Форум » Дискуссии » UUV/АНПА с ракетными комплексами -необходима разработка концепции военно-морской операции » Ответить

UUV/АНПА с ракетными комплексами -необходима разработка концепции военно-морской операции

milstar: re: UUV/АНПА необходима разработка концепции военно-морской операции " ...Я называю наступательной силой от кортика до линкора" Дуэ 1.Ценой трёх торпед «Майале» и 6 человек их экипажей удалось изменить баланс морских сил на Средиземном *********************************************************************************************** море. ****** Однако итальянское командование оказалось неспособно использовать внезапно появившееся превосходство в линкорах, хотя потом оно обвиняло немцев том, что они не поставили Италии достаточно нефти для ведения морских операций. [url=https://www.e-reading.club/bookreader.php/7459/Borgeze_-_Chernyii_knyaz'_lyudeii-torped.html]https://www.e-reading.club/bookreader.php/7459/Borgeze_-_Chernyii_knyaz'_lyudeii-torped.html[/url] 2. 32-64 UUV (АНПА) с ракетами 9м82м от С-300в4 боевым радиусом 350 км скоростью до 2800 метров в секунду --------------------------------------------- http://www.ausairpower.net/APA-Giant-Gladiator.html «То есть самолеты дальнего радиолокационного дозора и управления, в том числе и AWACS, теперь не смогут безнаказанно войти в 400-километровую зону», – заявил генеральный конструктор концерна «Алмаз-Антей» Павел Созинов агентству ТАСС. http://interpolit.ru/blog/vysotnyj_unichtozhitel_kompleks_s_300v4_poluchil_novuju_raketu/2016-05-19-6937 площадь поражения для одной ракеты -300 000 кв.километров площадь Баренцева моря 1424 000 кв.километров http://mapoftheworld.ru/more-okean/more/barencevo/karta-glubin-barencevo-more-s-ostrovami.jpg При оснащении вместо 150 кг взрывчатки термоядерным боевым блоком 100 килотонн будут способны уничтожить любую воздушную и надводную цель в Баренцевом море Эскадрилья Миг-31 -воздушная разведка , UUV с ракетами на боевом патрулирование выдвинуты на 500 километров вперёд дальность Радара Ирбис от Су-35 с апертурой 900 мм и средней мощностью 5 квт - для ЭПР цели 0.01 кв.метра - 90 километров для ЭПР цели 2.5 кв.метра - 350 километров 3. Флот против Флота ,Флот против Суши ---------------------------------------------------------- Размер контейнера под 9м82м позволяет использовать баллистические ракеты с дальностью 1000 морских миль по настильной траектории ( 25 % апогея ,60 % времени полета )за 7 минут или 2-3 ракеты Циркон или торпеду повышенной дальности 4. возможно использование вместо донного базирования ракет Булава/Синева -------------------------------------------- В Белом море до конца июня начнутся заводские испытания новейшей баллистической ракеты «Скиф», способной находиться в режиме ожидания на морском и океанском дне и в нужный момент по команде выстреливать и поражать наземные и морские объекты. http://www.bulgari-istoria-2010.com/booksBG/R_29_RM_SKIF.pdf - Одна из версий - разработка транспортно-пускового контейнера для обеспечения пуска крылатых и/или баллистических ракет с большой глубины. - Одна из первых версий - подводный снаряд с ракетным двигателем, проходящий некоторый путь до цели под водой с последующим пуском крылатой ракеты средней дальности (500-2000 км) по наземной цели. мобильное подводное базирование на АНПА . Габариты АНПА будут соответственно больше 5. Echo Vojager длина 15.5 метр ,водоизмещение 50 тонн ----------------------------------------------------------------------------------------- http://www.boeing.com/features/2016/03/bds-echo-voyager-03-16.page ------------ Тактико-технические характеристики 865 «Пиранья» Разработчик проекта.................СПМБМ «Малахит» Главный конструктор.................Л. В. Чернопятов, Ю. К. Минеев (с 1984) Скорость (надводная).................6 узлов Скорость (подводная).................6,7 узлов Рабочая глубина погружения.................180 Предельная глубина погружения.................200 Автономность плавания.................10 суток Экипаж.................3 + 6 водолазов Размеры Водоизмещение надводное.................218 т Водоизмещение подводное.................319 т Длина наибольшая (по КВЛ).................28,3 м Ширина корпуса наиб..................4,7 м Высота.................5,1 м Средняя осадка (по КВЛ).................3,9 (средняя) Силовая установка.................дизель + электродвигатель, 220 л. с. http://oruzhie.info/podvodnye-lodki/775-piranya 6. world AUV market 825 in 2018 ,most military ----------------------------------------------------------------- The unmanned underwater vehicle market is projected to grow from an estimated USD 2.69 Billion in 2017 to USD 5.20 Billion by 2022, at a CAGR of 14.07% during the forecast period. The base year considered for the study is 2016 and the forecast period is from 2017 to 2022. http://www.oceanologyinternational.com/__novadocuments/49712?v=635314447295200000 http://www.marketsandmarkets.com/Market-Reports/unmanned-underwater-vehicles-market-140710720.html 7. необходима разработка концепции военно-морской операции с АНПА/UUV ######################################### http://flot.com/nowadays/concept/opposite/aeromarineoperation/ 8."Анализируя состояние работ по данной теме, мы сделали следующее заключение: ВНЭУ должна не только обеспечить длительное нахождение лодки в подводном положении, но при этом сохранить скрытность и быть достаточно безопасной", - сказал глава ЦКБ МТ "Рубин". По его словам, немецкий вариант небезопасен хотя бы потому, что в его основе лежит хранение водорода на борту лодки, а это очень пожаро- и взрывоопасно. Путь, который предпочли французы и шведы, тоже имеет недостаток. "В составе установки имеются механические части, которые являются дополнительным источником шума. А ведь подводная лодка должна быть, прежде всего, скрытной", - сказал Дьячков. В результате "Рубин", по его словам, своим направлением движения выбрал электрохимический генератор. "В этом случае отсутствуют движущиеся части, что хорошо с точки зрения скрытности. В отличие от немецкого варианта мы избегаем хранения водорода на борту, ведь это требует береговой инфраструктуры и сложных систем на корабле", - сказал Дьячков. Он сообщил, что ВНЭУ будет устанавливаться в модульном отсеке лодки. Это не потребует значительной переделки и перекомпоновки всей лодки в целом, различие будет заключаться во врезке дополнительного отсека. Кроме того, подчеркнул Дьячков, в последнее время заказчики проявляют активный интерес к литиево-ионным батареям. РИА Новости https://ria.ru/defense_safety/20110913/436639922.html

Ответов - 49, стр: 1 2 3 All

milstar: Свой последний концепт-кар с водородом в ДВС баварцы показали в 2006-м, а три года назад объявили о сотрудничестве с Тойотой. Теперь такой же топливно-элементный генератор на 370 ячеек, как у Mirai, используется в экспериментальной «пятёрке» BMW GT. Очевидно потому, что получать из водорода на борту электричество и воду на 10–20% эффективнее, чем сжигать его в цилиндрах. Однако серийно производить водородомобиль BMW планирует не раньше 2020-го.

milstar: Баллоны для хранения водорода достаточно просты и компактны. Однако для хранения 2 кг Н2 требуются болоны массой 33 кг. Прогресс в материаловедении даёт возможность снизить массу материала баллона до 20 кг на 1 кг водорода, а в дальнейшем возможно снижение до 8 – 10 кг. Пока масса водорода при хранении его в баллонах составляет примерно 2 – 3% от массы самого баллона.

milstar: Гидридная система хранения водорода В случае хранения водорода в гидридной форме отпадает необходимость в громоздких и тяжёлых баллонах, требуемых при хранении газообразного водорода в сжатом виде, или сложных в изготовлении и дорогих сосудов для хранения жидкого водорода. При хранении водорода в виде гидридов объём системы уменьшается примерно в 3 раза по сравнению с объёмом хранения в баллонах. Упрощается транспортирование водорода. Отпадают расходы на конверсию и сжижение водорода. Водород из гидридов металлов можно получить по двум реакциям: гидролиза и диссоциации. Методом гидролиза можно получать вдвое больше водорода, чем его находится в гидриде. Однако этот процесс практически необратим. Метод получения водорода термической диссоциацией гидрида даёт возможность создать аккумуляторы водорода, для которых незначительное изменение температуры и давления в системе вызывает существенное изменение равновесия реакции образования гидрида. Стационарные устройства для хранения водорода в форме гидридов не имеет строгих ограничений по массе и объёму, поэтому лимитирующим фактором выбора того или иного гидрида буде, по всей вероятности, его стоимость. Для некоторых направлений использования может оказаться полезным гидрид ванадия, поскольку он хорошо диссоциирует при температуре, близкой в 270 К. Гидрид магния является относительно недорогим, но имеет сравнительно высокую температуру диссоциации 560 – 570 К и высокую теплоту образования. Железо-титановый сплав сравнительно недорог, а гидрид его диссоциирует при температурах 320 – 370 К с низкой теплотой образования. Использование гидридов имеет значительные преимущества в отношении техники безопасности. Повреждённый сосуд с гидридом водорода представляет значительно меньшую опасность, чем повреждённый жидководородный танк или сосуд высокого давления, заполненный водородом. В настоящий момент в Институте проблем химической физики РАН в Черноголовке ведутся работы по созданию аккумуляторов водорода на основе гидридов металла. http://www.abitura.com/modern_physics/hydro_energy/hydro_energy4.html


milstar: В случае хранения водорода в гидридной форме отпадает необходимость в громоздких и тяжелых баллонах, требуемых при хранении газообразного водорода в сжатом виде, или сложных в изготовлении и дорогих сосудов для хранения жидкого водорода. При хранении водорода в виде гидридов объем системы уменьшается примерно в 3 раза по сравнению с объемом хранения в баллонах. Упрощается транспортирование водорода. Отпадают расходы на конверсию и сжижение водорода. Водород из гидридов металлов можно получить по двум реакциям: гидролиза и диссоциации: https://studme.org/152661/tehnika/gidridnaya_sistema_hraneniya_vodoroda

milstar: Для нужд автомобильного транспорта создаются гидриды, которые теоретически могут содержать до 130-140 кг водорода в 1 м3 металлического гидрида. Однако реализуемая емкость гидрида вряд ли будет превышать 80 кг/м3 Но и такое содержание водорода в баке емкостью 130 дм3 достаточно на 400 км пробега автомобиля. Это реальные для применения показатели, но следует учитывать увеличение массы бака, заполненного гидридом. Например, масса латан-никелевого гидрида достигает 1 т, а гидрида магния — 400 кг. К настоящему времени синтезированы и изучены гидриды металлов с широким интервалом свойств. Данные о свойствах некоторых гидридов, которые представляют наибольший потенциальный интерес, для промышленного использования, приведены в табл. 10.3 и 10.4. Как видно из табл. 10.3, например, гидрид магния дает возможность хранить 77 г Н2 на 1 кг массы гидрида, в то время как в баллоне под давлением 20 МПа приходится лишь 14 г на 1 кг емкости. В случае жидкого водорода можно хранить 500 г на 1 кг емкости.

milstar: Белый, лёгкий порошок, плавится без разложения в инертной атмосфере. Образует бесцветные кристаллы кубической сингонии, пространственная группа F m3m, параметры ячейки a = 0,4083 нм, Z = 4, структура типа NaCl. Под действием излучения от видимого до рентгеновского кристаллы окрашиваются в интенсивный голубой цвет из-за образования твёрдого коллоидного раствора металлического лития в гидриде лития. Слабо растворим в диэтиловом эфире. Дейтерид лития-6 6LiD (или 6Li2H) используется как термоядерное топливо в термоядерном оружии.

milstar: В криогенных системах хранения жидкого водорода на 1 кг водорода приходится 6 – 8 кг массы криогенного сосуда, а по объёмным характеристикам криогенные сосуды соответствуют хранению газообразного водорода под давлением 40 Мпа.

milstar: СПОСОБЫ ХРАНЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ ВОДОРОДА НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 05.08.05 - СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ИХ ЭЛЕМЕНТЫ (ГЛАВНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук 2%т 2013 Санкт-Петербург 2013 005050058 Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» на кафедре Теплофизических основ судовой энергетики Научный руководитель: Дядик Александр Николаевич доктор технических наук, профессор Официальные оппоненты: Иванов Роман Александрович доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГУП «Крыловский государственный научный центр», http://tekhnosfera.com/sposoby-hraneniya-i-polucheniya-vodoroda-na-podvodnoy-lodke Движение в подводном положении на максимальной скорости (20-25 узлов) разряжает батарею за 2-3 часа. Эта задача может быть решена путем создания воздухонезависимых энергоустановок на основе электрохимических генераторов (ЭХГ), где топливом является водород, а окислителем - кислород. Существуют различные варианты систем хранения водорода на борту, однако эту проблему до сих пор нельзя назвать решенной. К наиболее известным способам хранения водорода относятся: хранение газообразного водорода в баллонах под давлением, криогенное, в инкапсулированном состоянии в микросферах, в гидридах интерметаллических соединений, в нанотубуленах. Общей особенностью для всех вышеперечисленных способов является необходимость заправки системы хранения значительным количеством водорода, необходимым для работы корабельной энергоустановки на требуемых режимах, для поддержания минимального давления в системе и компенсации диффузионных потерь. В этом случае всегда существует определенный риск возникновения на борту чрезвычайной ситуации. Такой опасности можно избежать, если получать водород только в количестве, соответствующем текущей секундной потребности электрохимического генератора. ========================= Получать водород на борту можно гидролизом металлов, гидролизом гидридов металлов (в частности, боргидрида натрия), риформингом углеводородного топлива и т.д. Однако, начиная с 80-х гг. в мировом кораблестроении наметились тенденции к воссозданию ВНЭУ для НАПЛ. На рынке мировых вооружений в части подводного кораблестроения с ВНЭУ наибольшая конкуренция ожидается в ближайшем будущем между Россией и Германией. Россия предлагает на экспорт неатомные подводные лодки проекта «Амур 1650» (проектант - ЦКБ МТ «Рубин», г. Санкт - Петербург), Германия успешно экспортирует НАПЛ проектов «С/-212» и «£/-214».

milstar: В период с 1978 по 1986 гг. Специальное конструкторское бюро котлостроения (СКБК) разработало ЭУ с ЭХГ для малой ПЛ «Пиранья», глубоководного подводного аппарата «Поиск-6», подводного средства движения «Сирена-К». Для НАПЛ 4 поколения проекта 677 «Лада» (разработан в ЦКБ МТ «Рубин») ОАО «СКБК» спроектировало универсальный отсек с ЭХГ-генератором, который может врезаться между вторым аккумуляторным и дизель - генераторным отсеками. В этом отсеке располагается ВНЭУ «Кристалл-27», включающая ЭХГ водородно-кислородного типа. Таким образом, в России существует значительный задел в области практического освоения энергетических установок с ЭХГ для подводных лодо

milstar: В низкотемпературных ТЭ со щелочным электролитом используется водород высокой чистоты. Они применяются в космической технике, кораблестроении, автомобильном транспорте и в системах аккумулирования энергии. Разработаны и испытаны ЭУ мощностью выше 100 кВт. Удельная мощность ЭХГ составляет 50 - 60 Вт/кг. ТЭ с твердополимерным электролитом не так требовательны к чистоте реагентов. Второе поколение ЭУ с ЭХГ представлено высокотемпературными ТЭ с расплавленным карбонатным электролитом (ТЭРКЭ), в качестве горючего в которых используется природный газ и уголь. К третьему поколению ЭУ с ЭХГ относятся высокотемпературные ЭХГ с твердооксидным электролитом (ТЭТОЭ). Энергетическая установка с ЭХГ кроме батареи топливных элементов включает в свой состав системы хранения и подачи горючего и окислителя, отвода продуктов реакции и теплоты, системы автоматического регулирования и дистанционного управления ЭУ, заполнения инертным газом, электроснабжения, дренажа и другие вспомогательные системы.

milstar: В третьей главе рассматриваются системы хранения водорода: газобаллонная система хранения (ГБС), хранение в гидриде интерметаллического соединения Ьа№5 (ИМС), хранение газообразного водорода в стеклянных микробаллонах (МБС). Выбор именно этих трех вариантов обусловлен опытом использования водорода на флоте и возможностями современной отечественной промышленности: криогенное хранение исключено из рассмотрения по причине высокой пожаровзрывоопасности (Ткип водорода 20,8 К), нанотубулены и другие интерметаллиды не освоены в России.

milstar: Масса газа в одном баллоне объемом 40 л т=У-р= 0,04-22,5 = 0,9 кг. Количество баллонов для хранения 1000 кг водорода N = 1000/0,9 = 1111. Масса заправленного баллона из титанового сплава Мб=48,54+0,9 = 49,44 кг Таким образом, отношение массы газа к массе заправленного баллона 0,9/49,44=0,018= 1,8%. Для баллона из углеродистой стали получена массовая доля водорода менее 1%.

milstar: В настоящей работе, для воздухонезависимой энергоустановки подводной лодки в случае хранения водорода под давлением 40 МПа при температуре 20 °С в баллоне из титанового сплава ВТ20Л размерами И = 1274 мм, <1вн = 200 мм коэффициент диффузии будет равным £> = 1,42 10"9 см2/с, а количество водорода, теряемое в результате диффузии через стенки 1126 баллонов за 15 суток, рассчитанное по приведенной выше методике, составит 565 г. В подводных лодках проектов 212А, 214 немецких ВМС используется ЭХГ с электролитом в виде протоннообменной мембраны и хранением водорода в гидриде интерметаллида Т1Ре. Параметры некоторых ИМС представлены в табл.

milstar: В отечественной промышленности есть определенный опыт работы с ИМС Ьа№5 , освоены различные методы получения, и созданы все предпосылки к использованию данного интерметаллида в СХГВ. Низкий температурный уровень процессов извлечения/поглощения водорода, отсутствие на борту резервуаров с жидким или сжатым газообразным водородом, высокая плотность и, как следствие, небольшой объем системы хранения, а также значительное количество проведенных экспериментальных исследований позволяют рассматривать интерметаллид ЬаМ15 в качестве одного из наиболее удачных вариантов решения проблемы хранения топлива для ЭХГ. Результаты расчета интерметаллидной системы хранения водорода для НАПЛ, оснащенной низкотемпературным ЭХГ с расходом водорода 3 кг/ч на номинальном режиме и 6 кг/ч на форсажном представлены в таблице 2. Температура греющей воды на входе в контейнер с ИМС принята = 90°С, на выходе Г"в = 82°С. Начальная температура ИМС I' = 20°С, температура десорбции Г = 80°С. В четвертой главе представлены способы производства водорода на борту ПЛ. С позиции обеспечения взрывопожаробезопасности получение водорода на борту предпочтительнее хранения. Рассмотрены система получения водорода гидролизом боргидрида натрия (БГН) и система получения водорода гидролизом алюминия. Данные СХГВ выбраны вследствие наличия результатов экспериментальных исследований в России (в частности, в БГТУ им. Д.Ф. Устинова) и относительно низких рабочих температур. В качестве источника водорода на борту подводного объекта может использоваться боргидрид натрия NaBH4. Гидролиз боргидрида натрия приводит к выделению значительного количества водорода: из 1 кг порошка NaBH4 в процессе экзотермической реакции получается 212 г водорода. При контакте с водой в условиях сравнительно невысоких температур (до 305 К) реакция гидролиза практически не идет, происходит образование раствора. Поэтому оправданным является хранение NaBH4 в растворе, что существенно облегчает подачу реагента в зону реакции (выделения водорода). При этом для гарантированного предотвращения реакции гидролиза в процессе хранения в раствор добавляют щелочь NaOH. При хранении NaBH4 в виде водного раствора массовый выход водорода составит 5,5%, в твердом виде - 21%. Реакция гидролиза идет при температуре 368-413 К, давлении 2,5 МПа, в присутствии катализатора -хлорида кобальта:

milstar: Как видно из табл. 4 оптимальным по критерию наименьших удельных затрат, долл./кг водорода, является система генерации водорода на борту гидролизом алюминия. Минимальное значение целевой функции 197 долл./кг 6kg na forsaze dlja 2000 tonn NAPL 1 mesjac 4300 kg * 200$ _860 000 $ получено в случае безщелочного гидролиза. Однако данный метод может быть реализован при температурах выше 300°С. Поэтому считаем целесообразным принять в качестве основного для ПЛ метод гидролиза алюминия водным раствором щелочи. Однако требуемое значительное количество последней даже несмотря на невысокую стоимость не позволяет данному методу оставаться оптимальным по критерию наименьших затрат на I кг генерируемого водорода.

milstar: 10. По результатам расчета оптимальным для низкотемпературных систем признан метод хранения водорода в баллонах из углеродистой стали под давлением 70 МПа. В случае, когда температурные ограничения отсутствуют, оптимальным будет получение водорода на борту методом безщелочного гидролиза алюминия. ермания также проводила интенсивные разработки в области создания подводных лодок с единым двигателем внутреннего сгорания, названного «крейслауф», что в переводе с немецкого означает «круговорот». Работы по созданию этого двигателя начались в Германии еще в 30-х гг., его окончательная отработка была завершена в ходе Второй мировой войны. Эти ПЛ проекта £/-798 должны были оснащаться гребными электродвигателями с аккумуляторными батареями, поскольку высокий уровень шума и вибрации, сопровождавшие работу дизеля, делали лодку уязвимой для шумопеленгаторов противника и при этом не позволяли эффективно использовать собственные средства гидроакустического обнаружения. Энергетическая установка ПЛ проекта U-798 имели на борту 25 т газообразного кислорода под давлением 40 МПа, размещенного в стальных баллонах и 40 т криогенного кислорода, размещенного в сосудах Дьюара.

milstar: В результате реакции алюминия с водой получается чистая окись алюминия и водород. При этом массовый выход водорода составляет 5,5%, а если учесть, что потребное для реакции количество воды невелико и равно генерируемому в ЭХГ в процессе эксплуатации ЭУ, то при ее использовании массовый выход водорода достигает 11,5%. Обязательным условием реализации (4) является подача воды в паровой фазе, в виде насыщенного или перегретого пара в количестве, близком к стехиометрии. При этом количество выделяющегося водорода регулируется количеством подаваемой воды. http://www.findpatent.ru/patent/226/2260880.html

milstar: М. С. Ченцов, В. С. Соколов1, Н. С. Прохоров2 Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) 1 ФГУП «ЦКБМТ "Рубин"» 2 ФГУП «РНЦ "Прикладная химия"» https://journal.gumrf.ru/files/articles/33/140-152.pdf Успешно прошли государственные испытания ПЛ «Катран» проекта 613Э (1988 г.) и полноразмерная АНЭУ для ПЛ класса «Пиранья» (1991 г.). В работах по созданию АНЭУ на разных этапах и совместно участвовали НПО «Квант», НПО «Криогенмаш», ЦКБ «Лазурит», СКБК, РКК «Энергия», ЦКБ МТ «Рубин» [2, 5].

milstar: Выпу ск 4 147 Выпуск 5 (33) 2015 Рис. 5. Схема энергетической установки ПЛ проекта S-80A [27] Другим вариантом применения углеводородного сырья в топливных элементах являются SOFC, которые работают при температурах более 700 °C. Причем их особенностью является воз - можность применения топлива с меньшей степенью очистки, в частности по сере. Также SOFC выделяют СО 2 при высокой температуре, это позволяет использовать турбину для производства электрической энергии и повышения КПД. Например компания ВМТ Defence Services (Велико - британия) разработала проект ПЛ «Vidar-36» с ВНЭУ на основе SOFC [28]. В США в рамках государственных программ «U.S. Navy Ship Service Fuel Cell Program» и «U.S. Navy Advanced Fuel Cell Program» компаниями Energy Research Corporation, Ballard , McDermott Technology, Inc . были созданы энергетические установки на основе AFC, PEMFC и SOFC, использующие в качестве топлива водород или топливо JP-5, JP-8, F-76 ( Navy Distillate Fuel ). В настоящее время для наземной техники и необитаемых подводных аппаратов разрабо - таны энергетические установки малой мощности, ориентированные на использование «единого топлива» НАТО [29]. Разработки ПЛ небольшого водоизмещения с атомной энергетической установкой Перспективными источниками энергии считаются малогабаритные атомные энергоустанов - ки (АЭУ) [30]. В США еще в 1969 г. был создан малогабаритный вариант АЭУ и построена ПЛ NR-1 (водоизмещение около 400 т), в СССР/России также построены малые ПЛ с АЭУ, например, про - екта 1851 (водоизмещение около 550 т). Кроме того, был реализован проект оснащения неатомной ПЛ вспомогательной энергетической установкой на основе малого атомного реактора. В 1985 г. по проекту 615Э, разработанному ЦКБ «Лазурит», на заводе «Красное Сормово» было произведено переоборудование ПЛ проекта 651 с целью ее оснащения малогабаритной вспомогательной атом - ной установкой ВАУ-6 мощностью 600 кВт [31]. В США, Канаде и других странах также были раз - работаны малые энергетические установки, в том числе для применения для подводных объектов. При этом фактически малые ПЛ, оснащенные атомной установкой, сравнимы или меньше ПЛ ряда неатомных ПЛ [32]. Так, еще в 1959 г. в США построена ПЛ SSKN-597 «Tallibi» (надводное водоиз - мещение около 2200 т), в СССР построены с 1971 по 1981 гг. ПЛ проекта 705/705К (надводное водо - измещение около 2300 т). В настоящее время на вооружении Франции состоят ПЛ проекта «Rubis» (надводное водоизмещение около 2400 т). В настоящее время в Аргентине возможна реализация проекта оснащения недостроенной неатомной ПЛ проекта TR-1700 атомным реактором CAREM https://journal.gumrf.ru/files/articles/33/140-152.pdf

milstar: Прочный корпус ПЛ — полисферический, то есть собран из нескольких шарообразных отсеков (реализован принцип батисферы), изготовленных из титана и расположенных внутри удлинённого лёгкого корпуса «классической» формы. Благодаря этому, прочный корпус способен выдерживать давление воды на очень больших глубинах. По утверждениям специалистов «Севмашпредприятия», по внешнему виду «Лошарика» ничего нельзя сказать о заложенных в проекте этой субмарины возможностях[14]. По данным открытых источников, силовой установкой ПЛ является малогабаритный атомный реактор. О наличии вооружения в базовом проекте подводной лодки сведения отсутствуют. Носителем «Лошарика» является АПЛ специального назначения БС-136 «Оренбург»[1] проекта 09786 или К-329 «Белгород»[3] проекта 949А «Антей». https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%A1-12



полная версия страницы