Форум » Разное » История и археология » Ответить

История и археология

milstar: Фукидид командовал эскадрой у острова Фасоса; он не успел предотвратить переход Амфиполя на сторону Брасида (приняв лишь меры к защите Эйона) Фукидид написал «Историю Пелопоннесской войны», современником и очевидцем которой он был Историографические принципы Цель Фукидида, как он сам её определяет — «отыскание истины». Он враг анекдотов, вымыслов, поэтических прикрас; он не стремится к занимательности. Он сам противополагает свой труд произведениям как поэтов, с их преувеличениями и прикрасами, так и «логографов» (I, 21). Фукидид знал, что его изложение покажется менее занимательным и приятным; но он считал достаточным, если его труд «найдут полезным те, кто пожелает иметь ясное и верное представление о прошлом, ввиду того, что, по свойствам человеческой природы, и в будущем когда-нибудь может произойти нечто подобное». На своё произведение он смотрел не как на временную забаву для слушателей, а как на «достояние навеки» (I, 22). Фукидид, по собственным словам, стремился к точному знанию (V, 26) и излагал не так, как ему казалось или как сообщал первый встречный, а как очевидец или на основании сведений хотя и добытых от других, но подвергнутых возможно тщательной и точной проверке (I, 22), Он сознает, что узнавать правду было трудно, ибо свидетели-очевидцы говорили об одном и том же не одинаково, а под влиянием пристрастия или памяти (I, 22). Таким образом, основные приёмы исторической критики впервые открыты и применены Фукидидом. Весь его труд свидетельствует о его добросовестности, тщательности и осторожности в отыскании истины. Фукидид первый надлежащим образом оценил важность документов и некоторые из них целиком внёс в свою историю (например, текст перемирия 423 г., Никиева мира, договора афинян с Аргосом, Мантинеей и Элидой). Он извлекает данные из надписей; умеет пользоваться мифом и народным преданием, объяснить происхождение того или иного рассказа, даже неверной версии (см., например, VI, 54 сл.). В отношении приёмов особенно интересны начальные главы, в которых Фукидид пытается дать реконструкцию важнейших моментов древнейшей греческой истории; со стороны метода эти главы — одно из самых замечательных проявлений греческой мысли. Здесь историк применяет в широких размерах метод обратного заключения — от настоящего к прошлому, от известного к неизвестному, причём основанием для его заключений и комбинаций служат свидетельства эпоса, топографические данные, вещественные памятники, сохранившиеся названия, быт отсталых в культурном отношении греческих племён и варваров, обычаи, празднества и обряды, вообще — культурные переживания. Приёмы Фукидида напоминают приёмы современных исследователей и его метод обратного заключения есть вместе с тем метод сравнительный: Фукидид подмечает аналогию между бытом греков, на известной ступени их развития, и варваров (I, 3,6); ему не чужда уже идея постепенного развития; древнейшая, баснословная старина у него лишь один из фазисов в развитии греческого общества. В его труде ясно обнаруживается идея причинности: Фукидид отличает общие, основные причины и поводы или случайные обстоятельства. Например, он отмечает, что события в Эпидамне и Потидее, жалобы Мегары и Эгины — это только поводы и предлоги к войне; истинная же причина её таилась в возвышении афинского могущества, возбуждавшего в лакедемонянах страх и зависть (I, 23; II, 8). Фукидид признает законосообразность исторических явлений; у него встречается ряд обобщений, основанных на убеждении в том, что одинаковые причины и условия вызывают и одинаковые следствия: по его мнению, пока не изменится человеческая природа, до тех пор будут происходить и явления, подобные тем, которые он описывает. Так, по поводу борьбы партий на о-ве Керкире Фукидид даёт поразительное по глубине анализа изображение патологических явлений — извращения понятий, одичания и деморализации греческого общества, как пагубного и неизбежного последствия ожесточённой междоусобной войны (III, 82—83), и при этом замечает: «вследствие междоусобиц множество тяжких бед обрушилось на государства, бед, какие обыкновенно бывают и всегда будут, пока человеческая природа остаётся тою же», но только в большей или меньшей степени и различные по формам, сообразно обстоятельствам в каждом отдельном случае.

Ответов - 45, стр: 1 2 3 All

milstar: В 2008-м в Денисовой пещере на юге Сибири археологи обнаружили фрагмент фаланги пальца возрастом 40 тысяч лет. Кость передали в лабораторию Паабо. Генетический анализ произвел сенсацию: выделенная митохондриальная ДНК не походила ни на одну из известных последовательностей современных людей или неандертальцев. В первом случае ученые нашли отличия по 385 нуклеотидам, а во втором — по 202. Неизвестный ранее вид древних людей, пересекавшихся в Азии с неандертальцами и сапиенсами, назвали Homo denisovensis — денисовским человеком. Сегодня больше всего "денисовских" генов — до шести процентов — у коренных жителей Австралии и Океании. Стало ясно, что, когда люди современного типа расселялись за пределы Африки, в Евразии уже обитали две другие популяции гоминидов: неандертальцы на западе и денисовцы на востоке. По мере экспансии сапиенсы неоднократно встречались и скрещивались и с теми, и с другими.

milstar: Ч И Н Г И З - Х А Н http://www.belousenko.com/books/bio/chingizhan_walker.pdf

milstar: один исторический факт, относящийся к границе палеозоя и мезозоя. В это время произошло столкновение Земли с огромным метеоритом, после которого остался кратер диаметром 500 километров, обнаруженный методами гравитационной разведки подо льдами Антарктики в 2006 году. Последствия столкновения с таким крупным объектом не могли не привести к катастрофе. Ведь падение на Землю 65 миллионов лет назад в шесть раз меньшего метеорита привело к гибели обитателей мелового периода и к началу нового витка эволюции — кайнозойской эры. Читайте больше на https://www.pravda.ru/eureka/310053-gdying/


milstar: В мире античных свитков http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1275473465 Из всех памят-ни-ков антич-ной куль-ту-ры, накоп-лен-ных за дол-гие века ее раз-ви-тия, кни-ги ока-за-лись одним из самых рани-мых. В пла-ме-ни пожа-ров, под раз-ва-ли-на-ми древ-них хра-мов, раз-ру-шен-ных во вре-мя бур-ных собы-тий послед-них веков суще-ст-во-ва-ния Запад-ной Рим-ской импе-рии, погиб-ли тыся-чи книг: мно-гие про-из-веде-ния антич-ной лите-ра-ту-ры ока-за-лись утра-чен-ны-ми навсе-гда31. Но, веро-ят-но, еще боль-ший урон при-чи-ни-ли собра-ни-ям антич-ных книг неве-же-ство и зло-ба людей, раз-жи-гае-мые рели-ги-оз-ны-ми пред-рас-суд-ка-ми. Победив-шее в IV веке хри-сти-ан-ство рас-смат-ри-ва-ло (по край-ней мере, на пер-вых порах сво-его суще-ст-во-ва-ния) всю антич-ную лите-ра-ту-ру и соот-вет-ст-вен-но все «язы-че-ские» кни-ги как само-го закля-то-го вра-га

milstar: Около 75 тыс. лет назад на индонезийском острове Суматра взорвался вулкан Тоба. Как считают некоторые антропологи, из-за выброшенных в воздух миллионов тонн пепла на значительной части планеты наступила вулканическая зима, а человечество оказалось на грани вымирания — численность людей сократилась примерно до 10 тыс. И хотя не все учёные согласны с тем, что события развивались по столь апокалиптическому сценарию, оба лагеря — и сторонники, и скептики — не сомневаются: исходящая от вулканов угроза действительно крайне серьёзна. https://spec.tass.ru/vulkan/



полная версия страницы