Форум » Дискуссии » ВВС » Ответить

ВВС

milstar: Авиапарад в Тушино 1951 http://www.youtube.com/watch?v=HAoF8kRxud0 http://www.youtube.com/watch?v=w_Q3u8t1GOw ------------------------------------- Главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин рассказал "НВО" о развитии отечественной военной авиации 2012-03-16 / Виктор Литовкин Подробнее: http://nvo.ng.ru/realty/2012-03-16/1_zelin.html – Да, по Су-34 цифра уже озвучена – это 92 машины. Но в общей сложности в составе ВВС будет 124 таких летательных аппарата, а в последующем и до 140 машин. В принципе, если говорить о Су-34, президентское лицо этого самолета мы получили, но вместе с тем мы продолжаем наращивать боевые возможности этого бомбардировщика. Оно заключается в чем? Мы ставим мощный бортовой комплекс самообороны, разрабатываем новое оружие, с новыми, расширенными боевыми возможностями. Главным образом «воздух–поверхность», «воздух–РЛС», «воздух–корабль» и планируем, что он станет у нас носителем других ракет большой дальности. Такая работа идет, и я считаю, что это та платформа, которая способна решить эту задачу – то есть нарастить силы ядерного сдерживания в составе стратегической авиации ВВС. Подробнее: http://nvo.ng.ru/realty/2012-03-16/1_zelin.html Я недавно прибыл из Питера, где под моим руководством проходило заседание межведомственной комиссии по созданию самолета А-100, это продолжение темы А-50У и далее. Будет машина с такими боевыми возможностями, которая создаст возможность не только управлять экипажами в воздухе, но и наведения на все радиоконтрастные и другие цели на земле, но и предполагается управление беспилотной авиацией с этого летательного аппарата. Подробнее: http://nvo.ng.ru/realty/2012-03-16/1_zelin.html Что касается других закупок, которые предполагается получить ВВС. Это самолет Су-35… – Контракт по нему, как я помню, был подписан на МАКСе на 48 машин. – Да, на такое количество, но еще будем закупать. Где-то до ста единиц. Я этот самолет рассматриваю в совокупности с самолетом Су-30СМ. Мы сейчас не закупаем и не планируем закупать, пусть это не покажется вам неожиданным, учебно-боевые самолеты. Покупаем боевые самолеты со способностью машины проводить обучение летного состава. Требования к учебно-боевому самолету предусматривают ряд задач, которые летчик отрабатывает в воздухе. К примеру, систему отказов, другие проблемы… Но сейчас кабина самолета так изменилась, что все эти действия мы можем отработать на земле. На тренажерах. Поскольку несколько многофункциональных индикаторов могут заменять друг друга. И говорить об отказе каких-то приборов и заниматься обучением летчика обходиться без них в воздухе – эта задача сама по себе уходит. Мы ее будем отрабатывать на комплексных процедурных тренажерах на земле. Понимая, что летчика нужно учить летать с отказавшими приборами, но для этой цели создавать самолет и заниматься этим в воздухе мы не будем. Это экономически нецелесообразно, так как у нас много взаимозаменяемых многофункциональных индикаторов. Один отказал, можно перейти на другой и получать всю необходимую информацию. Могут, конечно, отказать несколько многофункциональных индикаторов в случае, если обесточиться самолет, но это требует от летчика уже совсем других действий, связанных с пилотированием. Подробнее: http://nvo.ng.ru/realty/2012-03-16/1_zelin.html А для того, чтобы реализовывать задачи с высокоманевренным самолетом Су-35, в последующем с Т-50, мы планируем закупать самолеты Су-30СМ. Это самолет такой же высокоманевренный, двухкабинный, но боевой, способный выполнять любые боевые задачи, но в составе экипажа из двух человек. Почему так? Потому, что у нас коэффициент укомплектованности летного состава – полтора. А для того, чтобы дать возможность летать всем при нынешней штатной численности, двухкабинная машина позволяет выполнять боевые полеты всему летному составу. Тренироваться и тем, и другим. Тем самым все будут постоянно в тренинге, и мы выполним указание начальника Генерального штаба, чтобы налет у нас был больше 130 часов. Это вполне реальная задача. При смене самолетного парка в тактической авиации мы эту задачу будем решать легко, имея двухкабинные машины в боевом варианте. – Я хотел вас спросить про налетанность, но сделаю это чуть позже. Пока хотелось бы узнать у вас, что будет с другими самолетами? Например, с МиГ-31. – МиГ-31 – прекрасный самолет. У него большое будущее. Мы сейчас определились. По списку у нас около 300 таких самолетов, точнее, 252 в составе ВВС. Мы планируем иметь в боевом составе до 100 таких самолетов. Определились с его модернизацией под новые задачи в варианте МиГ-31БМ. Решили, что мы модернизируем МиГ-31БС, и у нас есть, кроме МиГ-31Б, серия ДЗ и серия БС. Мы решили, что серия БС останется без дозаправки в воздухе, ДЗ – с дозаправкой и Б – тоже с дозаправкой в воздухе. При этом серия ДЗ будет выполнять свои специальные задачи. И в нашем составе будет до 100 самолетов. С новым вооружением ракетой «воздух–воздух» большой дальности, по сути, реализовывать боевые возможности бортового комплекса, далее сочетание старого и современного оружия и новая система навигации. Мы переходим сегодня всей авиацией в другой диапазон. Из дециметрового переходим в метровый. На этот диапазон будет переходить вся наша ближняя навигация. Это связанно, в первую очередь, с решением правительства о переходе всего телевидения на цифровую связь. И мы в этом случае с дециметрового диапазона уйдем. Но в этом случае станем реализовывать возможность посадки на любой гражданский аэродром Подробнее: http://nvo.ng.ru/realty/2012-03-16/1_zelin.html То есть все идет по графику. – Да, вот и недавно там был Владимир Владимирович (Путин. – В.Л.), мы ему все показывали, он много вопросов задавал. И когда мы начнем заниматься использованием Т-50 по предназначению, а он предназначен для завоевания господства в воздухе, это одна из главных его задач – завоевание района боевых действий, господства в воздухе (в ГПВ у нас где-то до 60 таких машин), я полагаю, что на этих самолетах будут летать только летчики первого класса. Мы понимаем, что это будет особый самолет, мы знаем, где он будет дислоцироваться, для каких задач. И там будут летать уже, будем говорить, профессионалы высокого класса. Это будет элитное подразделение, которое станет выполнять самые ответственные и сложнейшие задачи и которое способно их выполнить. Речи о молодых летчиках тут не идет. Я даже себе такой задачи не ставлю. Подробнее: http://nvo.ng.ru/realty/2012-03-16/1_zelin.html БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА ИДЕТ ПО ПЛАНУ – Вы уже касались этого вопроса. Но я попросил вас поговорить о нем подробнее чуть позже. О налетанности летчиков. Помню историю с майором Трояновым, когда он заблудился в небе над Балтикой и вынужден был катапультироваться над Литвой. Оказалось, что налет его не превышал семи часов. Вы сказали, что поставлена задача налетать 130 часов. Как эту задачу решить? И еще. 130 часов – это только для истребительной и штурмовой авиации или для стратегической и военно-транспортной? Там тоже такие нормативы? Подробнее: http://nvo.ng.ru/realty/2012-03-16/1_zelin.html Подробнее: http://nvo.ng.ru/realty/2012-03-16/1_zelin.html

Ответов - 273, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 All

milstar: ВВС США НАУЧАТ ЛАЗЕР ИДЕНТИФИЦИРОВАТЬ ЦЕЛИ ПО ИХ ВИБРАЦИИ 23 ноября, AEX.RU - Исследовательская лаборатория ВВС США дала старт программе разработки лазерной системы распознавания целей, пишет Интерфакс со ссылкой на Aviation Week. Проект получил название VIBE. Военные рассчитывают получить устройство, которое при помощи лазерного луча сможет фиксировать вибрации корпуса цели и на основе этих вибраций идентифицировать ее. По данным исследовательской лаборатории, в случае, если система VIBE не сможет идентифицировать, например, автомобиль, то она должна будет с высокой точностью определить тип его двигателя, частоту вращения коленвала и количество цилиндров. В перспективе VIBE будет использоваться для распознавания наземных и воздушных целей. В перспективной системе будет использоваться принцип измерения микродоплеровского смещения. Система будет определять частоту вибраций поверхности цели по изменению длины волны отраженного лазерного луча. VIBE будет полезна в условиях радиолокационного подавления со стороны противника, когда обычные радары становятся неэффективными. По данным исследователей, наиболее сложным этапом разработки системы будет создание алгоритма идентификации целей. Дело в том, что ни одно транспортное средство, даже из одной серии, не имеет общих вибрационных параметров. Вибрация кузова у двух идентичных автомобилей будет разной, причем ее частота может различаться в разы. При разработке VIBE участникам программы предстоит выделить наиболее значимые для идентификации вибрационные параметры, а также постараться определить уникальные для каждого типа машин свойства.

milstar: Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подтвердил, что турецкие военные сбили над Сирией российский самолет Су-24. ------------------------------------------ Об этом сообщил в твиттере корреспондент Bloomberg в Турции Ферджан Ялинкилидж. ################# Выход России из договоров РСМД и СНВ «Ибо ребячеством было бы предаваться иллюзии: все ограничения, все международные соглашения, которые могут быть установлены в мирное время, будут сметены, как сухие листья, ветром войны. Тот, кто сражается не на жизнь, а на смерть — а в настоящее время нельзя сражаться иначе, — имеет священное право пользоваться всеми средствами, какими он располагает, чтобы не погибнуть. Нельзя квалифицировать военные средства как цивилизованные или варварские. Варварской будет война; средства же, которые в ней применяются, можно различать одни от других лишь по их эффективности, по их мощи и по урону, который они могут нанести противнику. А поскольку на войне необходимо наносить противнику максимальный урон, всегда будут применяться средства, наиболее пригодные для этой цели, каковы бы они ни были. Безумцем, если не отцеубийцей, можно было бы назвать того, кто примирился бы с поражением своей страны, лишь бы не нарушить формальных конвенций, ограничивающих не право убивать и разрушать, но способы разрушения и убийства. Ограничения, якобы применяемые к так называемым варварским и жестоким военным средствам, представляют собой лишь демагогическое лицемерие международного характера Дуэ (апрель 1928 г.)

milstar: Очередной фронтовой истребитель-бомбардировщик, совершив беспосадочный перелет из Новосибирска, встал в строй третьей эскадрильи Как сообщили «Комсомольской правде — Ростов-на-Дону» в пресс-службе Южного военного округа, экипаж «сушки» преодолел без посадки более 4 тысяч км. - С его прибытием в полку (дислоцирован в Морозовске. - прим. ред.) завершилось формирование третьей эскадрильи Су-34, - рассказали в ЮВО. Многофункциональный фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-34 по боевым возможностям относится к классу «4+», независимо от времени суток и метеоусловий он способен эффективно поражать наземные, морские и воздушные цели в любом географическом районе — в том числе с применением высокоточных боеприпасов. В настоящее время такие "сушки" участвуют в операции в Сирии - по уничтожению баз и объектов боевиков запрещенной в РФ террористической организации ИГИЛ. Добавим, что всего с начала текущего года на вооружение 4-й воздушной армии порядка 20 новых и модернизированных самолетов, включая Су-34, многоцелевые истребители Су-30СМ и Су-30М2, а также более 15 вертолетов Ми-8АМТШ, Ми-8МТПР и Ми-28Н.


milstar: Прежде всего обращает на себя внимание исключительно высокая напряженность использования самолетов авиационной группировки. Судя по данным СМИ, за первые два месяца боевых действий в Сирии интенсивность работы авиации составляет в среднем 1,8–2 вылета на каждую машину в сутки. По опыту войн второй половины прошлого века и первых 15 лет нового при ведении воздушных наступательных операций средняя за четыре-пять дней интенсивность применения авиации не превышала 1,4 вылета в сутки. А в ходе воздушных кампаний, включающих две-три воздушные наступательные операции в течение месяца-полутора, – в среднем 0,8–1,1 самолетовылета тактической авиации. То есть наши ВКС действуют с запредельной интенсивностью. Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/28651

milstar: Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО) согласовало планы производства 14 новых пассажирских самолетов Ил-96 до 2024 года, пишет газета «Коммерсантъ». Первые три лайнера должны быть переданы заказчикам к началу 2015-го; один из них соберут для министра обороны Сергея Шойгу. Всего Министерство обороны России намерено получить 11 новых Ил-96. http://www.arms-expo.ru/news/armed_forces/mo_rossii_poluchit_11_samoletov_il_96/

milstar: В конце декабря 2015 г Минобороны окончательно согласовало с компанией «Сухой» 5-летний контракт на поставку 50-ти истребителей Су-35, сообщают Ведомости со ссылкой на менеджеров корпорации ОАК, куда входит авиастроительная компания. Контракт «планировалось подписать ещё в августе 2015 г. на авиасалоне МАКС-2015, однако из-за отказа от трёхлетнего бюджетного планирования возникли трудности с определением параметров контракта», пояснили он. «В результате контракт был окончательно согласован и утверждён лишь после того, как президент Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2016 г», – сказал источник. Получить официальные комментарии в Минобороны изданию пока не удалось. Как отметил собеседник, «Су-35 является самой современной модификацией истребителя Су-27 и был разработан "Сухим" на внебюджетные средства с привлечением кредитов Внешэкономбанка и других банков». Он напомнил, что «первый контракт на поставку 48 машин этого типа был подписан в 2009 г. и полностью выполнен в 2015 г».

milstar: К 2020 году российские ВВС ждет масштабное обновление парка боевых самолетов. Только одних истребителей марки «Су» военные летчики должны получить не менее 440 штук. Среди них новейшие комплексы 5-го поколения Т-50, созданные на базе российско-индийского истребителя Су-30МКИ – Су-30СМ, Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34 и многофункциональные истребители Су-30М2.

milstar: ГЛАВКОМ ВКС: ПАК ДА МОЖЕТ ПОДНЯТЬСЯ В НЕБО РАНЬШЕ 2021 ГОДА 25 января, AEX.RU - Опытный образец перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) может подняться в небо раньше 2021 года, сообщил журналистам главнокомандующий Воздушно-космическими силами (ВКС) России генерал-полковник Виктор Бондарев. Об этом пишет РИА Новости. "Работы по ПАК ДА также идут, и темпы нас устраивают. Задача стоит поднять в небо опытный образец в 2021 году, но если все пойдет, как сейчас, то он взлетит и раньше", - сказал он.

milstar: ВКС РОССИИ ВОССТАНОВЯТ 44 АЭРОДРОМА 25 января, AEX.RU - До конца 2020 года воздушно-космические силы России восстановят 44 аэродрома, в том числе в Арктике. Об этом сообщил главком ВКС Виктор Бондарев, передает Lenta.ru. В 2017 году командование ВКС планирует начать работы на заполярном аэродроме Тикси на побережье моря Лаптевых. Восстановительные работы на аэродромах ведут Спецстрой и инженерные подразделения Вооруженных сил. "Аэродром Темп в Арктике сейчас может принимать даже Ил-76, мы работаем по Нагурской, там также будет прием Ил-76. В Тикси заканчиваются проектные работы, и дальше будем с 2017 года строить этот аэродром. Здесь нельзя ошибаться, это огромные средства, так как строительство будет осуществляться на вечной мерзлоте", - сказал Бондарев. Как отметил Бондарев, в 2015 году была проведена реконструкция объектов в трех военных городках ВКС. Были всстановлены 12 аэродромов, 15 зданий для размещения учебного оборудования и подготовки авиационного персонала. Кроме того, для проведения международных и всероссийских военных игр были реконструированы три авиационных полигона. Реконструкция военных объектов в Арктике ведется с начала 2010-х годов. В общей сложности в Заполярье планируется возвести 13 аэродромов, наземный авиационный полигон, 10 технических позиций для радиолокационных станций и пунктов наведения авиации. Еще 31 военный аэродром планируется восстановить в других районах страны, включая Дальний Восток, Сибирь, Урал и европейскую часть России.

milstar: Стратегические ядерные силы в уходящем году получили 35 межконтинентальных баллистических ракет, десять модернизированных бомбардировщиков, две атомные подводные лодки. На боевое дежурство заступили шесть ракетных полков с новейшими стационарными и подвижными комплексами "Ярс", а в следующем году к ним присоединятся еще пять полков, вооруженных современными баллистическими ракетами. Воздушный компонент стратегических сил получит еще девять модернизированных стратегических бомбардировщиков - два Ту-160 и семь Ту-95МС. Подробнее на ТАСС: http://tass.ru/armiya-i-opk/2521727

milstar: Наземный комплекс воздушной связи для самолетов фронтовой авиации (четыре типовых варианта комплектации) НАЗНАЧЕНИЕ: Организация сетей и каналов телефонной связи и обмена данными (телекодового обмена) с летательными аппаратами (Су-27СКМ, Су-30МК2, Су-35), оснащенными бортовыми комплексами связи К-ДлАЭ, К-ДлУЭ, К-ДлИ. ОБЕСПЕЧИВАЕТ: речевую связь (до 2 каналов) и обмен данными (до 5 каналов) с самолетами тактической авиации; речевую связь с летательными аппаратами любого типа; взаимодействие с органами и пунктами планирования и организации связи; взаимодействие с пунктами управления и наведения авиации в соответствии с техническим заданием инозаказчика; дежурный прием сигналов радиостанций в МВ-ДМВ диапазоне; документирование телефонных переговоров с экипажем ЛА; автоматический и автоматизированный контроль работоспособности аппаратуры НКВС-27. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: Диапазон рабочих частот, МГц: ДКМВ МВ-ДМВ 2 ... 30 100 ... 150 156 ... 174 220 ... 400 960 ... 1215 Дальность связи с ЛА в диапазонах, км: ДКМВ МВ-ДМВ 1000 ... 1500 350 ... 400 Скорость приема/передачи данных в диапазонах, бит/с: ДКМВ МВ-ДМВ 75, 150, 300, 2400 1200, 2400, 4800, до 25000 Напряжения питания, В: промышленной сети переменного тока частотой 50 Гц сети переменного тока частотой 400 Гц сети постоянного тока 380 115 27 Потребляемая мощность, кВА, не более 12 Наработка на отказ, час, не менее 500 Масса комплекса, кг, не более http://www.polyot.atnn.ru/prod/prod_03_03.phtml

milstar: С-108 Комплекс средств связи для самолета Су-35 посмотреть фото НАЗНАЧЕНИЕ: Ведение телефонной и телекодовой радиосвязи между самолетами и наземными ПУ. ОБЕСПЕЧИВАЕТ: помехоустойчивый закрытый обмен данными и голосовой информацией в линиях "воздух-воздух" и "воздух-земля" в т.ч. с ретрансляцией; групповые действия в составе объединенной группы, групповые действия в составе автономной группы и действия пары самолетов. ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: В МВ-ДМВ диапазоне: Дальность связи, км: борт-земля борт-борт 350 до 500 Диапазон частот, МГц/ шаг сетки частот, кГц: FM AM AM,FM 30,000-107.975/25 118,000-137,975/8.33; 25 100,000-149.975/25 156,000-173.975/25 220,000-399,975/25 ППРЧ 100-149.975/50 220,000-399.975/50 Выходная мощность передатчика, Вт: AM FM, ППРЧ 10 15 Цикл "передача" / "прием", мин.: 1/5 Чувствительность приемника, мкВ AM FM 2 1 Время перестройки частоты, мс: 1 Время перехода "прием" - "передача" и наоборот, мс 100 Прием сигналов на "аварийных" частотах, МГц: 121,5 и 243,0 В ДКМВ диапазоне: Количество рабочих частот 20 Диапазон частот, МГц 2-29.999 Интервал между каналами, Гц 100 Чувствительность приемника, мкВ 2:5 Выходная мощность передатчика, Вт 100 Цикл "передачи" / "приема", мин. 1/3 Время настройки на новую частоту, с не более 1 Время перехода на новую запомненную частоту, мс не более 100 Время перехода "прием - передача" и наоборот, мс не более 100 Терминал системы обмена информацией: Диапазон частот, МГц 960...1215 Ширина полосы частот, МГц 255 Количество прыжков по частоте за 1 с 78125 Время излучения на одной частоте, мс 6,4 Пропускная способность, Кбит/с не менее 25 Мощность передатчика, Вт 200 Коэффициент помехозащиты, дБ/Вт 15,5 Режим ретрансляции до 16 ступенией Наличие кодирования код Рида-Соломона (31,13) Параметры сигнала (частота, структура, время излучения) изменяются по псевдослучайному закону http://www.polyot.atnn.ru/prod/prod_04_03.phtml

milstar: "Ил": военные пока не сформулировали требования к перспективному самолету Ил-106 Армия и ОПК 3 марта, 14:14 UTC+3 Ранее генеральный конструктор фирмы Ильюшина Николай Таликов рассказал, что Ил-106, ранее известный как перспективный комплекс транспортной авиации (ПАК ТА), будет напоминать Ил-76 МОСКВА, 3 марта. /ТАСС/. Российские военные пока не сформулировали окончательные требования к перспективному военно-транспортному самолету Ил-106, грузоподъемность которого должна достичь 80-100 тонн. Об этом сообщил ТАСС гендиректор компании "Ил" Сергей Вельможкин. "Конструкторское бюро готово к работе, но необходимо окончательно сформулировать требования к этой машине со стороны заказчика. Этот процесс пока не завершен", - сказал собеседник агентства. Ранее генеральный конструктор фирмы Ильюшина Николай Таликов рассказал, что Ил-106, ранее известный как перспективный комплекс транспортной авиации (ПАК ТА), будет напоминать Ил-76. Он сможет нести до 80-100 тонн полезной нагрузки и, как отмечал Вельможкин, садиться на грунт. Подробнее на ТАСС: http://tass.ru/armiya-i-opk/2714715

milstar: ИНДОНЕЗИЯ ПОЛУЧИТ ПЕРВЫЕ СУ-35 НЕ РАНЬШЕ 2018 ГОДА 9 марта, AEX.RU - Министр обороны Индонезии Рьямизарда Рьячуду надеется подписать в апреле контракт с Россией на поставку 10 многоцелевых истребителей Су-35 на сумму в $ 1 млрд. Однако, как выяснили "Известия", ждать первых машин придётся не менее 3 лет. Единственный производитель Су-35 - Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (КнААЗ) перегружен внутренним и внешними заказами и просто физически не сможет поставить Джакарте машины вне очереди. "Минобороны предложило правительству оценить два варианта: истребитель Lockheed Martin F-16V и Су-35, - сообщил индонезийский министр. - Другие самолёты не рассматривались. Выбор был сделан в пользу Су-35 ввиду продвинутости его технологии и близости по типу к состоящим на вооружении ВВС Индонезии истребителям Су-30МК2". "В прошлом году КнААЗ выпустил 14 самолетов Су-35, несколько истребителей Су-30МК2 для Вьетнама и модернизировал Су-27 до уровня СМ в интересах Минобороны России, - сообщил источник в Минобороны. - Сегодня стоит вопрос о полном переходе предприятия на выпуск современных Су-35. Однако это не повлияет на очередь. Завод должен построить за 5 лет 50 машин для ВКС России, 24 для Китая. Индонезийцы могут рассчитывать в лучшем случае, что в 2018 году получат 2 самолета". В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) "Известиям" сообщили, что дополнительно на сроки исполнения контракта повлияет и необходимость согласования технического облика индонезийского Су-35. "Скорее всего, индонезийцы захотят поставить на свои машины какие-то системы нероссийского производства. Это потребует проведения дополнительных НИОКР и испытаний, - подчеркнул источник". Впрочем, Джакарта готова ждать. Индонезийская пресса отмечает, что с покупкой Су-35 страна получит и технологии его производства во многом схожие с теми, что применяются в самолетах пятого поколения. - Индонезия не авиационная страна, - говорит источник "Известий" в авиастроительной отрасли. - На ее территории идет "отверточная" сборка испанских военно-транспортных самолётов. Существует совместная с Южной Кореей программа разработки перспективного истребителя по характеристикам близкого к пятому поколению. Купив Су-35 и технологии его производства, индонезийцы, что называется "на хвосте" влетят в число государств, обладающих технологическими возможностями для производства современной авиационной техники. В КБ "Сухого" подчеркивают, что многое из оборудования, используемого на Су-35, относиться к следующему пятому поколению авиационной техники. Фактически это "переходная" модель истребителя перед появлением в войсках новейшего Т-50. Его серийное производство должно начаться в 2017 году. С более продвинутой машиной "35-й" роднит "цифровая" кабина, новый двигатель АЛ-41Ф-1С. От предшественников АЛ-31Ф, стоящих на Су-27/30, он отличается увеличенной тягой 14,5 тонны против 12,5, цифровой системой управления, большим ресурсом и пониженным расходом топлива. Это дает машине не только большую скорость и маневренность, но и возможность брать больше вооружения. Другое "ноу-хау" - перспективный радиолокационный комплекс с фазированной антенной решеткой (ФАР) "Ирбис", обладающий уникальными на сегодня характеристиками по дальности обнаружения целей. На встречных курсах "Ирбис-Э" может обнаруживать цели на дальности до 350-400 км. На Су-35 впервые стоит отечественный безынерционный навигационный комплекс - БИНС. Это электронно-механический прибор, без которого ни один истребитель не может сегодня считаться современным. Его задача - собирать и анализировать всю полетную информацию и обеспечивать вылет и возвращение самолета на свой аэродром. БИНС работает в связке с приемниками GPS и ГЛОНАСС, но может и без них.

milstar: К МОДЕРНИЗАЦИИ ТУ-160 ПОДКЛЮЧИЛИ ОКБ СУХОГО, РСК «МИГ» И КБ ИЛЬЮШИНА 25 марта, AEX.RU - Руководство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) приняло решение подключить к процессу создания модернизированного варианта самолета Ту 160 - бомбардировщика Ту 160М2 - сразу несколько отечественных конструкторских бюро. Такой подход будет применен впервые в истории современной авиации. Об этом сообщают Известия. "В целях скорейшего выполнения задачи по подготовке производства с конца 2015 года были развернуты работы по выпуску электронной конструкторской документации по планеру самолета без внесения в конструкцию планера изменений, требующих статических испытаний, - рассказал "Известиям" вице-президент ОАК по программам и стратегии Александр Конюхов. - Соисполнителями у "Туполева" стали ОКБ Сухого, РСК "МиГ", корпорация "Иркут", ТАНТК им. Г.М. Бериева, КБ Ильюшина, МАИ. Подключение соисполнителей было вызвано сжатыми сроками выполнения поставленной задачи. Получаемый опыт взаимодействия нескольких КБ можно расценивать как первый шаг к созданию "виртуального КБ ОАК", способного в будущем решать комплексные задачи по созданию перспективных воздушных судов в сжатые сроки". В апреле прошлого года министр обороны Сергей Шойгу поручил возобновить производство бомбардировщика Ту 160 в модернизированном виде. Обновленный самолет будет называться Ту 160М2. До 2020 года на вооружение Воздушно-космических сил планируется поставить 10 таких самолетов. Ту 160М2 отличается от своего предшественника новым комплексом бортовой электроники и набором вооружения. По сути это будет новый самолет со старым обликом. "Впервые в истории отечественной авиации инженеры практических всех ведущих школ - Туполева, Сухого, Яковлева, Бериева, Микояна - собраны и работают в одной команде, - отмечает заместитель гендиректора компании "Туполев" по проектированию, научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам Валерий Солозобов. - Конструкторы в разных частях России заняты проектированием разных частей планера и крыла. Задача - создать около полумиллиона чертежей в 3D-формате в современных программах, завершить проектирование и подготовить их к промышленному производству. Это поможет кардинально ускорить изготовление узлов и агрегатов "стратега" на современных станочных обрабатывающих центрах". ОАК объединила в "виртуальное КБ" рабочие места конструкторов, выполняющих единую задачу и расположенных примерно на 40 различных площадках - авиастроительных КБ и заводах, предприятиях-смежниках. Специально под проект Ту 160М2 проведена работа по защите каналов обмена данными, налажена работа единой сети в централизованных корпоративных приложениях, обмен конструкторскими и инженерными данными. Учитывая географическую распределенность предприятий-кооперантов проекта (от Дальнего Востока до центра европейской части страны), работа с едиными конструкторскими данными проекта может вестись практически круглосуточно.

milstar: МОСКВА, 3 апреля. /ТАСС/. Министерство обороны РФ и ПАО "Корпорация "Иркут", входящее в состав Объединенной авиастроительной корпорации, заключили новый контракт на поставку Воздушно-космическим силам (ВКС) более 30 многоцелевых истребителей Су-30СМ на период до конца 2018 года, сообщает управление пресс-службы и информации Минобороны. СМОТРИТЕ ТАКЖЕ Министр обороны РФ Сергей Шойгу Шойгу потребовал от промышленности строго соблюдать сроки поставки авиатехники в войска "Государственный контракт на поставку подписали заместитель министра обороны Юрий Борисов и президент ПАО "Корпорация "Иркут" Олег Демченко", - говорится в сообщении. Поставки будут осуществляться в рамках выполнения государственного оборонного заказа 2016-2018 годов. Су-30СМ является сверхманевренным многофункциональным истребителем для завоевания господства в воздухе поколения "4++". Истребители поставляются в Минобороны России с 2012 года в интересах ВКС и Военно-морского флота. Подробнее на ТАСС: http://tass.ru/armiya-i-opk/3172535

milstar: Воздушно-космические силы закупили дополнительную партию из 30 сверхманевренных истребителей Су-30СМ. Государственный контракт на поставку подписали замминистра обороны Юрий Борисов и президент «Корпорации «Иркут» Олег Демченко. Как сообщили «Известиям» в Минобороны, решение о дополнительной закупке машин принималось по итогам применения истребителей в Сирии. — Это 6-й контракт для Минобороны и корпорации «Иркут», — сообщил «Известиям» эксперт в области авиации Андрей Фомин. — На вооружении российских ВКС уже около 80 истребителей данного класса. С учетом нового соглашения Су-30СМ станет самым массовым истребителем Российской армии. Общее количество машин составит 110 штук. В какую сумму обошлась закупка, Минобороны не сообщает. Тем не менее, зная, что Су-30СМ, адаптированный под требования российского Минобороны, — брат-близнец индийского Су-30МКИ, созданного корпорацией «Иркут» для Дели, можно провести параллели. По данным индийских СМИ, очередная поставка 40 Су-30МКИ обойдется Индии в $3 млрд. Нашему Минобороны как главному внутреннему заказчику, видимо, немногим дешевле. Читайте еще: Минобороны пересаживает разведчиков с «Тигров» на «Рыси» и «Коршуны» Минобороны пересаживает разведчиков с «Тигров» на «Рыси» и «Коршуны» Бронеавтомобили подходят для рейдов в тылу врага, но уязвимы для огня артиллерии и танков На вооружении Индии к 2018 году будет стоять не менее 14 эскадрилий этих самолетов общим количеством 272 штуки. Первый контракт на 30 истребителей Су-30СМ для России был подписан в марте 2012 года. В настоящий момент все эти машины находятся на вооружении частей морской авиации, в том числе Черноморского флота. — «Иркут» — одна из мощнейших авиастроительных компаний страны, — говорит Фомин. — Производственные мощности предприятия позволяют выпускать до 60 истребителей различных классов в год. Впрочем, как отмечает эксперт, выбор Су-30СМ обусловлен не только возможностью его быстрой поставки в войска. По своим боевым возможностям и летным характеристикам этот самолет значительно превосходит Су-27 (на базе которого создавался), признается одним из лучших многоцелевых истребителей в мире. Он стал первым серийным самолетом, обладающим сверхманевренностью за счет высокоэффективной интегральной аэродинамической схемы, системы управления вектором тяги двигателей АЛ-31ФП и управляемого переднего горизонтального оперения. Благодаря новой бортовой РЛС «Барс» пилот имеет возможность не только применять оружие в маневренном полете на большой дальности, но и одновременно атаковать одну воздушную и одну наземную цели. Все эти характеристики неоднократно подтверждали на практике индийские пилоты в ходе международных учений. Так, в ходе индо-американских учений Cope India 2004 самолетам Су-30 пришлось противостоять известному истребителю F-15С. По сообщениям индийских и американских СМИ, в подавляющем большинстве учебных воздушных боев индийские летчики одержали победу над американскими пилотами. Позднее истребители Су-30МКИ выиграли все поединки с не менее известными истребителями американского производства F-16 сингапурских ВВС. В ходе учений Cope India 2005 индийские летчики на Су-30МКИ закрепили свою победу над самолетами F-16С, управляемыми на этот раз американскими пилотами. В июле-августе 2008 года истребители Су-30МКИ ВВС Индии наряду с боевыми самолетами ВВС США и Франции приняли участие в международных учениях «Красный флаг» (Red Flag), которые военные эксперты считают наиболее реалистичными «военными играми» тактической боевой авиации в мире. И также вышли безоговорочными победителями. В августе 2015 года в учениях Indradanush («Радуга») Су-30МКИ разгроми британские Eurofighter Typhoon. Российские Су-30СМ в международных учениях участия не принимали. Впервые их задействовали на практике в операции в Сирии. Результаты их работы засекречены. Однако, судя по интересу к машине как со стороны Минобороны России, так и ряда военных ведомств иностранных государств, они впечатляющие. Су-30СМ купила Астана. Причем ВВС Казахстана уже в ближайшем будущем намерены довести свой парк истребителей Су-30СМ как минимум до 24. Такие же машины купило минобороны Белоруссии. Сегодня Минск уже обладает эскадрильей Су-30СМ из 12 машин. Желание купить именно эту модификацию «Сухого» выразил Тегеран. Во время визита министра обороны Ирана Хосейна Дехгана в Москву было объявлено, что страна хочет получить не только сами истребители, но и лицензию на их производство. Читайте далее: http://izvestia.ru/news/608564#ixzz44sp1dpk6

milstar: В прошлом году источник в оборонно-промышленном комплексе сообщал ТАСС, что РСК "МиГ" на базе прототипа МиГ-1.44 разрабатывает еще один перспективный истребитель пятого поколения, который должен стать вторым вариантом ПАК ФА. Подробнее на ТАСС: http://tass.ru/obschestvo/3343500

milstar: ВКС РОССИИ ДО КОНЦА 2018 ГОДА ПОЛУЧАТ ЕЩЕ 55 ИСТРЕБИТЕЛЕЙ СУ-30СМ 15 июня 2016 г., AEX.RU - Воздушно-космические силы (ВКС) и морская авиация ВМФ России получат до конца 2018 года еще 55 тяжелых многоцелевых истребителей Су-30СМ, сообщил РИА Новости в среду директор по производству Иркутского авиазавода (корпорация "Иркут") Сергей Яманов. Су-30СМ производятся на Иркутском авиазаводе по контрактам с Минобороны РФ и поставляются в ВКС с 2012 года, а морской авиации - с 2014 года. На данный момент поставлен в войска 61 Су-30СМ. "До конца 2018 года в интересах ВКС и ВМФ на Иркутском авиазаводе будет произведено и поставлено еще 55 самолетов. Общая численность составит 116 Су-30СМ - 88 для ВКС и 28 для морской авиации ВМФ", - сказал Яманов. Тяжелые истребители Су-30СМ одни из первых прибыли в 2015 году в Сирию и применяются там как по прямому назначению - как истребитель, так и как самолет целеуказания для штурмовиков и бомбардировщиков.

milstar: Об авторе: Владимир Александрович Пономаренко – генерал-майор медицинской службы в отставке, заслуженный деятель науки, доктор медицинских наук, профессор психологии летного труда, академик Российской академии образования. Лед тронулся, но он очень холоден и крепок, поэтому потребуется его растопить глубокими чувствами и не столько запоздалой критикой, сколько умом и силой духовно-душевных качеств, воспитательным профессионализмом. Коснусь болезненных точек своей профессии: эргономической, медико-психологической, физиологической, педагогической, обеспечивающих Воздушно-космические силы ВС РФ. В частности, постараюсь изложить здесь основные положения к обоснованию сохранения НИИИ авиационно-космической медицины и военной эргономики (сегодня – Научно-исследовательский испытательный центр (НИИЦ) авиационно-космической медицины и военной эргономики) в его прежнем статусе. Назрела крайняя озабоченность и возникла настоятельная необходимость коснуться следующих двух важнейших вопросов: – о кадровой политике подготовки авиационных врачей, медицинском оборудовании для проведения фундаментальных исследований; – о военно-научном сопровождении самолетов 5-го поколения с учетом возможностей человека. ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК В ближайшее время российский истребитель 5-го поколения Т-50 станет серийным. Данный самолет – это мощный прорыв в технике, но эргономический фактор не исключает снижения летно-технических характеристик, летного долголетия, нарастания аварийности. Автор этих строк имел определенное отношение к испытаниям истребителя 5-го поколения F-22, а потому мне представляется уместным высказать ряд суждений о сверхманевренных самолетах в части, касающейся вопросов эргономики. Кадровая в полном смысле этого слова ударная политика предыдущего руководства военного ведомства коснулась в недавнем прошлом и Государственного научно-исследовательского испытательного института авиационной медицины и военной эргономики. В частности, за три года, с 2010 по 2012, из 246 офицеров (ученых, инженеров, математиков, техников, прибористов, программистов) осталось всего 16 офицеров с 5–10-летним летным стажем работы. Уволили более 20 докторов наук 50-летнего возраста, руководителей по 20 специальностям. В войсках убрали не менее двух третей лабораторий авиационной медицины, закрыли все военно-медицинские факультеты по авиационной медицине, а также закрыли адъюнктуру и курсы по постдипломной подготовке. А ведь летчики проходят под руководством врачей тренировки дыхания под избыточным давлением, тренаж на наземных катапультных тренажерах, в барокамерах, осуществляют контроль за спецснаряжением. Врачи контролируют рекомендации врачебно-летной комиссии (ВЛК), участвуют в разборе полетов, оценивают психофизиологическую выносливость полетов и оперативно нормируют летные нагрузки, определяют пригодность для переучивания на новую авиационную технику, готовят летный состав к прохождению врачебно-летной экспертизы, читают лекции по авиационной медицине, осуществляют спецтренаж летных способностей на летных тренажерах. И все это происходило в период, когда началась активная эксплуатация самолетов и экипажей при полетах 10–12 часов (фронтовая авиация) и 40–48 часов (Дальняя авиация). В строевых частях увеличился налет до 100–110 часов, в том числе и при боевом маневрировании, освоении новых типов вертолетов. Именно в целях профилактической работы, как никогда, требуются высококвалифицированные специалисты в области эргономики, военные авиационные врачи, психотерапевты, психологи, специалисты в области физической подготовки, отрабатывающие методы преодоления отрицательных воздействий при выполнении сложных видов полета на любых типах самолетов. С чувством профессиональной ответственности могу утверждать, что пренебрежение научной эргономикой и авиационной медициной незамедлительно приведет к снижению мотивации к службе ввиду дискредитации медицинского обеспечения летного состава и их семей; снижению уровня профессионального здоровья, то есть к снижению восстановления психофизиологических резервов, работоспособности (боевой эффективности) и к снижению летного долголетия; более короткому сроку для перехода функциональных нарушений в органические заболевания; снижению научных исследований в области профилактической и восстановительной медицины, обоснованию нормирования летных нагрузок, расширения правовых полномочий врачебно-летной экспертизы, а также к увеличению ошибочных действий и аварийности из-за снижения качества эргономического контроля при проектировании авиационной техники. УНИКАЛЬНАЯ РАБОТА Авиационная профессия – это уникальная работа в неземной среде обитания, где принципиально изменяются реакции организма, формируются функционально новые органы, изменяются личность, мировоззрение, корпоративность, способность к риску, к использованию информации от нерукотворного мира. Воздействующие факторы неземной среды обитания востребуют более двух десятков защитных средств. Защитные средства востребуют глубокие научные исследования разработки антивибрационных средств, оценки масел, содержащих токсические добавки, отрицательных воздействий электромагнитных и радиационных, гравитационных полей. При больших скоростях, сопровождающихся угловыми, линейными ускорениями, провоцирующих зрительные, сенсомоторные иллюзии, не исключаются галлюцинации. На больших высотах возможна разгерметизация и возникновение декомпрессионных расстройств в виде тромбоза сосудов головного мозга. На больших перегрузках требуется дыхание под избыточным давлением со сменой физиологических законов вдоха и выдоха. Именно эти задачи при создании летательных аппаратов 4-го поколения в свое время успешно решил ГНИИИ авиационно-космической медицины и военной эргономики. Разработка защитных средств – это фундаментальные физиологические, биологические, психофизиологические исследования, в том числе на молекулярном уровне, а также физиологические требования к средствам спасения: катапультным креслам, автоматам давления для высотного снаряжения, защите шейных позвонков от ударных перегрузок при посадке на палубу и многое другое… Это лишь беглое перечисление того, чему должен обучиться военный авиационный врач, не касаясь огромной работы в области экстремальной психологии и оказания врачебной помощи. Именно этими проблемами занимался рассматриваемый институт. Хочу напомнить, что медико-психологическое обеспечение – это профессионализм и культура, это боевая эффективность. И «сделать» летчика профессионалом, соединить его с самолетом, с нерукотворным миром, с идеей полета, с адекватными действиями в аварийных условиях, при отказах техники и «погоды» есть основа безопасности полета, результативности полетного задания, волевая, патриотическая составляющая профессиональной деятельности. Государственный научно-исследовательский испытательный институт авиационно-космической медицины и военной эргономики, обеспечивший первые 12 космических самых ответственных полетов Юрия Гагарина, Алексея Леонова и Валентины Терешковой, был признан лучшим институтом в своей сфере в Европе и Азии. Он подготовил 600 кандидатов и 100 докторов наук, в том числе и для войск (лабораторий авиационной медицины, Центрального авиационного госпиталя, кафедр авиационной медицины). Лишение кадров высшей категории проявилось в том, что увеличилось количество летчиков-профессионалов, списанных по состоянию здоровья, а если быть честным, то из-за профессионально обусловленных болезней. Травматизм, хронические болезни и заболевания (износ) сердечно-сосудистой системы послужили причиной списания с летной работы (300–600 человек в год). Однако причины аварийности в номинации «состояние здоровья» за 40 лет составили 0,8–1,2%. Это стало возможным благодаря медико-психологической профилактике, проводимой учеными, авиационными врачами и эргономистами в интересах всестороннего обеспечения боевого потенциала. ЗАБЫЛИ ОБ ЭРГОНОМИКЕ По оценкам экспертов, летчики современных боевых самолетов даже не могут в полном объеме использовать их потенциал. Фото с сайта www.af.mil По оценкам экспертов, летчики современных боевых самолетов даже не могут в полном объеме использовать их потенциал. Фото с сайта www.af.mil Медико-эргономическое, психологическое обеспечение – обязательное условие сопровождения создания и эксплуатации самолетов 5-го поколения. Летательные аппараты 5-го поколения и модернизированные вертолеты проходят этап летных испытаний с высоким летным профессионализмом. Но, кроме летательного аппарата, спецсистем, очков ночного видения, нашлемных визиров, есть еще человеческий организм с его возможностями и ограничениями. С позиции науки военной эргономики о человеке немыслимо отсутствие фундаментальных исследований и эргономического сопровождения. Мы начали упускать из виду науку эргономику, с помощью которой военная авиационная медицина и психология вывели самолеты поколения 4+ (кабину, рабочие места, информационные поля и пр.) на первое место, на 30% уменьшили ошибочные действия, за 4 года до внедрения в войска сформировали всю инфраструктуру профессиональной подготовки, охраны здоровья, восстановления психофизиологических резервов с помощью физиологически обоснованного спецснаряжения. Методические приемы тренировок на центрифуге оказались эффективнее американских, японских, китайских. Сегодня нужна архимобилизация ученых, их активное участие в профессиональной подготовке авиационных врачей. Прошу извинения за, возможно, не ту интонацию, но, понимая новую философию летательных аппаратов, глубоко модифицированных боевых вертолетов, особой структуры вооружения, информационных потоков, превышающих возможности одного члена экипажа, наши авиационные КБ и их производственные и научные учреждения снизили профессионализм. Государственные испытания вне полноценного эргономического контроля, военно-медицинского сопровождения, психофизиологического обеспечения средств защиты, нормирования труда и многого другого не выведут на тот уровень, который занимали летательные аппараты поколения 4+. В результате на сегодня главная, по мнению автора, задача – на все 100% спланировать и тотчас приступить к выполнению следующих действий: – фундаментальным исследованиям организма и психики с целью разработки рейтинга угроз безопасности полета, построения принципиально новых защитных средств для обеспечения умственной деятельности тактического профессионализма, торможения мультиинформационных иллюзий, потери и расстройства сознания, блокирования травм шейного отдела позвоночника; – необходимо срочно, уже в текущем году, повысить требования медико-психологического отбора и состояния здоровья не ниже 2-й группы, а для сверхманевренных летательных аппаратов – не менее 70–80% отобрать только по 1-й группе; – учитывая особенности сверхманевренных самолетов, необходимо обучать курсантов полетам с первого курса. Дело не в динамических перегрузках, а в обучении чувству неба, пространства и времени, в развитии умственных и интеллектуальных способностей (действий), технологии прогнозирования, риска, предвосхищающих действий; – с третьего курса начать тактическую подготовку на самолетах 4+ поколения (для фронтовой авиации) и полеты по 12–14 часов с дозаправкой топливом. Новая техника и ее системы автоматизации, компьютеризация, сверхманевренность, длительность полетов изменили философию полета: умственная деятельность, прогнозирование, внимание, пространство и время, запредельные воздействия востребовали от науки не менее мощного умственного решения проблем здоровья; – особое внимание должно быть уделено финансированию уровня образования, здоровья, профессиональной подготовки и воспитания курсантов Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова. Прежде всего фундаментально сегодняшний НИИЦ авиационно-космической медицины и военной эргономики должен оценить с позиции сверхманевренных самолетов пригодность отобранных курсантов, оценить уровень пригодности учебных самолетов в смысле приобретения летных навыков и качеств, обеспечивающих возможность успешного освоения сверхманевренных самолетов. Не мешает возвратиться и к обсуждению поставки для фронтовой авиации учебного самолета МиГ-АТ. В ПОЛНОЙ МЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СВЕРХМАНЕВРЕННОСТЬ Нам хорошо известен опыт построения и эксплуатации американских истребителей F-22. В частности, сегодня один пилот F-22 способен использовать его летно-технические характеристики в полном объеме не более чем на 40–60%. Есть человеческие потери и именно из-за предельных режимов (+10–12Gz). Институт авиационно-космической медицины еще в 1985–1987 годах начал исследования сверхманевренных характеристик самолета (изделие 1-42). За последние 3–4 года мы наконец-то приступили к полноценным исследованиям. Надо еще раз сказать здесь о высоком уровне профессионализма научных кадров авиационно-космической медицины. Особенно профессионально трудились наши эргономисты. Совместно с летчиками-испытателями они успешно вывели многофункциональный истребитель Су-35 в достойное состояние. Наши сотрудники добились качества в рождении многочисленных эргономических систем, повышающих боеготовность летного состава. Вместе с тем мы, ученые НИИЦ авиационно-космической медицины, все-таки нуждаемся в аппаратуре, стендах, центрифуге. Это крайне необходимо для проведения фундаментальных исследований на суперпредельных режимах. В свое время мне довелось принимать участие в обсуждении медицинской группой НАТО № 27 проблемы эффективности деятельности экипажа F-22. Основные выявленные сложности: явная перегруженность задач на одного члена экипажа плюс выделено более 12 запредельных факторов полета, затрудняющих эффективное выполнение боевых маневров для уничтожения нескольких целей. Недостаточно эффективны средства защиты против кислородного голодания. Не хватает точных координированных движений. Возникает пространственная дезориентация, головокружение, рвота, потеря своего места в пространстве. Особо опасные явления – частичное расстройство сознания, затрудняющее воспринимать реальность на фоне виртуальной обстановки. На сверхманевренных перегрузках +10–12Gz возникает расхождение точности координат реальных объектов и их изображения на информационных полях. Избыточно перегружены моторные поля. Вместе с тем летчики-испытатели НАТО считают, что сверхманевренные боевые самолеты с их специализированной аппаратурой, вооружением, уровнем автоматизации, аэродинамическими характеристиками, боковым управлением тяги и спецоборудованием по оценке пространственных перемещений целей имеют преимущества перед летательными аппаратами поколения 4+. Однако комментарии американских летчиков о состоянии здоровья, эргономических сложностях и состоянии помех физиологического характера требуют более серьезных дополнительных исследований. В этой связи убедительно прошу все службы, имеющие отношение к испытаниям Т-50, в полном объеме внимательно изучить оценки летчиков-испытателей пяти стран НАТО. Несмотря на то что F-22 принят на вооружение, в оценках летчиков-испытателей имеются существенные замечания и предложения. Изложу их лишь частично. Во-первых, пилоты признают, что проблема потери сознания под воздействием перегрузки +12Gz еще не решена (по этой причине произошли четыре катастрофы). Проблемы: «дискомфорт, потеря пространственной ориентировки и ситуационной информированности, усталость, ухудшение зрения, пониженная подвижность, жалобы на громоздкое оборудование, травмы спины и шеи». Во-вторых, высказано требование опережающего прогностического мышления для сверхманевренного самолета. Ожидание с увеличением маневренности станет более трудным. Признано, что система речевого распознавания еще недостаточно надежная. Кроме того, сделан вывод о том, что сложность информации, полученной от бортовых систем или внешних средств, представляет серьезные ограничения. Следующее. Системы оружия становятся более сложными, и даже с учетом применения средств поддержки их использование представляет для экипажа значительную умственную нагрузку. Существенное ограничение создается также информационными потоками. Такие потоки расширяют поле восприятия и одновременно загружают экипаж большим объемом информации. Особо отмечено, что воздушный бой сегодня ведется в более сложных, предъявляющих более высокие требования пространственных и динамических условиях, которые требуют от экипажа для наблюдения и прогнозирования, пилотирования и ведения воздушного боя затраты значительно больших умственных усилий. При этом для достижения и поддержания более высокого коэффициента перегрузки сама процедура пилотирования требует мобилизации части потенциала внимания. В то же время другая значительная часть потенциала внимания выделяется на парирование психологических последствий перегрузки: выполнение противоперегрузочных маневров и обеспечение необходимого положения тела. Это лишь небольшие выдержки из опроса летного состава. Однако обращаю внимание: более 70% недостатков обусловлено психологией воздушного боя, пилотированием на сверхманевренных режимах, сложностями с вниманием, с использованием неинструментальных сигналов в интересах ситуационной и пространственной ориентировки. Безусловно, наши испытатели – грамотные летчики, но отсутствие научного эргономического анализа деятельности и работы головного мозга создаст много сложностей и переделок. Вот где нужна фундаментальная наука для разработки методов профессиональной надежности. Есть к чему прислушаться и продолжить НИРовские работы с отечественным НИИЦ авиационно-космической медицины и военной эргономики более фундаментально. Но нужно усилить исследования, являющиеся основой для обоснования защитных средств, подготовки авиационных врачей, приобретения медицинского оборудования для исследования резервов человеческих возможностей, а также восстановить курсы постдипломной подготовки. В заключение хотелось бы от имени ветеранов нашей профессии, профессоров и докторов наук сказать следующее. Убедительно просим создать нам возможность определить наш самостоятельный федеративный статус в системе Министерства обороны РФ как государственного учреждения по оценке эргономического качества авиационной техники, подготовки и контроля за состоянием здоровья курсантов и развития их летных способностей. Все материалы по составу института, организации, материально-технического обеспечения имеются. Ученые и сотрудники настроены, мотивированы работать. Другого такого института нет по опыту, по творческому общению с авиационным госпиталем, училищами, летно-испытательным институтом ВКС, с летно-исследовательским институтом (ЛИИ), с медицинской службой ВКС, с летными ОКБ. Экспериментальная база имеется, требуется исходное финансирование. Сегодня крайне желательно срочно вернуть курсы постдипломного обучения по авиационной медицине в состав НИИЦ авиационно-космической медицины и военной эргономики, вернуть аспирантуру (адъюнктуру) для подготовки научных кадров не менее чем по 7–10 специальностям. Правительственным решением вменить в обязанности головного института оценку эргономического качества авиационной техники, тренажных, защитных средств, средств выживания и спасения. Для фундаментальных исследований потребуется закупка специального оборудования для оценки резервных возможностей организма, оценки преморбидного состояния при воздействии суперсложных условий. В частности, необходимы: центрифуга с медицинским обеспечением; томограф (МРТ); биохимическая лаборатория; измерительные приборы для оценки влияния неблагоприятных факторов на рабочих местах (вибрации, шумов, электромагнитных, радиационных, гравитационных полей), на утомление летного состава; психологический инструментарий для оценки психических состояний и личностных качеств; тренажные устройства для повышения устойчивости к пространственным дезориентациям. Да, многое у нас есть, но нам нужна правовая система в нашей профессии. Результаты исследований окупят расходы, сохранят профессиональное долголетие, повысят надежность всей системы человек–самолет–среда. Беру на себя смелость, исходя из научного опыта 54 лет службы в авиации, из них 18 лет участия в летных испытаниях авиационной техники, в том числе и в экстремальных ситуациях, утверждать, что человеческий фактор усилил тормозной эффект развития военной техники, особенно авиации. Речь идет об угрозе профессиональному здоровью в режимах сверхманевренности и длительных полетах продолжительностью 12–14 часов для фронтовой авиации. Проблема одна: с помощью эргономики, физиологии, психологии, биологии разработать методы повышения резервных возможностей, методы преодоления психофизиологических возможностей, а также создать условия для безопасности утраты здоровья и повышения боевой эффективности. Положительный и результативный опыт у нас имеется при создании самолетов поколения 4+ и новых типов вертолетов. Наука эргономика и авиационно-космическая медицина в сочетании с учеными Академии наук, Академии образования, институтами психологии способна решить эти задачи http://nvo.ng.ru/forces/2016-06-17/14_avia.html



полная версия страницы