Форум » Дискуссии » VMF (продолжение) » Ответить

VMF (продолжение)

milstar: 100 лет создателю современного ракетно-ядерного флота России Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков был своим на кораблях, в штабах и заводских цехах 2010-03-19 / Федор Иванович Новоселов - адмирал, заместитель главнокомандующего ВМФ по кораблестроению и вооружению (1986-1992). Вице-адмирал Сергей Горшков. 1950 г. Фото из книги «Черноморская эскадра» Недавно страна отметила 100-летие адмирала Флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова, славного сына Отечества, выдающегося флотоводца, который в течение 30 лет (1956–1985) находился на посту главнокомандующего ВМФ. Он являлся идеологом и организатором строительства флота, под его руководством был построен современный океанский ракетно-ядерный атомный флот, успешно освоивший просторы Мирового океана. Создание такого флота является величайшим подвигом советского народа, так как флот строит вся страна. ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА Большая часть моей службы – около 30 лет – прошла в системе заказов по созданию систем вооружения ВМФ, в том числе около 20 лет в центральном аппарате, из них 14 – начальником заказывающего управления по ракетно-артиллерийскому вооружению. Впервые я увидел Сергея Горшкова летом 1957 года при его посещении крейсера «Чкалов», а затем на собрании партийного актива Ленинградской ВМБ, обсуждавшего итоги октябрьского 1957 года Пленума ЦК КПСС. С докладом выступал главком ВМФ, большинство выступавших коммунистов одобряли решения пленума, освободившего Георгия Жукова от должности министра обороны. Немало было критики и в адрес Горшкова, в основном за подражание маршалу Жукову в наказании провинившихся офицеров. Тон и направленность критики задал адмирал Иван Байков, однокашник Сергея Горшкова по училищу. Я присутствовал на многих партийных собраниях военных и гражданских организаций, но такого накала критики и самокритики, накала страстей, как на этом активе, не встречал. Сергей Георгиевич весьма достойно выдержал критику, никаких реплик или оценок выступлений в заключительном слове он не сделал. Ответив на вопросы, сформулировал задачи по выполнению решений пленума. Это произвело впечатление на многих. В конце 60-х годов Сергей Горшков дважды посетил Красноярский машиностроительный завод, на котором проходило освоение производства БРПЛ Р-27 и конструкторская отработка первой межконтинентальной ракеты Р-29. Я, как районный инженер по руководству работой военных представительств на семи предприятиях Сибири, встречал и сопровождал главнокомандующего ВМФ. Он с большим вниманием и заинтересованностью вникал в работу завода, состояние с отработкой и качеством ракет и высказал заинтересованность флота в переводе завода на производство БРПЛ. В мае 1971 года я выступал от ВМФ на Всеармейском совещании руководителей представительств военной приемки (ВПВП) МО. В феврале 1972 года меня вызвали в столицу. Главнокомандующий ВМФ предложил мне должность начальника УРАВ как генерального заказчика по ракетному и артиллерийскому вооружению. В беседе он рассказал, из своего опыта 1955 года, о трудностях начала работы в столице, обратив мое внимание на необходимость установления нормальных отношений с министерствами, чьи предприятия работают по заказам УРАВ, с генеральными и главными конструкторами. В апреле 1972 года состоялось мое назначение на должность начальника УРАВ и началась служба в столице. Исходя из моего многолетнего опыта могу свидетельствовать, что во время нахождения в Москве Сергей Горшков львиную долю времени уделял вопросам строительства флота. При определении перспективы развития флота он всегда опирался на науку, прежде всего на работу ученых НИИ ВМФ и ВМА, знакомясь с ходом их исследований. При рассмотрении научных работ, он всегда ориентировал ученых на поиск нетрадиционных идей в создании систем вооружения и строительстве кораблей. Он был противником копирования зарубежных кораблей и вооружения, считая это путем отсталых, хотя изучению зарубежного опыта придавал немалое значение. Он настойчиво рекомендовал Институтам флота теснее взаимодействовать с учеными Академии наук СССР, подчеркивая, что флот на протяжении своей трехсотлетней истории всегда был тесно связан с Академией наук. Сергей Георгиевич всегда внимательно относился ко всему новому в фундаментальной науке. Он с большим уважением и вниманием относился к выдающимся ученым, которые внесли существенный вклад в строительство современного флота. В первую очередь следует назвать академика Анатолия Александрова, научная и практическая работа которого была тесно связана с флотом еще в довоенные годы. Он был инициатором и научным руководителем создания атомных энергетических установок и проектирования атомных подводных лодок. После избрания его в 1975 году президентом АН СССР Анатолий Петрович продолжил руководство Советом по гидрофизике, организуя исследования Мирового океана в интересах создания систем подводного кораблестроения и наблюдения. Сергей Горшков высоко ценил творческую деятельность генеральных и главных конструкторов кораблей и систем вооружения, избранных в состав АН СССР. Это академики Н.Н. Исанин, С.Н. Ковалев, В.Н. Челомей, В.П. Макеев, Н.А. Семихатов, П.Д. Грушин, Б.П. Жуков, Ю.Б. Харитон, Е.И. Забабахин, А.И. Савин, В.С. Семенихин, А.А. Туполев, С.В. Илюшин, Р.А. Беляков, Г.М. Бериев. Со всеми этими неординарными личностями, как и со многими другими, Горшков великолепно умел вести беседы и решать вопросы, и пользовался огромным авторитетом и уважением в их среде. Думаю, не ошибусь, если скажу, что Сергей Георгиевич был самым авторитетным и уважаемым среди ученых страны военачальником. С МОРЯ – НА ЗАВОД Важное значение в работе Сергей Горшков придавал общению с руководителями министерств ОПК, его многие годы связывали дружеские, деловые отношения с выдающимися руководителями оборонных отраслей промышленности: Б.Е. Бутома и М.В. Егоров (судостроение), Е.П. Славский (атомная ), С.А. Афанасьев (ракетно-космическая), С.А. Зверев и П.В. Финогенов (оборонная), В.В. Бахирев (боеприпасы и твердые топлива), В.Д. Калмыков и П.С. Плешаков (радиотехническая), Э.К. Первышин (средства связи). Встречи и совещания в столице, совместное посещение НИИ и КБ по вопросам кораблестроения и вооружения. Так, только по ракетным делам он с министрами побывал на Урале, Алтае, Таджикистане, в Харькове, Туле, Реутове, Люберцах, Химках и Дубне, не говоря уж о Москве, Ленинграде и центрах кораблестроения. Он с большим уважением и доверием относился к работе проектантов кораблей и конструкторам систем вооружения, всегда внимательно и заинтересованно слушал их выступления, сам активно участвовал в обсуждении, при этом чувствовалось глубокое знание им обсуждаемой проблемы, в том числе и технических вопросов. На заводах он проявлял большой интерес к новинкам технологии, организации производства и системе контроля качества. В этих посещениях предприятий Сергей Горшков проявлял интерес к вопросам развития предприятия, настроениям в коллективе. Он считал, что только благополучное предприятие может создавать высококачественную технику. Главное, что отличало Сергея Георгиевича, это его выступления, у него всегда было что сказать, при этом четко формулировал роль конкретного коллектива, где находился, в строительстве флота. Важным направлением привлечения внимания к проблемам флота являлись выставки-показы новых кораблей и систем вооружения, организованные по инициативе Сергея Горшкова на Северном или Черноморском флотах, с приглашением на них руководителей партии и правительства, министров, генеральных и главных конструкторов, директоров крупных заводов. После ознакомления с кораблями, самолетами, ракетами, торпедами и другими видами ВВТ, на выходе кораблей в море для участников выставки выполнялись боевые упражнения с пусками ракет и артиллерийскими и торпедными стрельбами. Многие участники этих мероприятий становились активными сторонниками создания мощного океанского флота. Участие конструкторов в выставках, на учениях и испытаниях новых систем вооружения позволяли им быстрее проходить процесс оморячивания, что имело принципиальное значение для правильного восприятия ими требований ТТЗ ВМФ и квалифицированно и осознанно их реализовывать при разработке ВВТ. Сергей Георгиевич постоянно интересовался ходом подготовки полигонов флота к испытаниям новых ракетных комплексов и других систем вооружения. Вспоминается посещение его вместе с секретарем ЦК КПСС Дмитрием Устиновым Северного полигона в начале 1976 году. Во время движения по технической территории полигона в районе поселка Нёнокса Устинов поинтересовался местом стартовой позиции для испытаний нового РК Д-9Р. Начальник полигона вице-адмирал Владимир Салов доложил, что сейчас подъезжаем к месту, выбранному по результатам рекогносцировки, и показал торчащую в снегу палку с металлической банкой на конце. Автобус остановился, и секретарь ЦК спросил: «Сергей Георгиевич, а вы успеете построить старт к началу испытаний?» «Вне всякого сомнения», – ответил главком и выразительно посмотрел на начальника Главного инженерного управления генерал-майора В.Е. Путята и на меня. Работы были выполнены в установленные сроки, и полигон обеспечил, как и во всех других случаях, испытания новых комплексов. ШКОЛА ЗАКАЗЧИКОВ Главной опорой главкома в строительстве флота были управления, объявленные в приказе министра обороны генеральными заказчиками по определенной номенклатуре ВВТ флота. Они несли всю полноту ответственности за жизненный цикл этой техники, начиная с задумки облика, создания, организации эксплуатации, снятия с вооружения и утилизации, и были основными организаторами по подготовке и реализации принятых решений по вопросам проектирования кораблей, созданию комплексов вооружения, подготовки полигонов флота к испытаниям и организации их проведения. Заказывающие управления (ЗУ) несли ответственность за техническую подготовку флотов к приему новых видов вооружения и организацию их эксплуатации, за специальную подготовку личного состава кораблей и частей. Для выполнения этих функций заказывающие управления имели в подчинении НИИ, полигоны, военные представительства на предприятиях промышленности, арсеналы и базы хранения вооружения, ремонтные заводы. В специальном отношении им подчинялись соответствующие управления флотов, флагманские специалисты и боевые части (службы) кораблей. Итоговыми оценками деятельности заказывающих управлений являлись создание новых систем вооружения в установленные сроки и высокого качества и успешность выполнения боевых упражнений кораблями флотов. Поэтому Сергей Георгиевич уделял пристальное внимание работе этих управлений, а их руководители были наиболее частыми посетителями его кабинета с докладами. Становлению и укреплению авторитета начальника заказывающего управления имело их обязательное присутствие на встрече ГК ВМФ с генеральными и главными конструкторами, директорами предприятий и руководителями министерств, при этом он всегда спрашивал мнение присутствующего начальника ЗУ по обсуждаемому вопросу и, как правило, поддерживал его. Такая система общения с начальниками заказывающих управлений позволяла главкому быть постоянно в курсе дел по созданию и ходу испытаний систем ВВТ и строительству кораблей, а для подчиненных была великолепным примером и школой решения различных вопросов. Важной школой воспитания и обучения для начальников ЗУ было присутствие и участие в обсуждении вопросов на заседаниях Военного совета ВМФ. Присутствуя на многих заседаниях Военного совета, на некоторых из них я выступал с докладами или в прениях, а при обсуждении итогов зимнего и летнего периода обучения обязательно докладывал о результатах ракетно-артиллерийской подготовки за ВМФ в целом. Это были отличная школа государственного подхода к обсуждаемым вопросам, пример сочетания жесткого спроса за недостатки и упущения с уважением к человеку и четкие указания по дальнейшей работе. Сергей Георгиевич всегда внимательно слушал доклады и выступления, делал замечания или задавал вопросы, но я не помню, чтобы это кого-нибудь обижало. Если кому и доставалось, то за дело. Вспоминаю, как в январе 1976 года я докладывал на заседании Военного совета о неудовлетворительных результатах ракетных пусков в 1975 году и мерах, принимаемых управлением. Главком одобрил предлагаемые меры, но дал весьма жесткую оценку моей деятельности: «Вы не твердо держите в руках порученное дело. Начальник УРАВ отвечает и за качество, и за надежность вооружения, и за обучение личного состава ракетно-артиллерийских боевых частей кораблей, и за организацию стрельб. Требую наводить в службе порядок быстрее и жесткой рукой. Пока мы этого не видим и публично вас предупреждаем. Спрос будет строгим». Такая оценка не могла быть приятной, тем более что управление и вся ракетно-артиллерийская служба работали с большим напряжением. Десятки КБ и НИИ промышленности работали по созданию новых комплексов РАВ. На четырех полигонах и кораблях под руководством государственных комиссий проводились испытания новых и модернизированных комплексов, количество которых иногда доходило одновременно до десяти. На флотах шло освоение новых видов вооружения, в ходе боевой подготовки проводились пуски ракет, число которых иногда доходило до 400 в год, по результатам которых, в определяющей степени, оценивался уровень боевой и политической подготовки большинства кораблей и частей флотов. Офицеры управления принимали непосредственное участие во всех этих процессах. В поездках на флоты офицеры управления оказывали помощь специалистам по подготовке к учениям и сложным стрельбам, проведении и оценке их результатов. Строгую оценку, данную главнокомандующим на Военном совете, в управлении восприняли как должное и как руководство к действию. Управлением, вместе со специалистами РАВ и командованием флотов, были приняты необходимые меры. В последующие 10 лет серьезных провалов в ракетно-артиллерийской подготовке на флотах не было, хотя недостатки и замечания были всегда. Главный конструктор Валентин Мутихин, Сергей Горшков, командир РКР «Слава» Вадим Москаленко. Фото из архива «НВО» ПОД РАКЕТНЫМ ОБСТРЕЛОМ Особое значение имели плановые поездки главнокомандующего на флоты, как правило, два раза в год на Северный и Тихоокеанский и по одному – на Балтийский и Черноморский. Во всех этих поездках участвовали начальники заказывающих управлений. Присутствуя на заслушиваниях командования флота (флотилии), мы получали информацию из первых уст о состоянии дел на флоте и нерешенных вопросах. Мы видели и учились, как правильно надо ставить и решать вопросы по обеспечению боевой готовности сил и средств флота, обустройству гарнизонов и пунктов базирования, поддержанию высокого уровня организации службы и воинской дисциплины. Особое внимание главком обращал на поддержание установленных норм содержания кораблей в постоянной готовности, материальной основой которой является техническая готовность кораблей и систем вооружения, обеспечение флота нормативными запасами ракет, других боеприпасов и материально-технических средств, за которые отвечали центральные управления наравне с командованием флотов. После заслушивания командования флота начальники заказывающих управлений работали в специальных управлениях, на кораблях и частях. Главными вопросами для них были оценка работы по освоению новых кораблей и комплексов вооружения, проверка технической готовности кораблей, состояние системы хранения оружия на базах и вопросы пожаро- и взрывобезопасности на кораблях и базах. Такая практика позволяла ЗУ, отвечающим за весь жизненный цикл вооружения, учитывать флотский опыт в разработке новых систем вооружения. Результаты своей работы начальники управлений докладывали в штаб и учитывали при подведении итогов. По важным и срочным вопросам начальники управлений докладывали лично главкому. Боевые упражнения в море выполнялись в условиях, приближенных к боевым. Корабли находились в боевых порядках (ордерах), обеспечивая все виды обороны, оружие кораблей в готовности к боевому использованию. Пуски БР проводились по команде с ЦКП ВМФ при нахождения ПЛАРБ в условиях боевого патрулирования. Пуски противокорабельных ракет проводились в условиях разведывательно-ударного комплекса, с использованием данных о целях-мишенях от космической или авиационной разведывательных систем. Наиболее сложной была организация отработки ПРО-ПВО соединения кораблей, при которой налет осуществляли противокорабельные крылатые ракеты, доработанные в ракеты-мишени (РМ), запускаемые с ракетных катеров и подводных лодок в штатном режиме. При подготовке РМ на них отключался контур управления от головки самонаведения, вместо боевой части устанавливали весовой имитатор. В целях соблюдения мер безопасности РМ наводились из расчета прохождения их траектории с некоторым упреждением относительно ордера. При угрозе нападения с воздуха корабли соединения переводились в режим полной боевой готовности, боевое распоряжение по отражению воздушных целей с использованием зенитных огневых средств выдавалось только тем кораблям, которые проверялись. Другие корабли ордера должны были использовать свои огневые средства только по РМ, идущей непосредственно на «свой» корабль. Это положение было записано в руководящих документах, что обеспечивало безопасность всех кораблей при отражении воздушного налета. В ходе выполнения боевых упражнений оценивались уровень подготовки личного состава и надежность работы материальной части кораблей. В случаях неуспешных пусков ракет, других недостатков на учении Горшков никогда не проявлял элементов нервозности, давал четкие указания о проведении после учения расследования причин. Летом 1974 года во время оперативных сборов командного состава флотов и центральных управлений под руководством главкома на Северном флоте эскадра надводных кораблей в море должна была отразить удар ракет. Все участники сборов находились на крейсере «Мурманск». Погода была благоприятная, светило солнце, море спокойное. Ракетный удар наносила бригада ракетных катеров, запуская три РМ П-15 с дальности около 40 км. В назначенное время катера пустили РМ, подход которых к эскадре на высоте 200–300 м и темпом 7–10 секунд был хорошо виден визуально. Но произошло невероятное – ни один корабль эскадры не обстрелял РМ из-за того, что РМ не были обнаружены, о чем и доложил командир эскадры. Не знаю, какой разговор состоялся у главкома с командующим Северным флотом, но вскоре я, как главный ракетчик и начальник УРАВ ВМФ, был вызван во флагманскую рубку, где находился нахмуренный и суровый СГ (как мы его называли между собой) в одиночестве. Видно было, что он тяжело переживал произошедшее, и я не ожидал для себя ничего хорошего. Но главком, сдерживаясь, довольно спокойно сказал: «Да-а. Такого еще не бывало у нас. Вызовите специалистов, кого необходимо, останьтесь на флоте после сборов и разберитесь в причинах случившегося досконально. И примите меры». Я был удивлен его выдержкой и еще раз убедился в силе характера. Еще один случай, показывающий выдержку и спокойствие Сергея Георгиевича в сложной ситуации. На одном из учений Северного флота корабли эскадры отражали удар РМ, запущенных с АПЛ и РКАБ. Штаб руководства находился на тяжелом атомном ракетном крейсере «Киров» и получал донесения о поражении двух РМ на основе ракеты П-6. И вдруг из-за низких облаков вылетает горящая РМ П-6 (ее подбил стреляющий корабль) и падает впереди примерно в 200 метрах по курсу крейсера. Многие из нас, находящихся на ходовом мостике, так и ахнули, а главком взглянул в нашу сторону и спокойно сказал: «Не паникуйте!» И поручил мне разобраться, почему зенитчики не обстреляли эту РМ, практически идущую на крейсер. Все было сказано весомо и спокойно. После разбора этого случая с командирами кораблей и соединений на Северном флоте была дана информация на другие флоты вместе с дополнительными указаниями о том, что каждый корабль в ордере должен быть в готовности и поразить воздушную цель, идущую на корабль. К сожалению, невыполнение этих требований привело в аналогичной ситуации к гибели МРК «Муссон» на Тихоокеанском флоте в 1987 году, когда в него попала подбитая РМ-15 и он затонул. Приведу еще один пример, характеризующий Сергея Георгиевича. На учении по высадке десанта на ЧФ один из катеров на воздушной подушке не мог с ходу выйти на побережье и сделал это только на третьем заходе. Командование флота и все, кто находился на смотровой трибуне, волновались и переживали за неудачу и возможные неприятности для командира катера. Главком спокойно направился к катеру, и все, находящиеся на трибуне, последовали за ним. Мы видели бледное лицо командира катера, когда он докладывал главкому. Сергей Георгиевич спокойно выслушал доклад, поздоровался с командиром за руку и начал разговор о боевых и мореходных качествах корабля, какие недостатки он имеет. Командир, старший лейтенант, в начале беседы волновался, что вполне естественно, он впервые разговаривал с военачальником такого высокого ранга да еще в столь сложной ситуации, а затем успокоился и уверенно отвечал на все вопросы. Горшков поблагодарил его и пожелал успехов в службе. Надо было видеть просиявшее лицо командира катера и с какой лихостью он приподнял свой катер, развернул его на месте и ушел в море. Думаю, что для этого офицера беседа с главкомом будет памятной на всю жизнь, а для присутствующих – поучительным примером отношения адмирала к молодому офицеру. Последний мой разговор с Сергеем Георгиевичем состоялся по телефону в канун Дня Победы 1988 года, а вскоре его не стало. Это была огромная потеря для флота, для страны.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

milstar: СЕВЕРОДВИНСК /Архангельская область/, 26 июня. / Корр.ТАСС Владимир Ануфриев/. Крупнейшая оборонная верфь России "Севмаш" (Северодвинск) обеспечена работой до 2025 года, заявил 26 июня гендиректор завода Михаил Будниченко. "Перед нами стоят большие задачи - построить две серии АПЛ "Ясень" и "Борей", вернуть ВМФ России (в 2018 году) большой атомный ракетный крейсер "Адмирал Нахимов" , который будет флагманом нашего флота, есть еще ряд строящихся интересных кораблей, так что без работы до 2025 года не останемся это точно", - сказал он на церемонии награждения предприятия грамотой Верховного Главнокомандующего РФ. Ее заводу вручил Главком ВМФ Виктор Чирков. © Архив ИТАР-ТАСС/Владимир Ларионов Гендиректор: Севмаш до конца 2020 года передаст флоту восемь "Бореев" и шесть "Ясеней" Этой награды завод удостоен "за заслуги в обеспечении безопасности государства, укрепление его обороноспособности, оснащении ВМФ современными образцами вооружения и военной техники". Грамота была учреждена в 2009 году. За 75-летнюю историю "Севмаш" построил для ВМФ 132 атомные подводные лодки (АПЛ). По данным предприятия, такого количества АПЛ не строила больше ни одна верфь мира. В настоящий момент "Севмаш" ведет строительство двух группировок АПЛ нового поколения - ударных (шифр 855 "Ясень") и стратегических (шифр 955 "Борей"). По госпрограмме вооружения, до 2020 года "Севмаш" должен построить восемь атомных подлодок классов "Ясень" и "Ясень- М", вооруженных крылатыми ракетами. Головной подводный крейсер серии (проект "Ясень") - "Северодвинск"- построен на "Севмаш"е и передан ВМФ 17 июня 2014 года. Многоцелевые атомные субмарины "Казань", "Новосибирск", "Красноярск" и "Архангельск" строятся по усовершенствованному проекту "Ясень-М". © ИТАР-ТАСС/Марина Лысцева Гендиректор: Севмаш готов строить перспективный авианосец Госпрограммой вооружения также предусматривается строительство восьми стратегических ракетоносцев классов "Борей" и "Борей-А". Эти подлодки, вооруженные новыми межконтинентальными баллистическими ракетами "Булава", призваны стать основой морских стратегических ядерных сил России на ближайшие десятилетия. Головной ракетоносец проекта 955 "Борей" - "Юрий Долгорукий", а также первый серийный корабль - "Александр Невский", построенные на ""Севмаше", были переданы ВМФ в начале и конце 2013 года соответственно. Третья подлодка этого проекта "Владимир Мономах" вступила в строй в конце 2014 года. На стапелях предприятия строятся сразу три АПЛ проекта 955А ("Борей-А") - "Князь Владимир", "Князь Олег" и "Генералиссимус Суворов". Как ранее заявили на судоверфи, "все заказы будут обеспечены комплектующими отечественного производства". "Севмаш", входящий в Объединенную судостроительную корпорацию, расположен на побережье Белого моря. Производственные мощности верфи позволяют строить корабли и суда водоизмещением до 100 тысяч тонн с традиционными и ядерными энергетическими установками. На предприятии работают свыше 26 тысяч человек.

milstar: "Малахит" всегда в цене Версия для печати Добавить в избранное Обсудить на форуме Российские специалисты создают уникальные образцы военно-морской техники, зачастую не имеющие аналогов в мире Геннадий Старых Тэги: вмф, подлодка, северодвинск, ясень, проект 885, корабль, дорофеев, робототехника, чирков, газфлот вмф, подлодка, северодвинск, ясень, проект 885, корабль, дорофеев, робототехника, чирков, газфлот Атомная подводная лодка «Северодвинск». Фото предоставлено ОАО «СПМБМ «Малахит» Развитие отечественного Военно-морского флота приобрело качественно иное направление после того, как кораблестроительной промышленности удалось разработать и начать серийную постройку атомных подводных лодок различного назначения, позволивших ВМФ выйти на просторы Мирового океана и взять их под контроль. О современных разработках в области подводного кораблестроения и не только в интервью обозревателю «НВО» Геннадию СТАРЫХ рассказал генеральный директор ОАО «СПМБМ «Малахит» Владимир ДОРОФЕЕВ. – В День подводника 19 марта на Севмаше под именем «Архангельск» была заложена четвертая многоцелевая атомная подводная лодка проекта 885М «Ясень-М». Головной корабль проекта 885 «Ясень» – «Северодвинск» – находится в опытной эксплуатации на Северном флоте, головной корабль проекта 885М – «Казань» – предполагается вывести из цеха в следующем году. Что можно сказать о проекте «Ясень», насколько он оправдал ожидания конструкторов и флота? – Проекты 885/885М – прорывные для нашего Военно-морского флота. Подводные лодки четвертого поколения типа «Ясень» вобрали в себя все лучшее, что было создано до них, все ноу-хау, которые были в многоцелевых подводных лодках третьего и второго поколений. Одновременно в проектах 885/885М внедрено очень много серьезных новшеств. В частности, благодаря оснащению универсальными пусковыми установками, которые дают возможность комбинировать ракетное вооружение, этот корабль исполняет функцию, до этого не свойственную нашим многоцелевым атомным подлодкам: полноценного неядерного стратегического сдерживания. Корабль содержит много нововведений в части энергетической установки. Так, например, впервые установлена паропроизводящая установка нового проекта, паротурбинная установка новой разработки, а также система вспомогательного движения нового проекта. Результаты, которые были получены как на заводских ходовых испытаниях «Северодвинска», так и во время государственных испытаний, подтвердили правильность технических решений, заложенных в проект. Российский Военно-морской флот принял корабль в опытную эксплуатацию, которая продолжается до настоящего времени. Это объясняется тем, что, получив корабль принципиально нового проекта, военные моряки отрабатывают применение всех технических средств в разных условиях эксплуатации. В 2014 году мероприятия программы опытной эксплуатации были успешно выполнены. Это и глубоководные испытания – погружение на предельную глубину с испытанием всех необходимых технических средств, – и мероприятия, связанные с выполнением ракетных и торпедных стрельб с борта корабля, а также мероприятия, связанные с завершением государственных испытаний основных комплексов радиоэлектронного вооружения в глубоком море. Поскольку проект «Ясень» содержит в себе принципиально новое оборудование, он и испытывается длительное время, как любое высокотехнологичное инженерное сооружение. Опытная эксплуатация выявила ряд замечаний на корабле, которые успешно устранены. Расширенные испытания, предусмотренные опытной эксплуатацией, как раз служат для выявления «детских болезней», чтобы не допустить их повторения на серийных кораблях. Могу сказать, что процесс строительства серийных кораблей полностью соответствует срокам, заложенным в Государственной программе вооружений. – А каковы отзывы флота о этом корабле? – Флот говорит, что «Северодвинск» уникален и существенно превосходит корабли третьего поколения. Офицеры, с которыми я общался, восторженно отзываются о технических характеристиках корабля, например маневренных. Кроме того, очень интересны зарубежные отклики, которые мы видим, например, в иностранной прессе, где высоко оцениваются технические данные «Ясеня». Можно даже сказать, что наши зарубежные коллеги удивлены теми характеристиками, которые были достигнуты на этом корабле. В августе, когда корабль вышел в район боевой подготовки Северного флота вне пределов Белого моря, в СМИ появились сообщения, что недалеко от районов проведения испытания «Ясеня» была обнаружена атомная подводная лодка США типа «Вирджиния». По данным СМИ, гидроакустический контакт с американской подлодкой поддерживался в течение получаса, и активные действия Морской авиации ВМФ и надводных кораблей вынудили эту подводную лодку уйти от района проведения испытаний «Северодвинска». Примечательно, что недавно в зарубежных СМИ появилась информация о начале разработки на базе атомохода типа «Вирджиния» новой модификации, оснащенной вертикальными пусковыми установками для массированного применения крылатых ракет. К слову, взглянув на ограждения рубки американских подлодок типа «Сивулф» и «Вирджиния», мы увидим характерный наплыв, который очень напоминает ограждения рубки кораблей «Малахита», начиная с проекта 971. Ограждения немецкой дизель-электрической подводной лодки типа 212 весьма схожи с теми решениями, которые были заложены еще в Советском Союзе в проекте 705. Впрочем, законы физики, гидродинамики одинаковы для всех, поэтому американские, немецкие и российские инженеры вполне могут прийти к схожим решениям. Кстати, хорошим свидетельством широкого признания эффективности атомных подводных лодок служит тот факт, что в индийской прессе недавно стало заметно смещение акцента от дизель-электрических подводных лодок в сторону подлодок с атомными энергоустановками. В частности, речь идет о необходимости постройки шести атомных подводных лодок собственной разработки. Наверное, не последнюю роль здесь сыграла военно-экономическая эффективность в отношении тех задач, которые должен решать военно-морской флот Республики Индия. – Американские проектанты придерживаются концепта однокорпусных лодок. Советская традиция – двухкорпусные лодки для повышения надежности корабля, но «Ясень», в отличие от своих предшественниц третьего поколения проекта 971, имеет смешанный архитектурно-конструктивный тип в целях снижения акустического поля. То есть полутора- и однокорпусная архитектура более перспективна? – Архитектура корабля зависит от задач, которые ему предстоит выполнять. Исходя из назначения корабля, конструкторы выбирают его конструктивный тип, который лишь средство достижения определенных целей, а не самоцель. – Какой будет российская многоцелевая подлодка пятого поколения? – Опыт создания многоцелевых атомных кораблей, который есть в нашем конструкторском бюро, а также мировой опыт говорит о том, что любой корабль следующего поколения должен иметь ограниченное количество инноваций. То есть количество новшеств в корабле не должно превышать 10–25%. Потому что корабль создается не ради рекордов на этапе испытаний, а для того, чтобы он служил Военно-морскому флоту в течение многих десятилетий с необходимой эффективностью, которая не должна снижаться в процессе его эксплуатации. Корабль пятого поколения возьмет все лучшее, что сегодня освоено промышленностью. Это решения по модульности, дальнейшие решения по снижению физических полей корабля, по автоматизации кораблей, интеграции в единое информационное пространство Министерства обороны и более широкое применение робототехнических средств с борта подводной лодки. – Главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков говорил о модульном принципе строительства военных кораблей, указывая, что таким образом будет не только ускорено проектирование, но и удешевлено производство. Но мы видим, что в США модульное направление подвергается серьезной критике, идет дискуссия о необходимости соединения специализации корабля с модульностью только там, где это действительно целесообразно… Глубоководный обитаемый аппарат «Консул». Фото предоставлено ОАО «СПМБМ «Малахит» Глубоководный обитаемый аппарат «Консул». Фото предоставлено ОАО «СПМБМ «Малахит» – Опять же в данном вопросе российские кораблестроители оказались немного впереди. Безусловно, идея создания из неких модулей универсальных кораблей различного назначения, как и любой концепт, содержит в себе как положительные, так и отрицательные стороны. Можно привести сравнение с человеческим организмом: если мы возьмем одни и те же руки, ноги, сердце, то не сможем из этих стандартных комбинаций собрать и прыгуна в высоту, и тяжелоатлета. Боевой корабль тоже в некотором роде специализированный спортсмен. Модульность не стоит сводить к сборке корабля из неких типовых элементов. Хорошим примером правильной реализации этой концепции является «Ясень»: модульное оружие, универсальные пусковые установки, предназначенные для запуска ракет разных массогабаритных характеристик и разного назначения без каких-либо переделок системы. Кроме того, можно говорить о межпроектной унификации по комплектующему оборудованию. Уровень унификации между подводными лодками разных проектов достаточно велик, например в части радиоэлектроники. Все эти вопросы конструкторское бюро, безусловно, решает совместно с промышленностью, поскольку любая идея должна быть подкреплена технологическими возможностями. – Говоря о подлодке пятого поколения, вы упомянули робототехнику. Ваше бюро является фактически головным в структуре ОСК по этой тематике. Что сегодня предполагается поручать роботам, куда идет развитие мировых тенденций и каковы наработки «Малахита» в этой области? – Всплеск интереса к морской робототехнике произошел в 70-е годы прошлого века. В момент нефтяного кризиса ряд стран были вынуждены обратиться к добыче нефти и газа на шельфе Мирового океана, и тогда начался бум строительства необитаемых подводных аппаратов. Эти аппараты стали решать задачи, связанные не просто с научно-исследовательскими операциями, а с обслуживанием нефтепромыслов на шельфе. Поначалу это были простейшие операции: обследование, поиск неисправностей, доставка рабочего оборудования. При росте объема добычи нефти, естественно, встал вопрос о дальнейшей разработке подобных средств, которые позволили бы выполнять и другие типовые операции. В конечном счете это будет менее затратно и намного более безопасно для людей, особенно если речь идет о добыче нефти в более глубоководных районах. Военные моряки, как российские, так и зарубежные, не остались в стороне от этих процессов. Возникли варианты по применению роботов в сфере противоминной обороны: поиска мин и разминирования. Так что разработки в области подводной робототехники существуют для Военно-морского флота РФ давно. Это были специализированные необитаемые подводные аппараты для решения конкретных задач в интересах Военно-морского флота. Их производство не было массовым, но оно было. Важен еще один аспект: подводная лодка является элементом ведения боевых сетецентрических операций. То есть боевой объект должен входить в единое информационное пространство Министерства обороны. А любой обмен информацией предполагает потерю скрытности. Поэтому, по мнению специалистов «Малахита», робототехника должна придавать кораблю новые качества: добавлять сенсорные возможности, повышать его скрытность, обороноспособность. Кроме того, применение средств робототехники с борта подводной лодки сложнее, чем с борта надводного корабля, и вопросы взаимодействия между двумя объектами, находящимися под водой, тоже находятся в сфере нашего внимания. – За рубежом ведутся работы по созданию ударных робототехнических средств. Наша техника будет способна противостоять этим системам? – Давайте посмотрим на применение беспилотников в военно-воздушных силах. Функции самые разнообразные, от разведки до ударных комплексов. Подводное пространство тоже не является чем-то исключительным с точки зрения функционала робототехнических средств. – У «Малахита» есть серьезные наработки по малым подводным лодкам. Каковы перспективы этого класса кораблей? – Да, по нашим проектам в свое время были созданы дизель-электрические подводные лодки 865-го проекта, тип «Пиранья». Эти корабли предназначены для действия в прибрежных районах: противодиверсионная борьба, доставка сил и средств специального назначения. Предусмотрена возможность выхода боевых пловцов, когда корабль находится в подводном положении, а также последующий прием их на борт путем использования специальной док-камеры. Интерес к кораблям проявляют иностранные заказчики, кроме того, возможно, Военно-морской флот РФ захочет привлечь такие корабли для работы во внутренних морях. Тем более что сегодняшнее развитие средств радиоэлектронного вооружения уже позволяет в относительно небольших габаритах антенной части гидроакустического комплекса реализовать гораздо большие возможности, чем те, которые были доступны 20–30 лет назад. Поэтому корабли малого водоизмещения уже могут служить не только как средства доставки, но и как корабли, которые обеспечивают боевые действия в прибрежных районах. Мы продолжаем развивать эту концепцию, предлагаем варианты дизель-электрических подлодок водоизмещением до тысячи тонн как отечественному ВМФ, так и иностранным заказчикам. – Возможно, зарубежный интерес сдерживается тем, что нет заказа со стороны ВМФ России? Ведь этот сравнительно очень недорогой проект действительно весьма интересен для государств, располагающих островными и полуостровными территориями… – Военно-морской флот и Министерство обороны РФ руководствуются не интересами конкретного бюро, а необходимостью решения задач, которые поставлены нашим государством. Именно наш государственный заказчик определяет, какие задачи решать с помощью неатомных подводных лодок, а какие – привлекая Морскую авиацию, например. Наша цель – предлагать заказчику как можно более широкую номенклатуру кораблей, исходя из наших знаний и опыта. Но Министерство обороны и Военно-морской флот РФ выбирают из этого многообразия именно те средства, которые позволяют решать задачи, стоящие перед ВМФ РФ, с максимальной эффективностью. И я как директор бюро хотел бы отдать должное руководству Военно-морского флота и Министерства обороны, потому что я вижу их системный и аргументированный подход к формированию долгосрочной программы военно-морского кораблестроения. А если мы говорим о военно-техническом сотрудничестве, то есть примеры, когда промышленность других стран успешно поставляет на экспорт корабли, аналогов которым нет в составе собственных флотов. Страны-заказчики способны просчитать военно-экономическую эффективность подобных проектов. – Министерство обороны, определяя облик программы вооружений в военно-морской части, ставит перед собой задачу поддержания и развития перспективных технологий, предлагаемых промышленностью? – Безусловно. При формировании Государственной программы вооружений Министерство обороны не может не заботиться о развитии промышленного потенциала. Более того, я считаю, что Министерство обороны сейчас вернулось к участию в поддержании ключевых технологий, которые, может быть, не столь востребованы сегодня, но однозначно понадобятся завтра. Если говорить о «Малахите», то государство уже вложилось в производство титановых подводных лодок, комплексную автоматизацию подводной лодки – и у этих технологий действительно нет мировых аналогов. Со своей стороны, промышленность не может и не должна, с моей точки зрения, ограничиваться, как курица на насесте, позицией «военные, берите, что дают», не утруждая себя мыслями о том, для каких целей необходимо создавать корабли. Только при взаимной работе военных, проектантов, заводов и контрагентских предприятий возможно воплощение в жизнь эффективной Государственной программы вооружений. – Работает ли «Малахит» в области проектирования шельфовой техники, может быть, океанской энергетики? – Ключевые компетенции «Малахита» лежат в области глубоководной техники, то есть создания оборудования, работающего в условиях агрессивной гидросреды, большого гидростатического давления. Конечно, наши знания могут быть применены в гражданской сфере, например, в создании погружных энергетических модулей с применением ядерной энергетики. Подобные модули могут служить источниками энергии при разработке месторождений в тяжелой ледовой обстановке. Для выполнения такой работы у нас есть устойчивые связи с контрагентами: разработчиками ядерных паропроизводящих установок, паротурбинных установок, средств электроэнергетических систем. По заказу «Газфлота» по проекту «Малахита» на Тюменском судостроительном заводе построено комплексное судно обеспечения бурения. Мы готовы и в дальнейшем применять свои знания в сфере проектирования сложных инженерно-технических сооружений в гражданской области.

milstar: Сравнивая «Амур 1650» (созданный с широким использованием опыта разработки и совершенствования «Варшавянки», имеющей, по результатам предварительных испытаний, в 6-8 раз меньшую шумность, чем ее предшественница, а также атомоходов ЦКБ МТ «Рубин») и германскую ПЛ «Тип 212», обладающую, как показала практика, приблизительно равным уровнем акустической скрытности с лодками пр. 636 позднего выпуска, можно с достаточно большой долей вероятности предположить, что 677-й проект имеет определенные преимущества в области скрытности перед германской лодкой, а также, по-видимому, и перед своей французской соперницей. http://shturman-tof.ru/Morskay/podlodka/pl_01_spb.htm


milstar: http://bastion-karpenko.narod.ru/636_RF_01.html ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ПРОЕКТА 636 Сейчас НАПЛ с такими размерениями, как лодки проекта 877/636, строят только Россия, Япония и Китай. Германские ПЛ типов 209, 212, 214 и французские «Скорпены» намного меньше. Последние три типа лодок оснащаются серийными ВНЭУ (Air Independent Power – АIР). У нас же пока таких установок нет, хотя сами работы в этом направлении велись в СССР еще с 60-х годов и тогда мы от Запада не отставали. Для испытаний и отработки установок с ЭХГ в ЦКБ «Лазурит» в 1979 году был разработан технический проект 613Э опытной ПЛ, переоборудованной из лодки проекта 613. Испытания успешно завершились в 1989 году. Но с тех пор прошло много времени, а реального воплощения на российских кораблях подобные установки не получили. Как недавно сообщил генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Вильнит, предприятие приступило к созданию натурного образца ВНЭУ, но когда ее увидит флот и зарубежные партнеры, еще неизвестно. Таким образом, серия 636.3 может стать переходным образцом в ходе создания принципиально новых неатомных кораблей для отечественного ВМФ. Об этом также заявил главный конструктор ЦКБ «Рубин» Игорь Молчанов в ходе церемонии закладки «Старого Оскола». Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/9233

milstar: Бывший офицер-подводник ВМС США Брайан Кларк, работающий аналитиком в Центре стратегических и бюджетных оценок (Center for Strategic and Budgetary Assessments), согласен с Хендриксом в том, что во время современных боевых действий подводные лодки могут стать оптимальным вариантом. «Я согласен с тем, что против китайских средств A2/AD подводные системы, разведывательно-ударные БЛА и штурмовые БЛА большой дальности и живучести во время войны являются оптимальным средством нанесения удара и борьбы с надводными кораблями противника», – говорит он. Вместе с тем Кларк отмечает, что у субмарин есть свои недостатки. «В целом к недостаткам подводных лодок относятся ограниченное владение ситуацией, низкая скорость, а также отсутствие средств самообороны. Поэтому в случае обнаружения или нападения они будут стараться уклониться и уйти от противоборства, – говорит Кларк. – Наши ударные подводные лодки в этом плане очень уязвимы, и, кроме того, это дорогостоящая техника, требующая больших капиталовложений. Поэтому наши командиры будут отдавать предпочтение уклонению от боевых действий, чтобы нанести удар позже». http://oborona.ru/includes/periodics/navy/2015/0624/173816149/detail.shtml

milstar: Бывший офицер-подводник ВМС США Брайан Кларк, работающий аналитиком в Центре стратегических и бюджетных оценок (Center for Strategic and Budgetary Assessments), согласен с Хендриксом в том, что во время современных боевых действий подводные лодки могут стать оптимальным вариантом. «Я согласен с тем, что против китайских средств A2/AD подводные системы, разведывательно-ударные БЛА и штурмовые БЛА большой дальности и живучести во время войны являются оптимальным средством нанесения удара и борьбы с надводными кораблями противника», – говорит он. Вместе с тем Кларк отмечает, что у субмарин есть свои недостатки. «В целом к недостаткам подводных лодок относятся ограниченное владение ситуацией, низкая скорость, а также отсутствие средств самообороны. Поэтому в случае обнаружения или нападения они будут стараться уклониться и уйти от противоборства, – говорит Кларк. – Наши ударные подводные лодки в этом плане очень уязвимы, и, кроме того, это дорогостоящая техника, требующая больших капиталовложений. Поэтому наши командиры будут отдавать предпочтение уклонению от боевых действий, чтобы нанести удар позже». http://oborona.ru/includes/periodics/navy/2015/0624/173816149/detail.shtml

milstar: Хорошие перспективы продвижения на мировые рынки российской военно-морской техники «Рособоронэкспорт» связывает с высокой конкурентоспособностью большого количества образцов, к примеру, с подводными лодками проекта 636 и «Амур-1650», фрегатами проектов 11356 и «Гепард-3.9», ракетными катерами типа «Молния», патрульными катерами «Светляк» и «Мираж», ракетными комплексами береговой обороны «Бал-Э» и «Бастион», артиллерийской системой А-190 и других. В последние годы «морская доля» в объеме экспортных поставок «Рособоронэкспорта» в среднем находилась на уровне порядка 15%, что в целом соответствует общемировым тенденциям оружейного рынка. Наиболее значимыми для ВТС «военно-морскими» контрактами, выполненными «Рособоронэкспортом» в период с 2000 года по настоящее время, являются: поставка в Китай эскадренных миноносцев проекта 956Э и проекта 956ЭМ, а также подводных лодок проекта 636, поставка в Индию авианосца «Викрамадитья» и сторожевых кораблей проекта 11356, поставка в Грецию десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр» и в Словению сторожевого катера проекта 10412 «Светляк» (контракты со странами НАТО), поставка в Республику Корея российских десантных катеров на воздушной подушке проекта 12061Э «Мурена-Э». http://www.rostec.ru/news/4516836

milstar: В России разрабатывается противокорабельная ракета большой дальности Перспективная сверхзвуковая противокорабельная ракета (ПКР) радиусом действия свыше 400 км, разрабатывается по заказу ВМФ России для оснащения новых кораблей, палубных самолетов и береговых комплексов, сообщает Интерфакс-АВН со ссылкой на высокопоставленный источник в ВПК «Разрабатываем по заказу Главкомата ВМФ малозаметную высокоавтономную противокорабельную ракету. Ее варианты станут основным противокорабельным вооружением для разрабатываемых, строящихся и модернизируемых кораблей, а также береговых ракетных комплексов как мобильных, так и шахтных», - сказал собеседник агентства на МВМС-2015. Он уточнил, что согласно заданию заказчика, дальность полета новой ПКР по комбинированной траектории будет составлять более 400 км, а при полете на сверхмалой высоте до 200 км. По его словам, новая ракета должна быть практически невидимой для радаров противника за счет внедрения технологий малой заметности. Предполагается, что ПКР будет способна осуществлять самостоятельный поиск, идентификацию движущейся цели и ее поражение без внешнего целеуказания. Корабельный вариант предусматривает запуск ракет из ячеек установки вертикального пуска.

milstar: Сейчас в состав ВМФ России входят три крейсера этого типа - "Москва", "Варяг" и "Маршал Устинов", которые вошли в строй в 1980-х годах. Сейчас они вооружены зенитными ракетными системами "Форт" (модификация С-300) и "Оса". "Маршал Устинов" проходит модернизацию с лета 2011 года. Ожидается, что он будет возвращен флоту в 2015 году. Ранее планировалось, что до конца года в ремонт с модернизацией отправится крейсер "Москва", который является флагманом Черноморского флота. О создании корабельной системы для ВКО "Для реализации государственной кораблестроительной программы перед предприятиями концерна стоит задача по созданию корабельной зенитной ракетной системы, способной решать задачи ВКО и ПВО", - сказал собеседник агентства на Международном военно-морском салоне (МВМС-2015) в Петербурге. О какой системе идет речь, он не уточнил. Кроме того, в рамках выполнения этой программы концерн занимается созданием модульных интегрированных систем вооружения, добавил представитель "Алмаз-Антея". О зарубежных контрактах "По линии работы концерна как субъекта военно-технического сотрудничества подписание в ходе МВМС-2015 новых контрактов на экспорт продукции военного назначения не планируется", - сказал собеседник агентства. Он подчеркнул, что "Алмаз-Антей" не ставит целью обязательное подписание контракта на подобных выставках, рассматривая их как площадки для рекламы и переговоров с существующими и потенциальными заказчиками. Ранее об отказе подписывать контракты с иностранцами на МВМС-2015 заявили в "Рособоронэкспорте". Испытательный комплекс концерна "Алмаз-Антей" © Юрий Белинский/ТАСС "Алмаз-Антей" в 2014 году заработал на обслуживании и модернизации техники 36 млн долларов "Алмаз-Антей" представил на салоне в Петербурге свыше 25 образцов военной продукции. В частности, речь идет о натурных образцах автономного тренажера командира и оператора боевых машин из состава зенитных ракетных комплексов "Тор-М2Э", а также натурном образце турельной установки "Комар", которая предназначена для автоматизированного пуска зенитных ракет "Игла". Кроме того, концерн привез автономный боевой модуль комплекса "Тор-М2КМ", размещенный на полуприцепе и впервые представленный на форуме "Армия-2015", который прошел в Подмосковье в середине июня. О новых зенитных комплексах для ВМФ России "В рамках гособоронзаказа 2015 года завершаются испытания новых корабельных зенитных ракетных комплексов "Полимент-Редут" и "Штиль-1". Кроме того, в соответствии с заданием гособоронзаказа осуществляется поставка ракетных комплексов на строящиеся корабли", - сказал собеседник агентства на Международном военно-морском салоне (МВМС-2015) в Петербурге. Комплексами "Полимент-Редут" оснащаются фрегаты проекта 22350, первый из которых должен вступить в строй в 2015 году. "Штиль-1" получают фрегаты проекта 11356 - головной представитель этого типа, как ожидаются, также будет передан военным до конца года. "В настоящее время экспортных заказов на данную продукцию нет", - уточнил представитель "Алмаз-Антея". Говоря об зарубежных заказах концерна вообще, он отметил, что компания занимается послепродажным обслуживанием зенитных комплексов, в частности, в интересах Военно-морских сил Китая и Индии.

milstar: Северный флот России до конца 2015 года получит измерительную систему, позволяющую определять уровень шума «Бореев» и «Ясеней» даже когда естественные звуки моря заглушают эти подлодки Об этом сегодня ТАСС сообщил руководитель научно- исследовательского комплекса Всероссийского научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений /ВНИИФТРИ/ Сергей Цыганков. «Сейчас мы ведем опытно-конструкторскую работу «Батарея», которая завершится созданием измерительной системы для Северного флота. Она будет измерять уровни подводного шума атомных субмарин, прежде всего 4-го поколения, - сказал Цыганков. - Сейчас завершается изготовления опытного образца, и планируется уже в этом году поставить его на Северный флот в Белом море». Он пояснил, что зачастую уровень шума современных подлодок 4-го поколения значительно ниже уровня естественных шумов. ############ «Наша система позволит услышать даже такие подлодки. Можно, конечно, измерять американским способом, но для этого нужно ждать полного штиля, чтобы никакие естественные шумы не заглушали подлодку», - добавил собеседник агентства. Подробнее: http://vpk-news.ru/news/25963

milstar: Источник: новый авианосец сегодня стоил бы ВМФ России до 350 млрд рублей Армия и ОПК 3 июля, 10:57 UTC+3 Ранее гендиректор Невского ПКБ Сергей Власов оценивал стоимость тяжелого авианосца для ВМФ России в 200-280 млрд рублей САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 3 июля. /ТАСС/. Стоимость создания головного перспективного авианосца для ВМФ России на данный момент, по предварительным оценкам, составляет около 350 млрд рублей. Об этом сообщил ТАСС высокопоставленный источник в оборонно-промышленном комплексе. Как сообщалось ранее, специалисты Крыловского центра представили концепт перспективного авианосца "Шторм" водоизмещением до 100 тысяч тонн, способного нести до 80-90 летательных аппаратов. "Если тяжелый авианосец наподобие крыловского "Шторма" начать строить сегодня, то разработка и создание такого корабля, плюс оружие и самолеты, будут стоить до 350 млрд рублей. Естественно, это не единовременный платеж, а программа на десяток лет", - сказал собеседник агентства на Международном военно-морском салоне (МВМС-2015) в Петербурге. Источник подчеркнул, что это "теоретическая цена", поскольку реально оценить стоимость авианосца можно будет только после разработки проекта и создания кооперации предприятий, которая будет его строить. "Это все равно будет минимум пара сотен миллиардов рублей", - добавил он. "В любом случае это будет очень дорогая программа, так как наш новый авианосец должен быть кораблем не вчерашнего дня, а современным, что, например, предполагает наличие электромагнитных катапульт, которые составят существенную часть общей стоимости", - заключил собеседник агентства. Ранее гендиректор Невского ПКБ Сергей Власов оценивал стоимость тяжелого авианосца для ВМФ России в 200-280 млрд рублей.

milstar: По мнению экспертов, реализация Крыловского аванпроекта зависит только от принятия соответствующего политического решения и ритмичного финансирования (стоимость корабля без авиакрыла – около 160 млрд. рублей). Судостроительные мощности для строительства авианосцев имеются. По существующей концепции применения авианосцев, хотя бы на одном флоте должно быть не меньше двух подобных кораблей. РИА Новости http://ria.ru/analytics/20150707/1118786997.html#ixzz3fIt5rVuu

milstar: "Малахит" всегда в цене Геннадий Старых Развитие отечественного Военно-морского флота приобрело качественно иное направление после того, как кораблестроительной промышленности удалось разработать и начать серийную постройку атомных подводных лодок различного назначения, позволивших ВМФ выйти на просторы Мирового океана и взять их под контроль. О современных разработках в области подводного кораблестроения и не только в интервью обозревателю «НВО» Геннадию СТАРЫХ рассказал генеральный директор ОАО «СПМБМ «Малахит» Владимир ДОРОФЕЕВ. – В День подводника 19 марта на Севмаше под именем «Архангельск» была заложена четвертая многоцелевая атомная подводная лодка проекта 885М «Ясень-М». Головной корабль проекта 885 «Ясень» – «Северодвинск» – находится в опытной эксплуатации на Северном флоте, головной корабль проекта 885М – «Казань» – предполагается вывести из цеха в следующем году. Что можно сказать о проекте «Ясень», насколько он оправдал ожидания конструкторов и флота? – Проекты 885/885М – прорывные для нашего Военно-морского флота. Подводные лодки четвертого поколения типа «Ясень» вобрали в себя все лучшее, что было создано до них, все ноу-хау, которые были в многоцелевых подводных лодках третьего и второго поколений. Одновременно в проектах 885/885М внедрено очень много серьезных новшеств. В частности, благодаря оснащению универсальными пусковыми установками, которые дают возможность комбинировать ракетное вооружение, этот корабль исполняет функцию, до этого не свойственную нашим многоцелевым атомным подлодкам: полноценного неядерного стратегического сдерживания. Корабль содержит много нововведений в части энергетической установки. Так, например, впервые установлена паропроизводящая установка нового проекта, паротурбинная установка новой разработки, а также система вспомогательного движения нового проекта. Результаты, которые были получены как на заводских ходовых испытаниях «Северодвинска», так и во время государственных испытаний, подтвердили правильность технических решений, заложенных в проект. Российский Военно-морской флот принял корабль в опытную эксплуатацию, которая продолжается до настоящего времени. Это объясняется тем, что, получив корабль принципиально нового проекта, военные моряки отрабатывают применение всех технических средств в разных условиях эксплуатации. В 2014 году мероприятия программы опытной эксплуатации были успешно выполнены. Это и глубоководные испытания – погружение на предельную глубину с испытанием всех необходимых технических средств, – и мероприятия, связанные с выполнением ракетных и торпедных стрельб с борта корабля, а также мероприятия, связанные с завершением государственных испытаний основных комплексов радиоэлектронного вооружения в глубоком море. Поскольку проект «Ясень» содержит в себе принципиально новое оборудование, он и испытывается длительное время, как любое высокотехнологичное инженерное сооружение. Опытная эксплуатация выявила ряд замечаний на корабле, которые успешно устранены. Расширенные испытания, предусмотренные опытной эксплуатацией, как раз служат для выявления «детских болезней», чтобы не допустить их повторения на серийных кораблях. Могу сказать, что процесс строительства серийных кораблей полностью соответствует срокам, заложенным в Государственной программе вооружений. – А каковы отзывы флота о этом корабле? – Флот говорит, что «Северодвинск» уникален и существенно превосходит корабли третьего поколения. Офицеры, с которыми я общался, восторженно отзываются о технических характеристиках корабля, например маневренных. Кроме того, очень интересны зарубежные отклики, которые мы видим, например, в иностранной прессе, где высоко оцениваются технические данные «Ясеня». Можно даже сказать, что наши зарубежные коллеги удивлены теми характеристиками, которые были достигнуты на этом корабле. В августе, когда корабль вышел в район боевой подготовки Северного флота вне пределов Белого моря, в СМИ появились сообщения, что недалеко от районов проведения испытания «Ясеня» была обнаружена атомная подводная лодка США типа «Вирджиния». По данным СМИ, гидроакустический контакт с американской подлодкой поддерживался в течение получаса, и активные действия Морской авиации ВМФ и надводных кораблей вынудили эту подводную лодку уйти от района проведения испытаний «Северодвинска». Примечательно, что недавно в зарубежных СМИ появилась информация о начале разработки на базе атомохода типа «Вирджиния» новой модификации, оснащенной вертикальными пусковыми установками для массированного применения крылатых ракет. К слову, взглянув на ограждения рубки американских подлодок типа «Сивулф» и «Вирджиния», мы увидим характерный наплыв, который очень напоминает ограждения рубки кораблей «Малахита», начиная с проекта 971. Ограждения немецкой дизель-электрической подводной лодки типа 212 весьма схожи с теми решениями, которые были заложены еще в Советском Союзе в проекте 705. Впрочем, законы физики, гидродинамики одинаковы для всех, поэтому американские, немецкие и российские инженеры вполне могут прийти к схожим решениям. Кстати, хорошим свидетельством широкого признания эффективности атомных подводных лодок служит тот факт, что в индийской прессе недавно стало заметно смещение акцента от дизель-электрических подводных лодок в сторону подлодок с атомными энергоустановками. В частности, речь идет о необходимости постройки шести атомных подводных лодок собственной разработки. Наверное, не последнюю роль здесь сыграла военно-экономическая эффективность в отношении тех задач, которые должен решать военно-морской флот Республики Индия. – Американские проектанты придерживаются концепта однокорпусных лодок. Советская традиция – двухкорпусные лодки для повышения надежности корабля, но «Ясень», в отличие от своих предшественниц третьего поколения проекта 971, имеет смешанный архитектурно-конструктивный тип в целях снижения акустического поля. То есть полутора- и однокорпусная архитектура более перспективна? – Архитектура корабля зависит от задач, которые ему предстоит выполнять. Исходя из назначения корабля, конструкторы выбирают его конструктивный тип, который лишь средство достижения определенных целей, а не самоцель. – Какой будет российская многоцелевая подлодка пятого поколения? – Опыт создания многоцелевых атомных кораблей, который есть в нашем конструкторском бюро, а также мировой опыт говорит о том, что любой корабль следующего поколения должен иметь ограниченное количество инноваций. То есть количество новшеств в корабле не должно превышать 10–25%. Потому что корабль создается не ради рекордов на этапе испытаний, а для того, чтобы он служил Военно-морскому флоту в течение многих десятилетий с необходимой эффективностью, которая не должна снижаться в процессе его эксплуатации. Корабль пятого поколения возьмет все лучшее, что сегодня освоено промышленностью. Это решения по модульности, дальнейшие решения по снижению физических полей корабля, по автоматизации кораблей, интеграции в единое информационное пространство Министерства обороны и более широкое применение робототехнических средств с борта подводной лодки. – Главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков говорил о модульном принципе строительства военных кораблей, указывая, что таким образом будет не только ускорено проектирование, но и удешевлено производство. Но мы видим, что в США модульное направление подвергается серьезной критике, идет дискуссия о необходимости соединения специализации корабля с модульностью только там, где это действительно целесообразно… Глубоководный обитаемый аппарат «Консул». Фото предоставлено ОАО «СПМБМ «Малахит» – Опять же в данном вопросе российские кораблестроители оказались немного впереди. Безусловно, идея создания из неких модулей универсальных кораблей различного назначения, как и любой концепт, содержит в себе как положительные, так и отрицательные стороны. Можно привести сравнение с человеческим организмом: если мы возьмем одни и те же руки, ноги, сердце, то не сможем из этих стандартных комбинаций собрать и прыгуна в высоту, и тяжелоатлета. Боевой корабль тоже в некотором роде специализированный спортсмен. Модульность не стоит сводить к сборке корабля из неких типовых элементов. Хорошим примером правильной реализации этой концепции является «Ясень»: модульное оружие, универсальные пусковые установки, предназначенные для запуска ракет разных массогабаритных характеристик и разного назначения без каких-либо переделок системы. Кроме того, можно говорить о межпроектной унификации по комплектующему оборудованию. Уровень унификации между подводными лодками разных проектов достаточно велик, например в части радиоэлектроники. Все эти вопросы конструкторское бюро, безусловно, решает совместно с промышленностью, поскольку любая идея должна быть подкреплена технологическими возможностями. – Говоря о подлодке пятого поколения, вы упомянули робототехнику. Ваше бюро является фактически головным в структуре ОСК по этой тематике. Что сегодня предполагается поручать роботам, куда идет развитие мировых тенденций и каковы наработки «Малахита» в этой области? – Всплеск интереса к морской робототехнике произошел в 70-е годы прошлого века. В момент нефтяного кризиса ряд стран были вынуждены обратиться к добыче нефти и газа на шельфе Мирового океана, и тогда начался бум строительства необитаемых подводных аппаратов. Эти аппараты стали решать задачи, связанные не просто с научно-исследовательскими операциями, а с обслуживанием нефтепромыслов на шельфе. Поначалу это были простейшие операции: обследование, поиск неисправностей, доставка рабочего оборудования. При росте объема добычи нефти, естественно, встал вопрос о дальнейшей разработке подобных средств, которые позволили бы выполнять и другие типовые операции. В конечном счете это будет менее затратно и намного более безопасно для людей, особенно если речь идет о добыче нефти в более глубоководных районах. Военные моряки, как российские, так и зарубежные, не остались в стороне от этих процессов. Возникли варианты по применению роботов в сфере противоминной обороны: поиска мин и разминирования. Так что разработки в области подводной робототехники существуют для Военно-морского флота РФ давно. Это были специализированные необитаемые подводные аппараты для решения конкретных задач в интересах Военно-морского флота. Их производство не было массовым, но оно было. Важен еще один аспект: подводная лодка является элементом ведения боевых сетецентрических операций. То есть боевой объект должен входить в единое информационное пространство Министерства обороны. А любой обмен информацией предполагает потерю скрытности. Поэтому, по мнению специалистов «Малахита», робототехника должна придавать кораблю новые качества: добавлять сенсорные возможности, повышать его скрытность, обороноспособность. Кроме того, применение средств робототехники с борта подводной лодки сложнее, чем с борта надводного корабля, и вопросы взаимодействия между двумя объектами, находящимися под водой, тоже находятся в сфере нашего внимания. – За рубежом ведутся работы по созданию ударных робототехнических средств. Наша техника будет способна противостоять этим системам? – Давайте посмотрим на применение беспилотников в военно-воздушных силах. Функции самые разнообразные, от разведки до ударных комплексов. Подводное пространство тоже не является чем-то исключительным с точки зрения функционала робототехнических средств. – У «Малахита» есть серьезные наработки по малым подводным лодкам. Каковы перспективы этого класса кораблей? – Да, по нашим проектам в свое время были созданы дизель-электрические подводные лодки 865-го проекта, тип «Пиранья». Эти корабли предназначены для действия в прибрежных районах: противодиверсионная борьба, доставка сил и средств специального назначения. Предусмотрена возможность выхода боевых пловцов, когда корабль находится в подводном положении, а также последующий прием их на борт путем использования специальной док-камеры. Интерес к кораблям проявляют иностранные заказчики, кроме того, возможно, Военно-морской флот РФ захочет привлечь такие корабли для работы во внутренних морях. Тем более что сегодняшнее развитие средств радиоэлектронного вооружения уже позволяет в относительно небольших габаритах антенной части гидроакустического комплекса реализовать гораздо большие возможности, чем те, которые были доступны 20–30 лет назад. Поэтому корабли малого водоизмещения уже могут служить не только как средства доставки, но и как корабли, которые обеспечивают боевые действия в прибрежных районах. Мы продолжаем развивать эту концепцию, предлагаем варианты дизель-электрических подлодок водоизмещением до тысячи тонн как отечественному ВМФ, так и иностранным заказчикам. – Возможно, зарубежный интерес сдерживается тем, что нет заказа со стороны ВМФ России? Ведь этот сравнительно очень недорогой проект действительно весьма интересен для государств, располагающих островными и полуостровными территориями… – Военно-морской флот и Министерство обороны РФ руководствуются не интересами конкретного бюро, а необходимостью решения задач, которые поставлены нашим государством. Именно наш государственный заказчик определяет, какие задачи решать с помощью неатомных подводных лодок, а какие – привлекая Морскую авиацию, например. Наша цель – предлагать заказчику как можно более широкую номенклатуру кораблей, исходя из наших знаний и опыта. Но Министерство обороны и Военно-морской флот РФ выбирают из этого многообразия именно те средства, которые позволяют решать задачи, стоящие перед ВМФ РФ, с максимальной эффективностью. И я как директор бюро хотел бы отдать должное руководству Военно-морского флота и Министерства обороны, потому что я вижу их системный и аргументированный подход к формированию долгосрочной программы военно-морского кораблестроения. А если мы говорим о военно-техническом сотрудничестве, то есть примеры, когда промышленность других стран успешно поставляет на экспорт корабли, аналогов которым нет в составе собственных флотов. Страны-заказчики способны просчитать военно-экономическую эффективность подобных проектов. – Министерство обороны, определяя облик программы вооружений в военно-морской части, ставит перед собой задачу поддержания и развития перспективных технологий, предлагаемых промышленностью? – Безусловно. При формировании Государственной программы вооружений Министерство обороны не может не заботиться о развитии промышленного потенциала. Более того, я считаю, что Министерство обороны сейчас вернулось к участию в поддержании ключевых технологий, которые, может быть, не столь востребованы сегодня, но однозначно понадобятся завтра. Если говорить о «Малахите», то государство уже вложилось в производство титановых подводных лодок, комплексную автоматизацию подводной лодки – и у этих технологий действительно нет мировых аналогов. Со своей стороны, промышленность не может и не должна, с моей точки зрения, ограничиваться, как курица на насесте, позицией «военные, берите, что дают», не утруждая себя мыслями о том, для каких целей необходимо создавать корабли. Только при взаимной работе военных, проектантов, заводов и контрагентских предприятий возможно воплощение в жизнь эффективной Государственной программы вооружений. – Работает ли «Малахит» в области проектирования шельфовой техники, может быть, океанской энергетики? – Ключевые компетенции «Малахита» лежат в области глубоководной техники, то есть создания оборудования, работающего в условиях агрессивной гидросреды, большого гидростатического давления. Конечно, наши знания могут быть применены в гражданской сфере, например, в создании погружных энергетических модулей с применением ядерной энергетики. Подобные модули могут служить источниками энергии при разработке месторождений в тяжелой ледовой обстановке. Для выполнения такой работы у нас есть устойчивые связи с контрагентами: разработчиками ядерных паропроизводящих установок, паротурбинных установок, средств электроэнергетических систем. По заказу «Газфлота» по проекту «Малахита» на Тюменском судостроительном заводе построено комплексное судно обеспечения бурения. Мы готовы и в дальнейшем применять свои знания в сфере проектирования сложных инженерно-технических сооружений в гражданской области. http://nvo.ng.ru/armament/2015-06-26/12_malahit.html

milstar: В составе Северного флота будет сформирована армия ВВС и ПВО По словам командующего СФ адмирала Владимира Королева, продолжается активное развертывание военной инфраструктуры в Арктике: от архипелага Земля Франца-Иосифа до Новосибирских островов По словам командующего СФ адмирала Владимира Королева, продолжается активное развертывание военной инфраструктуры в Арктике: от архипелага Земля Франца-Иосифа до Новосибирских островов В составе Северного флота будет сформирована армия ВВС и ПВО Во время учений для слушателей Военной академии Генштаба "Кумжа-2015" в Баренцевом море Фото: ТАСС, Лев Федосеев Москва. 25 июля. INTERFAX.RU - За полгода, в течение которого Северный флот (СФ) функционирует в составе межвидового стратегического объединения, значительно усилена его береговая составляющая, заявил в субботу журналистам накануне Дня ВМФ командующий СФ адмирал Владимир Королев. "Береговая составляющая пополнилась вновь сформированной арктической мотострелковой бригадой, в бригаду мы также переформировали и полк морской пехоты", - сообщил он. "В состав флота вошла дивизия ПВО, а также смешанный авиационный полк. Но это только начало серьезных структурных преобразований, которые происходят на СФ в связи с расширением задач по защите национальных интересов Российской Федерации в Арктике. Мы уже сейчас приступили к работе по формированию в составе Северного флота армии ВВС и ПВО", - сказал он. По его словам, параллельно ведется работа по совершенствованию структуры управления береговыми войсками и наращиванию их возможностей. Продолжается формирование разветвленной военной инфраструктуры на арктических островах по всему северному направлению - от архипелага островов Земля Франца-Иосифа до Новосибирских островов. "Нельзя не отметить, что за счет приема в свой состав новейших атомных подводных лодок, я имею в виду корабли проектов "Борей" и "Ясень", и расширения возможностей материально-технического обеспечения боевой потенциал Северного флота увеличился в разы", - сказал командующий. Северный флот подготовил для Арктики три подводных ракетоносца типа "Борей" В настоящее время СФ активно занимаемся боевой подготовкой в Арктике, в этой работе участвуют все его составляющие. "В нынешнем году мы подготовили для выполнения задач в морях Арктического бассейна новейшие стратегические ракетоносцы "Юрий Долгорукий", "Александр Невский" и "Владимир Мономах". На постоянной основе над морями Северного Ледовитого океана ведут патрулирование противолодочные самолеты морской авиации Северного флота. Ежегодно в арктические походы отправляются наши боевые корабли и суда обеспечения. Но самое пристальное внимание мы уделяем подготовке подразделений береговых войск к действиям в арктических условиях", - отметил он. "В прошлом году мы впервые провели комплексное тактическое учение подразделений береговых войск по охране островной зоны и морского побережья России в Арктике во взаимодействии с надводными силами и выполнением комплексов зенитных и ракетных стрельб. В ходе этих учений на арктических островах впервые применялся зенитный ракетно-пушечный комплекс наземного базирования "Панцирь-С1", - напомнил командующий.

milstar: Армейские Игры. Моряки боролись за "Кубок Каспия" Добавить в избранное Обсудить на формуме 00:00 09.08.2015 Видео: Министерство обороны России В акватории Каспийского моря экипажи боевых кораблей приняли участие в заключительных соревнованиях в рамках Международных армейских игр http://www.ng.ru/video/513033.html

milstar: АРХАНГЕЛЬСК, 11 августа. /Корр. ТАСС Софья Ануфриева/. Атомная подводная лодка "Подмосковье", прошедшая ремонт и модернизацию в Центре судоремонта "Звездочка", была торжественно выведена из эллинга для спуска на воду. Об этом 11 августа сообщили в пресс-службе предприятия. "После вывода из эллинга и спуска на воду экипаж корабля и работники "Звездочки" приступят к выполнению программы швартовных, а затем и заводских ходовых испытаний субмарины", - уточнили на заводе. Атомная субмарина "Подмосковье", построенная по проекту 667БДРМ, вступила в строй в конце 1986 года. Согласно данным открытых источников, в 1999 году лодка была отправлена на "Звездочку" для переоборудования в лодку специального назначения. В состав ВМФ России входят еще шесть субмарин проекта 667БДРМ, вооруженных межконтинентальными баллистическими ракетами.

milstar: Морская авиация ВМФ России получит на вооружение более 50 истребителей Су-30СМ Версия для печати Добавить в избранное Обсудить на форуме 15:08 21.08.2015 Источник: Информационное агентство России "ТАСС" Морская авиация ВМФ России должна до 2020 года получить на вооружение более 50 многофункциональных истребителей Су-30СМ, сообщил сегодня журналистам начальник морской авиации генерал-майор Игорь Кожин. "Планируется, что до 2020 года морская авиация ВМФ России получит в свой состав свыше 50 истребителей Су-30СМ", - сказал Кожин.

milstar: По данным военно-морской разведки США, российские РПКСН совершили, например, в 2012 году лишь пять выходов на БС, что едва позволяло поддерживать непрерывность БС хотя бы одной лодкой. Для сравнения: атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) ВМС США совершили в 2012 году 28 выходов на боевое патрулирование, при этом в море постоянно находилось в среднем восемь ПЛАРБ. Такой КОН на 3-й флотилии РПКСН был достигнут лишь однажды – во время ответных мер СССР против размещения американских «Першингов» в Западной Германии в 1983 году. Но тогда в составе флотилии были 18 крейсеров с 32 экипажами. http://nvo.ng.ru/nvoevents/2015-08-28/2_sas.html В LJ активно обсуждается тема уязвимости морских стратегических ядерных сил (МСЯС) России. Поводом для этого послужили фотографии пяти ракетных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) «Верхотурье», «Екатеринбург», «Карелия», «Новомосковск» и новейшего крейсера «Юрий Долгорукий» из состава 31-й дивизии подводных лодок Северного флота, сделанные в начале августа в бухте Ягельной. До полного «комплекта» не хватает только РПКСН «Тула», который стоит в среднем ремонте в Северодвинске, и «Брянска». Если даже предположить, что один из семи «стратегов» СФ все же находится на боевой службе (БС), коэффициент оперативного напряжения (КОН) северной группировки МСЯС составляет всего 0,14 вместо желательных 0,33 или идеальных 0,5.

milstar: Фрегаты проекта 11356 будут действовать в составе группировки ВМФ в Средиземноморье Армия и ОПК 2 сентября, 16:13 UTC+3 При необходимости корабли привлекут и к борьбе с пиратами у побережья Африки МОСКВА, 2 сентября. /ТАСС/. Фрегаты проекта 11356 смогут эффективно действовать в составе постоянной группировки ВМФ России в Средиземном море, при необходимости их привлекут и к борьбе с пиратами у побережья Африки. Об этом сообщил 2 сентября журналистам начальник управления кораблестроения Военно-морского флота капитан 1-го ранга Владимир Тряпичников. Спуск на воду сторожевого корабля "Адмирал Макаров" со стапелей на территории завода "Янтарь" © Виталий Невар/ТАСС Третий фрегат для Черноморского флота "Адмирал Макаров" спустили на воду в Калининграде "Запас хода и автономность сторожевых кораблей проекта 11356, вооружение и возможность применения с них палубных вертолетов типа Ка-27ПЛ, Ка-27ПС или Ка-31 полностью соответствуют требованиям командования Военно-морского флота, предъявляемым к кораблям в составе Средиземноморской группировки", - подчеркнул Тряпичников. Сегодня на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" торжественно спустили на воду третий фрегат проекта 11356 - "Адмирал Макаров". Планируется, что он пополнит состав ВМФ России в 2016 году, а до конца 2015 года военные получат два первых корабля серии - фрегаты "Адмирал Григорович" и "Адмирал Эссен". Корабли этого типа имеют водоизмещение 4 тысячи тонн, скорость хода - до 30 узлов, автономность плавания составляет 30 суток. Они вооружены, в частности, ракетным комплексом "Калибр-НК" и универсальной артиллерийской установкой А-190 (калибра 100 мм), также имеют зенитное, торпедное и противолодочное вооружение. На каждом таком корабле базируется противолодочный вертолет. Фрегаты проекта 11356Р/М. Досье http://tass.ru/armiya-i-opk/2229585

milstar: Сейчас на российских заводах «Звезда» и «Звездочка» проходят глубокую модернизацию несколько подводных лодок третьего поколения по проектам 949АМ и 971М, в том числе и «Братск», некогда виртуозно отстрелявшийся по двум целям «гранатами». Они получат на вооружение комплекс «Калибр-ПЛ». Субмарины проекта 949АМ, например, станут носителями 72 крылатых ракет «Калибр-ПЛ» и «Оникс». http://oborona.ru/includes/periodics/navy/2015/0903/200616785/detail.shtml



полная версия страницы