фактически две-три мили и то не достоверно. Антенны TAKTASS были малоэффективны даже при наличии на борту кораблей специалистов по акустической разведке из центра разведывательного обеспечения ВМС. Такой же результат и по системе LEMPS. На поиск и обнаружение лодки были брошены все силы АУС, включая тактику уклонения от слежения и маскировку». В истории «неуязвимых» американских авианосцев до этого не было ни одного случая столь безнаказанного слежения за главной целью! Заодно мы выявили тактику комбинированного применения всех сил поиска АУС для обнаружения советских подводных лодок. Используя технические приемы, разработанные экипажем «К-492», мы максимально снизили узкополосное излучение – дискретные составляющие гидроакустического поля ПЛА, благодаря чему мы лишили противника возможности использовать отличительные классификационные признаки, которые позволили бы ему своевременно выделить лодку в составе ордера. Американцы не смогли применить портретную методику слежения за советскими лодками, пользуясь библиотекой контактов с лодками первого и второго поколений. Командир АУС в этой связи указал в отчете: «Главный вывод – контроль над подводной обстановкой больше не обеспечивал АУС былой надежности и эффективности ПЛО». В результате учение ФЛИТЕКС было свернуто, а «К-305» продолжила поход согласно боевому распоряжению. Этот день, 7 апреля 1983 года, американцы назвали черным понедельником. Все попытки установить слежение за шестью (!!!) русскими подлодками, как вначале они оценили следящую «группировку» ТОФ, потерпели неудачу. Всего же за три недели «войны» на Тихом океане американцы потеряли преимущества, дававшие им право безнаказанно демонстрировать свое превосходство. Вот тогда мы и выиграли холодную войну, а они ее проиграли и стали искать ей замену.

milstar: Очередной залповый пуск Р-30 «Булава» с подводного ракетного крейсера стратегического назначения (РПКСН) «Юрий Долгорукий» оказался только наполовину успешным. Как уточнило вчера Минобороны, обе ракеты штатно вышли из шахт, но только одна поразила цели на камчатском полигоне Кура, другая – успешно самоликвидировалась. С начала испытаний «Булава» запускалась 21 раз, восемь попыток признаны неудачными, и вполне возможно, что последний «недолет» может стать окончательным приговором детищу Московского института теплотехники (МИТ), на разработку которого ушли миллиарды, не поддающиеся подсчету. По имеющимся сведениям, Государственному ракетному центру им. В.П. Макеева (ГРЦ), который и прежде занимался баллистическими ракетами подводных лодок (БРПЛ), уже поручено подготовить замену «Булаве». Точно такая же история произошла ровно год назад во время залпового пуска с РПКСН «Владимир Мономах» (проект 955 «Борей»), когда одна из Р-30 отклонилась от заданной траектории, в результате чего боевые блоки пришли в полигон с «недопустимым разбросом» – то есть мимо назначенных целей. В ходе разбора полетов якобы выяснилось, что на одном из этапов подготовки к пуску была допущена некая ошибка, которая и привела к повреждению ракеты. Иначе говоря, был сделан недвусмысленный намек на то, что руки у экипажа растут не совсем из того места. При этом к изготовителю ракеты и ее создателям никаких претензий проверяющие не выдвинули. Но поскольку на протяжении полутора десятка лет проблемы у флота только с «Булавой», а другие ракеты исправно летают и даже устанавливают рекорды (например, жидкотопливная Р-29РМУ2 «Синева»), возникает подозрение, что дело вовсе не в профессиональной подготовке подводников. Такой же точки зрения придерживается один из источников «НГ», имеющий самое непосредственное отношение к созданию ракетной техники. По его версии, причина плохой репутации «Булавы» кроется именно в конструкторской ошибке, изначально допущенной разработчиками из МИТ. Надо отдать должное коллективу славного Московского института теплотехники (действительно славного!), где поставили на крыло «Тополя» и «Ярсы», составляющие сегодня основу боевой мощи Ракетных войск стратегического назначения. Но поскольку МИТ прежде сроду не занимался подводным стартом, а только наземными комплексами, такие же технологии были применены и в «Булаве». Дело в том, что для сухопутных ракет используется транспортно-пусковой контейнер (ТПК) – в нем ракета «едет» к месту старта, из него она и стартует. Морские же ракеты загружались в шахту подводной лодки без ТПК. Так было до тех пор, пока не появилась «Булава», для которой реализовали сухопутную схему: в шахту начали грузить ракету, находящуюся в контейнере. Возможно, у конструкторов МИТ имеется какое-то объяснение такому экзотическому решению, но, похоже, именно «лишняя деталь» в виде ТПК и стала причиной всех бед. По технологии между корпусом ракеты и транспортно-пусковым контейнером должен быть определенный зазор. И поскольку ТПК изготавливается из металла на гибочном стане, выдержать заданный диаметр – не такая уж большая проблема, в крайнем случае можно что-то и подправить. А вот корпус самой «Булавы» – это мотаный кокон, который механической обработке не подлежит. Кроме того, Р-30 – конструкция трехступенчатая, которая не всегда до микрона выдержана по вертикали и не является абсолютно жестким объектом. Определенное влияние, известное еще по школьному курсу физики, оказывает на ее габариты и температура в шахте подводной лодки – например, на глубине она совсем другая, чем на поверхности. При плавном затягивании ракеты в ТПК эти факторы существенной роли не играют. Другое дело – старт, когда скорость движения ракеты в контейнере принципиально выше: в этом случае все «изгибы» ракеты подвергаются высоким поперечным перегрузкам. И если на каких-то участках перегрузка превосходит допустимую, там узлы ракеты могут выходить из строя. Именно этим и объясняется, почему «Булава» всякий раз «ломается» в другом месте – ракета ведь длинная... МИТ не признает за собой никаких грехов и по-прежнему готов доводить «Булаву» до совершенства. Но стоит ли эта овчинка выделки? Если убрать ТПК, ракету придется проектировать заново. Если уменьшить диаметр ракеты, чтобы она больше не «конфликтовала» с пусковым контейнером, – опять все надо начинать с нуля. Если увеличить диаметр шахты, что тогда – делать новую лодку?.. А как быть с уже построенными субмаринами под «Булаву» нынешних параметров? Напомним, что речь идет о стратегических подводных крейсерах проектов 995 и 995А, которые из-за системных конструктивных недостатков своего ракетного вооружения способны нанести вероятному противнику только половинчатый ущерб. При этом никто не гарантирует, что хотя бы каждая вторая «Булава» обязательно долетит до назначенной цели. Похоже, судьба «Булавы» была предрешена задолго до аварийного пуска с «Юрия Долгорукого». Еще в июле 2016 года генеральный директор и главный конструктор ГРЦ им. Макеева Владимир Дегтярь заявил о начале разработки новой баллистической ракеты, которая придет на смену стратегической системе «Булава». Минобороны уже выделило средства на опытно-конструкторские работы. Причем начинать с нуля скорее всего не придется. Дело в том, что разработку твердотопливной баллистической ракеты для подводных лодок Р-39УТТХ «Барк» ГРЦ им. Макеева (традиционный разработчик ракетных комплексов для БРПЛ) начал еще в 1986 году. Предполагалось, что ракета будет нести 10 боевых блоков в ядерном оснащении среднего класса мощности и иметь дальность полета более 10 тыс. км. Вооружать «Барком» планировалось ПЛАРБ 955-го проекта «Борей». Это был наш ответ на американский «Трайдент-2», которому Р-39УТТХ ни в чем не уступала. В конструкции ракеты предусматривалась специальная система, обеспечивающая пуск из-под ледяного панциря, кроме того, «Барк» мог использоваться как по обычной траектории, так и по настильной. В первом случае ракета долетала из акватории Баренцева моря на Камчатку за 30 минут, а во втором – за 17. Однако в 1998 году, когда техническая готовность «Барка» составляла уже 73%, почти доведенный до ума проект закрыли, и началась разработка «Булавы» уже в Московском институте теплотехники, который, как уже отмечалось, не имел никакого отношения к созданию баллистических ракет для подводных лодок. Получил отставку и профильный 28-й НИИ МО (Институт вооружения ВМФ), который изначально занимался именно морскими ракетными комплексами. Сопровождать проект поручили 4-му ЦНИИ Минобороны, которым тогда руководил генерал-майор Владимир Дворкин. Надо полагать, в те непростые годы финансовый вопрос имел не последнее значение. Однако ветераны подводного флота считают, что не последнюю роль в судьбе перспективного «Барка» сыграл выходец из РВСН маршал Игорь Сергеев, стоявший тогда у руля военного ведомства. Как известно, «Тополя» для сухопутных стратегов делал МИТ, которым руководил Юрий Соломонов, некогда служивший под началом маршала, а Владимир Дворкин, теперь уже экс-глава 4-го ЦНИИ, – и вовсе однокашник Игоря Сергеева по военно-морскому училищу. Естественно, они по определению были значительно «ближе» ракетному маршалу, чем ГРЦ им. Макеева и 28-й НИИ Минобороны. По слухам, не последнюю роль в этой истории с сомнительным финансовым подтекстом на миллиарды сыграл и руководивший в ту пору Минэкономики Яков Уринсон, будто бы поддерживавший тесные связи с Юрием Соломоновым… В результате «Барк» оказался на мели, а все средства достались «Булаве», которая то ли летает, то ли не так чтобы очень. В общем, летает, но наполовину. Примерно в такой же пропорции оценивается сегодня и боевая мощь наших морских ядерных сил сдерживания.

milstar: Главкомат Военно-морского флота согласовал новый облик носителей сверхдальних крылатых ракет «Калибр» — малых ракетных кораблей проекта 20380 типа «Буян-М». Их оснастят новейшей радиолокационной станцией (РЛС) с активной фазированной решеткой (АФАР). Эта система будет устанавливаться вместе с зенитным ракетным артиллерийским комплексом (ЗРАК) «Панцирь-СМ», который обеспечит высочайший уровень защищенности кораблей. Новейшие РЛС сделаны в АО «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения» (входит в холдинг «Высокоточные комплексы»). Уникальный радар способен в доли секунды обнаружить низколетящие крылатые ракеты, беспилотные летательные аппараты, надводные цели и навести на них целый арсенал противокорабельных и зенитных ракет, а также огонь скорострельной артиллерии. Первый корабль с новой РЛС будет заложен в следующем году. — В настоящее время облик кораблей «Буян-М» с новой РЛС согласован, — сообщил «Известиям» источник в Военно-морском флоте, знакомый с ходом работы. — Решение было принято еще летом этого года. Кроме новой РЛС, на корабле будет устанавливаться зенитный ракетный артиллерийский комплекс (ЗРАК) «Панцирь-СМ». Сейчас новая РЛС проходит испытание на борту катера 12443 «Молния», которые мы планируем завершить до конца года. Читайте еще: Египет предоставит России военную базу Египет предоставит России военную базу Москва и Каир ведут переговоры по восстановлению военно-воздушной базы в Сиди-Баррани Новая РЛС составляет основу морского варианта зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-СМ». По сравнению с сухопутным аналогом «Панцирь-С1» морской ЗРАК имеет увеличенную вдвое дальность обнаружения и поражения целей. Локатор видит всё, что происходит воздухе и на воде на расстоянии до 75 км, а зенитный комплекс поражает цели на расстоянии до 40 км. Как объяснил специалист, традиционный морской локатор состоит из огромного вращающегося на крыше ходовой рубки антенного полотна-паруса. Новая РЛС станет продолжением рубочной надстройки, с трех сторон которой будут размещены плоские антенны. Каждая из них состоит из множества объединенных в одно целое приемо-передающих модулей, по которым в доли секунды перемещается сканирующий пространство электронный луч. Он обнаруживает в секторе 180 градусов по курсу корабля воздушные и надводные цели, селектрует их, наводит оружие и еще может работать в роли средства радиоэлектронного подавления. Эксперт в области морских вооружений Александр Мозговой рассказал «Известиям», что впервые подобная система была реализована на истребителе Т-50. — С 2017 года планируется ее установка на строящиеся малые ракетные корабли проекта 20380 типа «Буян-М», а также, в рамках модернизации, на пяти аналогичных кораблей уже находящихся в составе Каспийской флотилии и Черноморского флота, — говорит Мозговой. — Эти корабли отличились во время массированного удара крылатыми ракетами «Калибр» из акваторий Черного и Каспийского морей по целям террористов ИГИЛ (организация запрещена в России) в Сирии. Новая РЛС и «Панцирь-СМ» заменят на них зенитный-ракетный комплекс «Гибка» с ракетами «Игла-М», а также основную радиолокационную станцию общего обнаружения «Позитив». По словам эксперта, достоинство РЛС с АФАР заключается не только в скорости работы, но и в том, что системы полностью вписываются в концепцию малозаметности СТЕЛС, становясь частью корпуса. — Это уникальная технология, — отмечает Мозговой. — Малые ракетные корабли проектов 20380 и 22800 становятся основной ударной силой нашего ВМФ. Поэтому на их нейтрализацию будут направленны основные силы противника. Важно, что у наших кораблей будет мощная система противовоздушной обороны, способная гарантированно защитить их от авиационного и ракетного нападения.


milstar: © ЦКБ "Рубин" МОСКВА, 6 декабря. /ТАСС/. Концепт-проект морского роботизированного комплекса "Суррогат" для проведения учений Военно-морского флота РФ разработали специалисты ЦКБ "Рубин". Как сообщили ТАСС в конструкторском бюро, сейчас с военными моряками ведутся консультации по поводу этого проекта. Развернуть © ЦКБ "Рубин" "Суррогат" оснащен литий-ионной батареей. Этот имитатор подводной лодки способен обеспечивать учения длительностью до 15-16 часов, причем все это время он будет воспроизводить маневрирование подлодки противника, в том числе на больших скоростях хода. Сравнительно большие размеры (длина около 17 метров) и возможность нести буксируемые антенны различного назначения позволят реалистично воспроизвести физические поля подлодки противника - акустическое и электромагнитное", - отметили в ЦКБ "Рубин". Модульная конструкция имитатора позволит менять его функциональность: "Суррогат" сможет имитировать как неатомную, так и атомную подводную лодку, а также вести картографирование местности и разведку. Развернуть © ЦКБ "Рубин" "Сегодня для учений или испытаний необходимо привлекать боевые подлодки, отрывая их от решения основных задач. Использование необитаемого имитатора позволит избежать этого и снизит стоимость учений. Кроме того, "безэкипажная" лодка уменьшает риски, сохраняя реалистичность. Этот аппарат будет отличаться простотой в эксплуатации и невысокой стоимостью обслуживания и модернизации. Сейчас мы ведем консультации с представителями ВМФ РФ, чтобы имитатор полностью отвечал потребностям военных моряков", - пояснил ТАСС генеральный директор ЦКБ "Рубин" Игорь Вильнит. Также в "Рубине" не исключают интереса к "Суррогату" со стороны инозаказчиков. Водоизмещение автономной необитаемой подводной лодки "Суррогат" составит около 40 тонн, дальность плавания – около 600 миль при скорости в 5 узлов, максимальная скорость – свыше 24 узлов, предельная глубина погружения – 600 метров. Подробнее на ТАСС: http://tass.ru/armiya-i-opk/3842981

milstar: Москва. 5 декабря. INTERFAX.RU - Российский истребитель Су-33 из авиакрыла крейсера "Адмирал Кузнецов" потерпел аварию: он из-за обрыва троса выкатился за пределы палубы, сообщили "Интерфаксу" в понедельник в департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны России. "После выполнения боевой задачи в небе Сирии при совершении посадки на авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" из-за обрыва троса аэрофинишера выкатился за пределы палубы истребитель Су-33", - сообщили в Минобороны РФ. Пилот катапультировался, и силами поисково-спасательной службы был поднят на борт авианесущего крейсера. Здоровью летчика ничего не угрожает, - сказали в военном ведомстве. "Российская корабельная авианосная группа продолжает действовать в Средиземном море по плану дальнего похода. Полеты палубной авиации продолжаются в соответствии с задачами", - сообщили в военном ведомстве РФ. Это второй инцидент с авиакрылом "Адмирала Кузнецова". 14 ноября стало известно об аварии истребителя МиГ-29 при заходе на посадку за несколько километров до "Адмирала Кузнецова", летчик катапультировался.

milstar: Анализируя поход войска Восточной Римской империи против славян в 589 году, видный советский военный историк, начальник кафедры истории военного искусства военной академии имени М.В. Фрунзе, профессор, генерал-майор Евгений Андреевич Разин пишет: «Славяне активно обороняли водные рубежи. Если противник начинал переправу небольшими отрядами, то славяне уничтожали их сразу же после высадки. …Если славянам удавалось нанести существенные потери противнику при переправе его через реку, они подготавливали и осуществляли общую контратаку в тот момент, когда противник оказывался на противоположном берегу и не успевал выстроиться для боя. Правильно отмечает Иоанн Эфесский, что славяне «научились вести войну лучше, чем римляне». А вот краткие выводы из анализа наступательных действий: «Поход на Царьград 907 года представляет интерес прежде всего со стороны его политической и военной подготовки. Для похода были объединены силы всех славянских племен, входивших в состав древнерусского государства, а также привлечены союзники. В походе участвовали «вои» всех городов, находившихся под властью Киевского великого князя. Удалось собрать многочисленную рать руссов, что потребовало хорошей организации снабжения и умелого управления ее действиями. Был построен большой ладейный флот. Поход был морской и сухопутный и требовал организации взаимодействия флотилии и конницы. В бою на подступах к Царьграду участвовали два рода войск руссов: пехота и конница, которые хорошо взаимодействовали между собой. Следует отметить изобретательность руссов, флотилия которых подошла к Царьграду с суши. Надо полагать, что Олег учел невыгодное соотношение сил на море, где господствовал сильный византийский флот, и поэтому приказал ладьи своей флотилии вытащить на берег». С его же слов - «…Русская рать, используя богатую систему рек и Русское море, совершала дальние походы. Только в походах на Волгу и Кавказ рать под командованием Святослава прошла свыше 3 тыс. км по суше и около 1.5 тыс. км по рекам». http://www.proza.ru/2015/08/01/891

milstar: «Северное ПКБ» приступило к созданию технического проекта перспективного эсминца проекта 23560 «Лидер». Корабль будет обладать водоизмещением около 17,5 тыс. т, что приблизит его к самым большим атомным ракетным крейсерам российского Военно-морского флота проекта 1144 «Орлан» типа «Петра Великого». Как сообщил «Известиям» бывший замглавкома ВМФ адмирал Игорь Касатонов, появление таких кораблей говорит о геополитических интересах руководства России. Резка металла под новый корабль, по данным Объединенной судостроительной корпорации, начнется в начале 2018 года. Всего планируется построить восемь кораблей подобного класса. — Атомные крейсеры автономны, хорошо вооружены и способны решать различные задачи в любой точке мирового океана, — отметил Игорь Касатонов. — Кораблей подобного класса российский ВМФ не заказывал с 1989 года, что означает, что у страны снова появились геополитические интересы по присутствию в отдаленных регионах мира. — «Лидер» станет универсальным кораблем, способным заменить сразу три класса кораблей в составе ВМФ России: собственно эсминцы, большие противолодочные корабли (БПК) и ракетные крейсеры проекта 1144 «Орлан», — рассказал «Известиям» Валерий Половинкин. — При этом корабль будет меньше кораблей 1144-го проекта, но будет нести куда большее количество вооружения. Автономность подобных кораблей обычно определяется запасами продовольствия, атомная энергетическая установка способна работать без перезарядки в течение нескольких лет. По информации «Известий», новый эсминец получит атомную энергетическую установку РИТМ-200. Такой же агрегат устанавливается на перспективные ледоколы проекта 22220. Первый корабль серии — «Арктика» — спущен на воду в июне. Благодаря новой энергоустановке «Лидер» сможет развивать скорость до 30 узлов. Его вооружение должно быть сопоставимо с американскими ракетными кораблями типа «Арли Берк». Судя по представленному на форуме «Армия-2015» макету, корабль получит от двух до четырех пусковых установок «Калибр» с ракетами «Калибр-НК» и «Оникс» дальностью действия более 300 км. Зенитное ракетное вооружение дальней зоны будет представлено корабельным вариантом комплекса С-500 «Прометей» с двумя пусковыми установками. Ближняя зона противовоздушной обороны «Лидера» будет представлена двумя вертикальными пусковыми установками комплекса «Полимент-Редут». Управление ими планируется осуществлять системой «Полимент» с радиолокационной станцией с активной фазированной решеткой (АФАР). На корабли могут быть установлены по два боевых модуля корабельных версий ЗРПК «Панцирь-М». Наконец, «Лидеры» получат универсальные артиллерийские установки А-192 калибра 130 мм. Всего в арсенале эсминца окажется 200 ракет различного назначения. Впрочем, как отметил эксперт в области военно-морских вооружений Александр Мозговой, окончательный облик «Лидера», набор его вооружений могут претерпеть существенные изменения в ходе выполнения технического проекта. — Не так давно стали известны результаты эскизного проектирования корабля, которые показали, что его облик имеет значительные отступления от первоначального замысла, выработанного в рамках аванпроекта и одобренного Минобороны, — рассказал «Известиям» Александр Мозговой. — Учитывая высокий уровень инновационной составляющей и необходимость полной реализации научно-технического задела по перспективному эсминцу, скорее всего, на стадии технического проектирования будут внесены существенные изменения в его конструкцию, коснется это не только технического облика, но и дальнейших планов по строительству серии. Как отмечает эксперт, выбор столь масштабного проекта вызван исключительно ситуацией, сложившейся в российском ВМФ с проблемой импортозамещения — отсутствием собственного производства газотурбинных энергетических установок. В отличие от них производство атомных у нас идет серийно. Об этом свидетельствует успех с реализаций программы строительства серии атомных ледоколов. При этом успешно зарекомендовавшие себя в ходе сирийской компании корабли проекта 21631, вооруженные ракетными комплексами «Калибр», не имеют возможности действовать на большом удалении от собственных берегов — автономность их плавания не превышает 30 суток. Это практически переход от Мурманска к Гибралтарскому проливу, у атомных эсминцев она неограниченна, — отметил Александр Мозговой. — Исправление ошибок, допущенных при определение технического облика и боевых характеристик на любой стадии проектирования, а тем более в ходе постройки корабля, очень дорогостоящее удовольствие, — соглашается Игорь Касатонов. По словам адмирала, ошибки приводят к недопустимому затягиванию сроков ввода кораблей новых проектов. Некоторые из них эксплуатируются в режиме опытной эксплуатации, проходят бесконечные доработки, которые в итоге не приводят к реализации изначально заложенных идей, именно поэтому сейчас наступает решающий момент в судьбе будущего проекта, отметил Касатонов. Читайте далее: http://izvestia.ru/news/623192#ixzz4ZiNjS0ek

milstar: 20 процентов стоимости японской ДЭПЛ приходится на батареи Анатолий Иванько В марте 2020 года в состав Морских сил самообороны Японии должна быть введена первая в мире неатомная подводная лодка (11 в серии субмарина типа «Сорю»/Soryu с бортовым номером предположительно SS 511), оснащенная литиево-ионными аккумуляторными батареями. Это результат многолетних исследований, начатых еще в 1962 году. Новшество позволит отказаться от применения не только традиционных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, но и воздухонезависимых двигателей Стирлинга. Об этом заявил 18 января в докладе на международной конференции UDT в Сингапуре бывший командующий подводными силами японского флота вице-адмирал в отставке Масао Кобаяси. По его мнению, применение литиево-ионных аккумуляторных батарей должно драматически изменить действия неатомных подводных лодок. На малых скоростях литиево-ионные батареи дают лодкам продолжительность подводного хода как с воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ). А за счет высокой емкости они обеспечивают и большую скорость, что особенно важно при выходе в атаку или при уклонении от противника (срочное всплытие, погружение). При этом в отличие от ВНЭУ лодка может постоянно пополнять запас энергии в литиево-ионных батареях, используя подзарядку с применением устройства для работы дизеля под водой (РДП). По словам Кобаяси, литиево-ионные батареи имеют более короткое время подзарядки по сравнению со свинцово-кислотными, дольше служат, не требуют ТО, а электрические схемы с их применением проще в управлении и в построении сетей. Оборотная сторона – высокая стоимость. По контракту субмарина SS 511 типа «Сорю» стоит 64,4 миллиарда иен (около 566 млн долл.) против 51,7 миллиарда иен (454 млн долл.) за десятую подлодку этого типа. Фактически вся разница в 112 миллионов долларов приходится как раз на литиево-ионные батареи и соответствующую электросистему. Для полноценного использования литиево-ионных батарей обязательны три условия: мощный дизель-генератор для подзарядки, усиленное устройство РДП для увеличения объемов подачи воздуха и отвода выхлопных газов, а также изменения в электрических цепях. Литиево-ионные аккумуляторы весят меньше, чем свинцово-кислотные, поэтому проект ДЭПЛ типа «Сорю» пришлось несколько переработать для сохранения балластировки и остойчивости. В Японии созданы и доведены до эксплуатационного состояния два типа литиево-ионных аккумуляторных батарей: литий-никель-кобальт-алюминий-оксидная (NCA) производства компании GS Yuasa и литий-титанатная (LTO) корпорации Toshiba. МССЯ будут использовать батареи типа NCA, при этом, по мнению специалистов-подводников, для мобильных операций, требующих большой скорости и дальности плавания, была бы идеальной комбинация батарей NCA и дизельного двигателя, а «засадная» («прибрежная») субмарина более эффективна с применением ВНЭУ на топливных элементах, батареями типа LTO и дизелем. Преимущество японских аккумуляторов нового типа уже оценили подводники Австралии. Канберра выбрала для своих перспективных ДЭПЛ батареи LTO. Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/35482

milstar: «В 2017 году в состав Подводных сил ВМФ после ремонта и восстановления технической готовности возвратятся ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Тула» проекта 667 БДРМ, атомная многоцелевая подводная лодка «Орел» проекта 949А, дизель-электрическая подводная лодка «Дмитров» проекта 877», — сказал Дыгало. Подробнее: http://vpk-news.ru/news/35611

milstar: В-третьих, на Севере и Востоке целесообразно создать морские акватории, защищенные Северным и Тихоокеанским флотами для подводных ракетоносцев, которые нельзя поразить при БГУ, что неприемлемо для Соединенных Штатов. Минирование побережья США, создание тяжелых ракет и их защита от БГУ требуют времени и средств. В настоящее время наиболее быстрым и дешевым способом защиты нескольких десятков БРПЛ является использование в качестве защищенной акватории Белого моря, имеющего размеры от 100 до 250 км, без заливов, и глубину 70–300 м (с видимостью до 50 м), где от БГУ могут скрываться 2–3 ракетоносца. Для этого надо перекрыть от кораблей и ПЛ противника пролив шириной около 50 км, ведущий из Баренцева в Белое море, а воздушное пространство над Белым морем защитить от различных летательных аппаратов. Защита российских Стратегических ядерных сил от внезапного ядерного нападения должна стать приоритетом номер один в программе перевооружения отечественных Вооруженных сил, иначе Россия может потерять свой государственный суверенитет. При этом надо учитывать, что Соединенные Штаты готовятся не к сухопутной, а к ракетно-ядерной войне с Россией, которая, в свою очередь, готовится как к сухопутной, так и к ядерной войнам. При этом в России нет достаточного учета опасности уничтожения сил и средств отечественных ракетно-ядерных сил – ракет в шахтных и подвижных грунтовых пусковых установках и др. – при «Быстром глобальном ударе», после которого обычные вооружения окажутся бесполезными для защиты России. http://nvo.ng.ru/realty/2017-03-17/10_940_global.html

milstar: 17 Марта 2017 в 10:15 Тема: Промышленность Санкт-петербургское морское бюро машиностроения "Малахит" параллельно с конструкторским бюро "Рубин" разрабатывает альтернативный вариант воздухонезависимой (анаэробной) силовой установки для российских подлодок. Об этом РИА Новости сообщил вице-президент Объединенной судостроительной корпорации по военному кораблестроению Игорь Пономарев. Ранее сообщалось, что разработкой анаэробной силовой установки в интересах ВМФ России занимается ЦКБ "Рубин". Строительство дизель-электрической подводной лодки на Адмиралтейских верфях Строительство дизель-электрической подводной лодки на Адмиралтейских верфях Центральный Военно-Морской Портал "Дальнейшим этапом работ станет создание корабельного образца воздухонезависимой установки и ее испытание на специальном стенде в морских условиях. В настоящее время прорабатывается возможность проведения указанного этапа работ по линии Минпромторга России", - сказал Игорь Пономарев. Он также напомнил, что на данный момент создан макетный образец воздухонезависимой энергетической установки разработки ЦКБ "Рубин". В начале 2016 года СМИ сообщали, что в 2017 году может начаться строительство новой неатомной российской подлодки "Калина", оснащенной анаэробным двигателем. Главное преимущество воздухонезависимой энергетической установки - увеличение скрытности подлодки. Субмарина получает возможность находиться под водой без всплытия для зарядки батарей более длительный срок - до 2-3 недель. http://flotprom.ru/2017/%D0%9E%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B065/

milstar: СЕВЕРОДВИНСК (Архангельская область), 23 дек — РИА Новости. Серия атомных подлодок проекта 955А "Борей" продлена не будет, идет работа над модернизацией проекта, сообщил журналистам заместитель главкома ВМФ РФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук. На "Севмаше" в пятницу состоялась торжественная церемония закладки последней в серии из восьми АПЛ проекта "Борей". Подводному крейсеру стратегического назначения присвоено наименование "Князь Пожарский". "Серия "Бореев" 955А на этом корабле завершается. Сейчас Военно-морской флот совместно с "Рубином" работает над модернизацией проекта", — сказал Бурсук. Заложенная в пятницу АПЛ "Князь Пожарский" стала пятым представителем проекта 955А "Борей". В настоящее время на стапелях "Севмаша" в разной степени готовности строятся четыре аналогичных подлодки, головная АПЛ данного проекта будет спущена на воду в 2017 году.

milstar: В декабре 1916 заложен 8 Борей. Необходимо рассмотреть вариант заказа еще 8 с 32 ракетами РСМД Шахта 12.1 метра * 2.1 метра - Это две ракеты 1000 морских миль 7 минут по настильной. в неядерном оснащении 400 -500 килограмм. 2 подлодки это 64 ракеты. Достаточно серьезная наступательная сила против авианосной группы. Готовый проект ... высокие шансы на быструю реализацию

milstar: Недавно ЦКБ МТ «Рубин» презентовало концепт-проект морского роботизированного комплекса «Суррогат» для отработки противолодочный действий ВМФ РФ. Он представляет собой АНПА длиной 17 м, водоизмещением около 40 т, максимальной скоростью свыше 24 узлов, дальностью плавания около 600 миль на 5 узлах и предельной глубиной погружения 600 метров. Оснащенный литий-ионной батареей имитатор подводной лодки способен в течение 15-16 часов играть роль АПЛ или НАПЛ противника. Этот АНПА может нести буксируемые антенны различного назначения, что позволяет реалистично воспроизвести физические поля любой субмарины. «Сегодня для учений или испытаний необходимо привлекать боевые подлодки, отрывая их от решения основных задач, – заявил агентству ТАСС генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Вильнит. http://oborona.ru/includes/periodics/navy/2017/0112/181020512/detail.shtml

milstar: И, наконец, говоря о российских автономных необитаемых подводных аппаратах, нельзя не вспомнить об АНПА «Статус-6», при одном упоминании о котором у американцев волосы от ужаса встают дыбом и который за океаном называют «оружием неотвратимого возмездия». Этот самоходный многоцелевой подводный аппарат, оснащенный компактной атомной энергетической установкой, способен доставлять кобальтовый ядерный заряд мощностью 100 мегатонн к берегу противника, находящемуся на дальности до 6200 миль (10000 км). Подводный снаряд, используя эффект суперкавитации, двигается к цели со скоростью 90-100 узлов, глубина его хода может достигать 1000 метров. «Статус-6», о котором стало известно в ноябре 2015 г., предназначен для поражения «важных объектов экономики противника в районе побережья и нанесения гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного заражения, непригодных для осуществления в этих зонах военной, хозяйственно-экономической и иной деятельности в течение длительного времени». Поступление на вооружение этого нового вида морского подводного стратегического оружия ожидается в 2019-2023 годах. По данным американской разведки, очередные испытания «Статуса-6» состоялись 27 ноября прошлого года.

milstar: ОСК готова приступить к производству субмарины пятого поколения Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) готова приступить к производству атомных подлодок пятого поколения, когда поступит соответствующий заказ, сообщил глава ОСК Алексей Рахманов. «Как только будет заказ», – сказал А. Рахманов, отвечая на вопрос Интерфакса-АВН, когда на «Севмаше» начнется строительство подлодок пятого поколения. Ранее гендиректор «Севмаша» Михаил Будниченко сообщил, что предприятие готовится к строительству для ВМФ РФ подводных лодок нового поколения. «На предприятии ведется подготовка производства к строительству атомных подводных лодок следующего поколения, реализации любых перспективных, в том числе шельфовых проектов», – сказал М. Будниченко. В августе прошлого года генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» сообщил, что в России ведется разработка атомных многоцелевых подводных лодок 5-го поколения. «Заключен контракт с Минобороны на разработку многоцелевой атомной подводной лодки нового поколения. Она может быть создана после 2020 года», – сказал он.

milstar: В прошлом году по количеству ходовых суток мы вышли на тот уровень, который был до постсоветского периода, — рассказал на церемонии главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королев. — Это более трех тысяч суток в море подводного флота страны. Прекрасный показатель". Более совершенная "Казань" сошла со стапелей через восемь лет после закладки. Она значительно превосходит "Северодвинск" по многим параметрам — сказывается разница в возрасте. "Лодка "Северодвинск" — "попроще", — пояснил РИА Новости президент Международной ассоциации общественных организаций ветеранов Военно-морского флота и подводников Владимир Мамайкин. — На "Казани" удалось реализовать множество современных технологий, которых не существовало во время закладки его предшественницы. В первую очередь это касается малошумности и гидроакустического вооружения" Большинство технических деталей нового корабля остаются под грифом "секретно". Но известно, что до 2023 года планируется построить еще пять лодок проекта "Ясень-М". Ближайшая из них — "Красноярск" — должна сойти со стапелей в 2019 году. Помимо десяти 533-мм торпедных аппаратов, "Казань" вооружена большим арсеналом ракет. На лодке установлены восемь универсальных вертикальных пусковых установок, в каждой из которых по пять крылатых ракет "Калибр-ПЛ". В зависимости от выполняемой боевой задачи, они могут быть в разных модификациях: противокорабельные, противолодочные, для ударов по наземным целям и стратегические. Вместо "Калибров" лодка способна нести и более мощные П-800 "Оникс", специально предназначенные для уничтожения крупных надводных целей. Возможность комбинировать "содержимое" пусковых установок делает "Казань" по-настоящему универсальной. Главное — опыт Численность экипажа "Казани" — всего 64 человека против 100-120 у американских многоцелевых "Сивулфов" и "Вирджиний". Именно высокий уровень автоматизации в совокупности со значительно выросшей в последние годы выучкой матросов, мичманов и офицеров и являются основой боевых возможностей новой подлодки. Сторожевой корабль ВМФ России Адмирал Макаров. Архивное фото © Фото: Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" Более ста кораблей и судов ВМФ России несут службу в Мировом океане "По показателю наплаванности экипажей боевых кораблей, как подводных, так и надводных, мы вышли на лучшие показатели советских времен, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский. — https://ria.ru/defense_safety/20170331/1491228598.html

milstar: http://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12117660@egNews 07.04.2017 (01:15) Главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королёв принял участие в презентации 3-го издания книги адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова «Морская мощь государства» Главком ВМФ России Адмирал Владимир Королёв принял участие в презентации переиздания фундаментального военно-научного труда Главнокомандующего ВМФ СССР Адмирала Флота Советского Союза С.Г.Горшкова «МОРСКАЯ МОЩЬ ГОСУДАРСТВА». Главнокомандующий ВМФ России Адмирал Владимир Королёв принял участие в презентации 3-го издания книги выдающегося флотоводца Главкома ВМФ СССР, Адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова «Морская мощь государства». В мероприятии, которое прошло в ВУНЦ ВМФ «Военно-Морская Академия имени Адмирала Советского Союза Н.Г. Кузнецова», также, приняли участие внучка С.Г.Горшкова Татьяна и правнук Сергей, представители Главного командования ВМФ России и руководства ВУНЦ ВМФ, ветераны Военно-Морского Флота. Презентация концептуальной книги открылась выступлением Адмирала Владимира Королёва, в котором он отметил, что «С приходом на пост Главкома ВМФ Сергея Георгиевича Горшкова началась эпоха Советского Военно-Морского Флота после войны. Различные эксперты ее позднее назовут ИСТОРИЕЙ БОЛЬШОГО ОКЕАНСКОГО ФЛОТА СЕРГЕЯ ГОРШКОВА. Эта эпоха, эта история продолжается и сегодня. Книга «Морская мощь государства» стала концентрацией стратегической мысли С.Г. Горшкова, как военно-морского стратега, признанного во всем мире. Этот труд значительно опередил время по своим программным взглядам на роль морского фактора нашей страны в Мировом океане. Фундаментальная военно-научная работа раскрывала природу и характер морской силы государства, предвидела и прогнозировала основные направления развития флотов мировых держав и возможности их боевого применения в Мировом океане». В своем выступлении Адмирал Владимир Королёв, также, напомнил « В 1956 году, был принят научно обоснованный семилетний план военного кораблестроения, который стал важнейшим поворотным этапом в создании современного флота в условиях начавшейся научно-технической революции. В его разработке тогда приняли участие Военно-морская академия, ряд НИИ ВМФ. . Прошли десятки лет, - более полувека. Но принципы, которые были заложены С.Г. Горшковым в организацию планирования строительства и развития Военно-Морского Флота настолько актуальны, что применяются нами и сейчас. В доказательство этому, - эти принципы, выраженные в «Морской мощи государства» легли в основу Государственной кораблестроительной программы на период до 2050 года. Они станут фундаментом в новой Государственной программе вооружений (2018 -2025). В формировании этой программы приняли участие все рода Военно-Морского Флота, научные организации. Такой комплексный подход позволит нам отчетливо видеть развитие Флота по всем направлениям. А что касается применения сил ВМФ в современных условиях, задач военно-морского присутствия в Мировом океане, то мы имеем главный руководящий документ – Морскую Доктрину Государства, большинство положений которой опираются на наследие С.Г. Горшкова и его стратегические взгляды, выраженные в «Морской мощи государства». Материальный фундамент морской мощи государства, заложенный С.Г.Горшковым, оказался настолько прочным, что позволяет нам и дальше уверенно развиваться». «Мы никогда не отступали от принципов С.Г.Горшкова, выраженных в книге «Морская мощь государства». Суть этих принципов – видение Флота, как инструмента стабильности, направленного на освоение Мирового океана для обеспечения нормальной экономической, морехозяйственной и исследовательской деятельности. Флот России никогда не был орудием агрессии на море», - отметил Главком ВМФ в своем выступлении. В 2016 году исполнилось 40 лет со дня выхода из печати первого издания книги Сергея Георгиевича «Морская мощь государства». Монография, неоднократно издававшаяся в нашей стране и за рубежом, по праву считается наиболее значительным военно-теоретическим трудом отечественной морской школы. В монографии отразился богатейший опыт выдающегося военачальника и государственного деятеля, ставшего идеологом и одним из создателей ракетно-ядерного океанского флота, сыгравшего колоссальную роль в обеспечении безопасности нашего государства в различные исторические периоды его развития. При этом Адмирал С.Г. Горшков видел в Военно-Морском Флоте не инструмент агрессивной военной силы, а а фактор укрепления мощи государства в Мировом океане в интересах гарантированного обеспечения реализации национальной морской политики и укрепления стабильности. Значение этого труда, далеко выходит за рамки только военной науки. В нем, с системных позиций рассмотрены все важнейшие аспекты человеческой деятельности, связанной с Мировым океаном, включая судостроение, торговое мореплавание, освоение природных и сырьевых ресурсов, экологические проблемы и др. В глазах С.Г.Горшкова морская мощь понимается не как ортодоксальное господство на морских коммуникациях, а как способность к освоению Мирового океана. Благодаря принципам, изложенным в «Морской мощи государства», С.Г. Горшкова, по прошествии времени, считают родоначальником новой, «океанической школы» в мировой геополитике. В связи с активным развитием и строительством сбалансированного по силам и средствам Военно-Морского Флота России, а также с возвращением военно-морского присутствия нашего ВМФ в Мировой океан в интересах недопущения любых угроз с морских и океанских направлений, интерес к военно-теоретическому наследию Адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова в мире заметно возрос. Это наследие опередило время и является актуальным и базовым для совершенствования российского военно-морского искусства.

milstar: Как рассказали «Известиям» в Главном штабе Военно-морского флота, «Казань» построена по обновленному проекту «Ясень–М» (это развитие субмарин проекта 885). От классического «Ясеня» она отличается более совершенным радиоэлектронным вооружением и средствами автоматизации. За счет этого длина подлодки сократилась на 10 м, а жилой отсек был урезан на 4 м http://vpk-news.ru/news/36326 В проекте 885 применена компромиссная смешанная система конструкции, когда легкий корпус «охватывает» только часть прочного корпуса в носовой части подлодки для снижения шумности. Корпус корабля изготовлен из высокопрочной маломагнитной стали. Это позволяет «Казани» погружаться на глубину более 600 м, что делает ее практически недосягаемой для всех видов современного противолодочного оружия. Обычные АПЛ погружаются на 400 м. Впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты расположены не в носу корабля, а за отсеком центрального поста. Это позволило разместить в носовой оконечности антенну нового гидроакустического комплекса. Для ракетного оружия используются восемь вертикальных пусковых установок. В их арсенале размещаются по три контейнера с самыми современными российскими крылатыми ракетами «Калибр» и «Оникс». Сегодня в составе Военно-морского флота всего одна лодка проекта «Ясень» — «Северодвинск». «Казань» станет второй. Еще три — «Архангельск» «Новосибирск» и «Красноярск» — стоят в цехе Северодвинского машиностроительного предприятия в разной степени готовности. Шестую лодку серии — «Ульяновск» — заложат летом этого года. Все эти корабли будут построены по обновленному проекту с литерой М.

milstar: Предназначалась для оснащения ракет, запускаемых с подводных лодок по подвижным морским целям и береговым объектам. Наведение головной части на цель осуществлялось по радиолокационному излучению цели путем двукратного включения двигательной установки второй ступени ракеты на внеатмосферном участке траектории. Масса изделия 690 кг. Изделие было в опытной эксплуатации с 1975 г. http://vniitf.ru/ob-institute/muzej-yao/112-2009-04-23-05-19-26



полная версия страницы