Форум » Дискуссии » VMF (продолжение) » Ответить

VMF (продолжение)

milstar: 100 лет создателю современного ракетно-ядерного флота России Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков был своим на кораблях, в штабах и заводских цехах 2010-03-19 / Федор Иванович Новоселов - адмирал, заместитель главнокомандующего ВМФ по кораблестроению и вооружению (1986-1992). Вице-адмирал Сергей Горшков. 1950 г. Фото из книги «Черноморская эскадра» Недавно страна отметила 100-летие адмирала Флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова, славного сына Отечества, выдающегося флотоводца, который в течение 30 лет (1956–1985) находился на посту главнокомандующего ВМФ. Он являлся идеологом и организатором строительства флота, под его руководством был построен современный океанский ракетно-ядерный атомный флот, успешно освоивший просторы Мирового океана. Создание такого флота является величайшим подвигом советского народа, так как флот строит вся страна. ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА Большая часть моей службы – около 30 лет – прошла в системе заказов по созданию систем вооружения ВМФ, в том числе около 20 лет в центральном аппарате, из них 14 – начальником заказывающего управления по ракетно-артиллерийскому вооружению. Впервые я увидел Сергея Горшкова летом 1957 года при его посещении крейсера «Чкалов», а затем на собрании партийного актива Ленинградской ВМБ, обсуждавшего итоги октябрьского 1957 года Пленума ЦК КПСС. С докладом выступал главком ВМФ, большинство выступавших коммунистов одобряли решения пленума, освободившего Георгия Жукова от должности министра обороны. Немало было критики и в адрес Горшкова, в основном за подражание маршалу Жукову в наказании провинившихся офицеров. Тон и направленность критики задал адмирал Иван Байков, однокашник Сергея Горшкова по училищу. Я присутствовал на многих партийных собраниях военных и гражданских организаций, но такого накала критики и самокритики, накала страстей, как на этом активе, не встречал. Сергей Георгиевич весьма достойно выдержал критику, никаких реплик или оценок выступлений в заключительном слове он не сделал. Ответив на вопросы, сформулировал задачи по выполнению решений пленума. Это произвело впечатление на многих. В конце 60-х годов Сергей Горшков дважды посетил Красноярский машиностроительный завод, на котором проходило освоение производства БРПЛ Р-27 и конструкторская отработка первой межконтинентальной ракеты Р-29. Я, как районный инженер по руководству работой военных представительств на семи предприятиях Сибири, встречал и сопровождал главнокомандующего ВМФ. Он с большим вниманием и заинтересованностью вникал в работу завода, состояние с отработкой и качеством ракет и высказал заинтересованность флота в переводе завода на производство БРПЛ. В мае 1971 года я выступал от ВМФ на Всеармейском совещании руководителей представительств военной приемки (ВПВП) МО. В феврале 1972 года меня вызвали в столицу. Главнокомандующий ВМФ предложил мне должность начальника УРАВ как генерального заказчика по ракетному и артиллерийскому вооружению. В беседе он рассказал, из своего опыта 1955 года, о трудностях начала работы в столице, обратив мое внимание на необходимость установления нормальных отношений с министерствами, чьи предприятия работают по заказам УРАВ, с генеральными и главными конструкторами. В апреле 1972 года состоялось мое назначение на должность начальника УРАВ и началась служба в столице. Исходя из моего многолетнего опыта могу свидетельствовать, что во время нахождения в Москве Сергей Горшков львиную долю времени уделял вопросам строительства флота. При определении перспективы развития флота он всегда опирался на науку, прежде всего на работу ученых НИИ ВМФ и ВМА, знакомясь с ходом их исследований. При рассмотрении научных работ, он всегда ориентировал ученых на поиск нетрадиционных идей в создании систем вооружения и строительстве кораблей. Он был противником копирования зарубежных кораблей и вооружения, считая это путем отсталых, хотя изучению зарубежного опыта придавал немалое значение. Он настойчиво рекомендовал Институтам флота теснее взаимодействовать с учеными Академии наук СССР, подчеркивая, что флот на протяжении своей трехсотлетней истории всегда был тесно связан с Академией наук. Сергей Георгиевич всегда внимательно относился ко всему новому в фундаментальной науке. Он с большим уважением и вниманием относился к выдающимся ученым, которые внесли существенный вклад в строительство современного флота. В первую очередь следует назвать академика Анатолия Александрова, научная и практическая работа которого была тесно связана с флотом еще в довоенные годы. Он был инициатором и научным руководителем создания атомных энергетических установок и проектирования атомных подводных лодок. После избрания его в 1975 году президентом АН СССР Анатолий Петрович продолжил руководство Советом по гидрофизике, организуя исследования Мирового океана в интересах создания систем подводного кораблестроения и наблюдения. Сергей Горшков высоко ценил творческую деятельность генеральных и главных конструкторов кораблей и систем вооружения, избранных в состав АН СССР. Это академики Н.Н. Исанин, С.Н. Ковалев, В.Н. Челомей, В.П. Макеев, Н.А. Семихатов, П.Д. Грушин, Б.П. Жуков, Ю.Б. Харитон, Е.И. Забабахин, А.И. Савин, В.С. Семенихин, А.А. Туполев, С.В. Илюшин, Р.А. Беляков, Г.М. Бериев. Со всеми этими неординарными личностями, как и со многими другими, Горшков великолепно умел вести беседы и решать вопросы, и пользовался огромным авторитетом и уважением в их среде. Думаю, не ошибусь, если скажу, что Сергей Георгиевич был самым авторитетным и уважаемым среди ученых страны военачальником. С МОРЯ – НА ЗАВОД Важное значение в работе Сергей Горшков придавал общению с руководителями министерств ОПК, его многие годы связывали дружеские, деловые отношения с выдающимися руководителями оборонных отраслей промышленности: Б.Е. Бутома и М.В. Егоров (судостроение), Е.П. Славский (атомная ), С.А. Афанасьев (ракетно-космическая), С.А. Зверев и П.В. Финогенов (оборонная), В.В. Бахирев (боеприпасы и твердые топлива), В.Д. Калмыков и П.С. Плешаков (радиотехническая), Э.К. Первышин (средства связи). Встречи и совещания в столице, совместное посещение НИИ и КБ по вопросам кораблестроения и вооружения. Так, только по ракетным делам он с министрами побывал на Урале, Алтае, Таджикистане, в Харькове, Туле, Реутове, Люберцах, Химках и Дубне, не говоря уж о Москве, Ленинграде и центрах кораблестроения. Он с большим уважением и доверием относился к работе проектантов кораблей и конструкторам систем вооружения, всегда внимательно и заинтересованно слушал их выступления, сам активно участвовал в обсуждении, при этом чувствовалось глубокое знание им обсуждаемой проблемы, в том числе и технических вопросов. На заводах он проявлял большой интерес к новинкам технологии, организации производства и системе контроля качества. В этих посещениях предприятий Сергей Горшков проявлял интерес к вопросам развития предприятия, настроениям в коллективе. Он считал, что только благополучное предприятие может создавать высококачественную технику. Главное, что отличало Сергея Георгиевича, это его выступления, у него всегда было что сказать, при этом четко формулировал роль конкретного коллектива, где находился, в строительстве флота. Важным направлением привлечения внимания к проблемам флота являлись выставки-показы новых кораблей и систем вооружения, организованные по инициативе Сергея Горшкова на Северном или Черноморском флотах, с приглашением на них руководителей партии и правительства, министров, генеральных и главных конструкторов, директоров крупных заводов. После ознакомления с кораблями, самолетами, ракетами, торпедами и другими видами ВВТ, на выходе кораблей в море для участников выставки выполнялись боевые упражнения с пусками ракет и артиллерийскими и торпедными стрельбами. Многие участники этих мероприятий становились активными сторонниками создания мощного океанского флота. Участие конструкторов в выставках, на учениях и испытаниях новых систем вооружения позволяли им быстрее проходить процесс оморячивания, что имело принципиальное значение для правильного восприятия ими требований ТТЗ ВМФ и квалифицированно и осознанно их реализовывать при разработке ВВТ. Сергей Георгиевич постоянно интересовался ходом подготовки полигонов флота к испытаниям новых ракетных комплексов и других систем вооружения. Вспоминается посещение его вместе с секретарем ЦК КПСС Дмитрием Устиновым Северного полигона в начале 1976 году. Во время движения по технической территории полигона в районе поселка Нёнокса Устинов поинтересовался местом стартовой позиции для испытаний нового РК Д-9Р. Начальник полигона вице-адмирал Владимир Салов доложил, что сейчас подъезжаем к месту, выбранному по результатам рекогносцировки, и показал торчащую в снегу палку с металлической банкой на конце. Автобус остановился, и секретарь ЦК спросил: «Сергей Георгиевич, а вы успеете построить старт к началу испытаний?» «Вне всякого сомнения», – ответил главком и выразительно посмотрел на начальника Главного инженерного управления генерал-майора В.Е. Путята и на меня. Работы были выполнены в установленные сроки, и полигон обеспечил, как и во всех других случаях, испытания новых комплексов. ШКОЛА ЗАКАЗЧИКОВ Главной опорой главкома в строительстве флота были управления, объявленные в приказе министра обороны генеральными заказчиками по определенной номенклатуре ВВТ флота. Они несли всю полноту ответственности за жизненный цикл этой техники, начиная с задумки облика, создания, организации эксплуатации, снятия с вооружения и утилизации, и были основными организаторами по подготовке и реализации принятых решений по вопросам проектирования кораблей, созданию комплексов вооружения, подготовки полигонов флота к испытаниям и организации их проведения. Заказывающие управления (ЗУ) несли ответственность за техническую подготовку флотов к приему новых видов вооружения и организацию их эксплуатации, за специальную подготовку личного состава кораблей и частей. Для выполнения этих функций заказывающие управления имели в подчинении НИИ, полигоны, военные представительства на предприятиях промышленности, арсеналы и базы хранения вооружения, ремонтные заводы. В специальном отношении им подчинялись соответствующие управления флотов, флагманские специалисты и боевые части (службы) кораблей. Итоговыми оценками деятельности заказывающих управлений являлись создание новых систем вооружения в установленные сроки и высокого качества и успешность выполнения боевых упражнений кораблями флотов. Поэтому Сергей Георгиевич уделял пристальное внимание работе этих управлений, а их руководители были наиболее частыми посетителями его кабинета с докладами. Становлению и укреплению авторитета начальника заказывающего управления имело их обязательное присутствие на встрече ГК ВМФ с генеральными и главными конструкторами, директорами предприятий и руководителями министерств, при этом он всегда спрашивал мнение присутствующего начальника ЗУ по обсуждаемому вопросу и, как правило, поддерживал его. Такая система общения с начальниками заказывающих управлений позволяла главкому быть постоянно в курсе дел по созданию и ходу испытаний систем ВВТ и строительству кораблей, а для подчиненных была великолепным примером и школой решения различных вопросов. Важной школой воспитания и обучения для начальников ЗУ было присутствие и участие в обсуждении вопросов на заседаниях Военного совета ВМФ. Присутствуя на многих заседаниях Военного совета, на некоторых из них я выступал с докладами или в прениях, а при обсуждении итогов зимнего и летнего периода обучения обязательно докладывал о результатах ракетно-артиллерийской подготовки за ВМФ в целом. Это были отличная школа государственного подхода к обсуждаемым вопросам, пример сочетания жесткого спроса за недостатки и упущения с уважением к человеку и четкие указания по дальнейшей работе. Сергей Георгиевич всегда внимательно слушал доклады и выступления, делал замечания или задавал вопросы, но я не помню, чтобы это кого-нибудь обижало. Если кому и доставалось, то за дело. Вспоминаю, как в январе 1976 года я докладывал на заседании Военного совета о неудовлетворительных результатах ракетных пусков в 1975 году и мерах, принимаемых управлением. Главком одобрил предлагаемые меры, но дал весьма жесткую оценку моей деятельности: «Вы не твердо держите в руках порученное дело. Начальник УРАВ отвечает и за качество, и за надежность вооружения, и за обучение личного состава ракетно-артиллерийских боевых частей кораблей, и за организацию стрельб. Требую наводить в службе порядок быстрее и жесткой рукой. Пока мы этого не видим и публично вас предупреждаем. Спрос будет строгим». Такая оценка не могла быть приятной, тем более что управление и вся ракетно-артиллерийская служба работали с большим напряжением. Десятки КБ и НИИ промышленности работали по созданию новых комплексов РАВ. На четырех полигонах и кораблях под руководством государственных комиссий проводились испытания новых и модернизированных комплексов, количество которых иногда доходило одновременно до десяти. На флотах шло освоение новых видов вооружения, в ходе боевой подготовки проводились пуски ракет, число которых иногда доходило до 400 в год, по результатам которых, в определяющей степени, оценивался уровень боевой и политической подготовки большинства кораблей и частей флотов. Офицеры управления принимали непосредственное участие во всех этих процессах. В поездках на флоты офицеры управления оказывали помощь специалистам по подготовке к учениям и сложным стрельбам, проведении и оценке их результатов. Строгую оценку, данную главнокомандующим на Военном совете, в управлении восприняли как должное и как руководство к действию. Управлением, вместе со специалистами РАВ и командованием флотов, были приняты необходимые меры. В последующие 10 лет серьезных провалов в ракетно-артиллерийской подготовке на флотах не было, хотя недостатки и замечания были всегда. Главный конструктор Валентин Мутихин, Сергей Горшков, командир РКР «Слава» Вадим Москаленко. Фото из архива «НВО» ПОД РАКЕТНЫМ ОБСТРЕЛОМ Особое значение имели плановые поездки главнокомандующего на флоты, как правило, два раза в год на Северный и Тихоокеанский и по одному – на Балтийский и Черноморский. Во всех этих поездках участвовали начальники заказывающих управлений. Присутствуя на заслушиваниях командования флота (флотилии), мы получали информацию из первых уст о состоянии дел на флоте и нерешенных вопросах. Мы видели и учились, как правильно надо ставить и решать вопросы по обеспечению боевой готовности сил и средств флота, обустройству гарнизонов и пунктов базирования, поддержанию высокого уровня организации службы и воинской дисциплины. Особое внимание главком обращал на поддержание установленных норм содержания кораблей в постоянной готовности, материальной основой которой является техническая готовность кораблей и систем вооружения, обеспечение флота нормативными запасами ракет, других боеприпасов и материально-технических средств, за которые отвечали центральные управления наравне с командованием флотов. После заслушивания командования флота начальники заказывающих управлений работали в специальных управлениях, на кораблях и частях. Главными вопросами для них были оценка работы по освоению новых кораблей и комплексов вооружения, проверка технической готовности кораблей, состояние системы хранения оружия на базах и вопросы пожаро- и взрывобезопасности на кораблях и базах. Такая практика позволяла ЗУ, отвечающим за весь жизненный цикл вооружения, учитывать флотский опыт в разработке новых систем вооружения. Результаты своей работы начальники управлений докладывали в штаб и учитывали при подведении итогов. По важным и срочным вопросам начальники управлений докладывали лично главкому. Боевые упражнения в море выполнялись в условиях, приближенных к боевым. Корабли находились в боевых порядках (ордерах), обеспечивая все виды обороны, оружие кораблей в готовности к боевому использованию. Пуски БР проводились по команде с ЦКП ВМФ при нахождения ПЛАРБ в условиях боевого патрулирования. Пуски противокорабельных ракет проводились в условиях разведывательно-ударного комплекса, с использованием данных о целях-мишенях от космической или авиационной разведывательных систем. Наиболее сложной была организация отработки ПРО-ПВО соединения кораблей, при которой налет осуществляли противокорабельные крылатые ракеты, доработанные в ракеты-мишени (РМ), запускаемые с ракетных катеров и подводных лодок в штатном режиме. При подготовке РМ на них отключался контур управления от головки самонаведения, вместо боевой части устанавливали весовой имитатор. В целях соблюдения мер безопасности РМ наводились из расчета прохождения их траектории с некоторым упреждением относительно ордера. При угрозе нападения с воздуха корабли соединения переводились в режим полной боевой готовности, боевое распоряжение по отражению воздушных целей с использованием зенитных огневых средств выдавалось только тем кораблям, которые проверялись. Другие корабли ордера должны были использовать свои огневые средства только по РМ, идущей непосредственно на «свой» корабль. Это положение было записано в руководящих документах, что обеспечивало безопасность всех кораблей при отражении воздушного налета. В ходе выполнения боевых упражнений оценивались уровень подготовки личного состава и надежность работы материальной части кораблей. В случаях неуспешных пусков ракет, других недостатков на учении Горшков никогда не проявлял элементов нервозности, давал четкие указания о проведении после учения расследования причин. Летом 1974 года во время оперативных сборов командного состава флотов и центральных управлений под руководством главкома на Северном флоте эскадра надводных кораблей в море должна была отразить удар ракет. Все участники сборов находились на крейсере «Мурманск». Погода была благоприятная, светило солнце, море спокойное. Ракетный удар наносила бригада ракетных катеров, запуская три РМ П-15 с дальности около 40 км. В назначенное время катера пустили РМ, подход которых к эскадре на высоте 200–300 м и темпом 7–10 секунд был хорошо виден визуально. Но произошло невероятное – ни один корабль эскадры не обстрелял РМ из-за того, что РМ не были обнаружены, о чем и доложил командир эскадры. Не знаю, какой разговор состоялся у главкома с командующим Северным флотом, но вскоре я, как главный ракетчик и начальник УРАВ ВМФ, был вызван во флагманскую рубку, где находился нахмуренный и суровый СГ (как мы его называли между собой) в одиночестве. Видно было, что он тяжело переживал произошедшее, и я не ожидал для себя ничего хорошего. Но главком, сдерживаясь, довольно спокойно сказал: «Да-а. Такого еще не бывало у нас. Вызовите специалистов, кого необходимо, останьтесь на флоте после сборов и разберитесь в причинах случившегося досконально. И примите меры». Я был удивлен его выдержкой и еще раз убедился в силе характера. Еще один случай, показывающий выдержку и спокойствие Сергея Георгиевича в сложной ситуации. На одном из учений Северного флота корабли эскадры отражали удар РМ, запущенных с АПЛ и РКАБ. Штаб руководства находился на тяжелом атомном ракетном крейсере «Киров» и получал донесения о поражении двух РМ на основе ракеты П-6. И вдруг из-за низких облаков вылетает горящая РМ П-6 (ее подбил стреляющий корабль) и падает впереди примерно в 200 метрах по курсу крейсера. Многие из нас, находящихся на ходовом мостике, так и ахнули, а главком взглянул в нашу сторону и спокойно сказал: «Не паникуйте!» И поручил мне разобраться, почему зенитчики не обстреляли эту РМ, практически идущую на крейсер. Все было сказано весомо и спокойно. После разбора этого случая с командирами кораблей и соединений на Северном флоте была дана информация на другие флоты вместе с дополнительными указаниями о том, что каждый корабль в ордере должен быть в готовности и поразить воздушную цель, идущую на корабль. К сожалению, невыполнение этих требований привело в аналогичной ситуации к гибели МРК «Муссон» на Тихоокеанском флоте в 1987 году, когда в него попала подбитая РМ-15 и он затонул. Приведу еще один пример, характеризующий Сергея Георгиевича. На учении по высадке десанта на ЧФ один из катеров на воздушной подушке не мог с ходу выйти на побережье и сделал это только на третьем заходе. Командование флота и все, кто находился на смотровой трибуне, волновались и переживали за неудачу и возможные неприятности для командира катера. Главком спокойно направился к катеру, и все, находящиеся на трибуне, последовали за ним. Мы видели бледное лицо командира катера, когда он докладывал главкому. Сергей Георгиевич спокойно выслушал доклад, поздоровался с командиром за руку и начал разговор о боевых и мореходных качествах корабля, какие недостатки он имеет. Командир, старший лейтенант, в начале беседы волновался, что вполне естественно, он впервые разговаривал с военачальником такого высокого ранга да еще в столь сложной ситуации, а затем успокоился и уверенно отвечал на все вопросы. Горшков поблагодарил его и пожелал успехов в службе. Надо было видеть просиявшее лицо командира катера и с какой лихостью он приподнял свой катер, развернул его на месте и ушел в море. Думаю, что для этого офицера беседа с главкомом будет памятной на всю жизнь, а для присутствующих – поучительным примером отношения адмирала к молодому офицеру. Последний мой разговор с Сергеем Георгиевичем состоялся по телефону в канун Дня Победы 1988 года, а вскоре его не стало. Это была огромная потеря для флота, для страны.

Ответов - 202, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

milstar: Водородный двигатель в результате химической реакции взаимодействия водорода и кислорода вырабатывает электроэнергию, передаваемую на электродвигатель, мощностью 154 л.с., который приводит в движение передние колеса автомобиля. 4. Высокий КПД. У водородного двигателя КПД 83%, для сравнения у 1.3 литрового двигателя Toyota 2014 года КПД всего 38%. https://www.drive2.ru/b/1792330/ http://autoutro.ru/blog/2017/03/21/vodorodnyye-vojny-toyota-mirai-protiv-honda-clarity/ Водородные войны: Toyota Mirai против Honda Clarity

milstar: http://www.rusarmy.com/forum/threads/perspektivnyj-ehsminec-dlja-vmf-rossii.7666/page-41

milstar: https://fas.org/sgp/crs/weapons/RL32109.pdf


milstar: 22800 Водоизмещение 800 т Запланировано 18 Построено 1 Строится 10 1× УВП 3С14 8 ячеек, для «Калибр-НК» Дальность плавания 2500 миль ------------------------------------------------- 22160 Водоизмещение 1800 т Запланировано 6+6 Построено 1 Строится 6 1× УВП 3С14 8 ячеек, для «Калибр-НК» / 2× УВП 3С14 2*8 ячеек, для «Калибр-НК» Дальность плавания 6000 миль/16 --------------------------------------------------- 20380-386 Водоизмещение 2222 т /20386 -3400 т Запланировано 23-25 Построено 5 12 проекта 20385 стоимость 20380 17 млрд руб. каждый. стоимость 20386 30 млрд руб. каждый. Строится 8 (20380 — 5; 20385 — 2; 20386 — 1) Дальность плавания 3500 миль/14 «Уран-У» 8 противокорабельных ракет Х-35 с дальностью стрельбы 260 км. На проекте 20385 1×8 УКСК Калибр 20385 -Впервые в мире на корабле установлено противоторпедное вооружение — антиторпеда. Рубеж перехвата 1400 метров с восьмого планируется провести замену противокорабельного комплекса «Уран» — на «Оникс» или «Калибр» также с УВП.

milstar: 21631 Водоизмещение 949 т Запланировано 12 Построено 6 Строится 6 В строю 6 Дальность плавания до 2 500 миль (на 12 узлах Ракетное вооружение 1 x 3С14 8 ячеек, для «Калибр-НК» --------- 22800 Водоизмещение 800 т Запланировано 18 Построено 1 Строится 10 1× УВП 3С14 8 ячеек, для «Калибр-НК» Дальность плавания 2500 миль ------------------------------------------------- 22160 Водоизмещение 1800 т Запланировано 6+6 Построено 1 Строится 6 1× УВП 3С14 8 ячеек, для «Калибр-НК» / 2× УВП 3С14 2*8 ячеек, для «Калибр-НК» Дальность плавания 6000 миль/16 --------------------------------------------------- 20380-386 Водоизмещение 2222 т /20386 -3400 т Запланировано 23-25 Построено 5 12 проекта 20385 стоимость 20380 17 млрд руб. каждый. стоимость 20386 30 млрд руб. каждый. Строится 8 (20380 — 5; 20385 — 2; 20386 — 1) Дальность плавания 3500 миль/14 «Уран-У» 8 противокорабельных ракет Х-35 с дальностью стрельбы 260 км. На проекте 20385 1×8 УКСК Калибр 20385 -Впервые в мире на корабле установлено противоторпедное вооружение — антиторпеда. Рубеж перехвата 1400 метров с восьмого планируется провести замену противокорабельного комплекса «Уран» — на «Оникс» или «Калибр» также с УВП.

milstar: http://pentagonus.ru/publ/fregaty_tipa_freedom_i_independence_ch1_2017/27-1-0-2759 В соответствии с этим планом Программа создания многоцелевого корабля прибрежной зоны/фрегата должна была включать 24 базовых проекта LCS, закупленных в 2005-2016 финансовых годах, 20 фрегатов, которые будут приобретены в 2019-м и последующие финансовые годы, а также восемь переходных вариантов LCS (в которые могли бы быть внесены некоторые изменения проекта, разработанного для последних 20 кораблей), планировавшихся к закупке в 2016-2018 финансовых годах. Таким образом, общая численность кораблей класса LCS и фрегат, закупаемых по программе, должна была составить 52 единицы. Программу разработки модулей полезной нагрузки также пришлось пересмотреть. Ранее намечалось приобрести 90-110 единиц. Теперь речь идет только о 64. ВМС в настоящее время планирует закупить три модуля полезной нагрузки: для обеспечения ПМО и ПЛО, а также для борьбы с малоразмерными быстроходными надводными целями. Ранее рассматривалась возможность разработки дополнительных модулей: для проведения морских десантных операций; огневой поддержки; для сил специальных операций, а также для обеспечения проведения гуманитарных операций. Командование ВМС США до реструктуризации программы 2014 года планировало закупить 64 модуля оружия (16 противолодочных, 24 противоминных и столько же для борьбы с надводными целями) для 52 кораблей этого класса. На начальном этапе к фрегатам этих типов предъявлялись следующие требования: - возможность решения возложенных на них задач в сложных метеорологических условиях при состоянии моря до 5 баллов; - возможность развивать скорость более 50 уз при состоянии моря до 3 баллов; - дальность плавания 3 500-4 300 миль экономическим ходом (18-20 уз) и 1 150-2 000 миль со скоростью около 45 уз; - возможность базирования одного-двух вертолетов, а также двух-трех БЛА и НПА; - возможность обнаружения ПЛ при помощи быстро разворачиваемой гидроакустической системы; - низкие уровни физических полей; - СБУ модульного построения, обеспечивающая автоматическое управление и контроль за всеми боевыми и вспомогательными системами и устройствами, а также оценивающая общее состояние корабля; - численность экипажа 40 человек. Первая восьмимесячная боевая служба фрегата Freedom также сопровождалась неисправностями в главных редукторных передачах и генераторах электроэнергии, Как отмечается, значительная часть этих недостатков возникла из-за ошибок проектирования и дефектов деталей оборудования, которые присутствуют только в первых двух кораблях. При ходовых испытаниях второго корабля серии Independence - "Коронадо" (LCS-4) в Мексиканском заливе корабль развил скорость 50 уз, после чего в машинном отделении произошло возгорание агрегатов ГЭУ, что послужило причиной ее выхода из строя. По результатам дальнейших испытаний скорость полного хода для кораблей типа Independence была ограничена 40 уз. Справедливости ради необходимо отметить, что большинство зарубежных проектировщиков - приверженцы традиций в кораблестроении. При создании кораблей нового поколения они широко используют опыт проектирования, строительства и эксплуатации своих предшественников - в новых проектах проглядываются традиционные архитектурные формы, конструктивно-схемные решения и компоновочные схемы, хорошо зарекомендовавшие себя на практике. По сути, новые корабли представляют собой улучшенную модификацию предыдущих серий кораблей того же класса. Другое дело, когда создаются корабли принципиально нового класса либо используются нетрадиционные подходы в проектировании. ФР типа Freedom и Independence значительно отличаются от тех, на смену которым они должны прийти, - ФР типа "Пери" и тральщиков типов "Оспрей" и "Эвенджер". При их создании впервые в кораблестроении использованы передовые технологии, новые принципы и подходы в проектировании, применена иная стратегия приобретения. Данные факторы всегда являются следствием огромных рисков при реализации новых проектов, которые проявляются в массовом выявлении недочетов, ошибок при проектировании и строительстве на этапе проведения морских испытаний и последующей эксплуатации и длительном их устранении. Это часто встречающаяся практика. http://pentagonus.ru/publ/fregaty_tipa_freedom_i_independence_ch1_2017/27-1-0-2759 Водоизмещение LCS около 3000 т, что больше соответствует характеристикам корвета (либо легкого фрегата), а также корабля береговой охраны. Скорость полного хода более 40 уз, что превышает аналогичный показатель КР УРО и ЭМ УРО американских ВМС в среднем на 10 уз. Небольшая по сравнению с ними осадка позволяет ФР действовать на мелководье в непосредственной близости от побережья противника и использовать порты с небольшой глубиной. Фрегаты типа "Фридам" (LCS-1) Головной корабль фирмы "Локхид-Мартин" "Фридом" (LCS-1) был заложен 2 июня 2005 года, спущен на воду 23 сентября 2006-го и включен в боевой состав ВМС США 8 ноября 2008-го. В феврале 2010 года он ушел в первый поход, который состоялся на 2 года позже намеченного срока. Корпус корабля - полуглиссирующего типа - обеспечивает высокие мореходные качества. Он изготовлен из стали. Надстройка выполнена из сплава алюминия. При проектировании корабля широко применялась технология "стелт". Корабельная энергетическая установка Оборудование для ФР "Фридом" закупалось в том числе в европейских странах. В состав его комбинированной дизель-газотурбинной энергетической установки входят две газовые турбины МТ-30 фирмы "Роллс-Ройс" (Великобритания), два дизельных двигателя совместного производства компаний "Фаирбанкс Морс" и "Кольт-Пилстик" марки 16PA6BSTC, а также четыре редукторные передачи компании MAAG (Швейцария). Для обеспечения живучести ГТД располагаются в разных отделениях побортно. Главная редукторная передача (ГРП) и дизельные двигатели (ДЦ) размещены в следующих в корму двух отделениях главных механизмов с левого и правого борта отдельно от ГТД. Редукторные передачи располагаются в отделениях вспомогательных механизмов, следующим в корму от отделений главных механизмов также побортно. Главные двигатели левого и правого борта работают на ГРП левого и правого борта. Далее энергия передается по линиям вала на редукторные передачи левого и правого борта, которые приводят в движение две группы движителей. В каждую группу входят два водометных движителя: с регулируемым направлением реактивной струи и ускорительный. Рули на корабле отсутствуют. Изменение курса осуществляется посредством водометных движителей с управляемым направлением реактивной струи. Энергетическая установка комбинированная, с совместной работой маршевых дизельных и форсажных газотурбинных двигателей на режиме полного хода. Мощность ЭУ около 100 тыс. л. с. В состав ЭЭС корабля входят четыре генератора электроэнергии с приводом от ДД производства компании "Изотта Фрасчини" марки V1708. Система управления и защиты ГЭУ разработана фирмой "DRS текнолоджиз" (США). В качестве движителя выбраны четыре водомета серии SII фирмы "Камева", входящей в состав фирмы "Роллс-Ройс". Выбранная архитектура корпуса и компоновка ГЭУ позволяют развивать скорость более 40 уз и обеспечивают высокую маневренность. http://pentagonus.ru/publ/fregaty_tipa_freedom_i_independence_ch2_2017/27-1-0-2768 Корабельная энергетическая установка В состав главной ЭУ кораблей типа "Индепенденс" входят: два ГТД LM2500 производства "Дженерал электрик" суммарной мощностью 52 500 л. с; два 20-цилиндровых V-образных ДД компании MTU марки 20V 8000 суммарной мощностью 22 298 л. с; четыре водометных движителя с изменяемым направлением реактивной струи серии LJ-E, разработанные фирмой "Вяртсила-Липс". Для улучшения маневренных качеств корабля при швартовке применяется подруливающее устройство. Все агрегаты ГЭУ расположены в среднем корпусе тримарана - в отделениях, разделенных водонепроницаемыми переборками. Такая компоновка установки и архитектура корпуса позволят LCS развивать скорость полного хода свыше 40 уз. Для фрегатов типа "Фридом" (LCS-1) и "Индепенденс" (LCS-2) разрабатывается три варианта модулей полезной нагрузки: противоминный, противолодочный и модуль для борьбы с быстроходными малоразмерными надводными целями. Согласно предъявляемым к ним требованиям, масса входящих в состав каждого модуля систем и необходимого для их работы оборудования не должна превышать 180 т, в том числе непосредственно самой системы 105 т, а численность обслуживающего модуль личного состава не должна превышать 35 человек. Наиболее приемлемым на сегодняшний день можно считать размещение на LCS в качестве основного средства обнаружения модифицированного варианта ГАС 2087 (CAPTAS 4). Эту же станцию планируется установить на ЭМ типа "О. Бёрк" третьей подсерии. В ГАС применяется излучатель диаметром 1 м, работающий в диапазоне частот 0,7-1,5 кГц. ГАС 2087 может при определенных условиях (моностатический режим работы; гидрологические особенности, характерные для Средиземного моря при глубине 2 500 м; илистое дно; длительность импульса 8 с; работа на частоте около 1 кГц в полосе 350 Гц; глубина цели 80 м; излучатель и принимающая антенны буксируются на глубине 120 м), обнаружить ПЛ противника на дальности от 100 до 120 км. http://pentagonus.ru/publ/fregaty_tipa_freedom_i_independence_ch3_2017/27-1-0-2779

milstar: Упор здесь делался на оснащение кораблей мощнейшими средствам связи – количество приемо-передающих устройств поражало воображение. Каждый корабль получал 17 постов связи, в составе которых было 17 передатчиков и 57 приемников всех диапазонов, 9 УКВ радиостанций, 3 радиорелейных УКВ и ДЦВ станций, аппаратура дальней и космической связи. На крейсер устанавливалось 65 антенн так, чтобы они имели возможность одновременной работы. Крейсер управления обеспечивал устойчивую связь на расстоянии 8 000 км без ретрансляторов (и, разумеется, без учета космической связи, обеспечивающей прием в любой точке Мирового океана). Корабли лишились части артиллерии, но приобрели ЗРК «Оса-М», и скорострельные 30-мм установки АК-230 (а «Адмирал Сенявин» - даже вертолет). Всего в крейсера управления было переоборудовано два корабля: «Жданов» и «Адмирал Сенявин», но при этом они несколько различались составом вооружения https://topwar.ru/102007-kreysera-proekta-68-bis-zadachi-sverdlovyh-v-poslevoennom-flote-sssr-chast-3.html

milstar: http://nvo.ng.ru/concepts/2018-11-30/1_1024_status.html «10 лет службы на генеральских должностях в ВВС Северного и Балтийского флотов дают мне право утверждать: за последние несколько десятков лет на флоте сложилось устойчивое, передаваемое из поколения в поколение, предвзятое, до цинизма презрительно-пренебрежительное отношение к ВВС флотов. Авиация давно стала и остается «падчерицей» у папы-флота… За время службы что на Северном, что на Балтийском флоте я, к сожалению, так и не смог научить адмиралов двум элементарным вещам: первое – не давайте мне команд на вылет на удар, поставьте задачу по цели, месту и времени удара, а я рассчитаю подлетное время и приму решение по времени взлета полков. И второе – если полки взлетели, то не переносите время удара, то есть для авиации после взлета, это, во-первых, категорически запрещается, во-вторых, невыполнимо, так как вылеты планируются, как правило, на полный радиус, «на укол», и после посадки и без ваших вводных по переносу времени удара в самолетах остается, как шутят летчики, «два ведра керосина»…

milstar: Атака линейного корабля с воздуха всегда была рискованным мероприятием. И ладно немцы или британцы. У американцев корабельная ПВО лет на пять опережала все разработки других стран. В результате, линкор “Саут Дакота” однажды завалил 26 японских самолетов, из 50, пытавшихся атаковать американское соединение (даже если половину указанного кол-ва сбили эсминцы эскорта — результаты воздушного погрома у о. Санта-Крус есть удивительный военно-технический рекорд). https://topwar.ru/67532-samye-zhivuchie-korabli.html

milstar: Британские ЛК типа “Кинг Джордж V” и “Вэнгард” Французские ЛК типа “Ришелье” Немецкие ЛК типа “Бисмарк”. Итальянские ЛК типа “Литторио” Японские ЛК типа “Ямато” Американские ЛК типа “Норт Кэролайн”, “Саут Дакота” и “Айова”. Шедевры мирового кораблестроения. Огромные и мощные. Настоящие плавучие крепости, прекрасно защищенные от любых типов угроз. Несмотря на многочисленные попытки их уничтожения, ни один из них не смог быть потоплен “обычными” методами с применением вменяемого кол-ва самолетов (хотя бы силами пары эскадрилий; для примера: Мидуэй, где одна группа Мак-Класки решила исход всего боя) или обычных авиабомб (массой до 1 тонны, сбрасываемых со средних для того времени высот).

milstar: Выводы На 23 линкора позднего периода приходятся семь боевых потерь. Шесть из семи — совершенно дикие случаи с применением колоссальных усилий по выводу из строя этих гигантов. https://topwar.ru/67532-samye-zhivuchie-korabli.html

milstar: SSBN Yuriy Dolgorukiy successfully tests 4 Bulava missiles in salvo Минобороны России Published on May 22, 2018 https://www.youtube.com/watch?v=VUdIUdouLv0

milstar: озможности промышленности по серийному выпуску — до 25 штук в год (оценочно). Модификации ракеты «Булава»• Типы БЧ: Ракета оснащается средствами преодоления ПРО. В ракете используются боевые блоки малой мощности разработанные ГРЦ им.Макеева. Управление маневрирующими боевыми блоками — газодинамическое. Манёвр по курсу и высоте полёта осуществляется в атмосфере. Ядерные заряды разработаны ВНИИЭФ (г.Саров) совместно с Уральским ядерным центром. — «Булава-30» (в ходе испытаний) — 3 х РГЧ ИН; — «Булава-30» (стандартная комплектация) — 6 х РГЧ ИН мощностью по 150 кт; — «Булава-30» / «Булава-47» — 10 х маневрирующих РГЧ ИН. РГЧ могут совершать маневры в атмосфере по курсу и высоте; • Модификации: — ракета «Булава-30» — базовый вариант БРПЛ разработки МИТ. — ракета «Булава-45» / «Булава-47» — тяжелая модификация с боевыми блоками с активными РЛ ГСН. Разработка ГРЦ им.Макеева. Масса — 45 или 47 тонн. — ракета «Булава-М» — модернизированный вариант ракеты Р-30 «Булава-30», планируется к установке на ПЛАРБ проекта 955У/955М. Источник: https://fishki.net/1322922-bulava---tvyordotoplivnaja-mezhkontinentalnaja-ballisticheskaja-raketa.html © Fishki.net

milstar: Коротко об эскадре нам рассказал сам командующий - контр-адмирал Николай Евменов, находящийся в этой должности с июля прошлого года Рассказ об инфраструктуре базы командующим video https://topwar.ru/10212-16-ya-krasnoznamennaya-eskadra-podvodnyh-lodok.html

milstar: Анализ возможных районов использования надводных ракетоносцев, замаскированных под гражданские суда, показал, что наиболее пригодными для этой цели являются акватории, прилегающие к нашей территории на северо-западе и северо-востоке (Баренцево, Белое и Охотское моря), патрулируя в которых, корабли с БР межконтинентальной дальности могут держать под прицелом объекты на большей части (около 90%) территории США. Поскольку в этих акваториях постоянно находилось около пятисот плавсредств различного назначения, выявление из них носителей БР, действующих под военно-морским флагом, но идентичных по своему внешнему виду наиболее характерным для данных районов гражданским судам, представлялось для вероятного противника достаточно сложной задачей. Поэтому наиболее предпочтительным явился вариант создания таких кораблей на базе транспортных судов ледового плавания пр.550 (типа «Амгуэма»), серийно строившихся в то время в Комсомольске-на-Амуре и в Херсоне. Эти суда дедвейтом 8700 т имели ледокольную форму корпуса, гребной винт со съемными лопастями и дизель-электрическую энергетическую установку, что позволяло им самостоятельно работать на трассе Северного морского пути. http://otvaga2004.ru/atrina/atrina-histor/proekt-skorpion/

milstar: Особое внимание при разработке проекта было уделено вопросам обеспечения старта ракет при качке корабля. В ЦНИИ-45 проводились мореходные испытания модели корабля, позволившие определить параметры его качки на волнении и оценить возможности их улучшения за счет установки успокоителей качки. Поскольку умерение бортовой качки должно было проводиться как на ходу, так и без хода, в проекте был принят жидкостной успокоитель. ЦНИИ-45 исследовал два их типа: цистерну Фрама 1 -го рода и цистерну Флюма со свободной поверхностью в соединительном канале. Было установлено, что при принятых в проекте размерах цистерн (общая протяженность – 0,065L, масса жидкости – 2.4% от водоизмещения) оба типа обеспечивают снижение амплитуд бортовой качки примерно в 1,3 раза. Как показали модельные испытания, на всех курсовых углах к волне при волнении до 6 баллов включительно и неработающих успокоителях максимальные амплитуды бортовой качки не превосходят 10 град., а килевой – 4 град., то есть не выходят за пределы, при которых возможен пуск ракет. Эти данные совпали о натурными замерами параметров качки, выполненными ЦНИИ-45 на судне пр.550 «Оленек». http://otvaga2004.ru/atrina/atrina-histor/proekt-skorpion/

milstar: Источник: стратегический подводный беспилотник "Посейдон" получит скорость более 200 км/ч Собеседник агентства отметил, что "поражение беспилотника существующими сегодня у вероятного противника средствами" невозможно МОСКВА, 4 января. /ТАСС/. Российский стратегический беспилотный подводный аппарат "Посейдон", о создании которого объявил в марте президент РФ Владимир Путин, получит максимальную подводную скорость хода более 200 км/ч. Об этом в пятницу сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе. "Покинувший подлодку-носитель беспилотник будет идти к цели на глубине более 1 км со скоростью 200 км/ч и больше (около 110 узлов)", - сказал собеседник агентства. Он уточнил, что, "как и в случае с ракето-торпедой "Шквал", беспилотник "Посейдон" будет двигаться на максимальной скорости в воздушной каверне (вокруг аппарата будет образовываться полость с водяным паром - прим. ТАСС), что значительно снижает сопротивление среды". Как добавил источник, "на пути к цели "Посейдон" будет непрерывно маневрировать по курсу и глубине, что с учетом скорости и максимальной глубины хода более 1 км делает поражение беспилотника существующими сегодня у вероятного противника средствами невозможным". Максимальная подводная скорость современных атомных подлодок составляет около 60 км/ч (30-35 узлов), торпед - в районе 90 км/ч (до 50 узлов). Отечественная ракета-торпеда "Шквал", оборудованная реактивным двигателем, может, по разным данным, идти под водой со скоростью 370 км/ч (до 200 узлов), но на дистанцию чуть более 10 км и на малой глубине. ТАСС не располагает официальным подтверждением предоставленной источником информации. О беспилотнике "Посейдон" Как сообщил в конце декабря ТАСС другой источник в оборонно-промышленном комплексе, в настоящее время ведутся подводные испытания беспилотного аппарата "Посейдон". Он уточнял, что в качестве носителя беспилотника используется одна из атомных подлодок ВМФ. О создаваемом в России беспилотном подводном аппарате с ядерной энергетической установкой впервые рассказал президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию в марте этого года. Президент тогда сообщил, что эти беспилотники могут быть оснащены как обычными, так и ядерными боеприпасами и будут способны уничтожать объекты инфраструктуры противника, авианосные группировки и так далее. Аппараты "Посейдон" вместе с носителями - атомными подводными лодками - входят в так называемую океанскую многоцелевую систему. Ранее источник в оборонно-промышленном комплексе сообщал ТАСС, что создаваемый в России беспилотный подводный аппарат "Посейдон" будет способен нести ядерную боевую часть мощностью до двух мегатонн для уничтожения военно-морских баз противника. https://tass.ru/armiya-i-opk/5974747

milstar: Для ВМФ разрабатывается новейшая высокоточная крылатая ракета "Калибр-М" корабельного базирования с максимальной дальностью стрельбы более 4,5 тыс. км. Создание ракеты находится на этапе научно-исследовательских работ и профинансировано Минобороны", - сказал собеседник агентства. Он уточнил, что создание "Калибра-М" включено в госпрограмму вооружения до 2027 года, "ракета должна быть передана флоту до конца действия программы". Источник добавил, что новая ракета будет отличаться от стоящих на вооружении "Калибров" как большей дальностью стрельбы, так и своими габаритами. "Ракета будет существенно больше, вес ее боевой части приблизится к 1 т", - отметил он. По словам собеседника агентства, новой ракетой планируется оснащать крупные надводные корабли, начиная с фрегатов, а также атомные подлодки. "Калибр-М" предназначен для уничтожения сухопутных объектов и будет способен нести как обычную, так и ядерную боевую часть", - уточнил он. ТАСС не располагает официальным подтверждением предоставленной источником информации.

milstar: О походе "Североморска" Дальний поход БПК "Североморск" начался в июле прошлого года. С сентября по декабрь экипаж корабля выполнял задачи по борьбе с пиратством и обеспечению безопасности гражданских судов в акватории Индийского океана, Аденского залива, Красного и Аравийского морей. Новый год и Рождество моряки уже встретили в Средиземном море. За время похода "Североморск" зашел с деловым визитом в порты Алжир, Виктория, Пемба, Анциранана, Джибути, Карачи и Лимасол. Экипаж корабля участвовал в российско-пакистанских учениях "Аравийский муссон-2018" в Индийском океане и в межфлотском учении ВМФ России в Средиземном море. Всего корабль прошел более 30 тыс. морских миль. https://tass.ru/armiya-i-opk/5984578

milstar: Макаров внимательно изучил и проанализировал теоретические труды Суворова, Клаузевица, Жомини, Наполеона, Леера и Драгомирова. В итоге им был сделан вывод, что законы и принципы военного искусства одинаковы как в войне на суше, так и на море, необходимо только их умело применять исходя из обстановки. Завершая рассуждения о морской тактике как науке, Макаров делает вывод о необходимости и важности её изучения офицерами флота: «Теоретическое изучение наивыгоднейшего способа пользования боевыми средствами судов, то есть морской тактики, необходимо. Это изучение и практические упражнения, указываемые тактикой, дают подготовку, которая поможет усвоить некоторые прак-тические приёмы и даст основание для того, чтобы перед боем и в бою яснее представить положение дела и выбрать наивыгоднейший образ действий. Выгода тактических занятий в том и заключается, что занимавшийся тактикой и много работавший над этим скорее приобретает глазомер – в широком смысле этого слова, то есть умение ясно оценить обстановку. Ждать, когда мы научимся из одной практики, значит ждать несбыточного и предрешить большие потери при первых же встречах с неприятелем». В своём труде Макаров впервые для парового флота разработал тактические приёмы использования артиллерийского, торпедного и минного оружия, положил начало противоминной и противоторпедной обороне. Большое внимание Макаров уделил организации и ведению разведки и наблюдения на морском театре военных действий. Большое внимание С.О. Макаров уделил организации и ведению разведки и наблюдения на морском театре военных действий Так проходили морские сражения в ХIХ веке. Он впервые предложил комплексное использование всех сил и средств флота для ведения разведки. Развёртывание на своём побережье сети наблюдательных постов, оборудованных телеграфными аппаратами для связи между собой и со штабом флота, с одновременным ведением разведки лёгкими силами флота на всей акватории района ведения военных действий и организацией агентурной разведки. Причём Макаров говорит о необходимости организации и ведения агентурной разведки в странах потенциального противника ещё в мирное время, так как организовать её во время войны будет практически невозможно. Для повышения скорости прохождения информации манёвренные силы разведки должны были передавать развединформацию в штаб флота через береговые посты по телеграфу. Бесценный вклад в развитие теории военно-морского искусства Макаров внёс, первым разработав в своём труде теорию морской тактики современных паровых флотов. Он подробно разработал тактику ведения одиночного морского боя кораблями различных классов, изложил правила, способы и тактические приёмы одиночного морского боя в различных условиях обстановки. Продолжая традиции активных наступательных действий русского флота, Макаров особенно подчёркивал, в каких случаях необходимо проведение одиночного морского боя: «Бой обязателен тогда, когда нам следует помешать противнику делать то, что он считает своей задачей… Если даже он (корабль) слабее противника и имеет мало надежды победить, то и тогда он до некоторой степени ослабит противника и помешает его дальнейшей разрушительной деятельности». Центральное место в морской тактике Макарова занимает теория применения сил флота в эскадренном сражении. В этой теории Макаров определяет необходимый боевой состав эскадры, боевые построения, способы боевого маневрирования и действий сил эскадры в сражении. Большое внимание Макаров уделяет организации огневого поражения противника, взаимодействия и управления силами в сражении. Макаров впервые рассматривает боевой состав эскадры в сражении как разнородный, выражаясь современным языком, создаёт разнородную группировку сил из броненосцев, крейсеров и миноносцев, которые сводятся в однородные отряды (группировки) для выполнения свойственных огневых задач. При этом большое значение он придаёт организации взаимодействия между ними, которое организуется в интересах главных сил – броненосцев. Впервые организация огневого поражения противника в сражении рассматривается комплексно различными способами с использованием не только артиллерии, но и минного оружия – торпед. Таким образом, разработанная адмиралом Макаровым модель эскадренного сражения стала, по существу, прообразом морской операции по поражению корабельных ударных группировок противника и основой для зарождения новой области военной науки – оперативного искусства флота. Труд Степана Осиповича Макарова «Рассуждения по вопросам морской тактики» оказал существенное влияние на развитие российского военно-морского флота и стал ценным вкладом в военно-морское искусство. Последний этап жизни и боевой деятельности вице-адмирала Макарова связан с русско-японской войной 1904–1905 годов. Уже в ходе войны 1 февраля 1904 года он был назначен командующим Тихоокеанским флотом, когда положение флота было тяжёлым. Плана военных действий на море не было, также отсутствовал единый план действий сухопутной армии и флота. Адмирал Макаров вынужден был уже в ходе войны устранять недоработки мирного времени в подготовке сил флота к войне и активно воплощать в жизнь свои теоретические разработки по ведению войны на море, одновременно совершенствуя и развивая их, сообразуясь с новыми требованиями обстановки. Опираясь на свои труды, богатый практический и боевой опыт, он лично разработал инструкцию для действий миноносцев в разведке и в атаке, инструкцию для боя эскадры, инструкцию по управлению огнём в бою на ходу, таблицу однофлажных боевых сигналов и многие другие документы, необходимые для организации действий сил флота в войне на море. Многие мысли и предложения адмирала Макарова значительно опередили эпоху, в которую жил и трудился выдающийся русский флотоводец и учёный, а многие не утратили своей актуальности и в настоящее время В Порт-Артуре идеи Макарова по обороне кораблей на рейде получили дальнейшее развитие и практическое воплощение. Им была разработана специальная «Инструкция по обороне рейда», которая по существу являлась планом обороны главной военно-морской базы Тихоокеанского флота с моря. На основе этой инструкции впервые в мире была создана единая непрерывно действующая система обороны военно-морской базы с моря разнородными позиционными и манёвренными силами, и была заложена основа для будущих действий сил по поддержанию оперативного режима. Для обороны базы были выставлены морские минные и боносетевые заграждения, организованы разведка и дозорная служба, система артиллерийского прикрытия рейда и базы огнём береговых батарей и корабельной артиллерии, установлена единая система связи и опознавания и организовано систематическое траление фарватеров. Впервые было организованно противоминное обеспечение сил флота. Для этого были созданы из минно-тральных судов тральные караваны, которые осуществляли систематическое траление фарватеров, прообраз будущих корабельных тральных групп. Также впервые были воплощены в жизнь идеи Макарова по ведению активных минно-заградительных наступательных действий. Для участия в этих действиях, кроме специальных минных заградителей, были привлечены боевые корабли, дооборудованные специальными минными рельсами миноносцы, что позволяло брать на борт большее количество мин. Макаров с первых дней командования флотом в русско-японской войне начал широко применять лёгкие силы флота, продолжая совершенствовать и развивать тактику их действий. Всё это привело к резкому возрастанию роли лёгких сил флота и появлению новых форм применения сил – боевые и систематические боевые действия флота, которые стали заполнять паузы между крупными морскими боями и сражениями, держать воюющие флоты в постоянном напряжении. Это также подтвердило идеи Макарова о необходимости выполнения задач в войне на море комплексным применением разнородных сил флота. Всё это дало мощный импульс для дальнейшего развития лёгких сил во всех флотах мира. Русско-японская война предъявила повышенные требования к службе штаба флота как органа управления. По инициативе Макарова при штабе командующего Тихоокеанским флотом был создан военно-морской отдел, который стал заниматься вопросами оперативного применения сил флота, а также была учреждена должность офицера по организации взаимодействия флота с сухопутными войсками. Необходимо отметить, что многие мысли и предложения Степана Осиповича Макарова значительно опередили эпоху, в которую жил и трудился выдающийся русский флотоводец и учёный, а многие не утратили своей актуальности и в настоящее время. Идеи Степана Осиповича Макарова и его практическая дея-тельность оказали значительное влияние на развитие военно-морского искусства во всём мире. Они стали отправной точкой для последующих глубоких теоретических исследований и разработок во всех областях военно-морского искусства. http://redstar.ru/flotovodets-i-uchyonyj/



полная версия страницы